Научно-практический рецензируемый журнал
"Современные проблемы здравоохранения
и медицинской статистики"
Scientific journal «Current problems of health care and medical statistics»
Новости научно-практического рецензируемого журнала
Больше новостей

Диагностика и профилактика преждевременного старения

Геронтология и гериатрия

РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ ДИАБЕТА ПОЖИЛЫХ ЛИЦ, СТРАДАЮЩИХ САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ II ТИПА

Л.И. Светый1, А.О. Ворвуль1, Е.В. Маркина1, К.А. Ивих1, А.А. Руссу1
1. ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России, г. Курск
УДК 616.379-053.9

DOI: 10.24411/2312-2935-2020-00007

  

РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ ДИАБЕТА ПОЖИЛЫХ ЛИЦ, СТРАДАЮЩИХ САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ II ТИПА

 

Л.И. Светый, А.О. Ворвуль, Е.В. Маркина, К.А. Ивих, А.А. Руссу

 

ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России, г. Курск

 

Введение. В виду значительного роста заболеваемости сахарным диабетом 2 типа, отсутствия 100% выздоровления, проблема диабета остается актуальной в сегодняшнее время.

Цель: анализ эффективности проведения школы диабета (ШД) в улучшении качества жизни у пожилых пациентов, страдающих сахарным диабетом 2 типа.

Материалы и методы. Было проведено исследование, в котором приняли участие 355 пациентов. Исследование включало в себя опрос на уровень мотивированности и заинтересованности в обучении, методы субъективного, объективного и лабораторного исследования в течение года после обучения в ШД.

Результаты и обсуждение. При анализе результатов через год после окончания обучения в ШД выявлено достоверное снижение индекса массы тела (ИМТ), систолического (САД) и диастолического артериального давления (ДАД). 96,1% от всех исследуемых достигли целевого уровня содержания HbA1С в плазме крови.

Заключение. Отмечается значительное улучшение качества жизни, а также клинических и лабораторных показателей у пожилых лиц, страдающих СД2, посетивших занятия в ШД.

 

Ключевые слова: сахарный диабет 2 типа, школа сахарного диабета, пожилые пациенты.

 

 

THE RESULTS OF EDUCATION OF ELDERLY PERSONS WITH TYPE II DIABETES MELLITUS AT DIABETES SCHOOL

 

L.I. Svetyy, A.O. Vorvul, E.V. Markina, K.A. Ivikh, A.A. Russu

 

Kursk Medical State University, Kursk

 

Introduction. In view of the significant increase in the incidence of type 2 diabetes, the lack of 100% recovery, the problem of diabetes remains relevant in today's time.

Aim: to analyze the effectiveness of diabetes research (SD) in improving the quality of life in elderly patients suffering from type 2 diabetes.

Materials and methods. A study was conducted in which 355 patients participated. The study included a survey on the level of motivation and interest in learning, methods of subjective, objective and laboratory research during the year after training in the SD.

Results and discussion. When analyzing the results a year after graduation from the school, a significant decrease in body mass index (BMI), systolic (SAD) and diastolic blood pressure (dad) was revealed. 96.1% of all subjects reached the target level of HbA1c in blood plasma.

Conclusion. There is a significant improvement in the quality of life, as well as clinical and laboratory indicators in older persons suffering from DM2, who attended classes in the SD.

 

Key words: type 2 diabetes mellitus, diabetes school, elderly patients.

 

Введение. Сахарный диабет (СД) – хроническое неинфекционное заболевание, темпы роста распространенности которого приобрели масштаб мировой эпидемии [2].

В настоящее время в мире зарегистрировано 415 миллионов человек с сахарным диабетом, по данным Международной Диабетической Федерации. К 2040 г. специалисты прогнозируют увеличение числа больных СД до 642 миллионов человек [1]. Данная нозология является причиной развития тяжелых осложнений и развития временной и стойкой нетрудоспособности, а также для нее характерна высокая летальность [3]. Актуальными вопросами являются мониторинг СД и профилактические действия, направленные на предупреждение развития осложнений, которые могут привести к нарушению адаптации пациентов в обществе. Данные мероприятия обеспечивается систематическим и высокоинтенсивным обучением больных для расширения его информированности о СД, его последствиях и повышения мотивированности к самоконтролю. В связи с недостаточным вниманием к своему здоровью, для контроля течения СД в повседневной жизни успешно создаются школы диабета (ШД) на базе учреждений первичного звена и специализированных стационаров [4, 5].

Значимость заболеваемости сахарным диабетом в социуме определяет его распространенность во всем мире. Организацией Объединенных Наций была принята резолюция в 2015 году, в которой говорилось о своевременном решении проблем распространенности заболеваемости сахарным диабетом. Было отмечено, что обучение и предоставление информации о заболевании имеет хороший эффект для его контроля и улучшения жизни людей страдающих данной патологией [6, 7]. В Курской области ШД ведут свою работу на таких базах, как специализированные стационары, так и в амбулаторно-поликлинических учреждениях. В результате в существующих школах обучение проходят около 15-20% пациентов с СД2.

Цель исследования – анализ эффективности проведения школы диабета в улучшении качества жизни у пожилых пациентов, страдающих сахарным диабетом 2 типа.

Материалы и методы. Для исследования были отобраны 352 пациента в возрасте от 60 до 83 лет (средний возраст 69,7±7,5 лет), впервые обучающийся в ШД (табл. 1). Среди обучающихся в ШД большинство составляли женщины (n = 237, 66,7%). Средняя длительность заболевания составила 11,7±4,1 лет. Диагноз СД2 впервые был поставлен 30 обучающимся (14,9%). Контрольную группу составили 102 пациента с СД2, не посещавших ШД.

Проведён ретроспективный анализ результатов работы ШД, функционирующей на базе поликлиники областного бюджетного учреждения здравоохранения «Курская городская клиническая больница №4». Обучение проводилось в небольших группах (4-6 человек) по программе, разработанной в рамках федерального проекта «Сахарный диабет» Министерства здравоохранения России.

В программе обучения закреплены следующие основополагающие принципы:

1.         Ознакомить больного с базовыми процессами, которые происходят в организме на фоне СД в условиях продолжительной гипергликемии.

Таблица 1

Характеристики исследуемой выборки

Параметр

N

%

Возраст, лет

60-69

171

48,2

70-79

129

36,3

>80

55

15,5

Пол

женский

237

66,7

мужской

118

33,3

Длительность СД2, лет

<1

53

14,9

1-5

64

18,2

5-10

75

21,6

>10

163

45,1

Осложнения СД2

Диабетическая стопа

162

45,7

Диабетическая нефропатия

329

92,0

Диабетическая ретинопатия

251

70,7

 

  1. Обучить пациента различать первоначальные признаки острых осложнений (гипогликемия, кетоацидоз), а также вовремя осуществлять мероприятия по их устранению с целью профилактики коматозных состояний.
  2. Предоставить достаточные познания для достойной жизни и самореализации в случаи полноценного контроля СД.

Занятия длились 45 минут, в специально отведенных помещениях, в течении 5 дней. В начале и конце обучения проводилась оценка знаний с помощью анкетирования.

Эффективность обучения пациентов, страдающих СД2, самоконтролю оценивалась по следующим критериям:

1. Клинические критерии: ИМТ, уровень артериального давления (АД), самочувствие;

2. Лабораторные критерии: уровень HbA1C;

3. Осложнения СД: нефропатия (расчет скорости клубочковой фильтрации (СКФ) по формуле CKD-EPI с оценкой стадии хронической болезни почек [ХБП]), синдром диабетической стопы (регрессия, стабилизация или прогрессирование);

4. Неотложные состояния при СД: частота возникновения гипогликемий и кетоацидоза;

5. Оценка уровня знаний о диабете: наличие и надлежащее ведение дневника, самостоятельное принятие решений о коррекции терапии на основе знаний, полученных в ШД (изменение дозы инсулина, предупреждение гипогликемии и кетоацидоза, коррекция физической активности и уровня гликемии).

Анализ осуществлялся при помощи электронных таблиц Microsoft® Excel 2010 и пакета прикладных программ Statsoft® STATISTICA 6.0 использованием стандартных методов вариационной статистики, корреляционного и регрессивного анализа. Оценку достоверности различий между парными и независимыми выборками проводили с использованием непараметрического U-критерия Манна-Уитни. Статистически значимыми считали отличия при уровне p < 0,05.

Результаты и обсуждение. При опросе было выявлено, что наиболее популярной целью посещения ШД является освоение принципов профилактики осложнений диабета. С такой целью на занятия пришли 147 пациентов (41,6%), второй целью являлось освещение о принципах правильного питания – 123 человек (35,7%). С целью узнать причины колебания сахара в крови ШД стали посещать 48 пациентов (13,6%), узнать любую новую информацию пришли 33 больных СД (9,3%).

По собственной инициативе занятия ШД стал посещать 71 больной (20%). В начале обучение понятие о СД и его течении имели  182 обучающихся (50,8%), после обучения – 319 (87,9%) (р˂0,05). 114 (32,4%) пациентов до начала обучения регулярно проводили самоконтроль, после обучения мотивация к самоконтролю появилась у 278 (77,4%) пациента (р˂0,05). О правилах диетотерапии при СД2 до обучения представление имели 202 (56,7%) пациента, после обучения – 283 (81,1%) обучающихся ориентировались в принципах лечебного питания (р˂0,05). В начале обучения 56 (14.8%) пациентов были осведомлены о целевых показателях уровня глюкозы в плазме крови при лечении СД, после обучения 206 (57,8%) правильно называли референсные значения лабораторных данных и критерии эффективности проводимой терапии (р˂0,05). Данные результаты говорят о разной осведомленности пациентов о СД, что может отразиться на результатах обучения.

При оценке эффективности посещения проведения ШД у обучающихся фиксировались изменения клинических и лабораторных показателей через 6 месяцев после окончания обучения (табл. 2). Через 6 месяцев отмечается достоверное САД и диастолического артериального давления ДАД как относительно исходных показателей, так и в сравнении с контрольной группой.

При анализе результатов через год после окончания обучения в ШКД (табл. 3) выявлено достоверное снижение ИМТ у исследуемых лиц в среднем на 3,5 кг/м2 относительно исходных показателей (p<0,05), а также в сравнении с контрольной группой

Таблица 2

Изменения клинических и лабораторных показателей в результате обучения в
школе диабета через 6 месяцев после окончания обучения

Параметр

Исходный   уровень

Через   6 месяцев

Исследуемая   группа (n=355)

Контрольная   группа
  (
n=102)

Исследуемая   группа
 
(n=355)

Контрольная   группа
  (
n=102)

ИМТ, кг/м2

35,3±5,7

36,0±4,2

33,9±4,2

35,9±4,9

САД, мм рт. ст.

164,7±9,8

165,8±10,7

145,1±6,8*#

155,3±10,9

ДАД, мм рт. ст.

94,4±6,6

95,1±5,9

90,7±5,7*#

93,7 ±6,1

HbA1C, %

9,1±0,84

9,0±0,76

8,1±0,45

8,7±0,82

СКФ, мл/мин/1,73м2

43,8±5,2

43,2±4,6

45,2±6,4

42,7±5,2

* – Различия между исходными показателями и данными через 6 месяцев у исследуемой группы статистически значимы при р<0,05

# – Различия между показателями исследуемой группы и данными контрольной группы через 6 месяцев статистически значимы при р<0,05

 

(p<0,05), но при этом ожирение остается проблемой у пациентов. Отмечается снижение САД и ДАД в течение года в среднем на 28,0 и 8,9 мм рт. ст. соответственно данных полученных до обучения (p<0,05). Также данные показатели были ниже цифр, полученных у лиц, входивших в контрольную группу, взятых аналогичный промежуток времени (p<0,05). Большинство пациентов (341 – 96,1%) достигли целевого уровня содержания HbA1C в крови (7,5-8,0% в зависимости от наличия осложнений СД [1]). Средняя концентрация HbA1C составила 7,2±0,14%.

Также проводился анализ проявлений осложнений СД таких как: диабетическая нефропатия, диабетическая стопа и диабетическая ретинопатия. После посещения занятий в ШД в течение года отмечается стабилизация проявлений диабетической нефропатии, которая отражается в практически одинаковом уровне СКФ в исследуемом промежутке времени.

Регрессия симптомов диабетической стопы наблюдалась у 62 пациентов (38,5% от всех страдающих данным синдромом), стабилизация проявлений у 87 (54,1%), прогрессирование у 11 (6,8%) обучающихся в ШД. У большинства пациентов (217 – 61,1%), прошедших обучение в ШД стабилизировались проявления диабетической ретинопатии.

Таблица 3

Динамика клинико-лабораторных данных через 12 месяцев после окончания
обучения в школе диабета

Параметр

Исходный   уровень

Через   12 месяцев

Исследуемая   группа (n=355)

Контрольная   группа
  (
n=102)

Исследуемая   группа
 
(n=355)

Контрольная   группа
  (
n=102)

ИМТ, кг/м2

35,3±5,7

36,0±4,2

29,9±3,1*#

33,2±6,3

САД, мм рт. ст.

164,7±9,8

165,8±10,7

136,7±7,3*#

141,8±12,6

ДАД, мм рт. ст.

94,4±6,6

95,1±5,9

85,5±4,2*#

95,7±5,8

HbA1C, %

9,1±0,84

9,0±0,76

7,2±0,14*#

8,1±0,57

СКФ, мл/мин/1,73м2

43,8±5,2

43,2±4,6

45,7±6,1

40,1±3,8

* – Различия между исходными данными и показателями через 12 месяцев у исследуемой группы статистически значимы при р<0,05

# – Различия между показателями исследуемой группы и данными контрольной группы через 12 месяцев статистически значимы при р<0,05

 

Объективно об эффективности ШД также можно судить на основе полученных данных, которые свидетельствуют о том, что у пациентов, прошедших обучение в ШД количество гипогликемических состояний уменьшилось на 45,6%, , частота кетоацидоза уменьшилась на 74,7%, оптимальный психологический статус был достигнут у 189 пациентов (53,2%) пациентов, число случаев экстренной госпитализации уменьшилось в 3,2 раза по сравнению с аналогичным периодом времени, предшествующем обучению в ШД.

Оценка уровня знаний о СД проводилась путем проверки наличия и надлежащего ведения дневника самоконтроля, самостоятельного принятия решений о коррекции терапии на основе знаний, полученных в ШД (изменение дозы инсулина, предупреждение гипогликемии и кетоацидоза, коррекция физической активности и уровня гликемии). Через год после окончания школы дневник самоконтроля надлежащим образом продолжали вести 81,9% от всех исследуемых (291 человек), из которых 261 (73,6%) с успехом самостоятельно принимали решение о коррекции терапии.

Заключение. Обучение в ШД имеет достаточную терапевтическую эффективность для пожилых пациентов с СД2. Главной целью обучения в ШД большинство пациентов считает развитие навыков по способам самостоятельной профилактики осложнений СД и освоение принципов лечебного питания. В результате пациенты смогли приобрести и улучшить свои знания о СД и особенностях его течения, принципах самоконтроля и рационального питания и о целевых показателях и критериях эффективности проводимой гипогликемической терапии. Так, занятия в ШД повышают компетентность пациентов в своем заболевании, они становятся лучше ориентированными в своем состоянии, что непосредственно улучшает их качество жизни.

Кроме того, проведение ШД доказало свою значимость в улучшении клинических показателей контроля диабета, в снижении риска прогрессирования таких осложнений СД, как диабетическая нефропатия, синдром диабетической стопы и диабетическая ретинопатия. Помимо этого, у обучившихся в ШД отмечается значительное снижение частоты развития неотложных состояний.

Таким образом, у пожилых лиц, страдающих СД2, посетивших занятия в ШД, происходит значительное улучшение качества жизни за счет приобретения навыков самоконтроля, что обуславливает улучшение как клинических, так и лабораторных показателей.

 Список литературы

1. Дедов И.И., Шестакова М.В., Галстян Г.Р. Алгоритмы специализированной медицинской помощи больным сахарным диабетом. Под ред. И.И. Дедова, М.В. Шестаковой, А.Ю. Майорова. Москва: УП ПРИНТ; 2017.

2. Мамутова Э.С. Шадиева Х.Н. Школа здоровья для пациентов с сахарным диабетом 1 типа. Здоровье, демография, экология финно-угорских народов. 2017; 4: 36-38.

3. Кореневская Е.В., Лопухова В.А. Изучение демографических процессов: факторы преждевременной смертности населения г. Курчатова. Вестник новых медицинских технологий, электронный журнал. 2018; 1: 121-125. DOI: 10.24411/2075-4094-2018-15948. URL: http://www.medtsu.tula.ru/VNMT/Bulletin/E2018-1/6-1.pdf (дата обращения: 10.07.2019)

4. Резникова Е.А., Писарева В.В. Опыт обучения пациентов в «школе сахарного диабета 2 типа». Символ науки. 2018; 3: 90-92.

5. Степанова И.С., Утельбаева З.Т., Бердишева А.А. и др. «Школа диабета» - профилактика развития диабетической ретинопатии у больных сахарным диабетом International scientific and practical conference world science. 2016; 4(11): 35-37

6. Borba A.K.O.T., Arruda I.K.G., Merques A.P.O. et al. Knowledge and attitude about diabetes self-care of older adults in primary health care. Cien Saude Colet. 2019; 24(1): 125-136. DOI: 10.1590/1413-81232018241.35052016.

7. Vos R.C., van Heusden L., Eikelenboom N.D.W., Rutten G.E.H.M Theory-based diabetes self-management education with pre-selection of participants: a randomized controlled trial with 2.5 years' follow-up (ELDES Study). Diabet Med. 2019; 36(7): 827-835. DOI: 10.1111/dme.13907.

 

References

1. Dedov I.I., Shestakova M.V., Galstyan G.R. Algoritmy spetsializirovannoy meditsinskoy pomoshchi bol’nym sakharnym diabetom [Algorithms of specialized medical care for patients with diabetes mellitus]. Dedov I.I., Shestakova M.V., Mayorov A.Yu.. Moscow: UP PRINT, 2017.

2. Mamutova E.S. SHadiyeva Kh.N. Shkola zdorov’ya dlya patsiyentov s sakharnym diabetom 1 tipa [School of health for patients with type 1 diabetes]. Zdorov’ye, demografiya, ekologiya finno-ugorskikh narodov [Health, demography, ecology of Finno-Ugric peoples]. 2017; 4: 36-38 (In Russian)

3. Korenevskaya E.V., Lopukhova V.A. Izucheniye demograficheskikh protsessov: faktory prezhdevremennoy smertnosti naseleniya g. Kurchatova [Studying of demographic processes: the factors of premature mortality in the kurchatov city]. Vestnik novykh meditsinskikh tekhnologiy, elektronnyy zhurnal [Journal of new medical technologies, eEdition]. 2018; 1: 121-125. DOI: 10.24411/2075-4094-2018-15948. URL: http://www.medtsu.tula.ru/VNMT/Bulletin/E2018-1/6-1.pdf (date of request: 10.07.2019)

4. Reznikova E.A., Pisareva V.V. Opyt obucheniya patsiyentov v «shkole sakharnogo diabeta 2 tipa» [Experience in patient education at the "school of diabetes type 2»]. Simvol nauki [Symbol of science]. 2018; 3: 90-92 (In Russian)

5. Stepanova I.S., Utel’bayeva Z.T., Berdisheva A.A. et al. «Shkola diabeta» - profilaktika razvitiya diabeticheskoy retinopatii u bol’nykh sakharnym diabetom [«School of diabetes» - prevention of diabetic retinopathy in patients with diabetes mellitus]. International scientific and practical conference world science. 2016; 4(11): 35-37 (In Russian)

6. Borba A.K.O.T., Arruda I.K.G., Merques A.P.O. et al. Knowledge and attitude about diabetes self-care of older adults in primary health care. Cien Saude Colet. 2019; 24(1): 125-136. DOI: 10.1590/1413-81232018241.35052016. 

7. Vos R.C., van Heusden L., Eikelenboom N.D.W., Rutten G.E.H.M. Theory-based diabetes self-management education with pre-selection of participants: a randomized controlled trial with 2.5 years' follow-up (ELDES Study). Diabet Med. 2019; 36(7): 827-835. DOI: 10.1111/dme.13907.

 

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Acknowledgments. The study did not have sponsorship.

Conflict of interests. The authors declare no conflict of interest.

 

Сведения об авторах

Светый Лариса Ивановна – доктор медицинских наук, профессор, профессор кафедры поликлинической терапии и общей врачебной практики ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России, 305041, г. Курск, ул. К. Маркса, д. 3, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

ORCID: 0000-0003-2773-9828, SPIN-код 7832-1872.

Ворвуль Антон Олегович - студент ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России, 305041, г. Курск, ул. К. Маркса, д. 3,
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., ORCID: 0000-0002-1529-6014, SPIN-код 8398-9376.

Маркина Екатерина Викторовна - студентка ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России, 305041, г. Курск, ул. К. Маркса, д. 3, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Ивих Карина Андреевна - студентка ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России, 305041, г. Курск, ул. К. Маркса, д. 3, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Руссу Анастасия Андреевна - студентка ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России, 305041, г. Курск, ул. К. Маркса, д. 3, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

About the authors

Svetyy Larisa Ivanovna – MD, Professor, Department of Polyclinic therapy and general practice, Kursk Medical State University, 305041, Kursk, K. Marx, st. 3, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

ORCID: 0000-0003-2773-9828, SPIN-code 7832-1872.

Vorvul Anton Olegovich - 5th year student, medical faculty, Kursk Medical State University. 305041, Kursk, K. Marx, st. 3, e-mail:Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

ORCID: 0000-0002-1529-6014, SPIN-код 8398-9376.

Markina Ekaterina Victorovna - 5th year student, medical faculty, Kursk Medical State University. 305041, Kursk, K. Marx, st. 3, e-mail:Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Ivikh Karina Andreevna - 5th year student, medical faculty, Kursk Medical State University. 305041, Kursk, K. Marx, st. 3, , e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. 

Russu Anastasiya Andreevna - 5th year student, medical faculty, Kursk Medical State University. 305041, Kursk, K. Marx, st. 3, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Статья получена: 10.12.2019 г.

Принята к публикации: 18.03.2020 г.

 

Ключевые слова: сахарный диабет 2 типа, школа сахарного диабета, пожилые пациенты.

Полнотекстовый файл PDF
Л.И. Светый, А.О. Ворвуль, Е.В. Маркина, К.А. Ивих, А.А. Руссу, РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ ДИАБЕТА ПОЖИЛЫХ ЛИЦ, СТРАДАЮЩИХ САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ II ТИПА // НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ РЕЦЕНЗИРУЕМЫЙ ЖУРНАЛ "СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И МЕДИЦИНСКОЙ СТАТИСТИКИ". - 2020. - №1;
URL: http://healthproblem.ru/magazines?text=437 (дата обращения: 19.04.2024).

Код для вставки на сайт или в блог:

Просмотры статьи:
Сегодня: 8 | За неделю: 12 | Всего: 4943