Научно-практический рецензируемый журнал
"Современные проблемы здравоохранения
и медицинской статистики"
Scientific journal «Current problems of health care and medical statistics»
Новости научно-практического рецензируемого журнала
Больше новостей

Диагностика и профилактика преждевременного старения

Организация здравоохранения

THE MAIN ISSUES OF LEGAL REGULATION OF PROFESSIONAL ACTIVITY OF MEDICAL WORKERS IN THE SPECIALTY

Manakina E.S.1, Medvedeva O.V.1, Manakin I.I.1
1. Ryazan State Medical University named after I.P.Pavlov of Ministry of Public Health of Russian Federation, Ryazan
Full file PDF (570 Kb)
УДК 614.251.2

DOI: 10.24411/2312-2935-2019-10012

 

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «КОСМЕТОЛОГИЯ»

 

Е.С. Манакина, О.В. Медведева, И.И .Манакин

 

 ФГБОУ ВО «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Рязань

 

Очевидна необходимость четкой регламентации функциональных обязанностей врача и медицинской сестры, оказывающих услуги по специальности «Косметология», которая будет учитывать уровень образования, квалификацию и, следовательно, степень ответственности за конечный результат.

Целью данной работы стал анализ нормативно- правовой базы, регламентирующей оказание косметологической помощи в России.

Материалы и методы. Для достижения поставленной цели, с использованием аналитического метода и метода контент - анализа, было изучено текущее состояние нормативной законодательной базы, позволяющей выявить основные тенденции организации оказания медицинских услуг по профилю «Косметология.

Результаты и обсуждение. Расширение круга обязанностей и полномочий среднего медицинского персонала, требует повышения качества образования, степени ответственности за оказываемую помощь, усиления контроля, оценки деятельности сестринского персонала.

 Заключение. Для разрешения отмеченных проблем и задач, связанных с реализацией вышедших приказов необходимо разработать четкую модель профессиональной деятельности медицинской сестры в косметологии с детализацией трудовых функций.

Ключевые слова: косметология, медицинское законодательство, профессиональная квалификация.

 

 

THE MAIN ISSUES OF LEGAL REGULATION OF PROFESSIONAL ACTIVITY OF MEDICAL WORKERS IN THE SPECIALTY "COSMETOLOGY"

 

Manakina E.S., Medvedeva O.V., Manakin I.I.

 

Ryazan State Medical University named after I.P.Pavlov of Ministry of Public Health of Russian Federation, Ryazan

 

There is an obvious need for a clear regulation of the functional duties of a doctor and a nurse in the specialty "Cosmetology", which will take into account the level of education, skills and, consequently, the degree of responsibility for the final result.

The purpose of this work was to analyze the regulatory framework governing the provision of cosmetic care in Russia.

Materials and methods. To achieve this goal, using the analytical method and the method of content analysis, the current state of the regulatory legal framework was studied, which allows to identify the main trends in the organization of medical services in the specialty of "Cosmetology.

Results and discussion. Expanding the range of responsibilities and powers of nurses requires improving the quality of education, the degree of responsibility for care, strengthening control, evaluation of nursing staff.

Сonclusion. To solve these problems and problems associated with the implementation of the orders issued, it is necessary to develop a clear model of professional activity of a nurse in cosmetology with detailed labor functions.

 

Key words: cosmetology, medical legislation, professional qualification.

 

Официальное признание медицинской косметологии и врача косметолога, утвержденные Приказом МЗ и СР от 23 апреля 2009 № 21050 узаконил ранее defacto существующую, но deuro непризнанную специальность.

 Приказ МЗ и СР № 415 от 7 июля 2009 г., в котором прописаны квалификационные требования к специалистам, в том числе и врачам-косметологам, дали легитимность этой специальности, что, безусловно оправдано на фоне бурного развития косметологических услуг [9].

Однако стандарты, технические регламенты, утвержденные в виде федеральных законов и отраслевых приказов, регламентирующие оказание косметологических услуг в нашей стране и обеспечивающие его правовое поле, вызывают большое количество вопросов у практикующих специалистов [7].

Целью данной работы стал анализ нормативной законодательной базы, регламентирующей оказание косметологической помощи в России и определяющей организацию труда медицинских работников, в том числе и со средним медицинским образованием в соответствии с характером и сложностью выполняемых ими работ, а также квалификации и уровня образования специалиста.

 Методы и материалы. Для достижения поставленной цели, с использованием аналитического метода и метода контент - анализа, было изучено текущее состояние нормативно- правовой базы: 1. Федеральный закон № 323-ФЗ от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"; 2. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 381н от 18.04.2012 «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «Косметология; 3.Приказ Министерства здравоохранения РФ № 707н от 08.10.2015 «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки "Здравоохранение и медицинские науки"» (с изменениями, введенными Приказом Министерства здравоохранения РФ от 15 июня 2017 г. № 328н); 4. Письмо Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 16-1/10/2-7232 от 19.08.2010 «Программа дополнительного профессионального образования по специальности «Косметология», рекомендованная для использования Координационным советом по медицинскому и фармацевтическому образованию Минздравсоцразвития России; 5.Приказ Министерства здравоохранения РФ № 186 от 05.06.1998 «О повышении квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием» (утвержден перечень циклов специализации и усовершенствования в системе дополнительного образования среднего медицинского персонала), позволяющей выявить основные тенденции организации оказания медицинской помощи по профилю «Косметология, а также особенности  системы профессионального образования для специалистов с разным уровнем базовой подготовки.

Результаты и обсуждение. Несовершенство законодательной базы, в вопросах разграничения функциональных обязанностей  врача - косметолога и среднего медицинского персонала, каждым специалистом интерпретируется по-разному, чем порождает массу слухов и предрассудков [3].

Так, в приказе Минздравсоцразвития № 381н разрешено среднему медперсоналу в косметологии оказывать медицинские услуги и манипуляции по назначению врача-косметолога. Однако не указаны конкретные виды манипуляций. Профессиональный стандарт также разрешает среднему медицинскому персоналу выполнять косметологическую коррекцию изменений покровных тканей, без детализации косметологических процедур [1, 4].

 Этот пробел в законодательной базе развязывает руки недобросовестным клиникам, в которых врачебные манипуляции (ботулинотерапию, контурную пластику, биоревитализацию, абляционные методы лазерной терапии) выполняет средний медицинский персонал, ссылаясь на отсутствие запрета в законодательной базе.

Профессия медицинской сестры в косметологии была закреплена в должностной номенклатуре в соответствии с Приказом Минздрава № 801н в 2011 г. И хотя по закону, задача медсестры — выполнение процедур, которые назначает врач-косметолог, на практике же этот порядок строго соблюдают лишь в крупных клиниках с полностью укомплектованным штатом медперсонала [10].

 По факту даже в крупных клиниках медсестры работают самостоятельно, а доктора контролируют их только формально. Многие выполняют процедуры на дому, имея возможность закупки косметологических препаратов, так как в реальности политику продаж определяет конкретный дистрибьютор:

Никаких ограничений на обучение среднего медицинского персонала инъекционным методикам нет ни в одном официальном, опубликованном и зарегистрированном в Минюсте документе. Любая организация, имеющая лицензию, приложение к ней, соответствующую программу, может обучать слушателей, в т.ч. и инъекционным методикам [5,6].

С другой стороны, ни одна государственная организация, предоставляющая возможность обучения рабочей программе дополнительного образования сестринское дело в косметологии, не включает  в учебный план практическое обучение инъекционным методикам.

Получается, что врач косметолог (согласно приказу  Минздравсоцразвития № 381н), назначая медицинские процедуры для выполнения средним медицинским персоналом, полностью берет ответственность за качество и исход косметологической коррекции покровных тканей на себя. Отсюда вытекает вторая проблема, касающаяся не только юридических, но и этических и деонтологических аспектов взаимоотношений врача и медицинской сестры в косметологии.

Современное законодательство, по сути, уравнивает возможности среднего медицинского персонала и врача косметолога, что на практике часто переходит в конфликт интересов.

Очевидна необходимость четкой регламентации функциональных обязанностей по специальности «Косметология», которая будет учитывать уровень образования, квалификацию и, следовательно, степень ответственности за конечный результат.

Получается, что уравнивая функциональные возможности врача и медицинской сестры, законодательство приравнивает разные уровни медицинского образования.

По продолжительности и степени сложности образовательного процесса получение высшего медицинского образования, безусловно, превосходит получение высшего образования по любой другой специальности.

Требования к врачам- косметологам установлены Приказом Минздрава РФ от 08.10.2015 года №707н и включают в себя: специалитет по специальности: «Лечебное дело» или «Педиатрия», подготовку в ординатуре по специальности «Косметология» либо профессиональную переподготовку по специальности «Косметология» при наличии подготовки в ординатуре по специальности «Дерматовенерология». Таким образом, для получения специальности врач - косметолог, необходимо пройти очное двухгодичное обучение, которое подразделяется на теоретическую и практическую части.

 Профессиональная переподготовка для врачей дерматовенерологов после двухгодичной ординатуры по специальности  включает 576 часов, а циклы усовершенствования- 144 часа. Также разработана и утверждена типовая программа переподготовки по специальности «Косметология».

С 2016 года, согласно Приказу Минздрава РФ от 10.02.2016 № 83н  средний медицинский персонал получил возможность профессиональной переподготовки по специальности «Сестринское дело в косметологии» при наличии  среднего профессионального по одной из специальностей «Лечебное дело», « Акушерское дело», «Сестринское дело» в объеме 288 часов [11].

Однако до сегодняшнего дня, Минздрав РФ не утвердил типовую программу профессиональной переподготовки по специальности «Сестринское дело в косметологии», давая право каждой образовательной организации предоставлять слушателям программу обучения, исходя из собственных представлений о необходимой тематике, структуре и объемах отдельных тематических модулей.

Заключение. Несомненно, бурное развитие рынка косметологических услуг сопряжено с конкуренцией, а это способствует не только совершенствованию косметологических услуг, но и в результате доступности образования, появлению большого количества специалистов разного уровня квалификации и базового образования [8].

Создание конкурентных преимуществ невозможно без квалифицированных специалистов, без их отбора, обучения, развития, мотивирования и других технологий управления персоналом, которые позволяют решать усложняющиеся задачи, стоящие перед косметологией [12].

Утверждение новой специальности породило множество практических вопросов, к которым отрасль оказалась не подготовленной: проблема четкого описания круга задач, решаемых специалистами, необходимость срочного создания и оборудования специализированных учебных баз и образовательных учреждений и др. [2].

Для разрешения отмеченных проблем и задач, связанных с реализацией вышедших приказов, необходимо усовершенствовать методологию подготовки специалистов и регулирования косметологических услуг.

К сожалению, в реальных условиях высокой доступности образования по косметологии (за счет возможности на внебюджетной основе получить сертификат в коммерческом образовательном центре) и отсутствия системы отбора в профессию, снижается престиж самого образования, актуализируется проблема незаконной косметологии и неквалифицированных косметологических услуг, и как следствие, снижается эффективность и качество оказываемых услуг по профилю «Косметология». В то время как работа специалиста по косметологии характеризуется высокой индивидуальностью, связанной с планированием схем оказания услуг каждому пациенту в отдельности, на основе имеющихся глубоких знаний, умений, навыков и глубокой клинической подготовки не только по косметологии, но и по смежным и базовым дисциплинам: дерматовенерология, терапия, физиология, анатомия, биохимия и др.

Да, мировое сообщество признает огромный потенциал сестринского дела в вопросах повышения эффективности оказания медицинской помощи. Отмечается несомненный вклад сестринской помощи для достижения положительных результатов лечебно-диагностического процесса. Однако, повышение профессиональной роли, расширение круга обязанностей и полномочий требует и повышения качества образования, степени ответственности за оказываемую помощь, усиления контроля и оценки деятельности сестринского персонала на основе разработанной модели профессиональной деятельности медицинской сестры в косметологии, определяющей конкретные лечебно-диагностические и профилактические мероприятия, соответствующие уровню образования и квалификации специалиста.

 

Список литературы

1. Гурьянов М.С., Архипова Н.Н. К вопросу о совершенствовании косметологической помощи населению. Вестник РУДН серия: Медицина. 2010; 4: 194-196. 

 2. Жильцова Е.Е. Этико - деонтологические и правовые аспекты оказания дерматовенерологической помощи населению. Российский медико-биологический вестник имени академика И.П.Павлова. 2013; 3:114-117.

3. Куделина О.В., Бразовская Н.Г. Совершенствование системы управления трудовыми ресурсами медицинских организаций. Социальные аспекты здоровья населения [электронный научный журнал] 2016; 52(6). URL: http://vestnik.mednet.ru/content/view/796/30/lang,ru/ (Дата обращения 14 января 2018 г.).

4. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18 апреля 2012 г. №381 н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «Косметология» (зарегистрирован в Минюсте России 17 мая 2012 г. №24196). 

5. Приказ Минздрава России от 10.02.2016 N 83н "Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием" (Зарегистрировано в Минюсте России 09.03.2016 N 41337)

6. Приказ Минздрава России от 29 ноября 2012 г. N 982н "Об утверждении условий и порядка выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам, формы и технических требований сертификата специалиста" (зарегистрирован Минюстом России 29 марта 2013 г., регистрационный N 27918).

7. Померанцев О.Н., Махнева Н.В., Коновалов О. Е. Методические подходы к формированию региональных стандартов дерматовенерологического профиля. Клиническая дерматология и венерология. 2012; 5: 4-6. 

8. Потекаев Н. Н., Полев А. В. Предпосылки реорганизации и стратегия развития дерматовенерологической помощи в Москве. Клиническая дерматология и венерология. 2013; 1: 4-8. 

9. Российское здравоохранение в новых экономических условиях: вызовы и перспективы: Доклад НИУ ВШЭ по проблемам развития системы здравоохранения / рук. авт. колл. С. В. Шишкин; Нац. исслед. ун–т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2017. 84 с.

10. Тахтарова Ю.Н., Абрамов А.Ю., Сасина М.С. Научное обоснование профессиональных и организационных форм деятельности среднего медицинского персонала. Экономика здравоохранения. 2007; 10: 41-45

11.Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов" (приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. N 148н)

12. Успенская И.В., Манухина Е.В., Юрина С.В. Внедрение внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации. Наука молодых. 2017; 4: 427-439

References

 1. Guryanov M.S., Arhipova N.N. K voprosu o sovershenstvovanii kosmetologicheskoj pomoshchi naseleniyu [Issues of improving the cosmetic care of the population]. Vestnik RUDN seriya: Medicina [RUDN Journal of Medicine]. 2010; 4:194-6. (In Russian).

 2. ZHil'cova E.E. Ehtiko - deontologicheskie i pravovye aspekty okazaniya dermatovenerologicheskoj pomoshchi naseleniyu [Ethical, deontological and legal aspects of dermatovenerological care to the population] Rossijskij mediko-biologicheskij vestnik imeni akademika I.P.Pavlova [Russian Medical and Biological Bulletin named after Academician Pavlov.  2013; 3: 114-117 (In Russian).

3 O.V. Kudelina, N.G. Brazovskaya, Electronic scientific journal «Social aspects of public health”,2016, №6, pp. 52-56, available at: http://vestnik.mednet.ru/content/view/796/30/lang,ru/ (In Russian).

4. Prikaz Ministerstva zdravoohraneniya i sotsialnogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii ot 18 aprelya 2012 g. №381n «Ob utverzhdenii poryadka okazaniya meditsinskoy pomoschi naseleniyu po profilyu «Kosmetologiya» (zaregistrirovan v Minyuste Rossii 17 maya 2012 g. №24196). (in Russian). 

5. Prikaz Ministerstva zdravoohrane-niya i sotsialnogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii ot 10 fevralya 2016 g. № 83n « Ob utverzhdenii Kvalifikacionnyh trebovanij k medicinskim i farmacevticheskim rabotnikam so srednim medicinskim i farmacevticheskim obrazovaniem" (Zaregistrirovano v Minyuste Rossii 09.03.2016 N 41337). (in Russian). 

6. Prikaz Minzdrava Rossii ot 29 noyabrya 2012 g. N 982n "Ob utverzhdenii uslovij i poryadka vydachi sertifikata specialista medicinskim i farmacevticheskim rabotnikam, formy i tekhnicheskih trebovanij sertifikata specialista" (zaregistrirovan Minyustom Rossii 29 marta 2013 g., registracionnyj N 27918). ). (in Russian). 

7. Pomerantsev O.N, Mahneva N.V, Konovalov O.E. Metodicheskie podhody k formirovaniyu regional'nyh standartov dermatovenerologicheskogo profilya [Guidelines for elaborating the regional standards of dermato-venereological profile] Klinicheskaya dermatologiya i venerologiya [Clinical Dermatology and Venereology]. 2012; (5): 4-6. (in Russian). 

8. Potekaev N.N, Polev A.V. Predposylki reorganizacii i strategiya razvitiya dermatovenerologicheskoj pomoshchi v Moskve [Prerequisites for the reorganization and strategy for the development of dermatovenereological care in Moscow]. Klinicheskaya dermatologiya i venerologiya[Clinical Dermatology and Venereology]. 2013; (1): 4-8. (in Russian). 

 9. Shishkin [i dr.] Rossiyskoe zdravookhranenie v novykh ekonomicheskikh usloviyah: vyzovy i perspektivy [Russian healthcare under new economic conditions: challenges and prospects].  In  Shishkin (eds.) Doklad NIU VShE po problemam razvitiya sistemy zdravookhraneniya. Nats. issled. unt «Vysshaya shkola ekonomiki»[ NAT. research. University "Higher school of Economics"]. 1-е izd. Moscow:  Izd. dom Vysshej shkoly ehkonomiki, 2017, 84 p. (In Russian).

10. Tahtarova Y.N., Abramov A.Y., Sasina M.S. Nauchnoe obosnovanie professional'nyh i organizacionnyh form deyatel'nosti srednego medicinskogo personala [Scientific substantiation of professional and organizational forms of activity of secondary medical personnel] Ehkonomika zdravoohraneniya[Health Economics]. 2007; 10: 41-45 (In Russian)

11. Urovni kvalifikacii v celyah razrabotki proektov professional'nyh standartov" (prikaz Ministerstva truda i social'noj zashchity Rossijskoj Federacii ot 12 aprelya 2013 g. N 148n) (in Russian).

12. Uspenskaya I.V., Manuhina E.V., YUrina S.V. Vnedrenie vnutrennego kontrolya kachestva i bezopasnosti medicinskoj deyatel'nosti v medicinskoj organizacii [Implementation of internal quality control and safety of medical activities in a medical organization] Nauka molodyh [Science young].2017; 4: 427-439 (In Russian).

 

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов

Acknowledgments. The study had no sponsorship.
Conflict of interests. The authors declare no conflict of interest.

 

Сведения об авторах

Манакина Екатерина Сергеевна – кандидат медицинских наук, ассистент кафедры общественного здоровья и здравоохранения с курсом организации здравоохранения ФДПО, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Рязань, 390026 г. Рязань, ул. Высоковольтная, д. 9, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., ORCID:0000-0002-65084378

Медведева Ольга Васильевна - доктор медицинских наук, профессор, зав. кафедрой общественного здоровья и здравоохранения с курсом организации здравоохранения ФДПО,  Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Рязань, 390026 г. Рязань, ул. Высоковольтная, д. 9, ORCID: 0000-0002-3637-9062

Манакин Иван Игоревич - кандидат медицинских наук, ассистент кафедры общественного здоровья и здравоохранения с курсом организации здравоохранения ФДПО, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Рязань, 390026 г. Рязань, ул. Высоковольтная, д. 9

ORCID: 0000-0002-7181-623X

Information about authors

Manakina Ekaterina Sergeevna - PhD, assistant of the Department of public health and health with the course of health organization Ryazan State Medical University named after I.P.Pavlov of Ministry of Public Health of Russian Federation, Ryazan, 390026 Visokovoltnaya, 9

e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., ORCID: 0000-0002-65084378

Medvedeva Ol'ga Vasil'evna- MD, Professor, head. Department of public health and healthcare with the course of healthcare organization Ryazan State Medical University named after I.P.Pavlov of Ministry of Public Health of Russian Federation, Ryazan, 390026 Visokovoltnaya, 9

ORCID: 0000-0002-3637-9062

Manakin Ivan Igorevich - PhD, assistant of the Department of public health and health with the course of health organization Ryazan State Medical University named after I.P.Pavlov of Ministry of Public Health of Russian Federation, Ryazan, 390026 Visokovoltnaya, 9

ORCID: 0000-0002-7181-623X


Статья получена: 21.02.2019 г.

Принята к публикации: 20.03.2019 г.

 

 

 

 

Keywords cosmetology, medical legislation, professional qualification.

Full file PDF
Manakina E.S., Medvedeva O.V., Manakin I.I., THE MAIN ISSUES OF LEGAL REGULATION OF PROFESSIONAL ACTIVITY OF MEDICAL WORKERS IN THE SPECIALTY // Scientific journal «Current problems of health care and medical statistics». - 2019. - №1;
URL: http://healthproblem.ru/magazines?textEn=228 (date of access: 19.04.2024).

Code to embed on your website or blog:

Article views:
Today 4 | Week 13 | Total: 7234