Научно-практический рецензируемый журнал
"Современные проблемы здравоохранения
и медицинской статистики"
Scientific journal «Current problems of health care and medical statistics»
Новости научно-практического рецензируемого журнала
Больше новостей

Диагностика и профилактика преждевременного старения

Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 30-летию создания института, «Современное здравоохранение: уроки прошлого и взгляд в будущее» (13-14 ноября 2019 г.)

OPTIMIZATION OF THE SYSTEM OF GRADUATES TRAINING FOR SPECIALISTS PRIMARY ACCREDITATION

O.V. Lisovsky1, A.V. Gostimsky1, I.A. Lisitsa1, E.O. Lisovskaya1
1. Federal State budgetary Educational Institution of Higher Education “St. Petersburg State Pediatric Medical University” of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation, St. Petersburg
Full file PDF (481 Kb)
УДК 614.2

ОПТИМИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ К ПЕРВИЧНОЙ АККРЕДИТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ

О.В. Лисовский, А.В. Гостимский, И.А. Лисица, Е.О. Лисовская

ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Санкт-Петербург

 

OPTIMIZATION OF THE SYSTEM OF GRADUATES TRAINING FOR SPECIALISTS PRIMARY ACCREDITATION
O.V. Lisovsky, A.V. Gostimsky, I.A. Lisitsa, E.O. Lisovskaya
Federal State budgetary Educational Institution
of Higher Education “St. Petersburg State Pediatric Medical University” of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation, St. Petersburg

 

Введение. К особенностям современного образовательного стандарта следует отнести изменения в практической подготовке выпускников.

Согласно Приказу Минздрава России от 02.06.2016 г. № 334н, этап оценки практических навыков в симулированных условиях при проведении первичной аккредитации специалистов проводится в форме объективного структурированного клинического экзамена. Несмотря на постоянное формирование навыков оказания неотложной помощи в ходе обучения, осмотра пациентов и выполнения манипуляций, сдача итогового экзамена на манекенах имеет свои особенности.

Цель. Оценить актуальные проблемы и оптимизировать систему подготовки выпускников к первичной аккредитации.

Материалы и методы. С 2016 года в ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Минздрава России процедуру первичной аккредитации прошли 1688 выпускников, среди которых успешно – 1685 человек; 242 человека по специальности «Стоматология», «Педиатрия» – 1199 выпускников, 181  –  по специальности «Лечебное дело», 22 человека – «Медицинская биофизика», 41 человек – «Медико-профилактическое дело»,  и количество аккредитуемых с каждым годом растет. Это связано и с увеличением набора абитуриентов при поступлении в ВУЗ, и с приказом Министерства здравоохранения РФ от 11 мая 2017 г. № 212н «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам ординатуры», определяющим необходимость всем выпускникам, желающим поступать в клиническую ординатуру, предоставить свидетельство об аккредитации специалиста или выписку из итогового протокола заседания аккредитационной комиссии о признании поступающего прошедшим аккредитацию специалиста.

В 2019 г. первичную аккредитацию прошли 592 специалиста. Проведено анкетирование выпускников  по специальности «Педиатрия». В работу вошли 303 анкеты, состоящие из 45 вопросов. Социологическое исследование направлено на выявление проблем и особенностей подготовки к первичной аккредитации.

Результаты. На сайте Методического центра аккредитации имеются все необходимые материалы, отражающие особенности проведения второго этапа аккредитации. Несмотря на то, что эти документы подготовлены для членов аккредитационной комиссии, в течение 6 курса 232 (76,6%) выпускника использовали данные чек-листы и готовились по предложенным алгоритмам, считая оценочные листы необходимыми для понимания станции. В 12 (3,9%) наблюдениях выпускники вообще не использовали утвержденные Методическим центом оценочные средства в качестве учебных материалов, предпочитая альтернативные источники информации. Следует отметить, что утвержденные паспорта станций были подробно изучены в 33 (10,9%) случаях, что объясняется  перегруженностью содержащейся в них информации (содержание, оценочный чек-лист, информация по обеспечению работы станции, требуемый инвентарь и документация, описание действий вспомогательного персонала и пациентов). Видеоматериалы предпочли 218 (71,9%) выпускников.

Следует отметить мнение 74 (24,4%) аккредитуемых относительно объективности экзамена, а также пожелания выпускников отменить некоторые станции, поскольку даже в чек-листах прописаны пункты субъективной оценки эксперта. Так, только 229 (75,6%) выпускников считают количество станций оптимальными по содержанию и критериям оценки.

Отдельное внимание уделялось коммуникативной станции. Станцию «Сбор жалоб и анамнеза» предложено рассматривать как «пилотную» с вовлечением не менее 10 % аккредитуемых по специальностям «Педиатрия», «Лечебное дело» и «Стоматология», требующей обучения симулированных пациентов. В данный момент нельзя однозначно оценить преимущества оценки изолированного навыка. Целесообразно распределить коммуникативные навыки, оцениваемые на данной станции, по таким станциям как «Профилактический осмотр», «Физикальное обследование» и «Диспансеризация». Это позволит увидеть компетенции выпускника, получающего допуск к самостоятельной работе, как единое целое. Несвоевременность ее включения в структуру экзамена отметили 126 (41,6%) человек. 

Выводы. Внедрение в учебный процесс практических навыков и клинических сценариев, аналогичных станциям второго этапа позволяет заблаговременно адаптироваться и уверенно подготовиться к первичной аккредитации.

Внедрение в образовательный процесс вебинаров, видеопрезентаций и стандартизированных операционных процедур по оказанию неотложной помощи и обследованию пациентов позволяет оптимизировать систему подготовки обучающихся.

Изменение принципов преподавания от теоретического к практически-прикладному позволит обеспечить выпускников необходимыми компетенциями задолго до их оценки во время первичной аккредитации.

 

Keywords

Full file PDF
O.V. Lisovsky, A.V. Gostimsky, I.A. Lisitsa, E.O. Lisovskaya, OPTIMIZATION OF THE SYSTEM OF GRADUATES TRAINING FOR SPECIALISTS PRIMARY ACCREDITATION // Scientific journal «Current problems of health care and medical statistics». - 2019. - №5;
URL: http://healthproblem.ru/magazines?textEn=374 (date of access: 18.04.2024).

Code to embed on your website or blog:

Article views:
Today 8 | Week 8 | Total: 4563