Научно-практический рецензируемый журнал
"Современные проблемы здравоохранения
и медицинской статистики"
Scientific journal «Current problems of health care and medical statistics»

Диагностика и профилактика преждевременного старения

Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 30-летию создания института, «Современное здравоохранение: уроки прошлого и взгляд в будущее» (13-14 ноября 2019 г.)

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Е.А. Кудрина1
1. ФГБУ ВО «Ижевская государственная медицинская академия» Министерства здравоохра-нения Российской Федерации, г.Ижевск
УДК 616.33 (048):529.7

Эффективность подготовки специалистов в системе непрерывного медицинского образования

Е.А. Кудрина

ФГБУ ВО  «Ижевская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г.Ижевск

 

EFFECTIVENESS OF TRAINING IN CONTINUING MEDICAL EDUCATION

E.A. Kudrinа

Federal State Budgetary Institution «Izhev State Medical Academy» of the Ministry of Health of the Russian Federation, Izhevsk

 

Современная система здравоохранения диктует необходимость постоянного, непрерывного медицинского образования для поддержания, углубления и расширения знаний и навыков на должном уровне, а также расширения профессиональных компетенций медицинского работника. Система непрерывного медицинского образования (НМО) направлена на формирование у врачей профессиональной потребности в постоянном улучшении своих знаний и совершенствовании практических навыков, а Портал НМО обеспечивает возможность планирования и учета результатов образовательной активности специалистов здравоохранения с формированием образовательного портфолио, что имеет важнейшее значение для перехода специалистов к процедуре аккредитации.

Цель исследования: оценить эффективность подготовки специалистов в системе НМО в ФГБОУ ВО «Ижевская государственная медицинская академия» Минздрава России с 2017 по 2019 гг..

Материалы и методы: проведен ретроспективный и проспективный анализ образовательной деятельности в системе НМО (количественный анализ дополнительных профессиональных программ (ДПП), циклов повышения квалификации, уровень качества образования, состав слушателей). Для анализа подготовки специалистов в системе НМО  по специально разработанной анкете «Оценка информационных и образовательных потребностей специалистов в системе здравоохранения и оценка обучения в системе НМО» был проведен социологический опрос 587 слушателей циклов повышения квалификации, работающих в 57 медицинских организациях г. Ижевска и Удмуртской Республики. Большинство (78,9%) опрошенных работали практикующими врачами11,6% - заведующими профильных отделений, 9,5% - заместителями главного врача медицинской организации. У половины опрошенных  стаж в данной должности составлял 10 и более лет, 18,7% работали более 20 лет, что свидетельствует о значительном профессиональном опыте респондентов. Анкетирование проведено с информированного согласия респондентов и соблюдением этических норм. Статистическая оценка результатов включала альтернативный, вариационный анализ, расчет средних величин.

Результаты исследования: анализ образовательной деятельности в системе НМО с момента начала его осуществления показал, что обучение по ДПП осуществляется на 6 кафедрах факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки и на 27 кафедрах других факультетов (лечебном, педиатрическом, стоматологическом). Обучение проводится по всем ведущим специальностям, тематика программ ДПП разнообразна и направлена на совершенствование уже имеющихся или освоение новых умений и навыков у медицинских работников. К наиболее востребованным программам у специалистов, особенно практического звена здравоохранения, относятся: «Актуальные проблемы обструктивных болезней легких в практике терапевта», «Некоронарогенные болезни сердца в практике врача-терапевта», «Неотложная кардиология», «Актуальные вопросы поликлинической педиатрии», «Актуальные вопросы эндокринологии в педиатрии»,  «Питание здорового и больного ребенка», «Актуальные вопросы лабораторной диагностики неотложных состояний», «Лабораторная диагностика патологий мочевыделительной системы», «Лабораторная диагностика паразитарных заболеваний»,  «Заболевания пародонта и слизистой оболочки полости рта», «Глаукома « и др. Все программы реализуются с применением современных образовательных технологий, таких как симуляционное обучение, стажировки, дистанционные образовательные технологии с использованием руссифицированной системы дистанционного обучения «Moodle». Всего за 2017-2019 гг. разработаны более 74 ДПП, проведено 159  циклов повышения квалификации и подготовлено 1703 специалиста.

Образовательная подготовка в системе НМО диктует необходимость владения компьютерными технологиями каждым специалистом, так как каждый медицинский работник формирует образовательную траекторию самостоятельно в личном кабинете на Портале НМО. Данные социологического опроса показали, что по уровню владения персональным компьютером только каждый пятнадцатый практикующий врач, каждый шестой заведующий отделением медицинской организации и каждый четвертый  заместитель главного отнесли себя к «продвинутым пользователям», половина руководителей считало себя «уверенным пользователем», а каждый второй практический врач – «начинающим пользователем».При этом возможность пользоваться выходом в Интернет большинство практикующих врачей (82,9%) была только в домашних условиях, а возможность обучаться на работе и дома отметил только каждый пятый респондент.

Несмотря на информационно-коммуникативные трудности, возникающие у специалистов, в исследовании установлено, что  данная форма подготовки востребована у медицинских работников Удмуртской Республики. Так, 87,6% респондентов оценили качество организации обучения как «высокое», считали, что заявленная тема раскрыта в полном объеме – 93,2%, значительное повышение знаний по завершению обучения отметили 98,2% опрошенных. Полученные данные коррелируют с уровнем качества образования: показатель входного базового контроля составил в среднем 58,7%, выходного – 90,1%. Положительно, что на вопрос «Выберите ли Вы в последующем обучение в системе НМО» 81,9% специалистов ответили утвердительно.

Проведенное исследование позволили нам выделить положительные и отрицательные стороны подготовки специалистов. К несомненным «плюсам» относятся: возможность широкого применения дистанционных образовательных технологий, электронного обучения и самостоятельность медицинского работника в выборе  образовательной траектории. К основным «минусам» как для образовательной организации, так и для специалиста относятся: значительное увеличение годового контингента обучающихся, неконтролируемое (в настоящий момент) повышение конкуренции (особенно со стороны «сторонних» коммерческих организаций, имеющих лицензию на дополнительное профессиональное образование), необходимость регистрации образовательной активности на портале НМО, что вызывает большие затруднения у специалистов, техническое «несовершенство» Портала НМО: необходимость постоянного мониторинга бюджетных мест (так как на Портале нет автоматического ограничения записи специалистов при их плановом заполнении), сложность интерфейса новой версии Портала НМО. Пути решения мы видим следующие: активное информирование профессорско-преподавательским составом обучающихся о системе НМО на циклах повышения квалификации и профессиональной переподготовки, мотивация обучающихся на повторное обучение в ФГБОУ ВО «Ижевская медицинская академия» Минздрава России.

Таким образом, внедрение системы НМО позволяет модернизировать существующую систему дополнительного профессионального образования, что обеспечит повышение квалификации и компетентности медицинских работников.

Ключевые слова:

Полнотекстовый файл PDF
Е.А. Кудрина, ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ // НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ РЕЦЕНЗИРУЕМЫЙ ЖУРНАЛ "СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И МЕДИЦИНСКОЙ СТАТИСТИКИ". - 2019. - №5;
URL: http://healthproblem.ru/magazines?text=370 (дата обращения: 26.06.2022).

Код для вставки на сайт или в блог:

Просмотры статьи:
Сегодня: 1 | За неделю: 2 | Всего: 4047