Научно-практический рецензируемый журнал
"Современные проблемы здравоохранения
и медицинской статистики"
Scientific journal «Current problems of health care and medical statistics»
Новости научно-практического рецензируемого журнала
Больше новостей

Диагностика и профилактика преждевременного старения

Организация здравоохранения

ИНТЕГРАЦИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОГРАММАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ»

Макарова Н.К.1, Зимина Э.В.1
1. ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет имени А.И. Евдокимова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Москва
Резюме:
Введение (актуальность). Современные вызовы системе здравоохранения, акцент на развитие первичной медико-санитарной помощи требуют высокого уровня подготовки и профессиональной управленческой культуры руководителей в сфере здравоохранения. Ответом на такие вызовы и ключевой задачей реализации национальных проектов «Образование» (в части модернизации профессионального образования, в том числе с помощью внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ, в рамках которых работники смогут непрерывно обновлять свои профессиональные знания и приобретать новые, в том числе гибридные профессиональные компетенции), а также «Здравоохранение» (в контексте мероприятий проекта «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения медицинскими кадрами» по вопросам подготовки квалифицированных кадров в сфере здравоохранения) должна стать современная и эффективная модель подготовки отраслевых управленческих кадров. Наличие высококвалифицированного корпуса руководителей и специалистов органов и организаций здравоохранения, понимающих технологию организации лечебно-диагностического процесса и специфику управления информационными и финансовыми ресурсами в здравоохранении, способных формировать команду и работать в ней, имеющих креативное и гибкое мышление, а также лидерские качества, способствующие сохранению нравственно-этических принципов медицинской деятельности и развитию профессиональной культуры, – актуальная потребность отрасли. Цель: Совершенствование организационно-методологических подходов к практической подготовке квалифицированных управленческих кадров здравоохранения, обеспечивающих формирование профессиональных компетенций и готовность к реализации трудовых функций и действий руководителя медицинской организации. Материалы и методы: Изучены нормативные правовые акты, регламентирующие на федеральном и региональных уровнях процесс формирования и оценки профессиональных умений при организации обучения специалистов, в том числе в сфере здравоохранения. С целью выявления подходов к реализации практической подготовки управленческих кадров здравоохранения были изучены с позиции компетентностного подхода 44 рабочие программы ПП по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» образовательных организаций, подведомственных Минздраву России. Были использованы следующие источники информации: 1) реестр кафедр организации здравоохранения и общественного здоровья образовательных организаций различного ведомственного подчинения; 2) официальные сайты образовательных организаций, подведомственных Минздраву России и официальные сайты кафедр; 3) специально разработанная «Карта анализа рабочих программ ПП по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье», включающая следующие разделы: «Образовательная организация»; «Кафедра»; «Сайт»; «Формы практической подготовки в рамках ПП»; «Форма оценки результативности освоения программы». Результаты: Установлено, что согласно действующему законодательству Российской Федерации, медицинские и фармацевтические работники обязаны совершенствовать профессиональные знания и навыки на циклах программ дополнительного профессионального образования (далее – ДПО) в образовательных и научных организациях в порядке и в сроки, установленные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Определены виды и задачи практической подготовки лиц, осваивающие профессиональные образовательные программы медицинского и фармацевтического образования, но не установлены требования к их содержанию и индикаторы результативности обучения. По результатам анализа информации, размещенной на официальных сайтах образовательных организаций, подведомственных Минздраву России было установлено, что из 46 кафедр организации здравоохранения и общественного здоровья 44 (96%) кафедры реализуют программы ПП по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье», а из них – только на 8 (18%) кафедрах осуществляется практическая подготовка обучающихся в рамках указанных программ. Наиболее распространенными формами оценки образовательного результата программ ПП являются тестирование - 83% и проведения устного экзамена в формате собеседования – 72,2%. Обсуждения: При углубленном изучении рабочих программ ПП, в которых были предусмотрены стажировка и выполнение аттестационной работы (проекта), остаются неясными вопросы организации и методического сопровождения практической подготовки; формы, критерии и инструменты оценки результативности практической подготовки с позиции компетентностного подхода. Также требуют уточнения: объем и форма выполнения аттестационной работы (проекта); материал, используемый обучающимся при выполнении аттестационной работы (проекта); форма и инструменты оценки аттестационной работы (проекта). Выводы: Использование Практикума в период выполнения аттестационной (проектной) работы обучающимся в ходе стажировки на рабочем месте в период обучения позволяет объективно оценить результативность освоения программы ДПО. Все это обеспечивает возможность не только сформировать в ходе освоения программ ПП необходимые компетенции у выпускников, но также разработать рекомендации по их профессиональному развитию.
Ключевые слова: практическая подготовка, стажировка на рабочем месте, компетентностный подход к подготовке управленческих кадров здравоохранения.

Библиографическая ссылка:
Макарова Н.К., Зимина Э.В., ИНТЕГРАЦИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОГРАММАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ» // НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ РЕЦЕНЗИРУЕМЫЙ ЖУРНАЛ "СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И МЕДИЦИНСКОЙ СТАТИСТИКИ". - 2023. - №2;
URL: http://healthproblem.ru/magazines?text=1057 (дата обращения: 16.05.2024).

Код для вставки на сайт или в блог:

Просмотры статьи:
Сегодня: 2 | За неделю: 2 | Всего: 237