Научно-практический рецензируемый журнал
"Современные проблемы здравоохранения
и медицинской статистики"
Scientific journal «Current problems of health care and medical statistics»
Новости научно-практического рецензируемого журнала
Больше новостей

Диагностика и профилактика преждевременного старения

Организация здравоохранения

ПОНИМАНИЕ ТЕРМИНА «НЕЖЕЛАТЕЛЬНОЕ СОБЫТИЕ» КАК ОСНОВА УСПЕШНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ И УЧЕТА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

М.В. Макарочкина1, В.В. Люцко2
1. ГБУЗ «Иркутская государственная областная детская клиническая больница», г. Иркутск
2. ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Москва
Резюме:
Введение (актуальность): одним из требований, предъявляемых отраслевыми нормативно-правовыми актами, регулирующими вопросы внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, является обязательный учет и анализ нежелательных событий, происходящих в медицинской организации. Опыт взаимодействия с медицинскими работниками городских и районных государственных учреждений здравоохранения показывает, что имеет место непонимание данных процессов, причем как на управленческом уровне, так и на уровне практического исполнения. Ситуация осложняется еще и тем, что процедура учета нежелательных событий в нашей стране не определена, поэтому руководители медицинских организаций самостоятельно придумывают механизмы реализации вышеуказанных требований, что приводит к различным толкованиям не только самого термина «нежелательное событие», но и к процессу его идентификации. Цель настоящей статьи – изучить сущность термина «нежелательное событие» и определить виды нежелательных событий, которые могут иметь место в медицинской организации. Материалы и методы: использованы методы контент-анализа, изучены публикации российских и зарубежных авторов, размещенные в научных периодических изданиях, в том числе в базах данных РИНЦ (eLIBRARY.RU) и CyberLeninka, отраслевые нормативно-правовые акты, национальные и международные стандарты. Результаты: в большинстве действующих нормативно-правовых документах и стандартах сущность термина «нежелательное событие» основывается на наличии влияния неких фактов и обстоятельств на пациента. В национальных стандартах, определяющих требования к системному менеджменту (менеджменту качества, риск-менеджменту), термин «нежелательное событие» подразумевает возникновение изменений условий и обстоятельств, приведших к сбою деятельности организации или ее отдельных процессов. И лишь в отраслевом приказе под «нежелательным событием» подразумевается наличие фактов и обстоятельств, способных причинить вред как пациенту, так и медицинскому работнику, исключая, что подобное событие может произойти и с немедицинским персоналом. Выводы: ни одно из рассмотренных определений не отражает в полном объеме суть термина «нежелательное событие», что позволяет медицинским организациям по-разному его трактовать и, соответственно, влияет на общее понимание механизма идентификации и учета нежелательных событий. На наш взгляд, наиболее точным определением термина «нежелательное событие», является следующее: нежелательное событие – это событие, возникшее в результате изменения обстоятельств и условий деятельности, повлекшее за собой причинение (угрозу причинения) вреда пациенту (повлиять на сроки лечения) или сотруднику, либо негативные изменения в деятельности медицинской организации. В соответствии с определением к таковым можно отнести нежелательные события, связанные с связанные с применением лекарственных средств, обращением медицинских изделий, оказанием медицинской помощи, нарушением информационной безопасности, профессиональной деятельностью сотрудников, нарушением безопасности среды организации, организацией и администрированием процессов, коммуникацией, нарушением норм медицинской этики и деонтологии, а также инфекционные заболевания, связанные с оказанием медицинской помощи. Учет некоторых из них регламентирован отдельными нормативно-правовыми актами, национальными и отраслевыми стандартами, поэтому в медицинской организации целесообразно разработать единый механизм их регистрации и учета.
Ключевые слова: нежелательные события, качество и безопасность медицинской деятельности, профилактика рисков медицинской организации

Библиографическая ссылка:
М.В. Макарочкина, В.В. Люцко, ПОНИМАНИЕ ТЕРМИНА «НЕЖЕЛАТЕЛЬНОЕ СОБЫТИЕ» КАК ОСНОВА УСПЕШНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ И УЧЕТА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ РЕЦЕНЗИРУЕМЫЙ ЖУРНАЛ "СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И МЕДИЦИНСКОЙ СТАТИСТИКИ". - 2023. - №3;
URL: http://healthproblem.ru/magazines?text=1126 (дата обращения: 16.05.2024).

Код для вставки на сайт или в блог:

Просмотры статьи:
Сегодня: 2 | За неделю: 4 | Всего: 166