Научно-практический рецензируемый журнал
"Современные проблемы здравоохранения
и медицинской статистики"
Scientific journal «Current problems of health care and medical statistics»
Новости научно-практического рецензируемого журнала
Больше новостей

Диагностика и профилактика преждевременного старения

Организация здравоохранения

ИНФОРМИРОВАННОЕ ДОБРОВОЛЬНОЕ СОГЛАСИЕ– РЕАЛИЗАЦИЯ ПАЦИЕНТООРИЕНТИРОВАННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В МЕДИЦИЦНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

И.М. Сон1, З.Л. Гончаревская2, В.В. Киндюк3
1. ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России, ФГБОУ ДПО Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования Минздрава России
2. ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России
3. ФГБОУ ВО «Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова»
Резюме:
Введение. С развитием медицинской науки и появлением новых технологий диагностики и лечения, возросла потребность более четкого информирования пациентов перед приемом врача или предстоящими диагностическими и лечебными манипуляциями, о необходимом объеме обследования, возможных рисках применения тех или иных методов лечения и диагностики, их последствий для здоровья. Цель исследования - изучение отношения различных групп пациентов к применению информированного добровольного согласия (далее - ИДС) в медицинской практике, с учетом факторов, влияющих на формирование ответственности использования в работе этого документа медицинскими работниками и пациентами. Материалы и методы. Исследование проводилось на базе Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, городской поликлиники и перинатального центра. В работе использовался один из методов социологического исследования – анкетирование. Для удобства респондентов анкета могла быть заполнена в двух формах – в Google-форме и на бумажном носителе. Для объективности оценки процесса ознакомления пациентов с ИДС был разработан чек-лист исследователя, который позволил уточнить условия и время ознакомления пациентов с документом, установить личный контакт и ответить на вопросы респондентов, получить предложения по созданию условий в медицинских организациях (далее -МО) для улучшения коммуникаций между медицинскими работниками и пациентами. Результаты и обсуждение. Анализ результатов анкетирования показал, что объем информации, содержащийся в ИДС, считали достаточным 71,4% респондентов, 28,6% отметили необходимость увеличения объема информации о проводимых медицинских вмешательствах особенно, возможных осложнениях и их профилактики. С ИДС пациенты поликлиник знакомились: в регистратуре – 36,1%; в холле ожидания приема – 26,5%; в кабинете врача – 37,4%. Поэтому 64% респондентов отметили желательное присутствие медицинского работника и наличия комфортных условий при ознакомлении с ИДС, где можно сосредоточиться и внимательно прочитать предлагаемый текст. 71,7% респондентов отметили, что предпочитают задавать вопросы лечащему врачу и подписывать ИДС только после получения ответов на все вопросы. 79,3% пациентов отметили высокий уровень коммуникативных навыков персонала медицинских организаций и были удовлетворены общением с сотрудниками. У 54,4% респондентов сформировались доверительные отношения к медицинским работникам после обращения за медицинской помощью, что предполагает повторные обращения и наблюдение в этих медицинских организациях. Данные объективной оценки исследователем процесса заполнения ИДС пациентами подтвердили, что большинство респондентов (71,4%) внимательно знакомятся с документом и затрачивают на это от трех до пяти минут, вместе с тем, 24,3% затратили меньше двух минут, подписали его, практически не прочитывая, 4,3% - знакомились с документом более 5 минут. Все респонденты отметили необходимость дополнительного обсуждения информации, содержащейся в ИДС, при этом предпочли бы задавать вопросы врачу 71,7% пациентов, 27,3% - медицинским работникам, 1% - могли бы воспользоваться помощью других пациентов. Исследователями отмечено, что 36,4% респондентов задавали три и более вопроса по ИДС, что подчеркивает необходимость предоставления дополнительного времени на приеме врача для обсуждения возникающих вопросов и формирования коммуникаций. Как положительный эффект анкетирования считаем необходимым отметить, что 58,1% респондентов более подробно познакомятся с информацией об ИДС, а 53,7% пациентов познакомят с ней родственников и друзей. Выводы. Проведенное исследование позволило определить ряд актуальных вопросов для обсуждения и принятия управленческих решений в медицинских организациях: более широко использовать различные источники информации для населения о назначении ИДС, создать комфортные условия для пациентов при ознакомлении с документом в присутствии врача или медицинского работника. Результаты анкетирования удостоверили, что выбор медицинской организации зависит от уровня навыков общения персонала и подтверждает необходимость проведения мероприятий по улучшению коммуникативных компетенций всех медицинских работников. Реализация коммуникативных навыков медицинских работников значительно зависит от времени, которое может быть использовано для обсуждения информации, содержащейся в ИДС.
Ключевые слова: информированное добровольное согласие, персональные данные, пациенты, поликлиника, перинатальный центр, медицинская информация, коммуникации между пациентом и медицинским работником

Библиографическая ссылка:
И.М. Сон, З.Л. Гончаревская, В.В. Киндюк, ИНФОРМИРОВАННОЕ ДОБРОВОЛЬНОЕ СОГЛАСИЕ– РЕАЛИЗАЦИЯ ПАЦИЕНТООРИЕНТИРОВАННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В МЕДИЦИЦНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ // НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ РЕЦЕНЗИРУЕМЫЙ ЖУРНАЛ "СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И МЕДИЦИНСКОЙ СТАТИСТИКИ". - 2023. - №3;
URL: http://healthproblem.ru/magazines?text=1136 (дата обращения: 15.05.2024).

Код для вставки на сайт или в блог:

Просмотры статьи:
Сегодня: 1 | За неделю: 3 | Всего: 135