Организация здравоохранения
МЕДИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВРАЧЕЙ О ПРИМЕНЕНИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
О.В. Кирьякова1, С.А. Суслин1,2, С.А. Трибунская3, С.Х. Садреева1
1. ФГБОУ ВО «Самарский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Самара
2. ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Москва
3. ЧУЗ Клиническая больница «РЖД-Медицина», г. Самара
Полнотекстовый файл PDF (433 Kb)
Резюме:
Введение. Современные информационные решения создают базу для повышенных ожиданий, как со стороны медицинского персонала, так и со стороны пациентов. В результате, вопросы развития информационных (цифровых) технологий с их включением в модели совершенствования организации оказания медицинской помощи в различных условиях становятся весьма актуальными. С развитием информационных технологий (ИТ) в сфере здравоохранения при совершенствовании организации медицинской помощи важная роль принадлежит врачам, принимающим непосредственное участие во внедрении современных цифровых решений, изучение мнений которых представляет значительный интерес
Цель: провести медико-социологическое исследование врачей о применении информационных технологий в совершенствовании организации медицинской помощи в условиях городской больницы.
Материалы и методы. В качестве базы исследования выбрана «Новокуйбышевская центральная городская больница» (НЦГБ) - государственное бюджетное учреждение здравоохранения Самарской области, обеспечивающая оказание медицинской помощи населению г. Новокуйбышевска (среднегодовая численность населения 100 тыс. жителей). Новокуйбышевская ЦГБ является объединенной больницей, оказывающую медицинскую помощь в амбулаторных условиях (мощность поликлиники 1150 посещений в смену) и стационарных условиях (круглосуточный стационар на 430 коек). В ходе проведенного медико-социологического исследования было проанкетировано 206 врачей НЦГБ по вопросам изучения возможностей применения информационных технологий в совершенствовании организации оказания медицинской помощи по специально разработанной анкете. Исследование основано на использовании аналитического, социологического и статистического методов.
Результаты и обсуждение. Все врачи отметили, что им известны те или иные информационные технологии, которые используются или могли бы использоваться в системе здравоохранения. В среднем респонденты указали на 2,2 известных им информационные технологии в здравоохранении на одного опрошенного. По мнению подавляющего большинства опрошенных врачей НЦГБ (85,9%), информационные технологии в городской больнице используются в достаточной степени. Остальная часть респондентов (14,1%) отмечает недостаточное использование ИТ. Из тех врачей, что отмечают недостаточное использование информационных технологий в настоящее время, основными причинами этого называют дефицит квалифицированных кадров (96,6%), недостаточность материально-технического обеспечения (72,4%), низкий уровень подготовки медицинского персонала (44,8%) и небольшое количество самих информационных продуктов (41,4%). По данным анкетирования, 58,3% врачей НЦГБ полностью удовлетворены работой единой медицинской информационно-аналитической системой Самарской области (ЕМИАС), еще 29,1% респондентов скорее удовлетворены работой ЕМИАС, чем не удовлетворены. Вместе с тем, 12,6% врачей скорее не удовлетворены тем, как работает данная система. Основными причинами неудовлетворенности работой ЕМИАС являются недостаточная производительность информационной системы, сопровождающаяся «низкой скоростью работы» (65,4% ответов), недостаточно полных охват системой всех служб городской больницы («недостаточный функционал») (30,8% ответов), наличие перебоев в работе МИС («нестабильная работа») (15,4% ответов).
Заключение. Основными направлениями использования информационных технологий в организации медицинской помощи в амбулаторных условиях врачи видят в создании регистров пациентов (76,2% ответов), принятии врачебных решений (46,1%), совершенствовании профилактических мероприятий (42,7%), совершенствовании льготного лекарственного обеспечения (40,8%) и др. Среди основных направлений использования информационных технологий в организации медицинской помощи в стационарных условиях врачи отмечают принятие врачебных решений (75,7% ответов), управление госпитализацией (73,3%), улучшение преемственности с амбулаторным звеном (71,8%), совершенствование лекарственного обеспечения в стационаре (51,5%).
Таким образом, социологические подходы к организации оказания медицинской помощи пациентам позволяют получить дополнительные данные для совершенствования ее оказания и информационного обеспечения.
Ключевые слова: медико-социологическое исследование, информационные технологии, врачи, организация медицинской помощи
Библиографическая ссылка:
О.В. Кирьякова, С.А. Суслин, С.А. Трибунская, С.Х. Садреева, МЕДИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВРАЧЕЙ О ПРИМЕНЕНИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ // НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ РЕЦЕНЗИРУЕМЫЙ ЖУРНАЛ "СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И МЕДИЦИНСКОЙ СТАТИСТИКИ". - 2025. - №2;
URL: http://healthproblem.ru/magazines?text=1624 (дата обращения: 01.07.2025).
URL: http://healthproblem.ru/magazines?text=1624 (дата обращения: 01.07.2025).
Код для вставки на сайт или в блог:
Просмотры статьи:
Сегодня: 2 | За неделю: 3 | Всего: 9