Гигиена
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СОВРЕМЕННОЙ ВАЛЬДОРФСКОЙ ШКОЛЕ И ЕЕ ГИГИЕНИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ
Ю.А. Гаврилова1, Е.М. Спивак1, А.Л. Исаханов1
1. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Ярославский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Ярославль
Полнотекстовый файл PDF (611 Kb)
Резюме:
Введение. Неблагоприятное воздействие школьной среды рассматривается в качестве важного фактора ухудшения здоровья детей. В этой связи является актуальным исследование влияния на него альтернативных традиционной образовательных программ.
Цель. Дать сравнительную оценку влияния учебного процесса в общеобразовательной и Вальдорфской школе на состояние здоровья детей 7 – 10 лет.
Материалы и методы. Обследовано 113 детей 7 – 10 лет, в том числе 51 ученика 1 – 4 классов Вальдорфской школы (основная группа) и 62 их сверстника из общеобразовательной школы (группа сравнения). Определялись физическое развитие, соматометрические параметры, иммунобиологическая резистентность, число хронических заболеваний и функциональных расстройств, показатели вегетативной нервной, мышечной, дыхательной, сердечно-сосудистой систем, уровень физического здоровья и тревожности, умственная работоспособность. Обследование проводилось дважды: в начале и конце учебного года с оценкой динамика изучаемых показателей.
Результаты. Установлено, что большинство параметров состояния здоровья детей 7 – 10 лет, обучающихся по Вальдорфской педагогической системе, достоверно выше, чем у их сверстников, занимающихся в соответствии с традиционной образовательной программой. Это проявляется меньшей распространённостью у них хронических заболеваний и функциональных расстройств, более высокими соматометрическими показателями и гармоничным физическим развитием, экономичной работой сердечно-сосудистой системы, положительной динамикой интегрального показателя физического здоровья в течение учебного года, низким уровнем тревожности, сохранением достаточно высокой умственной работоспособности к концу четвертой четверти учебного года.
Заключение. Многие гигиенические составляющие образовательного процесса в Вальдорфской школе способствуют сохранению и укреплению здоровья детей. А так же большинство параметров состояния здоровья детей 7 – 10 лет, обучающихся по Вальдорфской педагогической системе, достоверно выше, чем у их сверстников, занимающихся в соответствии с традиционной образовательной программой. Это проявляется не только меньшей распространённостью у них хронических заболеваний и функциональных расстройств, но и более высокими соматометрическими показателями, гармоничным физическим развитием и психологичискими составляющими здоровья.
Ключевые слова: Вальдорфская школа, здоровье, образовательный процесс, школьная гигиена.
Библиографическая ссылка:
Ю.А. Гаврилова, Е.М. Спивак, А.Л. Исаханов, ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СОВРЕМЕННОЙ ВАЛЬДОРФСКОЙ ШКОЛЕ И ЕЕ ГИГИЕНИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ // НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ РЕЦЕНЗИРУЕМЫЙ ЖУРНАЛ "СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И МЕДИЦИНСКОЙ СТАТИСТИКИ". - 2021. - №2;
URL: http://healthproblem.ru/magazines?text=624 (дата обращения: 26.12.2024).
URL: http://healthproblem.ru/magazines?text=624 (дата обращения: 26.12.2024).
Код для вставки на сайт или в блог:
Просмотры статьи:
Сегодня: 6 | За неделю: 7 | Всего: 1341