Организация здравоохранения
КАЧЕСТВО СЕРВИСА СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ УСЛУГ: ВЗГЛЯД ПОТРЕБИТЕЛЯ
О.В. Медведева1, Т.В. Большова1, Н.В. Чвырева1, И.Н. Большов1
1. ФГБОУ ВО «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Рязань, Россия
Полнотекстовый файл PDF (602 Kb)
Резюме:
Введение. Статья посвящена исследованию качества сервиса стоматологических услуг, актуализированных ростом неудовлетворенности пациентов в процессе получения ими медицинских услуг различного рода. Представлен анализ критериев сервиса и вариантов их агрегирования с позиции привлечения потребителей услуги и уровня их лояльности.
Цель исследования. Оценить качество сервиса стоматологических услуг на основании результатов социологического опроса потребителей (пациентов), отражающих их позицию в части удовлетворенности оказанной им стоматологической услуги.
Материалы и методы. Исследование было проведено методом социологического опроса выборочной совокупности (460 пациентов), получавших стоматологические услуги бесплатно и за счет собственных денежных средств. Для оценки лояльности потребителей стоматологической услуги использован индекс NPS. Статистическая обработка полученных данных проводилась с помощью программного пакета «MS Excel 2013». С целью систематизации результатов исследования, а также обработки данных авторами применялись статистический методы.
Результаты и обсуждение. Критерий качества сервиса «материальность» имеет выраженные критические позиции по уровню интерьера помещений среди пациентов платного приема (31,7% против 15,1% в 1 группе). Сравнения фактических параметров критерия «надежность» почти полностью совпадают с ожидаемыми результатами потребителей стоматологических услуг (от 77,6% до 97,6%). Таким образом, качество сервиса по данному критерию оценивается пациентами как удовлетворительное. Критерий отзывчивости, в целом, свидетельствует о доброжелательности сотрудников медицинской организации (57,6% в группе 1 и 67,4% в группе 2) и своевременности оказания им медицинской услуги (соответственно, 78,9% и 65,3%). Среди пациентов, получивших платные стоматологические услуги, оценок, связанных с несвоевременно оказанной стоматологической услугой в 2,2 раза меньше. Формируемое доверие потребителей стоматологических услуг к медицинской организации, в первую очередь, связано с вежливостью медицинского персонала (1 ранговое место в 1 и 2 группе). Воспринимаемая пациентами компетентность медицинского персонала достоверно выше в 1 группе: 63,4±4,2 против 24,4±6,3 на 100 опрошенных. Отношение к уровню индивидуального подхода к потребителю услуги свидетельствует о положительных оценках респондентов: как «высокий» и «средний» этот параметр оценили, суммарно, 76,6% и 96,2%, соответственно, в 1 и 2 группе. Удельный вес респондентов, оценивающих уровень индивидуального подхода к потребителю услуги как «низкий», в 6 раз больше в 1 группе (23,4%±5,3% против 3,8%±8,6%). Индекс NPS в 1 и 2 группах оценивается положительно (соответственно, 42% и 56%).
Заключение. Преимущество количественных исследований качества сервиса заключается в возможности их сопоставления с другими критериями эффективности медицинской организации. Однако ориентация исключительно на цифровые измерения нивелирует общее видение ситуации, поскольку возможности анкетирования ограничены, и их недостаточно для выявления «слабых» зон при оказании стоматологических услуг.
Ключевые слова: стоматологические услуги, качество сервиса, критерии оценки качества сервиса, лояльность пациента.
Библиографическая ссылка:
О.В. Медведева, Т.В. Большова, Н.В. Чвырева, И.Н. Большов, КАЧЕСТВО СЕРВИСА СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ УСЛУГ: ВЗГЛЯД ПОТРЕБИТЕЛЯ // НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ РЕЦЕНЗИРУЕМЫЙ ЖУРНАЛ "СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И МЕДИЦИНСКОЙ СТАТИСТИКИ". - 2022. - №5;
URL: http://healthproblem.ru/magazines?text=948 (дата обращения: 21.11.2024).
URL: http://healthproblem.ru/magazines?text=948 (дата обращения: 21.11.2024).
Код для вставки на сайт или в блог:
Просмотры статьи:
Сегодня: 6 | За неделю: 9 | Всего: 581