ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ ГЕРОНТОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
DOI 10.24412/2312-2935-2023-2-337-347
ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ ГЕРОНТОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
А.А. Мельниченко1, С.Г. Горелик1,2, Н.Н. Кучеренко3, С.В. Богат1, С.К. Мусиенко5
1ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», г. Белгород
2 АНО НИМЦ «Геронтология», г. Москва
3МБОУ «Гимназия №5», г. Белгород
4ОГКУЗ «Госпиталь для ветеранов войн», г. Белгород
5ГБУЗ Калининградской области «Городская больница №2», г. Калининград
Введение. Поскольку все больше и больше людей живут более долгой и здоровой жизнью, а число пожилых людей увеличивается, общество обязано задуматься о природе и генезе отношения и восприятия своей молодежи к пожилым людям. Хотя их число может быть большим, пожилые люди часто оказываются в центре негативного социального отношения, что делает их уязвимыми для формы предрассудков, известной как эйджизм.
Настоящее исследование посвящено проблеме геронтологического образования молодого поколения, которое способствует не только передаче полученных предыдущими поколениями опыта и знаний, но и передаче базовых знаний аспектов воспитания.
Цель: Цель этой статьи состоит в том, чтобы: (1) определить уровень знаний у детей младшего школьного возраста; и (2) предоставить рекомендации о том, как продвигать геронтологическое образование.
Материал и методы исследования. В исследовании приняло участие 125 школьников младших классов (1 и 2), учащихся МБОУ «Гимназия №5» г. Белгорода. Данные были получены методами опроса и анкетирования при помощи оригинального опросника, адаптированного для детей.
Восприятие и отношение детей к старению и пожилым людям исследовалось с помощью метода опроса и анкетирования при помощи оригинального опросника, состоящего из восьми вопросов, с ранжированием результатов исследования, которые были проанализированы и описаны, а в дальнейшем применены в построении модели инструментария, которые базировался на реализации проекта, реализовавшегося в течении 4 лет (с 2019 года по 2023год).
Результаты. Анализ всех ответов на изучение проявления дискриминации пожилых людей у младших школьников показало, что у 76,8% (95 человек) имеет место проявления эйджизма. При этом, 34,4% (43) живут совместно со своими бабушками и дедушками. А большинство детей считают, что пожилые люди только отдыхают и занимаютсялюбимымделом.
Ключевые слова:дети, геронтологическое образование, пожилые люди, эйджизм, старость, межпоколенческое взаимодействие
STUDYING THE LEVEL OF GERONTOLOGICAL KNOWLEDGE OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN
A.A.Melnichenko1, S.G. Gorelik1,2, N.N. Kucherenko3, S.V.Bogat4, S.K. Musienko5
1Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education «Belgorod National Research University», Belgorod
2 Research Medical Centre «GERONTOLOGY», Moscow
3 Gymnasium No. 5, Belgorod
4 Hospital for war veterans, Belgorod
5State budgetary healthcare institution of the Kaliningrad region «City Hospital No. 2», Kaliningrad
Introduction. As more and more people live longer and healthier lives, and the number of elderly people increases, society is obliged to think about the nature and genesis of the attitude and perception of its youth towards the elderly. Although their numbers may be large, older people often find themselves at the center of negative social attitudes, which makes them vulnerable to a form of prejudice known as ageism.
The present study is devoted to the problem of gerontological education of the younger generation, which contributes not only to the transfer of experience and knowledge gained by previous generations, but also to the transfer of basic knowledge of aspects of education.
Purpose: The purpose of this article is to: (1) determine the level of knowledge in primary school children; and (2) provide recommendations on how to promote gerontological education.
Material and methods of research. 125 primary school students (1 and 2), students of MBOU "Gymnasium No. 5" of Belgorod took part in the study. The data were obtained by survey and questionnaire methods using an original questionnaire adapted for children.
The perception and attitude of children to aging and the elderly was studied using the survey and questionnaire method using an original questionnaire consisting of eight questions, with ranking of the results of the study, which were analyzed and described, and later applied in the construction of the toolkit model, which was based on the implementation of the project, which was implemented for 4 years (from 2019 years to 2023).
Results. An analysis of all responses to the study of discrimination of older people in younger schoolchildren showed that 76.8% (95 people) have manifestations of ageism. At the same time, 34.4% (43) live together with their grandparents. And most children believe that the elderly only relax and do what they love.
Keywords:children, gerontological education, elderly people, ageism, old age, intergenerational interaction
Введение или актуальность. Поскольку все больше и больше людей живут более долгой и здоровой жизнью, а число пожилых людей увеличивается, общество обязано задуматься о природе и генезе отношения и восприятия своей молодежи к пожилым людям. Хотя их число может быть большим, пожилые люди часто оказываются в центре негативного социального отношения, что делает их уязвимыми для формы предрассудков, известной как эйджизм.
Беспрецедентный глобальный рост числа пожилых людей заслуживает высококачественного геронтологического ухода. По мере того, как геронтологический уход становится все более заметным в развитых и развивающихся странах, современное общество должно обладать более широким мировоззрением старения со знанием физиологических, психосоциальных и культурных проблем. Тем не менее, значительное увеличение числа людей пожилого возраста в социуме порождает ряд проблемных ситуаций, которые требуют серьезного осмысления и разрешения. Одной из центральных проблем является социальная незащищенность людей третьего возраста. Здесь необходимо подразумевать не только экономические или социально-политические аспекты. Самым важным можно считать аксиологические установки более молодого поколения по отношению к людям пожилого возраста [4.5.6]
Настоящее исследование посвящено проблеме геронтологического образования (знанию биологического, социального и психологического изменения при наступлении старости) молодого поколения, которое недостаточно прививается молодежи, что способствует отсутствию цивилизационного принципа в воспитании, а также преемственности поколений, которая на протяжении многих столетий способствовала не только передаче полученных предыдущими поколениями опыта и знаний, но и передаче базовых знаний аспектов воспитания. Обеспечение возрастной жизнеспособности посредством развития межпоколенческих связей у школьников младших классов поможет реализации семейного образовательного проекта. [1.2]. Поэтому наш проект поощрял любые контакты и действия между поколениями, либо посредством социального общения, официальные лекции, различные акции и классные часы, которые стимулируют позитивный образ старшего поколения в целом. Сообщалось, что у детей, которые участвовали, улучшились отношения со своими собственными бабушкой и дедушкой.
Цель: Цель этой статьи состоит в том, чтобы: (1) определить уровень знаний у детей младшего школьного возраста; и (2) предоставить рекомендации о том, как продвигать геронтологическое образование.
Материал и методы исследования. В исследовании приняло участие 125 школьников младших классов (1 и 2), учащихся МБОУ «Гимназия №5» г. Белгорода.
Восприятие и отношение детей к старению и пожилым людям исследовалось с помощью метода опроса и анкетирования при помощи оригинального опросника, состоящего из восьми вопросов, с ранжированием результатов исследования, которые были проанализированы и описаны, а в дальнейшем применены в построении модели инструментария, которые базировался на реализации проекта, реализовавшегося в течении 4лет (с 2019 года по 2023год).
Опросник был адаптирован для того, чтобы дети смогли выносить оценочные суждения о своих ответах на поставленные вопросы. Для «чистоты» эксперимента опрос проходил анонимно.
Результаты. Результаты проведенного анкетирования и опроса показали следующее.
Отношение к старости у младших школьников показало, что чуть меньше половины (44,0%) считают, что в старости жить тяжело, сложно и жизнь пожилого человека очень плохая. 39,2% детей считают, что в пожилом возрасте жизнь грустная. Интересной и веселой жизнь пожилого человека думают 22,4% детей, уважаемой – 9,6%.
Возможно, такие ответы связаны с ощущениями детей о том, что в этот период жизни люди только отдыхают и занимаются любимым делом.
Данные представлены на графике 1.
График 1а Ответы на вопрос «Как ты относишься к старости? Старость какая?»
При этом 34,4% (43) живут совместно со своими бабушками и дедушками. 4,0% (5) вообще не общаются со своими бабушками и дедушками. 96,0% (120) детей общаются, из них каждый шестой (16,9%) только по праздникам, треть (28,2%) - по выходным, чуть более половины (50,8%) раз в неделю и чаще.
График 1б Ответы на вопрос «Назовите пять слов которые первыми приходят вам на ум, когда вы думаете о старом человеке».
Данные представлены на графике2.
Следует отметить, что 16,4% детей не живут со своими бабушками и дедушками, но общаются с ними минимум один раз в неделю.
График 2а Варианты ответов на вопрос: «Как часто вы общаетесь с бабушкой / дедушкой?»
График 2б Варианты ответов на вопрос: «Чем заняты бабушка / дедушка большую часть времени?»
Как видно из графика 2, 63,6% детей полагают, что их бабушки/дедушки большую часть времени смотрят телевизор, 50,4% - просто отдыхают на диване, 33,1% имеют хобби и занимаются им большую часть времени, 18,2% думают, что бабушки/дедушки только посещают врачей и другие учреждения, так как постоянно плохо себя чувствуют. При этом, 32,2% пожилых людей еще работают.
При изучении уровня знаний у младших школьников в вопросах геронтологии мы получили следующие результаты. Большинство (63,2%) считают, что старость - это возраст старше 60 лет, 28,0%- старше 50 лет и 8,8% думают, что человек уже старый в возрасте 40 лет.
Данные представлены на графике 3.
Очень приятен тот факт, что больше половины детей (67,2%) думают, что для того, чтобы прожить долгую жизнь и не болеть надо правильно питаться, 57,6% - заниматься спортом, 18,4% считают, что надо следить за своим здоровьем. И только по 6,4% отмечают, что вредные привычки и свежий воздух влияют на продолжительность жизни.
Следует отметить, что анализ всех ответов на изучение проявления дискриминации пожилых людей у младших школьников показало, что у 76,8% (95 человек) имеет место проявления эйджизма.
График 3а Варианты ответов на вопрос: «В каком возрасте человек становится старым?»
График 3б Варианты ответов на вопрос: «Что вы должны делать, чтоб прожить долгую жизнь?»
Обсуждение. Полученные нами данные показали нам необходимость выявления причины проявления эйджиских установок у детей младшего школьного возраста путем изучения уровня знаний в области геронтологии и проявления эйджизма у взрослых людей, а точнее у родителей школьников младших классов и учителей. К тому времени, когда дети поступают в школу, у них, возможно, уже сформировалось негативное отношение к пожилым людям. Исследование по развитию таких установок могут помочь в их изменении до того, как они прочно укоренились. Формирование стереотипов о пожилых людях является постоянным и коррелирует с установками, и существует необходимость пропагандировать связанные с этим позитивные аспекты. Установки и стереотипы детей формируются рано и остаются довольно постоянными, определяя их поведение по отношению к других. Люди используют стереотипы для облегчения понимания информационного мира, поэтому предотвратить конструирование стереотипов и суждений, основанных на малом, практически невозможно. Проект нацелен на изменение отношения детей к старению путем объединения поколений. Эти знания укрепляют партнерство между профессионалами в области здравоохранения и детскими учреждениями путем разработки образовательных мероприятий, которые направлены на разоблачение эйджиских, негативных стереотипы, касающиеся старения, с помощью методов, стимулирующих солидарность между поколениями в семье, учитывающая специфику жизненного цикла человека.
Заключение. Полученные нами данные показали, что формирования ценностей, улучшения знаний в области геронтологии и процессов старения необходимо вовлечение детей в волонтерскую деятельность для улучшения межпоколенческих связей. Уважительное отношение к пожилым людям представляет собой интегративное личностное образование, характеризующееся признанием ценности пожилого возраста, заслуг и опыта старшего поколения, наличием положительных эмоций и установок, а также поведенческими проявлениями, которые выражаются в ценностном взаимодействии с пожилыми людьми на основе знаний о социально-психологических особенностях их возраста [5].
Список литературы
- Архипова И. В. Ценностные ориентации старших школьников как детерминанта социального самоопределения. И. В. Архипова. Социально-экономические явления и процессы. 2010;5:183–188
- Геронтопсихология: учеб. пособие. О.И. Дорогина, Ю.В. Лебедева, Л.В. Токарская, Е.В. Хлыстова; под общ. ред. Ю. В. Лебедевой; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Уральский федеральный университет. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та. 2020;131
- Данилова Е. Е. Содержание и динамика мотивационных предпочтений современных младших школьников и младших подростков Психологическая наука и образование. 2019;24 (4):51–61. doi:10.17759/pse.2019240404
- Кукушкина А.Г. Воспитание у старших подростков уважительного отношения к пожилым людям: автореф. дисс. канд. пед. наук: 13.00.01. Великий Новгород. 2014;25
- Кукушкина, А.Г. Волонтерская деятельность подростков и пожилых людей как основа оптимизации межпоколенных отношений .Ментор. 2012;3:12-18
- Кукушкина, А.Г. Воспитание уважительного отношения к пожилым людям у студентов высших учебных заведений. Вестник Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого.2013;74(2):36-40
- Мосина О.А. Педагогическая модель геронтообразования. Мир науки, культуры, образования. 2018;70 (3):268-271
- Мельниченко А.А., Горелик С.Г., Энхмандал С., Ленкин С.Г. Старость VS молодость: геронтологические аспекты воспитания. Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2022;4:131-143. DOI 10.24412/2312-2935-2022-4-131-143
9. Пашинина В. В., Попов А.А. Ценностные ориентации современных школьников.. Юный ученый. 2017;11.(2):89-93.URL:https://moluch.ru/young/archive/11/864/ (дата обращения: 18.06.2022
10. Тырнова О.А. Особенности ценностных ориентаций современной молодежи. Педагогика и психология образования. 2010;3:71–75
References
1. Arkhipova I. V. Cennostnye orientacii starshih shkolnikov kak determinanta socialnogo samoopredeleniya [Value orientations of senior schoolchildren as a determinant of social self- determination]. Socialno-ehkonomicheskie yavleniya I processy [Socio-economic phenomena and processes]. 2010; 5: 183-188 (In Russian)
2. Gerontopsihologiya uchebnoe posobie [Gerontopsychology: studies. Manual]. O.I. Dorogina, Yu.V. Lebedeva, L.V. Tokarskaya, E.V. Khlystova; pod obshchej redakciej [under the general editorship of] Yu. V. Lebedeva. Ministerstvo nauki i vysshego obrazovaniya Rossijskoj Federacii uralskij federalnyj universitet Ekaterinburg izdatelstvo Uralskogo universiteta [Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation, Ural Federal University. Yekaterinburg: Ural Publishing House. un-ta]. 2020;131 (In Russian)
3. Danilova E. E. Soderzhanie i dinamika motivacionnyh predpochtenij sovremennyh mladshih shkolnikov I mladshih podrostkov [Content and dynamics of motivational preferences of modern younger schoolchildren and younger adolescents] Psihologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological Science & Education ]. 2019;24.(4)51–61. doi:10.17759/pse.2019240404 (In Russian)
4. Kukushkina A.G. vospitanie-u-starshih-podrostkov-uvazhitelnogo-otnosheniya-k-pozhilym-lyudyam [Education of older adolescents with respect for the elderly: abstract. Diss. Candidate of Pedagogical Sciences]:13.00.01. Veliky Novgorod. 2014;25 (In Russian)
5. Kukushkina A.G. Volonterskaya deyatelnost podrostkov i pozhilyh lyudej kak osnova optimizacii mezhpokolennyh otnoshenij [Volunteer activity of adolescents and the elderly as a basis for optimizing intergenerational relations]. Mentor [Mentor]. 2012;3:12-18
6. Kukushkina A.G. Vospitanie uvazhitelnogo otnosheniya k pozhilym lyudyam u studentov vysshih uchebnyh zavedenij [Fostering respect for the elderly among students of higher educational institutions]. Vestnik Yovgorodskogo gosudarstvennogo universiteta imeni Yaroslava Mudrogo [Bulletin of the Yaroslav the Wise Novgorod State University]. 2013;74(2):36-40
7. Mosina O.A. Pedagogicheskaya model gerontoobrazovaniya. [Pedagogical model of geront education]. Mir nauki, kultury, obrazovaniya [The world of science, culture, education]. 2018;70 (3):268-271 (In Russian)
8. Melnichenko A.A., Gorelik S.G., Enkhmandal S., Lenkin S.G. Starost VS molodost gerontologicheskie aspekty vospitaniya [Old age VS youth: gerontological aspects of upbringing]. Sovremennye problemy zdravoohraneniya i medicinskoj statistiki [Modern problems of healthcare and medical statistics]. 2022;4:131-143. DOI 10.24412/2312-2935-2022-4-131-143 (In Russian)
9. Pashinina V. V. , Popov. A. A. Cennostnye orientacii sovremennyh shkolnikov [Value orientations of modern schoolchildren]., Yunyj uchenyj [A young scientist]. 2017;11.(2):89-93. URL: https://moluch.ru/young/archive/11/864 / (accessed: 06/18/2022) (In Russian)
10. Tarnova O.A. Osobennosti cennostnyh orientacij sovremennoj molodezhi [Features of value orientations of modern youth]. Pedagogika i psihologiya obrazovaniya [Pedagogy and psychology of education]. 2010;3:71–75 (In Russian)
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Acknowledgments. The study did not have sponsorship.
Conflict of interests. The authors declare no conflict of interest.
Сведения об авторах
Мельниченко Александра Анатольевна - аспирант кафедры организации здравоохранения и общественного здоровья, ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», 308000, Россия, г. Белгород, ул. Победы ,85 e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., ORCID 0000-0001-9637-096X; SPIN:6004-9459
Горелик Светлана Гиршевна - доктор медицинских наук, доцент, профессор кафедры организации здравоохранения и общественного здоровья, ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», 308015 Россия, Белгород улица Победы д. 85; руководитель отдела инновационных программ, Автономная некоммерческая организация «Научно-исследовательский медицинский центр «Геронтология» (АНО НИМЦ «Геронтология»), 125371 г. Москва, Волоколамское шоссе, д.116, стр. 1, пом. 321,e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., ORCID: 0000-0001-5288-9874, SPIN-код: 8545-5175
Кучеренко Наталья Ивановна - учитель начальных классов, МБОУ «Гимназия №5» г. Белгорода, 308015, Россия, Г. Белгород, ул. Победы, 40 а, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Богат София Викторовна - врач-терапевт, ОГКУЗ «Госпиталь для ветеранов войн», 308015 Россия, Белгород, улица Садовая 1;e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Мусиенко Сергей Константинович – врач - гериатр, заместитель главного врача по медицинской части государственного бюджетного учреждения здравоохранения Калининградской области «Городская больница №2», 236034, Россия, г. Калининград, ул. Дзержинского, 147, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., ORCID 0000-0002-3553-362X
About the authors
Melnichenko Alexandra Anatolyevna – postgraduate student of the Department of Health Organization and Public Health, Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education «Belgorod National Research University», 308000, Russia, Belgorod, Pobedy str. ,85 e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. , ORCID 0000-0001-9637-096X; SPIN:6004-9459;
Gorelik Svetlana Girshevna - Doctor of Medical Sciences, Associate Professor, Professor of the Department of Health Organization and Public Health, Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education «Belgorod National Research University», 308015 Russia Belgorod Pobedy Street, 85; Head of the Department of Innovative Programs, Research Medical Centre «GERONTOLOGY», 125371 Moscow, Volokolamsk highway, 116, p. 1, room 321,e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., ORCID: 0000-0001-5288-9874, SPIN code: 8545-5175
Kucherenko Natalia Ivanovna- primary school teacher, Gymnasium No. 5 Belgorod, 308015, Russia, Belgorod, Pobedy str., 40 a, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Bogat Sofia Viktorovna - general practitioner, Hospital for war Veterans, 308015 Russia Belgorod Sadovaya Street 1; e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Musienko Sergey Konstantinovich – geriatrician, deputy chief physician for the medical part of the state budgetary healthcare institution of the Kaliningrad region «City Hospital No. 2», 236034, Russia, Kaliningrad, st. Dzerzhinsky, 147, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., ORCID 0000-0002-3553-362X
Статья получена: 25.03.2023 г.
Принята к публикации: 28.06.2023 г.
URL: http://healthproblem.ru/magazines?text=1032 (дата обращения: 26.12.2024).