ИНТЕГРАЦИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОГРАММАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ»
DOI 10.24412/2312-2935-2023-2-753-770
ИНТЕГРАЦИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОГРАММАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ»
Макарова Н.К., Зимина Э.В.
ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет имени А.И. Евдокимова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Москва
Введение (актуальность). Современные вызовы системе здравоохранения, акцент на развитие первичной медико-санитарной помощи требуют высокого уровня подготовки и профессиональной управленческой культуры руководителей в сфере здравоохранения. Ответом на такие вызовы и ключевой задачей реализации национальных проектов «Образование» (в части модернизации профессионального образования, в том числе с помощью внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ, в рамках которых работники смогут непрерывно обновлять свои профессиональные знания и приобретать новые, в том числе гибридные профессиональные компетенции), а также «Здравоохранение» (в контексте мероприятий проекта «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения медицинскими кадрами» по вопросам подготовки квалифицированных кадров в сфере здравоохранения) должна стать современная и эффективная модель подготовки отраслевых управленческих кадров. Наличие высококвалифицированного корпуса руководителей и специалистов органов и организаций здравоохранения, понимающих технологию организации лечебно-диагностического процесса и специфику управления информационными и финансовыми ресурсами в здравоохранении, способных формировать команду и работать в ней, имеющих креативное и гибкое мышление, а также лидерские качества, способствующие сохранению нравственно-этических принципов медицинской деятельности и развитию профессиональной культуры, – актуальная потребность отрасли.
Цель: Совершенствование организационно-методологических подходов к практической подготовке квалифицированных управленческих кадров здравоохранения, обеспечивающих формирование профессиональных компетенций и готовность к реализации трудовых функций и действий руководителя медицинской организации.
Материалы и методы: Изучены нормативные правовые акты, регламентирующие на федеральном и региональных уровнях процесс формирования и оценки профессиональных умений при организации обучения специалистов, в том числе в сфере здравоохранения. С целью выявления подходов к реализации практической подготовки управленческих кадров здравоохранения были изучены с позиции компетентностного подхода 44 рабочие программы ПП по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» образовательных организаций, подведомственных Минздраву России. Были использованы следующие источники информации: 1) реестр кафедр организации здравоохранения и общественного здоровья образовательных организаций различного ведомственного подчинения; 2) официальные сайты образовательных организаций, подведомственных Минздраву России и официальные сайты кафедр; 3) специально разработанная «Карта анализа рабочих программ ПП по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье», включающая следующие разделы: «Образовательная организация»; «Кафедра»; «Сайт»; «Формы практической подготовки в рамках ПП»; «Форма оценки результативности освоения программы».
Результаты: Установлено, что согласно действующему законодательству Российской Федерации, медицинские и фармацевтические работники обязаны совершенствовать профессиональные знания и навыки на циклах программ дополнительного профессионального образования (далее – ДПО) в образовательных и научных организациях в порядке и в сроки, установленные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Определены виды и задачи практической подготовки лиц, осваивающие профессиональные образовательные программы медицинского и фармацевтического образования, но не установлены требования к их содержанию и индикаторы результативности обучения.
По результатам анализа информации, размещенной на официальных сайтах образовательных организаций, подведомственных Минздраву России было установлено, что из 46 кафедр организации здравоохранения и общественного здоровья 44 (96%) кафедры реализуют программы ПП по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье», а из них – только на 8 (18%) кафедрах осуществляется практическая подготовка обучающихся в рамках указанных программ. Наиболее распространенными формами оценки образовательного результата программ ПП являются тестирование - 83% и проведения устного экзамена в формате собеседования – 72,2%.
Обсуждения: При углубленном изучении рабочих программ ПП, в которых были предусмотрены стажировка и выполнение аттестационной работы (проекта), остаются неясными вопросы организации и методического сопровождения практической подготовки; формы, критерии и инструменты оценки результативности практической подготовки с позиции компетентностного подхода. Также требуют уточнения: объем и форма выполнения аттестационной работы (проекта); материал, используемый обучающимся при выполнении аттестационной работы (проекта); форма и инструменты оценки аттестационной работы (проекта).
Выводы: Использование Практикума в период выполнения аттестационной (проектной) работы обучающимся в ходе стажировки на рабочем месте в период обучения позволяет объективно оценить результативность освоения программы ДПО. Все это обеспечивает возможность не только сформировать в ходе освоения программ ПП необходимые компетенции у выпускников, но также разработать рекомендации по их профессиональному развитию.
Ключевые слова: практическая подготовка, стажировка на рабочем месте, компетентностный подход к подготовке управленческих кадров здравоохранения.
INTEGRATION OF THEORETICAL AND PRACTICAL TRAINING OF STUDENTS IN PROFESSIONAL RETRAINING PROGRAMS IN THE SPECIALTY "HEALTH ORGANIZATION AND PUBLIC HEALTH"
N.K. Makarova,E.V. Zimina
Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "A.I. Yevdokimov Moscow State University of Medicine and Dentistry" of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation, Moscow
Introduction. Modern challenges to the healthcare system, the emphasis on the development of primary health care require a high level of training and professional managerial culture of managers in the field of health care. The answer to such challenges and the key task of implementing national projects "Education" (in terms of modernization of vocational education, including the introduction of adaptive, practice-oriented and flexible educational programs, which allow employees to form the ability to update continuously their professional knowledge and to acquire new some, including hybrid professional competencies), and also "Healthcare" (in the context of the activities of the project "Provision of medical organizations of the healthcare system with medical personnel" on the training of qualified personnel in the field of healthcare) should become a modern and effective model for the training of industry managerial stuff. The presence of a highly qualified corps of managers and specialists of healthcare organizations understanding the technologies of the treatment process and the specifics of managing information and financial resources in healthcare, being able to form a team and work in it, having creative and flexible thinking, as well as leadership, contributing to the saving of moral and ethical principles of medical activities and the development of professional culture, - is an urgent need of the industry.
The purpose of this publication. Improving the practical training of healthcare managers using a scientifically based methodology and a developed tool «Practicum».
Materials and methods. The federal and regional normative legal acts regulating the process of formation and assessment of professional skills in the organization of training specialists, including training specialists in the field of healthcare, have been studied. In order to identify approaches to the implementation of practical training of health managers, 44 PR-programs "Healthcare and public health" of educational organizations of the Ministry of Health of the Russian Federation were studied from the standpoint of the competence approach. The following sources of the information were used: 1) the register of departments of the health care and public health of educational organizations of various departmental subordination; 2) official websites of educational organizations of the Ministry of Health of the Russian Federation and official websites of their departments; 3) specially developed "Map of the analysis of PR-programs in the specialty "Healthcare and public health", including the following sections: "Educational organization"; "Department"; "Website"; "Forms of practical training within the PR-program"; "The form of evaluation of the educational results".
Results. It is established that, in accordance with the current legislation of the Russian Federation, medical and pharmaceutical workers are required to improve their professional knowledge and skills during the cycles of additional professional education programs (hereinafter – APE-programs) in educational and scientific organizations in the manner and within the time limits established by the authorized federal executive authority. The types and tasks of practical training in terms of professional educational programs of medical and pharmaceutical education are defined, but the requirements for their content and indicators of training effectiveness are not established.
According to the results of the analysis of information posted on the official websites of educational organizations of the Ministry of Health of the Russian Federation, it was found that out of 46 departments of healthcare and public health, 44 (96%) departments implement PR-programs in the specialty "Healthcare and public health", and only 8 (18%) of these departments carry out practical training of students within the framework of these programs. The most common forms of evaluation of educational results are testing (83%) and conducting an oral exam in the interview format (72.2%).
Conclusions. In order to provide practical training for students of APE-programs the Department of Public Health and Healthcare of the A.I. Evdokimov Moscow State University of Medicine and Dentistry of the Ministry of Health of the Russian Federation has developed a "Workbook for preparation an attestative work (project) on the topic "Resource management of a medical organization / structural division of a medical organization" (hereinafter - Workbook).
Keywords: practical training, on-the-job internship, competence-based approach to the training of health managers.
Введение. Современные вызовы системе здравоохранения, акцент на развитие первичной медико-санитарной помощи требуют высокого уровня подготовки и профессиональной управленческой культуры руководителей в сфере здравоохранения. Ответом на такие вызовы и ключевой задачей реализации национальных проектов «Образование» (в части модернизации профессионального образования, в том числе с помощью внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ, в рамках которых работники смогут непрерывно обновлять свои профессиональные знания и приобретать новые, в том числе гибридные профессиональные компетенции), а также «Здравоохранение» (в контексте мероприятий проекта «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения медицинскими кадрами» по вопросам подготовки квалифицированных кадров в сфере здравоохранения) должна стать современная и эффективная модель подготовки отраслевых управленческих кадров.
В условиях модернизации отрасли с учетом экономической ситуации вопрос подготовки квалифицированных управленческих кадров здравоохранения стоит особенно остро. Руководители организаций, в том числе медицинских, должны обладать знаниями в области организации и финансирования лечебно-диагностического процесса, экономики, менеджмента, маркетинга и пр., а также умением принятия управленческих решений, адекватным современным реалиям и запросам общества [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8].
Требования к уровню подготовки как действующих, так и потенциальных руководителей в сфере здравоохранения, отражают специфику производственной деятельности медицинской организации и регламентированы Профстандартом [9, 10, 11].
Формирование комплекса компетенций специалиста в области и организации здравоохранения и общественного здоровья осуществляется на уровне высшего образования в соответствии с ФГОС ординатуры (подготовка кадров высшей квалификации) и посредством освоения образовательных программ ПП на циклах ДПО [12, 13, 14, 15, 16, 17].
В настоящее время реализация федерального проекта «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами» направлена не только на обеспечение высокого уровня квалификации специалистов в сфере здравоохранения, но и включает возможность непрерывного повышения квалификации в соответствии с личной и организационной потребностью профессионального развития. Следует отметить, что в последние годы, особенно с учетом организации образовательной деятельности в условиях Covid-19, все чаще стали использоваться гибридные и дистанционные формы обучения.
Однако формирование умений и приобретение практического опыта является неотъемлемой частью подготовки управленческих кадров здравоохранения, которая в большинстве случаев осуществляется посредством освоения программ ПП по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» [18, 19, 20]. Это обуславливает необходимость разработки научно обоснованных организационно-методологических подходов к обеспечению практической подготовки управленческих кадров здравоохранения, соответствующих требованиям Профстандарта и актуальным запросам рынка труда.
Цель: Совершенствование организационно-методологических подходов к практической подготовке квалифицированных управленческих кадров здравоохранения, обеспечивающих формирование профессиональных компетенций и готовность к реализации трудовых функций и действий руководителя медицинской организации.
Материалы и методы. В ходе проведенного исследования с целью определения возможностей для реализации практической подготовки специалистов на уровне ДПО с учетом отраслевых требований были рассмотрены действующие нормативные правовые акты, изучены положения, регламентирующие на федеральном и региональном уровнях процессы формирования и оценки профессиональных умений специалистов, в том числе в сфере здравоохранения:
- · «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 25.02.2022);
- · Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 16.04.2022) «Об образовании в Российской Федерации»;
- · Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 26.03.2022) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;
- · Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642 (ред. от 20.05.2022) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»;
- · Приказ Минобрнауки России от 02.02.2022 N 97 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - подготовка кадров высшей квалификации по программам ординатуры по специальности 31.08.71 Организация здравоохранения и общественное здоровье»;
- · Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»;
- · Приказ Минобрнауки России N 882, Минпросвещения России N 391 от 05.08.2020 (ред. от 21.02.2022) «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ» (вместе с «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»);
- · Приказ Минобрнауки России N 885, Минпросвещения России N 390 от 05.08.2020 (ред. от 18.11.2020) «О практической подготовке обучающихся» (вместе с «Положением о практической подготовке обучающихся»);
- · Приказ Минздрава России от 03.09.2013 N 620н «Об утверждении Порядка организации и проведения практической подготовки обучающихся по профессиональным образовательным программам медицинского образования, фармацевтического образования».
С целью выявления подходов к реализации практической подготовки управленческих кадров здравоохранения были использованы следующие источники информации: 1) реестр кафедр организации здравоохранения и общественного здоровья образовательных организаций различного ведомственного подчинения, созданный сотрудниками Федерального научно-практического центра подготовки и непрерывного профессионального развития управленческих кадров здравоохранения; 2) официальные сайты образовательных организаций, подведомственных Минздраву России и официальные сайты кафедр другого ведомственного подчинения; 3) специально разработанная «Карта анализа рабочих программ ПП по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье», включающая следующие разделы: «Образовательная организация»; «Кафедра»; «Сайт»; «Формы практической подготовки в рамках ПП»; «Форма оценки результативности освоения программы». С позиции компетентностного подхода изучены 44 рабочие программы ПП по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» образовательных организаций, подведомственных Минздраву России.
Разработана методология дуального обучения и обобщен опыт практической подготовки слушателей программ ДПО на кафедре общественного здоровья и здравоохранения ФГБОУ ВО МГМСУ им. А.И. Евдокимова Минздрава России (далее -Кафедра).
Результаты. Статьей 197 Трудового Кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ предусмотрено право всех работников на подготовку и дополнительное профессиональное образование, которое направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.
В Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 16.04.2022) «Об образовании в Российской Федерации» представлены 3 понятия, относящиеся к формированию умений у специалистов при освоении образовательных программ:
«Практика» - обязательный компонент учебного плана образовательной программы среднего профессионального и высшего образования;
«Практическая подготовка» - форма организации образовательной деятельности при освоении образовательной программы в условиях выполнения обучающимися определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью и направленных на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций по профилю соответствующей образовательной программы, которая может быть организована как непосредственно в организации, осуществляющей образовательную деятельность, так и в организации, осуществляющей деятельность по профилю соответствующей образовательной программы, на основании договора, заключаемого между указанной организацией и организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
Помимо практики для формирования практических навыков при профессиональной подготовке специалистов различных областей в действующем законодательстве Российской Федерации существует понятие «стажировка», которое может употребляться в нескольких значениях: «стажировка на рабочем месте», «стажировка с целью получения специального статуса», «стажировка в рамках военной подготовки» и «стажировка как форма получения дополнительного профессионального образования».
В статье 73 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья в Российской Федерации» установлено, что «…медицинские и фармацевтические работники обязаны совершенствовать профессиональные знания и навыки путем обучения по дополнительным профессиональным программам в образовательных и научных организациях в порядке и в сроки, установленные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти». И в соответствии с пунктом 13 Приказа Министерства образования и науки РФ от 1 июля 2013 г. N 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» определены следующие цели стажировки: «изучение передового опыта, в т.ч. зарубежного; закрепление теоретических знаний, полученных при освоении программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации; приобретение практических навыков и умений для их эффективного использования при исполнении своих должностных обязанностей». Таким образом, содержание стажировки определяется с учетом предложений организаций, направляющих специалистов на стажировку, и содержания дополнительных профессиональных программ.
В последние годы вопросам повышения качества практической подготовки специалистов уделяется повышенное внимание. Приказом Минздрава России от 03.09.2013 N 620н «Об утверждении Порядка организации и проведения практической подготовки обучающихся по профессиональным образовательным программам медицинского образования, фармацевтического образования» определены виды и задачи практической подготовки лиц, осваивающих профессиональные образовательные программы медицинского и фармацевтического образования.
Так, для обеспечения практикоориентированности среднего профессионального образования разработаны нормативные документы федерального и регионального значения, регламентирующие взаимоотношения сторон при реализации практикоориентированной (дуальной) модели обучения (Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 N 1642 (ред. от 20.05.2022) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», Постановление Правительства Воронежской области от 04 июня 2020 г. № 497 «О порядке организации практико-ориентированного (дуального) обучения в Воронежской области», Постановление Правительства Самарской области от 31 июня 2015 г. № 497 «Об утверждении Порядка дуального обучения в профессиональных образовательных организациях, находящихся в ведении Самарской области» и др.).
В настоящее время инициатива по организации и реализации стажировок при обучении специалистов в системе ДПО исходят как от образовательных организаций, так и от работодателей. Что касается сферы здравоохранения, руководители отрасли особенно заинтересованы в том, чтобы квалифицированные специалисты были адаптированы к современным реалиям профессиональной деятельности и знали специфику производственных процессов медицинской организации / структурного подразделения медицинской организации, где планируется их трудовая деятельность как будущего организатора здравоохранения.
При сравнительном анализе информации официальных сайтов образовательных организаций, подведомственных Минздраву России, доступных слушателю, было установлено, что из 46 профильных кафедр, 44 (96%) кафедры реализуют программы ПП по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье». Только на 8 (18%) кафедрах осуществляется практическая подготовка обучающихся в рамках указанных программ. Отдельно были проанализированы 18 (40,9%) рабочих программ ПП, что позволило определить наиболее часто используемые формы и инструменты оценки образовательного результата:
- тестирования – 15 (83%);
- устного экзамена в формате собеседования – 13 (72,2%);
- выполнения и защиты курсовой работы/ аттестационной работы/ проекта – 7 (38%);
- решение ситуационной задачи, текущий контроль (результаты промежуточной аттестации) – по 2 (11%) соответственно.
- реферат – 1 (3%).
Полученные данные свидетельствуют о преимущественном использовании форм и инструментов оценки знаний, а не умений в контексте профессиональной деятельности будущего организатора здравоохранения.
Обсуждения. В соответствии с действующим законодательством подходы к формированию у обучающихся по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» необходимых умений и практического опыта, а также к оценке результативности обучения по программам ПП, определяются образовательной организацией самостоятельно.
При углубленном изучении рабочих программ ПП, в которых были предусмотрены стажировка и выполнение аттестационной работы (проекта), остаются неясными вопросы организации и методического сопровождения практической подготовки; формы, критерии и инструменты оценки результативности практической подготовки с позиции компетентностного подхода. Также требуют уточнения: объем и форма выполнения аттестационной работы (проекта); материал, используемый обучающимся при выполнении аттестационной работы (проекта); форма и инструменты оценки аттестационной работы (проекта).
Следует отметить, что обучение по программам ПП по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» сопряжено с изучением большого объема нормативной правовой базы в сфере здравоохранения и зачастую проходит без полного отрыва слушателей от работы. Для формирования и развития необходимых умений у слушателей указанных программ ДПО важным аспектом, на наш взгляд, является их практическая подготовка, которую возможно реализовать в форме стажировки на своем рабочем месте.
На Кафедре имеется опыт реализации более 25 лет программ ПП по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье». С учетом принципов андрагогики постоянно ведется работа по совершенствованию проектирования образовательной среды на уровне ДПО. Практикоориентированность аудиторных занятий обеспечивается посредством применения интерактивных образовательных технологий (тренинги, «кейс-стади», проектная работа, ролевые и деловые игры и др.) и разработанных инновационных образовательных инструментов (игровой образовательный симулятор «Виртуальная клиника», игровые наборы «323 ФЗ: Фабрика знаний», «Деловая игра, направленная на принятие управленческого решения»).
С целью формирования готовности выпускника программы ДПО к реализации трудовых функций и действий в соответствии с требованиями Профстандарта реализуется модель дуального обучения и осуществляется практическая подготовка слушателей в формате стажировки по месту его работы в течение всего периода обучения. Процесс стажировки слушателя сопряжен с выполнением аттестационной работы (проекта) на тему «Управление ресурсами медицинской организации/ структурного подразделения медицинской организации».
Для стандартизации процесса стажировки, обеспечения ее качества и выполнения слушателем аттестационной работы был разработан и с 2019 года внедрен в образовательный процесс Практикум – как инструмент мониторинга и оценки образовательного результата. Методические подходы к разработке практикума основаны на использовании требований Профстандарта и модели компетенций управленческих кадров здравоохранения – Модель «5К» [10]. Практикум представляет собой рабочую тетрадь, в которой в наглядном виде представлена информация, необходимая для анализа ресурсов и деятельности медицинской организации или ее структурного подразделения, выявления существующих проблем, формулирования цели проекта и разработки плана мероприятий, а также формализованные макеты разделов для отработки умений принятия управленческого решения.
В рамках разработанного методического подхода поэтапное выполнение аттестационной работы (проекта) по разделам Практикума предусматривает параллельное овладениями знаниями, формирование умений и приобретение практического опыта их реализации в решении организационных задач по месту своей работы. Слушатель в процессе стажировки на рабочем месте при выполнении аттестационной работы под руководством куратора осваивает использование алгоритма и современных инструментов принятия и реализации управленческого решения.
С позиций системного подхода проводится SWOT-анализ текущей ситуации в его медицинской организации/структурном подразделении медицинской организации, определяется проблема, обосновывается ресурсное обеспечение ее решения, формулируется цель и разрабатывается план мероприятий по ее устранению. Куратором является преподаватель Кафедры, имеющий опыт работы в практическом здравоохранении на руководящей должности. Технология непрерывного выполнения аттестационной работы (проекта), обеспечивающей интеграцию теоретической и практической подготовки слушателей программы ПП, схематично представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. Модель интеграции процессов теоретической и практической подготовки
управленческих кадров здравоохранения
Разделы Практикума гармонизированы с компетенциями Модели «5К»* специалиста в области организации здравоохранения и общественного здоровья, необходимыми для реализации трудовых функций и выполнения трудовых действий с учетом требований Профстандарта (рисунок 2). Это предоставляет возможность в процессе обучения не только получения управленческих знаний, но и текущего мониторинга формирования отдельных компетенций руководителя в сфере здравоохранения: «Профессионализм», «Среда здравоохранения», «Деловые умения и навыки», «Управление отношениями и общение с заинтересованными сторонами», «Лидерство и командообразование» [10].
Рисунок 2. Практикум как инструмент формирования и оценки управленческих компетенций специалиста в области организации здравоохранения и общественного здоровья
Таким образом, Практикум выполняет роль не только инструмента обучения, но и позволяет оценить степень готовности выпускника программы ПП к реализации трудовых функций и действий в соответствии с требованиями Профстандарта, т.е. выступает еще и в качестве инструмента оценки результативности обучения. Оценка проводится экспертной комиссией по специально разработанной 7-балльной шкале на соответствие критериям, характеризующим ключевые умения обоснованного выбора управленческого решения в профессиональной деятельности будущего руководителя организации здравоохранения:
- формулировка цели в соответствии с критериями SMART;
- постановка задач направлена на достижение ЦЕЛИ;
- применение инструмента StrAP для решения поставленных задач;
- доступность изложения, наглядность представления материала и ответы на вопросы при защите аттестационной работы как ПРОЕКТа.
Выводы. Действующая нормативная правовая база позволяет проектировать практикоориентированную образовательную среду при реализации программ ПП по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье», обеспечивающую формирование профессиональных умений и получение практического опыта принятия управленческих решений слушателями в течение всего периода обучения.
Разработанный Практикум позволяет обучающемуся в ходе стажировки на своем рабочем месте получить практический опыт управленческой деятельности, а куратору осуществлять постоянный мониторинг формирования управленческих компетенций в соответствии с Моделью «5К» на основе персонализированного подхода.
Использование Практикума предоставляет возможность дифференцированно оценить уровень формирования отдельных компетенций и в целом определить готовность выпускника программы ПП по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» к реализации трудовых функций и выполнению трудовых действий в соответствии с требованиями Профстандарта и актуальных запросов рынка труда.
Список литературы
- Гаров В., Гаров С., Гугутков Д. Дефицит лидерства в здравоохранении – барьер для хорошего управления медицинским учреждением. Национальная Ассоциация Ученых. 2018; 37:16-18.
- Закальский В.А., Каримов Б.Н. От врача к руководителю: Чему, как и где учить? Изучение управленческих компетенций руководящих кадров здравоохранения среднего звена на примере заведующих отделениями анестезиологии и реаниматологии многопрофильных стационаров. Вестник последипломного медицинского образования. 2019; 2:4-10.
- Каримова Д.Ю., Закальский В.А. Изучение управленских компетенций руководящих кадров здравоохранения среднего звена на примере заведующих отделениями анестезиологии и реанимации многопрофильных стационаров. ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. 2019;3(17):4-14.
- Князев А.В. Формирование и развитие стратегического резерва руководящих кадров в здравоохранении (организационно-управленческие аспекты) [Диссертация]. 2013; 185
- Лившиц С.А., Гуров А.Н. Основные направления формирования эффективного руководства и стили руководства медицинской организации. Менеджер здравоохранения. 2017; 3:55-62.
- Bresnen M., Hodgson D., Bailey S. et al. Managing Modern Healthcare : Knowledge, Networks and Practice. New York : Routledge; 2017; doi:10.4324/9781315658506
- Knezevic B., Lewandowski R. A., Goncharuk A., Vajagic M. Studying the Impact of Human Resources on the Efficiency of Healthcare Systems and Person-Centred Care. In: Kriksciuniene, D., Sakalauskas, V. (eds) Intelligent Systems for Sustainable Person-Centered Healthcare. Intelligent Systems Reference Library. Springer; 2022; 205:145-164. https://doi.org/10.1007/978-3-030-79353-1_8.
- Veres C., Veres M.-M., Anitei M., Pisla A. Lean Management implementation in medical environment and training importance. Revista Romana de Economie. 2021; 53:78-90.
- Аксенова Е.И., Петрова Г.Д. Оперативное руководство ресурсами в медицинских учреждениях как фактор эффективного менеджмента. Труд и социальные отношения. 2019;30(5):5-15
- Найговзина Н.Б., Зимина Э.В., Титкова Ю.С., Васильева Е.П. Опыт отраслевой подготовки руководителя организации здравоохранения. Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2022;5:887-899
- Farideh M., Razie T., Jaffari A., Baharirad N. Hospital managers' skills required and onward challenges: A qualitative study. J Educ Health Promot. 2020;9(1):228. doi: 10.4103/jehp.jehp_171_20.
- Кича Д.И., Кича Д.И., Рукодайный О.В., Макарян А.С. Доказательные основы непрерывного профессионального образования кадров здравоохранения. Вестник Медицинского стоматологического института. 2019;1(48) :9-13.
- Кляритская И.Л., Колесник В.И. Развитие профессиональной компетентности руководителей и специалистов медицинских организация. Крымский терапевтический журнал. 2019; 1:51-55.
- Латуха О.А. Современные подходы к управлению устойчивым развитием медицинской организации : монография. Новосибирск : ФГБОУ ВО НГПУ; 2019. 270 с.
- Найговзина Н.Б., Зимина Э.В., Титкова Ю.С. и др. Методология формирования индивидуальной траектории профессионального развития управленческих кадров здравоохранения. Инфекционные болезни: новости, мнения, обучение. 2022;11(2):106-111.
- Соколов Н.А. Подготовка лидеров в области общественного здоровья и здравоохранения на этапе высшего образования [Диссертация]. Москва; 2020. 208 с.
- Третиников В.С. Подготовка лидеров в области общественного здоровья и здравоохранения на этапе высшего образования. Теория и практика современной науки: сборник статей VI Международной научно-практической конференции. Пенза, 2021; 1:183-185.
- Абрамов А.В. Инфраструктура качества: новые вызовы и тенденции. Стандарты и качество. 2020; 12:56-57.
- Лалаева З.А., Малинина Т.В. Стажировка – форма реализации дополнительных профессиональных программ. Дополнительное профессиональное образование в стране и в мире. 2018; 1:1-9.
- Макарова Н.К., Зимина Э.В., Корчуганова Е.А., Дерюшкин В.Г. Практикоориентированное обучение руководителей организаций здравоохранения. Вестник последипломного медицинского образования. 2019; 3:6-8.
References
- Garov V., Garov S., Gugutkov D. Deficit liderstva v zdravoohranenii – bar'er dlya horoshego upravleniya medicinskim uchrezhdeniem [Deficit of leadership in public health - barrier for good management of the medical institution]. Nacional'naya Associaciya Uchenyh [National Association of Scientists]. 2018;37:16-18. (In Russian)
- Zakal'skij V.A., Karimov B.N. Ot vracha k rukovoditelyu: Chemu, kak i gde uchit'? Izuchenie upravlencheskih kompetencij rukovodyashchih kadrov zdravoohraneniya srednego zvena na primere zaveduyushchih otdeleniyami anesteziologii i reanimatologii mnogoprofil'nyh stacionarov [From doctor to manager: What, how and where to teach? The study of managerial competencies of middle-level healthcare managers on the example of heads of departments of anesthesiology and resuscitation of multidisciplinary hospitals]. Vestnik poslediplomnogo medicinskogo obrazovaniya [Bulletin of Postgraduate Medical Education]. 2019;2:4-10. (In Russian)
- Karimova D.Yu., Zakal'skij V.A. Izuchenie upravlenskih kompetencij rukovodyashchih kadrov zdravoohraneniya srednego zvena na primere zaveduyushchih otdeleniyami anesteziologii i reanimacii mnogoprofil'nyh stacionarov [The study of managerial competencies of middle-level healthcare managers on the example of heads of departments of anesthesiology and resuscitation of multidisciplinary hospitals]. ORGZDRAV: novosti, mneniya, obuchenie [ORGZDRAV: news, opinions, training]. 2019;3(17):4-14. (In Russian)
- Knyazev A.V. Formirovanie i razvitie strategicheskogo rezerva rukovodyashchih kadrov v zdravoohranenii (organizacionno-upravlencheskie aspekty) [Formation and development of a strategic reserve of managerial personnel in health care (organizational and managerial aspects)] : [Dissertation]. Moskva; 2013. (In Russian)
- Livshic S.A., Gurov A.N. Osnovnye napravleniya formirovaniya effektivnogo rukovodstva i stili rukovodstva medicinskoj organizacii [Main directions of forming of effective management and leadership styles by the medical organization]. Menedzher zdravoohraneniya [Health Manager]. 2017;3:55–62. (In Russian)
- Bresnen M., Hodgson D., Bailey S. et al. Managing Modern Healthcare : Knowledge, Networks and Practice. New York : Routledge; 2017; doi:10.4324/9781315658506
- Knezevic B., Lewandowski R. A., Goncharuk A., Vajagic M. Studying the Impact of Human Resources on the Efficiency of Healthcare Systems and Person-Centred Care. In: Kriksciuniene, D., Sakalauskas, V. (eds) Intelligent Systems for Sustainable Person-Centered Healthcare. Intelligent Systems Reference Library. Springer; 2022;205:145–164. https://doi.org/10.1007/978-3-030-79353-1_8
- Veres C., Veres M.-M., Anitei M., Pisla A. Lean Management implementation in medical environment and training importance. Revista Romana de Economie. 2021;53:78-90
- Aksenova E.I., Petrova G.D. Operativnoe rukovodstvo resursami v medicinskih uchrezhdeniyah kak faktor effektivnogo menedzhmenta [Operational management of resources in medical institutions as a factor of effective management]. Trud i social'nye otnosheniya [Labor and social relations]. 2019;30(5):5-15. (In Russian)
- Najgovzina N.B., Zimina E.V., Titkova Yu.S., Vasil'eva E.P. Opyt otraslevoj podgotovki rukovoditelya organizacii zdravoohraneniya [Experience in sectoral training of the head of a healthcare organization]. Sovremennye problemy zdravoohraneniya i medicinskoj statistiki [Modern problems of health care and medical statistics]. 2022;5:887-899. (In Russian)
- Farideh M., Razie T., Jaffari A., Baharirad N. Hospital managers' skills required and onward challenges: A qualitative study. J Educ Health Promot. 2020;9(1):228. doi: 10.4103/jehp.jehp_171_20
- Kicha D.I., Kicha D.I., Rukodajnyj O.V., Makaryan A.S. Dokazatel'nye osnovy nepreryvnogo professional'nogo obrazovaniya kadrov zdravoohraneniya [Evidence-based foundations for continuing professional education of health workers]. Vestnik Medicinskogo stomatologicheskogo instituta [Bulletin of the Medical Dental Institute]. 2019;1(48):9-13. (In Russian)
- Klyaritskaya I.L., Kolesnik V.I. Razvitie professional'noj kompetentnosti rukovoditelej i specialistov medicinskih organizaciya [Development of professional competence of managers and specialists of medical organizations]. Krymskij terapevticheskij zhurnal [Crimean therapeutic journal]. 2019;1:51-55. (In Russian)
- Latuha O.A. Sovremennye podhody k upravleniyu ustojchivym razvitiem medicinskoj organizacii [Modern approaches to managing the sustainable development of a medical organization]: monografiya. Novosibirsk : FGBOU VO NGPU; 2019. (In Russian)
- Najgovzina N.B., Zimina E.V., Titkova Yu.S. i dr. Metodologiya formirovaniya individual'noj traektorii professional'nogo razvitiya upravlencheskih kadrov zdravoohraneniya [Methodology of formation of an individual professional development trajectory of health care managers]. Infekcionnye bolezni: novosti, mneniya, obuchenie [Infectious diseases: news, opinions, training]. 2022;11(2):106-111. (In Russian)
- Sokolov N.A. Podgotovka liderov v oblasti obshchestvennogo zdorov'ya i zdravoohraneniya na etape vysshego obrazovaniya [Training leaders in the field of public health and healthcare at the stage of higher education] [Dissertation]. Moskva; 2020. (In Russian)
- Tretinikov V.S. Podgotovka liderov v oblasti obshchestvennogo zdorov'ya i zdravoohraneniya na etape vysshego obrazovaniyaи [Training leaders in the field of public health and healthcare at the stage of higher education]. In: Teoriya i praktika sovremennoj nauki : sbornik statej VI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Theory and practice of modern science: collection of articles of the VI International Scientific and Practical Conference]. Penza, 2021;1:183-185. (In Russian)
- Abramov A.V. Infrastruktura kachestva: novye vyzovy i tendencii [Quality infrastructure: new challenges and trends]. Standarty i kachestvo [Standards and quality]. 2020;12:56–57. (In Russian)
- Lalaeva Z.A., Malinina T.V. Stazhirovka – forma realizacii dopolnitel'nyh professional'nyh program [Internship is a form of implementation of additional professional programs]. Dopolnitel'noe professional'noe obrazovanie v strane i v mire [Additional professional education in the country and in the world]. 2018;1:1-9. (In Russian)
- Makarova N.K., Zimina E.V., Korchuganova E.A., Deryushkin V.G. Praktikoorientirovannoe obuchenie rukovoditelej organizacij zdravoohraneniya [Practice-oriented training of heads of healthcare organizations]. Vestnik poslediplomnogo medicinskogo obrazovaniya [Bulletin of postgraduate medical education.]. 2019;3:6-8. (In Russian)
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Financial disclosure. This study did not have sponsorship.
Conflict of interests. The authors declare no conflict of interest.
Сведения об авторах
Макарова Наталия Константиновна – тьютор Федерального научно-практического центра подготовки и непрерывного профессионального развития управленческих кадров здравоохранения на базе кафедры общественного здоровья и здравоохранения ФГБОУ ВО МГМСУ им. А.И. Евдокимова Минздрава России, 101000 Москва, Российская Федерация, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.; ORCID 0000-0002-2345-5417.
Зимина Эльвира Витальевна – доктор медицинских наук, профессор, заместитель заведующего Федерального научно-практического центра подготовки и непрерывного профессионального развития управленческих кадров здравоохранения на базе кафедры общественного здоровья и здравоохранения ФГБОУ ВО МГМСУ им. А.И. Евдокимова Минздрава России, 101000 г. Москва, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., ORCID 0000-0002-3590-753X
About the authors
Natalia K. Makarova – tutor of the Federal Scientific and Practical Center for Training and Continuous Professional Development of Health Managers on the basis of the Department of Public Health and Healthcare of the Federal State Budgetary Educational Institution of the Higher Education “A.I. Yevdokimov Moscow State University of Medicine and Dentistry” of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation, 101000 Moscow, Milyutinsky Lane, 19/4 p.2, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.; ORCID: 0000-0002-2345-5417
Elvira V. Zimina – Doctor of medical sciences, professor, Deputy head of Federal Scientific and Practical Center for the Training and Continuous Professional Development of Healthcare Administrators at the Department of Public Health and Healthcare of the Federal State Budgetary Educational Institution of the Higher Education “A.I. Yevdokimov Moscow State University of Medicine and Dentistry” of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation; 101000, Moscow, Milyutinsky lane 19/4, building 2; e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.; ORCID: 0000-0002-3590-753X; SPIN-код: 4683-5052
Статья получена: 01.03.2023 г.
Принята к публикации: 28.06.2023 г.
URL: http://healthproblem.ru/magazines?text=1057 (дата обращения: 26.12.2024).