ОЦЕНКА ПРАВОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СРЕДИ СТУДЕНТОВ И ОРДИНАТОРОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА
DOI 10.24412/2312-2935-2024-3-731-748
ОЦЕНКА ПРАВОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СРЕДИ СТУДЕНТОВ И ОРДИНАТОРОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА
С.В. Поветкин1, Т.Н. Ильина2, А.А. Корнилов1, А.А. Левашов2, Н.А. Богданова2,
А.А. Гребенкина2
1ФГБОУ ВО КГМУ Минздрава России, г. Курск
2 ФГБОУ ВО «Курский государственный университет», г. Курск
Введение. В современных реалиях государство и общество предъявляют высокие требования к профессиональной подготовке будущих врачей. Правовая компетентность является одним из основных требований как для студентов медицинских учреждений, так и для начинающих, практикующих специалистов, выпускников медицинских вузов. Изучение, понимание и соблюдение норм действующего законодательства в медицине не только обеспечивает соблюдение прав и интересов пациентов, но и помогает студентам принимать информированные решения при врачебной практике, является гарантией эффективного функционирования системы здравоохранения и защиты профессиональной деятельности врачей.
Цель. Оценить уровень осведомленности студентов 6 курса лечебного и педиатрического факультетов, ординаторов 1 и 2 года обучения медицинского вуза в вопросах правовой грамотности в медицинской деятельности.
Материалы и методы. Было проведено анонимное анкетирование по изучению субъективно оцениваемой значимости ключевых вопросов медико-правовой грамотности среди студентов и ординаторов на кафедре клинической фармакологии ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет». Всего в добровольном анонимном опросе, проведенном в сентябре - декабре 2023 г., приняли участие 243 респондента: 150 студентов 6 курса лечебного и педиатрического факультетов и 93 ординатора 1 и 2 года обучения. Анкета включала в себя разнонаправленные вопросы в рамках знания законов в медицинской сфере, которые отражены в Конституции Российской Федерации, Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», а также в отдельных статьях Уголовного кодекса РФ и Кодекса РФ об административных правонарушениях. Анкета была размещена в Google-форме, позволяющей каждому участнику анкетирования пройти опрос с помощью электронных устройств. Статистическую обработку данных производили с помощью методов параметрической и непараметрической статистики.
Результаты и обсуждение. Опрос среди студентов и ординаторов показал, что осведомленность об основных принципах охраны здоровья, а также о правах и обязанностях в медицинской сфере весьма высока. Достоверной разницы в полученных результатах между студентами и ординаторами по большинству вопросов выявлено не было.
Выводы. В целом студенты и ординаторы ориентированы во многих правовых практических вопросах, связанных с медицинской деятельностью. Способны анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения врачебных ошибок, осознавая при этом дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность. Целесообразно продолжить изучение вопросов медико-правовой грамотности на последнем курсе обучения в медицинском ВУЗе, в связи с регулярно обновляющейся нормативной правовой базой, что позволит выпускникам начать профессиональную деятельность в практической медицине с соответствующим требованиям сегодняшнего дня багажом медико-правовых компетенций. Улучшение правовой информированности будущих врачей позволит минимизировать риски возникновения нарушения прав граждан, улучшения качества оказания медицинской помощи.
Ключевые слова: правовая грамотность, студенты медицинского вуза, правовая защита врача, нормативные правовые акты, пациенты, здравоохранение
ASSESSMENT OF LEGAL LITERACY AMONG STUDENTS AND RESIDENTS OF A MEDICAL UNIVERSITY
S.V. Povetkin1, T.N. Ilyina2, A.A. Kornilov1, A.A. Levashov2, N.A. Bogdanova2, A.A. Grebenkina2
1 Kursk State Medical University, Kursk
2 Kursk State University, Kursk
Introduction. In modern realities, the state and society place high demands on the professional training of future doctors. Legal competence is one of the main requirements for students of medical institutions, as well as for beginners, practitioners, and graduates of medical universities. The study, understanding and compliance with the norms of current legislation in medicine not only ensures respect for the rights and interests of patients, but also helps students make informed decisions in medical practice, is a guarantee of the effective functioning of the health care system and the protection of the professional activities of doctors.
Goal. To assess the level of awareness of students of the 6th year of the medical and pediatric faculties, residents of the 1st and 2nd years of study at a medical university in matters of legal literacy in medical activities.
Materials and methods. An anonymous survey was conducted to study the subjectively assessed importance of key issues of medical and legal literacy among students and residents at the Department of Clinical Pharmacology of the Kursk State Medical University. A total of 243 respondents took part in a voluntary anonymous survey conducted in September - December 2023: 150 6th-year students of the medical and pediatric faculties and 93 residents of the 1st and 2nd years of study. The questionnaire included multidirectional questions within the framework of knowledge of laws in the medical field, which are reflected in the Constitution of the Russian Federation, the Federal Law "On the Basics of protecting the Health of Citizens in the Russian Federation", as well as in separate articles of the Criminal Code of the Russian Federation and the Code of Administrative Offenses of the Russian Federation. The questionnaire was posted in a Google form that allows each participant to take a survey using electronic devices. Statistical data processing was performed using the methods of parametric and nonparametric statistics.
Results and discussion. A survey among students and residents showed that awareness of the basic principles of health protection, as well as rights and responsibilities in the medical field, is very high. There was no significant difference in the results obtained between students and residents on most issues.
Conclusions. In general, students and residents are oriented in many legal and practical issues related to medical activities. They are able to analyze the results of their own activities to prevent medical errors, while being aware of disciplinary, administrative, civil and criminal liability. It is advisable to continue studying the issues of medical and legal literacy in the last year of study at a medical university, in connection with the regularly updated regulatory legal framework, which will allow graduates to begin professional activities in practical medicine with a baggage of medical and legal competencies that meets the requirements of today. Improving the legal awareness of future doctors will minimize the risks of violations of citizens' rights and improve the quality of medical care.
Keywords: legal literacy, medical university students, legal protection of a doctor, regulatory legal acts, patients, healthcare
Введение. Современное общество и государство требуют высокой подготовки будущих врачей [1]. Одной из важнейших компетенций таких специалистов является правовая компетентность. Врачи сталкиваются с отношениями, регулируемыми трудовым, конституционным, уголовным, гражданским, административным и административно-деликтным правом. Вузы должны обеспечивать формирование и улучшение правовой компетентности будущих специалистов. Повышение качества образовательных программ, участие выпускников и работодателей в их обсуждении, изучение дисциплин «Правоведение», «Медицинское право» на кафедре «Общественное здоровье и здравоохранение» помогут развивать профессиональную компетентность будущих врачей, включая и правовую составляющую.
Меняющиеся политические и экономические условия современной жизни требуют пристального внимания к правовой подготовке студентов медицинских вузов, связанной с медицинской деятельностью. Помимо профессиональных и моральных установок будущего медицинского работника неизменно важными становятся знания основ права. Это позволяет обеспечить актуальность обращения к проблеме формирования правовых знаний студентов. Поэтому в настоящее время независимо от избранной специальности во всех вузах России студенты изучают дисциплину «Правоведение» [2].
Президент Российской Федерации в мае 2011 года утвердил «Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан». В соответствии с данным документом, «государственная политика должна быть направлена на формирование высокого уровня правовой культуры населения…». В настоящее время правовое образование также является важной и обязательной составной частью общей подготовки студентов, ординаторов медицинских вузов, врачей.
В требованиях ФГОС ВПО по направлению подготовки медицинских работников с квалификацией «специалист» и в Квалификационных требованиях к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием по всем специальностям фигурирует обязанность знать Конституцию Российской Федерации, законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, в том числе и локальные, основные положения которых базируются на требованиях действующей законодательной базы в сфере здравоохранения. В сущности, речь идет о необходимости формирования профессионально-правовых компетенций специалистов здравоохранения [3].
Важно подчеркнуть, что в правовом поле здравоохранения находятся не только медицинские работники всех специальностей, квалификаций, должностей, но и потребители медицинских услуг – пациенты. Активность пациентов в сфере защиты собственных прав, подогреваемая СМИ, возрастает с каждым годом, о чем свидетельствует официальная статистика Росздравнадзора. Данная тенденция подтверждается постоянным ростом числа обращений граждан в контролирующие органы, касающихся ненадлежащего качества медицинской помощи, отказов от предоставления медицинской помощи, некорректного поведения врачей и среднего медперсонала. Например, в 2015 г. наблюдался рост количества подобных обращений почти на 30% по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. [4, 5].
Как следует из доклада руководителя Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения «Об итогах работы Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения в 2017 году, планах на 2018 год и плановый период» количество обращений, поступивших в центральный аппарат Росздравнадзора в 2017 г., увеличилось по сравнению с предыдущим годом на 20,3%. В 2022 году в сравнении с предыдущим годом количество обращений, поступивших в центральный аппарат, увеличилось на 63% (2021 год – 59 747). [6].
Таким образом, знание норм действующего законодательства в сфере здравоохранения и его соблюдение медицинскими работниками – залог эффективного функционирования системы здравоохранения и профессиональной защиты врачебной деятельности. Правовая грамотность врачей, особенно в вопросах, касающихся модели взаимоотношений «врач-пациент», является неотъемлемой частью их профессионализма. Все вышеизложенное возлагает на медицинские вузы определенные требования и ответственность по формированию компетенций в области медицинского права [7].
Цель работы: оценить уровень осведомленности студентов 6 курса лечебного и педиатрического факультетов, ординаторов 1 и 2 года обучения медицинского вуза в вопросах правовой грамотности в медицинской деятельности.
Материалы и методы исследования: было проведено анонимное анкетирование по изучению субъективно оцениваемой значимости ключевых вопросов медико-правовой грамотности среди студентов и ординаторов 6 курса лечебного и педиатрического факультетов и ординаторов 1 и 2 года обучения на кафедре клинической фармакологии ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет». Всего в добровольном анонимном опросе, проведенном в сентябре - декабре 2023 г., приняли участие 243 респондента: 150 студентов 6 курса лечебного и педиатрического факультетов и 93 ординатора 1 и 2 года обучения.
Анкета включала в себя разнонаправленные вопросы в рамках знания законов в медицинской сфере, которые отражены в Конституции Российской Федерации, Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», а также в отдельных статьях Уголовного кодекса Российской Федерации и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Анкета была размещена в Google-форме, позволяющей каждому участнику анкетирования пройти опрос с помощью электронных устройств. С целью исключения попыток анкетируемых искусственно улучшить свои результаты, правильные ответы им не показывались.
Расчет минимального объема выборки проводился с помощью калькулятора, размещенного на сайте socioline.ru и составил 234 человека. Статистическую обработку данных производили с помощью методов параметрической и непараметрической статистики [8-10].
При сравнении дискретных величин в системе четырехпольных таблиц с помощью критерия χ2 последний оценивали с коррекцией на непрерывность по Йетсу. При значении одного из показателей в четырехпольной таблице менее 5 применяли точный тест Фишера. Статистически значимыми считали различия при значениях двустороннего р<0,05. Значения относительных показателей представлены в процентах.
Результаты и обсуждение: опрос среди студентов и ординаторов показал, что осведомленность об основных принципах охраны здоровья, а также о правах и обязанностях в медицинской сфере весьма высока. Достоверной разницы в полученных результатах между студентами и ординаторами по большинству вопросов выявлено не было.
На вопрос «Как Вы оцениваете свой уровень правовых знаний в области медицинской деятельности?», большинство студентов и ординаторов ответили - «средний», что составило 74,0% и 75,3% соответственно. Значительно меньше участников анкетирования признали низкий уровень знаний (студенты - 22,7%, ординаторы -19,4%).
По данным литературы, в 2014 г. аналогичный вопрос был задан при анкетировании студентам и ординаторам «Тихоокеанского государственного медицинского университета» Министерства здравоохранения России. Согласно полученным результатам, по мнению авторов статьи Трусовой Л.Н., Рассказовой Л.Н. - молодые специалисты отметили уровень знания правовых вопросов в полном объеме в пределах 40 %. [7]. Данный показатель намного выше результатов, полученных в нашем исследовании. Возможно, современные курские студенты (3,3%) и ординаторы (5,3%) более самокритичны, считают свои знания в правовой сфере недостаточно высокими, поскольку в современной жизни необходимо знать множество законов и подзаконных нормативных правовых актов для оказания высококвалифицированной помощи пациентам без юридических последствий.
С целью оценки источника получения юридической информации был задан вопрос «Откуда Вы берете информацию о новых законах, приказах, правилах, инструкциях и т.д.?». Результаты анкетирования представлены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты анкетирования студентов и ординаторов в вопросах знания источников получения юридической информации
Содержание вопроса |
Варианты ответов |
Студенты лечебного и педиатрического факультета 6 курс - 150 человек (%) |
Ординаторы 1 и 2 года -93 человека (%) |
Достоверность |
Откуда Вы берете информацию о новых Законах, приказах, правилах, инструкциях и т.д.? |
Из справочных правовых систем (Консультант Плюс, Гарант и тд.)
|
111 (74,0%) |
61 (65,6%) |
нд |
из СМИ
|
20 (13,3%) |
7 (7,5%) |
нд |
|
от работодателя
|
5 (3,4%) |
13 (14,0%) |
р=0,004 |
|
из иных источников
|
14 (9,3%) |
12 (12,9%) |
нд |
Стоит отметить, что только справочные правовые системы (СПС) содержат достоверную информацию. Самые распространенные СПС – Гарант и КонсультантПлюс. В системе ГАРАНТ есть информационный блок, предназначенный специально для медицинских работников – Гарант-Инфарм. Данный блок содержит документы по медицине и фармацевтике: нормативные документы по здравоохранению, консультационные материалы и аналитические статьи из отраслевых журналов, справочник по лекарственным средствам с контактами фармацевтических фирм, словарь медицинских терминов. В Справочнике по лекарственным средствам есть удобный поисковик, позволяющий найти и даже подобрать лекарства, используя при этом в запросе разнообразные параметры. В связи с этим данный информационный блок системы ГАРАНТ полезен студентам, ординаторам и лечащим врачам в их повседневной работе. В данном блоке содержится правовая информация, включающая в себя не только нормативные правовые акты, но и аналитические материалы. В отличие от будущих юристов, студентов медицинского вуза знакомят и обучают работе с правовыми системами только на 2 курсе в рамках дисциплины «Правоведение». Поэтому отрадно, что студенты и ординаторы КГМУ хорошо владеют знаниями работы с поисковыми системами. К СМИ можно отнести сайт Министерства здравоохранения Российской Федерации, телепередачи, журналы и газеты. Сайт Министерства здравоохранения Российской Федерации – официальный источник информации, имеющий раздел, посвященный правовой грамотности пациента. Материалы на данном сайте регулярно обновляются. В разделе «Права пациентов и обязанности лечебных учреждений» рассматриваются вопросы, с которыми наиболее часто сталкиваются граждане. Информационный портал Право-мед.ру специализируется на медико-правовой аналитике событий, затрагивающих медицинскую деятельность. На данном портале также имеется раздел «Законодательство с анализом изменений» и судебная практика. Информация сайта ориентирована на медицинский персонал и юристов, сопровождающих медицинскую деятельность. Множество сайтов юридических организаций, оказывающих помощь пациентам и врачам в конфликтных ситуациях, размещают краткую правовую информацию о правах и обязанностях пациентов и врачей. При этом надо отдавать себе отчет в том, что достоверность и актуальность информации не гарантируется. Роль телепередач – общеобразовательная. Более значима информация из журналов, таких как: «Медицинское право», «Вопросы экспертизы и качества медицинской помощи», «Правовые вопросы в здравоохранении» и др. В них можно прочитать интересные аналитические материалы по правовым вопросам здравоохранения, написанные профессионалами. Но, к сожалению, читают их чаще всего не врачи, а организаторы здравоохранения и руководители медицинских организаций. Возможно, целесообразно на практических занятиях по правовой грамотности побуждать студентов и ординаторов «уже со студенческой скамьи» знакомиться с вышеуказанными журналами для расширения кругозора [11,12].
Достоверно чаще (р=0,004) информацию о новых законах, приказах и правилах получали ординаторы от работодателя - 13 (14,0%), в отличие от студентов 5 (3,4%). Это вполне объяснимо, поскольку в настоящее время ординаторы совмещают учебу с практической деятельностью в системе здравоохранения.
В настоящее время в сфере здравоохранения Российской Федерации в целях эффективного оказания медицинской помощи гражданам необходимо руководствоваться Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации. Однако, необходимо учитывать, что основным законом в этой области является Конституция Российской Федерации (в данном нормативном правовом акте в статье 15 отмечается, что Конституция РФ обладает высшей юридической силой). Поэтому интересным является анализ того, насколько студенты и ординаторы владеют верной информацией о значимости Конституции Российской Федерации. На вопрос «Какой основной закон Российской Федерации закрепляет право каждого человека на охрану здоровья и медицинскую помощь?», к сожалению, правильный ответ дали лишь 23 студента (15,3%) и 18 ординаторов (19,4%). Большинство респондентов считают, что основным законом является Федеральный закон от 21.11.2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», что составляет среди студентов - 122 человека (81,3%) и среди ординаторов - 74 (79,5%). Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» назвали основным 5 студентов (3,4%) и 1 ординатор (1,1%).
С целью оценки знания последствий, возникающих в связи с неоказанием помощи, был задан вопрос: «Какая ответственность предусмотрена за неоказание помощи больному без уважительных причин лицом, обязанным ее оказывать, если это повлекло по неосторожности причинение средней тяжести вреда здоровью больного?». Результаты исследования представлены в таблице 2 и показали хорошую осведомленность в этом вопросе как студентов, так и ординаторов.
Таблица 2
Результаты анкетирования студентов и ординаторов в вопросах знания юридических последствий за неоказание помощи больному
Содержание вопроса |
Варианты ответов |
Студенты лечебного и педиатрического факультета 6 курс - 150 человек (%) |
Ординаторы 1 и 2 года -93 человека (%) |
Достоверность |
Какая ответственность предусмотрена за неоказание помощи больному без уважительных причин лицом, обязанным ее оказывать, если это повлекло по неосторожности причинение средней тяжести вреда здоровью больного?
|
гражданская
|
7 (4,7%) |
6 (6,5%) |
нд |
уголовная
|
136 (90,7%) |
80 (86,0%) |
нд |
|
конституционная |
3 (2,0%) |
4 (4,3%) |
нд |
|
дисциплинарная
|
4 (2,6%) |
3 (3,2%) |
нд |
Правильный ответ «уголовная ответственность» (ответственность предусмотрена частью 1 статьи 124 Уголовного кодекса Российской Федерации) дали большинство студентов и ординаторов. В единичных случаях отмечали: гражданскую, дисциплинарную, конституционную.
С другой стороны, необходимо было понять, знают ли будущие врачи о возможных юридических последствиях для сторонних лиц за воспрепятствование осуществлению медицинской деятельности. На вопрос «Существует ли ответственность за воспрепятствование законной деятельности медицинского работника по оказанию медицинской помощи?», абсолютно верно «да, административная и уголовная» (ответственность предусмотрена частью 1 статьи 124.1 Уголовного кодекса Российской Федерации и статьей 6.36 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) ответили большинство респондентов: 126 студентов (84,0%) и 80 ординаторов (86,0%). В единичных случаях рассматривались ответы: «да, гражданская», «да, дисциплинарная». К сожалению, 10 студентов (6,7%) и 6 ординаторов (6,5%) считают, что «ответственность не предусмотрена»
Хочется отметить, что «врачебная тайна» является важной составляющей медицинской деятельности. На вопрос «Является ли факт обращения гражданина за оказанием медицинской помощи врачебной тайной?» большинство студентов - 134 (89,3%) и ординаторов 81 (87,1%) ответили верно – «Да» (данное положение подтверждается частью 1 статьи 13 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»). Однако не все респонденты считают так: 16 студентов (10,7%) и 12 ординаторов (12,9%) ответили «нет».
Стоит отметить, что согласно положениям Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», разглашение врачебной тайны не является абсолютно запрещенным действием (данное положение подтверждается частью 2 статьи 13 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»). Медработник обязан сообщать необходимую информацию, но только в определенных законом случаях. Результаты анкетирования по вопросу «Допускается ли разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя?» показали, что верно ответили большинство студентов – 92 (61,3%) и 64 ординатора (68,8%). Однако 56 студентов (37,3%) и 26 ординаторов (28,0%) считают недопустимым разглашение врачебной тайны никому, даже по запросу правоохранительных органов.
Согласно ч. 1 ст. 20 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» пациент имеет право ежегодно выбирать медицинскую организацию для получения первичной медико-санитарной помощи. Результаты анкетирования на вопрос «Как часто пациент имеет право выбирать медицинскую организацию для получения первичной медико-санитарной помощи?» представлены в таблице 3.
Большинство студентов и ординаторов ответили верно, однако, некоторые считают, что пациент имеет право выбирать медицинскую организацию ежемесячно. В единичных случаях были получены ответы «один раз в 5 лет», «не чаще чем один раз в 6 месяцев».
На вопрос «Что необходимо для проведения медицинского вмешательства?», верно ответили большинство студентов - 146 человек (97,3%) и 92 ординатора (98,9%): «получить добровольное согласие пациента». В единичных случаях отвечали «по решению суда» и «решению консилиума». (Статья 20 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.01.2024).
Таблица 3
Результаты анкетирования студентов и ординаторов в вопросе знания частоты выбора медицинской организации пациентом для получения первичной медико-санитарной помощи
Содержание вопроса |
Варианты ответов |
Студенты лечебного и педиатрического факультета 6 курс - 150 человек (%) |
Ординаторы 1 и 2 года -93 человека (%) |
Достоверность |
Как часто пациент имеет право выбирать медицинскую организацию для получения первичной медико-санитарной помощи?
|
Не чаще чем один раз в год |
98 (65,3%) |
71 (76,3%) |
нд |
один раз в 5 лет |
1 (0,7%) |
2 (2,2%) |
нд |
|
ежемесячно |
32 (21,3%) |
13 (14,0%) |
нд |
|
не чаще чем один раз в 6 месяцев |
19 (12,7%) |
7 (7,5%) |
нд |
Целесообразным является получение информации, касающейся юридических последствий для врача в отношении пациентов, отправляемых на психиатрическое освидетельствование, а также возможности помещения их в психиатрическую клинику. На вопрос «Уголовное наказание для медицинского работника предусмотрено за: незаконное помещение пациента в психиатрический стационар или принудительное психиатрическое освидетельствование пациента?» верный ответ «незаконное помещение пациента в психиатрический стационар» (Уголовная ответственность в данном случае предусмотрена частью 1 статьи 128 Уголовного кодекса РФ) реже давали студенты (131 человек, 87,3%) по сравнению с ординаторами (89 человек, 95,7%, р=0,041). Однако 19 студентов (12,7%) и 4 ординатора (4,3%) считают, что будут иметь проблемы с законом, если отправят пациента на принудительное психиатрическое освидетельствование, что не является верным.
На вопрос «Имеет ли пациент право знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья?» верно ответили «да» 136 студентов (90,7%) и 91 ординатор (97,8%, р=0,032). Указанное право закреплено в части 4 статьи 22 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». В то же время 14 студентов (9,3%) и 2 ординатора (2,2%) ответили «нет».
В настоящее время в медицинской сфере широко распространено понятие «медицинский патернализм». Интересно выяснить, владеют ли студенты и ординаторы верной информацией, касающейся определения данного понятия. Согласно определению, медицинский патернализм - взаимоотношения между врачом и пациентом, при которых пациент полностью полагается на квалификацию и опыт лечащего врача. Результаты анкетирования показали, что 126 студентов (84,0%) и 77 ординаторов (82,8%) правильно интерпретируют данное понятие. Однако 24 студента (16,0%) и 16 ординаторов (17,2%) считают, что данное определение интерпретируется следующим образом «взаимоотношения между врачом и пациентом, когда пациент сам делает выбор, который может расходиться с позицией доктора».
Стоит отметить, что касаемо вопроса «Применяете ли Вы правовые знания в своей работе?», мнения среди студентов и ординаторов разделились, поскольку студентам только предстоит применять имеющиеся знания в дальнейшей врачебной деятельности, т.к. работающие студенты выполняют работу среднего медицинского персонала. В то же время практически все ординаторы работают в медицинской сфере врачами в свободное от учебы время. Регулярно применяют правовые знания 33,3% студентов и 63,4% ординаторов (р=0,000). Редко или же вовсе не применяют правовые знания 66,7% студентов и 36,6% ординаторов.
Отвечая на вопросы анкеты, большинство студентов и ординаторов пришли к пониманию верного ответа на следующий вопрос «Считаете ли Вы необходимым повышение своего уровня правовой грамотности?». Так, 146 студентов (97,3%) и 91 ординатор (97,8%) ответили «да».
На вопрос «Как, по Вашему мнению, связана правовая грамотность и качество оказываемой медицинской помощи?» были предложены следующие варианты ответов: «уровень правовой грамотности напрямую связан с качеством оказываемой медицинской помощи», «уровень правовой грамотности никак не влияет на качество оказываемой медицинской помощи», «уровень правовой грамотности в малой степени влияет на качество оказываемой медицинской помощи». Так, 127 студентов (84,7%) и 78 ординаторов (83,9%) ответили, что «уровень правовой грамотности напрямую связан с качеством оказываемой медицинской помощи», что является абсолютно верным постулатом. В значительно меньшей степени, студенты – 15 (10,0%) и ординаторы - 11 (11,8%) находят маловероятным влияние правовой грамотности на качество оказываемой медицинской помощи.
Исходя из данных, указанных в статье Трусовой Л.Н. и Рассказовой В.Н. (2014 г.),большинство анкетируемых студентов и ординаторов «Тихоокеанского государственного медицинского университета» указали, что знание правовых вопросов в области охраны здоровья способствует повышению качества медицинской помощи. Так, 77% студентов и 95% интернов и ординаторов отметили, что знание правовых отношений в сфере медицинской деятельности способствует повышению качества медицинской помощи [7]. В нашем исследовании большее количество студентов ответили утвердительно на этот вопрос, несколько меньше уверены ординаторы.
Выводы:
- В целом студенты 6 курса лечебного и педиатрического факультетов, ординаторы 1 и 2 года обучения ориентированы во многих правовых практических вопросах, связанных с медицинской деятельностью.
- Обучающиеся хорошо владеют информацией о наличии и умением пользоваться поисковыми правовыми базами данных («Консультант плюс», «ГАРАНТ», «Кодекс»).
- Респонденты самокритичны, объективно оценивают приобретенную базу правовых знаний не достаточной для уверенной работы в практическом здравоохранении. Считают необходимым повышение уровня знаний, начиная со «студенческой скамьи».
- Основы юридической грамотности в медицинской сфере изучаются студентами лечебного и педиатрического факультетов на 2 курсе на кафедре «Общественное здоровье и здравоохранение» медицинского университета и ординаторами при прохождении дисциплины по выбору - «Доказательная медицина» на кафедре клинической фармакологии. Однако в связи с регулярно обновляющейся нормативной правовой базой, целесообразно продолжить ознакомление студентов на старших курсах с изменениями в сфере медицинского права. Возможно введение дополнительного элективного цикла, посвященного вопросам правовой грамотности на 6 курсе лечебного и педиатрического, поможет подготовить будущего врача к новым реалиям его профессиональной деятельности.
- Студенты и ординаторы способны анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения врачебных ошибок, осознавая при этом дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность.
- Обучающиеся достаточно осознанно мотивированы на получение медико - правовых знаний и не скрывают этой потребности.
- Самостоятельное изучение и интерпретация правовых вопросов вызывает много сложностей в студенческой среде, поэтому необходимо совершенствовать свои знания с помощью высококвалифицированных специалистов в сфере здравоохранения, преподавателей ВУЗа.
- Целесообразно продолжить изучение вопросов медико-правовой грамотности на последнем курсе обучения в медицинском ВУЗе, что позволит выпускникам начать профессиональную деятельность в практической медицине с соответствующим требованиям сегодняшнего дня багажом медико-правовых компетенций.
- Повышение уровня правовой информированности будущих врачей позволит свести к минимуму риск нарушения прав граждан при оказании им медицинской помощи, а также защититься от необоснованных обвинений пациентов, что является гарантом в части защиты будущей профессиональной деятельности.
- Предлагается повышение правовой подготовки медицинских работников, так как в настоящее время пациенты становятся более образованными и информационно осведомленными в правовой сфере.
Список литературы
- Восканян Ю.Э., Шикина И.Б. Современные тренды и сценарии развития современного здравоохранения. Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2021, 3; DOI 10.24412/2312-2935-2021-3-628-652
- Кругова Н.В., Степанова Л.В., Тищенко В.И. Актуальность формирования правовых знаний студентов медицинских вузов. Верхневолжский медицинский журнал. 2020; 19 (3):52-54
- Ломакина Л.И., Породенко В.А., Травенко Е.Н. и др. Результаты анкетирования студентов по вопросам знания законодательства в здравоохранении. Международный журнал экспериментального образования. 2015;4:171-173
- Гацура С.В., Гацура О.А., Майчук Е.Ю. Самооценка готовности выпускников 2017 г. к началу врачебной деятельности. Инфекционные болезни: новости, мнения, обучение. 2017;2 (19):16-21
- Амлаев К.Р., Шикина И.Б., Бузин В.Н., Койчуева С.М., Блинкова Л.Н. Факторы, влияющие на мотивацию профессорско-преподавательского состава медицинского университета к эффективной трудовой деятельности. Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2020; 4 DOI 10.24411/2312-2935-2020-00131
- Мурашко М.А. Об итогах работы Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения в 2017 году, планах на 2018 год и плановый период. [Электронный ресурс] URL: http://www.roszdravnadzor.ru (дата обращения: 29.01.2024)
- Трусова Л.Н., Рассказова В.Н. Сравнительная оценка правовой грамотности в области здравоохранения у практикующих врачей и студентов медицинского университета. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014;8 (3):166-168. URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=5772 (дата обращения: 29.01.2024)
- Боровиков В. П., Боровиков И.П. Statistica: стат. анализ и обработка данных в среде Windows. М.: Информационно-издательский дом «Филинъ». 1998;608 c
- Голубев Н.А., Поликарпов А.В., Огрызко Е.В., Шикина И.Б., Захарченко О.О. Исторические аспекты методологии сбора и обработки медико-статистической информации в Российской Федерации. Социальные аспекты здоровья населения [сетевое издание] 2022; 68(5):13. Режим доступа: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1422/30/lang,ru/. DOI: 10.21045/2071-5021-2022-68-5-13
- Гланц С. Медико-биологическая статистика. М.: Практика. 1998; 459 c
- Задворная О.Л., Восканян Ю.Э., Шикина И.Б., Борисов К.Н. Социально-экономические аспекты последствий медицинских ошибок в медицинских организациях. МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2019;10(1):99-113. https://doi.org/ 10.18184/2079-4665.2019.10.1.99-113
- Марданова Г.А. Информационно‐правовое обеспечение правовой грамотности в сфере здравоохранения. Журнал юридических исследований. 2018; 3 (4): 55-58
References
- Voskanyan J.E, Shikina I.B. Modern trends and scenarios for the development of modern healthcare. [Modern trends and scenarios for the development of modern healthcare]. [Current health and medical statistics issues]. Current health and medical statistics issues. 2021, 3; (In Russian) DOI 10.24412/2312-2935-2021-3-628-652
- Krugova N.V., Stepanova L.V., Tishchenko V.I. Aktual'nost' formirovaniya pravovyh znanij studentov medicinskih vuzov [The relevance of the formation of legal knowledge of medical students]. Verhnevolzhskij medicinskij zhurnal [The Upper Volga Medical Journal]. 2020; 19 (3):52-54 (In Russian)
- Lomakina L.I., Porodenko V.A., Travenko E.N. et al. Rezul'taty anketirovaniya studentov po voprosam znaniya zakonodatel'stva v zdravoohranenii [The results of a survey of students on knowledge of legislation in healthcare]. Mezhdunarodnyj zhurnal eksperimental'nogo obrazovaniya [International Journal of Experimental Education]. 2015;4:171-173 (In Russian)
- Gacura S.V., Gacura O.A., Majchuk E.YU. Samoocenka gotovnosti vypusknikov 2017 g. k nachalu vrachebnoj deyatel'nosti [Self-assessment of the readiness of graduates of 2017 to start medical activity]. Infekcionnye bolezni: novosti, mneniya, obuchenie [Infectious diseases: news, opinions, education]. 2017;2 (19):16-21 (In Russian)
- Amlaev KR, Shikina IB, Buzin VN, Koichueva SM, Blinkova LN Faktory, vliyayushchie na motivaciyu professorsko-prepodavatel'skogo sostava medicinskogo universiteta k effektivnoj trudovoj deyatel'nosti. [Factors influencing the motivation of the faculty of the medical university to effective work activity]. Sovremennye problemy zdravoohraneniya i medicinskoj statistiki. [Current health and medical statistics issue]s. 2020; 4 (In Russian) DOI 10.24411/2312-2935-2020-00131
- Murashko M.A. Ob itogah raboty Federal'noj sluzhby po nadzoru v sfere zdravoohraneniya v 2017 godu, planah na 2018 god i planovyj period [On the results of the work of the Federal Service for Supervision of Healthcare in 2017, plans for 2018 and the planning period]. URL: http://www.roszdravnadzor.ru (date of application: 29.01.2024) (In Russian)
- Trusova L.N., Rasskazova V.N. Sravnitel'naya ocenka pravovoj gramotnosti v oblasti zdravoohraneniya u praktikuyushchih vrachej i studentov medicinskogo universiteta [Comparative assessment of legal literacy in the field of healthcare among practitioners and students of a medical university]. Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnyh i fundamental'nyh issledovanij [International Journal of Applied and Fundamental Research]. 2014;8 (3):166-168. URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=5772 (date of application: 29.01.2024) (In Russian)
- Borovikov V. P., Borovikov I.P. Statistica: stat. analiz i obrabotka dannyh v srede Windows [Statistica: stat. data analysis and processing in a Windows environment]. Informacionno-izdatel'skij dom «Filin"» [Filin Information and Publishing House]. 1998;608p (In Russian)
- Golubev N.A., Polikarpov A.V., Ogryzko E.V., Shikina I.B., Zakharchenko O.O. Historical aspects of methodology for medical and statistical data collection and processing in the Russian Federation. Social'nye aspekty zdorov'a naselenia[serial online] 2022; 68(5):13. Available from: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1422/30/lang,ru/. DOI: 10.21045/2071-5021-2022-68-5-13 (In Russian)
- Glanc S. Mediko-biologicheskaya statistika [Biomedical statistics]. Praktika [Practice]. 1998; 459 p (In Russian)
- Zadvornay O.L., Voskanian Yu.E., Shikina I.B., Borisov K.N. Socio-economic aspects of the consequences of medical errors in medical organizations. [Social'no-ekonomicheskie aspekty posledstvij medicinskih oshibok v medicinskih organizaciyah]. Peace (Modernization. Innovation. Development). [MIR (Modernizaciya. Innovacii. Razvitie)] 2019;10(1):99-113. https://doi.org/ 10.18184/2079-4665.2019.10.1.99-113(In Russian)
- Mardanova G.A. Informacionno‐pravovoe obespechenie pravovoj gramotnosti v sfere zdravoohraneniya [Information and legal support of legal literacy in the field of healthcare]. Zhurnal yuridicheskih issledovanij [Journal of Legal Studies]. 2018; 3 (4): 55-58 (In Russian)
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Acknowledgments. The study did not have sponsorship.
Conflict of interests. The authors declare no conflict of interest.
Сведения об авторах
Поветкин Сергей Владимирович – доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой клинической фармакологии ФГБОУ ВО КГМУ Минздрава России, 305041, Россия, г. Курск, ул. Карла Маркса, 3, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., ORCID 0000-0002-1302-9326, SPIN-код: 5412-3120
Ильина Татьяна Николаевна - кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права, декан юридического факультета ФГБОУ ВО «Курский государственный университет», 305000, Россия, г. Курск, ул. Радищева, 33, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., ORCID 0000-0001-9880-2359, SPIN-код: 5831-1463
Корнилов Арсен Александрович - кандидат медицинских наук, доцент кафедры клинической фармакологии ФГБОУ ВО КГМУ Минздрава России, 305041, Россия, г. Курск, ул. Карла Маркса, 3, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., ORCID 0000-0002-0197-9826, SPIN-код: 5736-4098
Левашов Александр Андреевич – студент 4 курса юридического факультета ФГБОУ ВО «Курский государственный университет», 305000, Россия, г. Курск, ул. Радищева, 33, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., ORCID 0009-0000-8794-6795, SPIN-код: 9289-2703
Богданова Наталия Андреевна – аспирант кафедры теории и истории государства и права ФГБОУ ВО «Курский государственный университет», 305000, Россия, г. Курск, ул. Радищева, 33, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. , ORCID 0009-0002-3200-8990, SPIN-код: 5308-5729
Гребенкина Алина Алексеевна - студент 4 курса юридического факультета ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет», 305000, Россия, г. Курск, ул. Радищева, 33, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., ORCID 0009-0009-5401-5092, SPIN-код: 8975-5583
About the authors
Povetkin Sergey Vladimirovich – Doctor of Medical Sciences, Professor, Head of the Department of Clinical Pharmacology, Kursk State Medical University, 305041, Russia, Kursk, Karl Marx Street, 3, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. , ORCID 0000-0002-1302-9326, SPIN: 5412-3120
Ilyina Tatyana Nikolaevna - Candidate of Law, Associate Professor of the Department of Theory and History of State and Law, Dean of the Faculty of Law, Kursk State University, 305000, Russia, Kursk, Radishchev street, 33, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., ORCID 0000-0001-9880-2359, SPIN: 5831-1463
Kornilov Arsen Alexandrovich - Candidate of Medical Sciences, Associate Professor of the Department of Clinical Pharmacology, Kursk State University, 305041, Russia, Kursk, Karl Marx Street, 3, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., ORCID 0000-0002-0197-9826, SPIN: 5736-4098
Levashov Alexander Andreevich – 4th year student of the Faculty of Law, Kursk State University, 305000, Russia, Kursk, Radishchev street, 33, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., ORCID ID 0009-0000-8794-6795, SPIN: 9289-2703
Bogdanova Natalia Andreevna – Postgraduate student of the Department of Theory and History of State and Law, Kursk State University, 305000, Russia, Kursk, Radishchev street, 33, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. , ORCID 0009-0002-3200-8990, SPIN: 5308-5729.
Grebenkina Alina Alekseevna - 4th year student of the Faculty of Law, Kursk State University, 305000, Russia, Kursk, Radishchev street, 33, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., ORCID 0009-0009-5401-5092, SPIN: 8975-5583
Статья получена: 24.05.2024 г.
Принята к публикации: 25.09.2024 г.
URL: http://healthproblem.ru/magazines?text=1407 (дата обращения: 22.12.2024).