АНАЛИЗ СИЛЬНЫХ И СЛАБЫХ СТОРОН, ВОЗМОЖНОСТЕЙ И УГРОЗ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ
DOI 10.24412/2312-2935-2024-5-812-825
АНАЛИЗ СИЛЬНЫХ И СЛАБЫХ СТОРОН, ВОЗМОЖНОСТЕЙ И УГРОЗ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ
Р.Г.Макиев1, Т.Б. Свиридова2
1 ФГБВОУ ВО «Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова» Министерства обороны Российской Федерации
2Филиал ФГБВОУ ВО «Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова» Министерства обороны Российской Федерации в г. Москве
Актуальность исследования обусловлена рядом факторов, а именно быстрое развитие медицинской науки и технологий требует непрерывного обновления знаний и навыков у медицинских специалистов, интеграция цифровых технологий в образовательный процесс и внедрение новых обучающих форм и методов остаются приоритетными направлениями развития здравоохранения. Подготовка специалистов, способных не просто адаптироваться к современным реалиям, но и вносить вклад в развитие медицинской науки и практики. Эти обстоятельства подталкивают к кардинальным преобразованиям в системе подготовки медицинских специалистов.
Цель исследования: выявить сильные и слабые стороны, возможности и угрозы в системе подготовки медицинских специалистов в рамках дополнительного профессионального образования на примере военно-образовательной организации.
Материалы и методы исследования: в данной статье рассматривается система подготовки медицинских специалистов в рамках дополнительного профессионального образования. Исследование проводилось с использованием метода стратегического планирования - SWOT-анализа качественного и количественного.
Результаты: качественный анализ выявил, что преимущества (Strengths) и возможности (Opportunities) имеют превосходство над недостатками (Weaknesses) и угрозами (Threats). Ранжирование и оценка факторов в количественном анализе показали, что в образовательной организации преимущества составляют 3,9 балла, а итоговая оценка недостатков - 3,4 балла, возможности составили - 4,2 балла, угрозы - 3,5 балла.
Обсуждения: по нашему мнению, военно-образовательная организация может максимально эффективно использовать свои сильные стороны и возможности для улучшения качества образования и привлечения новых слушателей, интегрировать передовые образовательные технологии в обучение медицинских специалистов в рамках дополнительного профессионального образования.
Выводы: в результате исследования выявили сильные и слабые стороны, а также преимущества и угрозы в военно-образовательной организации. В нашем случае преимущества и возможности имеют превосходство над недостатками и угрозами такая ситуация дает возможность для разработки стратегии развития образовательной организации в системе дополнительного профессионального образования.
Ключевые слова: SWOT-анализ, программы профессиональной переподготовки, программы повышения квалификации, дополнительное профессиональное образование, современные образовательные технологии, организация здравоохранения
ANALYSIS OF STRENGTHS AND WEAKNESSES, OPPORTUNITIES AND THREATS IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION OF MEDICAL SPECIALISTS
R.G. Makiev1, T.B. Sviridova2
1Federal State Budgetary Military Educational Institution of Higher Education «Military Medical Academy named after S.M. Kirov» of the Ministry of Defense of the Russian Federation
2The branch of the Federal state budgetary military educational institution of higher education «Kirov military medical academy» of the ministry of defense of the Russian Federation in the city of Moscow
The relevance of the study is due to a number of factors, namely, the rapid development of medical science and technology requires continuous updating of knowledge and skills among medical professionals, the integration of digital technologies into the educational process and the introduction of new teaching forms and methods remain priority areas of health development. Training of specialists who are able not only to adapt to modern realities, but also to contribute to the development of medical science and practice. These circumstances are pushing for drastic changes in the system of training medical specialists.
The purpose of the study: to identify strengths and weaknesses, opportunities and threats in the system of training medical specialists in the framework of additional professional education on the example of a military educational organization.
Materials and methods of research: this article discusses the system of training medical specialists in the framework of additional professional education. The study was conducted using the method of strategic planning - SWOT analysis of qualitative and quantitative.
Results: qualitative analysis has revealed that Strengths and Opportunities outweigh Weaknesses and threats. Ranking and evaluation of factors in quantitative analysis showed that in an educational organization the advantages are 3.9 points, and the final assessment of disadvantages is 3.4 points, opportunities are 4.2 points, threats are 3.5 points.
Discussions: in our opinion, an educational organization can make the most effective use of its strengths and opportunities to improve the quality of education and attract new students, integrate advanced educational technologies into the training of medical specialists within the framework of additional professional education.
Conclusions: as a result, the research revealed strengths and weaknesses, as well as advantages and threats in a military educational organization. In our case, advantages and opportunities have superiority over disadvantages and threats. This situation makes it possible to develop a strategy for the development of an educational organization in the system of additional professional education.
Key words: SWOT analysis, professional retraining programs, advanced training programs, additional professional education, modern educational technologies, healthcare organization
Введение. В настоящее время происходит постоянное развитие и обновление различных отраслей, в том числе и медицинской. Это приводит к необходимости перехода на новый уровень профессиональной подготовки и переподготовки медицинских специалистов. Очевидно, что для достижения высокого уровня квалификации и профессионализма медицинских специалистов, требуется существенные изменения в образовательных организациях с применением современных образовательных технологий и новых форм обучения. Именно поэтому изучение и исследование возможностей их внедрения становятся все более актуальными и необходимыми.
Значимость эффективной подготовки персонала для медицинской службы Вооруженных Сил Российской Федерации неоспорима, так как она непосредственно влияет на здоровье и боеспособность военнослужащих. В связи с этим, появилась необходимость для оценки текущего состояние системы дополнительного профессионального образования, определения возможных точек роста и выработки путей оптимизации процесса подготовки врачей и среднего медицинского персонала для нужд Министерства обороны.
По мнению руководителя Главного медицинского управления Д.Тришкина «Существующая на сегодняшний день система военно-медицинского образования способна гибко адаптироваться к любым изменениям, в том числе и проводимым реформам образования, а также полностью обеспечить выполнение кадрового заказа на подготовку военно-медицинских специалистов в интересах ВС РФ» [1].
На наш взгляд проработка подходов к эффективному обучению должна учитывать современные требования к оказанию качественной медицинской помощи и специфику военной медицины. На начальном этапе процесса модернизации системы дополнительного профессионального образования решающим фактором должны стать научное обоснование необходимых изменений в этой системе. Для этой цели нами мы провели исследование с использованием SWOT-анализа, чтобы изучить текущее положение и спрогнозировать дальнейшее развитие системы подготовки специалистов медицинской службы ВС РФ в рамках ДПО.
Цель исследования: выявить сильные и слабые стороны, возможности и угрозы в системе подготовки медицинских специалистов в рамках дополнительного профессионального образования (ДПО) на примере военно-образовательной организации.
Материалы и методы исследования: в данной статье основное внимание уделяется выявлению сильных и слабых сторон, возможностей и угроз в системе дополнительного профессионального образования, которое реализуется в филиале Военно-медицинской академии в г. Москве. Исследование проводилось с использованием метода стратегического планирования качественного и количественного - SWOT-анализа, который применяется для изучения текущего положения дел или и прогнозирования развития ситуации в будущем.
Необходимость изменений в системе ДПО, а также использование новых форм подготовки, применение современных образовательных технологий в программах ДПО для специалистов медицинской службы связана с настоящими вызовами и требованиями, стоящими перед Вооруженными Силами Российской Федерации, с изменениями в международной политической обстановке, с внедрением новых медицинских технологий, с изменением структуры Вооруженных Сил и роли медицинской службы, с проведением специальной военной операции.
«Современная парадигма высшего медицинского образования ставит задачу подготовки специалиста, владеющего необходимыми профессиональными компетенциями, умеющего ориентироваться в потоке постоянно обновляющейся информации, адаптироваться в меняющейся среде медицинских технологий, самостоятельно организовывать свою работу и свое обучение, принимать грамотные управленческие решения в отношении среднего и младшего медицинского персонала» [2].
Алексеева, А.Ю. и Балкизов З.З. в своей научной статье отмечают, «что в условиях конкуренции на рынке образовательных услуг одним их трендов системы образования является эффективная организация образовательной деятельности с применением современных информационных технологий, различных технических средств, информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу информации, а также применение новых форм взаимодействия обучающихся и преподавателей» [3].
В контексте трансформаций, происходящих в системе дополнительного профессионального образования медицинских работников, изменения можно воспринимать через призму интеграции онлайн и офлайн-методик, либо гибридного типа обучения, развитие симуляционных тренингов, активное использование мобильных приложений для обучения и совместной работы медицинских специалистов, таких как платформы для консультаций и обмена опытом. Новые формы могут включать изменение организационной структуры обучения, введение активных методов, прикладных исследований, внедрение проектного обучения с постоянным контролем знаний, умений, навыков.
В современной действительности происходит активное внедрение гибридной модели обучения, большая часть учебных занятий переходит в онлайн-формат, что ведет к уменьшению необходимости в использовании аудиторного фонда. Слушатели самостоятельно готовятся к предстоящим вебинарам, заранее знакомятся с материалом и выполняют задания в установленные сроки. Встречи с преподавателем в виртуальном режиме устраивают только с целью обсуждения ключевых тем и разъяснения вопросов, возникших у слушателей.
Как утверждает А.В. Кешелава и соавторы «в результате формирования принципиально нового гибридного мира, слияния реального и виртуального пространства и перестройки процессов социализации личности обучающихся, происходит развитие технологического базиса образовательного процесса. Это также стимулирует становление цифрового мировоззрения и потребность в формировании новых компетенций» [4].
А.В. Клягин говорит, что «период тотального удаленного образования во время пандемии, связанной с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 и последующего гибридного обучения резко сменил научную повестку в сторону изучения работы вузов в новых условиях» [5]. В этот период по мнению О.Н. Алканова, Д.П. Ананина стало возможно «обучения в гибридном формате и дидактики в цифровой среде» [6].
Ананин Д.П., Стрикун Н.Г.и соавторы в своей книге говорят о том, что «несмотря на отсутствие формального статуса в нормативных документах федерального и институционального уровней, вопрос о гибридном обучении как отдельном формате обучения сегодня уже не стоит: оно воспринимается как свершившееся» [7].
Таким образом, смешанное и гибридное обучение не являются конкретными методами обучения, а представляют собой новые подходы к форме организации образовательного процесса, позволяющие комбинировать преимущества различных видов обучения и создавать гибкие условия для получения знаний и навыков слушателями. Ограниченные возможности каждого из рассмотренных форм обучения в отдельности показывают, что эффективным решением может быть гибридное сочетание различных видов обучения. Такой подход позволяет использовать лучшие элементы и наиболее положительные компоненты каждого из них, минимизирую ограничения и негативные стороны. Все эти изменения пришли в систему ДПО Военных-образовательных организаций, чтобы детально изучить систему ДПО мы провели SWOT-анализ.
В начале исследования был использован подход, сочетающий в себе элементы, основанные на качественных, а затем на количественных данных. Этот процесс начался с тщательного изучения достоинств и недостатков военно-образовательной организации, а также с идентификации потенциальных возможностей и рисков для системы дополнительного профессионального образования. Также, была проведена работа по ранжированию этих пунктов по степени их значимости. Таким образом, в конечном итоге был сформирована матрица SWOT-анализ, в которой особое внимание уделялось ранжированию ключевых факторов по их важности.
Для проведения исследования, нами были выбраны сотрудники, обладающие соответствующим профессиональными компетенциями и осведомлёнными о ситуации в военно-образовательной организации. Им было предложено сформулировать преимущества нашей организации по сравнению с другими образовательными организациями, затем определить недостатки и найти возможности для дальнейшего развития и определить потенциальные угрозы для нас. Полученные результаты отразили в таблице (См. табл.1).
После проведения качественного анализа мы перешли к количественному. Взяли за основу, что общая сумма преимуществ и недостатков составляет единицу, при этом некоторые аспекты обладают большей важностью для военно-образовательной организации, в то время как другие - меньшей. Следовательно, необходимо адекватно распределить весовые коэффициенты, чтобы они отражали степень важности каждого аспекта. Эту задачу возлагают на экспертов, которые, к примеру, могут назначить коэффициент в 0,4 для наиболее критичного элемента среди всех сильных и слабых сторон, в то время как для элемента с меньшей значимостью коэффициент может составить всего 0,01.
Специалисты произвели ранжирование и оценивание различных факторов, чтобы определить, какой из недостатков сильнее воздействует на военно-образовательную организацию. Для этого они использовали метод умножения оценок и коэффициентов. В результате анализа были выявлены ключевые слабые места (См. табл.2).
Проведенный SWOT-анализ позволил выявить сильные и слабые стороны, возможности и угрозы при организации обучения в системе ДПО в филиале Военно-медицинской академии в г. Москве.
Таблица 1
SWOT-анализ системы ДПО военной образовательной организации (качественный)
Преимущества (Strengths): |
Недостатки (Weaknesses): |
1. Современная образовательная инфраструктура (наличие оборудованных аудиторий, симуляционного центра, классов для отработки практических навыков, полигонов). 2. Высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав. 3. Широкий спектр доступных методов и подходов к обучению и подготовке специалистов медицинской службы. 4. Эффективная система контроля качества обучения и оценки результатов. 5. Индивидуализации и адаптации программ обучения под потребности и особенности каждого специалиста (возможность выбора любого обучающего модуля). 6. Использование новых методов обучения для повышения качества и эффективности подготовки (дистанционные образовательные технологии, интерактивные занятия, симуляционное обучение). 7. Регулярное совершенствование практических навыков в приближенным к реальным условиям в симуляционных центрах или классах. 8. Внедрение активных методов обучения (проектная деятельность, деловые игры, решение ситуационных задач, дискуссии и дебаты). 9. Реализация специализированных программ обучения и курсов, которые соответствуют специфике медицинской службы ВС РФ и требованиям к специалистам в данной области (первая помощь, тактическая медицина). |
1. Ограниченные ресурсы для разработки и внедрения новых форм подготовки на основе научных данных. 2. Отсутствие научно обоснованных доказательств эффективности новых форм подготовки, что может вызывать сомнения и сопротивление среди специалистов и участников образовательного процесса. 3. Препятствия в обновлении и адаптации существующих программ обучения и материалов к современным требованиям и изменениям в медицинской сфере преподавателями старой формации. 4. Отсутствие единой методологической базы, закрепленной в законодательных актах, позволяющей масштабировать современные образовательные технологии во все образовательные программы. 5. Отсутствие четкого нормирования работы преподавателей при реализации программ с использованием новых форм и методов обучение и как следствие возникающие сложности с расчетом объемов материального стимулирования за выполненную работу. |
Возможности (Opportunities): |
Угрозы (Threats): |
1. Дальнейшее развитие и внедрение современных информационных и коммуникационных технологий в образовательный процесс. 2. Развитие онлайн-платформ для обучения, внедрение виртуальной и дополненной реальности в образовательный процесс, установление партнерских связей с медицинскими учреждениями для практической подготовки. 3. Разработка и внедрение программ ДПО, которые соответствуют современным потребностям военной медицины. 4. Систематическое обучение и повышение квалификации профессорско-преподавательского состава для улучшения качества образовательного процесса и обеспечения актуальности передаваемых знаний. 5. Возможность повышения квалификации медицинского персонала и обновления их знаний в соответствии с современными требованиями и технологиями. 6. Возможность привлечения большего числа обучающихся за счет разнообразия образовательных программ, предлагаемых слушателям для удовлетворения их потребностей в профессиональном развитии. |
1. Конкуренция со стороны других образовательных организаций, предлагающих аналогичные программы ДПО, может привести к потере слушателей и снижению спроса на обучение в нашей организации. 2. Ограниченные финансовые ресурсы и возможности для внедрения современных образовательных технологий и форм подготовки (компьютерное оборудование, доступ к системе Интернет, оснащение лекционных аудиторий, симуляционных центров). 3. Отсутствие поддержки со стороны участников образовательного процесса и медицинской общественности, если новые формы подготовки не будут иметь достаточной научной обоснованности. 4. Наличие технических проблем при подключении к Интернету и отсутствие прямого общения с преподавателями и коллегами. 5. Недостаток квалифицированных преподавателей, способных обеспечить высокое качество образования, может стать серьезной угрозой для реализации программ ДПО |
Таблица 2
SWOT-анализ системы ДПО военной образовательной организации (количественный)
Преимущества (Strengths): |
Недостатки (Weaknesses): |
||||||
Факторы |
Удельный вес фактора |
Оценка |
Итоговая оценка |
Факторы |
Удельный вес фактора |
Оценка |
Итоговая оценка |
1 |
0,12 |
4 |
0,48 |
1 |
0,26 |
5 |
1,3 |
2 |
0,13 |
5 |
0,65 |
2 |
0,16 |
4 |
0,64 |
3 |
0,1 |
4 |
0,4 |
3 |
0,17 |
2 |
0,4 |
4 |
0,09 |
3 |
0,27 |
4 |
0,19 |
2 |
0,38 |
5 |
0,09 |
2 |
0,18 |
5 |
0,22 |
3 |
0,66 |
6 |
0,13 |
5 |
0,65 |
|
|
|
|
7 |
0,13 |
4 |
0,52 |
|
|
|
|
8 |
0,12 |
4 |
0,48 |
|
|
|
|
9 |
0,09 |
3 |
0,27 |
|
|
|
|
ИТОГО |
- |
- |
3,9 |
ИТОГО |
- |
- |
3,38 |
Возможности (Opportunities): |
Угрозы (Threats): |
||||||
Факторы |
Удельный вес фактора |
Оценка |
Итоговая оценка |
Факторы |
Удельный вес фактора |
Оценка |
Итоговая оценка |
1 |
0,24 |
5 |
1,2 |
1 |
0,2 |
4 |
0,8 |
2 |
0,14 |
4 |
0,56 |
2 |
0,3 |
5 |
1,5 |
3 |
0,15 |
4 |
0,6 |
3 |
0,15 |
2 |
0,3 |
4 |
0,22 |
5 |
1,1 |
4 |
0,1 |
2 |
0,2 |
5 |
0,12 |
3 |
0,36 |
5 |
0,25 |
3 |
0,75 |
6 |
0,13 |
3 |
0,39 |
|
|
|
|
ИТОГО |
- |
- |
4,21 |
ИТОГО |
- |
- |
3,55 |
К сильным сторонам мы отнесли: современную образовательную инфраструктуру (наличие оборудованных аудиторий, классов для отработки практических навыков, симуляционного центра); высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав; широкий спектр доступных методов и подходов к обучению и подготовке специалистов медицинской службы; эффективную систему контроля качества обучения и оценки результатов; индивидуализацию и адаптацию программ обучения под потребности и особенности каждого специалиста (возможность выбора любого обучающего модуля); использование новых методов обучения для повышения качества и эффективности подготовки (дистанционные образовательные технологии, интерактивные занятия, симуляционное обучение); регулярное совершенствование практических навыков в приближенным к реальным условиям в симуляционных центрах или классах; внедрение активных методов обучения (проектная деятельность, деловые игры, решение ситуационных задач, дискуссии и дебаты); реализацию специализированных программ обучения и курсов, которые соответствуют специфике медицинской службы ВС РФ и требованиям к специалистам в данной области (первая помощь, тактическая медицина).
Слабые стороны, которые выявили в результате нашего исследования: ограниченные ресурсы для разработки и внедрения новых форм подготовки на основе научных данных; отсутствие научно обоснованных доказательств эффективности новых форм подготовки, что может вызывать сомнения и сопротивление среди специалистов и участников образовательного процесса; препятствия в обновлении и адаптации существующих программ обучения и материалов к современным требованиям и изменениям в медицинской сфере преподавателями старой формации; отсутствие единой методологической базы, закрепленной в законодательных актах, позволяющей масштабировать современные образовательные технологии во все образовательные программы; отсутствие четкого нормирования работы преподавателей при реализации программ с использованием новых форм и методов обучение и как следствие возникающие сложности с расчетом объемов материального стимулирования за выполненную работу.
Нами были определены и изложены возможности, которые имеются в образовательной организации: развитие и внедрение современных информационных и коммуникационных технологий в образовательный процесс; развитие онлайн-платформ для обучения, внедрение виртуальной и дополненной реальности в образовательный процесс, установление партнерских связей с медицинскими организациями для практической подготовки; разработка и внедрение программ ДПО, которые соответствуют современным потребностям военной медицины; систематическое обучение и повышение квалификации профессорско-преподавательского состава для улучшения качества образовательного процесса и обеспечения актуальности передаваемых знаний; возможность повышения квалификации медицинского персонала и обновления их знаний в соответствии с современными требованиями и технологиями; возможность привлечения большего числа обучающихся за счет разнообразия предлагаемых программ слушателям для удовлетворения их потребностей в профессиональном развитии.
В процессе проведения исследования мы выявили потенциальные риски и угрозы, которые могут возникнуть при подготовке медицинских специалистов в системе ДПО: конкуренция со стороны других образовательных организаций, предлагающих аналогичные программы ДПО, может привести к потере слушателей и снижению спроса на обучение в нашей организации; ограниченные финансовые ресурсы и возможности для внедрения современных образовательных технологий и форм подготовки (компьютерное оборудование, доступ к системе Интернет, оснащение лекционных аудиторий, симуляционных центров); отсутствие поддержки со стороны участников образовательного процесса и медицинской общественности, если новые формы подготовки не будут иметь достаточной научной обоснованности; наличие технических проблем при подключении к Интернету и отсутствие прямого общения с преподавателями и коллегами; недостаток квалифицированных преподавателей, способных обеспечить высокое качество образования, может стать серьезной угрозой для реализации программ ДПО.
Результаты. На основе качественного анализа можно сделать вывод, что преимущества (Strengths) и возможности (Opportunities) имеют превосходство над недостатками (Weaknesses) и угрозами (Threats).
На основе количественного анализа мы выявили самые важные преимущества: развитие онлайн-платформ для обучения, внедрение виртуальной и дополненной реальности в образовательный процесс, установление партнерских связей с медицинскими организациями для практической подготовки; использование новых методов обучения для повышения качества и эффективности подготовки (дистанционные образовательные технологии, интерактивные занятия, симуляционное обучение).
Далее мы произвели ранжирование и оценивание различных факторов, чтобы определить, какой из недостатков наиболее значимо воздействует на образовательную организацию: недостаток квалифицированных преподавателей, способных обеспечить высокое качество образования, может стать серьезной угрозой для реализации программ ДПО.
Были выявлены существенные возможности: развитие онлайн-платформ для обучения, внедрение виртуальной и дополненной реальности в образовательный процесс, установление партнерских связей с медицинскими организациями для практической подготовки. Из таблицы 2 наглядно видно, что итоговая оценка преимуществ составляют 3,9, а итоговая оценка недостатков - 3,4 балла, возможности, по итоговой оценке, составили - 4,2 балла, угрозы - 3,5 баллов.
Количественный анализ также подтвердил, что преимущества (Strengths) и возможности (Opportunities) имеют превосходство над недостатками (Weaknesses) и угрозами (Threats).
Основываясь на вышеуказанных данных SWOT-анализа, можно разработать стратегию для дальнейшего развития системы ДПО в филиале Военно-медицинской академии в г. Москве. Для этого необходимо разработать детальный план действий, определить этапы и сроки реализации стратегии. Для стратегического плана можно предложить следующие действия:
- Организовать обучение и подготовку профессорско-преподавательского состава, включая проведение специализированных курсов и тренингов.
- Изучить и оценить материалы программ дополнительного профессионального образования, обратить внимание на актуальность представленных сведений, использования модульного подхода, рассмотреть долю присутствия классических и современных образовательных технологий в образовательном процессе, в том числе применение гибридных технологий.
- Разработать образовательные программы, которые будут включать инновационные подходы к обучению специалистов в области медицины, в рамках дополнительного профессионального образования.
- Оборудовать достаточное количество аудиторий современными техническими средствами и симуляционным оснащением для отработки практических навыков.
- Проводить регулярную оценку и анализ эффективности новых программ обучения и вносить необходимые корректировки.
- Проводить оценку и анализ эффективности, результатов и удовлетворенности слушателей и специалистов в отношении новых форм и методов обучения, вносить необходимые изменения.
- Активно коммуницировать с медицинским персоналом и общественностью, объяснять преимущества и цели новых форм и методов подготовки специалистов ВС РФ.
Обсуждения: по нашему мнению, военно-образовательная организация может максимально эффективно использовать свои сильные стороны и возможности для улучшения качества образования и привлечения новых слушателей, интегрировать передовые образовательные технологии в обучение медицинских специалистов в рамках дополнительного профессионального образования.
Выводы: в результате исследования выявили сильные и слабые стороны, а также преимущества и угрозы в военно-образовательной организации. В нашем случае преимущества и возможности имеют превосходство над недостатками и угрозами такая ситуация дает возможность для разработки стратегии развития образовательной организации в системе дополнительного профессионального образования.
Список источников
- Д.В. Тришкин. Медицинское обеспечение Вооружённых Сил Российской Федерации: современное состояние и перспективы развития. Кто есть, Кто в медицине. 2019;8 (102):30-33
- Кочубей А.В., Конаныхина А.К., Зимина Э.В., Гацура О.А., Наваркин М.В. Инновационная модель подготовки и непрерывного профессионального развития специалистов в сфере здравоохранения. Современные проблемы науки и образования. 2015;2-1
- Алексеева А.Ю., Балкизов З.З. Медицинское образование в период пандемии COVID-19: проблемы и пути решения. Медицинское образование и профессиональное развитие. 2020;Т.11; 2:8–24
- А.В. Кешелава В.Г. Буданов, В.Ю. Румянцев и др. Введение в «Цифровую» экономику. под общ. ред. А.В. Кешелава; гл. «цифр.» конс. И.А. Зимненко. ВНИИГеосистем, 2017
- А.В. Клягин и др. Шторм первых недель: как высшее образование шагнуло в реальность пандемии. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. М.: НИУ ВШЭ; 2020
- О.Н. Алканова, Д.П. Ананин, А.Е. Байзаров, К.А. Баранников, Т.В. Бобрусь, О.И. Игнатьева, Н.Г. Стрикун, Е.В. Титова. Белая книга. Гибридное обучение; СПб.:Грин Принт; 2022.
- Ананин Д.П., Стрикун Н.Г. Гибридное обучение в структуре высшего образования: между онлайн и офлайн. Преподаватель XXI век. 2022;4 Часть 1:60– 74
References
- D.V. Trishkin. Meditsinskoye obespecheniye Vooruzhennykh Sil Rossiyskoy Federatsii: sovremennoye sostoyaniye i perspektivy razvitiya. [Medical support of the Armed Forces of the Russian Federation: current state and development prospects]. Kto est. Kto v meditsine [Who is Who in medicine]. 2019;8(102):30-33 (inRussian)
- Kochubey A.V., Konanykhina A.K., Zimina E.V., Gatsura O.A., Navarkin M.V. Innovatsionnaya model podgotovki i nepreryvnogo professionalnogo razvitiya spetsialistov v sfere zdravookhraneniya. [Innovative model of training and continuous professional development of healthcare professionals]. Sovremennyye problemy nauki i obrazovaniya. [Modern problems of science and education]. 2015;2-1 (inRussian)
- Alekseeva A.Y., Balkizov Z.Z. Meditsinskoye obrazovaniye v period pandemii COVID-19: problemy i puti resheniya. [Medical education during the COVID-19 pandemic: problems and solutions]. Meditsinskoye obrazovaniye i professionalnoye razvitiye [Medical education and professional development]. 2020;Т.11;2:8–24 (inRussian)
- A.V. Keshelava, V.G. Budanov, V.Y. Rumyantsev, etc. Vvedeniye v «Tsifrovuyu» ekonomiku. [Introduction to the "Digital" economy]; under the general editorship of A.V. Keshelava. M.: VNIIgeosystem; 2017 (inRussian)
- A.V. Klyagin et al. Shtorm pervykh nedel: kak vyssheye obrazovaniye shagnulo v realnost pandemii. [The storm of the first weeks: how higher education stepped into the reality of a pandemic]. Natsionalnyy issledovatelskiy universitet «Vysshaya shkola ekonomiki». Institut obrazovaniya. [National Research University Higher School of Economics, Institute of Education, Moscow: Higher School of Economics]; 2020 (inRussian)
- O.N. Alkanova, D.P. Ananin, A.E. Baizarov, K.A. Barannikov, T.V. Bobrus, O.I. Ignatieva, N.G. Strykun, E.V. Titova. Belaya kniga. Gibridnoye obucheniye [The White Paper. Hybrid education]; St. Petersburg.:Green Print; 2022. (inRussian)
- Ananin D.P., Strikun N.G. Gibridnoye obucheniye v strukture vysshego obrazovaniya: mezhdu onlayn i oflayn. [Hybrid learning in the structure of higher education: between online and offline]. Prepodavatel XXI vek. [Teacher of the XXI century]. 2022;4 Part 1:60-74 (inRussian)
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Acknowledgments. The study did not have sponsorship.
Conflict of interests. The authors declare no conflict of interest.
Сведения об авторах
Макиев Руслан Гайозович – доктор медицинских наук, доцент, заместитель начальника по учебной работе ФГБВОУ ВО «Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова» Министерства обороны Российской Федерации, 194044, г. Санкт-Петербург, улица Академика Лебедева, дом 6; Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., ORCID: 0000-0002-2180-6885; SPIN: 4703-5573
Свиридова Татьяна Борисовна - кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой (управления сестринской деятельностью) филиала ФГБВОУ ВО «Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова» МО РФ в г. Москве, 107392, г. Москва, ул. Малая Черкизовская, 7, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., ORCID: 0000-0002-9918-5118; SPIN: 8583-4574
Information about the authors
Makiev Ruslan Gayozovich – Doctor of Medical Sciences, Associate Professor, Deputy Head for Academic Affairs of the Federal State Budgetary Military Educational Institution of Higher Education "Military Medical Academy named after S.M. Kirov" of the Ministry of Defense of the Russian Federation, 194044, St. Petersburg, Akademika Lebedeva Street, house 6, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., ORCID: 0000-0002-2180-6885; SPIN: 4703-5573
Sviridova Tatyana Borisovna - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Head of the Department (Nursing Management) The branch of the Federal state budgetary military educational institution of higher education «Kirov military medical academy» of the ministry of defense of the Russian Federation in the city of Moscow, 107392, Moscow, Malaya Cherkizovskaya str, 7, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., ORCID: 0000-0002-9918-5118; SPIN: 8583-4574
Статья получена: 01.07.2024 г.
Принята к публикации: 20.12.2024 г.
URL: http://healthproblem.ru/magazines?text=1502 (дата обращения: 28.12.2024).