Научно-практический рецензируемый журнал
"Современные проблемы здравоохранения
и медицинской статистики"
Scientific journal «Current problems of health care and medical statistics»
Новости научно-практического рецензируемого журнала
Больше новостей

Диагностика и профилактика преждевременного старения

Материалы I Всероссийского форума по общественному здоровью (г. Москва, 11-12 октября 2017 г.)

МНЕНИЕ ПАЦИЕНТОВ И СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ОТДЕЛЕНИЯ АНЕСТЕЗИОЛОГИИ-РЕАНИМАЦИИ

УДК [ 614.2 : 615.21] : 616-05+614.253.52

МНЕНИЕ ПАЦИЕНТОВ И СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА ОБ

ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ОТДЕЛЕНИЯ АНЕСТЕЗИОЛОГИИ-РЕАНИМАЦИИ

 

Петрова Н.Г., Брацлавский В.Б.

 

ФГБОУ ВО «Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет

им. акад. И.П. Павлова», Санкт-Петербург, Россия

 

От качества работы отделения анестезиологии-реанимации нередко зависит исход заболевания, а также общий уровень удовлетворенности пациентов (их родственников) работой больницы. Большую роль в его обеспечении играет средний медицинский персонал. Был проведен социологический опрос 120 пациентов и 50 медицинских сестер двух отделений анестезиологии-реанимации. Установлено, что организацию работы отделения 50,0% опрошенных оценили на «3» балла; 12,5% – на «4» 37,5% – на «5» баллов.  Отношение среднего медицинского персонала 55,0% оценили на «4» балла, 37,5% - на «5», 7,5% - на «3». У7,5% респондентов имели место конфликты с медицинскими сестрами. Опрос медицинских сестер показал, что 40,0% из, пришли работать в отделение, чтобы реализовать свою мечту. Удовлетворены полностью своей работой были 44,0% опрошенных. Причинами неудовлетворенности являлись низкая заработная плата, высокая напряженность и интенсивность труда, плохая организацию труда, непрестижность профессии, необходимость общения со «сложными» пациентами.

 

Ключевые слова: социологический опрос, пациенты, средний медицинский персонал, удовлетворенность качеством

 

OPINION OF PATIENTS AND NURSES ON THE ORGANIZATION OF THE WORK OF THE ANESTHESIOLOGY-REANIMATION DEPARTMENT

 

Petrova N.G., Bratslavsky V.B.

 

Saint Petersburg State Medical University I.P. Pavlov, St. Petersburg, Russia

 

The outcome of the disease, as well as the overall level of satisfaction of patients (their relatives) with the work of the hospital, often depends on the quality of the work of the department of anesthesiology-reanimation. A large role in its provision belongs to nurses. A sociological survey of 120 patients and 50 nurses of two departments of anesthesiology-reanimation was conducted.It was established that 50.0% of the respondents rated the organization of the department's work as "3" points; 12.5% - to "4" 37.5% - to "5" points. The ratio of nurses’ work was: in 55.0% cases - "4" points,  in 37.5% - "5", in 7.5% - "3". 7,5% of respondents had conflicts with nurses.A survey of nurses showed that 40.0% of them came to work in the department to realize their dream. 44.0% of the respondents were satisfied with their work. The causes of dissatisfaction were: low wages, high tension and labor intensity, poor organization of work, lack of prestige of the profession, the need to communicate with "severe" patients.

 

Key words: sociological survey, patients, nurses, satisfaction with quality

 

     Введение. Отделения анестезиологии-реанимации играют все большую роль в решении задачи оказания высококачественной безопасной стационарной медицинской помощи [5]. Это связано с утяжелением контингента госпитализированных (изменение нозологического состава, увеличение доли экстренных госпитализаций, множественная. сопутствующая патология) [6], усложнением технологий лечения, расширением возможностей хирургического лечения. При этом важно отметить, что в этих отделениях происходит максимальное число летальных исходов и связанных с этим реальных и потенциальных жалоб родственников пациентов, велик риск врачебных ошибок и связанных с ними судебно-медицинских экспертиз [2, 3].

      Важную роль в оказании медицинской помощи в этих подразделениях принадлежит среднему медицинскому персоналу. Участие медсестры в лечении пациентов не менее важно, чем участие врача, так как конечный результат зависит от тщательной подготовки пациента к операции, пунктуального выполнения назначений врача и грамотного ухода за пациентом в послеоперационном периоде [1]. Сестринское дело в анестезиологии и реаниматологии – это одна из наиболее сложных сестринских специальностей, требующих высокого профессионализма: в экстремально-тяжелых состояниях у пациентов может возникать большое число проблем, требующих грамотного сестринского вмешательства [4]. Непрерывающийся контакт с пациентами позволяет медицинским сестрам своевременно выявить грозные симптомы, быстро организовывать и осуществлять неотложные мероприятия, а информация, накапливаемая в процессе интенсивного наблюдения, способствует уточнению диагноза, определению особенностей течения заболевания у каждого пациента, построению рациональной индивидуализированной терапии [1].  Немаловажен и сочувственный отклик на жалобы больного, его болезненные переживания, что порой оказывает не меньшее лечебное действие, чем назначение медикаментозных средств, и вызывают горячую благодарность со стороны пациентов. Умение слушать является одним из важных качеств медицинского работника. Это помогает получить самую необходимую информацию о пациенте, а правильный деонтологический контакт медицинской сестры и пациента может предотвратить возможные ошибки [7, 8]. Однако до настоящего времени исследования, касающиеся взаимодействия пациентов и среднего медицинского персонала в отделениях анестезиологии-реанимации, практически отсутствуют.

     Материалы и методы. Настоящее исследование было проведено на базе отделений анестезиологии-реанимации двух городских многопрофильных больниц. Был проведен социологический опрос пациентов отделения (которые в силу физического и психического состояния могли отвечать на вопросы анкеты). Опрос проводился добровольно. Исследование проводилось в течение трех месяцев. Всего было опрошено 120 пациентов. В структуре респондентов преобладали женщины, составляя 62,5%. В возрастной структуре 45,0% составили пациенты в возрастной группе 46-60 лет, меньшую часть - пациенты старше 60 лет (25,0%) и 30-45 лет (22,5%), 7,5% - моложе 30 лет. Большая часть (65,5%) опрошенных имела среднее специальное образование; 30,0% - высшее и незаконченное высшее; 5,0% - среднее.

На втором этапе исследования был проведен социологический опрос медицинских сестер (количество опрошенных составило 50 чел.). Среди опрошенных наибольшую долю составили лица в возрасте 25-34 лет и 45-59 лет (по 32,0%), шестую часть - медсестры в возрасте старше 60 лет (16,0%), 12,0% -  35-44 лет, 8,0% - лица моложе 25 лет.

Полученные данные были обработаны на персональном компьютере с использованием пакета прикладных программ Statistica 6 и Microsoft Excel. Были рассчитаны статистические показатели, их ошибки, с помощью критерия Стьюдента определялась достоверность различий показателей.

Результаты. Как известно, одним из основных принципов здравоохранения, невыполнение которого является нередкой причиной жалоб пациентов и их родственников, является соблюдение прав пациента. Известно также, что жалобы любого характера могут быть как обоснованными, так и необоснованными. В связи с этим пациентам был задан вопрос о том, насколько они информированы о своих правах. Было установлено, что больше половины (60,0%) опрошенных не владели информацией о своих правах при обращении за медицинской помощью, доля информированных о своих правах была в 2,7 раза меньше (22,5%), 17,5% указали, что частично осведомлены о своих правах («по причине дефицита информации»).  Неинформированными считали себя 80,5% мужчин и 48,5% женщин (p<0,01). Таковые были только среди пациентов старше 45 лет. Доля же считавших себя информированными бала максимальной (88,9%) в возрастной группе 30-45 лет. Среди лиц с разным уровнем образования процент указавших на информированность о своих правах был максимальным среди лиц с высшим образованием (50,0%).

Отвечая на вопрос о том, насколько реализуются права в базовом учреждении почти треть респондентов (30,0%) считала, что их права реализуются частично; 27,5% - что права реализуются, 22,5% - что права не реализуются, 20,0% затруднились ответить на данный вопрос. То есть, при признании того, что осведомленность о правах явно недостаточна. Подавляющее большинство пациентов сочли возможным судить о степени их реализации (в т.ч. о нереализации их прав). Доля лиц, считающих, что их права в отделении не реализуются, среди женщин была в 3 раза выше (32,0%), чем среди мужчин (6,7%). Доля лиц считающих, что их права в отделении не реализуются, была максимальной (88,9%) в возрастной группе 30-45 лет. Данный ответ имел место только среди лиц со средним специальным образованием (34,5%). Все пациенты с высшим образованием указали на частичную реализацию прав, а пациенты со средним образованием разделились поровну на считавших, что права реализованы и затруднившихся с ответом.

Следующий блок вопросов касался бытовых условий в отделении и его оснащенности. 5,5 % опрошенных были не удовлетворены санитарно-гигиеническими условиями (только женщины 30-60 лет с высшим образованием). В то же время 17,5% респондентов отметили необходимость их улучшения. Состоянием и частотой смены белья были не удовлетворены 5,0% опрошенных, 37,5% респондентов считали недостаточной материально-техническую оснащенность отделения.

Изучение уровня удовлетворенности пациентов результатами оказанной медицинской помощи в отделении показало, что чуть больше половины опрошенных (52,5%) были частично удовлетворены, полностью удовлетворены были 37,5%, 10,0% не смогли ответить на данный вопрос. Доля полностью удовлетворенных среди мужчин была в 3 раза выше (66,7%), чем среди женщин (20,0%) (p<0,05). Максимальным (88,9%) был показатель в возрасте 30-45 лет, минимальным (11,1%) -  в возрасте 46-60 лет.  На факт полной удовлетворенности указали только лица со средним специальным образованием. А все пациенты со средним образованием затруднились ответить на этот вопрос.

Респондентам было предложено в пятибалльной системе оценить работу отделения. Половина опрошенных оценили ее на «3» балла; 12,5% – на «4» и почти треть (37,5%) – на «5» баллов. Доля удовлетворительных оценок среди мужчин была выше (60,0%), чем среди женщин (44,0%) (p0,01).  Увеличивалась доля удовлетворительных оценок с увеличением возраста пациентов: с 33,3% в возрасте до 30 лет до 80,5% в возрасте 60 лет и старше. Среди пациентов с разным уровнем образования максимальным (75,0%) был показатель среди имеющих высшее образова

Ключевые слова: социологический опрос, пациенты, средний медицинский персонал, удовлетворенность качеством

Полнотекстовый файл PDF
МНЕНИЕ ПАЦИЕНТОВ И СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ОТДЕЛЕНИЯ АНЕСТЕЗИОЛОГИИ-РЕАНИМАЦИИ // НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ РЕЦЕНЗИРУЕМЫЙ ЖУРНАЛ "СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И МЕДИЦИНСКОЙ СТАТИСТИКИ". - 2017. - №4;
URL: http://healthproblem.ru/magazines?text=153 (дата обращения: 21.11.2024).

Код для вставки на сайт или в блог:

Просмотры статьи:
Сегодня: 6 | За неделю: 12 | Всего: 7455