ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ МЕДИЦИНСКИХ КАДРОВ
DOI 10.24412/2312-2935-2025-1-939-957
ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ МЕДИЦИНСКИХ КАДРОВ
Л.И. Меньшикова1,2, А.С.Гольдберг1, И.М.Сон1,2, Д.А. Сычев1, Э.В.Зимина3
1ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России, г. Москва
2Пензенский институт усовершенствования врачей – филиал ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России, г. Пенза
3ФГБОУ ВО «Российский университет медицины», Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Москва
Введение. Постоянное совершенствование управления качеством подготовки медицинских кадров является актуальной задачей для образовательных организаций дополнительного профессионального образования, которые имеют все возможности для формирования внутреннего контроля качества образования. Актуальной задачей внутреннего контроля является разработка инструментария оценки удовлетворенности заинтересованных сторон (педагогов и обучающихся) организацией и результатами процесса обучения.
Цель: представить опыт внедрения внутреннего контроля качества образования с позиции повышения качества подготовки медицинских кадров.
Материалы и методы. Проведен анализ разработки и внедрения системы внутреннего контроля качества образования с использованием проектного подхода в ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Министерства здравоохранения Российской Федерации в период с 2022-2024 гг. Проведен анализ данных аудитов кафедр, результатов анонимного анкетирования 8390 ординаторов и слушателей и 423 преподавателей. Исследование было поперечным одномоментным. Методы: аналитический, социологический.
Результаты и обсуждение: По результатам аудитов установлено, что документооборот, кадровое обеспечение, учебно-методическая и научная деятельность, представленность информации на сайте РМАНПО у более чем 95% кафедр соответствуют нормативным требованиям. Средний балл при самооценке деятельности кафедры составил 8,2 балла по 10 балльной шкале. Выявленные по результатам аудита проблемы легли в основу планов корректирующих мероприятий для повышения качества образовательного процесса. Активность при анкетировании составила 17,8%, удовлетворенность ординаторов и слушателей процессом и результатами обучения - 8,76 балла по 10 балльной шкале, индекс лояльности- 79,4%.
Накопленный опыт внедрения внутреннего контроля качества в разных сферах экономики может быть применим и в сфере медицинского образования с учетом специфических условий осуществления медицинской деятельности. Исследователи отмечают важность развития системы непрерывного медицинского образования для повышения уровня подготовки врачей, необходимость использования цикла Деминга, балльно-рейтинговой системы, внедрение научно-учебно-инновационных комплексов, портфолио и других организационных технологий.
Заключение: Проведение аудитов кафедр и анкетирование участников образовательного процесса является адекватным инструментом самооценки в системе внутреннего контроля качества образования при подготовке медицинских кадров. Дальнейшее совершенствование внутреннего контроля качества образования на принципах всеобщего управления качеством предоставит возможность развивать инновационную деятельность профессорско-преподавательского состава и будет способствовать повышению качества подготовки медицинских кадров.
Ключевые слова: качество образования, менеджмент качества, управление качеством образования, внутренний контроль качества образования, подготовка медицинских кадров, дополнительное профессиональное образование
THE EXPERIENCE OF IMPLEMENTING INTERNAL QUALITY CONTROL OF EDUCATION IN THE TRAINING OF MEDICAL PERSONNEL
L.I. Menshikova1,2, A.S.Goldberg1, I.M.Son1,2, D.A. Sychev1, E.V.Zimina3
1FGBOU DPO "Russian Medical Academy of Continuing Professional Education" of the Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow
2 Penza Institute of Advanced Medical Training – branch of the Russian Medical Academy of Continuing Professional Education of the Ministry of Health of the Russian Federation, Penza
3The Russian University of Medicine, Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow
Introduction. Continuous improvement of quality management of medical personnel training is an urgent task for educational organizations of additional professional education, which have every opportunity to form internal quality control of education. An urgent task of internal control is to develop tools for assessing the satisfaction of stakeholders (teachers and students) with the organization and results of the learning process.
Objective: to present the experience of implementing internal quality control of education from the perspective of improving the quality of medical personnel training.
Materials and methods. An analysis was conducted of the development and implementation of an internal quality control system for education using a project approach at the Russian Medical Academy of Continuous Professional Education of the Ministry of Health of the Russian Federation in the period from 2022-2024. An analysis of department audit data, anonymous survey results of 8,390 residents and students, and 423 teachers was conducted. The study was cross-sectional and one-time.Methods: analytical, sociological.
Results and discussion: The audit results showed that document flow, personnel support, educational and methodological and scientific activities, and the presentation of information on the RMANPO website meet regulatory requirements in more than 95% of departments. The average score in the department self-assessment was 8.2 points on a 10-point scale. The problems identified as a result of the audit formed the basis for plans for corrective measures to improve the quality of the educational process. The activity in the survey was 17.8%, the satisfaction of residents and students with the process and learning outcomes was 8.76 points on a 10-point scale, and the loyalty index was 79.4%.
The accumulated experience in implementing internal quality control in various sectors of the economy can also be applied in the field of medical education, taking into account the specific conditions for the implementation of medical activities. Researchers note the importance of developing a continuous medical education system to improve the level of training of doctors, the need to use the Deming cycle, a point-rating system, the introduction of scientific, educational and innovative complexes, a portfolio and other organizational technologies.
Conclusion: Conducting audits of departments and surveying participants in the educational process is an adequate tool for self-assessment in the system of internal quality control of education in the training of medical personnel. Further improvement of internal quality control of education based on the principles of total quality management will provide an opportunity to develop innovative activities of the teaching staff and will contribute to improving the quality of training of medical personnel.
Keywords: quality of education, quality management, quality management of education, internal control of quality of education, training of medical personnel, additional professional education
Введение. Значение человеческого фактора в обеспечении качества и безопасности медицинской деятельности не вызывает сомнения. В современных условиях внедрения высоких технологий и глобальной цифровизации возрастают требования к качеству подготовки врачей в ординатуре, на циклах профессиональной переподготовки и повышения квалификации.
Для совершенствования процессов подготовки медицинских кадров необходимо выявлять факторы, влияющие на удовлетворенность персонала и обучающихся организацией образовательного процесса. Решение проблем качества образовательного процесса требует проведения научных исследований, а разработка теоретических, методических и практических рекомендаций в области формирования системы оценки является актуальной и своевременной [1, 2, 3].
Большинство авторов приходят к выводу, что качество дополнительного профессионального образования – это управляемый процесс и является результатом деятельности всего коллектива образовательной организации [1, 2], что подтверждается уровнем широких полномочий образовательных организаций. Проведение самообследования и обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования в соответствии с нормативными документами относится к компетенциям образовательной организации.
Таким образом, образовательная организация дополнительного профессионального образования имеет все возможности для самостоятельного формирования и контроля образовательной деятельности изнутри, осуществляя внутреннюю оценку качества ее процессов на основе системного подхода.
Цель исследования – представить опыт внедрения внутреннего контроля качества образования с позиции повышения качества подготовки медицинских кадров.
Материалы и методы. Проведен анализ разработки и внедрения системы внутреннего контроля качества образования с использованием проектного подхода во ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Министерства здравоохранения Российской Федерации (РМАНПО) в период с 2022-2024 гг. Проведен анализ данных аудитов кафедр РМАНПО по специально разработанному чек-листу, результатов анонимного анкетирования 8390 ординаторов и слушателей и 423 преподавателей.
Разработка анонимных анкет и анализ результатов анкетирования осуществлялась отделом контроля качества образования.
Анкеты для ординаторов и слушателей включали разделы, позволяющие обучающимся дать оценку условиям, содержанию, организации и качеству образовательного процесса по соответствующим специальностям в соответствии со следующими критериями: качество работы преподавателей; содержание образовательного процесса; организация образовательного процесса; качество ресурсного обеспечения образовательного процесса; открытость и доступность информации по организации образовательной деятельности; комфортность условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; доступность услуг для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Анкета для профессорско-преподавательского состава включала вопросы, позволяющие оценить удовлетворенность с учетом следующих критериев: качество управления деятельностью РМАНПО; система оплата труда и нематериального стимулирования; организация образовательного процесса; психологический климат в коллективе; условия для дополнительного профессионального образования; качество ресурсного обеспечения образовательного процесса; комфортность условий, в которых осуществляется трудовая деятельность.
Исследование было поперечным одномоментным. Методы: аналитический, социологический. Использовались методы описательной статистики.
Результаты. Система менеджмента качества образовательной организации, включающая внутренний контроль качества образования (ВККО) – это прежде всего система комплексных (взаимосвязанных) мероприятий, которые реализуются в целях совершенствования подготовки медицинских кадров. РМАНПО является головной образовательной организацией с разветвленной сетью филиалов в системе дополнительного профессионального образования, что обуславливает необходимость эффективной разработки и внедрения гибкой системы внутреннего контроля качества образовательного процесса. В основу разработки и внедрения ВККО РМАПО были положены 8 принципов всеобщего управления качеством, включающих в себя ориентацию на потребителя – обучающихся; лидирующую роль руководства – административно - управленческого персонала; вовлеченность персонала – основного (ППС), управленческого и вспомогательного; процессный подход – разделение деятельности на основные, управленческие и вспомогательные процессы; системный подход к менеджменту – объединение общей целью и философией качества; постоянное совершенствование; принятие решений, основанных на фактах (анкетирование удовлетворенности участников образовательного процесса); взаимовыгодные отношения с поставщиками – медицинскими организациями, образовательными организациями, а также поставщики материальных и ИТ-ресурсов [4].
Проект «Служба качества образования» был разработан для получения максимально объективной информации о качестве подготовки слушателей по результатам освоения дополнительных профессиональных программ и принятия обоснованных и своевременных управленческих решений по вопросам повышения качества и эффективности образовательного процесса в РМАНПО.
В структуре Института подготовки медицинских специалистов РМАНПО был организован отдел контроля качества образования, который входит как структурное подразделение в состав института. Участниками проекта являлись сотрудники отдела контроля качества образования, представители Управления высшего образования, Управления дополнительного профессионального образования, деканы факультетов, представители профессорско-преподавательского состава, административно-управленческого аппарата, слушатели, а также к проведению внутренней оценки качества образования привлекались представители Института методологии профессионального развития, представители Управления организационного обеспечения развития медицинского образования, работодатели. Координация и управление проектом осуществлялись проректором по учебной работе.
На каждом факультете были назначены уполномоченные по качеству из числа наиболее опытных представителей профессорско-преподавательского состава, как правило, являющиеся заведующими учебными частями кафедр. Уполномоченные по качеству работали на общественных началах.
Одним из основных инструментов для осуществления контроля качества образовательного процесс являлся аудит кафедр. Сотрудниками отдела контроля качества образования для проведения аудитов были разработаны чек-листы (экспресс чек-лист, чек-лист для углубленного аудита). В чек-лист вошли разделы, позволяющие оценить документооборот кафедры, полноту, актуальность и частоту размещения информации о деятельности кафедры на сайте РМАНПО, кадровое обеспечение кафедры, учебно-методическую и научную деятельность (таблица 1).
Таблица 1
Чек-лист для оценки деятельности кафедры
N п/п |
Критерии |
оценка |
|
да |
нет |
||
|
|
|
|
1.1 |
Положение о кафедре |
|
|
1.2 |
Протоколы заседаний кафедры |
|
|
1.3 |
Журнал контрольных посещений заведующим кафедрой лекций, семинаров, практических занятий |
|
|
1.4 |
Папка кураторов циклов по ДПО (расписание цикла, отчеты кураторов, список слушателей, табель посещаемости, занятий, ведомости экзаменационные, сертификационные, результаты тестового контроля, протоколы совещаний со слушателями, рефераты (для ПП) |
|
|
1.5 |
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса по ДПО (образовательные программы, модули дистанционной формы обучения, фонд оценочных средств-тесты, экзаменационные билеты) |
|
|
1.6 |
Папка куратора ординаторов (списки ординаторов, приказы о зачислении в ординатуру, аттестационные листы ординаторов по семестрам, результаты текущего контроля, протоколы промежуточной аттестации, ГИА, индивидуальные планы обучения, дневники практики, портфолио, рефераты и др. (презентации, доклады, научные сообщения, личные достижения в общественной работе, в спортивных мероприятиях) |
|
|
1.7 |
Папка кураторов аспирантов (списки аспирантов, приказы о зачислении в аспирантуру, сведения об утверждении темы диссертационной работы, аннотация темы диссертации, справка о патентном поиске, аттестационные листы аспирантов по семестрам, протоколы промежуточной аттестации, ГИА, индивидуальные планы обучения, портфолио, авторефераты) |
|
|
1.8 |
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса по ВО – ординатура, аспирантура (образовательные программы высшего образования, учебные планы, оценочные средства: тесты, ситуационные задачи, экзаменационные билеты модули дистанционной формы обучения, фонд оценочных средств-тесты, экзаменационные билеты). Программа ГИА обучающихся (в ординатуре и аспирантуре) |
|
|
1.9 |
Папка научной работы (планы и отчеты НИР, сведения о результатах научной деятельности преподавателей: статьи, доклады, участие и проведение конференций и др.) |
|
|
1.10 |
Папка лечебной работы (копии договоров с клиническими базами об организации практической подготовки обучающихся) |
|
|
1.11 |
Копии документов, подтверждающих повышение квалификации преподавателей (по специальности, по педагогике, по ЭИОС (информационным системам, технологиям, 1С) |
|
|
1.12 |
Годовой отчет кафедры: учебно-методическая работа |
|
|
1.13 |
Планы корректирующих мероприятий |
|
|
|
2. Страница кафедры на сайте РМАНПО |
|
|
2.1 |
Начальная страница кафедры (название, адрес, телефон, история кафедры); |
|
|
2.2 |
Актуальные сведения по ППС (ученая степень, ученое звание, преподаваемые дисциплины и наименование направления подготовки (специальности), данные о ПК и (или) ПП, общий трудовой стаж, общий научно-педагогический стаж |
|
|
2.3 |
Учебно-методические материалы |
|
|
2.4 |
Размещение информации (новости) 1 раз в мес. |
|
|
|
3. Кадровое обеспечение деятельности кафедры |
|
|
3.1 |
Число штатных сотрудников (основных) |
|
|
3.2 |
Резерв на должность заведующего кафедрой |
|
|
3.3 |
Число преподавателей, имеющих ученую степень кандидата наук |
|
|
3.4 |
Число преподавателей, имеющих ученую степень доктора наук |
|
|
3.5 |
Число преподавателей, имеющих ученое звание профессора |
|
|
3.6 |
Число преподавателей, имеющих ученое звание доцента |
|
|
3.7 |
Внутренние совместители (число) |
|
|
3.8 |
Внешние совместители (число) |
|
|
3.9 |
Доля штатных ППС (%) |
|
|
3.10 |
Доля ППС, имеющих базовое и/или дополнительное образование по профилю преподаваемых дисциплин (%) |
|
|
3.11 |
Доля ППС кафедры, имеющих ученую степень и/или ученое звание (%) |
|
|
3.12 |
Доля ППС - представителей практического здравоохранения-внешних совместителей (абс/%) |
|
|
3.13 |
Доля ППС, имеющих повышение квалификации по специальности (абс/%) |
|
|
3.14 |
Доля штатных ППС, имеющих ПК по педагогике (абс/%) |
|
|
3.15 |
Доля штатных ППС, прошедших обучение по информационным системам (Программы 1С и др.) (абс/%) |
|
|
|
4. Учебно-методическая и научная деятельность кафедры |
|
|
4.1 |
Количество подготовленных и изданных сотрудниками кафедры учебников (за последние 5 лет) |
|
|
4.2 |
Количество подготовленных и изданных сотрудниками кафедры (учебных пособий, методический рекомендаций) за последние 5 лет |
|
|
4.3 |
Количество подготовленных и изданных сотрудниками кафедры (монографий, руководств и глав) за последние 5 лет |
|
|
4.4 |
Количество актуализированных и новых образовательных программ (модулей) (ординатуры), утвержденных на учебно-методическом совете Академии |
|
|
4.5 |
Количество актуализированных и новых образовательных программ (ДПО), утвержденных на учебно-методическом совете Академии |
|
|
4.6 |
Результаты государственной итоговой аттестации средний балл (ординаторы) |
|
|
4.7 |
Число неаттестованных обучающихся (ординаторы) |
|
|
4.8 |
Число неаттестованных слушателей по результатам итоговой аттестации |
|
|
4.9 |
Количество кандидатских диссертаций защищено под руководством сотрудников кафедры (за последние 5 лет) |
|
|
4.10 |
Количество докторских диссертаций защищено под руководством сотрудников кафедры (за последние 5 лет) |
|
|
4.11 |
Количество кандидатских диссертаций рецензировались или оппонировались преподавателями кафедры (за последние 5 лет) |
|
|
4.12 |
Количество докторских диссертаций рецензировались или оппонировались преподавателями кафедры (за последние 5 лет) |
|
|
4.13 |
Количество научных статей ППС кафедры в журналах, рецензируемых ВАК, подготовлено и опубликовано (за последние 5 лет) |
|
|
4.14 |
Количество конференций с участием сотрудников кафедры в РМАНПО (за последние 5 лет) |
|
|
4.15 |
Количество научных конференций, симпозиумов, конгрессов, съездов, в которых участвовали преподаватели кафедры (за последние 5 лет) |
|
|
4.17 |
Участие сотрудников кафедры в работе Школы молодых ученых, Школы клинического мышления |
|
|
Во время аудита кафедр проводилось собеседование сотрудников отдела контроля качества образования с ординаторами и слушателями в форме свободного диалога для получения фидбэка (обратной связи) с целью выявления проблем, неуказанных в анкете. Аудит завершался самооценкой деятельности кафедры сотрудниками (по 10-бальной шкале). При интервьюировании сотрудники кафедры оценивали открытость и доступность информации по организации образовательной деятельности на кафедре, учебно-методическое, библиотечно-информационное обеспечение образовательного процесса, достаточность материально-технических ресурсов для обеспечения образовательного процесса, психологический климат, комфортность условий, в которых осуществляется трудовая деятельность.
В течение 2022-2024 года были проведены как плановые, так и внеплановые аудиты всех кафедр на хирургическом, терапевтическом, педиатрическом, стоматологическом факультетах, Академическом образовательном центре фундаментальной и трансляционной медицины, факультете профилактической медицины и организации здравоохранения. По результатам аудитов установлено, что документооборот, кадровое обеспечение, учебно-методическая и научная деятельность, представленность информации на сайте образовательной организации у более чем 95% кафедр соответствуют нормативным требованиям. Средний балл при самооценке деятельности кафедры ее сотрудниками составил 8,2 балла по 10-балльной шкале. Выявленные по результатам аудита проблемы были представлены в аналитических записках для каждой кафедры, были составлены планы корректирующих мероприятий для повышения качества образовательного процесса, контроль за исполнением которых осуществляется отделом контроля качества образования.
Эффективным инструментом для оценки удовлетворенности качеством образования является анкетирование ординаторов и слушателей, а также профессорско-преподавательского состава, анонимность которого обеспечивает более высокую объективность.
В течение 2022-2024 гг. в анонимном анкетировании на сайте РМАНПО приняли участие 8290 чел., в т.ч. 1325 (16%) ординаторов и 6965 (84,0%) слушателей. По полу: мужчин - 25,6%, женщин – 74,4%. Среди респондентов преобладали слушатели, обучающиеся по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации, поэтому средний возраст обучающихся составил 45,6+0,8 лет. Респонденты – слушатели работали преимущественно в государственных медицинских организациях – 82,1%, в структурах ФФОМС/ТФОМС, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, Федеральной службы по защите прав потребителей и благополучия человека, научно-исследовательских институтах/НМИЦ, в вузах и колледжах - 14,1%, в частных медицинских организациях – 2,9%, в иных организациях – 0,9%. Среди респондентов преобладали врачи клинических специальностей (65%) и заведующие отделениями (16%). Руководители и заместители руководителей медицинских организаций составили – 5%. Большинство респондентов составили обучающиеся на циклах ПК.
Активность при анкетировании, определяемая как доля заполнивших анкеты на сайте от общего числа прошедших обучение в данном учебном или календарном году, составила 17,8% в целом по РМАНПО. Наиболее активными были обучающиеся на терапевтическом и педиатрическом факультетах. В среднем за период исследования удовлетворенность ординаторов и слушателей процессом и результатами обучения составила 8,76 балла по 10 балльной шкале, индекс лояльности составил 79,4%.
Ответы респондентов и выставленные ими баллы свидетельствуют о высоком уровне доверия и благоприятного настроя (лояльности) со стороны респондентов. Подтверждением является тот факт, что подавляющее большинство респондентов (более 95%) рекомендовали бы своим коллегам, друзьям, знакомым пройти ординатуру и повышение квалификации в РМАНПО. Наиболее высокие оценки получили работа кураторов, взаимодействие с обучающимися, комфортность обучения, доброжелательность и вежливость сотрудников кафедр, практическая значимость программ. Респонденты высоко оценили педагогические мастерство преподавателей, уровень владения учебным материалом, стиль изложения, использование интерактивных методов, деловых игр, кинические разборы. Положительно оценили респонденты тот факт, что все циклы аккредитованы на НМФО, приветствовали создание общих чатов в мессенджерах, возможность просмотра лекций, вебинаров, которая имеется на обучающих платформах.
Наиболее дискутабельным оказался вопрос о дистанционной форме обучения, который «расколол» респондентов на два лагеря. Одни предлагали полностью исключить дистанционный формат, другие, напротив, считали такой способ обучения предпочтительным. В то же время среди проблем большинство респондентов указывало на необходимость сочетать обучение и профессиональную деятельность, т.к. работодатели предпочитали направлять на обучение на циклы повышения квалификации с дистанционными технологиями. Принятие поправок в Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» поставило точку в этом споре.
Около 20% респондентов указали конструктивные предложения по улучшению образовательного процесса в части наполнения электронных образовательных ресурсов, формата обучения, увеличения количества занятий в симуляционном центре, клинических разборов и объема практики, организации питания на некоторых клинических базах и в учебных корпусах. Все эти предложения были проанализированы и учтены в дальнейшей работе.
Ключевым участниками образовательного процесса являются преподаватели. С целью определения степени удовлетворенности профессорско-преподавательского состава условиями работы, качеством образовательного процесса, возможностями для самореализации впервые было проведено анонимное анкетирование.
В анкетировании приняли участие 423 человека. По возрастно-половому составу респонденты распределились следующим образом: мужчины - 37,1%, женщины 62,3%, в возрасте до 35 лет – 8,2%, старше 65 лет – 25,5%. Имели высшее медицинское образование - – 92,4%, стаж медицинской деятельности до 5 лет –– 12,1%, более 25 лет – 55,6%, стаж педагогической деятельности до 5 лет – 30,8%, более 25 лет – 28,6%, стаж работы в РМАНПО до 5 лет – 30,1%, более 25 лет – 17,2%. Ученую степень доктора наук имели 37,5%, кандидата наук -51,3%, ученое звание академика – 0,9%, члена-корреспондента РАН – 1,6%, профессора – 17,7%, доцента – 32,1%.
На циклах повышения квалификации в течение последних трех лет обучались 2/3 респондентов, регулярно участвовали в научно-практических конференциях 75% респондентов, для повышения своей квалификации использовали интерактивные образовательные модули и иные образовательные мероприятия на портале НМФО более 80% респондентов. Каждый пятый респондент нуждался в повышении квалификации: педагогической, научной, профессиональной, по вопросам работы в информационных системах, в т.ч. 1С.
Наиболее приемлемой формой повышения профессионального уровня большинство респондентов считали обучение на циклах повышения квалификации, профессиональной переподготовки, участие в семинарах, конференциях, конгрессах, съездах, стажировку в ведущих отечественных и зарубежных научных центрах и клиниках.
В анкету входил блок вопросов, предусматривающих оценку по 10 - балльной шкале. В наибольшей степени преподаватели были удовлетворены психологическим микроклиматом и отношениями с коллегами на кафедре (9,05 балла), отношениями с заведующим кафедры (9,32 балла), распределением учебной нагрузки (8,19 балла), возможностями, которые предоставляет администрация для повышения квалификации (8,08 балла), взаимодействием с ректором, проректорами (8,39 балла), деканатами (8,62 балла), управлением дополнительного профессионального образования (8,03 балла). Главными преимуществами работы в РМАНПО преподаватели считали высокий престиж образовательной организации, возможности для самореализации, творческий характер и высокую самостоятельность в работе, возможность профессионального роста, стабильность, большой отпуск. Более 70% респондентов не планировали переход на другую работу или увольнение из РМАНПО.
Среди предложений по повышению удовлетворенности результатами своего труда большинство респондентов называли совершенствование системы оплата труда и нематериального стимулирования, снижение количества отчетов, упорядочение номенклатуры дел, улучшение материально-технического оснащения кафедр, внедрение цифровых технологий, более тесное взаимодействие кафедр и подразделений, развитие системы обратной связи, организация лечебно-диагностического центра для населения и сотрудников, организация экспериментальных научных исследований с использованием кадаверов, лабораторных животных. По итогам анкетирования отделом контроля качества образования были сформированы предложения по корректирующим и предупреждающим действиям. Результаты аудитов кафедр и анкетирования ординаторов и слушателей используются для принятия организационно-управленческих решений, в т.ч. для расчета стимулирующих выплат.
Дальнейшее развитие ВККО в РМАНПО будет направлено на актуализацию содержания и оптимизации структуры дополнительных профессиональных программ; выработку стратегий по повышению мотивации слушателей к успешному освоению дополнительных профессиональных программ; повышение конкурентоспособности образовательных программ ординатуры и дополнительных профессиональных программ на рынке образовательных услуг; повышение профессиональной компетентности и уровня квалификации профессорско-преподавательского состава; тесное взаимодействие с руководителями медицинских организаций (работодателей); повышение имиджа РМАНПО как образовательной организации с высоким качеством подготовки ординаторов и слушателей.
Обсуждение. Исследования в области разработки, внедрения и анализа эффективности внутренней системы контроля качества образования проводятся как в сфере здравоохранения, так и в других областях экономики. Накопленный опыт внедрения внутреннего контроля качества в разных сферах, безусловно, может быть применим и в сфере медицинского образования с учетом специфических условий осуществления медицинской деятельности [5].
В своей оригинальной статье Д.В. Пивень подробно проанализировал основные вызовы, непосредственно влияющие как на квалификацию врачей, так и на работу по реализации программ повышения квалификации, к которым были отнесены: пандемия коронавирусной инфекции; реализация программ повышения квалификации врачей с исключительным или преимущественным применением дистанционных образовательных технологий; снижение качества реализации программ повышения квалификации врачей; длительные перерывы в профессиональной деятельности врачей по основной специальности, а также периодическая аккредитация врачей [6]. Автор делает акцент на том, что главной составляющей в работе по повышению квалификации врачей являются программы повышения квалификации, а точнее их качественные характеристики - содержание и условия реализации. Большинство исследователей согласны с этим, но предлагают также учитывать при реализации программ профессиональной переподготовки новеллы, привнесенные Квалификационными требованиями к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием, начиная с 1 сентября 2023 г. [7, 8].
В действующей редакции ГОСТ Р ИСО 9001-2015 предусмотрен в большей степени акцент на процессный и риск-ориентированный подход [9], который в полной мере обеспечивает реализацию «триады качества» по А.Донабедиану: качество структуры – качество процесса – качество результата.
Качество образования в ординатуре и по дополнительным профессиональным программам находится в прямой зависимости от организации и функционирования системы внутреннего контроля качества. Так, в Ярославской государственной медицинской академии внутренний контроль качества образования осуществляется в рамках функционирования системы менеджмента качества (СМК), основная цель которой - внедрение и развитие полноценно функционирующей системы управления и обеспечения качества, отвечающей современным потребностям и ориентированной на перспективы развития академии. Для организации эффективной работы и развития СМК в вузе начиная с 2006 г. функционируют специализированные структуры, в настоящее время объединенные в службу качества [2].
В работе И.Д. Борченко (2017) обоснована эффективность применения мониторинговых исследований в рамках внутренней системы оценки качества образования в дополнительном профессиональном образовании. Правильно выбранные критерии оценивания позволят принимать эффективные управленческие решения на уровне административного аппарата образовательной организации, что обеспечит административную команду информацией о состоянии образовательной системы и позволит достичь положительных результатов в конкурентоспособности в сфере дополнительного профессионального образования [1, с.60].
Исследователи отмечают важность развития системы непрерывного медицинского образования для повышения уровня подготовки врачей [10, 11], необходимость использования цикла P-D-C-A (планируй-делай-контролируй-изменяй) Деминга-Шухарта, балльно-рейтинговой системы, внедрение научно-учебно-инновационных комплексов, портфолио обучающихся [1, 12] и других организационных технологий. Отечественные и зарубежные авторы сходятся во мнении, что качество образования надо рассматривать системно как интеграцию множества составляющих ее частей, качество которых зависит от мотивации обучающихся, квалификации преподавателей, условий обучения и пр. [2, 3, 4, 5, 13]. Анализ опыта внедрения системы внутреннего контроля качества образования показывает, что изучение опыта других позволяет избежать типичных ошибок и сделать процесс внедрения более эффективным.
Вся деятельность службы качества в образовательной организации направлена на достижение качества образования, которое отражает степень достижения планируемых результатов образовательной программы. Для РМАНПО главной задачей является подготовка квалифицированных специалистов, обладающих необходимыми компетенциями и готовыми применить их в своей практической деятельности, обеспечивая высокое качество медицинской помощи.
Заключение. Проблему внутреннего контроля качества образования для повышения качества подготовки медицинских кадров целесообразно рассматривать системно с учетом национальных целей в области образования и здравоохранения в направлении постоянного мониторинга качества образования и достигнутых результатов обучения.
Проведение аудитов кафедр и анкетирование участников образовательного процесса является адекватным инструментом самооценки в системе внутреннего контроля качества образования при подготовке медицинских кадров.
Результаты анализа аудитов кафедр и результатов анкетирования обучающихся используются при оценке эффективности работы кафедр и факультетов и принятия организационно-управленческих решений, в т.ч. для расчета стимулирующих выплат.
Дальнейшее совершенствование внутреннего контроля качества образования на принципах всеобщего управления качеством предоставит возможность развивать инновационную деятельность профессорско-преподавательского состава и будет способствовать повышению качества подготовки медицинских кадров.
Список литературы
- Борченко И. Д. Особенности разработки внутренней системы оценки качества образования в дополнительном профессиональном образовании. Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров: научно-теоретический журнал. 2017; 2 (31): 60-66
- Шкребко А.Н. Системный подход к внутреннему контролю качества образования. Высшее образование в России. 2014; 8-9: 99-105
- Зорина Ю.П., Трухина С.В. Управление качеством среднего медицинского образования. Наука и современность – 2013: сборник материалов ХXII Международной научно-практической конференции / Под общ. ред. С.С. Чернова. – Новосибирск: ООО агентство «СИБПРИНТ» [Science and Modernity – 2013: collection of materials of the XXII International Scientific and Practical Conference / Under the general editorship of S.S. Chernov. Novosibirsk: SIBPRINT Agency LLC]. 2013: 60-64
- Шубенкова Е.В. Тотальное управление качеством: Учебное пособие. М.: Изд. «Экзамен». 2005: 67-68
- Татаркина Л. А., Карельская Е. В. Менеджмент качества образования в технических вузах. Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). 2022; 1(77): 176-184
- Пивень Д.В. Повышение квалификации врачей: основные вызовы сегодня и что делать. Менеджер здравоохранения. 2022; 2: 4-13. DOI: 10.21045/1811-0185-2022-2-4-13
- Коленникова О.А., Токсанбаева М.С. Оценка квалификации медицинских специалистов в аспекте развития непрерывного медицинского образования. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2021; 29 (спецвыпуск): 1318-1323. DOI: 10.32687/0869-866X-2021-29-s2-1318-1323 http://dx.doi.org/
- Бодров А.В. Квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам: обзор изменений и анализ проблем. Научно-практический рецензируемый журнал "Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики". 2023; 2: 505-521. DOI 10.24412/2312-2935-2023-2-505-521 http://www.healthproblem.ru/magazines?text=1043
- ГОСТ Р ИСО 9001-2015 «Системы менеджмента качества. Требования» – Стандартинформ. 2015; 53 https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_194941/
- Чистяков С.Н. Система непрерывного медицинского профессионального образования: проблемы и перспективы развития. Здравоохранение Югры: опыт и инновации. 2019; 1: 7-9
- Ветшева Н.Н., Трофименко И.А., Морозов С.П., Низовцова Л.А., Ким С.Ю., Фисенко Е.П. Повышение качества медицинской помощи за счет усовершенствования системы непрерывного медицинского образования. Медицинское образование и профессиональное развитие. 2017; 2–3 (28–29): 60-68
- Жолдыбаева Г. А., Кабилдина Н. А., Ескараев Д. М., Турлуев Я. Х. Влияние дистанционного обучения на качество медицинского образования в медицинском университете Караганды. Медицина и экология. 2021; 2: 109-112
References
- Borchenko I. D. Osobennosti razrabotki vnutrenney sistemy otsenki kachestva obrazovaniya v dopolnitel'nom professional'nom obrazovanii [Features of the development of an internal system for assessing the quality of education in additional vocational education]. Nauchnoye obespecheniye sistemy povysheniya kvalifikatsii kadrov: nauchno-teoreticheskiy zhurnal [Scientific support of the personnel development system: scientific and theoretical journal]. 2017; 2 (31): 60-66 2017; 2 (31): 60-66 (In Russian)
- Shkrebko A.N. Sistemnyy podkhod k vnutrennemu kontrolyu kachestva obrazovaniya [Systematic approach to internal quality control of education].Vyssheye obrazovaniye v Rossii [Higher education in Russia]. 2014; 8-9: 99-105 (In Russian)
- Zorina YU.P., Trukhina S.V. Upravleniye kachestvom srednego meditsinskogo obrazovaniya [Quality management of secondary medical education]. Nauka i sovremennost'-2013: sbornik materialov XXII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii / Pod obshh. red. S.S. Chernova. – Novosibirsk: OOO agentstvo «SIBPRINT» [Science and Modernity – 2013: collection of materials of the XXII International Scientific and Practical Conference / Under the general editorship of S.S. Chernov. Novosibirsk: SIBPRINT Agency LLC]. 2013: 60-64 (In Russian)
- Shubenkova Ye.V. Total'noye upravleniye kachestvom: Uchebnoye posobiye [Total quality management: Textbook]. M.: Izd. «Ekzamen» [M.: Publishing house; "Exam"] 2005: 67-68 (In Russian)
- Tatarkina L.A., Karel'skaya Ye.V. Menedzhment kachestva obrazovaniya v tekhnicheskikh vuzakh. [Management of the quality of education in technical universities]. Bulletin of the Rostov State Economic University (RINH) [Vestnik Rostovskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta (RINKH)]. 2022; 1(77): 176-184 (In Russian)
- Piven' D.V. Povysheniye kvalifikatsii vrachey: osnovnyye vyzovy segodnya i chto delat' [Advanced training for doctors: the main challenges today and what to do]. Menedzher zdravookhraneniya [Healthcare manager]. 2022; 2: 4-13. DOI: 10.21045/1811-0185-2022-2-4-13 (In Russian)
- Kolennikova O.A., Toksanbayeva M.S. Otsenka kvalifikatsii meditsinskikh spetsialistov v aspekte razvitiya nepreryvnogo meditsinskogo obrazovaniya [Assessment of the qualifications of medical specialists in terms of the development of continuing medical education]. Problemy sotsial'noy gigiyeny, zdravookhraneniya i istorii meditsiny [Problems of social hygiene, health care and history of medicine]. 2021; 29(spetsvypusk): 1318-1323. DOI: 10.32687/0869-866X-2021-29-s2-1318-1323 (In Russian) http://dx.doi.org/
- Bodrov A.V. Kvalifikatsionnyye trebovaniya k meditsinskim i farmatsevticheskim rabotnikam: obzor izmeneniy i analiz problem [Qualification requirements for medical and pharmaceutical workers: review of changes and analysis of problems]. Nauchno-prakticheskiy retsenziruyemyy zhurnal "Sovremennyye problemy zdravookhraneniya i meditsinskoy statistiki"[Scientific and practical peer-reviewed journal "Modern problems of health care and medical statistics"]. 2023; 2. DOI 10.24412/2312-2935-2023-2-505-521 (In Russian) http://www.healthproblem.ru/magazines?text=1043
- GOST R ISO 9001-2015 «Sistemy menedzhmenta kachestva. Trebovaniya» [GOST R ISO 9001-2015 “Quality management systems. Requirements"]. Standartinform. [Standardinform] 2015; 53 (In Russian) https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_194941/
- 11. Chistyakov S.N. Sistema nepreryvnogo meditsinskogo professional'nogo obrazovaniya: problemy i perspektivy razvitiya [System of continuous medical professional education: problems and prospects for development]. Zdravookhraneniye Yugry: opyt i innovatsii [Healthcare of Ugra: experience and innovations]. 2019; 1: 7-9 (In Russian)
- Vetsheva N.N., Trofimenko I.A., Morozov S.P., Nizovtsova L.A., Kim S.YU., Fisenko Ye.P. Povysheniye kachestva meditsinskoy pomoshchi za schet usovershenstvovaniya sistemy nepreryvnogo meditsinskogo obrazovaniya [Improving the quality of medical care by improving the system of continuing medical education]. Meditsinskoye obrazovaniye i professional'noye razvitiye [Medical education and professional development]. 2017; 2–3(28–29): 60-68 (In Russian)
- Zholdybayeva G. A., Kabildina N. A., Yeskarayev D. M., Turluyev YA. KH. Vliyaniye distantsionnogo obucheniya na kachestvo meditsinskogo obrazovaniya v meditsinskom universitete Karagandy [The influence of distance learning on the quality of medical education at the Karaganda Medical University]. Medicina i ekologiya [Medicine and ecology]. 2021; 2: 109-112 (In Russian)
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Acknowledgments. The study did not have sponsorship.
Conflict of interests. The authors declare no conflict of interest.
Информация об авторах
Меньшикова Лариса Ивановна - доктор медицинских наук, профессор, профессор кафедры организации здравоохранения и общественного здоровья с курсом оценки технологий здравоохранения, начальник отдела контроля качества образования Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России, 125993, Москва, ул. Баррикадная, д. 2/1, стр.1.; профессор кафедры организации здравоохранения и общественного здоровья с курсом управления сестринской деятельностью Пензенского института усовершенствования врачей – филиала ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России, Пенза, e -mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., ORCID 0000-0002-3034-9014, SPIN 9700-6736
Гольдберг Аркадий Станиславович – кандидат медицинских наук, и.о. заведующего кафедрой общественного здоровья, экономики, управления и цифровизации здравоохранения, медицинского права и медицинской экспертизы ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России, 125993, Москва, ул. Баррикадная, д. 2/1, стр.1, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., ORCID 0000-0002-2787-4731, SPIN 8854-0469
Сон Ирина Михайловна - доктор медицинских наук, профессор, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, Советник ректора, профессор кафедры организации здравоохранения и общественного здоровья с курсом оценки технологий здравоохранения ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России, 125993, Москва, ул. Баррикадная, д. 2/1, стр.1., заведующий кафедрой организации здравоохранения и общественного здоровья с курсом управления сестринской деятельностью Пензенского института усовершенствования врачей – филиала ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России, Пенза. e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., ORCID 0000-0001-9309-2853, SPIN 8288-6706
Сычев Дмитрий Алексеевич – доктор медицинских наук, профессор, академик РАН, заведующий кафедрой клинической фармакологии и терапии имени академика Б.Е. Вотчала, ректор ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России, 125993, Москва, ул. Баррикадная, д. 2/1, стр.1., e -mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. , ORCID 0000-0002-4496-3680, SPIN 4525-7556
Зимина Эльвира Витальевна – доктор медицинских наук, профессор, заместитель заведующего Федерального научно-практического центра подготовки и непрерывного профессионального развития управленческих кадров здравоохранения на базе кафедры общественного здоровья и здравоохранения ФГБОУ ВО «Российский университет медицины» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 101000 г. Москва, Милютинский переулок, 19/4 стр.2, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., ORCID 0000-0002-3590-753X, SPIN 4683-5052
Information about authors
Menshikova Larisa Ivanovna - D. Sc. (Medicine), Professor, Professor of the Department of Healthcare Organization and Public Health with a course in Health Technology Assessment, Head of the Education Quality Control Department at the Institute for Training Medical Education Specialists at the Russian Medical Academy of Continuing Professional Education of the Ministry of Health of the Russian Federation, 125993, Moscow, 2/1 Barricadnaya str., p. 1, Professor of the Department of Health Organization and Public Health with a course in Nursing Management at the Penza Institute of Advanced Training of Doctors, a branch of the Federal State Budgetary Educational Institution of Additional Professional Education "Russian Medical Academy of Continuing Professional Education" of the Ministry of Health of the Russian Federation, Penza, Phone – 8 9212453010, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., ORCID 0000-0002-3034-9014, SPIN 9700-6736
Goldberg Arkady Stanislavovich - Ph.D. (Medicine), Acting Head of the Department of Public Health, Economics, Management and Digitalization of Healthcare, Medical Law and Medical Expertise of the Russian Medical Academy of Continuing Professional Education of the Ministry of Health of the Russian Federation, 125993, Moscow, 2/1 Barricadnaya str., p. 1, e -mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., ORCID 0000-0002-2787-4731, SPIN 8854-0469
Son Irina Mychailovna - D. Sc. (Medicine), Professor, Honored Scientist of the Russian Federation, Advisor to the Rector, Professor of the Department of Healthcare Organization and Public Health with a course in health technology assessment at the Russian Medical Academy of Continuing Professional Education of the Ministry of Health of the Russian Federation, 125993, Moscow, 2/1 Barricadnaya str., p. 1, Head at the Department of Health Organization and Public Health with a course in Nursing Management at the Penza Institute of Advanced Training of Doctors, a branch of the Federal State Budgetary Educational Institution of Additional Professional Education "Russian Medical Academy of Continuing Professional Education" of the Ministry of Health of the Russian Federation, Penza, e -mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., ORCID 0000-0001-9309-2853, SPIN 8288-6706
Sychev Dmitry Alekseevich – D. Sc. (Medicine), Professor, Academician of the Russian Academy of Sciences, Head of the Department of Clinical Pharmacology and Therapy named after Academician B.E. Votchal, Rector of the Russian Medical Academy of Continuing Professional Education of the Ministry of Health of the Russian Federation, 125993, Moscow, 2/1 Barricadnaya str., p. 1, e -mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., ORCID 0000-0002-4496-3680, SPIN 4525-7556
Zimina Elvira Vitalievna – Doctor of medical sciences, professor, Deputy head of Federal Scientific and Practical Center for the Training and Continuous Professional Development of Healthcare Administrators at the Department of Public Health and Healthcare of the Federal State Budgetary Educational Institution of the Higher Education “Russian University of Medicine” of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation; 101000, Moscow, Milyutinsky lane 19/4, building 2, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., ORCID 0000-0002-3590-753X, SPIN 4683-5052
Статья получена: 30.12.2024 г.
Принята к публикации: 25.03.2025 г.
URL: http://healthproblem.ru/magazines?text=1569 (дата обращения: 01.04.2025).