ОБУЧЕНИЕ В ШКОЛАХ ЗДОРОВЬЯ, КАК ЭЛЕМЕНТ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ЦЕНТРАХ ЗДОРОВЬЯ
Сложный комплекс проблем здравоохранения требует взвешенных научно обоснованных и осмысленных практических решений. На страницах печати обсуждаются теоретические, методические и практические вопросы формирования эффективной идеологии и практики в области профилактики основных неинфекционных заболеваний(НИЗ), проблемы организации и функционирования прфилактических стуктур в медицинских организациях различного типа и уровня. В Федеральном Законе от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (часть 2, ст.30) говорится, что профилактика неинфекционных заболеваний осуществляется на популяционном, групповом и индивидуальном уровнях органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, медицинскими организациями, образовательными организациями и физкультурно-спортивными организациями, общественными объединениями путем разработки и реализации системы правовых, экономических и социальных мер, направленных на предупреждение возникновения, распространения и раннее выявление таких заболеваний, а также на снижение риска их развития, предупреждение и устранение отрицательного воздействия на здоровье факторов внутренней и внешней среды, формирование здорового образа жизни. В части 3 Закона отмечается, что формирование здорового образа жизни у граждан, начиная с детского возраста, обеспечивается путем проведения мероприятий, направленных на информирование граждан о факторах риска для их здоровья, формирование мотивации к ведению здорового образа жизни и создание условий для ведения здорового образа жизни, в том числе для занятий физической культурой и спортом.
Показатели здоровья населения в нашей стране, в целом, находятся на неудовлетворительном уровне, о чем свидетельствуют крайне высокие показатели заболеваемости и смертности населения. Особенно высоки показатели смертности от болезней системы кровообращения, несчастных случаев, отравлений, травм и онкологических заболеваний. Значительно сократилась средняя продолжительность жизни, особенно мужчин.
Среди причин, негативно отражающихся на состоянии здоровья населения, большое влияние оказывает снижение качества жизни большей части населения (низкий уровень заработной платы, ухудшение условий жизни, труда, отдыха, состояния окружающей среды, качества и структуры питания и так далее), чрезмерные стрессовые нагрузки, снижение общего уровня культуры, в том числе санитарно-гигиенической, что способствует распространению вредных привычек и нездорового образа жизни.
Здоровье человека на 50% определяется образом жизни, то есть поведением и отношением его к собственному здоровью и здоровью окружающих, поэтому одним из приоритетных направлений деятельности в охране здоровья является формирование у людей навыков здорового образа жизни, увеличение уровня санитарно-гигиенической культуры
Хорошо спланированные и организованные мероприятия по формированию здорового образа жизни среди населения в Школах здоровья для пациентов с конкретными неинфекционными заболеваниями (ишемическая болезнь сердца, гипертоническая болезнь, сахарный диабет и др.) способствуют повышению качества жизни этих пациентов, снижению числа обострений основного заболевания, сокращению числа вызовов СМП и госпитализаций и могут дать ощутимый социально-экономический эффект.
Согласно приказу Минздравсоцразвития России от 19 августа 2009 г. №597н в Российской Федерации созданы и функционируют Центры здоровья для взрослых и детей. К началу 2017 года их общее число составило 850, и созданы они из расчета 1 на 200 000 населения.
Одной из основных из основных функций Центров здоровья является обучение в Школах здоровья по профилактике по профилактике основных НИЗ и формированию здорового образа жизни.
По данным Федерального статистического наблюдения(отчетная формы №30 «Сведения о медицинской организации») в 2014, 2015 и 2016 гг. прошли обучение в Школах здоровья соответственно 9 120 679, 9 444 366 и 10 036 915 человек.
В 2016 году в Школах здоровья в Российской Федерации обучено человек: по программе здорового образа жизни – 2 351 005 (23,4%); в школах для беременных – 1 316 957 (13,1%); по профилактике артериальной гипертонии – 1 677 740 (16,9%); по профилактике сахарного диабета – 810 515 (8,1%); по профилактике бронхиальной астмы – 358 143 (3,5%); по профилактике болезней суставов и позвоночника – 292 247 (2,9%); по профилактике сердечной недостаточности –373 222 (3,7%);в школах для больных на хроническом диализе – 14 933 (0,15%).
Среднероссийский показатель обученных в школах здоровья в 2016г. составил 68,4 на 1000 населения. Выше среднего по России показатель обученных оказался в Северо-Кавказском федеральном округе – 101,9, Приволжском федеральном округе – 100,3, Южном федеральном округе – 96,3 на 1000 населения. Ниже среднероссийского показатель обученных в школах здоровья зарегистрирован в Центральном федеральном округе – 49,9, Северо-Западном федеральном округе – 42,0, Сибирском федеральном округе – 41,9, Дальневосточном федеральном округе – 41,3 и минимальный показатель обученных отмечен в Уральском федеральном округе – 39,7 на 1000 населения.
Увеличение числа Школ здоровья по разным направлениям и повышение их активности будет важным вкладом Центров здоровья в сохранение и укрепление здоровья взрослых и подрастающего поколения в Российской Федерации.
URL: http://healthproblem.ru/magazines?text=158 (дата обращения: 21.11.2024).