СОТРУДНИЧЕСТВО ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ В ОБЛАСТИ УКРЕПЛЕНИИ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ
СОТРУДНИЧЕСТВО ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ В ОБЛАСТИ УКРЕПЛЕНИИ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ
Гурьянова Н.Е., Зимина Е.И., Кирсанова Е.В.
ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Москва
В настоящее время здоровье населения является приоритетным направлением здравоохранения не только в Российской Федерации, но и в государствах-участниках СНГ, которые между собой активно взаимодействуют. СНГ образованно в целях дальнейшего развития и укрепления отношений дружбы, добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества в области здравоохранения. В настоящей статье авторы показали, каково сотрудничество государств-участников Содружества Независимых Государств в области укреплении здоровья населения и в каком направлении можно двигаться дальше
Ключевые слова: Содружество Независимых Государств (СНГ), Стратегия, общественное здоровье, международное сотрудничество.
THE COOPERATION OF THE STATES-PARTICIPANTS OF THE COMMONWEALTH OF INDEPENDENT STATES IN THE FIELD OF PUBLIC HEALTH
Guryanova N.E., Zimina E.I., Kirsanova E.V.
Federal Research Institute for Health Organization and Informatics of the Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow.
Currently, public health is a priority area of health sector not only in the Russian Federation, but also in the CIS member states, which actively interact with each other in direction. The CIS is established to further develop and strengthen friendships, good-neighborliness and mutually beneficial cooperation in the field of healthcare. In this article, the authors have shown the status and future directions of the cooperation of the States-Participants of the Commonwealth of Independent States in the field of public health.
Key words: Commonwealth of Independent States (CIS), strategy, public health, international cooperation
Актуальность. Содружество Независимых Государств (далее - СНГ) - региональная международная организация, образованная 8 декабря 1991г, путем подписания главами Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины, Соглашения о его создании, в том числе, в целях дальнейшего развития и укрепления отношений дружбы, добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества между государствами-участниками [1].
Цель исследования. Оценить развитие международного сотрудничества в рамках СНГ.
Материалы и методы: аналитический, монографический, контент-анализа
Результаты и обсуждение. Здоровье людей лежит в основе социального и экономического развития и способствует более эффективному решению поставленных задач во всех секторах общества. Между тем, экономический и финансовый кризис, с которым столкнулись многие страны Содружества Независимых Государств, привел к возникновению серьезных проблем и рисков, угрожающих достигнутому прогрессу. Однако в условиях кризиса открываются существенные возможности для того, чтобы переориентировать и возобновить усилия, направленные на улучшение здоровья людей и качества предоставляемых услуг. Возможности современной медицины расширяются, но значительная часть населения не удовлетворена качеством оказания медицинской помощи и предоставляемых услуг. Возможно, совместные усилия со странами Содружества, позволят решить проблему качества медицинской помощи, ориентируясь на опыт зарубежных стран и анализ сегодняшней ситуации, позволят найти оптимальное решение. Поэтому взаимодействие между государствами-участниками СНГ на данный момент времени чрезвычайно актуально. Страны Содружества активно взаимодействуют в решении общих проблем в области охраны здоровья населения.
Следует отметить, что Содружество Независимых Государств (СНГ) – региональная международная организация, образованная 8 декабря 1991г, путем подписания главами Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины, Соглашения о его создании, в том числе, в целях дальнейшего развития и укрепления отношений дружбы, добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества между государствами-участниками [1]. В г. Алма-Ата 21 декабря 1991главы одиннадцати государств подписали Протокол[2] к данному Соглашению, фиксирующий то, что Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина на равноправных началах образуют СНГ. Грузия стала членом СНГ в 1993 г., а вышла из его состава 18 августа 2009 г.
Учитывая исключительное значение здравоохранения в социально-экономическом развитии государств-участников Содружества, стремясь сохранить и развить сложившиеся взаимосвязи в области здравоохранения, признавая актуальность сотрудничества в области здравоохранения, производства медикаментов и медицинской техники, оказания медицинской помощи гражданам[3] одних государств-участников Содружества на территории других, ликвидации последствий стихийных бедствий и катастроф, а также обмена информацией в проведении различных исследований, 26 июня 1992 года Советом глав правительств СНГ подписано Соглашение [4] о сотрудничестве в области охраны здоровья населения.
Исходя из важности сотрудничества государств-участников СНГ в области охраны здоровья их граждан, и в целях содействия дальнейшему развитию и углублению взаимодействия в области оказания медицинской помощи населению, 27 марта 1997 года, Советом глав правительств было подписано Соглашение об оказании медицинской помощи гражданам государств-участников СНГ [5], что позволило закрепить взаимные обязательства оказания экстренной и неотложной медицинской помощи гражданам стран Содружества на безвозмездной основе. В настоящее время, в Соглашение вносятся изменения и дополнения в соответствии с национальными законодательствами.
К примеру, подписан ряд документов в области эпидемиологического благополучия. Учитывая миграционные потоки между странами Содружества, в 2008 году принята «Конвенция о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей государств-участников Содружества Независимых Государств», а в 2012 году подготовлен проект «Соглашение о сотрудничестве государств – участников Содружества Независимых Государств, в вопросах медицинского страхования трудящихся-мигрантов и членов их семей».
В Москве 28-29 октября 2014г, состоялся «Международный Семинар в поддержку выполнения Европейского плана действий (далее ЕПД) по укреплению потенциала и служб общественного здравоохранения на основе использования инструмента Всемирной организации здравоохранения (далее – ВОЗ) для самооценки по обеспечению выполнения основных оперативных функций общественного здравоохранения (далее ОФОЗ)».
Семинар проходил в помещении федерального государственного бюджетного учреждения «Центрального научно-исследовательского института организации и информатизации здравоохранения» Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее – ФГБУ «ЦНИИОЗ» Минздрава России). В качестве принимающей стороны выступало Министерство здравоохранения Российской Федерации. В семинаре участвовали эксперты из Европейского регионального бюро ВОЗ, представители министерств здравоохранения Российской Федерации, государств-участников СНГ (Азербайджан, Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан), странового офиса ВОЗ в РФ, руководители документационных центров, в том числе специалисты ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России, специалисты из других профильных институтов. Всего 44 человека На сайте ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России размещены видеоматериалы, освещающие работу мероприятия, а так же презентации, программа, материалы по инструменту самооценки основных оперативных функций общественного здравоохранения [6].
В Москве, 29 мая 2013 года, состоялось внеочередное заседание Совета в области здравоохранения СНГ в рамках II Межгосударственного форума государств – участников СНГ «Здоровье населения – основа процветания стран Содружества». По итогам заседания был одобрен проект Стратегии «Здоровье населения государств-участников Содружества Независимых Государств» (далее – Стратегия). В соответствии с дипломатическим регламентом, проект Стратегии был представлен одним из пунктов Повестки XXVI Совета в области здравоохранения СНГ и направлен на внутригосударственное согласование. В последующем, на площадке Исполнительного комитета (г. Минск, Белоруссия) на четырех заседаниях экспертная группа, обсуждала вносимые дополнения и изменения в проект Стратегии и согласовывала конечный документ. В состав экспертной группы, входили представители государств-участников СНГ, а также специалисты международного отдела ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России. 4 февраля 2015 года в Минске, состоялось очередное заседание экспертной группы, на котором были внесены окончательные коррективы в документ Стратегии. В апреле 2015 года проект Стратегии был направлен на Совет министров иностранных дел СНГ для одобрения и вынесения его на рассмотрение Советом глав правительств СНГ. 7 июня 2016 года (г. Бишкек) на заседании Совета глав правительств СНГ) Стратегия была подписана [7].
Основным разработчиком Стратегии является Министерство здравоохранения Российской Федерации.
Принятая Стратегия создает основу для решения ряда жизненно значимых проблем граждан и в значительной степени влияют на их отношение к Содружеству как интеграционной структуре. Можно утверждать, что Стратегия, призвана оказать дополнительную поддержку государствам-участникам СНГ в повышении согласованности их национальных стратегии, политики и планов в области охраны здоровья. Необходимость принятия Стратегии была обусловлена демографической ситуацией в государствах – участниках СНГ, усилением в некоторых государствах-участниках таких негативных тенденций, как устойчивое сокращение численности населения, в том числе численности молодого трудоспособного населения, высокие показатели смертности, невысокая рождаемость вследствие увеличения распространенности неинфекционных заболеваний (далее – НИЗ). Реализацию профилактических мер в государствах – участниках СНГ необходимо осуществлять на общенациональном, групповом, семейном и индивидуальном уровнях. По мнению ВОЗ, одним из приоритетных ориентиров для социального и экономического развития государства рассматривает индекс развития человеческого потенциала, в формировании которого ведущая роль принадлежит показателю ожидаемой продолжительности жизни [8].
Основные понятия Стратегии:
1. Здоровый образ жизни (далее-ЗОЖ)[9] - последние десятилетия ЗОЖ рассматривается как глобальная социальная проблема, как составная часть жизни общества, направленная на развитие всех сторон жизнедеятельности человека, достижение им активного долголетия и полноценное выполнение социальных функций для активного участия в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой формах жизнедеятельности;
2. Глобальное профилактическое пространство (далее – ГПП)[10] – это система государственных мер, осуществляемая при поддержке и участии общества, направленная на обеспечение и укрепление здоровья граждан и общества в целом посредством обеспечения безопасной и комфортной физической и социальной среды обитания человека, мотивирования населения к сохранению здоровья, социально активному долголетию и формированию ответственности за свое здоровье и здоровье близких людей при активной поддержке эффективной системы управления здоровьем, в том числе медицинской профилактики.
Основной целью Стратегии является – сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности здоровой и социально активной жизни граждан за счет формирования ГПП, направленного на формирование ЗОЖ граждан, медицинскую профилактику, создание экологически благоприятной среды обитания и условий для гармоничного развития личности на основе партнерских и ответственных отношений между государством и его гражданами.
Приоритетная задача Стратегии – создание основы для разработки национальных планов действий государств – участников СНГ по продвижению ЗОЖ и профилактике НИЗ, дополненных мероприятиями в соответствии с национальными приоритетами.
Следующим этапом была работа по подготовке проекта Плана мероприятий по реализации Стратегии. Министерство здравоохранения РФ, подготовил проект Плана мероприятий по реализации Стратегии «Здоровье населения государств-участников Содружества Независимых Государств», (далее – План). После нескольких заседаний экспертных групп, в которую так же входили специалисты международного отдела ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России, были согласованны дополнения, и изменения в проекте Плана, и в соответствии с регламентом он направлен на утверждение, на заседание Экономического совета СНГ.
Сроки реализации Плана разработаны по 2019 год включительно в соответствии со Стратегией «Здоровье населения государств-участников Содружества Независимых Государств» и может быть продлен, скорректирован и дополнен решением Совета по сотрудничеству в области здравоохранения СНГ на основе рассмотрения результатов его выполнения на заседании Совета. План охватывает основные направления сотрудничества, отражает периодичность и сроки выполнения мероприятий, органы и организации, ответственные за выполнение мероприятий, о также ожидаемый результат. Основными исполнителями Плана являются: Государства-участники СНГ, Совет по сотрудничеству в области здравоохранения государств-участников СНГ, Межпарламентская Ассамблея государств-участников СНГ.
Основные пункты Плана мероприятий по реализации Стратегии включают в себя:
1.Глобальная профилактическая среда как механизм сохранения и укрепления здоровья граждан;
2.Совершенствование профилактики [11] Неинфекционных заболеваний (далее – НИЗ) в целях укрепления здоровья населения;
3.Система управления здоровьем [12];
4.Оценка эффективности мер по сохранению и укреплению здоровья населения и формирования ЗОЖ[13,14];
5.Основные направления развития международного сотрудничества;
6.Целевые индикаторы.
Реализация мер, предусмотренных Стратегией, обеспечивается за счет консолидации усилий и ресурсов всего общества, органов государственной власти всех уровней, общественных объединений и граждан.
Заключение. Таким образом, здоровье населения является приоритетным направлением здравоохранения не только в Российской Федерации, но и в государствах-участниках СНГ, которые между собой активно взаимодействуют. СНГ образованно в целях дальнейшего развития и укрепления отношений дружбы, добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества в области здравоохранения.
В стратегических и концептуальных документах определены цели и задачи сотрудничества на долгосрочный период, а также сформированы перспективы направления интеграционного взаимодействия. Для подготовки предложений, направленных на дальнейшее объединение усилий в деле охраны здоровья граждан государств-участников СНГ, а также продвижении совместных программ в сфере здравоохранения необходимо создание специального органа. В настоящее время Министерствам здравоохранения СНГ, было предложено создать Межгосударственную Сеть институтов, подчиненных министерствам здравоохранения стран. Межгосударственная Сеть институтов должна стать катализатором сотрудничества в государствах-участниках СНГ используя по максимуму наработки каждого.
Поэтому основная идея межгосударственной Сети институтов - активная и конструктивная совместная работа по расширению возможностей и повышению эффективности социально-экономических и гуманитарных действий в укреплении общественного здоровья, публичность и открытость планов и результатов совместной деятельности; совместное создание и использование общего информационного поля.
Список литературы
1. Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (г. Минск, 8 декабря 1991 года). Официальный сайт Исполнительного комитета СНГ. (http://www.cis.minsk.by/page.php?Id=176)
2 Протокол к Соглашению о создании Содружества Независимых Государств (г. Минск, 8 декабря 1991 года). Официальный сайт Министерства иностранных дел Российской Федерации, (http://www.mid.ru/integracionnye-struktury-prostranstva-sng/-/asset_publisher/rl7fzr0mbe6x/content/id/608936)
3 Постановление Правительства Российской Федерации от 6 марта 2013 г. N 186 г. Москва "Об утверждении Правил оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации" https://rg.ru/2013/03/11/inostr-med-site-dok.html
4. Соглашение о сотрудничестве в области охраны здоровья населения. Интернет-портал СНГ (http://www.e-cis.info/page.php?Id=21922 )
5. Соглашение об оказании медицинской помощи гражданам государств-участников Содружества Независимых Государств от 27 марта 1997 года. Официальный сайт Исполнительного комитета СНГ. Http://www.cis.minsk.by/page.php?Id=7934
6. Международный семинар на тему «Содействие реализации Европейского Плана действий по укреплению потенциала и услуг общественного здравоохранения (ЕПД)».-http://mednet.ru/ru/sotrudnichayushhij-czentr-voz-po-sistemam-zdravooxraneniya-i-obshhestvennomu-zdorovyu.html
7. Решение о Стратегии «Здоровье населения государств-участников Содружества Независимых Государств» - http://cis.minsk.by/reestr/ru/index.html#reestr/view/text?Doc=5402
8.«Мировая статистика здравоохранения 2014г.» http://www.who.int/mediacentre/news/releases/2014/world-health-statistics-2014/ru/
9. Ниетова З.Х., Ищанова С. Здоровый образ жизни: механизмы формирования ценности здорового образа жизни у молодого поколения В сборнике: психология, педагогика, образование: актуальные и приоритетные направления исследований сборник статей международной научно-практической конференции. 2018. С. 147-151.
10. Клименко Т.В. Глобальное профилактическое пространство как эффективная модель первичной профилактики неинфекционных заболеваний, в том числе развившихся вследствие потребления психоактивных веществ. Вопросы наркологии. 2018. № 4 (164). С. 34-46.
11. Последующие меры в контексте Политической декларации Совещания высокого уровня Генеральной Ассамблеи по профилактике неинфекционных заболеваний и борьбе с ними. Http://apps.who.int/gb/ebwha/pdf_files/WHA66/A66_R10-ru.pdf?Ua=1&ua=1
12. Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение. Учебник для студентов медицинских вузов / Ю. П. Лисицын. Москва, 2010. (2-е изд.)
13.Политика-2020 http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0017/215432/Health2020-Long-Rus.pdf
14.Таллиннская Хартия: Системы здравоохранения для здоровья и благосостояния.
Http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0007/88612/E91438R.pdf
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Acknowledgments. The study did not have sponsorship.
Conflict of interests. The authors declare no conflict of interest.
Сведения об авторах
Гурьянова Наталья Евгеньевна - главный специалист отделения международного регионального сотрудничества и связей с общественностью ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 127254, Россия, Москва, ул. Добролюбова, 11, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., SPIN-код: 7376-6680
Зимина Екатерина Игоревна – кандидат медицинских наук, заведующая отделением международного регионального сотрудничества и связей с общественностью ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 127254, Россия, Москва, ул. Добролюбова, 11, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., SPIN-код: 6191-5590
Кирсанова Елена Владимировна - кандидат медицинских наук, заведующая отделением сотрудничества с международными организациями ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 127254, Россия, Москва, ул. Добролюбова, 11, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.,
About the authors
Guryanova Natalya E.- Chief specialist of the Department of International Regional Cooperation and Public Relations, Federal Research Institute for Health Organization and Informatics of Ministry of Health of the Russian Federation 11, Dobrolubova str., Moscow, 127254, Russia, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., SPIN-код: 7376-6680
Zimina Ekaterina I. - Head of the Department of International Regional Cooperation and Public Relations, Federal Research Institute for Health Organization and Informatics of Ministry of Health of the Russian Federation 11, Dobrolubova str., Moscow, 127254, Russia, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., SPIN-код: 6191-5590
Kirsanova Elena V. - Head of Division of Cooperation with International Organizations,Federal Research Institute for Health Organization and Informatics of Ministry of Health of the Russian Federation 11, Dobrolubova str., Moscow, 127254, Russia, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., SPIN-код 2577-8075
Статья получена: 20.10.2018 г.
Принята к публикации: 10.12.2018 г.
URL: http://healthproblem.ru/magazines?text=211 (дата обращения: 23.11.2024).