СИСТЕМА МЕДИЦИНСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ: ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
СИСТЕМА МЕДИЦИНСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ: ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Фомичева М.Л.1,2, Жиленко Е.Л. 2, Евдаков В.А. 3
1Научно-исследовательский институт терапии и профилактической медицины - филиал Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Федеральный исследовательский центр Институт цитологии и генетики Сибирского отделения Российской академии наук», город Новосибирск
2Государственное казенное учреждение здравоохранения Новосибирской области «Региональный центр медицинской профилактики», город Новосибирск
3ФГБУ Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения Минздрава России
Профилактика является фундаментом современной системы укрепления и сохранения здоровья населения. За последние годы созданы основные элементы инфраструктуры системы профилактики неинфекционных заболеваний, ведется активная работа, направленная на популяризацию здорового образа жизни. Однако, несмотря на произошедшие позитивные изменения в работе системы медицинской профилактики, на сегодняшний день не решенным остается ряд проблем, рассмотренных авторами в данной статье. Решение данных проблем будет способствовать оптимизации работы структур медицинской профилактики и, в конечном итоге, увеличению популяции здоровых и практически здоровых людей.
Ключевые слова: профилактика; организация здравоохранения; проблемы.
THE MAIN PROBLEMS OF THE PREVENTIVE MEDICINE SYSTEM
Fomicheva M.L.1,2, Zhilenko E.L.2, Evdakov V. A. 3
1Research institute of therapy and preventive medicine, Novosibirsk
2The Regional Preventive Medical Center, Novosibirsk
3Federal research institute for HEALTH ORGANIZATION AND INFORMATICS, Moskow
Prevention is the base of a modern system of strengthening and maintaining health of the population. Basic elements of infrastructure of a system of prevention of noninfectious diseases are in recent years created, the active work directed to promoting of a healthy lifestyle is conducted. However, despite the happened positive changes in work of a system of medical prevention, today not solved there is a number of the problems considered by authors in this article. The solution of these problems will promote optimization of work of structures of medical prevention and, finally, to increase in population of healthy and almost healthy people.
Key words: prevention; health care organization; problems.
Научно-обоснованная комплексная межведомственная и межсекторальная система профилактических мероприятий, базирующаяся на организационных и информационных технологиях, является фундаментом современной тактики и стратегии укрепления и сохранения здоровья населения в Российской Федерации. Приоритет развития профилактики в сфере охраны здоровья зафиксирован в статье 12 Федерального закона Российской Федерации от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее 323-ФЗ), а межведомственный характер мер по формированию здорового образа жизни (далее - ЗОЖ) и профилактике неинфекционных заболеваний (далее - НИЗ) определен статьей 30 указанного закона [1].
С позиций государственного управления систему медицинской профилактики заболеваний составляют: нормативно-правовая база, регулирующая данную сферу на федеральном уровне; система органов управления здравоохранением, уполномоченных осуществлять мероприятия по медицинской профилактике заболеваний на федеральном и субъектовом уровнях, а также непосредственно комплекс медицинских и профилактических технологий.
За последние годы созданы основные элементы инфраструктуры системы медицинской профилактики НИЗ, ведется активная работа, направленная на популяризацию ЗОЖ.
Общее методическое сопровождение и организационная помощь в работе по формированию ЗОЖ и профилактике НИЗ в регионах обеспечивается ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр профилактической медицины» Министерства здравоохранения Российской Федерации, прежде всего в лице главного внештатного специалиста по профилактической медицине Минздрава России. В субъектах РФ центральным ядром ункуионировали около 250 этой системы являются 83 функционирующих региональных центров медицинской профилактики, обеспечивающих организационно-методическое сопровождение всего комплекса мероприятий по медицинской профилактике в регионе. Вторым структурным элементом являются 850 центров здоровья (ЦЗ), функционирующие на базе поликлиник и поликлинических(консультативных) отделений больниц. С 2013 года, в соответствии с приказом Министерства России от 03.12.2012 г. № 1006н, в стране началась крупномасштабная программа по профилактике неинфекционных заболеваний (НИЗ) под названием диспансеризация определенных групп взрослого населения (ДВН), которая реализуется, в основном, на базе кабинетов и отделений медицинской профилактики (О/К МП) поликлиник. На момент начала программы ДВН в стране функционировали около 2500 К/О МП, но с учетом объемов проводимой диспансеризации, примерно 20-22 миллиона человек в год, к 2016 году число К/О МП достигло более 4000[2], в штаты которых введена должность «врач по медицинской профилактике».
Таким образом, в настоящее время в стране создана и функционирует сеть медицинских организаций (МО), оказывающих медицинские услуги по профилактике НИЗ, основательно переработана текущая система диспансеризации, возвращен ее территориальный принцип [3].
В стране набирает популярность проект Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) под названием «Здоровые города ¸районы и поселки». В 2010 году по инициативе 7 городов в Российской Федерации была учреждена Ассоциация этого движения, в которую сегодня входят более 80 членов-городов, районов и поселков с общей численностью более 18 миллионов человек. Все большее число граждан России, представителей власти, общественных деятелей и организаций понимают первоочередную необходимость формирования единой профилактической среды, создания внутренних и внешних условий обитания человека, необходимых для ведения ЗОЖ [4]. Общероссийское общественное движение РАД - Жизни реализуется как объединение общественных инициатив, науки, бизнеса и власти на основе базовых ценностей человека для создания общественно - политической платформы позитивного будущего России.
Общероссийская общественная организация «Лига здоровья наций», лидером которой является выдающийся российский кардиохирург, академик РАМН Лео Бакерия уже более 10 лет является одним из лидеров в общенародном движении по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни.
Несмотря на произошедшие позитивные изменения в работе системы медицинской профилактики и формирования ЗОЖ, на сегодняшний день не решенным остается ряд проблем.
Нормативно-правовое регулирование.
Недостаток базовой информации знаний и навыков в области общественного здравоохранения, отсутствие нормативно-правового обеспечения;
Дефицит ресурсов, недостающая квалификация сотрудников;
Неудовлетворительные инфраструктурные возможности;
Неразвитая система подготовки и повышения квалификации кадров общественного здравоохранения;
Недостатки в управлении и руководство общественного здравоохранения, включая механизм межведомственного сотрудничества;
Дефицит в оценках потребностей здравоохранения для выявления уровней здоровья, благополучия и медико-санитарные потребности населения;
Обеспечение стратегического руководства в интересах здоровья и благополучия;
Обеспечение сферы общественного здравоохранения квалифицированными кадрами достаточной численности;
Информационно - разъяснительная деятельность, коммуникация и социальная мобилизация в интересах здоровья;
Содействие развитию исследований в области общественного здравоохранения для научного обоснования политики и практики.
Не прописаны механизмы межведомственного взаимодействия и координации усилий, как со стороны органов государственной и муниципальной власти, так и структур бизнеса, общественных организаций и движений в процессе формирования единой профилактической среды.
Не разработаны положения о взаимодействии структур, ответственных за формирование ЗОЖ.
Разработан, но не утвержден проект Стратегии формирования ЗОЖ населения, профилактики и контроля НИЗ на период до 2025 года.
Организация межведомственного взаимодействия
Лица, принимающие решения на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, а также работодатели, не обладают необходимым уровнем знаний по проблеме бремени НИЗ и экономической эффективности ЗОЖ. Прямым следствием этого является формальный подход к созданию межведомственных комиссий по охране здоровья граждан и разработке региональных программ.
Межведомственный характер взаимодействия, как правило, ограничивается только вопросами повышения уровня информированности населения в вопросах ЗОЖ за счет контактов федеральных и региональных органов государственной власти в сфере охраны здоровья, образования, физкультуры и спорта, а также средств массовой информации (далее - СМИ).
Информационная поддержка популяризации ЗОЖ и размещение в СМИ социальной рекламы.
Уровень и количество социальной рекламы, направленной на популяризацию ЗОЖ на федеральных и региональных каналах телевидения явно недостаточны.
Низкая профилактическая активность населения.
Низкая (субъективная) потребность населения в получении профилактических услуг, низкая мотивация населения в получении знаний по ЗОЖ [5].
Не разработаны законодательно меры стимулирующего характера граждан в формировании ЗОЖ, в реализации которых были бы заинтересованы все субъекты системы: государство, работодатели, здравоохранение, общественные институты, население [6].
Никаких преференций не имеет здоровый, более трудоспособный человек, который не болеет, экономит средства. При этом он делает все отчисления в социальные активы на общих основаниях [7].
Создание инфраструктуры для ведения ЗОЖ.
Создание социальных и экономических детерминант для обеспечения возможности ведения ЗОЖ для всех слоев и групп населения: свободная от табачного дыма среда, доступность продуктов здорового питания, запрет/ограничение рекламы и реализации продуктов, вредных для здоровья, доступность повседневной физической активности и занятий физической культурой и спортом, а также экологически безопасная среда обитания, чистый воздух, чистая вода и почва, жилищные условия, соответствующие санитарным нормам, включая водопровод, канализацию, газификацию.
Развитие инфраструктуры медицинской профилактики.
Многие центры медицинской профилактики недостаточно укомплектованы и не являются самостоятельными юридическими лицами, не хватает отделений и кабинетов медицинской профилактики, их штаты и структура в большинстве случаев не соответствуют требованиям Приказа Минздрава России от 30.09.2015 № 683н «Об утверждении порядка организации и осуществления профилактики НИЗ и проведения мероприятий по формированию ЗОЖ в медицинских организациях». С момента создания ЦЗ, ни в одном из них не проводился upgrade оборудования. Во многом по этим причинам страдает качество и эффективность профилактической работы [8].
Кадры и их обучение.
Важнейшей проблемой организации и проведения мероприятий по профилактике НИЗ на высоком профессиональном уровне является недостаточное обеспечение медицинских организаций кадрами, прошедших профессиональную переподготовку по медицинской профилактике. Согласно приказу МЗ РФ от 20.12.2012 г. № 1183 «Об утверждении номенклатуры медицинских работников и фармацевтических работников» определена должность «врач по медицинской профилактике», однако в перечне специальностей в приказе МЗ РФ от 07.10.2015г. № 700н «О номенклатуре специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование» специальность «медицинская профилактика» отсутствует, что существенно ограничивает возможности подготовки специалистов по медицинской профилактике через систему аттестации, первичной профессиональной подготовки и ординатуры. Результатом сложившейся ситуации является снижение показателей обеспеченности и укомплектованности О/К МП врачебными кадрами и ростом показателя совместительства, что, несомненно, снижает качество оказываемых ими профилактических медицинских услуг
При этом вопросам профилактики НИЗ и формированию ЗОЖ необходимо обучать не только специалистов, работающих в системе медицинской профилактики, но и специалистов, работающих в системе оказания первичной медико-санитарной помощи, независимо от специальности и занимаемой должности, включая руководящий аппарат медицинских организаций , оказывающих помощь в амбулаторных условиях.
Оценка и анализ эффективности деятельности структур медицинской профилактики.
В настоящее время отсутствуют индикаторы профилактической деятельности. Показатели, заложенные в отчетных формах (формы №68, №70), не позволяют оценить результативность профилактической работы, они позволяют оценить лишь возможности (структура, штаты, оснащение) и выполненный объем работы [10-12]. Аналогичная ситуация сложилась с оценкой эффективности/результативности выполнения профилактических мероприятий при реализации программы диспансеризации определенных групп взрослого населения, В целом, отсутствует возможность оценки эффективности вложения значительных финансовых ресурсов в организацию и проведения мероприятий по профилактике НИЗ и формированию ЗОЖ на территориальном и федеральном уровнях.
Необходима разработка отчетного документа, с индикаторами профилактической деятельности, позволяющими оценить результативность проводимых мероприятий, чтобы:
- планировать информационно-коммуникационную кампанию;
- понимать изменения в результате профилактической деятельности, т.е. иметь представление о качестве проводимой работы, например, о ее влиянии на изменение поведения населения и отказ от вредных привычек.
Таким образом, в системе медицинской профилактики существуют проблемы, которые необходимо решать для оптимизации работы структур медицинской профилактики и, в конечном итоге, увеличения популяции здоровых и практически здоровых людей.
Список литературы
- Федеральный закон от 21.11.2011 №323- ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Доступно по: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/. Ссылка активна на 15.11.2018.
- Евдаков В.А., Маношкина Е.М., Бантьева М.Н., Кузнецова В.П. Кадровые ресурсы отделений и кабинетов медицинской профилактики в Российской Федерации и пилотных субъектах. Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2017; 4: 77-93. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/kadrovye-resursy-otdeleniy-i-kabinetov-meditsinskoy-profilaktiki-v-rossiyskoy-federatsii-i-pilotnyh-subektah. Ссылка активна на 05.11.2018.
- Белостоцкий А., Винокуров В., Алленов А. Медицинская профилактика и здоровье населения. Медицина: целевые проекты. 2013; 16. Доступно по: http://www.sovstrat.ru/journals/medicina-celevye-proekty/numbers/nom-med-16-2013.html. Ссылка активна на 05.11.2018.
- Проект Стратегии формирования здорового образа жизни населения, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний на период до 2025 года. Доступно по: https://www.gnicpm.ru/UserFiles/PROEKT_STRATEGII_NIZ-210616.pdf. Ссылка активна на 15.11.2018.
- Найденова Н.Е. Организация профилактической помощи в центре здоровья медицинского учреждения, не имеющего прикрепленного населения, в современных условиях (на примере Томской области). Менеджмент в здравоохранении. 2016; 3. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-profilakticheskoy-pomoschi-v-tsentre-zdorovya-meditsinskogo-uchrezhdeniya-ne-imeyuschego-prikreplennogo-naseleniya-v. Ссылка активна на 05.11.2018.
- Дорофеев С.Б., Бабенко А.И. Национальные стратегии формирования здорового образа жизни населения. Здравоохранение Российской Федерации. 2015; 59 (6): 44-47. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/natsionalnye-strategii-formirovaniya-zdorovogo-obraza-zhizni-naseleniya. Ссылка активна на 05.11.2018.
- Разумов А.Н. Здоровье нации. Медицина: целевые проекты. 2018; 29: 96-98. Доступно по: http://www.sovstrat.ru/files/MCP29_2018.pdf. Ссылка активна на 10.11.2018.
- Савченко Е.Д., Соболева Е.Д. Анализ организационной деятельности центров медицинской профилактики в оказании профилактической помощи населению. Профилактическая медицина. 2017; 20 (6): 5-13. Доступно по: https://www.mediasphera.ru/issues/profilakticheskaya-meditsina/2017/6/downloads/ru/1230549482017061005. Ссылка активна на 10.11.2018.
- Приказ Министерства здравоохранения и социального развития № 302н от 10.06.2009 «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 413 «О финансовом обеспечении в 2009 году за счет ассигнований федерального бюджета мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака». Доступно по: https://www.rosminzdrav.ru/documents/7643-prikaz-minzdravsotsrazvitiya-rossii-302n-ot-10-iyunya-2009-g. Ссылка активна на 05.11.2018.
- Сабгайда Т.П., Павлов Н.Б. Возможность оценки результативности медицинской профилактики на основе данных статистической отчетности. Социальные аспекты здоровья населения. 2011; 1. Доступно по: http://vestnik.mednet.ru/content/view/260/30/lang,ru/. Ссылка активна на 10.11.2018.
- Евдаков В.А., Найденова Н.Е., Несветайло Н.Я. Актуальные проблемы оценки результативности деятельности центров здоровья. Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2017; 3: 39-51. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-problemy-otsenki-rezultativnosti-deyatelnosti-tsentrov-zdorovya. Ссылка активна на 05.11.2018.
- Трубников В.А., Бегун Д.Н., Борщук Е.Л. Оценка медицинской эффективности деятельности центров здоровья. Фундаментальные исследования. 2014; 10: 1572-1576. Доступно по: https://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=36358. Ссылка активна на 05.11.2018.
References
- Federal law order No 323 dated 21.11.2011 «About Bases of Protection of Public Health in the Russian Federation» (In Russian).
- Evdakov V.A., Manoshkina E.M., Bant'eva M.N., Kuznecova V.P. Kadrovye resursy otdelenij i kabinetov medicinskoj profilaktiki v Rossijskoj Federacii i pilotnyh sub"ektah [Employment of offices and rooms of medical prevention in the Russian Federation and pilot regions]. Sovremennye problemy zdravoohraneniya i medicinskoj statistiki [Current problems of health care and medical statistics]. 2017; 4: 77-93. (In Russian).
- Belostockij A., Vinokurov V., Allenov A. Medicinskaya profilaktika i zdorov'e naseleniya [Medical prevention and health of the population]. Medicina: celevye proekty [Medicine target projects]. 2013; 16. (In Russian).
- Project of Strategy of forming of a healthy lifestyle of the population, prevention and control of noninfectious diseases until 2025. (In Russian).
- Najdenova N.E. Organizaciya profilakticheskoj pomoshchi v centre zdorov'ya medicinskogo uchrezhdeniya, ne imeyushchego prikreplennogo naseleniya, v sovremennyh usloviyah (na primere Tomskoj oblasti) [The organization of a disease-prevention service in the Health Center of the medical organization which does not have the attached population in modern conditions (on the example of the Tomsk region)]. Menedzhment v zdravoohranenii [Management in health care]. 2016; 3. (In Russian).
- Dorofeev S.B., Babenko A.I. Nacional'nye strategii formirovaniya zdorovogo obraza zhizni naseleniya [National strategy of forming of a healthy lifestyle of the population]. Zdravoohranenie Rossijskoj Federacii [Health care of the Russian Federation]. 2015; 59 (6): 44-47. (In Russian).
- Razumov A.N. Zdorov'e nacii [Health of the nation]. Medicina: celevye proekty [Medicine target projects]. 2018; 29: 96-98. (In Russian).
- Savchenko E.D., Soboleva E.D. Analiz organizacionnoj deyatel'nosti centrov medicinskoj profilaktiki v okazanii profilakticheskoj pomoshchi naseleniyu [Analysis of the organizational activities of preventive medicine centers in providing preventive care]. Profilakticheskaya medicina [Preventive medicine]. 2017; 20 (6): 5-13. (In Russian).
- Ministry of health and social development order No 302n dated 10.06.2009 «About measures for implementation of the Resolution of the Government of the Russian Federation of May 18, 2009 No 413 «About financial security in 2009 due to allocations of the Federal budget of the actions directed to forming of a healthy lifestyle at citizens of the Russian Federation including reduction of consumption of alcohol and tobacco». (In Russian).
- Sabgajda T.P., Pavlov N.B. Vozmozhnost' ocenki rezul'tativnosti medicinskoj profilaktiki na osnove dannyh statisticheskoj otchetnosti [Provisions for assessing the efficiency of health preventive measures using the data of statistical reporting]. Social'nye aspekty zdorov'ya naseleniya [Social aspects of health of the population]. 2011; 1. (In Russian).
- Evdakov V.A., Najdenova N.E., Nesvetajlo N.YA. Aktual'nye problemy ocenki rezul'tativnosti deyatel'nosti centrov zdorov'ya [Actual problems of assessing the performance of health centers]. Sovremennye problemy zdravoohraneniya i medicinskoj statistiki [Current problems of health care and medical statistics]. 2017; 3: 39-51. (In Russian).
- Trubnikov V.A., Begun D.N., Borshchuk E.L. Ocenka medicinskoj ehffektivnosti deyatel'nosti centrov zdorov'ya [Assessment of medical efficiency of activity of the Health Centers]. Fundamental'nye issledovaniya [Basic researches]. 2014; 10: 1572-1576. (In Russian).
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Acknowledgments. The study did not have sponsorship.
Conflict of interests. The authors declare no conflict of interest.
Сведения об авторах
Фомичева Марина Леонидовна - к.м.н., директор Государственного казенного учреждения здравоохранения Новосибирской области «Региональный центр медицинской профилактики», заведующая лабораторией профилактической медицины филиала «Научно-исследовательский институт терапии и профилактической медицины» ФГБ НУ «Федеральный исследовательский центр Институт цитологии и генетики СО РАН» [Marina L. Fomicheva, MD, PhD, Head of the Regional Preventive Medical Center, Head of the laboratory of preventive medicine of Research institute of therapy and preventive medicine]; адрес: 630112, Россия, город Новосибирск, улица Кошурникова, дом 16/1 [address: Koshurnikova street, 16/1, Novosibirsk, 630112, Russia]; e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
ORCID: 0000-0003-2833-534X
Жиленко Елена Леонидовна - к.м.н., заведующая информационно-аналитическим отделом, врач-методист, Государственное казенное учреждение здравоохранения Новосибирской области «Региональный центр медицинской профилактики» [Elena L. Zhilenko, MD, PhD, Head of the Information and Analytical Department of the Regional Preventive Medical Center]; адрес: 630112, Россия, город Новосибирск, улица Кошурникова, дом 16/1 [address: Koshurnikova street, 16/1, Novosibirsk, 630112, Russia]; e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
ORCID: 0000-0001-8764-5415; eLibrary SPIN: 1956-1430;
Евдаков Валерьян Алексеевич – доктор медицинских наук, профессор, заведующий отделением… ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России, 127254, Россия, г. Москва, ул. Добролюбова, д.11, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
ORCID: 0000-0002-5836-4427; eLibrary SPIN: 8294-2939Evdakov
Valerian A. - MD, PhD, Professor, Federal Research Institute for Health Organization and Informatics of Ministry of Health of the Russian Federation, 11, Dobrolyubova street, Moscow, 127254 Russia; e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
ORCID: 0000-0002-5836-4427; eLibrarySPIN: 8294-2939;
Статья получена: 07.12.2018
Принята к публикации: 20.12.2018
URL: http://healthproblem.ru/magazines?text=215 (дата обращения: 21.11.2024).