Научно-практический рецензируемый журнал
"Современные проблемы здравоохранения
и медицинской статистики"
Scientific journal «Current problems of health care and medical statistics»
Новости научно-практического рецензируемого журнала
Больше новостей

Диагностика и профилактика преждевременного старения

Организация здравоохранения

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ВЫБОР АБИТУРИЕНТОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

К.Р. Амлаев1, И.Б. Шикина, С.М. Койчуева1, А.А. Хрипунова1
1. ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет» Минздрава РФ, г. Ставрополь
УДК 614.2

DOI 10.24411/2312-2935-2020-00044

  

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ВЫБОР АБИТУРИЕНТОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

К.Р. Амлаев 1, И.Б. Шикина 2,3, С.М. Койчуева 1, А.А. Хрипунова 1

 

1 ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет» Минздрава РФ, г. Ставрополь

² ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава РФ, г. Москва

3 ФГБУ ДПО «Центральная государственная медицинская академия» УД Президента РФ, г. Москва

 

Введение: В статье представлены результаты социологического исследования факторов, влияющих на выбор абитуриентом конкретной образовательной организации высшего медицинского образования, критериев выбора студентами-медиками будущей профессии, а также качества адаптация их в новой образовательной среде.

Материалы и методы: Опрошено 1289 (66% - женщины, 32% - мужчины, 2% проигнорировали данный вопрос) студентов-медиков пяти факультетов и клинических ординаторов с помощью специально разработанного авторами опросника, прошедшего валидизацию. Математическую обработку полученных данных проводили с использованием стандартного пакета прикладных программ SPSS 21.0 for Windows. Различия между группами, отличающимися по полу и возрасту приведены только в случаях, когда они являются статистически значимыми.

Результаты и обсуждение: Установлено, что гуманитарные установки остаются ведущими при выборе профессии врача. Выбирая образовательную организацию, зачастую абитуриенты учитывают её территориальную близость к дому, а также следуют советам родителей. В то же время адаптация студентов-медиков к условиям обучения в высшей школе сопряжена с трудностями, среди которых неумение планировать своё время и сложность образовательных программ.

 

Ключевые слова: абитуриент, медицинское образование, профессиональная ориентация, критерии выбора образовательной организации высшего медицинского образования, адаптация студентов-медиков.

  

THE FACTORS INFLUENCING THE CHOICE BY THE ENTRANT OF THE EDUCATIONAL ORGANIZATION OF THE HIGHER MEDICAL EDUCATION

 

Amlaev K.R.1, Shikina I.B. 2.3, Koychueva S.M.1, Khripunova A.A.1

 

1 Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Stavropol State Medical University» of the Ministry of Health of the Russian Federation, Stavropol, Russia

²Federal Research Institute for Health Organization and Informatics of Ministry of Health of the Russian Federation,  Moscow, Russia

3 Central State Medical Academy of the Department of Presidential Affairs,

Moscow, Russia

 

Introduction: Results of a sociological research of the factors influencing the choice by the entrant of the concrete educational organization of the higher medical education, selection criteria by medical students of future profession and also quality their adaptation in the new educational environment are presented in article.

Materials and methods: It is interviewed 1289 (66% - women, 32% - men, 2% ignored the matter) medical students of five faculties and clinical interns by means of the questionnaire which is specially developed by authors passed a validization. Mathematical processing of the obtained data was carried out with use of a standard package of for the Windows SPSS 21.0 application programs. Differences between the groups differing in gender and age are given only in cases when they are statistically significant.

Results and discussion: It is established that humanitarian installations remain leaders at choice of profession of the doctor. Choosing the educational organization, often entrants consider its proximity to the house and also follow advice of parents. At the same time adaptation of medical students to training conditions at the higher school is accompanied by difficulties among which inability to plan the time and complexity of educational programs.

 

Keywords: entrant, medical education, vocational guidance, criteria for selection of the educational organization of the higher medical education, adaptation of medical students.

 

Введение. Вопросы подбора наиболее подготовленных абитуриентов всегда находятся в топе задач высшей школы. Университеты заинтересованы в студенте с хорошим уровнем базовых знаний, максимально мотивированном в получении профессии. Их представление о потенциально желаемом абитуриенте сформировано и подкрепляется многолетним опытом проведения приёмных компаний и подготовки будущих специалистов. С другой стороны, - представления студентов о выбранной специальности не всегда соответствуют реальности. Зачастую даже родители не в состоянии помочь своим детям, находящимся в условиях жизненно важного выбора принять мотивированное решение [1].

Исследователи также указывают на динамические изменения, происходящие на рынке труда и в процессе подготовки кадров, что снижает актуальность образовательного опыта родителей и их компетентности в вопросах перспектив профессионального развития следующих поколений [2, 3]. Хотя профессиональное самоопределение формируется ещё до поступления в образовательную организацию высшего образования, в процессе обучения студент либо сохраняет свои профессиональные карьерные установки на основе личного опыта, либо рано или поздно приходит к решению внести в них коррективы, иногда достаточно радикальные, вплоть до смены профессии [4, 5].

Описанная профессиональная самоиндентификация может происходить при получении любой специальности, достаточно вспомнить известных артистов, прервавших обучение инженерным специальностям или ушедшим из профессии позже, но в отношении будущих врачей данная проблема стоит еще острее в связи с со значительным кадровым дефицитом в отрасли [6, 7]. В этой связи изучение соответствия ожиданий абитуриентов медицинского университета реальному образовательному опыту представляет практический интерес, как для профессорско-преподавательского состава образовательных организаций высшего медицинского образования, так и для организаторов здравоохранения, работающих над решением проблемы кадрового обеспечения медицинской отрасли.

Цель исследования - изучить факторы, определяющие выбор абитуриентами образовательной организации высшего медицинского образования, а также качество их адаптации к условиям получения образования в медицинском университете (на примере Ставропольского государственного медицинского университета – далее СтГМУ).

Методы и объект исследования. Изучение факторов, определяющих выбор абитуриентами образовательной организации высшего медицинского образования, а также качество их адаптации к условиям получения образования в медицинском университете осуществляли с помощью опроса студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов, факультета гуманитарного и медико-биологического образования (ФГМБО), а также клинических ординаторов (рис. 1) с помощью специально разработанного авторами опросника, прошедшего валидизацию. Опросник включал несколько смысловых блоков, охватывающих три этапа формирования молодого врача: профессиональную ориентацию, собственно образовательный процесс и профессиональную подготовку к работе по специальности/трудоустройство. Учитывая большой объем полученной информации, в данной статье представлены результаты изучения первого этапа формирования будущего врача – профессиональной ориентации и первоначальной адаптации в медицинском университете.

Общее количество опрошенных составило 1289 человек и значительно превысило необходимое количество респондентов для формирования выборочной совокупности. 66% респондентов представлен женским полом и 32% - мужским. 2% студентов проигнорировали данный вопрос.

Состав респондентов от общего числа опрошенных был следующим: студенты лечебного факультета - 43%; педиатрического – 20%; стоматологического – 24%, ФГМБО – 9%, клинические ординаторы – 4%, что в целом соответствовало процентному соотношению студентов на факультетах медицинского университета (рис. 1).

                       Рисунок 1. Состав респондентов медицинского университета (%).

Большинство респондентов (93%) находилось в возрастном промежутке 18-25 лет (рис. 2).

 

Рисунок 2. Структура опрошенных студентов по возрасту (%).

Среди респондентов жителями города Ставрополя были – 47,5%, жителями других городов Ставропольского края – 17%, сельских районов Ставропольского края – 9,7%. Жители других субъектов СКФО и РФ составили от 0,9% до 6,3%. Больше половины опрошенных обучаются на бюджетной основе (53%), на платной - 43%.

Математическую обработку полученных данных проводили с использованием стандартного пакета прикладных программ SPSS 21.0 for Windows. Качественные переменные описывались абсолютными и относительными (%) частотами, для количественных переменных определяли среднее арифметическое и стандартное отклонение (М±SD). При сравнении двух групп по качественным признакам использовали критерий хи-квадрат (χ2). Сравнение двух связанных между собой групп по количественным признакам осуществляли с использованием теста согласованных пар Вилкоксона. Сравнение двух несвязанных между собой групп по количественным признакам осуществляли непараметрическим методом с помощью U-критерия Манна-Уитни. Для всех видов анализа статистически значимыми считали различия при р<0,05.  Различия между группами, отличающимися по полу и возрасту приведены только в случаях, когда они являются статистически значимыми.

Результаты исследований. Вопреки ожиданиям, среди факторов, определивших выбор абитуриентами той или иной образовательной организации, на первые позиции вышли такие аспекты, как территориальная близость университета к дому – 36,5% и совет родителей -35,5%, за ними следовали в убывающей последовательности – престиж 23,7% и мечта о данном учебном заведении - 21,4%. Такие факторы, как отсутствие коррупции (8,4%), реклама (5,5%), привлекательная стоимость обучения (3,9%) - сыграли наименьшую роль в процессе выбора (рис. 3).

При этом критерий «отсутствие коррупции» выбрали 11,4% респондентов младше 20 лет в сравнении с респондентами 20-25 летнего возраста – 5,7%.

 

Рисунок 3. Факторы, повлиявшие на выбор респондентами СтГМУ (%).

 

Рисунок 4. Факторы, повлиявшие на выбор профессии респондентами (%).

 

Рисунок 5. Факторы, повлиявшие на выбор профессии респондентами (продолжение) (%).

Лидерами среди причин, побудивших респондентов к поступлению в медицинский университет. стали желание приносить пользу людям – 52,7% и интерес к медицине -51,6%. Гендерные отличия проявили себя при выборе ответа «желание получить образование»: 22,4% юношей и 32,4% девушек, а также «стремление получить высокооплачиваемую работу» - 4% юношей и 9,6% девушек (рис. 4-5).

Студенты отмечают, что их выбор профессии врача был во многом определён: желанием приносить пользу – 52,7%; интересом к медицине в целом – 51,6%; стремлением к самостоятельности – 22,5% высоким социальным статусом – 18,9%. Такие факторы, как низкий конкурс при приёме и доступная стоимость обучения (1,4%), равно как и стремление получить специальность, обеспечивающую устойчивый доход – 1,7% играли незначительную роль.

 

Рисунок 6. Варианты подготовки респондентов к поступлению в СтГМУ (%).

Несмотря на то, что на «тройки» учились только 5% первокурсников, перед поступлением в университет абитуриенты занимались дополнительно. Наибольший процент набрали среди респондентов те, кто занимался с репетиторами – 52,3%, и 28,7% обучались на платных курсах. Только 13,5% опрошенных не обучались дополнительно помимо занятий в школе (рис. 6).

Следующий блок вопросов включал этап обучения в медицинском университете, и предполагал оценку различных аспектов студенческой жизни (рис. 7,8).

Респонденты отметили, что они в основном довольны уровнем своей теоретической подготовки, определенно не удовлетворены ею 16% респондентов.

 

 

Рисунок 7. Удовлетворённость студентов уровнем своей теоретической подготовки (%).

 

 

Рисунок 8. Оценка респондентами адаптации к учёбе в СтГМУ (%).

 

Академическая успеваемость студентов зависит от их успешной адаптации к учёбе и жизни в новых условиях (бытовых, географических, социальных и др.). У большинства первокурсников адаптация прошла довольно успешно. На «хорошо» и «отлично» её оценили 84% респондентов, в то же время 16% отметили сложность или невозможность адаптации (рис. 8). Возможно, именно трудности адаптации первокурсников привели к снижению их успеваемости по результатам сессии.

 

Рисунок 9. Успеваемость респондентов по результатам экзаменационных сессий 1 года обучения (%).

Так, 12% респондентов отметили, что их успеваемость не на достаточном уровне, а 6% респондентов не успевают. При этом по мере обучения в университете не успевающих студентов становится меньше. Так, если в группе до 20 лет их было 7,8%; в группе 20-25 лет - 5,2%; 25-30 лет - 2,0%.  Имеются также и гендерные различия в успеваемости. Она не снизилась у 27,4% юношей, а у девушек только в 18,8% случаев (рис. 9).

 

Рисунок 10. Основные причины снижения успеваемости респондентов (%).

Среди причин снижения своей успеваемости студенты отмечают неумение распределять свои силы/время – 37,7%; сложность программ – 32,6%; неготовность работать с большим объёмом новой информации - 19,8%; недостаточные знания – 16,4%. Лишь 28,2% респондентов отметили, что их успеваемость совершенно не снизилась. Причем респонденты из группы 20-25 лет данный ответ выбирают чаще – (18,1%), чем студенты младшего возраста – (35,4%) (рис. 10).

Неумение распределять свои силы и сложность программ является большей проблемой для респондентов младше 20 лет (48,6% и 40,9%) в сравнении с респондентами 20-25 летнего возраста (30,9 и 27,1%), а также старше 25 лет – (15,4% и 19,2%).

 

Рисунок 11. Соответствие ожиданий респондентов относительно учебы в СтГМУ (%).

При этом у части студентов ожидания в отношении учёбы в университете не оправдались – 21%, однако респонденты не детализировали какого рода были это ожидания.

 

Рисунок 12. Оценка респондентами работы кураторов (%).

Важную роль в безболезненной адаптации студентов-первокурсников играет институт кураторов.

Большая часть кураторов ведут «групповую» работу с респондентами - 25% или индивидуально - 41% (рис. 12). В то же время 26% кураторов недостаточно уделяют времени работе с курируемыми студентами, а 7% не уделяют вниманию индивидуальной работе со студентами. 31,8% респондентов из группы 20-25 лет считают, что куратор уделяет им недостаточно времени, в то время как респонденты в возрасте до 20 лет считают также в 16,9% случаев.

 

Рисунок 13. Удовлетворенность респондентов работой куратора (%).

Работой куратора удовлетворены 58% респондентов, но в группе до 20 лет этот показатель достигает 72,6% (рис. 13).

Таким образом, полученные данные следует учитывать при организации профориентационной работы и планировании программ адаптации первокурсников образовательных организаций высшего медицинского образования.

Выводы.

1.Факторами, определяющими выбор абитуриентами образовательной организации высшего медицинского образования в порядке убывания являются: территориальная близость университета к дому – 36,5%; совет родителей - 35,5%; престиж 23,7%; мечта о данной образовательной организации - 21,4%. Такой фактор, как «отсутствие коррупции», играет большее значение для респондентов младшей возрастной группы (до 20 лет).

2. Часть респондентов (16%) отметили сложность адаптации к условиям обучения в высшей школе, что привело к снижению их успеваемости по результатам сессии, более выраженному у девушек в сравнении с юношами.

3. По мнению респондентов, сильнее всего снижают их адаптацию в медицинском университете влияние таких факторов, как: неумение распределять свои силы/время – 37,7% и сложность программ – 32,6. Отсутствие этих навыков более актуально для респондентов младше 20 лет (48,6% и 40,9%) в сравнении с респондентами 20-25 летнего возраста – (30,9 и 27,1%), а также старше 25 лет – (15,4% и 19,2%).

4. Низкий конкурс при приёме и доступная стоимость обучения – 1,4%; стремление получить специальность, обеспечивающую устойчивый доход – 1,7% играют незначительную роль при решении респондентов поступить в медицинский университет. Основными мотивами опрошенных выбрать медицинский вуз стали желание приносить людям пользу – 52,7% и интерес к медицине - 51,6%. Процент тех, кто выбрал материальные критерии при выборе профессии, превалирует среди девушек в сравнении с юношами.

5. Подавляющее большинство абитуриентов перед поступлением в медицинский университет занимались дополнительно. Среди широкого спектра возможностей платной и бесплатной дополнительной подготовки наиболее часто респонденты выбирают занятия с частными репетиторами – 52,3%, платные курсы - 28,7%

6. Кураторы играют важную роль в успешной адаптации первокурсников в университете, осуществляя при этом, как «групповую» работу с респондентами - 25%, так и индивидуальную - 41%. В то же время ожидания первокурсников в отношении помощи кураторов у значительной части студентов не оправдываются.

 

Список литературы

  1. Амлаев К.Р., Койчуева С.М., Хрипунова А.А., Кузьмина Е.М. Сравнительный анализ профессиональной мотивации и карьерных установок студентов медицинских и многопрофильных вузов по данным анкетирования. Медицинское образование и профессиональное развитие. 2019;2(10):134-142. DOI:  10.24411/2220-8453-2019-12009
  2. Егорова Ю.А. Метакомпетентность целеполагания студента вуза как субъекта деятельности в системе «личность-социум»: суть, структура, содержание. Мир науки, культуры, образования. 2015;2(51):165-170
  3. Ермолаева Е.В., Павлова Л.А. Медицинская профессия: требования современного общества. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, с международным участием «Общество и здоровье: современное состояние и тенденции развития». М., 2013:369-375
  4. Корнилова Т.В., Павлова Е.М., Красавцева Ю.В., Разваляева А.Ю. Связь фрейминг-эффекта с индивидуальными различиями у студентов-медиков и студентов-психологов. Национальный психологический журнал. 2017;4(28):17-29
  5. Амлаев К.Р., Койчуева С.М., Ходжаян А.Б., Хрипунова А.А. Технологии профессионального ориентирования и отбора в образовательные организации высшего медицинского образования в России и за рубежом. Медицинское образование и профессиональное развитие. 2019;4(10): 90–100. DOI:  10.24411/2220-8453-2019-14000
  6. Вардосанидзе С.Л., Шикина И.Б., Сорокина Н.В. Роль кадрового потенциала при управлении качеством в медицинской практике. Бюллетень национального научно-исследовательского института общественного здоровья им. Н.А. Семашко. - М. 2006;6:81-85
  7. Попович В.К., Шикина И.Б., Турчиев А.Г., Бакланова Т.Н. Роль медицинских кадров при реализации политики в области качества медицинской помощи. Социальные аспекты здоровья населения. 2011;1(17):15

 

References

1. Amlaev K.R., Koychueva S.M., Khripunova A.A., Kuzmina E.M. Sravnitelnyj analiz professionalnoj motivacii I karernyh ustanovok studentov medicinskih I mnogoprofilnyh vuzov po-dannym anketirovaniya [Comparative analysis of professional motivation and career attitudes of students of medical and multidisciplinary universities according to the questionnaire]. Medicinskoe obrazovanie I professionalnoe razvitie [Medical Education and Professional Development]. 2019; 2 (10):134-142. DOI: 10.24411 / 2220-8453-2019-12009 (In Russian)

2. Egorova Yu.A. Metakompetentnost celepolaganiya studenta vuza kak subekta deyatelnosti v sisteme lichnost socium sut struktura soderzhanie [Metacompetence of goal setting of a university student as a subject of activity in the “personality-society” system: essence, structure, content]. Mir-nauki kultury obrazovaniya [World of Science, Culture, Education]. 2015; 2(51):165-170 (In Russian)

3. Ermolaeva E.V., Pavlova L.A. Medicinskaya professiya trebovaniya sovremennogo obshchestva [The medical profession: the requirements of modern society]. Sbornik materialov vserossijskoj nauchno prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem obshchestvo I zdorove sovremennoe sostoyanie I tendencii razvitiya [Collection of materials of the All-Russian scientific-practical conference, with international participation "Society and health: current status and development trends"]. M., 2013:369-375 (In Russian)

4. Kornilova T.V., Pavlova E.M., Krasavtseva Yu.V., Razvalyaeva A.Yu. Svyaz frejming ehffekta s individualnymi razlichiyami u studentov medikov I studentov psihologov [The relationship of the framing effect with individual differences among medical students and student psychologists]. Psihologov nacionalnyj psihologicheskij zhurnal [National Psychological Journal]. 2017; 4 (28):17-29 (In Russian)

5. Amlaev K.R., Koichueva S.M., Khojayan A.B., Khripunova A.A. Tekhnologii professionalnogo orientirovaniya I otbora v obrazovatelnye organizacii vysshego medicinskogo obrazovaniya v rossii I za rubezhom [Technologies of vocational guidance and selection in educational organizations of higher medical education in Russia and abroad]. Medicinskoe obrazovanie I professionalnoe razvitie.  [Medical Education and Professional Development]. 2019; 4(10):90–100. DOI: 10.24411 / 2220-8453-2019-14000 (In Russian)

6. Vardosanidze S.L., Shikina I.B., Sorokina N.V. Rol kadrovogo potenciala pri upravlenii kachestvom v medicinskoj praktike [A role of personnel potential at quality management in medical practice]. Byulleten nacionalnogo nauchno issledovatelskogo instituta obshchestvennogo zdorovya im N.A. Semashko [The bulletin of national research institute of public health of N.A. Semashko]. 2006; 6: 81-85 (In Russian)

7. Popovic V.K., Shikina I.B., Turchiyev A.G., Baklanova T.N. Rol medicinskih kadrov pri-realizacii politiki v oblasti kachestva medicinskoj pomoshchi. [Rol of medical shots at implementation of policy in the field of quality of medical care]. Socialnye aspekty zdorovya naseleniya [Social aspects of health of the population]. 2011; 1 (17):15 (In Russian)

 

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Acknowledgments. The study did not have sponsorship.

Conflict of interests. The authors declare no conflict of interest.

 

Сведения об авторах

Амлаев Карэн Робертович – доктор медицинских наук, доцент, заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения, медицинской профилактики и информатики с курсом ДПО ФГБУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет», 355017, г. Ставрополь, ул. Мира 310, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., ORCID: 0000-0001-6576-4720

Шикина Ирина Борисовна - доктор медицинских наук, доцент, главный научный сотрудник ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России, 127254, г. Москва, ул. Добролюбова, д. 11.; профессор кафедры организации здравоохранения и общественного здоровья, медицинского страхования и государственного контроля в сфере здравоохранения ФГБУ ДПО «Центральная государственная медицинская академия» Управления делами Президента Российской Федерации, 121359, г. Москва, ул. Маршала Тимошенко д.19, с.1А,

e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., ОRCID: 0000-0003-1744-9528, SPIN-код: 1177-5340

Койчуева Софья Магометовна – кандидат медицинских наук, доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения, медицинской профилактики и информатики с курсом ДПО ФГБУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет», 355017, г. Ставрополь, ул. Мира 310, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., ОRCID: 0000-0003-1768-5707

Хрипунова Алеся Александровна – кандидат медицинских наук, доцент, доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения, медицинской профилактики и информатики с курсом ДПО ФГБУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет» 355017, г. Ставрополь, ул. Мира 310, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.; ОRCID: 0000-0001-8734-4188

 

About the authors

Amlaev Karen Robertovic – Doctor of Medicine, Professor of “Public health department” of GBOU VPO Stavropol State Medical University, vice-rectorl; Mira 310, Stavropol, 355017; e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., ORCID: 0000-0001-6576-4720

Shikina Irina Borisovna  - the doctor of medical sciences of Federal State Budgetary Institution Central Research Institute of the Organization and Informatization of Health Care of the Russian Ministry of Health; professor of "The Organization of Health Care and Public Health, Medical Insurance and State Control in Health Sector" chair of Federal State Budgetary Institution DPO "Central State Medical Academy" Upravleniya delami Prezidenta Rossiyskoy Federatsii,

e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., ОRCID: 0000-0003-1744-9528, SPIN-код: 1177-5340

Koychuyeva Sofya Magometovna - candidate of medical sciences, the associate professor of public health and health care, medical prevention and information scientists with course DPO Federal State Budgetary Institution VO "Stavropol state medical university", Mira 310, Stavropol, 355017; , e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., ОRCID: 0000-0003-1768-5707

Hripunova Alesya Aleksandrovna - candidate of medical sciences, the associate professor, the associate professor of public health and health care, medical prevention and information scientists with course DPO Federal State Budgetary Institution VO "Stavropol state medical university", Mira 310, Stavropol, 355017, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., ОRCID: 0000-0001-8734-4188

 

Статья получена: 04.02.2020 г.

Принята к публикации: 11.06.2020 г.

Ключевые слова: абитуриент, медицинское образование, профессиональная ориентация, критерии выбора образовательной организации высшего медицинского образования, адаптация студентов-медиков.

Полнотекстовый файл PDF
К.Р. Амлаев, И.Б. Шикина, С.М. Койчуева, А.А. Хрипунова, ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ВЫБОР АБИТУРИЕНТОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ // НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ РЕЦЕНЗИРУЕМЫЙ ЖУРНАЛ "СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И МЕДИЦИНСКОЙ СТАТИСТИКИ". - 2020. - №2;
URL: http://healthproblem.ru/magazines?text=475 (дата обращения: 26.12.2024).

Код для вставки на сайт или в блог:

Просмотры статьи:
Сегодня: 2 | За неделю: 6 | Всего: 5162