Научно-практический рецензируемый журнал
"Современные проблемы здравоохранения
и медицинской статистики"
Scientific journal «Current problems of health care and medical statistics»
Новости научно-практического рецензируемого журнала
Больше новостей

Диагностика и профилактика преждевременного старения

Организация фармацевтического дела

АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОЖИДАНИЙ СТУДЕНТОВ ВЫПУСКНЫХ КУРСОВ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ВИТЕБСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Михайлова Н.И.1, Хуткина Г.А.2
1. Магистрант кафедры организации и экономики фармации с курсом ФПК и ПК, УО «Витебский государственный медицинский университет», Республика Беларусь
2. К.ф.н., доцент, заведующий кафедрой организации и экономики фармации с курсом ФПК и ПК, УО «Витебский государственный медицинский университет», Республика Беларусь.
УДК 615.1+378(476.5)

 

АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОЖИДАНИЙ СТУДЕНТОВ ВЫПУСКНЫХ КУРСОВ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ВИТЕБСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

 Михайлова Н.И., Хуткина Г.А.

 УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет», г. Витебск, Республика Беларусь

 

В статье представлены результаты анкетного опроса выпускников фармацевтического факультета Витебского государственного медицинского университета, цель которого состояла в выявлении профессиональных ожиданий, степени информированности о будущей профессиональной деятельности, уровня профессиональной готовности, а также причин выбора обучения на фармацевтическом факультете. В ходе анализа были определены основные профессиональные планы и предпочтения выпускников фармацевтического факультета дневной и заочной формы получения образования, что позволило определить наиболее эффективные способы привлечения и удержания молодых специалистов.

 Ключевые слова: студент, фармацевтический факультет, профессиональные ожидания, провизор, молодой специалист, удержание, привлечение, анализ.

  

ANALISIS OF PROFESSIONAL EXPECTATIONS GRADUATE STUDENTS OF PHARMACEUTICAL PHACULTY VITEBSK STATE MEDICAL UNIVERSITY

 Mikhailava N.I., Khutkina H.A.

 EE “Vitebsk State Order of Peoples Friendship Medical University”, Vitebsk, the Republic of Belarus

 

This article presents the results of questionnaire survey of pharmaceutical faculty graduate students of Vitebsk State Medical University. The goal of present study was to detect professional expectations, the degree of graduate student’s awareness about their future professional activities, as well as the level of their professional training. The major professional plans and preferences of pharmaceutical faculty graduate students of day-time and correspondence forms of educations have been identified in the analysis, which allowed to determine the most effective ways to attract and retain young professionals.

 Keywords: student,pharmaceutical faculty professional expectations, pharmacist, young professionals, retention, attraction, analysis.

 

Актуальность.

Ожидания студентов от профессии являются особым психологическим условием формирования их будущей трудовой мотивации, которое позволит молодому специалисту не только не разочароваться в выбранной профессии, но и закрепиться на рабочем месте, а также стать успешным специалистом в выбранной сфере деятельности [1].

Исследования профессиональных и карьерных ожиданий показывают результат планирования будущими молодыми специалистами их трудовой деятельности [2], дают возможность оценить их готовность к выполнению трудовых обязанностей, что прямым образом влияет на качество труда. Выявление профессиональных и карьерных ожиданий также может использоваться руководителями для выбора способов профессиональной мотивации молодых специалистов и удержания их в организации.

Цель исследования: выявить профессиональные и карьерные ожидания студентов выпускных курсов фармацевтического факультета Витебского государственного медицинского университета (далее – ВГМУ), на их основании предложить методы привлечения и удержания молодых специалистов в аптечных организациях.

Материалы и методы. Для сбора информации использовали метод индивидуального анкетирования. Выборочная совокупность опрошенных студентов отобрана методом основного массива (опрос 80 – 90% генеральной совокупности). Период исследования – январь – февраль 2015 г. Было проанкетировано 292 студента (из них 222 студента 5 курса дневной формы получения образования и 70 студентов 6 курса заочной формы получения образования). Анализировали отдельно ответы респондентов дневной формы получения образования и ответы респондентов заочной формы получения образования.

Структура выборки студентов, принявших участие в проводимом анкетировании, представлена в таблице 1.

Таблица 1

Структура выборки опрошенных студентов выпускных курсов

 фармацевтического факультета ВГМУ

Показатели

5 курс, дневная форма получения образования

6 курс, заочная форма получения образования

Объем выборки

222 студента

70 студентов

Средний возраст

21,5 лет

28,4 года

Гендерная структура

- мужчины

- женщины

 

14,4%

85,6%

 

2,9%

97,1%

- внебюджетная форма обучения

- бюджетная форма обучения

30,2%

 

69,8%

77,1%

 

22,9%

Стаж работы

5% имеют стаж работы

(от 1 месяца до 5 лет)

95% - не имеют стажа работы

84,3% имеют стаж работы

(от 3 лет до 21 года, средний стаж составил 7 лет)

15,7% не имеют стажа работы

 

Анкета, предложенная респондентам, включала 19 вопросов и состояла из нескольких частей.

Первая часть анкеты содержала вопросы социально-демографического характера, позволяющие оценить структуру анализируемой выборки.

Во второй части анкеты студентам предлагалось указать причину выбора будущей профессии и оценить по 10-балльной шкале уровень профессиональной подготовки и объем знаний о будущей трудовой деятельности, полученный за период обучения в ВГМУ.

Третья часть анкеты содержала вопросы, направленные на определение профессиональных планов будущих молодых специалистов: планируют ли они работать по специальности после окончания университета, какую должность хотели бы занимать, в аптеке какой формы собственности планируют работать, а также каким образом предпочли бы повышать уровень профессиональной подготовки. Кроме этого, респондентам был задан вопрос о профессиональных и личных качествах, которым будут стремиться соответствовать выпускники фармацевтического факультета.

В четвертой части анкеты респондентам предлагалось определить степень важности критериев выбора места работы по 10-балльной шкале (1 – наименьшая важность, 10 – наибольшая важность). Для интерпретации результатов рассчитывали коэффициент степени важности с использованием следующих формул:

 

                                   ,                            (1)

 

где Bn – средняя оценка важности отдельного признака для респондентов;

∑Cn – суммарное количество баллов по всем ответам о важности отдельного    признака ЛС;

n – номер признака (n = 1, 2, 3 … 10);

i – количество ответов по признаку (количество респондентов);

 

                                 ,                                                           (2)

 

где Kn – коэффициент степени важности признака [4].

 Пятая часть анкеты содержала вопросы, целью которых было определить привлекательные для будущих молодых специалистов компоненты социального пакета, факторы, которым респонденты придают особое значение в профессиональной деятельности, и которые будут способствовать мотивации к повышению эффективности труда. Кроме этого, данная часть анкеты включала вопрос о факторах, формирующих приверженность к одному месту работы.

При обработке результатов использовали математико-статистические методы анализа с применением программ Microsoft Excel и Statistica 6.0 [5, 6].

 

Результаты и обсуждение.

Результаты исследования причин выбора будущей профессии представлены на рисунке 1.

 

Рисунок 1. Причины выбора обучения на фармацевтическом факультете ВГМУ

Основными причинами выбора обучения на фармацевтическом факультете студенты как дневной, так и заочной формы получения образования указали «престижность профессии» (71,6% и 57,1% соответственно), «высокую заработную плату» (52,3% и 41,4% соответственно) и «желание работать в аптеке» (37,8% и 44,3% соответственно). 39,9% студентов дневной формы получения образования при выборе будущей профессии придерживались совета родителей, в то время как для студентов заочной формы получения образования данный критерий имел низкое значение (14,3%).

Респондентам было предложено дать свой вариант ответа на вопрос «По какой причине Вы поступили на фармацевтический факультет ВГМУ?». Студенты дневной формы получения образования высказали дополнительно следующие причины: связь с медициной, любовь к химии, собственный выбор, нравится профессия, умение лечить свою семью, желание работать химиком-экспертом, династия врачей в семье.

Студенты заочной формы получения образования отметили также следующие причины: не работать с людьми, принцип, амбиции, продвижение по карьерной лестнице, возможность работать на пенсии, иметь высшее образование.

При оценке уровня осведомленности о будущей трудовой деятельности, полученного за время обучения в университете, а также уровня профессиональной готовности выпускников установлено, что студенты дневной формы получения образования высоко оценивают объем информации о будущей профессиональной деятельности (8,25 из 10). Студенты заочной формы получения образования менее удовлетворены объемом предоставленной информации (6,87 из 10).

Студенты как дневной, так и заочной формы получения образования оценили свой уровень профессиональной готовности выше среднего (7,18 и 7,44 соответственно).

Исследование профессиональных планов студентов выпускных курсов показало, что подавляющее большинство респондентов как дневной, так и заочной формы получения образования (95,9% и 88,6% студентов соответственно) планируют работать по специальности в дальнейшем. Затруднились ответить на данный вопрос 4,1% студентов дневной формы получения образования и 7,1% студентов заочной формы получения образования. Не планируют работать по специальности 4,3% студентов заочной формы получения образования

Также было предложено указать должность, которую студенты предпочли бы занимать в аптеке по окончании обучения в университете (рисунок 2).

 

Рисунок 2. Результаты анкетирования по вопросу «Какую должность Вы хотели бы занимать после окончания университета»

Установлено, что большая доля выпускников фармацевтического факультета дневной формы получения образования (61,3%) планируют работать в должности провизора-рецептара, 21,2% стремятся стать заведующими. Среди студентов заочной формы получения образования приблизительно равные доли респондентов выразили желание в будущем работать заместителем заведующего аптекой и провизором-рецептаром (38,6% и 40,0% соответственно), четверть студентов планируют работать заведующими аптекой (25,7%).

Некоторые студенты в ходе опроса указали свои варианты должностей, которые они хотели бы занимать по окончании обучения в университете. Так, среди студентов дневной формы получения образования некоторые студенты хотели бы стать менеджерами по продажам, химиками-экспертами, генеральным директором или работать в фармацевтической компании. Студенты заочной формы получения образования выразили желание работать фармацевтическими инспекторами, заведующими лабораторией, медицинскими представителями.

Анкетирование показало, что студенты как дневной, так и заочной формы получения  образования предпочтут в будущем работать преимущественно в аптеках негосударственной формы собственности (42,8% и 52,9% соответственно). Для трети респондентов форма собственности аптеки не имеет значения (соответственно 33,8% и 35,7%). В государственных аптеках планируют работать 23,9% студентов дневной формы получения образования и 12,9% студентов заочной формы получения образования.

Предпочтения респондентов в отношении способов повышения уровня профессиональных знаний и навыков представлены в таблице 2.

Таблица 2

Предпочтительные способы повышения уровня профессиональных знаний и навыков

Вариант ответа

5 курс, дневная форма получения образования

6 курс, заочная форма получения образования

Чтение специализированной литературы

55,9%

45,7%

Прохождение курсов повышения квалификации

73,0%

70,0%

Посещение семинаров, лекций, конференций

60,4%

81,4%

Стажировка за рубежом

56,3%

51,4%

Так, для большинства респондентов наиболее предпочтительным способом повышения уровня профессиональных умений и знаний оказалось прохождение курсов повышения квалификации (73,0% и 70,0% соответственно). Студенты заочной формы получения образования в большей степени заинтересованы в посещении семинаров, лекций и конференций (81,4% респондентов).

Студентами дневной формы получения образования было высказано предположение, что повышению уровня профессиональных знаний и умений будет способствовать совместная работа с опытными коллегами, а также увеличение практической работы в аптеке в период обучения. Студенты заочной формы получения образования отметили необходимость увеличения количества часов производственной практики для повышения уровня профессиональной подготовки в течение периода обучения в университете.

Анализ мнения респондентов о профессиональных и личных качествах, которым должен соответствовать фармацевтический работник, показал следующие результаты (таблица 3).

Таблица 3

Наиболее важные профессиональные и личные качества

фармацевтического работника по мнению респондентов

Характеристики

5 курс, дневная форма получения образования

6 курс, заочная форма получения образования

Высокий уровень знаний

85,6%

88,6%

Коммуникабельность

81,5%

75,7%

Инициативность

23,0%

27,1%

Стрессоустойчивость

69,4%

70,0%

Быстрая обучаемость

52,3%

45,7%

Ответственность

74,6%

67,1%

Креативность

27,9%

21,4%

Надежность

38,7%

32,9%

Стремление развиваться

50,0%

58,6%

Вежливость

55,4%

55,7%

 

Студенты выпускных курсов ставят на первое место такие качества, как высокий уровень знаний (85,6% и 88,6% соответственно), коммуникабельность (81,5% и 75,7% соответственно), ответственность (74,6%  и 67,1% соответственно). Кроме этого, обе группы респондентов считают важной стрессоустойчивость работников аптеки (69,4% и 70,0% соответственно). Больше половины опрошенных студентов считают, что фармацевтический работник должен быть вежливым (55,4% и 55,7% соответственно), стремящимся к непрерывному развитию (50,0% и 58,6% соответственно).

Для определения критериев, на которые молодые специалисты в первую очередь обратили бы внимание при возможности выбора места работы, рассчитали коэффициенты степени важности данных критериев. Результаты оценки приведены в таблице 4. 

Таблица 4

Коэффициенты степени важности критериев выбора места работы

Критерии выбора места работы

5 курс, дневная форма получения образования

6 курс, заочная форма получения образования

Интересная работа

11,16%

11,12%

Высокая зарплата

11,91%

12,19%

Возможность карьерного роста

11,01%

11,14%

Взаимоотношения в коллективе

10,61%

11,65%

Престиж организации

10,44%

10,34%

Сложность и ответственность работы

9,74%

9,94%

Работа по специальности

10,16%

11,32%

Близость к дому

8,12%

9,12%

Простая и легкая работа

7,80%

5,74%

Общение с людьми

9,05%

7,43%

 

Из таблицы видно, что при выборе места работы студенты как дневной, так и заочной формы получения образования планируют ориентироваться на организации, предлагающие более высокую заработную плату и интересную работу. Важными факторами являются также взаимоотношения в коллективе и возможность карьерного роста. Обе группы анкетируемых меньше всего при выборе места работы планируют обращать внимание на близость аптеки к дому, простоту и легкость работы.

 

Таблица 5

 Предпочтения респондентов в отношении компонентов социального пакета

Предполагаемые компоненты социального пакета

5 курс, дневная форма получения образования

6 курс, заочная форма получения образования

Оплата мобильной связи

18,9%

31,4%

Расходы на личный транспорт

39,6%

30,0%

Медицинское страхование

74,8%

67,1%

Предоставление личного транспорта, оплата пользования транспортом

26,1%

24,3%

Пенсионное страхование

54,1%

48,6%

Обучение за счет организации

47,3%

44,3%

Оплата спортивного клуба, бассейна

41,4%

60,0%

Предоставление бесплатных обедов

27,0%

24,3%

Организация посещения и участия в конференциях, семинарах

46,4%

68,6%

Стажировка за рубежом

62,6%

51,4%

Для определения перспективных способов привлечения и удержания молодых специалистов в аптечных организациях респондентам предлагалось выбрать наиболее предпочтительные компоненты социального пакета (таблица 5).

 Исследование показало, что студентов дневной формы получения образования больше всего привлекает возможность получить медицинскую страховку и пройти стажировку за рубежом. Студенты заочной формы получения образования больше заинтересованы в возможности участия в конференциях и семинарах, доступности медицинского страхования, а также в оплате посещения спортивного клуба, бассейна.

Анкетирование показало, что для студентов как дневной, так и заочной формы получения образования наиболее важным в будущей профессиональной деятельности является комфортность условий труда (76,6% и 84,3% соответственно), взаимоотношения в коллективе (74,3% и 82,9% соответственно), возможность получения высокого заработка (68,9% и 77,1% соответственно). Менее всего будущие молодые специалисты оказались заинтересованы в месторасположении аптеки (25,2% и 21,4% соответственно) и существовании в организации устоявшейся корпоративной культуры (12,2% и 10,0% соответственно).

Указанные выше факторы также оказались решающими при формировании приверженности одному месту работы (рисунок 4).

 

Рисунок 3. Факторы, способствующие формированию приверженности одному месту работы, желанию работать в конкретной аптеке

При анализе факторов, которые, по мнению респондентов, будут стимулировать их к повышению эффективности трудовой деятельности, получены следующие результаты (рисунок 5).

 

Рисунок 5. Факторы, мотивирующие работников повышать эффективность и качество труда в аптеке

Обе группы анкетируемых считают прибавку к заработной плате фактором, мотивирующим повышать эффективность труда (85,7% и 83,3% соответственно). Также респонденты оказались заинтересованы в перспективах карьерного роста (67,1% и 71,4% соответственно). Студенты заочной формы получения образования выразили достаточно высокое стремление к получению морального удовлетворения от качественно выполненной работы (64,3% респондентов).

 

Заключение

1. При выборе будущей профессии большинство респондентов основывались на престижности работы в аптечной организации и возможности после окончания университета получать высокую заработную плату. Для респондентов дневной формы получения образования важным критерием являлся совет родителей.

2. Студенты заочной формы получения образования считают недостаточным объем полученной за период обучения информации о будущей профессиональной деятельности. Уровень профессиональной готовности достаточно высоко оценили выпускники как дневной, так и заочной формы получения образования.

3. Преобладающее большинство студентов выпускных курсов фармацевтического факультета ВГМУ планируют в дальнейшем работать по специальности. При этом большинство студентов дневной формы получения образования планируют работать провизором-рецептаром, в то время как студенты-заочники в большей степени планируют быть руководителями аптеки (заведующим и заместителем заведующего). Около половины опрошенных в обеих группах респондентов выразили желание работать в аптеках негосударственной формы собственности. При выборе места работы будущие молодые специалисты планируют ориентироваться на размер заработной платы, на то, насколько интересной является профессиональная деятельность, а также на существующие взаимоотношения в коллективе.

4. Наиболее предпочтительным способом совершенствования профессиональных навыков и умений респонденты отметили прохождение курсов повышения квалификации. Студенты заочной формы получения образования в большей степени заинтересованы в участии в семинарах, лекциях и конференциях.

5. По мнению выпускников, квалифицированный провизор должен иметь высокий уровень знаний, быть коммуникабельным, ответственным, стрессоустойчивым. Также респонденты посчитали важными чертами вежливость и стремление к непрерывному развитию.

6. Привлечению молодых специалистов в аптечные организации будут способствовать возможность получения медицинской страховки, организация стажировки за рубежом. Студенты заочной формы получения образования также считают эффективными способами привлечения молодых специалистов участие в конференциях, семинарах и возможность посещения спортивного клуба или бассейна за счет организации. Из перспективных способов удержания специалистов в организации респонденты отметили обеспечение комфортных условий труда и благоприятных взаимоотношений в коллективе, возможность получения высокого заработка.

7. Повышению эффективности труда, по мнению респондентов, больше всего будут способствовать возможность получения прибавки к заработной плате и продвижение по карьерной лестнице. Для студентов заочной формы получения образования достаточно важным оказалось получение морального удовлетворения от выполняемой работы.

 

Литература

  1. Сагеева, Е.Р. Мотивационная готовность студентов к будущей профессиональной деятельности и проблемы ее изучения / Е.Р. Сагеева, О.А. Аникеенок // Казанский педагогический журнал. – 2011. - №3. – С. 78-83.

  2. Ватульян, М.А. Проблема профессиональной реализации и карьерные ожидания студентов-гуманитариев (результаты социологического опроса) // Современные научные исследования и инновации. - 2012. - № 5 [Электронный ресурс]. – Режим доступа. -  http://web.snauka.ru/issues/2012/05/12707 . – Дата доступа. – 8.01.2015.

  3. Кошевой, О.С. Определение объема выборочной совокупности при проведении региональных социологических исследований / О.С. Кошевой, М.К. Карпова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. – 2011. – № 2 (18). – С. 98–104.

  4. Мнушко, З.Н. Исследование потребительских предпочтений и конкурентоспособности лекарственных препаратов / З.Н. Мнушко, А.Б. Горбенко, Н.Н. Слободянюк// Провизор [Электронный ресурс]. – 2014. –  Режим доступа: http://www.provisor.com.ua/archive/1998/N22/user_res.php. - Дата доступа: 4.02.2015.

  5. Реброва, О.Ю. Статистический анализ медицинских данных. Применение пакета прикладных программ Statistica / О.Ю. Реброва. – М.: Медиа-Сфера, 2003. – 312 с.

  6. Елисеева, И.И. Общая теория статистики: Учебник / И.И. Елисеева, М.М. Юзбашев; под. ред. И. И. Елисеевой. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 480 с.

     

    The list of references

    1.  Sageeva, E.R. Motivacionnaja gotovnost' studentov k budushhej professional'noj dejatel'nosti i problemy ee izuchenija / E.R. Sageeva, O.A. Anikeenok // Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. – 2011. - №3. – S. 78-83.

    2.  Vatul'jan, M.A. Problema professional'noj realizacii i kar'ernye ozhidanija studentov-gumanitariev (rezul'taty sociologicheskogo oprosa) // Sovremennye nauchnye issledovanija i innovacii. 2012. № 5 [Jelektronnyj resurs].  2015. – Rezhim dostupa. -  http://web.snauka.ru/issues/2012/05/12707 . –  Data dostupa. – 8.01.2015.

    3.  Koshevoj, O.S. Opredelenie ob#ema vyborochnoj sovokupnosti pri provedenii regional'nyh sociologicheskih issledovanij / O.S. Koshevoj, M.K. Karpova // Izvestija vysshih uchebnyh zavedenij. Povolzhskij region. Obshhestvennye nauki. – 2011. – № 2 (18). – S. 98–104.

    4.  Mnushko, Z.N. Issledovanie potrebitel'skih predpochtenij i konkurentosposobnosti lekarstvennyh preparatov / Z.N. Mnushko, A.B. Gorbenko, N.N. Slobodjanjuk//  Provizor [Jelektronnyj resurs]. – 2014. –  Rezhim dostupa: http://www.provisor.com.ua/archive/1998/N22/user_res.php. - Data dostupa: 4.02.2015.

    5.  Rebrova, O.Ju. Statisticheskij analiz medicinskih dannyh. Primenenie paketa prikladnyh programm Statistica / O.Ju. Rebrova. – M.: Media-Sfera, 2003. – 312 s.

    6.  Eliseeva I.I. Obshhaja teorija statistiki: Uchebnik / I.I. Eliseeva, M.M. Juzbashev; pod. red. I. I. Eliseevoj. – 4-e izd., pererab. i dop. – M.: Finansy i statistika, 2003. – 480 s.

 

Сведения об авторах:

Михайлова Н.И – магистрант кафедры организации   и  экономики фармации с курсом ФПК и ПК, УО «Витебский государственный медицинский университет», Республика Беларусь;

Хуткина Г.А. – к.ф.н., доцент, заведующий кафедрой организации и экономики фармации с курсом ФПК и ПК, УО «Витебский государственный медицинский университет», Республика Беларусь.

 

Ключевые слова: студент, фармацевтический факультет, профессиональные ожидания, провизор, молодой специалист, удержание, привлечение, анализ.

Полнотекстовый файл PDF
Михайлова Н.И., Хуткина Г.А., АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОЖИДАНИЙ СТУДЕНТОВ ВЫПУСКНЫХ КУРСОВ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ВИТЕБСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА // НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ РЕЦЕНЗИРУЕМЫЙ ЖУРНАЛ "СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И МЕДИЦИНСКОЙ СТАТИСТИКИ". - 2015. - №1;
URL: http://healthproblem.ru/magazines?text=59 (дата обращения: 19.04.2024).

Код для вставки на сайт или в блог:

Просмотры статьи:
Сегодня: 6 | За неделю: 19 | Всего: 6843