Научно-практический рецензируемый журнал
"Современные проблемы здравоохранения
и медицинской статистики"
Scientific journal «Current problems of health care and medical statistics»
Новости научно-практического рецензируемого журнала
Больше новостей

Диагностика и профилактика преждевременного старения

Организация здравоохранения

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ ПРИ ОСТАНОВКЕ СЕРДЦА ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ РАБОТНИКАМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Л. И. Дежурный1, А. А. Биркун2,3, А. Ю. Закурдаева1
1. ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Москва
2. Медицинская академия им. С. И. Георгиевского ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского», г. Симферополь
3. ГБУЗ Республики Крым «Крымский республиканский центр медицины катастроф и скорой медицинской помощи», г. Симферополь
УДК 614.88+616.12-008.315+616-083.98

DOI 10.24411/2312-2935-2021-00031

  

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ ПРИ ОСТАНОВКЕ СЕРДЦА ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ РАБОТНИКАМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Л. И. Дежурный,1 А. А. Биркун,2,3 А. Ю. Закурдаева1

 

1 ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Москва

2 Медицинская академия им. С. И. Георгиевского ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского», г. Симферополь

3 ГБУЗ Республики Крым «Крымский республиканский центр медицины катастроф и скорой медицинской помощи», г. Симферополь

 

Введение. Высокая летальность при внегоспитальной остановке сердца (ВГОС), главным образом, обусловлена неспособностью очевидцев вовремя и правильно оказать первую помощь (ПП). В Российской Федерации (РФ) педагогические работники в основном не компетентны в вопросах ПП и не готовы к оказанию помощи в критической ситуации, что, в частности, связано с несовершенным нормативно-правовым регулированием в сфере организации оказания ПП.

Цель. Выполнить анализ действующих нормативно-правовых актов РФ, регулирующих вопросы оказания ПП при ВГОС педагогическими работниками, и определить приоритетные направления усовершенствования механизмов правового обеспечения в этой сфере.

Материал и методы. При помощи справочных правовых онлайн-систем Гарант и КонсультантПлюс выполнен поиск и последующий анализ нормативно-правовых актов РФ и решений судов общей юрисдикции, соответствующих теме исследования.

Результаты. Законодательством РФ установлены фундаментальные принципы правового регулирования в сфере организации оказания ПП, в том числе, при ВГОС: определены права и обязанности по оказанию ПП, ответственность за неоказание ПП, заложены механизмы защиты лиц, оказывающих ПП, от юридической ответственности в случаях неумышленного причинения вреда пострадавшему. Однако, применительно к оказанию ПП педагогическими работниками действующая в России система правового обеспечения имеет ряд существенных организационных недостатков. В частности, обязанность по оказанию ПП распространяется не на всех без исключения педагогических работников, а только на инструкторов по физической культуре и по труду, а в локальных положениях о системе управления охраной труда образовательных учреждений такая обязанность устанавливается на усмотрение работодателя. В связи с этим применимость к педагогическим работникам мер негативного правового стимулирования ограничена. Гражданский кодекс РФ допускает привлечение лиц, оказывающих ПП, к имущественной ответственности в случаях неумышленного причинения вреда пострадавшему. При том, что федеральным законодательством установлена обязанность всех педагогических работников обучаться ПП, не регламентированы условия и периодичность обучения, не установлены критерии адекватности подготовки и процедуры контроля качества обучения.

Заключение. Выявленный комплекс недостатков действующей в России системы правового регулирования в сфере организации оказания ПП может существенно снижать мотивацию и готовность педагогических работников к оказанию ПП в случаях ВГОС и при других критических состояниях. Существует потребность в оптимизации нормативно-правовой базы РФ в части регламентации условий и периодичности обучения ПП, процедур контроля и обеспечения качества подготовки, исключения возможности возмещения вреда, неумышленно причиненного при оказании ПП.

 

Ключевые слова: остановка кровообращения, смерть, сердечно-легочная реанимация, учитель, педагог, ученик, учащийся, школа, нормативно-правовое регулирование, организация оказания первой помощи, оказание первой помощи педагогами.

 

 

LEGAL AND REGULATORY FRAMEWORK FOR PROVIDING FIRST AID IN CARDIAC ARREST BY TEACHING EMPLOYEES IN THE RUSSIAN FEDERATION

 

L. I. Dezhurny,1 А. А. Birkun,2,3 A. Yu. Zakurdaeva1

 

1 Central Research Institute for Health Organization and Information System Development of the Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow

2 Medical Academy named after S. I. Georgievsky of V. I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol

3 State Budgetary Healthcare Institution of Republic of Crimea «Crimean Republican Center of Disaster Medicine and Emergency Medical Services», Simferopol

 

Introduction.High level of mortality in out-of-hospital cardiac arrest (OHCA) is mainly attributable to the inability of bystanders to provide first aid (FA) early and correctly. In the Russian Federation, teaching employees are generally incompetent in FA and not ready for giving necessary help in a critical situation, that is, particularly, due to inadequate legal and regulatory framework in the field of organisation of FA provision.

Aim.To analyse active statutory and regulatory enactments of the Russian Federation, which regulate the provision of FA in OHCA by teaching employees, and to define preferred directions for improvement of the legal regulation in this field.

Material and methods. We used juridical information online-systems Garant and ConsultantPlus to find and analyse statutory and regulatory enactments of the Russian Federation and decisions of general jurisdiction courts in accordance with the aim of our study.

Results. Legislation of the Russian Federation involves the fundamental principles of legal regulation in the field of organisation of FA provision, in particular, in OHCA: rights and duties to provide FA and liability for refusal to provide FA are defined, and mechanisms of protecting laypeople from legal liability in cases of unintended infliction of harm to the victim when giving FA are established. However, with regards to provision of FA by teaching employees, the existing system of legal regulation in Russia has a number of significant organisational defects. In particular, the duty to provide FA does not spread to all teaching employees without limitations, but only to instructors of physical education and instructors of handicraft lessons; whereas in local regulations on safety management of educational institutions the duty is set at the discretion of an employer. Therefore, the applicability of existing measures of negative legal stimulation for teaching employees is limited. The Civil Code of the Russian Federation allows a liability of people who give FA in cases of unintended infliction of harm to a victim. Notwithstanding that the federal legislation institutes a duty to learn FA for all teaching employees, thus far, conditions of the training and frequency of retraining are not legislated, criteria of appropriateness of the training and procedures of surveillance of training quality are not established.

Conclusions. The revealed set of shortages of the existing system of legal regulation in the field of organisation of FA provision in Russia can significantly decrease motivation and readiness of teaching employees to provide FA in cases of OHCA and in other critical conditions. There is a demand in optimisation of the legal and regulatory framework of the Russian Federation with regard to legal designation of conditions for the FA training and frequency of retraining, establishment of procedures of the training quality control and assurance, as well as exclusion of the liability in cases of unintended infliction of harm to a victim when giving FA.

 

Key words: circulatory arrest, death, cardiopulmonary resuscitation, teacher, educator, student, scholar, school, statutory regulation, organisation of first aid, provision of first aid by teaching employees.

 

Введение. Во всем мире внегоспитальная остановка сердца (ВГОС) составляет серьезную медико-социальную проблему, что обусловлено высокой частотой встречаемости этого состояния и низкой вероятностью благоприятного исхода [1,2]. Как за рубежом, так и в России высокая летальность при ВГОС, прежде всего, является следствием неспособности людей, находящихся в момент прекращения работы сердца рядом с пострадавшим, вовремя и правильно оказать первую помощь (ПП) — распознать остановку сердца, немедленно приступить к выполнению комплекса базовой сердечно-легочной реанимации (СЛР) и продолжать реанимацию до прибытия медицинской помощи [3-5].

Приоритет жизни и здоровья человека является одним из фундаментальных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования в Российской Федерации (РФ) [6]. При этом недостаточно изученной и разработанной остается проблема ВГОС у обучающихся в образовательных учреждениях России. Оценка истинных масштабов этой проблемы невозможна в связи с отсутствием в РФ единой системы эпидемиологического мониторинга случаев ВГОС и оценки эффективности оказания помощи при ВГОС [7,8]. Вместе с тем, отечественные исследования свидетельствуют о высокой частоте развития внезапной смерти среди учащихся общеобразовательных школ с тенденцией к росту и указывают на необходимость усовершенствований в сфере организации оказания ПП в образовательных учреждениях [8-10]. Педагогические работники российской системы образования, по данным опросов [11,12], недостаточно компетентны в вопросах оказания ПП, их уровень готовности к оказанию ПП в целом низкий.

Одним из ключевых факторов, ограничивающих действенность оказания ПП в России и в других странах является несовершенство нормативно-правового регулирования в сфере организации оказания ПП и обучения оказанию ПП [13-15]. Насколько известно авторам, работы, посвященные детальному изучению правовых аспектов оказания ПП педагогическими работниками в РФ, отсутствуют. Соответственно, цель настоящего исследования состояла в анализе действующих нормативно-правовых актов РФ, регулирующих вопросы оказания ПП педагогическими работниками при угрожающих жизни состояниях, включая остановку сердца, и в определении приоритетных путей усовершенствования механизмов правового регулирования в этой сфере.

Материал и методы. Проанализированы действующие нормативно-правовые акты РФ, регулирующие вопросы организации оказания ПП педагогическими работниками, независимо от уровня образования, на котором реализуется их профессиональная деятельность. Также проанализирована судебная практика по рассматриваемым вопросам, а именно проанализированы решения судов общей юрисдикции. Поиск нормативно-правовых актов, судебных решений и доступ к ним осуществлялся с помощью справочных правовых систем КонсультантПлюс и Гарант.

Учитывая, что в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 04.05.2012 № 477н [16] остановка сердца (кровообращения) входит в перечень состояний, при которых оказывается ПП, а перечень мероприятий по оказанию ПП включает, среди прочего, все компоненты комплекса базовой СЛР, все нормативно-правовые положения, регулирующие в РФ вопросы оказания ПП, распространяются, в частности, на проведение базовой СЛР при остановке сердца.

Обязанность оказывать первую помощь. Согласно ч. 1. ст. 31 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ [17], ПП до оказания медицинской помощи должна оказываться лицами, обязанными оказывать ПП в соответствии «с федеральным законом или со специальным правилом, и имеющими соответствующую подготовку». Необходимо отметить, что термин «специальное правило» не расшифровывается действующим законодательством, однако проведенный авторами сравнительно-правовой анализ позволил установить, что в контексте ст. 31 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ [17] данная формулировка означает, что ПП оказывается лицами, обязанными оказывать ПП как по федеральному закону, так и по иным нормативно-правовым актам, не являющимся федеральными законами.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [6], регулирующий общественные отношения, возникающие в сфере образования, включая охрану здоровья обучающихся, не вменяет в обязанность педагогическим работникам оказывать ПП обучающимся или другим участникам образовательных отношений, а согласно разделу «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н [18]), оказание ПП входит в обязанности педагогических работников только двух должностей — инструктора по физической культуре и инструктора по труду.

Таким образом, в понимании ст. 31 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ [17] инструктор по физической культуре и инструктор по труду относятся к лицам, обязанным оказывать ПП по «специальному правилу» (ч. 1 ст. 31), а все другие категории педагогических работников — к лицам, имеющим право на добровольное оказание ПП (ч. 4 ст. 31).

При этом, ст. 228 Трудового кодекса РФ [19] устанавливает обязанность работодателей немедленно организовать ПП при несчастном случае. Применительно к образовательной организации данная обязанность также прописана в Приказе Минобрнауки России от 27.06.2017 № 602 «Об утверждении Порядка расследования и учета несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность» [20].

Обязанность работодателя организовать оказание ПП и умение всех работников «при необходимости оказать первую помощь пострадавшему», кроме того, предусмотрены Межгосударственным стандартом ГОСТ 12.0.230.1-2015 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Руководство по применению ГОСТ 12.0.230-2007» [21].

Таким образом, обязанность по организации оказания ПП возложена на образовательную организацию как на юридическое лицо. Чтобы исполнить данную обязанность, образовательная организация должна издать локальные нормативные акты, обязывающие работников оказывать ПП. Вместе с тем, согласно Типовому положению о системе управления охраной труда (утверждено Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 19.08.2016 № 438н [22]), принятие мер по оказанию пострадавшим ПП может устанавливаться для работников в качестве обязанности в сфере охраны труда, но не установлено в качестве обязанности по умолчанию для всех без исключения работников. Применительно к обязанности по оказанию ПП педагогическими работниками данные нормы не конкретизированы. Как следствие, в соответствии с локальными положениями образовательных организаций, обязанности по оказанию ПП могут возлагаться на ограниченный контингент работников или не возлагаться вообще.

Юридическая ответственность за неоказание первой помощи.

Уголовный Кодекс РФ (УК РФ) [23] предусматривает санкции за неоказание ПП.

Согласно ст. 124 УК РФ «Неоказание помощи больному» [23], преступлением является «неоказание помощи больному без уважительных причин лицом, обязанным ее оказывать в соответствии с законом или со специальным правилом, если это повлекло по неосторожности причинение средней тяжести вреда здоровью больного» (ч. 1), «смерть больного либо причинение тяжкого вреда его здоровью» (ч. 2). Следовательно, учитывая установленные действующими нормативно-правовыми актами обязанности по оказанию ПП, применительно к педагогическим работникам субъектом преступления в соответствии со ст. 124 УК РФ может выступать работник, занимающий должность инструктора по физической культуре или инструктора по труду.

На практике данная статья применяется крайне редко. Обратим внимание, что применительно к неоказанию ПП педагогическим работником, повлекшему причинение тяжкого вреда здоровью или смерть, состав ст. 124 УК РФ поглощается ч. 2 ст. 109 УК РФ и ч. 2. ст. 118 УК РФ [23]. Данные статьи устанавливают ответственность за причинение смерти (ч. 2 ст. 109 УК РФ) или тяжкого вреда здоровью по неосторожности (ч. 2. ст. 118 УК РФ) вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей [23]. Под ненадлежащим исполнением профессиональных обязанностей Президиумом Верховного Суда РФ понимается поведение лица, полностью или частично не соответствующее официальным требованиям или предписаниям, предъявляемым к лицу, в результате чего наступает смерть потерпевшего (cм. п. 1 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ № 3 (2015), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2015). Например, инструктор по физической культуре привлечена к ответственности по ч. 2 ст. 109 УК РФ за неоказание помощи при утоплении на уроке в бассейне (см. Апелляционное постановление судебной коллегии по уголовным делам Орловского областного суда по делу № 22 - 380/2014).

Ст. 125 УК РФ «Оставление в опасности» [23] предусмотрено наказание за «заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать помощь этому лицу и был обязан иметь о нем заботу либо сам поставил его в опасное для жизни или здоровья состояние». Данная статья применима к лицам, обязанным оказывать ПП, в том случае, если неоказание ПП не повлекло последствий. То есть для привлечения к ответственности по ст. 125 УК РФ [23] достаточно самого факта неоказания ПП обязанным лицом.

Здесь же необходимо отметить, что в связи с тем, что локальные нормативные документы, издаваемые работодателем, не являются специальным правилом в понимании ст. 31 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ [17], педагогические работники, обязанные оказывать ПП только соответствии с локальными нормативными актами (то есть все, кроме инструктора по физической культуре или инструктора по труду), за неоказание ПП не могут быть привлечены к уголовной ответственности. Педагогический работник, не оказавший ПП, или руководитель образовательной организации, в том случае, если в ходе расследования несчастного случая установлено, что неоказание ПП обусловлено неправильной организацией ее оказания, могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности (см., например, решение Козельского районного суда Калужской области по делу № 2-246/1/2012 г.).

Кроме того, отметим, что существуют судебные прецеденты, когда за неоказание ПП педагогическим работником с образовательной организации был взыскан моральный вред в пользу пострадавшего (см., например, решение Ужурского районного суда Красноярского края по делу № 2-49/2013).

Право на оказание первой помощи.

В соответствии с ч. 4 ст. 31 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ [17] каждый человек имеет право оказывать ПП при наличии соответствующей подготовки и (или) навыков.

При том, что «наличие соответствующей подготовки и (или) навыков» составляет условие, определяющее право оказывать ПП [17], критерии адекватности подготовки, а также порядок и периодичность обучения для педагогических работников на нормативно-правовом уровне не определены. В частности, Постановление Минтруда и Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» [24] регламентирует проведение периодического, не реже одного раза в год, обучения оказанию ПП для работников рабочих профессий, для специалистов и руководителей организаций — не реже одного раза в 3 года. При этом, применительно к педагогическим работникам данный порядок не конкретизирован.

Вместе с тем, ряд нормативно-правовых актов РФ предусматривает обязательное обучение ПП для всех педагогических работников. Во-первых, обучение педагогических работников навыкам оказания ПП предусмотрено как компонент комплекса мероприятий по охране здоровья обучающихся Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (п. 11, ч. 1, ст. 41) [6]. Во-вторых, Трудовой кодекс РФ [19] обязывает всех работников проходить обучение оказанию ПП (ст. 214), а работодателей обеспечить обучение работников оказанию ПП (ст. 212), в том числе, «для всех поступающих на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу» (ст. 225). И, кроме того, обязанность изучать приемы оказания ПП пострадавшим, а также постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в этой области установлена для всех граждан РФ согласно ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» [25].

Защита от юридической ответственности в случае причинения вреда пострадавшему.

Действующая в РФ юридическая концепция «крайней необходимости» обеспечивает защиту лиц, оказывающих ПП, от административной и уголовной ответственности в случае неумышленного причинения вреда пострадавшему в ходе оказания помощи. Так, согласно ч. 1 ст. 39 УК РФ [23], причинение вреда в состоянии крайней необходимости, то есть «для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или иных лиц, охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости», преступлением не является. Превышение пределов крайней необходимости определяется ч. 2 данной статьи как «причинение вреда, явно не соответствующего характеру и степени угрожавшей опасности и обстоятельствам, при которых опасность устранялась, когда указанным интересам был причинен вред равный или более значительный, чем предотвращенный».

Применительно к ситуации ВГОС, возникающая вследствие прекращения работы сердца критическая гипоксия жизненно важных органов составляет наибольшую и непосредственную угрозу для здоровья и жизни пострадавшего, а единственным доступным на этапе оказания ПП способом устранения этой угрозы является проведение комплекса базовой СЛР и, в оптимальных условиях, выполнение автоматической наружной дефибрилляции (АНД) очевидцами до прибытия на место происшествия бригады скорой медицинской помощи. Вред, который может быть причинен пострадавшему при проведении реанимации (обычно дискомфорт или боль в грудной клетке, в редких случаях — переломы ребер [26]), безусловно является менее значительным в сравнении с риском развития биологической смерти из-за неоказания необходимой помощи.

Таким образом, неумышленное причинение вреда пострадавшему при оказании ПП очевидцем остановки сердца соответствует признакам деяния, совершенного в состоянии крайней необходимости, и не удовлетворяет критериям превышения пределов крайней необходимости, поскольку оказание помощи направлено непосредственно на спасение жизни человека, а меры базовой СЛР и возможные осложнения реанимации соответствуют характеру и степени угрожающей опасности.

Помимо УК РФ, нормы о «крайней необходимости» включает Кодекс РФ об административных правонарушениях (ст. 2.7) [27] и Гражданский кодекс РФ  (ст. 1067) [28]. Тогда как административное право трактует причинение вреда в состоянии крайней необходимости аналогично УК РФ, защищая участников оказания ПП от административного взыскания в случаях неумышленного причинения вреда, Гражданский кодекс допускает привлечение лица, причинившего вред, к ответственности, несмотря на «крайнюю необходимость», устанавливая обязанность возместить причиненный вред. Хотя ст. 1064 Гражданского кодекса РФ предусматривает возможность полного или частичного освобождения от имущественной ответственности учитывая обстоятельства, при которых был причинен вред на усмотрение суда [28], опасения относительно возможного возложения обязанности по возмещению вреда могут снижать мотивацию и готовность потенциальных очевидцев ВГОС к оказанию помощи.

Заключение. Результаты анализа нормативно-правовой базы РФ свидетельствуют, что в отечественном законодательстве заложены базовые принципы правового регулирования в сфере организации оказания ПП при ВГОС, в том числе оказания помощи педагогическими работниками. Законодательством определены права и обязанности по оказанию ПП, ответственность за неоказание ПП, предусмотрены механизмы юридической защиты лиц, оказывающих ПП.

Вместе с тем, анализ выявил ряд существенных организационных недостатков существующей системы правового регулирования, которые могут ограничивать готовность педагогических работников к оказанию ПП. Так, в соответствии с Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих обязанность оказывать ПП установлена для инструкторов по физической культуре и инструкторов по труду. Обязанность по оказанию ПП для иных категорий педагогических работников должна устанавливаться в локальных нормативных актах образовательных учреждений, однако зачастую на практике данные обязанности не прописаны необходимым образом, и обучающийся может остаться без помощи [29].

Еще одной проблемой для оказания ПП очевидцами происшествия является недостаток знаний и навыков оказания ПП [30-32]. Механизмы правового регулирования в сфере организации обучения ПП в РФ несовершенны. Хотя все педагогические работники обязаны проходить обучение ПП согласно федеральному законодательству, условия и периодичность такого обучения не регламентированы, не установлены критерии адекватности подготовки и процедуры контроля качества обучения.

Вышеуказанные проблемы, наряду с риском привлечения к имущественной ответственности за причинение неумышленного вреда при оказании ПП, на наш взгляд, оказывают существенное негативное влияние на мотивацию педагогических работников к оказанию ПП.

Учитывая вышесказанное, представляется важным принять согласованные меры по оптимизации действующей нормативно-правовой базы РФ в следующих направлениях. Во-первых, необходимо исключить обязанность по возмещению вреда, причиненного пострадавшему неумышленно при оказании ПП, из норм гражданского права. Во-вторых, необходимо нормативно регламентировать порядок обучения педагогических работников оказанию ПП, установив, что считается соответствующей подготовкой, дающей право на оказание ПП, каким документом подтверждается ее прохождение (сертификатом, свидетельством о повышении квалификации или иным документом), определив содержание примерных программ подготовки, количество часов обучения, периодичность переподготовки и пр. Также необходимо разработать и внедрить процедуры контроля и обеспечения качества соответствующих программ подготовки и мониторинга эффективности обучения.

Кроме того, на наш взгляд, необходимо провести исследование влияния мер негативного и позитивного правового стимулирования на отношение педагогических работников к обязанности по оказанию ПП для установления наиболее эффективных мер правого стимулирования в целях повышения частоты и качества оказания ПП в образовательных учреждениях.

Указанные меры, наряду с популяризацией знаний по вопросам правового регулирования оказания ПП и повышением доступности качественного обучения ПП с применением современных образовательных технологий [33-35], должны способствовать существенному увеличению мотивации и готовности педагогических работников к оказанию ПП, увеличению числа случаев оказания ПП педагогическими работниками при ВГОС и при других критических состояниях как в образовательных учреждениях, так и за их пределами, что может внести весомый вклад в повышение эффективности оказания догоспитальной помощи и снижение смертности населения страны.

Кроме того, важным направлением усовершенствования системы ПП при ВГОС в России является установление правовых норм, регламентирующих порядок и правила использования АНД при оказании ПП. Достоверный зарубежный опыт свидетельствует, что внедрение практики выполнения дефибрилляции очевидцами остановки сердца обеспечивает существенное снижение летальности при ВГОС [36]. Законопроект о внесении изменения в ст. 31 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в части установления права на использование АНД при оказании ПП принят Государственной Думой в первом чтении [37].

В дополнение к оптимизации механизмов нормативно-правового регулирования в сфере организации ПП, целесообразно внедрение процедур мониторинга реальной практики оказания ПП в России, а также проведение исследований с целью изучения мотивации и готовности педагогических работников к оказанию ПП при ВГОС и при других критических состояниях.

 

Список литературы

  1. Berdowski J, Berg RA, Tijssen JG, et al. Global incidences of out-of-hospital cardiac arrest and survival rates: Systematic review of 67 prospective studies. Resuscitation. 2010;81:1479-1487. doi: 10.1016/j.resuscitation.2010.08.006
  2. Yan S, Gan Y, Jiang N, et al. The global survival rate among adult out-of-hospital cardiac arrest patients who received cardiopulmonary resuscitation: a systematic review and meta-analysis. Crit Care. 2020;24(1):61. doi: 10.1186/s13054-020-2773-2
  3. Hasselqvist-Ax I, Riva G, Herlitz J, et al. Early cardiopulmonary resuscitation in out-of-hospital cardiac arrest. N Engl J Med. 2015;372(24):2307-2315. doi: 10.1056/NEJMoa1405796
  4. Биркун А.А., Глотов М.А. Эпидемиологические показатели внегоспитальной остановки кровообращения на примере отдельно взятого административного центра Российской Федерации. Анестезиология и реаниматология. 2017;62(2):113-117. doi: http://dx.doi.org/10.18821/0201-7563-2017-62-2-113-117
  5. Биркун А.А., Фролова Л.П., Буглак Г.Н., Олефиренко С.С. Внегоспитальная остановка кровообращения в Республике Крым: анализ эпидемиологии и практики оказания помощи. Журнал им. Н.В. Склифосовского «Неотложная медицинская помощь». 2020;9(3):338-347. doi: 10.23934/2223-9022-2020-9-3-338-347
  6. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174 [Дата обращения: 05.02.2021].
  7. Биркун А.А., Алтухов А.В. Регистр как основа эпидемиологического контроля и оптимизации помощи при внегоспитальной остановке кровообращения. Журнал им. Н.В. Склифосовского Неотложная медицинская помощь. 2018;7(3):234-243. doi: 10.23934/2223-9022-2018-7-3-234-243
  8. Гудинова Ж.В., Жаркова Ю.В. Исследование случаев смерти школьников на уроках физкультуры в России. Академический журнал Западной Сибири. 2019;1(78):29-33.
  9. Макаров Л.М., Комолятова В.Н., Киселева И.И., Солохин Ю.А. Распространенность внезапной сердечной смерти у лиц молодого возраста в крупном мегаполисе. Медицинский алфавит. 2014;3:35-40.
  10. Макаров Л.М., Комолятова В.Н., Киселева И.И., Солохин Ю.А. Остановки сердца и внезапная смерть детей в школах. Педиатрия. 2018;97(6):180-186. doi: 10.24110/0031-403X-2018-97-6-180-186
  11. Колодкин А.А., Колодкина В.И., Владимирова О.В., Муравьева А.А. Обучение педагогических работников образовательных учреждений навыкам оказания первой помощи. Медицина катастроф. 2017;3(99):56-59.
  12. Рябова И.В., Соболевская Т.А., Нежкина Н.Н., и соавт. Оценка компетентности учителей города Москвы в вопросах оказания первой помощи обучающимся. Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология». 2017;2(40):24-37.
  13. International Federation of the Red Cross and Red Crescent Societies. Law and first aid: Promoting and protecting life-saving action. Geneva: IFRC. 2015. URL: https://www.ifrc.org/Global/Photos/Secretariat/201506/First%20Aid%20Law%20Advocacy%20Report%20(final).pdf [Дата обращения: 05.02.2021].
  14. Закурдаева А.Ю., Дежурный Л.И. Правовые аспекты оказания первой помощи медицинскими работниками. Медицинское право: теория и практика. 2018;1(7):25-31.
  15. Дежурный Л.И., Кудрина В.Г., Закурдаева А.Ю. Проблемы нормативного регулирования оказания первой помощи в Российской Федерации. Медицинский вестник МВД. 2019;2(99):8-15.
  16. Приказ Минздравсоцразвития России от 04.05.2012 № 477н «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_129862 [Дата обращения: 05.02.2021].
  17. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895 [Дата обращения: 05.02.2021].
  18. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_105703 [Дата обращения: 05.02.2021].
  19.  «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 № 197-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683 [Дата обращения: 05.02.2021].
  20. Приказ Минобрнауки России от 27.06.2017 N 602 «Об утверждении Порядка расследования и учета несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_279210 [Дата обращения: 05.02.2021].
  21. Межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.230.1-2015 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Руководство по применению ГОСТ 12.0.230-2007». URL: http://docs.cntd.ru/document/1200136073 [Дата обращения: 05.02.2021].
  22. Приказ Минтруда России (Министерство труда и социальной защиты РФ) от 19.08.2016 №438Н «Об утверждении типового положения о системе управления охраной труда». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71413730 [Дата обращения: 05.02.2021].
  23. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699 [Дата обращения: 05.02.2021].
  24. Постановление Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_40987 [Дата обращения: 05.02.2021].
  25. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 № 68-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5295 [Дата обращения: 05.02.2021].
  26. White L, Rogers J, Bloomingdale M, et al. Dispatcher-assisted cardiopulmonary resuscitation: risks for patients not in cardiac arrest. Circulation. 2010;121(1):91-97. doi: https://doi.org/10.1161/CIRCULATIONAHA.109.872366
  27. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661 [Дата обращения: 05.02.2021].
  28. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9027 [Дата обращения: 05.02.2021].
  29. Соленов Ю.А. Актуальные организационно-правовые аспекты оказания первой помощи в образовательных учреждениях. Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях. 2020;8:50.
  30. Дежурный Л.И. Научное обоснование и разработка системы медико-организационных мероприятий первой помощи при травмах и неотложных состояниях на догоспитальном этапе: дис. д-ра мед. наук. Воронежская гос. мед. академия им. Н.Н. Бурденко, Воронеж, 2006.
  31. Кучеренко В., Гаркави А., Кавалерский М. Готовность населения к оказанию первой помощи при ДТП. Врач. 2009;12:82.
  32. Биркун А.А., Косова Е.А. Готовность населения Крыма к проведению сердечно-легочной реанимации при внегоспитальной остановке кровообращения. Социальные аспекты здоровья населения. 2019;65(1):5. doi: 10.21045/2071-5021-2019-65-1-5
  33. Greif R, Lockey AS, Conaghan P, et al. European Resuscitation Council Guidelines for Resuscitation 2015: Section 10. Education and implementation of resuscitation. Resuscitation. 2015;95:288-301. doi: 10.1016/j.resuscitation.2015.07.032
  34. Биркун А.А. Доступность обучения сердечно-легочной реанимации для населения Российской Федерации: анализ информационных ресурсов русскоязычного сегмента сети Интернет. Социальные аспекты здоровья населения. 2018;63(5):8. doi: 10.21045/2071-5021-2018-63-5-8
  35. Биркун А.А., Дантанараяна В.Р. Открытый онлайн курс по базовой сердечно-легочной реанимации: исследование аудитории и эффектов дистанционной подготовки слушателей. Общая реаниматология. 2020;16(2):52-63. doi: 10.15360/1813-9779-2020-2-52-63
  36. Blom MT, Beesems SG, Homma PC, et al.  Improved survival after out-of-hospital cardiac arrest and use of automated external defibrillators. Circulation. 2014;130(21):1868-1875. doi: 10.1161/CIRCULATIONAHA.114.010905
  37. Законопроект № 466977-7 о внесении изменения в статью 31 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (в части оказания первой помощи с использованием автоматических наружных дефибрилляторов). URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/466977-7 [Дата обращения: 05.02.2021]

 

References

  1. Berdowski J, Berg RA, Tijssen JG, et al. Global incidences of out-of-hospital cardiac arrest and survival rates: Systematic review of 67 prospective studies. Resuscitation. 2010;81:1479-1487. doi: 10.1016/j.resuscitation.2010.08.006
  2. Yan S, Gan Y, Jiang N, et al. The global survival rate among adult out-of-hospital cardiac arrest patients who received cardiopulmonary resuscitation: a systematic review and meta-analysis. Crit Care. 2020;24(1):61. doi: 10.1186/s13054-020-2773-2
  3. Hasselqvist-Ax I, Riva G, Herlitz J, et al. Early cardiopulmonary resuscitation in out-of-hospital cardiac arrest. N Engl J Med. 2015;372(24):2307-2315. doi: 10.1056/NEJMoa1405796
  4. Birkun A.A., Glotov M.A. Epidemiologicheskie pokazateli vnegospital'noy ostanovki krovoobrashcheniya na primere otdel'no vzyatogo administrativnogo tsentra Rossiyskoy Federatsii [Epidemiological features of out-of-hospital cardiac arrest: evidence from particular administrative centre in Russian Federation]. Anesteziologiya i reanimatologiya [Russian Journal of Anaesthesiology and Reanimatology]. 2017;62(2):113-117. doi: http://dx.doi.org/10.18821/0201-7563-2017-62-2-113-117 (In Russian)
  5. Birkun A.A., Frolova L.P., Buglak G.N., Olefirenko S.S. Vnegospital'naya ostanovka krovoobrashcheniya v Respublike Krym: analiz epidemiologii i praktiki okazaniya pomoshchi [Out-of-hospital Cardiac Arrest in the Republic of Crimea: Analysis of Epidemiology and Practice of Care]. Zhurnal im. N.V. Sklifosovskogo «Neotlozhnaya meditsinskaya pomoshch'» [Russian Sklifosovsky Journal "Emergency Medical Care"]. 2020;9(3):338-347. doi: 10.23934/2223-9022-2020-9-3-338-347 (In Russian)
  6. Federal'nyy zakon «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii» ot 29.12.2012 № 273-FZ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174 [Accessed: 05.02.2021]. (In Russian)
  7. Birkun A.A., Altukhov A.V. Registr kak osnova epidemiologicheskogo kontrolya i optimizatsii pomoshchi pri vnegospital'noy ostanovke krovoobrashcheniya [The Registry as a Basis for Epidemiological Surveillance and Optimization of Care in Out-of-hospital Cardiac Arrest]. Zhurnal im. N.V. Sklifosovskogo Neotlozhnaya meditsinskaya pomoshch' [Russian Sklifosovsky Journal "Emergency Medical Care"]. 2018;7(3):234-243. doi: 10.23934/2223-9022-2018-7-3-234-243 (In Russian)
  8. Gudinova Zh.V., Zharkova Yu.V. Issledovanie sluchaev smerti shkol'nikov na urokakh fizkul'tury v Rossii [Research on cases of death of pupils at the lessons of physical culture in Russia]. Akademicheskiy zhurnal Zapadnoy Sibiri [Academic Journal of West Siberia]. 2019;1(78):29-33. (In Russian)
  9. Makarov L.M., Komolyatova V.N., Kiseleva I.I., Solokhin Yu.A. Rasprostranennost' vnezapnoy serdechnoy smerti u lits molodogo vozrasta v krupnom megapolise [Prevalence of sudden cardiac death in young people in large metropolitan areas]. Meditsinskiy alfavit [Medical alphabet]. 2014;3:35-40. (In Russian)
  10. Makarov L.M., Komolyatova V.N., Kiseleva I.I., Solokhin Yu.A. Ostanovki serdtsa i vnezapnaya smert' detey v shkolakh [Cardiac arrests and sudden death of children in schools]. Pediatriya. Zhurnal imeni G.N. Speranskogo [Pediatria. Journal named after G.N. Speransky]. 2018;97(6):180-186. doi: 10.24110/0031-403X-2018-97-6-180-186 (In Russian)
  11. Kolodkin A.A., Kolodkina V.I., Vladimirova O.V., Murav'eva A.A. Obuchenie pedagogicheskikh rabotnikov obrazovatel'nykh uchrezhdeniy navykam okazaniya pervoy pomoshchi [Teaching of pedagogical staff of educational institutions in first-aid delivery skills]. Meditsina katastrof [Disaster Medicine]. 2017;3(99):56-59. (In Russian)
  12. Ryabova I.V., Sobolevskaya T.A., Nezhkina N.N., et al. Otsenka kompetentnosti uchiteley goroda Moskvy v voprosakh okazaniya pervoy pomoshchi obuchayushchimsya [Assessment of Competence of Teachers of Moscow in the Issues of Provision of First Aid to Students]. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya «Pedagogika i psikhologiya» [Vestnik of Moscow city university. Pedagogy and Psychology]. 2017;2(40):24-37. (In Russian)
  13. International Federation of the Red Cross and Red Crescent Societies. Law and first aid: Promoting and protecting life-saving action. Geneva: IFRC. 2015. URL: https://www.ifrc.org/Global/Photos/Secretariat/201506/First%20Aid%20Law%20Advocacy%20Report%20(final).pdf [Accessed: 05.02.2021]. (In Russian)
  14. Zakurdaeva A.Yu., Dezhurnyy L.I. Pravovye aspekty okazaniya pervoy pomoshchi meditsinskimi rabotnikami [Legal aspects of first aid providing by medical workers]. Meditsinskoe pravo: teoriya i praktika [Medical law: theory and practice]. 2018;1(7):25-31. (In Russian)
  15. Dezhurnyy L.I., Kudrina V.G., Zakurdaeva A.Yu. Problemy normativnogo regulirovaniya okazaniya pervoy pomoshchi v Rossiyskoy Federatsii [Problems of the statutory regulation of first aid treatment in the Russian Federation]. Meditsinskiy vestnik MVD [MVD Medical Bulletin]. 2019;2(99):8-15. (In Russian)
  16. Prikaz Minzdravsotsrazvitiya Rossii ot 04.05.2012 № 477n «Ob utverzhdenii perechnya sostoyaniy, pri kotorykh okazyvaetsya pervaya pomoshch', i perechnya meropriyatiy po okazaniyu pervoy pomoshchi». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_129862 [Accessed: 05.02.2021]. (In Russian)
  17. Federal'nyy zakon «Ob osnovakh okhrany zdorov'ya grazhdan v Rossiyskoy Federatsii» ot 21.11.2011 № 323-FZ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895 [Accessed: 05.02.2021]. (In Russian)
  18. Prikaz Minzdravsotsrazvitiya RF ot 26.08.2010 № 761n «Ob utverzhdenii Edinogo kvalifikatsionnogo spravochnika dolzhnostey rukovoditeley, spetsialistov i sluzhashchikh, razdel "Kvalifikatsionnye kharakteristiki dolzhnostey rabotnikov obrazovaniya». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_105703 [Accessed: 05.02.2021]. (In Russian)
  19.  «Trudovoy kodeks Rossiyskoy Federatsii» ot 30.12.2001 № 197-FZ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683 [Accessed: 05.02.2021]. (In Russian)
  20. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 27.06.2017 N 602 «Ob utverzhdenii Poryadka rassledovaniya i ucheta neschastnykh sluchaev s obuchayushchimisya vo vremya prebyvaniya v organizatsii, osushchestvlyayushchey obrazovatel'nuyu deyatel'nost'». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_279210 [Accessed: 05.02.2021]. (In Russian)
  21. Mezhgosudarstvennyy standart GOST 12.0.230.1-2015 «Sistema standartov bezopasnosti truda. Sistemy upravleniya okhranoy truda. Rukovodstvo po primeneniyu GOST 12.0.230-2007». URL: http://docs.cntd.ru/document/1200136073 [Accessed: 05.02.2021]. (In Russian)
  22. Prikaz Mintruda Rossii (Ministerstvo truda i sotsial'noy zashchity RF) ot 19.08.2016 №438N «Ob utverzhdenii tipovogo polozheniya o sisteme upravleniya okhranoy truda». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71413730 [Accessed: 05.02.2021]. (In Russian)
  23. «Ugolovnyy kodeks Rossiyskoy Federatsii» ot 13.06.1996 № 63-FZ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699 [Accessed: 05.02.2021]. (In Russian)
  24. Postanovlenie Mintruda Rossii, Minobrazovaniya Rossii ot 13.01.2003 № 1/29 «Ob utverzhdenii Poryadka obucheniya po okhrane truda i proverki znaniy trebovaniy okhrany truda rabotnikov organizatsiy». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_40987 [Accessed: 05.02.2021]. (In Russian)
  25. Federal'nyy zakon «O zashchite naseleniya i territoriy ot chrezvychaynykh situatsiy prirodnogo i tekhnogennogo kharaktera» ot 21.12.1994 № 68-FZ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5295 [Accessed: 05.02.2021]. (In Russian)
  26. White L, Rogers J, Bloomingdale M, et al. Dispatcher-assisted cardiopulmonary resuscitation: risks for patients not in cardiac arrest. Circulation. 2010;121(1):91-97. doi: https://doi.org/10.1161/CIRCULATIONAHA.109.872366
  27. «Kodeks Rossiyskoy Federatsii ob administrativnykh pravonarusheniyakh» ot 30.12.2001 № 195-FZ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661 [Accessed: 05.02.2021]. (In Russian)
  28. Grazhdanskiy kodeks Rossiyskoy Federatsii (chast' vtoraya) ot 26.01.1996 № 14-FZ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9027 [Accessed: 05.02.2021]. (In Russian)
  29. Solenov Yu.A. Aktual'nye organizatsionno-pravovye aspekty okazaniya pervoy pomoshchi v obrazovatel'nykh uchrezhdeniyakh [Actual Organizational and Legal Aspects of First Aid in Educational Institutions]. Grazhdanskaya oborona i zashchita ot chrezvychaynykh situatsiy v uchrezhdeniyakh, organizatsiyakh i na predpriyatiyakh [Grazhdanskaya oborona i zashchita ot chrezvychaynykh situatsiy v uchrezhdeniyakh, organizatsiyakh i na predpriyatiyakh]. 2020;8:50. (In Russian)
  30. Dezhurnyy L.I. Nauchnoe obosnovanie i razrabotka sistemy mediko-organizatsionnykh meropriyatiy pervoy pomoshchi pri travmakh i neotlozhnykh sostoyaniyakh na dogospital'nom etape: dis. d-ra med. nauk. Voronezhskaya gos. med. akademiya im. N.N. Burdenko, Voronezh, 2006. (In Russian)
  31. Kucherenko V., Garkavi A., Kavalersky M. Gotovnost' naseleniya k okazaniyu pervoy pomoshchi pri DTP [First aid readiness in the population at a road traffic accident]. Vrach [Physician]. 2009;12:82. (In Russian)
  32. Birkun A.A., Kosova E.A. Gotovnost' naseleniya Kryma k provedeniyu serdechno-legochnoy reanimatsii pri vnegospital'noy ostanovke krovoobrashcheniya [Readiness of the Crimean population to perform cardiopulmonary resuscitation in out-of-hospital cardiac arrest]. Sotsial'nye aspekty zdorov'ya naseleniya [Social aspects of population health]. 2019;65(1):5. doi: 10.21045/2071-5021-2019-65-1-5 (In Russian)
  33. Greif R, Lockey AS, Conaghan P, et al. European Resuscitation Council Guidelines for Resuscitation 2015: Section 10. Education and implementation of resuscitation. Resuscitation. 2015;95:288-301. doi: 10.1016/j.resuscitation.2015.07.032
  34. Birkun A.A. Dostupnost' obucheniya serdechno-legochnoy reanimatsii dlya naseleniya Rossiyskoy Federatsii: analiz informatsionnykh resursov russkoyazychnogo segmenta seti Internet [Availability of public education in cardiopulmonary resuscitation in the Russian Federation: analysis of information resources of the Russian-language segment of the Internet]. Sotsial'nye aspekty zdorov'ya naseleniya [Social aspects of population health]. 2018;63(5):8. doi: 10.21045/2071-5021-2018-63-5-8 (In Russian)
  35. Birkun A.A., Dantanarayana V.R. Otkrytyy onlayn kurs po bazovoy serdechno-legochnoy reanimatsii: issledovanie auditorii i effektov distantsionnoy podgotovki slushateley [Open Online Course on Basic Cardiopulmonary Resuscitation: Investigation of an Audience and the Effects of Distant Training]. Obshchaya reanimatologiya [General Reanimatology]. 2020;16(2):52-63. doi: 10.15360/1813-9779-2020-2-52-63 (In Russian)
  36. Blom MT, Beesems SG, Homma PC, et al.  Improved survival after out-of-hospital cardiac arrest and use of automated external defibrillators. Circulation. 2014;130(21):1868-1875. doi: 10.1161/CIRCULATIONAHA.114.010905
  37. Zakonoproekt № 466977-7 o vnesenii izmeneniya v stat'yu 31 Federal'nogo zakona «Ob osnovakh okhrany zdorov'ya grazhdan v Rossiyskoy Federatsii» (v chasti okazaniya pervoy pomoshchi s ispol'zovaniem avtomaticheskikh naruzhnykh defibrillyatorov). URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/466977-7 [Accessed: 05.02.2021]. (In Russian)

 

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Acknowledgments. The study did not have sponsorship.

Conflict of interests. The authors declare no conflict of interest.

 

Сведения об авторах

Дежурный Леонид Игоревич — доктор медицинских наук, главный научный сотрудник, ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России, 127254, Россия, Москва, ул. Добролюбова, д. 11; главный внештатный специалист по первой помощи Минздрава России;

e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.; ORCID: 0000-0003-2932-1724; SPIN-код: 5570-6513

Биркун Алексей Алексеевич — кандидат медицинских наук, доцент кафедры общей хирургии, анестезиологии-реаниматологии и скорой медицинской помощи, Медицинская академия им. С. И. Георгиевского ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского», 295006, Россия, Симферополь, бульвар Ленина, д. 5/7; врач анестезиолог-реаниматолог, Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Крым «Крымский республиканский центр медицины катастроф и скорой медицинской помощи», 295024, Россия, Симферополь, ул. 60-летия Октября, д. 30;

e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.; ORCID: 0000-0002-2789-9760; SPIN-код: 2170-5204

Закурдаева Алина Юрьевна — кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник, ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России, 127254, Россия, Москва, ул. Добролюбова, д. 11;

e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.; ORCID: 0000-0002-1453-7699; SPIN-код: 5869-6584

 

About the authors

Dezhurny Leonid Igorevich — Dr. Med. Sci., Chief Researcher, Central Research Institute for Health Organization and Information System Development of the Ministry of Health of the Russian Federation, 127254, Russian Federation, Moscow, Dobrolubova St., 11; Principal non-staff specialist in first aid of the Ministry of Health of the Russian Federation;

e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.; ORCID: 0000-0003-2932-1724; SPIN: 5570-6513

Birkun Aleksei Alekseevich — Cand. Med. Sci., Associate Professor of the Department of General Surgery, Anaesthesiology, Resuscitation and Emergency Medicine, Medical Academy named after S. I. Georgievsky of V. I. Vernadsky Crimean Federal University, 295051, Russian Federation, Simferopol, Lenin Blvd, 5/7; anaesthesiology and resuscitation physician, Crimean Republican Center of Disaster Medicine and Emergency Medical Services, 295024, Russian Federation, Simferopol, Octyabrya 60th Anniversary St., 30; e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.;

ORCID: 0000-0002-2789-9760; SPIN: 2170-5204

Zakurdaeva Alina Yur'evna — Cand. Jur. Sci., Leading Researcher, Central Research Institute for Health Organization and Information System Development of the Ministry of Health of the Russian Federation, 127254, Russian Federation, Moscow, Dobrolubova St., 11;

e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.; ORCID: 0000-0002-1453-7699; SPIN: 5869-6584

 

Статья получена: 26.01.2021 г.

Принята к публикации: 25.03.2021 г.

 

Ключевые слова: остановка кровообращения, смерть, сердечно-легочная реанимация, учитель, педагог, ученик, учащийся, школа, нормативно-правовое регулирование, организация оказания первой помощи, оказание первой помощи педагогами.

Полнотекстовый файл PDF
Л. И. Дежурный, А. А. Биркун, А. Ю. Закурдаева, НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ ПРИ ОСТАНОВКЕ СЕРДЦА ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ РАБОТНИКАМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ РЕЦЕНЗИРУЕМЫЙ ЖУРНАЛ "СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И МЕДИЦИНСКОЙ СТАТИСТИКИ". - 2021. - №1;
URL: http://healthproblem.ru/magazines?text=596 (дата обращения: 19.04.2024).

Код для вставки на сайт или в блог:

Просмотры статьи:
Сегодня: 6 | За неделю: 9 | Всего: 1520