АНАЛИЗ КАДРОВОГО СОСТАВА В ГОРОДСКОЙ И СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ ОНКОЛОГИЧЕСКОЙ СЕТИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ (ЧИСЛЕННОСТЬ, КВАЛИФИКАЦИЯ, УКОМПЛЕКТОВАННОСТЬ ШТАТНАЯ И ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ)
DOI 10.24412/2312-2935-2021-2-688-697
АНАЛИЗ КАДРОВОГО СОСТАВА В ГОРОДСКОЙ И СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ ОНКОЛОГИЧЕСКОЙ СЕТИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ (ЧИСЛЕННОСТЬ, КВАЛИФИКАЦИЯ, УКОМПЛЕКТОВАННОСТЬ ШТАТНАЯ И ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ)
С.Н. Алексеенко1, Р.А. Мурашко2
1ФГБОУ ВО «Кубанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г.Краснодар
2ГБУЗ «Клинический онкологический диспансер № 1», г. Краснодар
Деятельность медицинских организаций государственной системы здравоохранения оказывает определяющее влияние на здоровье населения. Медицинские работники, являясь главной, наиболее ценной и значимой частью ресурсов здравоохранения, в конечном счете, обеспечивают результативность и эффективность деятельности, как всей системы здравоохранения, так и каждого ее структурного подразделения - от органов управления здравоохранением до отдельной медицинской организации. Важным моментом в деле организации медицинской помощи онкологическим пациентам являются кадры. Если в начале нынешнего столетия онкологическая служба испытывала дефицит сертифицированных врачей-онкологов как в стационарах, так и в амбулаторном звене, то постепенно кадровая ситуация улучшалась. Обеспеченность врачами-онкологами выросла с 0,51 на 10 000 населения в 2008г. до 0,62 в 2012г., в дальнейшем снизилась до 0,54 в 2018г. Укомплектованность стационаров онкологических диспансеров врачами в 2008г. составляла 71,1%, в 2012г. — 68,3%; средним медицинским персоналом — 73,8 и 70,5% соответственно [1, 2]. Однако штатная численность онкологов в стационарах за период 2008-2018гг. увеличилась на 54,1%, несколько меньше оказалась доля прироста занятых должностей – 46,3%.
Цель: провести анализ кадрового состава в городской и сельской местности онкологической службы Краснодарского края.
Материалы и методы. В работе использовались данные формы №30 федерального статистического наблюдения «Сведения о медицинской организации» за 2008 г. и 2019 г. В работе использованы математический, библиографический и статистический методы. Статистическая обработка материала включала методы описательной статистики; расчет относительных (интенсивных и экстенсивных) показателей.
Результаты. В 2008 г. в Краснодарском крае штат врачей-онкологов для взрослого населения составил 244,25 врачебных должностей, детских онкологов – 3,0. Для оказания специализированной онкологической помощи в штате службы имеются 78,50 врачебных штатных единиц врачей-радиологов и 39,25 врачебных штатных единиц врачей-гематологов. В 2019 г. онкологические учреждения края насчитывали 367,0 врачебных должностей для взрослого населения, детских онкологов – 20,25 ед. Для оказания специализированной онкологической помощи в штате службы имеются 70,50 ставок врачей-радиологов и врачей-радиотерапевтов, и 42,25 ставки врачей-гематологов, что на 7,4% больше чем в 2008г. Это свидетельствует о стабильности кадрового состава и пополнении службы новыми кадрами. В 2019 году количество штатных должностей врачей в онкологических учреждениях (5 онкодиспансерах) составило 274,25, физических лиц - 216. В том числе онкологов - 142, радиологов - 11, радиотерапевтов - 24, химиотерапевтов - 39.
Заключение. Основными критериями эффективности кадровой политики, медицинского образования и системы стимулирования медицинских кадров являются качество оказываемой медицинской помощи и удовлетворенность ею пациента. Перспективное кадровое планирование возможно лишь при условии наличия достоверной информации о количестве медицинских работников (врачей разного профиля и среднего медицинского персонала) в каждом муниципальном образовании. Среди проблем в области управления медицинскими кадрами следует отметить недостаточную социальную защищенность и снижение престижа медицинской профессии.
Ключевые слова: онкологическая служба Краснодарского края, обеспеченность врачами-онкологами, кадры онкологических организаций, врач-радиолог, врач-радиотерапевт
ANALYSIS OF THE PERSONNEL COMPOSITION IN URBAN AND RURAL AREAS OF THE ONCOLOGICAL NETWORK OF THE KRASNODAR TERRITORY (NUMBER, QUALIFICATION, STAFFING OF STAFF AND INDIVIDUALS)
S.N. Alekseenko1, R.A. Murashko2
1Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education Kuban State Medical University of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation
2ClinicalOncologicalDispensary №1, Krasnodar
The activities of medical organizations of the state health system have a decisive impact on the health of the population. Medical workers, being the main, most valuable and significant part of health care resources, ultimately ensure the effectiveness and efficiency of the activities of both the entire health care system and each of its structural divisions - from health management bodies to a separate medical organization. An important point in the organization of medical care for cancer patients is personnel. If at the beginning of this century the oncological service experienced a shortage of certified oncologists both in hospitals and in the outpatient section, then the personnel situation gradually improved. The provision of oncologists increased from 0.51 per 10,000 population in 2008 to 0.62 in 2012, then decreased to 0.54 in 2018. Staffing of oncological dispensaries with doctors in 2008. it was 71.1%, in 2012 — 68.3%; secondary medical personnel-73.8 and 70.5%, respectively [1, 2]. However, the full-time number of oncologists in hospitals for the period 2008-2018. it increased by 54.1%, the share of the increase in occupied positions was slightly less – 46.3%.
Purpose: to analyze the personnel composition in urban and rural areas of the oncology service of the Krasnodar Territory.
Materials and methods. The data of the form No. 30 of the federal statistical observation "Information about a medical organization" for 2008 and 2019 were used in the work. The paper uses mathematical, bibliographic and statistical methods. Statistical processing of the material included methods of descriptive statistics; calculation of relative (intensive and extensive) indicators.
Results. In 2008, in the Krasnodar Territory, the staff of oncologists for the adult population amounted to 244.25 medical positions, children's oncologists-3.0. To provide specialized oncological care, the service has 78.50 medical staff units of radiologists and 39.25 medical staff units of hematologists. In 2019, oncological institutions of the region had 367.0 medical positions for the adult population, children's oncologists-20.25 units. For the provision of specialized oncological care, the service has 70,50 rates of radiologists and radiotherapists, and 42.25 rates of hematologists, which is 7.4% more than in 2008. This indicates the stability of the personnel structure and the replenishment of the service with new personnel. In 2019, the number of full-time positions of doctors in oncological institutions (5 oncological dispensaries) amounted to 274.25, individuals-216. Including oncologists-142, radiologists-11, radiotherapists-24, chemotherapists-39.
Conclusion. The main criteria for the effectiveness of the personnel policy, medical education and the incentive system for medical personnel are the quality of medical care provided and patient satisfaction with it. Prospective personnel planning is possible only if there is reliable information about the number of medical workers (doctors of various profiles and secondary medical personnel) in each municipality. Among the problems in the field of medical personnel management, it should be noted that there is insufficient social security and a decrease in the prestige of the medical profession.
Keywords: oncological service of the Krasnodar Territory, provision of oncologists, personnel of oncological organizations, radiologist, radiotherapist
Деятельность медицинских организаций государственной системы здравоохранения оказывает определяющее влияние на здоровье населения. Медицинские работники, являясь главной, наиболее ценной и значимой частью ресурсов здравоохранения, в конечном счете, обеспечивают результативность и эффективность деятельности, как всей системы здравоохранения, так и каждого ее структурного подразделения - от органов управления здравоохранением до отдельной медицинской организации.
Кадровые ресурсы - самые дорогостоящие в здравоохранении. Стоимость их возрастает по мере накопления работниками профессионализма и опыта. Изменение стратегии в охране здоровья населения меняет направленность профессиональной (в том числе медико-технической) подготовки медицинских работников. Одновременно оно предъявляет повышенные требования к их личным и деловым качествам в процессе работы с людьми и организациями.
Важным моментом в деле организации медицинской помощи онкологическим пациентам являются кадры. Если в начале нынешнего столетия онкологическая служба испытывала дефицит сертифицированных врачей-онкологов как в стационарах, так и в амбулаторном звене, то постепенно кадровая ситуация улучшалась. Обеспеченность врачами-онкологами выросла с 0,51 на 10 000 населения в 2008г. до 0,62 в 2012г., в дальнейшем снизилась до 0,54 в 2018г. Укомплектованность стационаров онкологических диспансеров врачами в 2008г. составляла 71,1%, в 2012г. — 68,3%; средним медицинским персоналом — 73,8 и 70,5% соответственно [1, 2]. Однако штатная численность онкологов в стационарах за период 2008-2018гг. увеличилась на 54,1%, несколько меньше оказалась доля прироста занятых должностей – 46,3%. Укомплектованность должностей врачей-онкологов в стационаре в 2018 году составила 91,9%, физическими лицами -73,8% при невысоком коэффициенте совместительства (КС) – 1,2. Укомплектованность должностей врачей-онкологов в медицинских организациях, оказывающих помощь в амбулаторных условиях, составила соответственно 82,4% и 60,0% с КС 1,4. Обеспеченность населения РФ занятыми должностями врачей-онкологов в медицинских организациях, оказывающих амбулаторную помощь, в 2018г. составила 0,35; в стационарных – 0,4 на 10 тыс. нас. Нагрузка на одну должность врача-онколога в стационаре не превышает нормативных требований: 7 коек в целом при нормативе 10 коек для взрослых и 6 коек для детей. Функция врачебной должности в подразделениях, оказывающих помощь в амбулаторных условиях, ниже норматива - 3712 посещений в год [3].
Несмотря на вложение больших средств в здравоохранение, медицинские организации, оказывающие помощь по профилю «онкология», еще недостаточно обеспечены ресурсами для выполнения поставленных задач по снижению смертности [4].
Цель: провести анализ кадрового состава в городской и сельской местности онкологической службы Краснодарского края.
Материалы и методы. В работе использовались данные формы №30 федерального статистического наблюдения «Сведения о медицинской организации» за 2008 г. и 2019 г. В работе использованы математический, библиографический и статистический методы.
Статистическая обработка материала включала методы описательной статистики; расчет относительных (интенсивных и экстенсивных) показателей.
Результаты. В 2008 г. в Краснодарском крае штат врачей-онкологов для взрослого населения составил 244,25 врачебных должностей, детских онкологов – 3,0. Для оказания специализированной онкологической помощи в штате службы имеются 78,50 врачебных штатных единиц врачей-радиологов и 39,25 врачебных штатных единиц врачей-гематологов. (табл.1).
В 2019 г. онкологические учреждения края насчитывали 367,0 врачебных должностей для взрослого населения, детских онкологов – 20,25 ед. Для оказания специализированной онкологической помощи в штате службы имеются 70,50 ставок врачей-радиологов и врачей-радиотерапевтов, и 42,25 ставки врачей-гематологов, что на 7,4% больше чем в 2008г. Это свидетельствует о стабильности кадрового состава и пополнении службы новыми кадрами. (табл. 2).
Таблица 1
Кадровые ресурсы онкологической службы Краснодарского края в 2008 г. (в абс.числах, %)
Врачи-онкологи (для взрослого населения) |
||||||||
№ |
Условия оказания медицинской помощи |
Количество штатных должностей, ед. |
Количество занятых должностей, ед. |
Количество физических лиц (основные сотрудники) |
Укомплек-тованность физическими лицами (%) |
|||
1. |
ВСЕГО по краю |
244,25 |
236,25 |
178 |
72,9 |
|||
1.1 |
В т.ч. в амбулаторных подразделениях |
129,5 |
123,25 |
94 |
76,3 |
|||
|
- в том числе в сельской местности |
78,5 |
74,25 |
56 |
71,3 |
|||
1.2. |
В т.ч. в стационарных подразделениях |
114,75 |
113 |
84 |
74,3 |
|||
Врачи-онкологи детские |
||||||||
2. |
ВСЕГО по краю |
3,0 |
2,75 |
2 |
66,7 |
|||
2.1. |
В т.ч. в амбулаторных подразделениях |
1,75 |
1,75 |
1,0 |
57,1 |
|||
2.2. |
В т.ч. в стационарных подразделениях |
1,25 |
1,0 |
1,0 |
80,0 |
|||
Врачи-радиологи |
||||||||
3. |
ВСЕГО по краю |
78,5 |
77,0 |
46 |
58,6 |
|||
3.1. |
В т.ч. в амбулаторных подразделениях |
10,0 |
10,0 |
8 |
80,0 |
|||
3.2. |
В т.ч. в стационарных подразделениях |
68,5 |
67,0 |
38 |
55,5 |
|||
Врачи-гематологи |
||||||||
4. |
ВСЕГО по краю |
39,25 |
37,0 |
28 |
71,3 |
|||
4.1. |
В т.ч. в амбулаторных подразделениях |
14,75 |
14,25 |
10 |
67,8 |
|||
4.2. |
В т.ч. в стационарных подразделениях |
24,5 |
22,75 |
18 |
73,5 |
|||
Таблица 2
Кадровые ресурсы онкологической службы Краснодарского края в 2019 г. (в абс.числах, %)
Врачи-онкологи (для взрослого населения) |
||||||||
№ |
Условия оказания |
Количество штатных должностей |
Количество занятых должностей |
Количество физических лиц (основные сотрудники) |
Укомплек-тованность физическими лицами (%) |
|||
1. |
ВСЕГО по краю |
367,00 |
300,5 |
250 |
68,1 |
|||
1.1 |
В т.ч. в амбулаторных подразделениях |
218,25 |
168,5 |
142 |
65,1 |
|||
|
- в том числе в сельской местности |
98,5 |
78,5 |
74 |
75,1 |
|||
1.2. |
В т.ч. в стационарных подразделениях |
148,75 |
132 |
108 |
72,6 |
|||
Врачи-онкологи детские |
||||||||
2. |
ВСЕГО по краю |
20,25 |
18,50 |
17 |
84,0 |
|||
2.1. |
В т.ч. в амбулаторных подразделениях |
1,00 |
0,75 |
0 |
0 |
|||
2.2. |
В т.ч. в стационарных подразделениях |
19,25 |
17,75 |
17 |
88,3 |
|||
Врачи-радиологи и радиотерапевты |
||||||||
3. |
ВСЕГО по краю |
70,50 |
52,25 |
44 |
62,4 |
|||
3.1. |
В т.ч. в амбулаторных подразделениях |
30,75 |
21,75 |
18 |
58,5 |
|||
3.2. |
В т.ч. в стационарных подразделениях |
39,75 |
30,5 |
26 |
65,4 |
|||
Врачи-гематологи |
||||||||
4. |
ВСЕГО по краю |
42,25 |
37,25 |
33 |
78,1 |
|||
4.1. |
В т.ч. в амбулаторных подразделениях |
20,25 |
16,75 |
14 |
69,1 |
|||
4.2. |
В т.ч. в стационарных подразделениях |
25 |
20,50 |
19 |
76 |
|||
В 2019 году количество штатных должностей врачей в онкологических учреждениях (5 онкодиспансерах) составило 274,25, физических лиц - 216. В том числе онкологов - 142, радиологов - 11, радиотерапевтов - 24, химиотерапевтов - 39.
В динамике с 2008 по 2019 гг. отмечается увеличение коэффициента совместительства среди врачей онкологов, что увеличивает нагрузку на врачебный персонал. Коэффициент совместительства в целом по Краснодарскому краю врачей онкологов составил 1,2 в 2019 году (для сравнения 1,1 в 2008 году). В сельской местности коэффициент совместительства также вырос с 1,1 в 2008 году до 1,2 в 2019 году.
При анализе возрастной структуры врачей онкологов в сельской местности установлено, что доля врачей в возрасте более 50 лет составила 40,4%, в возрасте 40-50 лет - 27,3%, от 30 до 40 лет - 22,6%, доля врачей моложе 30 лет - всего лишь 9,6%.
В целом по краю средний возраст врачей-онкологов - 41 год, врачей-радиологов - 43 года и радиотерапевтов - 46 лет, врачей-гематологов - 45 лет.
В сравнении с 2008 годом укомплектованность врачами-онкологами снизилась: в 2008 году она составляла 72,9%, в 2019 году - 68,1%, что обусловлено в том числе увеличением количества штатных должностей в медицинских организациях в связи с приведением штатного расписания в соответствие с нормативными документами. Тем не менее, в сельской местности в связи с социальными выплатами, улучшением условий проживания врачей онкологов и заинтересованностью администрации сельских муниципальных образований во врачах специалистах, укомплектованность врачами онкологами с 2008 по 2019 гг. увеличилась с 71,3% до 75,1%.
Однако, в ряде муниципальных образований края (Белоглинском, Мостовском, Новокубанском и Отрадненском) первичные онкологические кабинеты в 2019 году не были укомплектованы врачами-онкологами.
Показателем, характеризующим процессы кадрового обеспечения, является обеспеченность населения физическими лицами специалистов онкологов. В сравнении с 2008 годом в 2019 году увеличилось количество физических лиц врачей онкологов – с 178 до 250. Соответственно выросла и обеспеченность врачами онкологами на 10 тысяч населения – с 0,4 в 2008 году до 0,5 в 2019 году. Произошло увеличение числа физических лиц врачей-онкологов в сельской местности с 56 в 2008 году до 74 в 2019 году. Выросла и обеспеченность врачами-онкологами в сельской местности на 10 тысяч населения – с 0,38 в 2008 году до 0,56 в 2019 году.
Все специалисты онкологической службы (онкологи, детские онкологи, радиологи и радиотерапевты, гематологи) имеют сертификаты по специальности. Увеличилась доля врачей, имеющих квалификационные категории: если в 2008 году квалификационные категории имели 56,4% врачей онкологов, то в 2019 году 58,8%, соответственно 34,5% и 52,9% - детских онкологов, 45,6% и 56,8% - специалистов радиотерапевтической службы, 58,4% и 63,6% - врачей гематологов. Однако в сельской местности доля врачей-онкологов, имеющих квалификационные категории, снизилась с 48,2% в 2008 году до 32,4% в 2019 году, что обусловлено недостаточным уровнем заинтересованности в получении квалификационных категорий данной категории специалистов.
Увеличение численности врачей-специалистов в сельской местности привело к улучшению укомплектованности врачей-онкологов, а это в свою очередь, несомненно, позитивно скажется на повышении доступности и качестве медицинской помощи в сельских территориях.
С целью снижения дефицита врачебных кадров в сельской местности осуществляется их подготовка в ФГБОУ ВО «Кубанский государственный медицинский университет» Минздрава России за счет средств краевого бюджета в рамках государственной программы «Развитие здравоохранения» подпрограммы «Кадровое обеспечение системы здравоохранения». С 2012 года в крае реализуется программа «Земский доктор». В 2019 году реализация программы позволила увеличить число врачей-специалистов, в том числе врачей онкологов, в сельской местности.
При разработке перспектив кадровой политики следует учитывать, что привлечение молодежи в профессию невозможно без содействия повышению уровня социально-экономической защищенности медицинских работников. Наиболее актуальным является вопрос обеспечения медицинских работников жильем. Современная ситуация в здравоохранении предполагает проведение глубоких преобразований в области управления кадровым потенциалом отрасли.
Целью кадровой политики является подготовка и переподготовка специалистов, обладающих современными знаниями и способных обеспечить экономическую и клиническую эффективность применяемых высоких медицинских технологий и новых методов профилактики, диагностики и лечения, достижение оптимального соотношения численности врачей и среднего медицинского персонала, а также устранение диспропорций в кадровом обеспечении всех уровней системы здравоохранения.
Заключение. Основными критериями эффективности кадровой политики, медицинского образования и системы стимулирования медицинских кадров являются качество оказываемой медицинской помощи и удовлетворенность ею пациента. Перспективное кадровое планирование возможно лишь при условии наличия достоверной информации о количестве медицинских работников (врачей разного профиля и среднего медицинского персонала) в каждом муниципальном образовании. Среди проблем в области управления медицинскими кадрами следует отметить недостаточную социальную защищенность и снижение престижа медицинской профессии.
Список литературы
- Каприн Е.Г., Старинский В.В., Александрова Л.М., Чиссов В.И. и др. Развитие онкологической помощи в Российской Федерации в свете выполнения государственных программ. Российский медицинский журнал. 2015;2:4-9
- Старинский В.В., Александрова Л.М., Чиссов В.И., Каприн А.Д. и др. Основные итоги четырехлетнего опыта реализации мероприятий, направленных на совершенствование онкологической помощи населению России. Онкология. Журнал им. Герцена. 2014;3(4):45-48
- Руголь Л.В., Сон И.М., Стародубов В.И., Меньшикова Л.И. Проблемы организации стационарной медицинской помощи и подходы к ее модернизации. Социальные аспекты здоровья населения [сетевое издание]. 2020;66(1)
- Нечаева О.Б., Шикина И.Б., Чухриенко И.Ю., Михайлов А.Ю. Ресурсное обеспечение медицинских организаций, оказывающих помощь по профилю «онкология». Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2019;2:269-277
References
1. Kaprin E.G., Starinskij V.V., Aleksandrova L.M., CHissov V.I. i dr. Razvitie onkologicheskoj pomoshchi v Rossijskoj Federacii v svete vypolneniya gosudarstvennyh program[The development of cancer care in the Russian Federation in the light of the implementation of state programs]. Rossijskij medicinskij zhurnal[Russian Medical Journal].2015;2:4-9 (In Russian)
2. Starinskij V.V., Aleksandrova L.M., CHissov V.I., Kaprin A.D. i dr. Osnovnye itogi chetyrekhletnego opyta realizacii meropriyatij, napravlennyh na sovershenstvovanie onkologicheskoj pomoshchi naseleniyu Rossii[The main results of the four-year experience in implementing measures aimed at improving cancer care for the population of Russia]. Onkologiya. ZHurnal im. Gercena[Oncology. Herzen Magazine]. 2014;3(4):45-48 (In Russian)
3. Rugol' L.V., Son I.M., Starodubov V.I., Men'shikova L.I. Problemy organizacii stacionarnoj medicinskoj pomoshchi i podhody k ee modernizacii[Problems of the organization of inpatient medical care and approaches to its modernization]]. Social'nye aspekty zdorov'ya naseleniya [setevoe izdanie][Social aspects of public health [online publication]]. 2020;66(1) (In Russian)
4. Nechaeva O.B., SHikina I.B., CHuhrienko I.YU., Mihajlov A.YU.Resursnoe obespechenie medicinskih organizacij, okazyvayushchih pomoshch' po profilyu «onkologiya»[ Resource support of medical organizations that provide assistance in the field of "oncology"]. Sovremennye problemy zdravoohraneniya i medicinskoj statistiki[Modern problems of healthcare and medical statistics.]. 2019;2:269-277 (In Russian)
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Acknowledgments. The study did not have sponsorship.
Conflict of interests. The authors declare no conflict of interest.
Сведения об авторе
Алексеенко Сергей Николаевич – доктор медицинских наук, ректор ФГБОУ ВО «Кубанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 350063, Россия, Краснодар, ул. М. Седина, 4, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Мурашко Роман Алексеевич- кандидат медицинских наук, главный врач ГБУЗ «Клинический онкологический диспансер № 1», 350040, г. Краснодар, ул. Димитрова, д. 146, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., SPIN-код: 8484-2695
Information about the author
Alekseyenko Sergey Nikolaevich - Doctor of Medical Sciences, rector of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education KubGMU of the Ministry of Health of Russia, 350063, Russia, Krasnodar, M. Sedina st., 4, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Roman A. Murashko-Candidate of Medical Sciences, Chief Physician of the State Medical Institution "Clinical Oncological Dispensary No. 1", 146 Dimitrova str., Krasnodar, 350040, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., SPIN code: 8484-2695
Статья получена: 10.01.2021 г.
Принята к публикации: 28.06.2021 г.
URL: http://healthproblem.ru/magazines?text=658 (дата обращения: 26.12.2024).