СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА
DOI 10.24412/2312-2935-2021-3-91-99
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА
И.А. Мунтян, Л.А. Карасева
ФГБОУ ВО «Самарский государственный медицинский университет» Минздрава России,
г. Самара
Гарантия высокого качества оказания медицинской помощи населению выдвигает большое количество требований к повышению качества базовой и последипломной подготовки кадров.
Цель исследования: изучить отношение среднего медицинского персонала к существующей системе повышения квалификации и определить пути её оптимизации.
Методы исследования: социологический (анкетирование), контент-анализ статистический.
Результаты: большая часть респондентов постдипломное обучение воспринимают положительно –88%. Однако 10% опрошенных относится к повышению квалификации нейтрально и 2%- отрицательно, что является тревожным показателем. Наиболее проблемным звеном на курсах повышения квалификации, по мнению специалистов, является практический блок, при этом 52% отметили, что не нуждаются в занятиях по отработке практических навыков, поскольку обладают достаточным практическим опытом, 40% хотели бы больше практических занятий, 8% считают, что отработка манипуляционной техники необходима.
Самым распространенным пожеланием слушателей оказалось включение в программу курсов повышения квалификации вопросов, связанных с инновационными технологиями в сестринской практике (88%) и качеством оказания медицинской помощи (96%). Предпочтительнее всего для слушателей оказались такие формы занятий, как дискуссии в виде круглого стола, работа в парах и группах, просмотр учебных и научных фильмов, лекции. Переход на новый –дистанционный формат обучения считают положительным - 94% опрошенных. Желание присутствия на курсах повышения квалификации специалистов-представителей из практического здравоохранения, работающих в крупных медицинских организациях выразили 91% респондентов.
Повышению квалификации в формате непрерывного медицинского образования (НMО) положительную оценку дали 98% опрошенных специалистов.
Заключение: отношение специалистов со средним медицинским образованием к действующей системе повышения квалификации зачастую носит формальный характер, который сказывается в том, что оно выступает инструментом поддержания профессионального статуса. В тоже время на сегодняшний день все еще не преодолен разрыв между спросом на образовательные услуги в сфере дополнительного повышения квалификации и предложением.
Ключевые слова: повышение квалификации, оптимизация, средний медицинский персонал.
IMPROVEMENT OF THE SYSTEM OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION OF SECONDARY MEDICAL PERSONNEL
I. A. Muntyan, L. A. Karaseva
Samara State Medical University of the Ministry of Healthcare of Russia, Samara, Russia
The guarantee of high quality medical care to the population puts forward a large number of requirements for improving the quality of basic and postgraduate training.
The purpose of the study is to study the attitude of nursing staff to the existing system of professional development and determine the ways of its optimization
Methods of research: sociological (questionnaire survey), statistical, content analysis.
Results: most of the respondents perceive postgraduate education positively –88%. However, 10% of those surveyed have a neutral attitude to professional development and 2% negative, which is an alarming indicator. The most problematic link in advanced training courses, according to experts, is the practical block, while 52% noted that they do not need practical skills training because they have sufficient practical experience, 40% would like more practical training, 8% believe that that the development of manipulation techniques is necessary.
The most common wish of the trainees was the inclusion in the curriculum of advanced training courses of issues related to innovative technologies in nursing practice (88%) and the quality of medical care (96%). The most preferable for the listeners were such forms of classes as round table discussions, work in pairs and groups, watching educational and scientific films, and lectures. The transition to a new, distance learning format is considered positive - 94% of the respondents. 91% of respondents.
Еxpressed their desire to attend professional development courses for specialists from practical healthcare working in large medical organizations. Advanced training in the format of continuing medical education (NMO) was positively assessed by 98% of the surveyed specialists.
Conclusions: the attitude of specialists with secondary medical education to the current system of professional development is often formal, which is reflected in the fact that it acts as a tool for maintaining professional status. At the same time, to date, the gap between the demand for educational services in the field of continuing education and supply has not yet been bridged.
Keywords: advanced training, optimization, nursing staff.
Введение. Социально-экономические и политические преобразования в Российской Федерации выдвинули новые требования к кадровой политике в отрасли здравоохранения. Система повышения квалификации не оказалась исключением. Практически каждые три года объем и уровень знаний в медицине увеличивается и становиться более сложным. При этом повышение квалификации медицинские работники проходят, как и прежде один раз в пять лет, следовательно, несколько лет до очередного цикла обучения медицинский персонал работает с явно устаревшими знаниями [1].
В настоящее время целесообразно введение новых форм повышения квалификации. Международными экспертами рекомендуется продвижение в сторону непрерывного образования и признания обучения и подготовки кадров на рабочем месте, что будет стимулировать развитие самостоятельной творческой активности персонала учреждений здравоохранения с позиций непрерывного обучения на протяжении всей профессиональной деятельности [2].
В результате осуществления поставленных задач в России в кратчайший период должна быть создана эффективная система подготовки и переподготовки медицинских работников среднего звена. Здравоохранение получит кадровый фундамент для своего развития, специалист – возможность заниматься любимым делом, основания для профессионального роста и планирования карьеры [3]. Достижение этой цели возможно только на основе совершенствования профессиональной подготовки и дополнительного последипломного обучения, которые должны выстроиться в систему непрерывного образования.
Цель исследования- изучить отношение среднего медицинского персонала к существующей системе повышения квалификации и определить пути её оптимизации.
Методы исследования: социологический (анкетирование), контент-анализа, статистический.
Объектом контент-анализа было содержание нормативно-правовых документов: приказов, распоряжений, постановлений, регламентирующих деятельность дополнительного профессионального образования.
Социологический метод является составляющей частью всего исследования и предусматривает проведение анкетирования. Статистический метод использовался для обработки результатов опроса.
Анкетирование сестринского персонала проводился сплошным методом. Всего было проанализировано 159 анкет медицинского персонала. По гендерному составу 99% опрошенных специалистов составили женщины, 1% - мужчины. Анализ возрастного состава показал, что почти половина 45,7% опрошенных относится к возрастной группе от 40 до 49 лет. Большинство респондентов имеют базовый уровень среднего медицинского образования (87%).
Результаты исследования и обсуждение. Исследование проходило на базе Института сестринского образования (ИСО) федерального государственного бюджетного учреждения высшего образования «Самарский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации.
В ходе проделанной работы было выявлено, что большая часть респондентов постдипломное обучение воспринимают положительно –88%. Однако 10% опрошенных относится к повышению квалификации нейтрально, 2%- отрицательно, что является тревожным показателем. При этом для 91% респондентов основной целью повышения квалификации является получение документа о повышении квалификации. На получение новых теоретических знаний и практических навыков указали 57% респондентов. Производственная необходимость определила цель повышения квалификации для 8% опрошенных.
Были установлены причины, вызывающие негативное отношение у слушателей к курсам повышения квалификации: на очень большой объем учебного материала пожаловались 24% респондентов, 53% на нехватку свободного времени, 21% испытывают страх перед итоговой аттестацией и 2% другое.
Учебный процесс в системе дополнительного образования в здравоохранении должен выйти на новый уровень развития, отвечающий современным требованиям общества и государства и обеспечивающий решение поставленных перед системой задач [4]. Новые задачи модернизации образования с применением цифровых технологий на постдипломном уровне требуют гибкости структур управления и использования наиболее прогрессивной сегодня моделей [5].
Опрос специалистов со средним медицинским образованием, касающейся слабых звеньев в существующей системе повышения квалификации, показал, что наиболее проблемным, на их взгляд, является практический блок. При этом 52% опрошенных считают, что не нуждаются в занятиях по отработке практических навыков, поскольку обладают достаточным практическим опытом, 40% хотели бы больше такого рода занятий, 8% считают, что им необходима отработка манипуляционной техники.
Проблемным является и сам характер практических занятий. Только 27% считают, что техника манипуляций отрабатывается на курсах повышения квалификации в достаточной степени. 40% вынуждены заниматься самообразованием, а 33% -обращаться к опытным специалистам-наставникам.
Вопрос, направленный на выявление тематических предпочтений в рамках существующих программ повышения квалификации, показал, что наиболее востребованы для изучения оказались темы, касающиеся санитарно-эпидемиологического режима (51%), инфекционной безопасности в медицинской организации для персонала и пациента (30%), профессиональная культура и конфликтология медицинского работника (15%), правовые аспекты (4%). Самым распространенным желанием слушателей оказалось включение в программу курсов повышения квалификации таких тем, как: инновационные технологии в сестринской практике (88%) и качество оказания медицинской помощи (96%). Это желание может быть обусловлено тем, что медицинские организации оснащаются новым современным оборудованием, использование которого требует новых знаний и навыков, привычные манипуляции проводятся совершенно на другом уровне, как для пациента, так и для медицинского персонала. Работа становится интереснее, но в то же время, требующая новых инновационных подходов. Всё это требует от специалистов не отставать от научно-технического прогресса, используя поученные актуальные современные знания в своей профессиональной деятельности [6].
В связи с пандемией, вызванной новой коронавирусной инфекцией COVID-19, групповые формы занятий на курсах повышения квалификации в рамках системы дополнительного профессионального образования, впрочем, как и во всех сферах образования в целом, интегрировали в практику дистанционного образования, демонстрацию видео лекций, мастер-классов, групповое онлайн общение на различных цифровых площадках и форумах.
По мнению респондентов, такой переход на новый уровень считают положительным - 94% опрошенных, так как появляется возможность обучения без отрыва от работы, семьи. При данной форме обучения появилась возможность просматривать и изучать лекционный материал в записи, в любое удобное для обучающегося время. Однако у 6% опрошенных возникает сложность с выполнением заданий на цифровых площадках, проблемы с доступом в электронно-образовательную среду и интернет. Отметим, что в этот процент вошли специалисты старшего возраста у которых нет достаточных навыков работы с компьютерной техникой. В основном широкая масса медицинских работников со средним медицинским образованием является продвинутым пользователем Интернет-ресурсов, и, тем самым, готовы к использованию Интернет-технологий в дополнительном образовании. Дистанционное обучение имеет индивидуальный характер, прививает навыки самообразования и делает процесс обучения более доступным. С другой стороны, невозможно не отметить, что кроме ряда значимых преимуществ у дистанционного обучения, которые склоняют слушателей к выбору именно этой форме обучения, есть и негативная сторона. Например, отработка практических навыков невозможна, без очного присутствия обучающихся. Без отработки практических навыков в значительной степени, снижается качество подготовки специалистов здравоохранения.
Желание присутствия на курсах повышения квалификации специалистов-представителей из практического здравоохранения, работающих в крупных медицинских организациях выразили 91% респондентов, безразличие выразили 9% опрошенных. Присутствия на занятиях специалистов такого уровня может быть продиктована тем, что они являются потенциальными носителями пласта инновационных знаний, которые сейчас востребованы слушателями. Иными словами, сторонний специалист в лице которого могут быть главные и старшие медицинские сестра, имеющие большой опыт в организации и внедрении новых инновационных технологий в сестринскую практику, может выступать социально-активным элементом общества, который своей инициативностью вносит в нашу действительность конструктивную новизну и способен сделать нововведения главным механизмом в учебном процессе [7].
Положительную оценку прохождения повышения квалификации в формате непрерывного медицинского образования (НМО) дали 98% опрошенных специалистов. В настоящее время в программах НМО имеется возможность реализовывать различные образовательных технологий, включая дистанционное и симуляционное обучение, стажировку на рабочем месте и сетевое взаимодействие, что несомненно приводит к повышению качества обучения специалистов, а в последствии и к повышению качества оказания медицинской помощи.
Заключение. Таким образом из проведенного анализа мнений среднего медицинского персонала по совершенствованию системы дополнительного профессионального образования в соответствии с личностными запросами можно, сделать вывод, что отношение специалистов со средним медицинским образованием к действующей системе повышения квалификации зачастую носит формальный характер, который сказывается в том, что оно выступает инструментом поддержания профессионального статуса. В то же время на сегодняшний день все еще не преодолен разрыв между спросом на образовательные услуги в сфере дополнительного повышения квалификации и предложением.
Для оптимизации образовательного процесса и повышения качества обучения на циклах повышения квалификации сестринского персонала рекомендуем:
- при организации курсов повышения квалификации использовать современные методы обучения с использованием IT-технологий;
- внедрение в образовательный процесс обучения среднего медицинского персонала дистанционной формы обучения с гибким графиком и индивидуальным планом обучающегося;
- использование современных и инновационных технологий, методов и форм профессионально-образовательной деятельности, сформированных с учетом мнения самих обучающихся;
- при формировании курсов повышения квалификации необходимо учитывать возраст и специфику обучения взрослых людей, их жизненный и производственный опыт;
- развивать непрерывное медицинское образование, которое осуществляется посредством реализации программ повышения квалификации;
- использовать несколько образовательных технологий, таких как: дистанционное, симуляционное обучение, стажировку на рабочем месте и сетевое взаимодействие;
- при разработке образовательных программ циклов повышения квалификации увеличить в их содержании количество часов практических занятий и приблизить их к потребностям практики;
- организовывать выездные циклы
повышения квалификации для среднего медицинского персонала в областные и районные центры.
Список литературы
- Гагарин В.И., Алексеев Д.А., Семенова Л.В. Перспективы развития дополнительного профессионального образования медицинских и фармацевтических работников среднего звена в соответствии Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014;3(2):29-27
- Шляфер С.И, Камынина Н.Н., Гажева А.В., Турчиев А.Г., Тимофеева Е.И. Деятельность среднего медицинского персонала в Российской Федерации. Социальные аспекты здоровья населения.2010;1(13):1-8
- Порох Л.И. Система повышение квалификации в представлениях среднего медицинского персонала (на материалах социологического анализа). Журнал Фундаментальные исследования.2014;4 (2):338-342
- Шестак Н.В. Дополнительное образование медицинских кадров России: история, развитие, перспективы. Знание. Понимание. Умение. 2010:167-173
- Исмаилова Н.П. Модернизация образования в условиях цифровой экономики. Мир науки, культуры, образования. 2020;1(80):59-60
- Митигуллина А.А., Рябова Т.В. Инновационная технология обучения профессионального самообразования медицинских сестёр. Управление устойчивым развитием.2020;2(27):106-111
- Андриянова Е.А., Алешкина О.Ю., Засыпкина Е.В. Социально-профессиональный статус медицинских сестер в контексте инновационных преобразований в сестринской практике. Саратовский научно-медицинский журнал. 2011;2 (7):491–494
References
- Gagarin V.I., Alekseev D.A., Semenova L.V. Prospects for the development of additional vocational education for middle-level medical and pharmaceutical workers in accordance with Federal Law No. 273-FZ “On Education in the Russian Federation”. International Journal of Applied and Basic Research. 2014; 3 (2): 29-27
- Shlyafer S.I., Kamynina N.N., Gazheva A.V., Turchiev A.G., Timofeeva E.I. Activities of nurses in the Russian Federation. Social Aspects of Population Health. 2010; 1 (13): 1-8
- Gunpowder L.I. The system of advanced training in the views of nursing staff (based on the materials of sociological analysis). Journal of Basic Research. 2014; 4 (2): 338-342
- Shestak N.V. Additional education of medical personnel in Russia: history, development, prospects. Knowledge. Understanding. Skill. 2010: 167-173
- Ismailova N.P. Modernization of education in the digital economy. The world of science, culture, education. 2020; 1 (80): 59-60
- Mitigullina A.A., Ryabova T.V. An innovative technology for teaching professional self-education for nurses. Sustainable Development Management. 2020; 2 (27): 106-111
- Andriyanova E.A., Aleshkina O.Yu., Zasypkina E.V. Social and professional status of nurses in the context of innovative transformations in nursing practice. Saratov Journal of Medical Scientific Research. 2011; 2 (7): 491–494
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Acknowledgments. The study did not have sponsorship.
Conflict of interests. The author declare no conflict of interest.
Сведения об авторах
Мунтян Ирина Александровна - заместитель директора Института сестринского образования, кандидат медицинских наук, доцент кафедры сестринского дела ФГБОУ ВО «Самарский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации; 443099, Самарская область, г. Самара, ул. Чапаевская, д. 89;
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.;ORCID:0000-0001-5316-5368; SPIN-код:8418-0148.
Карасева Лариса Аркадьевна, - директор Института сестринского образования, доктор медицинских наук, заведующий кафедрой сестринского дела ФГБОУ ВО «Самарский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации; 443099, Самарская область, г. Самара, ул. Чапаевская, д. 89;
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.; ORCID: 0000-003-3999-9731; SPIN-код: 4744-0545
About the author
Muntyan Irina Aleksandrovna - Deputy Director of the Institute of Nursing Education, Candidate of Medical Sciences, Associate Professor of the Department of Nursing Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Samara State Medical University» of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation 443099, Samara region, Samara, 89 Chapaevskaya str
-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.;ORCID:0000-0001-5316-5368; SPIN-код:8418-0148.
Karaseva Larisa Arkadyevna - Director of the Institute of Nursing Education, Doctor of Medical Sciences, Head of the Department of Nursing Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Samara State Medical University» of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation 443099, Samara region, Samara, 89 Chapaevskaya str.;
е-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.; ORCID: 0000-003-3999-9731; SPIN-код: 4744-0545
Статья получена: 26.08.2021 г.
Принята к публикации: 28.09.2021 г.
URL: http://healthproblem.ru/magazines?text=665 (дата обращения: 23.11.2024).