Научно-практический рецензируемый журнал
"Современные проблемы здравоохранения
и медицинской статистики"
Scientific journal «Current problems of health care and medical statistics»
Новости научно-практического рецензируемого журнала
Больше новостей

Диагностика и профилактика преждевременного старения

Организация фармацевтического дела

АНАЛИЗ ТРЕБОВАНИЙ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА К КВАЛИФИКАЦИИ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ С ВЫСШИМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ (ПРОВИЗОРОВ)

К.Г. Ноздрачев1, В.В. Богданов1, Л.А. Лунева1
1. ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздрава России, г. Красноярск
УДК 615.15:340.130.53

DOI 10.24412/2312-2935-2021-3-100-116

  

АНАЛИЗ ТРЕБОВАНИЙ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА К КВАЛИФИКАЦИИ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ С ВЫСШИМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ (ПРОВИЗОРОВ)

 

К.Г. Ноздрачев, В.В. Богданов, Л.А. Лунева

 

ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздрава России, г. Красноярск

 

Введение. Практика управления фармацевтической деятельностью показывает, что правовое регулирование требований к квалификации фармацевтических работников Российской Федерации осуществляется нормативными актами, отдельные положения которых не соответствуют или противоречат друг другу. Такие несоответствия просматриваются между профессиональными стандартами, нормативными актами, предъявляющими требования к квалификации фармацевтических работников с высшим фармацевтическим образованием, а так же некоторыми лицензионными требованиями по наименованиям должностей, специальностей, повышению квалификации, видов документов о допуске к фармацевтической деятельности, наличию последипломного образования по отдельным специальностям.

Цель исследования: Подготовка рекомендаций для совершенствования нормативного и правового регулирования требований действующего законодательства к квалификации фармацевтических работников с высшим фармацевтическим образованием (провизоров).

Материалы и методы. В ходе исследования был применен контент-анализ действующих на момент написания статьи нормативных и правовых актов, в части требований к фармацевтическим должностям, уровням квалификации провизоров.

Результаты исследования. Выявлены и проанализированы несоответствия в действующих нормативных и правовых документах, регламентирующих требования к квалификации фармацевтических работников с высшим фармацевтическим образованием.

Выводы. Выявлен ряд противоречий в нормативных актах, касающихся провизоров, среди которых: Не требуется нормативно обязательное ежегодное повышение квалификации, требуется один раз в пять лет. Специалисты со свидетельством об аккредитации не могут занимать должности провизора, провизора-аналитика и провизора-технолога, поскольку у них нет сертификата специалиста. Квалификационные требования к должностям провизор-стажер и старший провизор могут быть установлены организацией самостоятельно, поскольку нет установленных регулятором нормативных требований к ним. Провизор-технолог не может руководить структурным подразделением аптечной организации. Наличие в штате только специалистов, имеющих свидетельство об аккредитации, при отсутствии у них сертификата специалиста, не позволяет фармацевтической организации соблюсти действующие лицензионные требования. В качестве мер по совершенствованию правового регулирования предлагается внести семь изменений в отдельные положения нормативных и правовых актов, регламентирующих требования к их квалификации, устраняющих выявленные противоречия.

Ключевые слова:фармацевтическая деятельность, фармацевтический работник, номенклатура должностей, квалификационные требования, лицензионные требования, профессиональный стандарт, трудовая функция, провизор.

 

 

ANALYSIS OF THE CURRENT LEGAL REQUIREMENTS FOR THE QUALIFICATION OF PHARMACEUTICAL WORKERS WITH HIGHER EDUCATION (PHARMACISTS)

 

K.G. Nozdrachev, V. V. Bogdanov, L. A. Luneva

 

Krasnoyarsk State Medical University named after Professor V. F. Voyno-Yasenetsky, Ministry of Health of Russia

 

Introduction. The practice of pharmaceutical management shows that the legal regulation of the requirements for the qualification of pharmaceutical workers in the Russian Federation is carried out by regulatory acts, some of the provisions of which do not correspond or contradict each other. Such discrepancies are seen between professional standards, regulations that require the qualification of pharmaceutical workers with higher pharmaceutical education, as well as some licensing requirements for the names of positions, specialties, advanced training, types of documents on admission to pharmaceutical activities, the availability of postgraduate education in certain specialties.

The purpose of the study: To prepare recommendations for improving the regulatory and legal regulation of the requirements of the current legislation for the qualification of pharmaceutical workers with higher pharmaceutical education (pharmacists).

Materials and methods. In the course of the study, a content analysis of the regulations and legal acts in force at the time of writing was applied, in terms of the requirements for pharmaceutical positions, the qualification levels of pharmacists.

The results of the study. Inconsistencies in the existing regulatory and legal documents regulating the requirements for the qualification of pharmaceutical workers with higher pharmaceutical education are identified and analyzed.

Conclusions. A number of contradictions have been identified in the regulations concerning pharmacists, including: No mandatory annual professional development is required, it is required once every five years. Specialists with an accreditation certificate can not hold the positions of pharmacist, pharmacist-analyst and pharmacist-technologist, because they do not have a specialist certificate. The qualification requirements for the positions of trainee pharmacist and senior pharmacist can be set by the organization independently, since there are no regulatory requirements for them established by the regulator. A pharmacist-technologist cannot manage a structural division of a pharmacy organization. The presence in the staff of only specialists who have a certificate of accreditation, if they do not have a specialist certificate, does not allow the pharmaceutical organization to comply with the current licensing requirements. As measures to improve the legal regulation, it is proposed to make seven changes to certain provisions of normative and legal acts regulating the requirements for their qualification, eliminating the identified contradictions.

 

Keywords: pharmaceutical activity, pharmaceutical worker, nomenclature of positions, qualification requirements, licensing requirements, professional standard, labor function, pharmacist.

 

Введение. В своей практической деятельности руководители аптечных организаций, анализируя актуальную нормативную документацию, сталкиваются с рядом расхождений в части должностей фармацевтического персонала и требований к ним. В этой статье мы рассмотрим некоторые из этих несоответствий. И во введении остановимся на основных определениях и нормах, от которых будем отталкиваться в настоящей статье.

Право на осуществление фармацевтической деятельности в Российской Федерации (далее РФ) имеют лица, получившие фармацевтическое образование в РФ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста. Аккредитация специалиста – это независимая процедура, которая проводится в целях определения соответствия квалификации лица, получившего фармацевтическое образование, требованиям к квалификации фармацевтического работника в соответствии с профессиональными стандартами для самостоятельного осуществления им фармацевтической деятельности [1]. До 1 января 2026 года право на занятие фармацевтической деятельностью в РФ сохраняется за лицами, получившими высшее или среднее фармацевтическое образование в РФ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющими сертификат специалиста [2].

При работе с нормативными документами становится очевидным несоответствие отдельных положений профессиональных стандартов, по которым проводится аккредитация специалистов, нормативным актам, предъявляющим требования к квалификации фармацевтических работников с высшим профессиональным (фармацевтическим) образованием, а также несоответствие некоторым лицензионным требованиям.

Наиболее ярко это несоответствие выявляется в отношении требований к квалификации провизора-технолога. До 2016 г., для того, чтобы занять эту должность от соискателя требовалось наличие высшего образования – специалитета по специальности «Фармация», и обязательная подготовка в интернатуре/ординатуре по специальности «Фармацевтическая технология». После 1 января 2016 года занять данную должность могут все выпускники, получившие образование в соответствии с ФГОС ВО по специальности Фармация (уровень специалитета) и прошедшие первичную аккредитацию специалиста. Эти нормы создают разночтения при составлении должностных инструкций, иных кадровых документов и требований при приеме на работу фармацевтических работников, получивших фармацевтическое образование до 2016 года.

Целью исследования стала подготовка рекомендаций для совершенствования нормативного и правового регулирования требований действующего законодательства к квалификации фармацевтических работников с высшим фармацевтическим образованием (провизоров)

Материалы и методы. В ходе исследования был применен контент-анализ – содержательный анализ массивов однородных документов [3], действующих на момент написания статьи нормативных и правовых актов в части требований к фармацевтическим должностям, уровню квалификации.

Приведем перечень рассматриваемых документов:

1.   Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

2.   Постановление Правительства РФ от 22.12.2011 № 1081 «О лицензировании фармацевтической деятельности».

3.   Приказ Минздрава России от 20.12.2012 № 1183н «Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников».

4.   Приказ Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения».

5.   Приказ Минздрава России от 08.10.2015 № 707н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки».

6.   Приказ Минтруда России от 09.03.2016 № 91н «Об утверждении профессионального стандарта «Провизор».

7.   Приказ Минтруда России от 22.05.2017 № 427н «Об утверждении профессионального стандарта «Провизор-аналитик».

8.   Приказ Минтруда России от 22.05.2017 № 428н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области управления фармацевтической деятельностью».

Результаты и обсуждение. Действующая номенклатура должностей фармацевтических работников утверждена Приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1183н «Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников». Она включает должности руководителей, специалистов с высшим профессиональным (фармацевтическим) образованием (провизоров), специалистов со средним профессиональным (фармацевтическим) образованием (среднего фармацевтического персонала), а также иные должности фармацевтических работников (младшего фармацевтического персонала).

Должности специалистов с высшим профессиональным (фармацевтическим) образованием (провизоров) представлены должностями провизора, провизора-аналитика, провизора-стажера, провизора-технолога и старшего провизора [4]. Требования к их квалификации долгое время регулировались Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих [5]. При этом квалификационные требования к фармацевтическим работникам с высшим профессиональным (фармацевтическим) образованием утверждены Приказом Минздрава России от 08.10.2015 № 707н для специальностей «Управление и экономика фармации», «Фармацевтическая технология», «Фармацевтическая химия и фармакогнозия» и «Фармация» [6].

Приказом Минтруда России от 09.03.2016 № 91н был утвержден профессиональный стандарт «Провизор», который представляет собой характеристику квалификации, необходимой фармацевтическому работнику с высшим фармацевтическим образованием для осуществления профессиональной деятельности и выполнениях трудовых функций на должностях провизора и провизора-технолога [7]. Профессиональный стандарт «Провизор-аналитик» определяет квалификационные требования к фармацевтическим работникам с высшим фармацевтическим образованием для осуществления ими профессиональной деятельности и выполнения трудовых функций провизора-аналитика и/или заведующего (начальника) структурного подразделения (отдела) аптечной организации [8]. Лицензионные требования к фармацевтическим работникам с высшим профессиональным (фармацевтическим) образованием утверждены Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 № 1081 «О лицензировании фармацевтической деятельности» и предполагают наличие у работников высшего или среднего фармацевтического образования и сертификата специалиста [9].

В процессе анализа вышеперечисленных нормативных и правовых актов были выявлены следующие несоответствия, регламентирующих требования к квалификации фармацевтических работников с высшим фармацевтическим образованием:

1. В профессиональном стандарте «Провизор» в качестве требований к образованию и обучению приводится наличие высшего образования – специалитета без указания специальности [10]. На наш взгляд, необходима конкретизация специальности с указанием специальности «Фармация». При этом в Приказе Минздрава РФ от 08.10.2015 № 707н специалитет по специальности «Фармация» указан.

Провизор, провизор-технолог

Приказ Минздрава России от 08.10.2015

№ 707н

Профессиональный стандарт «Провизор»

Уровень профессионального образования –   высшее образование – специалитет по специальности «Фармация»

Требования к образованию и обучению:   высшее образование – специалитет

 

2. Необходимость повышения квалификации с периодичностью не реже одного раза в пять лет в течение всей трудовой деятельности для провизора-аналитика и провизора-технолога закреплена требованиями приказа 707н и профессиональными стандартами «Провизор» и «Провизор-аналитик». При этом в профессиональных стандартах отсутствует прямое указание на необходимость непрерывного повышения квалификации в течение всей трудовой деятельности лицами, прошедшими аккредитацию специалиста:

Провизор-аналитик

Приказ Минздрава России от 08.10.2015

№ 707н

Профессиональный стандарт

«Провизор-аналитик»

Повышение квалификации не реже одного   раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности

Повышение квалификации не реже одного   раза в пять лет в течение всей трудовой деятельности

 

Провизор-технолог, провизор

Приказ Минздрава России от 08.10.2015 №   707н

Профессиональный стандарт

«Провизор»

Повышение квалификации не реже одного   раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности

 

Для лиц, получивших образование по ООП в   соответствии с ФГОС ВО по специальности Фармация (уровень специалитета) после   1 января 2016 года и прошедших аккредитацию специалиста:

непрерывное повышение квалификации в   течение всей трудовой деятельности

Повышение квалификации не реже одного   раза в пять лет в течение всей трудовой деятельности

 

 

Нормативно не закреплена обязанность непрерывного фармацевтического образования для провизоров. Действующая нормативная база не учитывает положения Концепции развития непрерывного медицинского и фармацевтического образования в РФ на период до 2021 года.

3. Для провизора, провизора-аналитика и провизора-технолога в приказе 707н и профессиональном стандарте «Провизор» отсутствуют указания на необходимость наличия свидетельства об аккредитации. При проверке лицензионных требований к аптечной организации в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2011 г. № 1081 «О лицензировании фармацевтической деятельности» предусмотрено наличие у соискателя лицензии работников, заключивших с ним трудовые договоры, деятельность которых непосредственно связана с оптовой торговлей лекарственными средствами, их хранением и (или) розничной торговлей лекарственными препаратами, их отпуском, хранением и изготовлением, имеющих для осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения (за исключением обособленных подразделений медицинских организаций) – высшее или среднее фармацевтическое образование, сертификат специалиста. При этом не указано свидетельство об аккредитации специалиста, что делает невозможным выполнение лицензионных требований при наличии таких специалистов.

4. Название специальности не совпадает в требованиях к образованию для провизора-аналитика в приказе 707н и профессиональном стандарте «Провизор-аналитик»:

Приказ Минздрава России от 08.10.2015 №   707н

Профессиональный стандарт

«Провизор-аналитик»

Уровень профессионального образования –   высшее образование – специалитет по специальности «Фармация»

Требования к образованию и обучению:   высшее образование по специальности «Фармацея»

 

В уже не действующем Общероссийском классификаторе специальностей по образованию ОКСО специальности вместо специальности ФармацИя была указана специальность 060108 ФармацЕя. Слово «Фармацея» из ОКСО было внесено в Профессиональные стандарты. Однако новая версия классификатора включает специальность 33.00.00 Фармация. Но в профессиональном стандарте «Провизор-аналитик» указана специальность Фармацея.

5. В приказах 707н и профессиональных стандартах «Провизор» и «Провизор-аналитик» отсутствуют квалификационные требования для таких должностей как провизор-стажер и старший провизор. Следовательно, требования к их квалификации действующим законодательством не определены. В номенклатуре должностей эти должности указаны, но в настоящее время не ясны критерии, по которым специалисты могут занимать должности старшего провизора и провизора-стажера. В Приказе Минздрава 541н, утверждающим Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих указаны случаи, когда специалист (провизор) имеет перерыв в работе по специальности более 5 лет либо изменяет профиль специальности, требующей специальной подготовки и квалификации, он назначается на должность провизора-стажера на период прохождения в установленном порядке профессиональной переподготовки с целью получения специальных знаний, умений и навыков, необходимых для самостоятельной работы в должности специалиста провизора, и получения сертификата по соответствующей специальности. В этот период времени он может исполнять должностные обязанности, предусмотренные квалификационной характеристикой провизора, только под руководством провизора, имеющего сертификат специалиста по соответствующей специальности, отвечая наравне с ним за свои действия. Должностное наименование «старший» устанавливается при

 

Таблица 1

Наименования должностей и требования к квалификации специалистов с высшим профессиональным (фармацевтическим) образованием (провизоры)

Наименование должности

Требования к квалификации

Приказ Минздрава   России от 20.12.2012 № 1183н

Приказ Минздравсоц

развития России   от 23.07.2010

№ 541н

Приказ Минздрава   России от 08.10.2015 № 707н

Профессиональ

ный стандарт

«Провизор»/   «Провизор-аналитик»

Приказ   Минздравсоцразви

тия России от   23.07.2010 № 541н

Приказ Минздрава   России от 08.10.2015

№ 707н

Профессиональный   стандарт

Провизор

Провизор

Провизор.

Провизор-технолог

Профессиональный стандарт «Провизор»:

Провизор.

Провизор-технолог

Исключено приказом Минтруда России от 09.04.2018   №214н

Для лиц, получивших образование по ООП в   соответствии с ФГОС ВО по специальности Фармация (уровень специалитета) после   1 января 2016 года и прошедших аккредитацию специалиста:

Уровень профессионального образования – высшее   образование – специалитет по специальности «Фармация». Дополнительное   профессиональное образование:     

непрерывное повышение квалификации в течение всей   трудовой деятельности.

Требования к опыту практической работы не   предъявляются

Профессиональный стандарт «Провизор»:

Требования к образованию и обучению: высшее   образование – специалитет.

Повышение квалификации не реже одного раза в пять   лет в течение всей трудовой деятельности.

Требования к опыту практической работы не   предъявляются

Провизор-аналитик

Общими положениями приказа предусмотрено, что   наименования должностей провизоров-специалистов устанавливаются в   соответствии с наименованием провизорских специальностей, номенклатура   которых утверждена приказом Минздрава России от 07.10.2015 № 700н

Провизор-аналитик. Заведующий (начальник)   структурного подразделения (отдела) аптечной организации

Профессиональный стандарт «Провизор-аналитик»:

Провизор-аналитик. Заведующий (начальник)   структурного подразделения (отдела) аптечной организации

Не предъявляются

Уровень профессионального образования – высшее   образование – специалитет по специальности «Фармация».

Подготовка в интернатуре/ординатуре по   специальности «Фармацевтическая химия и фармакогнозия».

Дополнительное профессиональное образование:

повышение квалификации не реже одного раза в 5   лет в течение всей трудовой деятельности.

Требования к опыту практической работы не   предъявляются

Профессиональный стандарт «Провизор-аналитик»:

Требования к образованию и обучению: Высшее   образование по специальности «Фармацея».

Интернатура/ординатура по специальности   «Фармацевтическая химия и фармакогнозия».

Требования к опыту практической работы не   предъявляются.

Повышение квалификации не реже одного раза в пять   лет в течение всей трудовой деятельности.

Наличие свидетельства об аккредитации/сертификата   специалиста

Провизор-стажер

Общими положениями приказа предусмотрено, что в   случае, когда провизор имеет перерыв в работе по специальности более 5 лет   либо изменяет профиль специальности, он назначается на должность провизора-стажера  на период прохождения переподготовки и   получения сертификата по соответствующей специальности.

Отсутствует

Не предъявляются

Провизор - технолог

Общими положениями приказа предусмотрено, что   наименования должностей провизоров-специалистов устанавливаются в   соответствии с наименованием провизорских специальностей, номенклатура   которых утверждена приказом Минздрава России от 07.10.2015 № 700н

Провизор-технолог.

Заведующий (начальник) структурного подразделения   (отдела) аптечной организации

Профессиональный стандарт «Провизор»:

Провизор-технолог

Не предъявляются

 

Высшее образование - специалитет по специальности   «Фармация» Подготовка в интернатуре/ординатуре   по специальности «Фармацевтическая технология»

Дополнительное профессиональное образование:

Повышение квалификации не реже одного раза в 5   лет в течение всей трудовой деятельности.

Требования к опыту практической работы не   предъявляются

 

Для лиц, получивших образование по ООП в   соответствии с ФГОС ВО по специальности Фармация (уровень специалитета) после   1 января 2016 года и прошедших аккредитацию специалиста:

Высшее образование – специалитет по специальности   «Фармация». Непрерывное повышение квалификации в течение всей трудовой   деятельности. Требования к опыту практической работы не предъявляются

Профессиональный   стандарт «Провизор»:

Требования к образованию и

обучению: высшее образование - специалитет.

Повышение квалификации не реже одного раза в пять   лет в течение всей трудовой деятельности

Требования к опыту практической работы не предъявляются

Старший провизор

Отсутствует

Не предъявляются

                 

 

условии, если специалист осуществляет руководство подчиненными ему исполнителями. Вновь отсутствует упоминание свидетельства об аккредитации и описание квалификационных требований.

6. В приказе 707н в качестве возможных должностей для специальности «Фармацевтическая технология» дополнительно указана должность заведующего (начальника) структурного подразделения (отдела) аптечной организации. Однако требования к замещению должности руководителя структурного подразделения в соответствии с профессиональными стандартами «Специалист в области управления фармацевтической деятельностью» и «Провизор-аналитик» и предполагают наличие интернатуры/ординатуры по специальностям «Управление и экономика фармации» и «Фармацевтическая химия и фармакогнозия». Трудовая функция Изготовление лекарственных препаратов в условиях аптечных организаций предусмотрена в профессиональном стандарте «Провизор», так же как и должность провизор-технолог. Возможность руководить структурным подразделением у провизора-технолога в настоящее время нормативно не закреплена.

Сравнительная характеристика норм, касающихся Наименований должностей и требований к квалификации специалистов с высшим фармацевтическим образованием (провизоры) в различных нормативных и правовых актах представлена в таблице 1.

Выводы.

Таким образом, руководитель аптечной сети и заведующий аптечной организацией в своей работе в настоящее время сталкивается с несколькими противоречиями в нормативных актах, касающихся провизоров. Обязательное ежегодное повышение квалификации нормативно не требуется, требуется один раз в пять лет. Специалисты со свидетельством об аккредитации не могут занимать должности провизора, провизора-аналитика и провизора-технолога, поскольку у них нет сертификата специалиста. Квалификационные требования к должностям провизор-стажер и старший провизор могут быть установлены организацией самостоятельно, поскольку нет установленных регулятором нормативных требований к ним. Провизор-технолог не может руководить структурным подразделением аптечной организации. Наличие в штате только специалистов, имеющих свидетельство об аккредитации, при отсутствии у них сертификата специалиста, не позволяет фармацевтической организации соблюсти лицензионные требования.

Предложения по совершенствованию

В качестве мер по совершенствованию нормативного и правового регулирования требований к квалификации фармацевтических работников с высшим профессиональным образованием нами предлагается внести изменения в отдельные положения следующих нормативных и правовых актов:

1.  В профессиональном стандарте «Провизор» в качестве требований к образованию и обучению указать наличие высшего образования – специалитета по специальности «Фармация».

2.  Повышения квалификации с периодичностью не реже одного раза в пять лет в течение всей трудовой деятельности дополнить непрерывным повышением квалификации в течение всей трудовой деятельности для провизора-аналитика и провизора-технолога в приказе 707н и профессиональных стандартах «Провизор» и «Провизор-аналитик».

3.  Для провизора, провизора-аналитика и провизора-технолога приказ 707н и профессиональный стандарт «Провизор» дополнить указанием о необходимости наличия свидетельства об аккредитации/сертификата специалиста.

4.  В профессиональном стандарте «Провизор-аналитик» внести исправления в название специальности.

5.  Возможные наименования должностей в профессиональном стандарте «Провизор» и приказе 707 н дополнить должностью старшего провизора при наличии опыта практической работы по специальности «Фармация» не менее двух лет. В условиях допуска к работе предусмотреть возможность работы в должности провизора-стажера на период прохождения переподготовки и получения свидетельства об аккредитации/сертификата специалиста.

6.  В профессиональном стандарте «Специалист в области управления фармацевтической деятельностью» наряду с наличием интернатуры/ординатуры по специальности «Управление и экономика фармации» предусмотреть возможность наличия интернатуры/ординатуры по специальности «Фармацевтическая технология» для должности заведующего (начальника) структурного подразделения (отдела) аптечной организации.

7. В Постановлении Правительства РФ от 22.12.2011 № 1081 «О лицензировании фармацевтической деятельности» наряду с наличием у работников высшего или среднего фармацевтического образования и сертификата специалиста предусмотреть наличие свидетельства об аккредитации специалиста.

 

Список литературы

  1.  Синотова С. В. Квалификационные требования к сотрудникам аптек. Навигатор по приказам Минтруда и Минздрава. Новая аптека. 2018;9:8-17
  2. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации : Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ. URL: https://base.garant.ru/12191967/
  3. Пашинян И.А. Контент-анализ как метод исследования: достоинства и ограничения. Научная периодика : проблемы и решения. 2012;3(9):13-16
  4. Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников : Приказ Министерства здравоохранения РФ от 20.12.2012 № 1183н. URL: https://base.garant.ru/70344038/
  5. Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» : Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23.07.2010 № 541н. URL: https://base.garant.ru/12178397/
  6. Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки» : Приказ Министерства здравоохранения РФ от 08.10.2015 № 707н. URL: https://base.garant.ru/71231064/
  7. Об утверждении профессионального стандарта «Провизор» : Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 09.03.2016 № 91н. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71274236/
  8. Об утверждении профессионального стандарта «Провизор-аналитик» : Приказ Минтруда России от 22.05.2017 № 427н. URL: https://base.garant.ru/71692024/
  9. О лицензировании фармацевтической деятельности : Постановление Правительства РФ от 22.12.2011 № 1081.  URL: https://base.garant.ru/70120008/
  10. Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области управления фармацевтической деятельностью» : Приказ Минтруда России от 22.05.2017 № 428н. URL: https://base.garant.ru/71692420/

 

References

  1. Sinotova S. V. Kvalifikacionnye trebovanija k sotrudnikam aptek. Navigator po prikazam Mintruda i Minzdrava [Qualification requirements for pharmacy employees. Navigator on the orders of the Ministry of Labor and the Ministry of Health]. Novaja apteka [A new pharmacy]. 2018;9:8-17 (In Russian)
  2. Ob osnovah ohrany zdorov'ja grazhdan v Rossijskoj Federacii : Federal'nyj zakon ot 21.11.2011 № 323-FZ [On the basics of public health protection in the Russian Federation: Federal Law No. 323-FZ of 21.11.2011]. URL: https://base.garant.ru/12191967/  (In Russian)
  3. Pashinyan IA. Kontent-analiz kak metod issledovanija: dostoinstva i ogranichenija [Content analysis as a method of research : advantages and limitations].  Nauchnaia periodika: problemy i resheniia [Scientific periodicals: problems and solutions]. 2012;3(9):13-16 (In Russian)
  4. Ob utverzhdenii Nomenklatury dolzhnostej medicinskih rabotnikov i farmacevticheskih rabotnikov : Prikaz Ministerstva zdravoohranenija RF ot 20.12.2012 № 1183n [On approval of the Nomenclature of positions of medical workers and pharmaceutical workers: Order of the Ministry of Health of the Russian Federation No. 1183n of 20.12.2012]. URL: https://base.garant.ru/70344038/] (In Russian)
  5. Ob utverzhdenii Edinogo kvalifikacionnogo spravochnika dolzhnostej rukovoditelej, specialistov i sluzhashhih, razdel «Kvalifikacionnye harakteristiki dolzhnostej rabotnikov v sfere zdravoohranenija» : Prikaz Ministerstva zdravoohranenija i social'nogo razvitija RF ot 23.07.2010 № 541n [On approval of the Unified Qualification Directory of positions of managers, Specialists and employees, section "Qualification characteristics of positions of employees in the field of healthcare": Order of the Ministry of Health and Social Development of the Russian Federation No. 541n of 23.07.2010.]  URL: https://base.garant.ru/12178397/ (In Russian)
  6. Ob utverzhdenii Kvalifikacionnyh trebovanij k medicinskim i farmacevticheskim rabotnikam s vysshim obrazovaniem po napravleniju podgotovki «Zdravoohranenie i medicinskie nauki» : Prikaz Ministerstva zdravoohranenija RF ot 08.10.2015 № 707n [On approval of Qualification requirements for medical and pharmaceutical workers with higher education in the field of training "Health and Medical Sciences": Order of the Ministry of Health of the Russian Federation No. 707n of 08.10.2015].  URL: https://base.garant.ru/71231064/ (In Russian)
  7. Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Provizor» : Prikaz Ministerstva truda i social'noj zashhity RF ot 09.03.2016 № 91n  [On the approval of the professional standard "Pharmacist": Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation of 09.03.2016 No. 91n]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71274236/ (In Russian)
  8. Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Provizor-analitik» : Prikaz Mintruda Rossii ot 22.05.2017 № 427n  [On the approval of the professional standard "Pharmacist-analyst": Order of the Ministry of Labor of the Russian Federation No. 427n of 22.05.2017]. URL: https://base.garant.ru/71692024/ (In Russian)
  9. O licenzirovanii farmacevticheskoj dejatel'nosti : Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 22.12.2011 № 1081 [On licensing of pharmaceutical activities: Decree of the Government of the Russian Federation No. 1081 of 22.12.2011.]. URL: https://base.garant.ru/70120008/ (In Russian)
  10. Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Specialist v oblasti upravlenija farmacevticheskoj dejatel'nost'ju» : Prikaz Mintruda Rossii ot 22.05.2017 № 428n [On the approval of the professional standard "Specialist in the field of pharmaceutical activity management": Order of the Ministry of Labor of the Russian Federation No. 428n of 22.05.2017.]. URL: https://base.garant.ru/71692420/ (In Russian)

 

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Acknowledgments. The study did not have sponsorship.

Conflict of interests. The authors declare no conflict of interest.

 

Сведения об авторах:

Ноздрачев Константин Геннадьевич – доктор медицинских наук, доцент, заведующий кафедрой управления и экономики фармации с курсом ПО, ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздрава России. Адрес: 660022, г. Красноярск, ул. Партизана Железняка, д.1; тел.: (391) 268-11-22; e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.. ORCID: 0000-0001-7867-0061, SPIN-код: 3034-7189

Богданов Вячеслав Владимирович – кандидат фармацевтических наук, доцент кафедры управления и экономики фармации с курсом ПО, ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздрава России. Адрес: 660022, г. Красноярск, ул. Партизана Железняка, д.1; тел.: (391) 208-72-26; e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

ORCID:  0000-0003-3446-8026, SPIN-код: 4254-2553

Лунева Людмила Анатольевна – старший преподаватель кафедры управления и экономики фармации с курсом ПО, ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздрава России. Адрес: 660022, г. Красноярск, ул. Партизана Железняка, д.1; тел.: (391) 268-11-22; e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.. ORCID: 0000-0003-1623-2634, SPIN-код: 3803-2676

 

Information about authors

Nozdrachev Konstantin Gennadievich – doctor of medical sciences, Associate Professor, head of Department of management and economy of pharmacy, Krasnoyarsk State Medical University after Professor V. F. Voyno-Yasenetsky Ministry of Health of Russia, 660022, Russian Federation, Krasnoyarsk, Partizana Zheleznyaka Str., 1, e-mail:  Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

ORCID: 0000-0001-7867-0061, SPIN-код: 3034-7189

Bogdanov Vyacheslav Vladimirovich - candidate of pharmaceutical sciences, Associate Professor of Department of management and economy of pharmacy, Krasnoyarsk State Medical University after Professor V. F. Voyno-Yasenetsky Ministry of  Health of Russia, 660022, Russian Federation, Krasnoyarsk, Partizana Zheleznyaka Str., 1, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.. ORCID: 0000-0003-3446-8026, SPIN-код: 4254-2553

Luneva Liudmila Anatolyevna - Senior Lecturer of Department of management and economy of pharmacy, Krasnoyarsk State Medical University after Professor V. F. Voyno-Yasenetsky Ministry of  Health of Russia, 660022, Russian Federation, Krasnoyarsk, Partizana Zheleznyaka Str., 1, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.. ORCID: 0000-0003-1623-2634, SPIN-код: 3803-2676

 

Статья получена: 16.04.2021 г.

Принята к публикации: 28.09.2021 г.

 

 

 

Ключевые слова: фармацевтическая деятельность, фармацевтический работник, номенклатура должностей, квалификационные требования, лицензионные требования, профессиональный стандарт, трудовая функция, провизор.

Полнотекстовый файл PDF
К.Г. Ноздрачев, В.В. Богданов, Л.А. Лунева, АНАЛИЗ ТРЕБОВАНИЙ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА К КВАЛИФИКАЦИИ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ С ВЫСШИМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ (ПРОВИЗОРОВ) // НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ РЕЦЕНЗИРУЕМЫЙ ЖУРНАЛ "СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И МЕДИЦИНСКОЙ СТАТИСТИКИ". - 2021. - №3;
URL: http://healthproblem.ru/magazines?text=666 (дата обращения: 03.12.2024).

Код для вставки на сайт или в блог:

Просмотры статьи:
Сегодня: 1 | За неделю: 1 | Всего: 1175