Научно-практический рецензируемый журнал
"Современные проблемы здравоохранения
и медицинской статистики"
Scientific journal «Current problems of health care and medical statistics»
Новости научно-практического рецензируемого журнала
Больше новостей

Диагностика и профилактика преждевременного старения

90 лет кафедре организации здравоохранения и общественного здоровья ФГБОУ ДПО

К 90-ЛЕТИЮ КАФЕДРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ГИГИЕНЫ И ОРГАНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО ИНСТИТУТА УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВРАЧЕЙ

Задворная О.Л.1, Пищита А. Н.1, Алексеев В.А1
1. Федеральное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования "Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования" Министерства здравоохранения Российской Федерации
УДК 614.2

DOI 10.24412/2312-2935-2021-3-576-588

К 90-ЛЕТИЮ КАФЕДРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ГИГИЕНЫ И ОРГАНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ  ЦЕНТРАЛЬНОГО  ИНСТИТУТА УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВРАЧЕЙ

 

Задворная О.Л., Пищита А. Н., Алексеев В.А

 

Федеральное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования "Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования" Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Москва

 

Введение. В формировании  опыта подготовки и профессионального  развития организаторов здравоохранения  особого внимания заслуживает деятельность кафедры социальной гигиены и организации здравоохранения Центрального института усовершенствования врачей (ныне кафедры организации здравоохранения и общественного здравоохранения Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования), история ее  организации и  дальнейшей деятельности, направленной на  совершенствование системы подготовки специалистов в области организации здравоохранения и общественного здоровья. 

Цель исследования: выявить основные особенности деятельности кафедры  социальной гигиены и организации здравоохранения Центрального института усовершенствования врачей в период  своего становления и развития.

Материал и методы. контент-анализ,  хронологический, сравнительно - исторический методы исследования.

Результаты. Деятельность кафедры тесно связана  с особенностями деятельности системы здравоохранения в разные исторические периоды времени, требовавшими  поиска  наиболее оптимальных  путей подготовки и использования организаторов здравоохранения, направленных на повышение  качества медицинской помощи и эффективности деятельности  лечебно-профилактических учреждений.

Определены особенности, присущие процессу становления и основным направлениям деятельности кафедры, формы ее работы. Профессорско-преподавательский состав кафедры продемонстрировал бесценный опыт подготовки кадров здравоохранения в сложных исторических условиях. Из года в год на кафедре  разрабатывались новые направления деятельности, расширялся контингент подготовки, совершенствовались учебно-методическое обеспечение, формы и методы обучения. Для постоянной помощи  практическому здравоохранению  введены заочная, выездная, прерывистая формы обучения. На конференциях обсуждались  наиболее эффективные формы и методы подготовки и использования организаторов здравоохранения. Кафедрой накоплен    опыт проведения международных курсов ВОЗ для администраторов здравоохранения.

Тематика научно-исследовательской  была  направлена на решение   актуальных проблем здравоохранения, связанных с применением научных подходов комплексного  изучения здоровья населения, проблем и основных направлений развития системы здравоохранения.

Заключение.  История становления  и развития кафедры является безусловным отражением событий эпохи создания и дальнейшего развития кафедры. Самым ценным и значимым является профессорско-преподавательский состав кафедры, обладающий блестящим профессиональным мастерством, высоким научным и творческим потенциалом, опытом, энтузиазмом и ответственностью в решении профессиональных задач по подготовке организаторов здравоохранения, обусловленных требованиями времени. 

Ключевые слова:   кафедра социальной гигиены и организации  здравоохранения,   Центральный  институт  усовершенствования врачей, организаторы здравоохранения.

 

 

TO THE 90TH ANNIVERSARY OF THE DEPARTMENT OF SOCIAL HYGIENE AND HEALTH ORGANIZATION OF THE CENTRAL INSTITUTE OF ADVANCED MEDICAL TRAINING

 

Zadvornaya O.L., Pischita A. N., Alekseev V.A.

 

Federal State Budgetary Educational Institution of Further Professional Education

"Russian Medical Academy of Continuous Professional Education" of Ministry of Healthcare of the Russian Federation, Moscow

 

Introduction. In forming the experience of training and professional development of health care organizers, the activities of the Department of Social Hygiene and Health Organization of the Central Institute for Advanced Training of Doctors (now the Department of Health Organization and Public Health of the Russian Medical Academy of Continuing Professional Education), the history of its organization and further activities aimed at improving the system of training specialists in the field of health organization and public health deserve special attention.

The purpose of the study: to identify the main features of the activities of the Department of Social Hygiene and Health Organization of the Central Institute of Advanced Medical Training during its formation and development.

Material and methods. content analysis, chronological, comparative - historical research methods.

Results. The activity of the department is closely connected with the peculiarities of the health care system in different historical periods of time, which required the search for the most optimal ways of training and using health care organizers aimed at improving the quality of medical care and the effectiveness of the activities of medical and preventive institutions.

The features inherent in the process of formation and the main activities of the department, the forms of its work are determined. The teaching staff of the department demonstrated invaluable experience in training healthcare personnel in difficult historical conditions. From year to year, new areas of activity were developed at the department, the training contingent expanded, educational and methodological support, forms and methods of training were improved. For permanent assistance to practical healthcare, correspondence, field, and intermittent forms of education have been introduced. The most effective forms and methods of preparation and use of health care organizers were discussed at the conferences. The Department has accumulated experience in conducting WHO international courses for health administrators.

The research topic was aimed at solving urgent health problems related to the application of scientific approaches to the comprehensive study of public health, problems and the main directions of the development of the health system.

Conclusion. The history of the formation and development of the department is an absolute reflection of the events of the era of the creation and further development of the department. The most valuable and significant is the teaching staff of the department, which has brilliant professional skills, high scientific and creative potential, experience, enthusiasm and responsibility in solving professional tasks for the training of health care organizers due to the requirements of the time.

 

Keywords: Department of Social Hygiene and Health Organization, Central Institute of Advanced Medical Training, Health Organizers.

 

 

            Введениею Медицинские кадры являются важнейшим ресурсом  системы здравоохранения. Особое место среди них занимают  организаторы здравоохранения,  от уровня компетентности данных специалистов, эффективности их организационной и управленческой деятельности   зависит результативность деятельности системы здравоохранения. Поиски путей в решении проблем укрепления и сохранения здоровья населения, повышения качества медицинской помощи и производительности профессиональной медицинской деятельности сопровождают систему здравоохранения на протяжении многих лет.[1-7]

            Их решению способствует система подготовки  организаторов здравоохранения, постоянное совершенствование, обновление и интеграция  технологий обучения   в профессиональный потенциал и формирование специалиста. Поиск путей оптимизации подготовки управленческих кадров отрасли является отличительной особенностью системы  профессионального образования в последипломный период.[8-11]

            Исторические события по созданию и становлению  Центрального института усовершенствования врачей (с 1994года - Российская медицинская академия последипломного образования, в настоящее время - Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования), его роль в системе дополнительного профессионального образования врачей и организаторов здравоохранения  достаточно подробно освещены.[12-15]

            В тоже время деятельность кафедры социальной гигиены и организации здравоохранения      по подготовке и профессиональному развитию организаторов здравоохранения  в научных исследованиях отражена незначительно, что определило  цель настоящей работы: выявить основные особенности деятельности кафедры социальной гигиены и организации здравоохранения Центрального института усовершенствования врачей в период  своего становления и развития.

            Материал и методы. Политика деятельности кафедры социальной гигиены и организации здравоохранения  в период своего становления и дальнейшего развития определялась на основе изучения  законодательных актов,   нормативно-правовых документов Минздрава СССР, литературных данных по вопросам развития здравоохранения и подготовки медицинских кадров, становления Центрального института усовершенствования врачей; материалов Российской государственной библиотеки,  архивных  материалов  ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России. В процессе работы использованы  контент-анализ,  хронологический, сравнительно - исторический методы исследования

            Результаты. Кафедра социальной гигиены и организации здравоохранения (ныне кафедра  организации здравоохранения и общественного здоровья Российской  медицинской академии непрерывного профессионального образования) была открыта  в декабре  1931 года в структуре Центрального института усовершенствования врачей.   Деятельность кафедры  тесно связана  с именами  видных   организаторов здравоохранения и ученых.  Среди них: д.м.н. профессор Я.Л.Гроссман; д.м.н. профессор С.Ю. Беленький; д.м.н. профессор Э.М. Баркман; д.м.н. профессор А.Г.Вебер; д.м.н. профессор, член-корреспондент АМН СССР  Н.А.Виноградов; д.м.н. профессор  П.Е.  Заблудовский; д.м.н. профессор, член-корреспондент  АМН СССР   Б.Г Петров; д.м.н. профессор, академик РАМН и РАН О.П.Щепин и многие другие.[15]

            Первым заведующим кафедры  был  д.м.н. профессор Я.Л.Гроссман, ректор ЦИУа (1936г.). Он прошел большой жизненный путь и имел колоссальный опыт в области управленческий  деятельности  и медицинского образования. Под его руководством на кафедре началась   активная работа  по организации учебной, научной  и  методической работы, подбору преподавательских кадров. Контингент обучаемых на циклах усовершенствования, продолжительностью от 1 до 2 месяцев,  включал  главных врачей больниц и поликлиник. В начале 30-х годов  кафедре начала   подготовку научно-педагогических кадров для вузов, институтов усовершенствования врачей и научно-исследовательских институтов, подготовку  ординаторов и аспирантов. На кафедру возложено методическое и организационное  руководство курсами усовершенствования в филиалах института и ряде других учебных, научно-исследовательских и  лечебных учреждений.

            В  1936 году  по  инициативе профессора В.П.Лебедевой, редактора журнала  «Охрана материнства и младенчества», ректора ЦИУв (1938-1959гг.), на кафедре  началась  подготовка  руководителей  службы охраны материнства и детства.

С 1938 по 1939 гг.  кафедру возглавляет д.м.н. профессор С.Ю. Беленький, ректор ЦИУв (1937г.).Имел большой опыт практической работы, руководитель   научно-исследовательской  экспедиции Наркомздрава РСФСР в МНР. Под его руководством кафедра продолжает  учебную, методическую, научную работу. 

            Должность заведующего кафедрой в период с 1939 по 1941 гг. занимает  д.м.н. профессор Т.Я. Ткачёв - советский гигиенист и организатор советского здравоохранения, видный общественный деятель, участник Пироговских съездов врачей, депутат Верховного Совета СССР. Под его руководством  на кафедре  проводится работа по наращиванию объемов подготовки организаторов здравоохранения,  совершенствованию методического и материально-технического обеспечения.

            Задачи  кафедры, возглавляемой д.м.н. профессором Э.М. Баркманом (1941-1944гг.) в годы Великой отечественной войны,  существенно изменились и соответствовали задачам военного времени, успешно решаемым в Центральном институте усовершенствования врачей. Сотрудники кафедры трудились   на базах   эвакогоспиталей,  где обсуждались  актуальные проблемы организации   лечебных и эвакуационных мероприятий, проведения консультаций, передавался лучший опыт, формы и методы работы с  больными и ранеными. Многие сотрудники находились на фронтах войны.[14-15]

            В феврале 1944 года, впервые в стране, с учетом  накопленного опыта  работы в условиях военного времени  на кафедре социальной гигиены и организации здравоохранения Центрального института усовершенствования врачей разработано "Положение о системе усовершенствования руководящих кадров здравоохранения", направленное на   совершенствование подготовки руководящих кадров здравоохранения. 

            С 1944 по 1949 гг. кафедру возглавляет д.м.н. профессор, член – корреспондент АМН СССР  Б.Д.Петров  - видный  организатор здравоохранения и историк отечественной медицины. Переход к  решению проблем мирного времени, ликвидации последствий войны для населения страны тесно связаны с особенностями деятельности кафедры в этот исторический период. Восстановление деятельности  медицинских учреждений в бывших оккупированных районах, реконструкция и  введение новых медицинских объектов, расширение роли крупных областных больниц в виде  организационно-методических и практических центров для городских, районных и участковых больниц;  совершенствование амбулаторно-поликлинической  и специализированной медицинской помощи населению в мирных условиях требовали поиска  наиболее эффективных путей подготовки и использования организаторов здравоохранения, владеющих передовыми формами и методами организации  лечебно-профилактической помощи населению. Возможности организаторов здравоохранения в обучении значительно расширены. На кафедре проводятся курсы специализации и усовершенствования, декадники, учебные  конференции, отрабатывается  заочная форма подготовки с прохождением очных сессий. Разрабатывается учебно-методическое обеспечение заочной формы подготовки: учебные планы и программы, учебные пособия и руководства.Форма  повышения квалификации без отрыва от работы  стала одной из востребованных практическим здравоохранением. Кафедра решает важную задачу по учебно-методическому и организационному руководству заочных отделений повышения квалификации организаторов здравоохранения в других образовательных  организациях. С  1945 года  кафедра  проводит выездные циклов усовершенствования  организаторов здравоохранения на регулярной основе.

            Большая заслуга кафедры   социальной гигиены и организации здравоохранения связана  с развитием основ и становлением системы подготовки  руководящих кадров здравоохранения. По решению Минздрава СССР  в  1947 году на базе Центрального института усовершенствования врачей   открываются  годичные курсы  подготовки руководящих кадров. Минздрав СССР уделяет самое пристальное внимание организационному процессу по отбору претендентов на обучение. Утвержден состав приемной комиссии, введены строгие правила приема обучаемых по представлениям министров здравоохранения союзных республик.  Сотрудниками кафедры разработана и утверждена Минздравом СССР   программа обучения, включающая широкий круг вопросов  философии, истории медицины,  основ  законодательства, финансирования, планирования и строительства учреждений здравоохранения, санитарной статистики, организации лечебно-профилактической помощи городскому и сельскому населению, эпидемиологии, микробиологии, организации санитарно-эпидемиологической  службы и др. Обязательным является изучение иностранного языка. Программа предусматривала  практическую подготовку на базах крупных  лечебно-профилактических учреждений. 

            В процессе обучения курсанты участвовали в  работе  съездов и совещаний, в  заседаниях коллегий  министерств  здравоохранения СССР и РСФСР, знакомились с деятельностью научно-исследовательских институтов, некоторые из них участвовали в проверках  деятельности органов здравоохранения в союзных и автономных республиках.

К  проведению конференций привлекались видные ученые и организаторы  здравоохранения, где  обсуждались актуальные  проблемы   здравоохранения.  Например, на одной из конференций, с участием академика  АМН СССР и АПН РСФСР Н. А.Семашко обсуждался вопрос  о том, каким должен быть современный организатор здравоохранения, как определить  наиболее правильные и эффективные формы и методы подготовки специалистов этого профиля.

            В 1949 году кафедру социальной гигиены и организации здравоохранения ЦИУ возглавляет  д.м.н. профессор, член-корреспондент АМН СССР Н.А.Виноградов - видный организатор здравоохранения, постоянный эксперт ВОЗ, имевший опыт работы на государственных постах  заместителя министра и министра здравоохранения РСФСР. Кафедра в начале 50-х годов наращивает объемы и расширяет  контингент подготовки  врачей. Он  включает  главных врачей  лечебных учреждений, в том числе: детских больниц, родильных домов, медико-санитарных частей, центральных районных больниц; станций скорой  медицинской помощи, санитарно-эпидемиологических станций. Качество подготовки  организаторов здравоохранения остается  важным направлением деятельности кафедры. Обновляются  требования к приему на курсы руководящих работников здравоохранения.  По указанию Минздрава СССР начинается подготовка врачей-плановиков продолжительностью 6 месяцев,  с 1954 года  вводится заочная - подготовка руководящих кадров здравоохранения длительностью один год.

            60-е годы характеризуются ведением активной работы в области создания теоретических основ подготовки врача-организатора здравоохранения, учебно-методическому обеспечению учебной  деятельности кафедры по  всем формам обучения. [12]

            Исключительно важное значение  придается   вопросам подбора, подготовки и  воспитания преподавательских  кадров, материально-техническому оснащению кафедры. В 1966 году  кафедра начала проведение  телевизионных циклов  на межкафедральной основе с участием клинических и гигиенических кафедр, проводится работа по разработке учебно-методического обеспечения. 

            Деятельность кафедры в 70-е годы  тесно связана с реализацией основных направлений развития системы здравоохранения в области совершенствования деятельности  амбулаторно-поликлинических учреждений, организации крупных поликлиник, медико-санитарных частей, сельских лечебно-профилактических учреждений, учреждений охраны здоровья матери и ребенка, санитарно-эпидемиологических учреждений, что потребовало  совершенствования учебных программ, направленных на освоение обучаемыми  современных методов управления, основ научной организации труда, санитарной статистики, демографии, планирования и экономики здравоохранения и пр.  Контингент  подготовки значительно расширен и включает  организаторов здравоохранения лечебно-профилактических учреждений различной направленности,  домов санитарного просвещения, санитарно-эпидемиологических станций,  городских отделов здравоохранения, организационно-методических отделов и др.[3-4,7]

            В начале 80-х годов  на кафедре под руководством д.м.н. профессора В.И.Канта (1981-1986) пересматривается учебная программа для организаторов здравоохранения. Отведенное время для практической подготовки  увеличивается до 50%. Используются активные формы обучения: разбор конкретных ситуаций,  семинары по обмену опытом,  учебные конференции, выездные занятия на базах  учреждений передового опыта. [9]

К этому времени численность профессорско-преподавательского состава на кафедре составляет 20 человек. На кафедре активно развиваются очная, заочно-очная, выездная и прерывистая формы подготовки. Активно работают профессор И.С.Случанко;  доценты  О.С.Бойцова, И.С.Гусева, И.Б.Гуревич, В.Л.Дерябина, И.Н.Желоховцева,  В.А.Сорокина, О.М.Хромченко; старшие преподаватели Т.Н.Елисеева, С.В.Иванов, М.Л.Кузнецова, В.Я.Леонтьев, Л.Н.Покровская; ассистенты С.В.Сапожников, Э.Г.Федорова, Н.А.Шихова.

На кафедре, предпринимается ряд мер по совершенствованию подготовки организаторов здравоохранения  в связи с   требованиями  постановления Совета Министров СССР от 6 февраля 1988 г. № 166 " О перестройке системы повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов народного хозяйства". Обращается внимание на включение в программы подготовки подходов и методов по обеспечению качества медицинской помощи, научной организации труда и ликвидации потерь рабочего времени, повышению эффективности деятельности лечебно-профилактических учреждений. Структура циклов и сроки подготовки организаторов здравоохранения регламентируются профилями  использования в системе здравоохранения. Кафедра проводит циклы первичного и повторного усовершенствования по очной, заочно-очной, выездной и прерывистой формам подготовки. По очной форме проводятся циклы первичного усовершенствования  продолжительностью 4 месяца и циклы тематического усовершенствования  организаторов здравоохранения  со сроком  обучения 2 месяца. Одной из начальных форм подготовки руководителей учреждений здравоохранения  являются заочно-очные циклы тематического усовершенствования продолжительностью   7,5 месяцев (заочная часть - 6 месяцев, очная - 1,5 месяца).Для  организаторов здравоохранения разных профилей на местах проводятся выездные циклы. Срок обучения 1 месяц. Подготовкой охвачены руководители специализированных учреждений здравоохранения, главные  специалисты. Для них организованы  2-х месячные комплексные циклы. Предусмотрены прерывистые циклы усовершенствования  специалистов аппаратов министерств здравоохранения союзных и автономных республик, областных (краевых) горздравотделов.

            В 1973 году в Центральном  институте усовершенствования врачей основана  кафедра организации здравоохранения зарубежных стран и страноведения, где активно ведется подготовка  иностранных специалистов, в том числе для стран социалистического лагеря.  В 1979 году кафедра переименована в кафедру международного здравоохранения в связи с номинацией в качестве  сотрудничающего центра ВОЗ в области управления здравоохранением и развития человеческих ресурсов. Кафедра накопила  большой опыт в организации и проведении  международных курсов под эгидой ВОЗ  для администраторов здравоохранения ряда стран Европы, Азии, Африки, Средиземноморского региона и Латинской Америки с присвоением квалификации специалиста международного уровня в области организации и управления здравоохранением (Master of Public Health). В сотрудничестве с ВОЗ кафедрой проведено более 100 тематических семинаров и курсов для администраторов здравоохранения 28 зарубежных стран, свыше 250 циклов тематического и общего усовершенствования для организаторов российского здравоохранения. Впервые в  подготовке администраторов здравоохранения применено программно-целевое обучение на основе анализа конкретных ситуаций с использованием современных технических средств обучения.

            Большой вклад в развитие кафедры международного здравоохранения внесен д.м.н. профессором, академиком РАМН и РАН О.П.Щепиным, д.м.н. профессором Ф.Е.Вартаняном, д.м.н. профессором В.А.Алексеевым. Деятельность кафедры отмечена руководством ВОЗ в качестве ценного вклада в развитие международного здравоохранения. В 2017 г. кафедра международного здравоохранения вошла в состав кафедры организации здравоохранения и общественного здоровья.

            В последующие годы кафедру  возглавляют  д.м.н. профессор К.Н. Симонян (1989-1995), д.м.н  профессор, академик РАМН, академик РАН  О.П. Щепин (1995-2005),д.м.н. профессор Н.Б.Найговзина (2005-2008), д.м.н. профессор Н.Г.Гончаров ( 2008-2016).

            Кафедра  ведет  активную работу по развитию фундаментальных основ специальности

"Организация здравоохранения и общественное здоровье" и кадрового потенциала организаторов здравоохранения. Формируются новые   направления  деятельности в соответствие с потребностями здравоохранения,  разрабатываются  учебные планы и программы, совершенствуются   формы  и методы работы,  отработаны    методы групповой динамики и работы в малых группах, коучинг-технологии, кейс-методы, другие активные методы  и технологии  обучения. В учебном процессе широко используются методики, учебно-методические  материалы и учебные фильмы  ВОЗ. 

            Разнообразие практикуемых форм и сроков подготовки способствует оперативному и гибкому  решению проблем, связанных  с  особенностями деятельности  системы здравоохранения,  условиями профессиональной деятельности, потребностями в обучении  организаторов здравоохранения.

            На протяжении всех лет своего существования сотрудники кафедры ведут научную работу. Тематика научных исследований направлена на решение   актуальных проблем здравоохранения, связанных с применением научных подходов  в изучении проблем  здравоохранения, поиском путей улучшения здоровья различных групп населения,  организацией лечебно-профилактической помощи, развитием системы научной организации труда  и др. За период своего существования  под руководством сотрудников кафедры защищено  более 50 докторских и 200  кандидатских диссертаций.  Результаты научных исследований представлены научными публикациями, сообщениями  и докладами в рамках инициативных тем НИР, имеющих научно-практическую значимость.

            Значительный вклад в становлении научной специальности и решении проблем здравоохранения внесен профессором, членом-корреспондентом РАМН Н.А.Виноградовым; профессором Л.П.Вебер; профессором В.И.Кантом;  профессором  И.С.Случанко; профессором В.Л.Дерябиной, профессором, академиком РАМН и РАН О.П.Щепиным и многими другими  сотрудниками кафедры.  

            Обсуждение и  заключение. История становления  и развитие кафедры является безусловным отражением событий эпохи создания и дальнейшего развития кафедры. Сегодня кафедра организации здравоохранения и общественного здоровья имеет девяностолетнюю историю и опыт  подготовки организаторов здравоохранения  советского и российского здравоохранения, подготовки иностранных специалистов.  Кафедра стояла у истоков  формирования научных, учебно-методических основ  государственной системы дополнительного профессионального образования врачей-организаторов здравоохранения. Самым ценным и значимым является профессорско-преподавательский состав кафедры, обладающий блестящим профессиональным мастерством, высоким научным и творческим потенциалом, опытом, энтузиазмом и ответственностью в решении профессиональных задач по подготовке организаторов здравоохранения, обусловленных требованиями времени. Кафедра сохраняет лучшие  традиции  подготовки кадров  в области организации здравоохранения  и общественного здоровья,  широко использует разработки и новейшие инициативы, лучшие практики  в области  отечественного и международного  здравоохранения в области общественного здоровья и здравоохранения.

 

Список литературы

1.Петров Б. Д. Очерки истории отечественной медицины. М.:МЕДГИЗ.1962

2.Заблудовский П. Е. История отечественной медицины. Часть 2.Медицина в СССР. М.: Изд. ЦОЛИУВ.1971

3. Баркман Э.М., Родов Я.И. Управление больницей (Пособие для главного  врача больницы). М.: Медицина.1972

4.Руководство по социальной гигиене и организации здравоохранения. Под редакцией  чл.-корр.АМН СССР, профессора Н. А. Виноградова. 3-е издание. М.:Медицина.1974

5.Лисицын Ю.П. История медицины. М.: ГЭОТАР-Медиа.2004

6.Щепин О.П., Медик В.А. Исторический очерк о здравоохранении России. В кн.: Щепин О.П., Медик В.А. Общественное здоровье и здравоохранение.Учебник.2011.М.:ГЭОТАР-Медиа.2011:17-34

7.История развития здравоохранения в России. В кн.: Общественное здоровье и здравоохранение: Национальное руководство. Под редакцией В.И.Стародубова, О.П.Щепина. М.: ГЭОТАР-Медиа.2014:20-95

8.Чикин С. Я., Исаков Ю. Ф., Чекнев Б. М. Здравоохранение и подготовка врачебных кадров в СССР.М.:Медицина.1980

9.Петраков Б. Д., Шевченко Л. И. Проблемы совершенствования последипломного образования руководящих кадров здравоохранения. М.: ВНИИМИ.1983Petrakov B. D., Shevchenko L. I. Problems of improving the postgraduate education of health care managers.

Петраков Б. Д., Шевченко Л. И. Проблемы совершенствования послевузовского образования руководителей здравоохранения.

10.Башмаков О.А. Совершенствование системы подготовки руководящих кадров здравоохранения. Социальные аспекты здоровья населения.2015;1(41):11-16

11.Задворная О.Л., Алексеев В.А., Борисов К.Н. Развитие системы непрерывного профессионального  образования управленческих кадров здравоохранения. МИР  (Модернизация.Инновации.Развитие).2016;(1):156-161

12.Центральный институт усовершенствования врачей. Главный редактор М. Д. Ковригина. 2-е изд. М.: Изд. ЦИУв.1966

13.Центральный ордена Ленина институт усовершенствования врачей.(Обзор деятельности). Ред. коллегия: В. Н. Бугров (отв. ред.) и др. М.:Медицина.1970

14.Кнопов М.Ш., Зубков М.А. Руководящий состав военно-медицинской службы периода Великой Отечественной войны.Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2005; 2:61-64

15.Выдающиеся ученые Центрального института усовершенствования врачей. Под  редакцией  Л. К. Мошетовой и др. М.: РМАПО.2010

 

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Acknowledgments. The study did not have sponsorship.

Conflict of interests. The authors declare no conflict of interest.

 

Информация об авторах

Задворная Ольга Леонидовна - доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой организации здравоохранения и общественного здоровья Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования ДПО "Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования" Министерства здравоохранения Российской Федерации. Баррикадная ул.2/1, Москва,125993, Россия, E- mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

ORCID 0000-0002-3292-4668

Пищита Александр Николаевич - доктор медицинских наук, доктор юридических наук, профессор  кафедры  организации здравоохранения и общественного здоровья Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования ДПО "Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования" Министерства здравоохранения Российской Федерации. Баррикадная ул.2/1, Москва,125993,Россия, ORCID 0000-0002-4567-256X

Алексеев Вячеслав Алексеевич - доктор медицинских наук, профессор  кафедры  организации здравоохранения и общественного здоровья Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования ДПО "Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования" Министерства здравоохранения Российской Федерации. Баррикадная ул.2/1, Москва,125993,Россия

 

Статья получена: 01.07.2021 г.

Принята к публикации: 28.09.2021 г.

 

Ключевые слова: кафедра социальной гигиены и организации здравоохранения, Центральный институт усовершенствования врачей, организаторы здравоохранения.

Полнотекстовый файл PDF
Задворная О.Л., Пищита А. Н., Алексеев В.А, К 90-ЛЕТИЮ КАФЕДРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ГИГИЕНЫ И ОРГАНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО ИНСТИТУТА УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВРАЧЕЙ // НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ РЕЦЕНЗИРУЕМЫЙ ЖУРНАЛ "СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И МЕДИЦИНСКОЙ СТАТИСТИКИ". - 2021. - №3;
URL: http://healthproblem.ru/magazines?text=696 (дата обращения: 19.04.2024).

Код для вставки на сайт или в блог:

Просмотры статьи:
Сегодня: 1 | За неделю: 10 | Всего: 954