Научно-практический рецензируемый журнал
"Современные проблемы здравоохранения
и медицинской статистики"
Scientific journal «Current problems of health care and medical statistics»
Новости научно-практического рецензируемого журнала
Больше новостей

Диагностика и профилактика преждевременного старения

Организация здравоохранения

СТАТИСТИКА СМЕРТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ОТ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ

Б.С. Будаев1, И.С. Кицул1, Л.П. Банзарова2, О.Г.Рипп3
1. Иркутская государственная медицинская академия последипломного образования - филиал ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России
2. ГБУЗ «Республиканский медицинский информационно-аналитический центр» Министерства Республики Бурятия
3. ГБУЗ «Территориальный Центр Медицины Катастроф РБ»
УДК 614.2

DOI 10.24412/2312-2935-2021-3-533-549

  

СТАТИСТИКА СМЕРТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ОТ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ

 

Б.С. Будаев1 , И.С. Кицул1 , Л.П. Банзарова, О.Г.Рипп.3

 

1 Иркутская государственная медицинская академия последипломного образования - филиал ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России, г. Иркутск

2ГБУЗ «Республиканский медицинский информационно-аналитический центр» Министерства Республики Бурятия, г.Улан-Удэ

3ГБУЗ  «Территориальный  Центр Медицины Катастроф  РБ», г.Улан-Удэ

 

Введение. Высокие показатели смертности из-за дорожно-транспортных происшествий характерны для большинства стран мира и проблема носит глобальный характер, в связи с чем проведение комплексного статистического анализа смертности в результате дорожно-транспортных происшествий является весьма актуальным. Исследование показало, что снижение уровня смертности населения в результате дорожно-транспортных происшествий обусловлена стабилизацией социально-экономической ситуации в регионе, реализацией мероприятий, направленных на совершенствование деятельности Госавтоинспекции, совершенствование деятельности медицинских организаций, приобщение населения к профилактике нарушений правил дорожного движения, оказанию первой помощи при наступлении несчастных случаев, повышению доступности и качества оказания медицинской помощи, в том числе скорой медицинской помощи.

Цель исследования.  Изучение региональных особенностей смертности населения в результате дорожно-транспортных происшествий в период 2004-2020 гг. 

Материал и методы. Использованы материалы Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Бурятия, МВД по Республике Бурятия - Управления государственной инспекции безопасности дорожного движения, а также информационные и аналитические материалы российских, иностранных авторов, в том числе размещенные в сети Интернет. Исследование проводилось с применением статистического, аналитического методов, а также методом сравнительного анализа.

Результаты. Показатели смертности населения республики от внешних причин, включая транспортные несчастные случаи, ДТП на протяжении всего исследуемого периода, были выше, чем по стране. Особенностью распределения последних является двукратное превышение количества дорожно-транспортных происшествий, произошедших в городах и населенных пунктах. Алкоголь в крови умерших в результате транспортных травм, в том числе автомобильных обнаружен более, чем в 50% случаев. Удельный вес дорожно-транспортных происшествий из-за нарушения правил дорожного движения водителями транспортных средств остается максимальным, т.е. до 90% и более и основными нарушителями являются водители  легковых автомобилей. Основная доля погибших в ДТП -  это лица трудоспособного возраста и до 85% летальных исходов наступают на месте происшествия, до 2% - при транспортировке пострадавших лиц.

Обсуждение. Дорожно-транспортный травматизм занимает первое место в мире по числу погибших и второе по числу травмируемых. Статистика Управления государственной инспекции безопасности дорожного движения до 2009 г. считала погибшими в ДТП тех, кто умирал в течение 7 суток после аварии.  Все, кто умирал позднее, в официальные данные не попадали. С 2009 г. порядок учёта погибших в ДТП изменён - срок наблюдения за пострадавшими в ДТП увеличен с 7 до 30 суток. У нас в стране существуют разночтения как по учету дорожно-транспортных происшествий, так и методике учета смертности: у МВД по Постановлению Правительства, у министерства здравоохранения по правилам международной классификации болезней, травм и причин смерти, которая составлена Всемирной организацией здравоохранения. 

Выводы. Наиболее значимым проблемным фактором дорожно-транспортного травматизма в республике остается сам человек, его профессиональные навыки и поведенческие установки, развитие дорожной инфраструктуры. Проводимая в республике политика в области защиты жизни и здоровья человека на дорогах привела к снижению уровня смертности в результате дорожно-транспортных происшествий. К 2020 г. наблюдается снижение показателя смертности населения республики в результате дорожно-транспортных происшествий в сравнении с 2004 г. почти в 5 раз.

 

Ключевые слова: смертность,дорожно-транспортныепроисшествия, тяжесть последствий.

 

 

STATISTICS OF POPULATION MORTALITY FROM ROAD ACCIDENTS IN THE REPUBLIC OF BURYATIA

 

B.S. Budaev1, I.S. Kitsul1, L.P. Banzarova2, O.G. Ripp3

 

1Irkutsk State Medical Academy of Postgraduate Education - branch of the Russian Medical Academy of Continuing Professional Education, Ministry of Health of Russia, Irkutsk

2State Budgetary Healthcare Institution "Republican Medical Information and Analytical Center" of the Ministry of the Republic of Buryatia, Ulan-Ude

3"Territorial Center for Disaster Medicine of the Republic of Belarus", Ulan-Ude

 

Introduction. High mortality rates due to road traffic accidents are typical for most countries of the world and the problem is global in nature, therefore, conducting a comprehensive statistical analysis of deaths due to road traffic accidents is very relevant. The study showed that the reduction in the mortality rate of the population as a result of road accidents is due to the stabilization of the socio-economic situation in the region, the implementation of measures aimed at improving the activities of the State Traffic Inspectorate, improving the activities of medical organizations, introducing the population to the prevention of traffic violations, first aid in the event of accidents, improving the availability and quality of medical care, including emergency medical care.

The purpose of the study. Study of regional characteristics of mortality of the population as a result of road accidents in the period 2004-2020.

Material and methods. The materials of the Territorial Body of the Federal State Statistics Service for the Republic of Buryatia, the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Buryatia - the Department of the State Road Safety Inspectorate, as well as information and analytical materials of Russian and foreign authors, including those posted on the Internet, were used. The study was conducted using statistical, analytical methods, as well as the method of comparative analysis.

Results. The mortality rates of the population of the republic from external causes, including transport accidents, road accidents throughout the study period, were higher than in the country. A feature of the distribution of the latter is a twofold excess of the number of road accidents that occurred in cities and towns. Alcohol in the blood of those who died as a result of transport injuries, including automobile injuries, was detected in more than 50% of cases. The share of traffic accidents due to violations of traffic rules by drivers of vehicles remains the maximum, i.e. up to 90% or more and the main violators are drivers of passenger cars. The main proportion of those killed in road accidents are people of working age and up to 85% of deaths occur at the scene, up to 2% - during transportation of injured persons.

Discussion. Road traffic injuries are ranked first in the world in terms of the number of fatalities and second in terms of the number of injured. Statistics of the Department of the State Road Safety Inspectorate until 2009 considered those who died in an accident to be those who died within 7 days after the accident. All those who died later were not included in the official data. Since 2009, the order of registration of those killed in an accident has been changed - the period of observation of those injured in an accident has been increased from 7 to 30 days. In our country, there are discrepancies both in the accounting of road accidents and in the methodology of accounting for mortality: the Ministry of Internal Affairs according to a Government Decree, the Ministry of Health according to the rules of the international classification of diseases, injuries and causes of death, which is compiled by the World Health Organization.

Conclusions. The most significant problematic factor of road traffic injuries in the republic remains the person himself, his professional skills and behavioral attitudes, the development of road infrastructure. The policy pursued in the republic in the field of protecting human life and health on the roads has led to a decrease in the death rate as a result of road accidents. By 2020, there is a decrease in the mortality rate of the population of the republic as a result of road accidents in comparison with 2004 by almost 5 times.

 

Keywords: mortality, traffic accidents, severity of consequences.

 

Введение. Статистика смертности в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) ведется Всемирной организацией здравоохранения (World Health Organization), которая каждые 3-5 лет выпускает специальный отчет под названием «Доклад о безопасности дорожного движения в мире» («Global Status Report on Road Safety»). В данном отчете приводятся данные о среднем уровне смертности за год на 100 тысяч населения. Систематизацией данных занимается Всемирный банк, который также публикует эти данные у себя в отчете Mortality caused by road traffic injury (per 100,000 people).

Как показывает статистика, высокая смертность от дорожно-транспортных происшествий наблюдается в бедных странах. Эксперты отмечают, что это связано с неразвитой инфраструктурой, плохими дорогами и недостаточным уровнем доступности и качества медицинской помощи, которое оказывается пострадавшим людям. В 2020 г. в России из-за аварий на дорогах погибли 16,2 тыс. человек. Страна занимает 72 место в мире по последней версии отчета, опубликованной Всемирной организацией здравоохранения и отображающей итоги 2018 г.. По оценкам ВОЗ, стандартизованные показатели смертности населения Российской Федерации от травм в 4-6 раз выше, чем в других развитых странах мира [1].

Высокие показатели смертности из-за дорожно-транспортных происшествий характерны не только для России, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов, Республики Бурятия, но и для большинства стран мира, то есть проблема носит глобальный характер [2]. Поэтому проведение комплексного статистического анализа смертности в результате дорожно-транспортных происшествий несомненно является актуальным. Тенденция к снижению смертности населения в результате дорожно-транспортных происшествий за последние 15 лет, обусловлена не только стабилизацией социально-экономической ситуации в регионе, в большей степени как результат воздействия мер, направленных на совершенствование деятельности Госавтоинспекции, снижение уровня аварийности на автомобильных дорогах, изменение условий организации дорожного движения на аварийно-опасных участках, совершенствование деятельности медицинских организаций, приобщение населения к профилактике нарушений правил дорожного движения, оказанию первой помощи при наступлении несчастных случаев [2]. Необходимо отметить, что достаточно выражено влияние мер по повышению доступности и качества оказания медицинской помощи.

Цель исследования.  Изучение региональных особенностей смертности населения в результате дорожно-транспортных происшествий в период 2004-2020 гг. 

Материал и методы. Использованы материалы Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Бурятия, МВД по Республике Бурятия - Управления государственной инспекции безопасности дорожного движения, а также информационные и аналитические материалы российских, иностранных авторов, в том числе размещенные в сети Интернет. Исследование проводилось с применением статистического, аналитического методов, а также методом сравнительного анализа.

Результаты.  Изучение региональных особенностей смертности при дорожно-транспортных происшествиях в Республике Бурятия в 2004-2020 гг. выявило, что характерной чертой ежегодного распределения ДТП по местам совершения является двукратное и более превышение их количества, произошедших в городах, населенных пунктах. Примерно такое же соотношение имеют данные по числу раненых. Вместе с тем, более половины (53,9%) всех погибших фиксировались в ДТП, совершенных вне населенных пунктов.

Основу автодорожной сети Республики Бурятия составляют 3 федеральные автомобильные дороги: Р-258 «Байкал» Иркутск-Улан-Удэ-Чита, протяженностью в пределах республики 432 км; А-333 Култук-Монды, протяженностью 180 км, находится в ведении управления автомобильной магистрали «Красноярск-Иркутск»; А-340 Улан-Удэ - Кяхта, протяженностью 219 км. Сеть федеральных дорог в Республике Бурятия составляет 835,8 км. (5,6 %), регионального значения - 3591,0 км. (24,2 %), местного - 10413,3 км. (70,2 %). Заслуживает внимания то, что доля ДТП, совершённых на федеральных автомобильных дорогах, составляет более десятой части от их общего количества в республике (17%), а число погибших практически четверть (25,6%) и раненых в них - почти одну пятую часть (18,5%).

Особенностью автомобильного пассажирского транспорта Республики Бурятия является то, что рынок пассажирских перевозок представлен не транспортными компаниями, а индивидуальными предпринимателями при низкой доле муниципального транспорта и полном отсутствии государственного транспорта. Это создает определенные проблемы для развития автомобильного транспорта: индивидуальный перевозчик не заинтересован в повышении безопасности дорожного движения и культуры обслуживания пассажиров, не имеет финансовых возможностей для обновления подвижного состава и приобретения автобусов большой вместимости. Возникают и проблемы с контролем и управляемостью пассажирским транспортом, представленным не несколькими транспортными компаниями, а полутора тысячами индивидуальных предприятий.

В структуре общей смертности населения Республики Бурятия внешние причины находятся на третьем месте (13,0 %), которые в 2014-2015 гг. располагались на втором месте. Среди причин смертности лиц трудоспособного возраста смертность от внешних причин превалирует. В структуре внешних причин стабильно первое и второе место занимают самоубийства и убийства, третье ранговое место -  транспортные несчастные случаи (всех видов), включая ДТП, с 2017 г. - случайные отравления алкоголем. Данные результаты, характеризующиеся лидирующим вкладом смертности от внешних причин в трудоспособном возрасте сопоставимы с данными по Российской Федерации, некоторых европейских стран и стран Южной Америки [2].

В динамике наиболее неблагоприятным периодом для республики были 2004-2006 гг., когда уровень смертности населения от внешних причин достигал 368,7 на 100 тыс. населения, а смертность от дорожно-транспортных происшествий 41,2 случая на 100 тыс. населения (таблица 1). 

Таблица 1

Показатели смертности населения Республики Бурятия, Сибирского федерального округа, Российской Федерации в результате ДТП в динамике с 2004 по 2020 гг.

(на 100 000 населения)

 

Травмы, отравления и некоторые другие последствия   воздействия внешних причин

Транспортные несчастные случаи

Дорожно-транспортные происшествия

РФ

СФО

РБ

РФ

СФО

РБ

РФ

СФО

РБ

2004

227,2

295,7

368,7

29,1

41,2

22,7

41,2

2005

220,7

295,0

368,4

28,1

36,1

23,3

36,2

2006

198,5

260,4

321,9

26,8

28,2

34,9

17,5

29,0

2007

182,5

235,0

293,2

27,5

28,0

39,3

18,2

30,1

2008

172,2

224,5

287,2

25,0

27,8

37,6

16,9

18,6

31,7

2009

158,3

207,6

278,2

21,2

22,3

30,2

14,5

14,1

24,1

2010

152,8

200,2

253,6

20,1

20,3

28,1

14,0

13,7

21,5

2011

139,4

183,5

246,6

20,5

21,5

30,8

13,5

12,6

24,8

2012

135,3

181,3

236,2

20,9

21,3

30,8

14,4

12,3

25,0

2013

129,2

171,5

215,9

20,2

21,5

29,7

14,3

14,0

23,7

2014

129,9

166,5

199,7

20,0

20,0

26,1

14,1

12,6

19,6

2015

121,3

153,3

179,7

17,0

18,0

21,7

12,2

11,4

16,0

2016

114,2

141,8

164,7

14,7

14,9

17,7

10,8

9,7

13,1

2017

104,0

130,6

156,5

13,7

14,4

16,6

10,1

9,3

12,8

2018

98,5

123,0

147,7

13,0

14,0

16,4

9,8

9,0

11,2

2019

93,8

117,6

146,8

12,1

12,8

16,1

9,2

9,1

12,0

2020

95,3

116,5

133,3

11,6

13,0

12,7

9,1

10,6

8,7

 

Показатели смертности населения республики от травм, отравлений и некоторых других последствий воздействия внешних причин, включая транспортные несчастные случаи, ДТП на протяжении всего исследуемого периода, за исключением 2020 г. (транспортные травмы, ДТП) выше, чем в целом по Сибирскому федеральному округу и Российской Федерации (таблица 1). 

До 2009 г. статистика ГИБДД считала погибшими в ДТП тех, кто умирал в течение 7 суток после аварии. Все, кто умирал позднее, в официальные данные не попадали. С 2009 г. порядок учёта погибших в ДТП изменён - срок наблюдения за пострадавшими в ДТП увеличен с 7 до 30 суток.

  

Таблица 2

Смертность в результате дорожно-транспортных происшествий в Республике Бурятия в 2015-2020 гг. по данным мониторинга ГБУЗ «Территориальный центр медицины катастроф» (абс.числах)

 

2015

2016

2017

2018

2019

2020

2015-2020

1.

Число погибших и умерших в результате   ДТП, в том числе

165

118

122

98

162

81

746

1.1

лиц трудоспособного возраста

134

94

96

85

123

59

591

(79,2%)

1.2.

детей в возрасте 0-17 лет

5

2

9

9

12

6

43

(5,8%)

 2.

Число погибших на месте ДТП, в том числе

149

103

101

102

98

79

632

(84,7%)

2.1

лиц трудоспособного возраста

129

87

86

88

75

61

526

(70,5%)

2.2.

детей в возрасте 0-17 лет

3

3

3

7

9

6

31

(4,2%)

3.

До прибытия выездной бригады скорой   медицинской помощи

87

87

86

87

77

62

486

(65,1%)

4.

До прибытия выездной бригады   Территориального центра медицины катастроф (далее - ТЦМК)

27

16

14

15

21

15

108

(14,5%)

5.

Число пострадавших в результате ДТП,   умерших во время транспортировки выездной бригады скорой медицинской помощи,   ТЦМК

3

0

1

2

4

3

13

(1,7%)

6.

Число пострадавших в результате ДТП,   умерших дома

0

0

0

0

0

0

0

7.

Число пострадавших в результате ДТП,   умерших в стационарах

50

31

28

30

29

30

198

(26,5%)

8.

Число пострадавших в ДТП, умерших в   травмоцентрах

50

31

28

30

29

30

198

(26,5%)

8.1

I   уровня  (2)

12

7

5

7

10

11

52

(26,4%)

8.2.

II   уровня (4)

19

13

10

13

14

12

65

(32,8%)

8.3

III   уровня (18)

19

11

13

10

5

7

65

(32,8%)

9.

Число пострадавших в ДТП и умерших в   травмоцентрах в первые 24 часа

22

16

15

16

17

14

100

(50,5%)

9.1

I   уровня  (2 медицинские организации)

3

2

1

2

4

3

15

(15%)

9.2

II   уровня (4)

9

6

5

6

9

7

42

(42%)

9.3

III   уровня (18)

10

8

9

8

4

4

43

(43%)

10.

Число пострадавших в ДТП, умерших в   травмоцентрах в течение 0-7 суток

39

26

22

23

23

23

156

(78,8%)

10.1

I   уровня  (2)

7

6

3

2

6

9

33

(21,2%)

10.2

II   уровня (4)

14

9

7

11

12

7

60

(38,4%)

10.3

III   уровня (18)

18

11

12

10

5

7

63

(40,4%)

11.

Число пострадавших в ДТП, умерших в   травмоцентрах в течение 0-30 суток

50

31

28

30

29

30

198

 

11.1

I   уровня  (2)

12

7

5

7

10

11

52

(26,3%)

11.2

II   уровня (4)

19

13

10

13

14

12

81

(40,9%)

11.3

III   уровня (18)

19

11

13

10

5

7

65

(32,8%)

 

По данным вышеуказанного мониторинга до 79,2% погибших составляют лица трудоспособного возраста, погибших на месте ДТП - 84,7%, из них лиц трудоспособного возраста - 70,5%, пострадавших в результате ДТП и умерших во время транспортировки выездной бригады скорой медицинской помощи - 1,7%, пострадавших в результате ДТП и  умерших в стационарах - 26,5%, пострадавших в ДТП и  умерших в травмоцентрах в первые 24 часа - 50,5% (таблица 2).

  

Таблица 3

Динамика основных показателей аварийности в Республике Бурятия за период 2000-2020 гг.

 по данным Управления государственной инспекции безопасности дорожного движения

МВД по Республике Бурятия (абс.числах, на 100 пострадавших, на 100 000 населения,

на 10 000 транспортных средств)

Год

Количество ДТП

Число погибших в   результате ДТП, чел.

Число раненых в результате   ДТП, чел.

Число

пострадавших на

100 тыс. нас.

Тяжесть последствий

(количество   лиц, погибших                       в     результате    ДТП  на 100 пострадавших)

 

Социальный риск (количество лиц, погибших                             в  результате    ДТП,   на                100 тыс. нас.)

Транспортный риск

(количество     лиц, погибших                            в     результате ДТП, на 10 тыс. транспортных   средств)

2004

1854

304

2312

268,6

11,7

31,2

15,3

2005

1745

264

2255

260,0

10,5

27,2

13,1

2006

1973

310

2639

306,1

10,5

32,1

14,0

2007

1898

308

2458

288,1

11,1

31,9

12,8

2008

1752

286

2334

272,9

10,9

29,6

11,4

2009

1572

230

2071

239,7

9,7

23,8

8,5

2010

1528

212

1926

271,9

9,9

21,9

8,0

2011

1578

265

1925

225,4

12,1

27,8

7,8

2012

1463

237

1828

212,6

11,5

23,4

7,6

2013

1596

237

1932

223,2

10,9

24,4

7,3

2014

1538

205

1932

219,4

9,6

21,1

6,0

2015

1364

163

1676

187,9

8,9

16,7

4,5

2016

1257

136

1607

177,4

7,7

13,8

3,7

2017

1250

135

1601

176,4

7,8

13,7

3,6

2018

1199

134

1634

179,6

7,6

13,6

3,5

2019

1106

132

1470

162,9

8,2

13,4

3,4

2020

994

113

1297

143,0

8,0

11,5

2,9

 

По данным Управления государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД по Республике Бурятия многолетний анализ данных статистического учета ДТП показал, что определяющее значение в распределении основных показателей аварийности по причинам возникновения дорожно-транспортных происшествий, имеют ошибочные действия водителей транспортных средств (таблица 3).  При этом уровень профессиональной подготовки и дисциплины водителей в последние годы значительно вырос, что свидетельствует снижение показателей аварийности, произошедших из-за нарушений ПДД водителями. Вместе с тем данный вид ДТП остается самой распространенной причиной аварийности. В 2020 году количество ДТП из-за нарушения ПДД водителями транспортных средств, число погибших и раненых сократилось, но их удельный вес по-прежнему был максимальным. Среди основных показателей аварийности из-за нарушения ПДД водителями всех видов транспортных средств ежегодно наибольшую часть составляют ДТП, совершенные водителями легковых автомобилей (2020 г. - 84,2%). Менее значительным осталось воздействие на состояние аварийности в республике со стороны пешеходов. Наряду с общей динамикой сокращения основных показателей аварийности, количество ДТП, совершенных из-за нарушений ПДД этой группой участников дорожного движения, в последние годы также имеют тенденцию последовательного ежегодного снижения показателей аварийности данного вида и тяжести последствий таких ДТП. Наиболее значительным было снижение число погибших, что сказалось на уменьшении показателя тяжести последствий таких ДТП. По вине пешеходов совершено 104 ДТП (2019 г. - 179, 41,9%), в результате которых 21 человек погиб (2019 г. - 31, 32,3%) и 93 получили ранения (2019 г. - 156, 40,4%).

Влияние неудовлетворительного состояния улиц и дорог при совершении дорожно-транспортных происшествий как сопутствующей причины, остается высоким на протяжении многих лет. Если в 2016 г. доля таких происшествий составляла пятую часть количества всех ДТП (43%), то в 2017 г.  этот фактор зарегистрирован при оформлении каждого третьего ДТП (37%), в 2018 году доля выросла до 38%, в 2019 году отмечалось снижение до 32,3%, в 2020 году - 36,1%.

По итогам 2020 г., по сравнению с базовым 2012 г., достигнуты три из четырех основных показателей определенных Федеральной целевой программой «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 гг.»: число погибших в ДТП снижено на 52,3% (с 237 до 113); число детей, погибших в ДТП осталось на уровне 2012 г.; показатель социального риска (количество погибших в результате ДТП на 100 тыс. населения) снижен на 51% (с 23,4 до 11,5); показатель транспортного риска (количество погибших в ДТП на 10 тыс. транспортных средств) снижен на 61,8% (с 7,6 до 2,9) (таблица 3).

Распределение динамики основных показателей аварийности по часам суток в 2020 г. повторяет предшествующие годы, практически половина всех ДТП (47,1%) с процентом погибших 38,9% и раненых 46,7% совершается в «дневное время» (с 11 до 18 часов), наиболее тяжкие последствия ДТП отмечаются в период времени с 19:00 до 19:59 часов - 18,1 погибших на 100 пострадавших.

В 2020 году самым распространенным видом дорожно-транспортных происшествий стало столкновение транспортных средств. Как и в прошлые годы, в 2020 году, наибольшее количество ДТП (71,8%) произошло в городах и населенных пунктах. Больше половины (54,9%) всех ДТП, произошедших в городах и населенных пунктах, приходится на столицу Республики Бурятия - г. Улан-Удэ. Удельный вес числа погибших и раненых в таких ДТП составили 38,5% и 55,6% соответственно.

Дорожно-транспортный травматизм занимает первое место в мире по числу погибших и второе по числу травмируемых. Общая летальность при ДТП в 12 раз выше, чем при других видах травм, инвалидность - в 6 раз выше. Пострадавшие нуждаются в госпитализации в 7 раз чаще. Больничная летальность таких больных в 4,5 раза превышает летальность пострадавших от других причин. Основными травмами при ДТП являются переломы костей (30,3%), множественные и сочетанные повреждения (30%), травмы головного мозга (25,6%), множественные ушибы (12%) и раны (2,1%). Следует особо отметить высокую частоту травм головы, которые отмечены более, чем у 50% пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях. В республике за исследуемый период времени в травмоцентрах в течение 24 часов умерли 50,5% пострадавших в ДТП, до 7 суток - 78,8%, поступивших в травмоцентры.  Основную долю погибших в ДТП эсоставляют лица трудоспособного возраста и основная доля смертей при ДТП наступает на месте происшествия (таблица 2).

Таблица 4

Динамика обнаружения алкоголя в крови умерших в результате транспортных травм в период 2009-2018 гг. (%)

 

Всего   случаев/наличие алкоголя (%)

Причина   смерти

2009

2010

2011

2012

2013

транспортные   травмы, в том числе

275

56%

265

53,2%

310

50%

293

61,8%

284

51,4%

автомобильная

220

56,4%

202

53%

259

50,6%

233

58,8%

229

49,8%

 

2014

2015

2016

2017

2018

транспортные   травмы, в том числе

259

59,5%

198

46,7%

165

52,7%

153

59,5%

159

55,3%

автомобильная

200

57,5%

154

44,2%

125

48,8%

125

58,4%

119

56

            Алкогольные и спиртосодержащие напитки являются причиной не только алкогольных отравлений, ключевым фактором всех остальных внешних причин, как убийства, самоубийства, транспортные несчастные случаи и др., но и причин смерти других классов, как болезни системы кровообращения, болезни органов дыхания и др. [3,4].

За исследуемый период времени алкоголь в крови умерших в результате транспортных травм, в том числе автомобильных обнаружен более, чем в 50% случаев (таблица 4).

Таблица 5

Сведения о состоянии аварийности за январь-декабрь 2020 года в Дальневосточном, Сибирском федеральных округах по данным Управления государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД по Республике Бурятия (абс.числах)

Субъект РФ

ДТП

Погибло

Ранено

ДТП с водителями   в состоянии опьянения

2019

2020

2019

2020

2019

2020

2019

2020

Российская Федерация

164358

144462

16981

16062

210877

182256

15912

15139

ДФО

11091

9899

1238

1108

14118

12419

1748

1633

Республика Бурятия

1117

994

132

113

1495

1300

180

206

Забайкальский край

1292

1191

242

197

1625

1416

333

359

Республика Саха (Якутия)

800

697

84

88

1051

900

105

107

Приморский край

3032

2680

296

245

3767

3344

341

311

Камчатский край

445

492

55

50

585

651

52

72

Хабаровский край

1976

1719

149

175

2414

2153

288

220

Амурская область

1293

1104

142

114

1697

1391

235

156

Магаданская область

276

220

29

18

366

270

52

33

Сахалинская область

627

569

80

81

823

706

127

132

Еврейская автономная область

217

207

28

21

278

267

29

32

Чукотский автономный округ

16

26

1

6

17

21

6

5

СФО

19436

17754

2023

2013

24870

22460

2093

2031

Иркутская   область

3287

2747

360

307

4168

3442

425

35

 

Негативные тенденции в демографической ситуации отмечаются в Дальневосточной федеральном округе, который Указом Президента Российской Федерации с 03.11.2018 г. пополнился двумя субъектами - Республикой Бурятия и Забайкальским краем [5]. Среди регионов Дальневосточного федерального округа по итогам 2020 г. Республика Бурятия занимает 5 место по числу дорожно-транспортных происшествий, погибших и раненых, а также по числу ДТП, совершенных в состоянии опьянения (таблица 5).

В последние годы Правительство Российской Федерации направляет особые усилия на снижение смертности населения в дорожно-транспортных происшествиях. Программный документ «О национальных целях и стратегических задачах развития российской Федерации на период до 2024 г.», утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 включает также снижение показателей смертности населения трудоспособного возраста, как одного из приоритетных направлений государственной политики на федеральном и региональном уровнях [6,7].

2004 - 2005 гг. - период начала действия программно-целевого подхода, характеризующийся сокращением числа лиц, погибших в дорожно-транспортных происшествиях;

2006 - 2007 гг. - период начала действия федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 гг.», в котором отмечается первичный рост и последующее незначительное сокращение числа лиц, погибших в дорожно-транспортных происшествиях;

С 2008 г. в рамках Национального проекта «Здоровье» реализованы мероприятия, направленные на совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим в ДТП. В субъектах Российской Федерации, в том числе в Республике Бурятия принята региональная программа безопасности движения. В соответствии с Федеральным законом от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» при Главе Республики Бурятия организована работа Комиссии по повышению безопасности дорожного движения (Указ Главы Республики Бурятия от 19.10.2012 г. № 232), которая внесена в перечень координационных и совещательных органов.

В 2009 г. после преодоления инерции стартового периода реализации федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 гг.» в России удалось впервые с 2000 г. последовательно обеспечивать сокращение количества дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими и достичь минимального зарегистрированного 20 лет назад уровня числа погибших в дорожно-транспортных происшествиях за год.

В Республике Бурятия в результате масштабных мероприятий показатель смертности в ДТП за 2004-2020 гг. снизился почти в 5 раз (с 41,2 до 8,7 на 100 тыс. нас.). В 2009 г. утверждено распоряжение Правительства Республики Бурятия «Об организации оказания первой помощи сотрудниками служб (МВД, МЧС), водителями общественного транспорта и дорожной службой пострадавшим в ДТП и других ЧС», что явилось большим достижением по сравнению с другими регионами в борьбе за снижение смертности при ДТП.

С 2012 г., за счет средств субсидий из федерального бюджета бюджету Республики Бурятия на софинансирование расходных обязательств Республики Бурятия, связанных с реализацией мероприятий, направленных на совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях, на особо опасных участках федеральной автодороги Р-258 «Байкал» организованы трассовые пункты оказания экстренной медицинской помощи: в п. Танхой Кабанского района, п. Бар Мухоршибирского района, п. Вознесеновка Тарбагатайского района, входящих в структуру отделения скорой медицинской помощи ГБУЗ «Территориальный центр медицины катастроф Республики Бурятия».

Динамика интенсивного показателя смертности при дорожно-транспортных происшествиях в Республике Бурятия с 2004 по 2012 гг. носила волнообразный характер (таблица 1), но все же с 2013 г. наблюдается неуклонное снижение показателя (с 23,7 до 8,7 на 100 тыс. нас.). В 2018 г. в Российской Федерации поставлена цель «повысить безопасность на дорогах до минимума и снизить смертность в результате ДТП». К 2024 г. предполагается снизить уровень смертности до 4 погибших на 100 тыс. человек и обозначена необходимость стремления к нулевому уровню смертности к 2030 г.

Обсуждение. Дорожно-транспортный травматизм занимает первое место в мире по числу погибших и второе по числу травмируемых. Статистика Управления государственной инспекции безопасности дорожного движения до 2009 г. считала погибшими в ДТП тех, кто умирал в течение 7 суток после аварии. Все, кто умирал позднее, в официальные данные не попадали. С 2009 г. порядок учёта погибших в ДТП изменён - срок наблюдения за пострадавшими в ДТП увеличен с 7 до 30 суток. У нас в стране существуют разночтения как по учету дорожно-транспортных происшествий, так и методике учета смертности: у МВД по постановлению правительства, у министерства здравоохранения по правилам международной классификации болезней, травм и причин смерти, которая составлена Всемирной организацией здравоохранения. 

Выводы.Проведенный анализ показал, что показатель смертности населения республики в результате дорожно-транспортных происшествий выше аналогичного среднероссийского показателя. Наиболее значимым проблемным фактором дорожно-транспортного травматизма в республике остается сам человек, его профессиональные навыки и поведенческие установки, развитие дорожной инфраструктуры. Проводимая в республике политика в области защиты жизни и здоровья человека на дорогах привела к снижению уровня смертности в результате дорожно-транспортных происшествий.  К 2020 г. наблюдается снижение показателя смертности населения республики в результате дорожно-транспортных происшествий в сравнении с 2004 г. почти в 5 раз.

 

Список литературы

1.Морев М.В., Короленко А.В. Оценка демографических и социально-экономических потерь вследствие преждевременной смертности населения России и Вологодской области. Проблемы прогнозирования. 2018;(2):110-23.

2.Иванова А.А., Тимофеев Л.Ф. Внешние причины как основной фактор преждевременной смертности населения Республики Саха (Якутия). Сибирский медицинский журнал.2015;30(3):69-73.

3.Говорин Н.В., Сахаров А.В. Алкогольная смертность. Томск-Чита: «Иван Федоров» 2012 г.

4. Вангородская С.А. Российская модель потребления алкоголя: особенности и влияние на смертность населения. Научные ведомости Белгородского университета. Серия: Философия. Социлогия. Право. 2018;43(1):28-36. http//doi.org/10.18413/2075-4566-2018-43-1-28-36.

5.Авдеев Ю.А. О демографической политике для российского Дальнего Востока. Статистика и экономика. 2017;(6):59-58.http//doi.org/10.21686/2500-3925-2017-6-59-68.

6.Сахаров А.Г., Колмар О.И. Перспективы реализации целей устойчивого развития ООН в России. Вестник международных организаций.2019;14(1):189-206.http//doi.org/10.17323/1996-7845-2019-01-11.

7.О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г. из Указа Президента РФ от 07.05.2018 № 204.ОРГЗДРАВ:Новости.Мнения.Обучение. Вестник школы организации и управления здравоохранением. 2018;(3):5-6.

References

1.Morev M.V., Korolenko A.V. Assessment of demographic and socio-economic losses due to premature mortality of the population of Russia and the Vologda Oblast. Forecasting problems. 2018; (2): 110-23

2. Ivanova A.A., Timofeev L.F. External causes as the main factor of premature mortality of the population of the Republic of Sakha (Yakutia). Siberian Medical Journal. 2015; 30 (3): 69-73

3.Govorin N.V., Sakharov A.V. Alcohol Mortality Tomsk-Chita: Ivan Fedorov. 2012

4. Vangorodskaya S.A. Russian model of alcohol consumption: features and impact on mortality. Scientific bulletin of Belgorod University. Series: Philosophy. Sociology. Right. 2018; 43 (1): 28-36.http // doi.org / 10.18413 / 2075-4566-2018-43-1-28-36

5.Avdeev Yu.A. On demographic policy for the Russian Far East. Statistics and Economics. 2017; (6): 59-58.http // doi.org / 10.21686 / 2500-3925-2017-6-59-68

6. Sakharov A.G., Kolmar O.I. Prospects for the implementation of the UN sustainable development goals in Russia. Bulletin of international organizations. 2019; 14 (1): 189-206.http // doi.org / 10.17323 / 1996-7845-2019-01-11

7.On the national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024 from the Decree of the President of the Russian Federation of 07.05.2018 No. 204. ORGZDRAV: News. Opinions. Education. Bulletin of the school of organization and management of health care. 2018; (3): 5-6

 

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Acknowledgments. The study did not have sponsorship.

Conflict of interests. The authors declare no conflict of interest.

 

Сведения об авторах

Будаев Батор Сигизмундович - кандидат медицинских наук, доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения Иркутской государственной медицинской академии последипломного образования - филиала ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Министерства здравоохранения Российской Федерации,664049, Иркутск, микрорайон Юбилейный, дом 100, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., ORCID  0000-0002-8256-2300.

Кицул Игорь Сергеевич - доктор медицинских наук, профессор, профессор РАН, заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения Иркутской государственной медицинской академии последипломного образования - филиала ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 664049, Иркутск, микрорайон Юбилейный, дом 100, e-mail:Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., ORCID 0000-0001-6745-3862.

Банзарова Лариса Пурбаевна - врач-методист ГБУЗ «Республиканский медицинский информационно-аналитический центр» Минздрава Республики Бурятия, 670031, г. Улан-Удэ ул. Цыбикова, дом 6, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.,  ORCID 0000-0003-1571-5650.

Рипп Ольга Германовна – заместитель по клинико-экспертной работе ГБУЗ «Территориальный центр медицины катастроф РБ», 670034, г. Улан-Удэ ул. Красноармейская д. 20а, e-mail : tcmkrbЭтот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">@mailЭтот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">.ru, SPIN-kod  4473-0860.

 

About the authors

Budaev Bator Sigizmundovich - Candidate of Medical Sciences, Associate Professor of the Department of Public Health and Healthcare of the Irkutsk State Medical Academy of Postgraduate Education - a branch of the Russian Medical Academy of Continuing Professional Education of the Ministry of Health of the Russian Federation, 664049, Irkutsk, Yubileiny microdistrict, house 100, e-mail : bbs-rbmk@ mail.ru, ORCID 0000-0002-8256-2300

Kitsul Igor Sergeevich - Doctor of Medical Sciences, Professor, Professor of the Russian Academy of Sciences, Head of the Department of Public Health and Healthcare of the Irkutsk State Medical Academy of Postgraduate Education - a branch of the Russian Medical Academy of Continuing Professional Education of the Ministry of Health of the Russian Federation, 664049, Irkutsk, Yubileiny microdistrict, house 100, e-mail:Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., ORCID 0000-0001-6745-3862

Banzarova Larisa Purbaevna - methodologist of the State Budgetary Healthcare Institution "Republican Medical Information and Analytical Center" of the Ministry of Health of the Republic of Buryatia, 670031, Ulan-Ude, st. Tsybikova, 6, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.,  ORCID 0000-0003-1571-5650

Ripp Olga Germanovna - Deputy Chief Physician for Clinical Expert Work of the State Budgetary Healthcare Institution "Territorial Center for Disaster Medicine of the Republic of Belarus", 670034, Ulan-Ude, st. Krasnoarmeiskaya 20 "a", e-mail : Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., SPIN-kod  4473-0860

 

Статья получена: 27.04.2021 г.

Принята к публикации: 28.09.2021 г.

 

 

 

 

Ключевые слова: смертность, дорожно-транспортные происшествия, тяжесть последствий

Полнотекстовый файл PDF
Б.С. Будаев, И.С. Кицул, Л.П. Банзарова, О.Г.Рипп, СТАТИСТИКА СМЕРТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ОТ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ // НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ РЕЦЕНЗИРУЕМЫЙ ЖУРНАЛ "СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И МЕДИЦИНСКОЙ СТАТИСТИКИ". - 2021. - №3;
URL: http://healthproblem.ru/magazines?text=703 (дата обращения: 23.11.2024).

Код для вставки на сайт или в блог:

Просмотры статьи:
Сегодня: 1 | За неделю: 16 | Всего: 1173