ХАРАКТЕРИСТИКА ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ ЕЖЕДНЕВНО ПОСВЯЩАЮЩИХ ЭТОМУ ЗАНЯТИЮ 3 И БОЛЕЕ ЧАСОВ В ДЕНЬ
ХАРАКТЕРИСТИКА ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ ЕЖЕДНЕВНО ПОСВЯЩАЮЩИХ ЭТОМУ ЗАНЯТИЮ 3 И БОЛЕЕ ЧАСОВ В ДЕНЬ
Скворцова Елена Сергеевна
ФГБУ «ЦНИИОИЗ Минздрава России»
Статья посвящена подросткам, учащимся училищ начального профессионального образования, ежедневно продолжительно занимающимся компьютерными играми (3 и более часов в день). Исследование позволило установить неоднородность данной группы подростков и выявить ряд проблем, возникающих в связи с ежедневными продолжительными занятиями компьютерными играми.
Ключевые слова: подростки, компьютерные игры, распространенность «группа риска», проблемы.
CHARACTERISTICS OF GAME ACTIVITY OF TEENAGERS EVERY DAY DEDICATED TO THIS TASK AND MORE THAN 3 HOURS A DAY
Skvortsova Elena
FGBI "FPHI Russian Ministry of Health"
The article is devoted to teenagers, students of schools of initial vocational training, every day continuously engaged in computer games (more than 3 hours per day). The study allowed to establish the heterogeneity of this group of adolescents and to identify a number of problems arising from the daily lesson time playing computer games.
Key words: adolescents, computer games, prevalence, risk group, problems.
В настоящее время компьютерные игры все больше увлекают детей и подростков, а иногда настолько сильно, что существенно влияют на их физическое здоровье, поведение, успеваемость и взаимоотношения в семье. В ряде случаев такая сильная увлечённость может приводить к формированию патологической зависимости от компьютерных игр [1,3].
В эпидемиологическом плане исследований, посвященных изучению распространенности компьютерных игр, судя по доступной нам литературе, крайне мало. В 2010-2011гг. нами впервые были изучены: частота распространенности, жанровые предпочтения, продолжительность и проблемы, связанные с занятиями компьютерными играми среди городских подростков-школьников в РФ [2]. В данной статье представлены материалы второго широкомасштабного исследования занятий компьютерными играми среди подростков 15-17 лет, учащихся училищ начального профессионального образования, проведенного нами в 2013-2014 гг.
Методом сбора информации являлся метод анонимного анкетирования. Выборка формировалась путём многоступенчатого отбора с чередованием выборочного и сплошного обследования. Исследование было проведено в шести федеральных округах и охватило шестнадцать городов и одну область. Общее число обследованных составило 22 204 подростка в возрасте 15-17 лет учащихся училищ начального профессионального образования, в том числе 11 005 (49,6%) мальчиков и 11 199 (50,4%) девочек.
Исследование показало, что занятия компьютерными играми (КИ) среди данного контингента подростков довольно широко распространены. Так, играли в компьютерные игры около 80 из 100 мальчиков (79,7) и около 60 (57,4) из 100 девочек соответствующего возраста (р00001). Среди играющих в компьютерные игры подростков выделяется группа, играющих ежедневно 3 и более часов в день. Таких подростков среди мальчиков оказалось 48,1%, а среди девочек - 31,7%. Ежедневное, продолжительное занятие компьютерными играми 3 и более часов в день приводят к возникновению целого ряда социальных, психологических проблем, негативно влияющих на здоровье. Кроме того, в ряде случаев такое продолжительное занятие КИ может приводить к формированию игровой зависимости. Поэтому подростков, проводящих за компьютерными играми три и более часов в день, мы относим к «группе риска».
Подробный анализ игровой деятельности подростков «группы риска» позволил выявить некоторые особенности и последствия продолжительных занятий КИ.
Оказалось, данная группа подростков неоднородна по продолжительности занятий компьютерными играми. Наряду с играющими в КИ 3-4 часа в день (около 90% подростков), имеются подростки, играющие по ночам (10,2% мальчиков и 7,4% девочек) и подростки, играющие ежедневно 5 и более часов (2,3% мальчиков и 1,8% девочек).
Жанровые предпочтения подростков «группы риска» также оказались неодинаковы. Чаще всего мальчики предпочитают игры-драки (27,1%), логические игры, включая азартные (20,6%). 17,5% выбирают игры-приключения, 12,8% - стратегии. Самыми непопулярными являются игры-симуляторы - 3,8%. 18,2% подростков-мальчиков не выявляют каких-либо предпочтений, а играют «во все подряд».
Жанровые предпочтения девочек несколько другие. Самыми популярными среди девочек являются логические игры. В них играют 42,3% девочек. Далее идут игры-приключения - 20,9%. Удивительно, но 12,3% девочек, так же как и мальчики, предпочитают игры-драки. Реже всего девочки обращаются к играм стратегиям (8,6%) и симуляторам (4,1%). Достоверно меньше девочек, чем мальчиков (р005), играют без разбора - «во все подряд» (11,8%).
Практически 2/3 подростков (63,4% мальчиков и 63,6 девочек), ежедневно продолжительно играющих в КИ не считают, что это занятие мешает им в повседневной жизни. И только чуть больше четверти подростков (26,6% мальчиков и 26,4% девочек) признают, что ради игры в электронные игры им приходится «жертвовать» чтением книг, встречами с друзьями, просмотром телепередач, прослушиванием музыки, игнорировать выполнение домашних поручений, пропускать занятиями в кружках и секциях и даже занятия в училище или колледже (табл.1). Необходимо особо подчеркнуть, что больше всего от КИ «пострадало» чтение книг. Именно оно чаще всего приносится в «жертву» электронным играм, причём мальчиками достоверно чаще, чем девочками (p<0,05). Более того, в целом 20% мальчиков и 21,5% девочек, из числа ежедневно длительно играющих в компьютерные игры, осознают, что столь длительные занятия КИ порождают целый ряд проблем. Возникают ссоры с родителями и родственниками у 4,8% мальчиков и 3,9% девочек. Из-за регулярного невыполнения домашних учебных заданий у 4,6% мальчиков и 5,7% девочек снизилась успеваемость, а 1,4% мальчиков и 1,4% девочек из этой группы отмечают ухудшение памяти и внимания.
Таблица 1
Распределение подростков «группы риска» в зависимости от того,
какие мероприятия или занятия они пропускают ради КИ (в %)
Занятие |
Пол |
Достоверность различий |
|
М |
Д |
||
Чтение книг |
13,9 |
9,7 |
p,01 |
Просмотр телепередач |
8,9 |
11,0 |
P,05 |
Встречи и прогулки с друзьями |
5,4 |
5,3 |
p>0,05 |
Выполнение домашних поручений |
4,4 |
5,1 |
p>0,05 |
Посещение доп. занятий, кружков, секций |
2,8 |
4,4 |
p,05 |
Занятия в училище, колледже |
1,2 |
0,9 |
p>0,05 |
Итого |
36,6 |
36,4 |
p>0,05 |
Несмотря на то, что подростки «группы риска» ежедневно проводят за компьютерными играми 3 и более часов в день, степень увлеченности этим занятием у них разная. Практически каждый второй подросток, как среди мальчиков, так и среди девочек, готов променять это занятие на что угодно, что увлечёт или будет полезным и интересным. Ещё около четверти подростков (24,8% мальчиков и 26,9% девочек) готовы оставить занятия КИ ради встречи с друзьями и общением с родителями и родственниками. И только около 13% мальчиков и 15,5% девочек отвлекутся от компьютерных игр в связи с необходимостью выполнить домашние учебные задания или поручения по дому. Около 5% мальчиков и девочек «оторвутся» от компьютерных игр только если на этом будут сильно настаивать родители. И 6% мальчиков и 4% девочек настолько поглощены и увлечены КИ, что они их не променяют «ни на что». Именно эти две последние подгруппы подростков вызывают наибольшую озабоченность, т.к. у них можно подозревать начало формирования игровой зависимости.
Резюмируя вышеизложенное, необходимо констатировать, что выделенная нами «группа риска» подростков, ежедневно играющих в компьютерные игры 3 и более часов в день, неоднородна. Подростки, входящие в эту группу, дифференцируются по продолжительности, по жанровым предпочтениям, по степени увлечённости, проблемам и последствиям, связанными с занятиями компьютерными играми. Но, именно в эту группу входят от 5 до 10% подростков, которые ради компьютерных игр готовы пренебречь едой, сном, пропустить занятия в учебном заведении, несмотря на ссоры с родителями и проблемы с учебой. И именно эти подростки потенциально имеют наибольший риск развития игровой зависимости. Выявить этих подростков из «группы риска» много проще и удобнее, чем среди всех учащихся. Поэтому выделение «группы риска» (подростков ежедневно играющих в компьютерные игры 3 и более часов в день) целесообразно и оправдано.
Литература
-
Новиков Е.М., Восколович Е.Ю. Клинико-психопатологические особенности больных игровой зависимостью //Вопросы наркологии, - 2015. - № 6. – с. 28-35.
-
Скворцова Е.С., Постникова Л.К. Занятия компьютерными играми и интернетом среди городских российских школьников 15-17 лет (по данным мониторинга 2010-2011 гг) // Информационное письмо М.: ЦНИИОИЗ. – 2014 г. – 24 С.
-
Урсу А.В. Сверхценное увлечение компьютерными играми детей и подростков. Распространенность и клинико-психопатологические проявления. http://www.dissercat.com/content/sverkhtsennoe-uvlechenie-kompyuternymi-igrami-detei-i-podrostkov-rasprostranennost-i-kliniko
Literatura
1. Novikov E.M., Voskolovich E.Ju. Kliniko-psihopatologicheskie osobennosti bol'nyh igrovoj zavisimost'ju //Voprosy narkologii, - 2015. - № 6. – s. 28-35.
2. Skvorcova E.S., Postnikova L.K. Zanjatija komp'juternymi igrami i internetom sredi gorodskih rossijskih shkol'nikov 15-17 let (po dannym monitoringa 2010-2011 gg) // Informacionnoe pis'mo M.: CNIIOIZ. – 2014 g. – 24 S.
3. Ursu A.V. Sverhcennoe uvlechenie komp'juternymi igrami detej i podrostkov. Rasprostranennost' i kliniko-psihopatologicheskie projavlenija. http://www.dissercat.com/content/sverkhtsennoe-uvlechenie-kompyuternymi-igrami-detei-i-podrostkov-rasprostranennost-i-kliniko
Сведения об авторе
Скворцова Елена Сергеевна:доктор медицинских наук, профессор, заведующая отделением медико-социальных проблем ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 127254 г. Москва, ул. Добролюбова, д.11
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
URL: http://healthproblem.ru/magazines?text=77 (дата обращения: 26.12.2024).