СТАРОСТЬ VS МОЛОДОСТЬ: ГЕРОНТОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ
DOI 10.24412/2312-2935-2022-4-131-143
Старость VS молодость: геронтологические аспекты воспитания
А.А.Мельниченко1, С.Г. Горелик1,2, Сэнгээ Энхмандал1, С.Г. Ленкин3
1ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», Белгород
2 АНО НИМЦ «Геронтология», Москва
3Общество с ограниченной ответственностью «ПЛАТНЫЙ КВД», Москва
Введение. Настоящее исследование посвящено проблеме геронтологического образования (знанию биологического, социального и психологического изменения при наступлении старости) молодого поколения, которое недостаточно прививается молодежи, что способствует отсутствию цивилизационного принципа в воспитании, а также преемственности поколений, которая на протяжении многих столетий способствовала не только передаче полученных предыдущими поколениями опыта и знаний, но и передаче базовых знаний аспектов воспитания. Увеличение продолжительности жизни и разрыв между поколениями, а также существенная разница в восприятии и освоении достижений современного научно-технологического прогресса продолжают делать акцент на биологическую разницу между молодостью и старостью, что делает социально-незащищенными людей пожилого возраста. Усугубляется ситуация еще и тем, что был увеличен период выхода не пенсию, которые сделал беспомощными людей (пожилого возраста), не способных осуществлять трудовую деятельность в необходимой востребованной мере, но при этом не имеющих возможности уйти на пенсию. Позиция работодателей тоже далека от позиции государства, и они не стремятся нанимать сотрудников, не обладающих высокими требованиями и знаниями в области компьютерной грамотности, что часто бывает причиной поиска более трудозатратой и малооплачиваемой работы.
В статье раскрываются нормы уважительного отношения к людям пожилого возраста в рамках проведения педагогического проекта.
Цель данного исследования заключается в определении оптимального педагогического инструментария, необходимого для построения адаптированной соответствующий современным реалиям модели геронтологического воспитания молодежи.
Материалы и методы. В рамках исследования были использованы метод опроса и анкетирование с ранжированием результатов исследования, которые были проанализированы и описаны.
Результаты исследования былиприменены в построении модели инструментария, которые базировался на реализации проекта «СтаростьVSМолодость», реализовавшегося в течении 3 лет.
Обсуждения. Полученные результаты исследования выявили, что в течении заявленного периода наибольших успехов достигла в средняя возрастная группа - 27%, тогда как группы младшего и старшего возраста выявили улучшения геронтологии только на 24,6%, что позволяет сделать вывод, что они менее подвержены корректировке поведенческой линии без значительного систематического воздействия.
Выводы (заключение). Уважительное отношение к пожилым людям представляет собой интегративное личностное образование, характеризующееся признанием ценности пожилого возраста, заслуг и опыта старшего поколения, наличием положительных эмоций и установок, а также поведенческими проявлениями, которые выражаются в ценностном взаимодействии с пожилыми людьми на основе знаний о социально-психологических особенностях их возраста
Ключевые слова: геронтология, пожилой возраст, проект «Старость VS Молодость», молодое поколение, педагогический эксперимент.
OLD AGE VS YOUTH: GERONTOLOGICAL ASPECTS OF EDUCATION
A.A. Melnichenko1, S.G. Gorelik,1,2, Sengee Enkhmandal1, .G. Lenkin3
1Belgorod State National Research University, Belgorod
2Research Medical Centre «GERONTOLOGY», Moscow
3Medical center «Paid KVD», Moscow
Introduction. The present study is devoted to the problem of gerontological education (knowledge of biological, social and psychological changes at the onset of old age) of the younger generation, which is insufficiently inculcated in young people, which contributes to the absence of a civilizational principle in education, as well as the continuity of generations, which for many centuries has contributed not only to the transfer of experience and knowledge gained by previous generations, but also to the transfer of basic knowledge aspects of education. The increase in life expectancy and the gap between generations, as well as a significant difference in the perception and development of the achievements of modern scientific and technological progress continue to focus on the biological difference between youth and old age, which makes the elderly socially unprotected. The situation is also aggravated by the fact that the retirement period has been extended, which has made helpless people (elderly) who are unable to carry out work to the required extent, but at the same time unable to retire. The position of employers is also far from the position of the state, and they do not seek to hire employees who do not have high requirements and knowledge in the field of computer literacy, which is often the reason for searching for more labor-intensive and low-paid work.
The article reveals the norms of respect for the elderly in the framework of a pedagogical project.
The purpose of this study is to determine the optimal pedagogical tools necessary to build a model of gerontological education of young people adapted to modern realities.
Materials and methods. Within the framework of the study, a survey method and a questionnaire were used with ranking of the results of the study, which were analyzed and described.
The results of the study were applied in the construction of the toolkit model, which was based on the implementation of the project "Old Age", which was implemented within 3 years.
Discussions. The results of the study revealed that during the stated period, the average age group achieved the greatest success - 27%, while the younger and older groups revealed improvements in gerontology by only 24.6%, which allows us to conclude that they are less susceptible to behavioral correction without significant systematic impact.
Conclusions (conclusion). Respect for the elderly is an integrative personal education characterized by recognition of the value of the elderly, the merits and experience of the older generation, the presence of positive emotions and attitudes, as well as behavioral manifestations that are expressed in value interaction with the elderly based on knowledge about the socio-psychological characteristics of their age
Keywords: gerontology, old age, the project "Old Age VS Youth", the younger generation, pedagogical experiment.
Введение. Пожилой человек в современном обществе. Кто он? Какое место в социуме занимает вчерашний врач, сталевар, учитель, парикмахер?
Современные достижения науки и техники и, главное, здравоохранения позволяют большему числу людей значительно увеличивать продолжительность жизни. Безусловно, это позитивный показатель, который апеллирует в первую очередь к показателю – качество жизни. Тем не менее, значительное увеличение числа людей пожилого возраста в социуме порождает ряд проблемных ситуаций, которые требуют серьезного осмысления и разрешения.
Одной из центральных проблем является социальная незащищенность людей третьего возраста. Здесь необходимо подразумевать не только экономические или социально-политические аспекты. Самым важным можно считать аксиологические установки более молодого поколения по отношению к людям пожилого возраста. Следствием этой проблемы является проблема создания условия для занятости и творческой активности людей пожилого возраста [2].
Важность геронтологического воспитания детей, людей молодого возраста невозможно умалить. Полноценное существование общества и семьи как его ячейки неотделимо от воспитания у детей уважительного отношения к людям пожилого возраста. Именно поэтому перед абсолютно каждым педагогом стоит важная задача – воспитание молодого поколения на установках нравственного отношения к людям третьего возраста. Все вышесказанное достаточно четко детерминирует актуальность исследования.
Цель данного исследования заключается в определении оптимального педагогического инструментария, необходимого для построения адаптированной соответствующий современным реалиям модели геронтологического воспитания молодежи.
Сегодня статус пожилого человека незаслуженно занижен. А ведь именно он, пожилой человек, является носителем и культурных традиций, и мудрости, и гармоничного развития общества. Конечно, проблема взаимоотношения поколений вечна. Однако сегодня мы видим не только неуважительное отношение к людям преклонного возраста, а даже пренебрежение. Как ни странно, одной из причин такого отношения является научно-технический прогресс [6]. Обладая более гибким умом, молодое поколение постигает его (НТП) плоды максимально быстро, чего не скажешь о людях преклонного возраста, поэтому целью данного исследования является выявление
Материалы и методы. Такая ситуация порождает отношение людей молодого возраста к пожилым, как к глупым, недалеким. Определив таким образом отравные точки проблемы, перейдем к эмпирической реализации ее разрешения.
На базе НИУ БелГу ,совместно с гимназией №5 г Белгорода (младшими классами) автором настоящего исследования был проведен педагогический эксперимент. Суть эксперимента заключалась в нахождении оптимального педагогического инструментария, позволяющего выстроить достаточно четкую и понятную геронтологическую модель воспитания молодого поколения. В эксперименте приняли участие обучающиеся младших классов, 7-10 лет разделенных на три группы в зависимости от возраста, условно обозначенных, как младшая, средняя и взрослая. Репрезентативная группа в целом составила 72 человека, которые распределились следующим образом: младшая возрастная группа – 21 человек, средняя возрастная группа – 27 человек, младшая возрастная группа – 24 человека. Гендерная дифференциация не проводилась. Продолжительность педагогического эксперимента составила 3 года.
Результаты. Проведя анализ существующих проблем в обществе относительно отношения к людям пожилого возраста был составлен опросник, состоящий из семнадцати вопросов. Для «чистоты» эксперимента опрос можно было проходить анонимно. Градация ответов: «положительно», «нейтрально», «негативно», «крайне негативно» либо «да», «затрудняюсь ответить», «не знаю».
Вопросы анкеты:
1.Как ты относишься к старости?(Опиши прилагательными) Старость(какая?)
2.Назовите пять слов, которые первыми приходят вам на ум, когда вы думаете о старом человеке.
3.Сколько лет старику?
4.Вы живете вместе с бабушкой и дедушкой?
5.Ты общаешься с бабушкой и дедушкой?
6.Как часто ты видишься с бабушкой и дедушкой?
7.Что вы должны делать, чтобы прожить долгую жизнь(что хорошо для долголетия)?
8.Чем занимается бабушка(дедушка) в свободное время?
Все результаты были обработаны и градуированы по принципу отношения к людям пожилого возраста на три категории: положительное/уважительное, нейтральное/безразличное и негативное/пренебрежительное. Результаты представим в виде диаграммы.
Рисунок 1. Данные результатов первого (входного) анкетирования (представлены в процентном соотношении)
Как видно из диаграммы самый высокий показатель безразличного отношения у средней группы, а самый высокий показатель пренебрежительного отношения у старшей группы. Можно предположить, что уровень безразличного у средней группы «трансформировался» в пренебрежительный у старшей. А вот показатели младшей группы достаточно позитивные. Но, тем не менее, для укрепления такого отношения к людям старшего возраста и недопущения появления безразличного настроения и, тем более, перерождения его в пренебрежительное, необходимо модель геронтологического воспитания начинать выстраивать с раннего возраста.
В ходе педагогического эксперимента был проведен ряд мероприятий, объединенных под общим названием «Педагогический проект «Старость VS Молодость»».
Первым этапом проекта стали тематические классные часы, цель которых заключалась в том, чтобы презентовать обучающимся старость как несомненный кладезь мудрости. Так, в ходе классных часов обучающиеся познакомились с такими личностями:
Полковник Сандерс. Основатель бренда KFS. История его успеха началась после сорока лет, а в шестьдесят он смог максимально реализовать свои способности.
Спортсменка Евгения Степанова. До шестидесятилетнего возраста никогда не прыгала с вышки. Посвятив себя тренировками по три раза в неделю, смогла достичь титула чемпионки Европы.
Индиец Фауджу Сингха совершил забег в марафоне в 89 лет. В 94 года побил мировой рекорд.
Сания Сагитова в 69 лет начала путешествовать по миру автостопом. На сегодняшний день она объехала более сорока стран и на достигнутом останавливаться не собирается.
Чарльз Дарвин более двадцати лет собирал материал о происхождении видов и опубликовал свои результаты в 50 лет.
Микеланджело стал главным архитектором собора святого Петра в 71 год.
Тициан написал свою известную работу «Диана и Актеон» когда ему перевалило за 70.
И рядом других.
Следующим этапом стало формирование у обучающихся чувства гордости за своих родственников. Каждый из обучающихся получил задание изучить семейные истории и найти свои «истории успеха» своих предков. Надо отметить, что этот этап был достаточно сложным, особенно у представителей старшей возрастной группы. Большинство обучающихся этой группа не выразили особого желания «копаться в прошлом» и явно игнорировали задание. Однако по мере выступлений своих товарищей и, вдохновившись «историями успеха» их родственников, также подготовили выступления. Наиболее интересными историями были следующие.
Наталья Б. рассказала историю своей прабабушки, которая трудилась обычной медсестрой и оказалась в сложной ситуации, когда ей пришлось в одиночку реанимировать ребенка. История получила живой отклик у молодежи.
Максим В. предоставил проект своей семьи в годы Великой Отечественной войны. Его предки воевали в партизанских отрядах.
Следующий этап проекта заключался в формировании чувства эмпатии к людям пожилого возраста. Для этого внутри групп обучающиеся разделились следующим образом: пожилые, задиры и наблюдатели. Для «вживления» в роль пожилых обучающиеся делали себя «немощными». Привязывали одну или две руки к туловищу – имитация слабых рук, повязывали один или два глаза – имитация плохого зрения, сгибали ногу в колене и опирались на трость – имитация сложности в ходьбе, затыкали уши – имитация плохого слуха или полного его отсутствия. Обучающимся предлагалось разыграть разные ситуации, например, пожилой и задира в общественном транспорте; пожилой и задира в магазине, где пожилой долго достает кошелек или не слышит, что ему говорят; пожилой медленно переходит улицу и т.п. «Задирам» предлагалось всячески выказывать недовольство по отношению к «пожилым», грубить им. Наблюдатели же должны были давать оценки происходящему. Данный этап был завершен только тогда, когда абсолютно все обучающиеся «примерили» на себя роль немощного старика. Следует отметить, что данный этап стал самым мощным по эмоциональной составляющей. Психолого-педагогическое наблюдение за обучающимися позволило выявить серьезную трансформацию чувств от крайне негативного до ярко-эмпатичного.
Следующий этап – взаимодействие и помощь. Для организации этого этапа к содействию было привлечено местное отделение социальной защиты населения. На его основе был организован класс компьютерной грамотности. На базе этого учебного класса под руководством педагога обучающиеся обучали пожилых людей азам компьютерной грамотности. Положительный опыт общения молодого поколения и людей старшего возраста существенно повлиял на активизацию субъектной позиции воспитуемых в качестве трансляторов уважительного отношения к старшим.
Следующий этап – кинотерапия. Данный этап также проходил при содействии местного отделения социальной защиты. Цель данного этапа – создания у обучающихся ситуации непонимания каких-либо действий или ситуаций, разъяснить которые может человек, умудренный годами. Так, например, обучающимся были демонстрированы старые фильмы, в которых, например, такие ситуации как невозможность мгновенной передачи сообщения, пленочный фотоаппарат и т.п. вызывают если не незнание, то недоумение. Достаточно часто сеансы кинотерапии завершались длительными разговорами о прошлом.
Завершающий этап проекта – выражение чувств. Задача этапа – выразить наиболее максимальному числу людей старшего поколения свое уважение и максимально искренне. Все происходящее фиксировалось на камеры мобильных телефонов. По завершению этапа обучающимся на большом экране демонстрировались полученные видео-ролики. Здесь необходимо добавить, что масштабность воспринимаемого изображения на большом экране добавляет некоторой монументальности происходящему, что, в свою очередь позитивно влияет на восприятие, описанное в таблице 1.
Таблица 1
Тематический план проведения этапов педагогического проекта «Старость VS Молодость»
Педагогический проект «Старость VS Молодость» |
|||
Сроки проведения этапа |
Наименование этапа |
Обработка результатов |
Корректировка содержательной части этапа |
Сентябрь-октябрь |
Тематические классные часы |
Конец октября |
Не потребовалась |
Октябрь |
Презентация семейной «истории успеха» |
Конец октября |
Корректировка самой содержательной части не потребовалась. Однако имеется необходимость проведения предварительной работы с обучающимися для активизация этой деятельности. Такая работа может быть представлена в виде заготовленных заранее и демонстрированных семейных деревьев как самих обучающихся, так и педагогов школы. Описание «историй успеха» предков педагогов или даже директора учебного заведения и т.п. |
Первая половина ноября |
«Я – пожилой» |
Вторая половина ноября |
Не потребовалась |
Вторая половина ноября |
Взаимодействие и помощь |
Конец ноября |
Потребовалась корректировка содержательной части этого этапа. Наблюдение за ходов выполнения этого этапа выявило необходимость создания кратких методических пособий для обучающихся, находящихся в роли педагогов. |
Первая половина декабря |
Кинотерапия |
Первая половина декабря |
Не потребовалась |
Весь декабрь Демонстрация – вторая половина декабря |
Выражение чувств |
Вторая половина декабря – начало января |
Не потребовалась |
После завершения последнего этапа обучающиеся повторно прошли тестирование. Результаты диагностики на рисунке.
Рисунок 2. Данные результатов второго (выходного) анкетирования (представлены в процентном соотношении)
Обсуждения. Результаты распределились следующим образом. В младшей возрастной группе показатель уважительного отношения вырос до отметки 82%, безразличного снизился до 18 % (при входной диагностике был 23%), а показатель пренебрежительного отношения снизился до нулевой отметки. В средней возрастной группе показатель уважительного отношения резко возрос до 90% (при входной диагностике был 26%), показатель нейтрального отношения вырос на 5 процентов, а вот показатель пренебрежительного отношения снизился до 1 %. И, наконец, старшая возрастная группа. Показатель уважительного отношения значительно вырос от 4% до 82%, показатель нейтрального отношения снизился до 17 % (при входной диагностике был 67%), а вот показатель пренебрежительного отношения снизился до 1 %, как и у представителей средней группы.
Выводы (заключение). Таким образом, настоящий педагогический проект «СтаростьVS Молодость» продемонстрировал свою состоятельность.
Уважительное отношение к пожилым людям представляет собой интегративное личностное образование, характеризующееся признанием ценности пожилого возраста, заслуг и опыта старшего поколения, наличием положительных эмоций и установок, а также поведенческими проявлениями, которые выражаются в ценностном взаимодействии с пожилыми людьми на основе знаний о социально-психологических особенностях их возраста [5]. Воспитание уважительного отношения к пожилым людям обусловлено спецификой межпоколенных отношений в современном российском обществе, которая проявляется в дистанцированности поколений, развитии негативных возрастных стереотипов и уменьшении межпоколенных контактов; определяется следующими факторами: старением населения, ускорением темпов научно-технического и общественного развития, становлением глобальной культуры постмодерна и формированием поколенческих субкультур, трансформацией института семьи, ценностным разрывом поколений, низким социальным статусом пожилых людей и т.д. [7].
Подводя итог, хотелось бы еще обратиться к актуальным исследованиям педагогов, педагогов-психологов на тему выявления ценностных ориентаций современных школьников. Объединив полученную информацию, представим ее в виде схематичного рисунка 3.
Рисунок 3 Ценности современного школьника (составлено автором на основе публикаций [1], [3], [4])
Из рисунка видно, что несмотря на общую тенденцию общества к потреблению, на первом месте у ребенка была и остается семья. Исходя из этого можно сделать вывод о том, что потенциал для формирования у детей уважительного отношения к людям старшего поколения есть и только благодаря грамотному педагогическому подходу можно выстроить качественную и действенную модель геронтологического воспитания молодого поколения.
Список литературы
1. Геронтопсихология: учеб. пособие. О.И. Дорогина, Ю.В. Лебедева, Л.В. Токарская, Е.В. Хлыстова; под общ. ред. Ю. В. Лебедевой ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Уральский федеральный университет. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2020. С.131
2. Пашинина, В. В. Ценностные ориентации современных школьников. В. В. Пашинина, А. А. Попов. Юный ученый. 2017. №2 (11). С.89-93. URL: https://moluch.ru/young/archive/11/864/ (дата обращения: 18.06.2022)
3. Мосина О.А. Педагогическая модель геронтообразования. Мир науки, культуры, образования. № 3 (70). 2018
4. Тырнова О.А. Особенности ценностных ориентаций современной молодежи. О.А. Тырнова. Педагогика и психология образования. 2010. № 3. С. 71–75
5. Архипова И. В. Ценностные ориентации старших школьников как детерминанта социального самоопределения. И. В. Архипова. Социально-экономические явления и процессы. 2010. № 5. С. 183–188
6. Данилова Е. Е. Содержание и динамика мотивационных предпочтений современных младших школьников и младших подростков Psychological Science & Education. 2019. Т. 24. №. 4
7. Кукушкина А.Г. Воспитание у старших подростков уважительного отношения к пожилым людям: автореф. дисс. канд. пед. наук: 13.00.01. Великий Новгород, 2014
References
1. [Gerontopsychology: studies. manual.] O.I. Dorogina, Yu.V. Lebedeva, L.V. Tokarskaya, E.V. Khlystova; under the general editorship of Yu. V. Lebedeva; Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation, Ural Federal University. Yekaterinburg: Ural Publishing House. un-ta, 2020. p.131(In Russian)
2. Pashinina, V.V. [Value orientations of modern schoolchildren]. V. V. Pashinina, A. A. Popov. A young scientist. 2017. No.2 (11). pp.89-93. URL: https://moluch.ru/young/archive/11/864 / (accessed: 06/18/2022) (In Russian)
3. Mosina O.A. [Pedagogical model of geront education. The world of science, culture, education]. № 3 (70). 2018(In Russian)
4. Tarnova O.A. [Features of value orientations of modern youth. O.A. Tarnova. Pedagogy and psychology of education]. 2010. No. 3. pp. 71-75(In Russian)
5. Arkhipova I.V. [Value orientations of senior schoolchildren as a determinant of social self-determination]. I.V. Arkhipova. Socio-economic phenomena and processes. 2010. No. 5. pp. 183-188(In Russian)
6. Danilova E.E. [The content and dynamics of motivational preferences of modern younger schoolchildren and younger adolescents Psychological Science & Education]. 2019. Vol. 24. No. 4(In Russian)
7. Kukushkina A.G. [Educating older teenagers to respect the elderly]: abstract. diss. Candidate of Pedagogical Sciences: 13.00.01. Veliky Novgorod, 2014(In Russian)
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Acknowledgments. The study did not have sponsorship.
Conflict of interests. The authors declare no conflict of interest
Сведения об авторах
Мельниченко Александра Анатольевна – аспирант кафедры организации здравоохранения и общественного здоровья, ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», 308000, Россия, г. Белгород, ул. Победы ,85 e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., ORCID 0000-0001-9637-096X; SPIN:6004-9459;
Горелик Светлана Гиршевна- доктор медицинских наук, доцент, профессор кафедры организации здравоохранения и общественного здоровья, ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», 308015 Россия Белгород улица Победы д. 85; руководитель отдела инновационных программ в Автономная некоммерческая организация «Научно-исследовательский медицинский центр «Геронтология» (АНО НИМЦ «Геронтология»), 125371 г. Москва, Волоколамское шоссе, д.116, стр. 1, пом. 321,e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., ORCID: 0000-0001-5288-9874, SPIN-код: 8545-5175
Энхмандал Сэнгээ - аспирант кафедры организации здравоохранения и общественного здоровья (базовая), ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», Медицинский институт, специальность геронтология и гериатрия, 308015, Россия, Г. Белгород, ул. Победы, 85, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.,
ORCID 0000-0002-4908-3674
Ленкин Сергей Геннадьевич - кандидат медицинских наук, генеральный директор, врач уролог, врач дерматовенеролог, Общество с ограниченной ответственностью «ПЛАТНЫЙ КВД», г. Москва, Большой Казённый переулок, 8 строение 2; e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
ORCID ID: 0000-0002-6094-9221
About the authors
Melnichenko Alexandra Anatolyevna – Postgraduate student of the Department of Health Organization and Public Health, Belgorod State National Research University, 308015, Russia, Belgorod, Pobeda street,85. e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., ORCID 0000-0001-9637-096X; SPIN:6004-9459;
Gorelik Svetlana Girshevna - Doctor of Medical Sciences, Associate Professor, Professor of the Department of Health Organization and Public Health, Belgorod State National Research University, 308015, Russia, Belgorod, Pobeda street,85; Head of the Department of Innovative Programs in the Autonomous Non-profit Organization «Gerontology Research Medical Center» (ANO NIMC "Gerontology")125371 Moscow, Volokolamsk highway, 116, p. 1, room 321.
ORCID: 0000-0001-5288-9874, SPIN-код: 8545-5175
Sengee Enkhmandal - postgraduate student of the department of organization and public health (basic), Belgorod State National Research University, Belgorod, Russian Federation, 308015, Russia, Belgorod, st. Pobedy, 85, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., ORCID 0000-0002-4908-3674;
Lenkin Sergej Gennad'evich - Ph.D. (Medicine), general director, urologist, dermatovenerologist, Medical center «Paid KVD», Moscow, Bolshoy Kazenny lane, 8 building 2; e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., ORCID ID: 0000-0002-6094-9221
Статья получена: 01.07.2022 г.
Принята к публикации: 29.09.2022 г.
URL: http://healthproblem.ru/magazines?text=861 (дата обращения: 03.12.2024).