FORMATION OF A COMPETENT ATTITUDE TO THE PROBLEM OF AGEISM IN THE SYSTEM OF HIGHER MEDICAL EDUCATION
DOI 10.24412/2312-2935-2023-2-427-436
ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРОБЛЕМЕ ЭЙДЖИЗМА В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
О.Н. Старцева1,2, Н.А. Мокичева1,2 , К.И. Прощаев3, А.Н Ильницкий3,4, Аль мажмай Н.М.Х.4,5
1ФГБОУ ВО «Ярославский государственный медицинский университет», Ярославль
2 АНО НИМЦ «Геронтология», Москва
3Академия постдипломного образования ФГБУ ФНКЦ ФМБА России, г. Москва
4ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», г. Белгород
5 РУДН, Москва
Введение. В современных условиях актуальным является качество подготовки студентов в системе высшего медицинского образования. Высокая распространенность геронтологических стереотипов среди студентов-медиков приводит к формированию у будущих врачей такого явления как эйджизм. Это вид дискриминации по возрасту. В связи с этим в образовательном процессе высшего медицинского образования необходимо компетентное отношение к проблеме эйджизма.
Цель. Провести анализ действующей рабочей программы дисциплины «Биоэтика» на предмет формирования антиэйджистских компетенций у студентов медицинского университета.
Материалы и методы. Изучено содержание рабочей программы дисциплины «Биоэтика», которая составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 31.05.01Лечебное дело и реализуется в образовательном процессе у студентов 2 курса лечебного факультета с учетом компетентностного подхода. На начальном этапе реализации программы был проведен опрос студентов по специально разработанной анкете, позволяющий определить предрасположенность студентов-медиков к эйджизму.
Результаты. Было выявлено, что значительная доля студентов, будущих врачей, имеет эйджистские установки. Они наиболее выражены в отношении здоровья пожилых людей, связанного с возрастом, студенты считают, что часто у пожилых меняется поведение, страдает память и развивается деменция. Многие из опрошенных студентов считают, что пожилые люди с возрастом менее эффективны, у них значительно сужается круг интересов.
Обсуждения. Эйджистские установки, которые выявляются у студентов-медиков, позволяют предположить, что у будущих врачей может сформироваться негативное отношение к пожилым людям, что окажет влияние на их профессиональную деятельность. Это требует расширить изучение вопросов, связанных с основными правилами биоэтики в работе с пожилыми людьми, начиная с младших курсов. С целью формирования компетентного подхода и повышения геронтологической компетентности студентов в образовательный процесс необходимо включать дополнительные вопросы, направленные на снижение негативных стереотипов и установок старости.
Заключение. С целью формирования компетентного отношения к проблеме эйджизма предлагается разработать и внедрить в обучение студентов-медиков биопсихосоциальную модель профилактики эйджизма.
Ключевые слова: эйджизм, студенты медицинского университета, компетентный подход, пожилые люди
FORMATION OF A COMPETENT ATTITUDE TO THE PROBLEM OF AGEISM IN THE SYSTEM OF HIGHER MEDICAL EDUCATION
O.N. Startseva1,2, N.A. Mokicheva1,2, K. I. Prashchayeu3, A. N. Ilnitski3,4, Al majmai N. M. H.4,5
1Yaroslavl State Medical University, Yaroslavl
2Research Medical Centre «GERONTOLOGY», Moscow
3Academy of postgraduate education under FSBU FSCC of FMBA, Mosсow
4 Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education «Belgorod National Research University», Belgorod
5RUDN university, Moscow
Introduction. In modern conditions, the quality of training of students in the system of higher medical education is relevant. The high prevalence of gerontological stereotypes among medical students leads to the formation of such a phenomenon as ageism among future doctors. This is a type of age discrimination. In this regard, a competent attitude to the problem of ageism is necessary in the educational process of higher medical education.
Goal. To analyze the current work program of the discipline "Bioethics" for the formation of anti-ageist competencies among medical university students.
Materials and methods. The content of the work program of the discipline "Bioethics" has been studied, which is compiled in accordance with the requirements of the federal state educational standard of higher education in the specialty 31.05.01 Medicine and is implemented in the educational process of 2nd year students of the Faculty of Medicine, taking into account the competence approach. At the initial stage of the program, a survey of students was conducted using a specially designed questionnaire to determine the predisposition of medical students to ageism.
Results. It was revealed that a significant proportion of students, future doctors, have ageist attitudes. They are most pronounced in relation to the health of older people associated with age, often behavior changes in the elderly, memory suffers and dementia develops. Many of the students surveyed believe that older people are less effective with age, their range of interests is significantly narrowed.
Discussions. The ageist attitudes that are revealed in medical students suggest that future doctors may form a negative attitude towards the elderly, which will affect their professional activities. This requires expanding the study of issues related to the basic rules of bioethics in working with older people, starting with junior courses. In order to form a competent approach and increase the gerontological competence of students, it is necessary to include additional issues in the educational process aimed at reducing negative stereotypes and attitudes of old age.
Conclusion. In order to form a competent attitude to the problem of ageism, it is proposed to develop and implement a biopsychosocial model of prevention of ageism in the training of medical students.
Keywords: ageism, medical university students, competent approach, elderly people.
Введение. Современное время предъявляет высокие требования к качеству подготовки высококвалифицированных специалистов в системе высшего медицинского образования. Врач, как специалист, должен обладать высоким уровнем профессиональной компетентности и исключительными нравственными качествами. Особенно это касается работы с людьми пожилого и старческого возраста. К сожалению, в настоящее время широкое распространение, в том числе среди медицинских работников, получило такое явление как эйджизм, что означает дискриминацию по возрасту. Поэтому актуальным в образовательной деятельности медицинского вуза является не только приобретение студентами профессиональных знаний, умений и навыков, но и формирование антиэйджистских компетенций, необходимых для профессии врача [1,2,3,4,5].
Цель исследования: провести анализ действующей рабочей программы дисциплины «Биоэтика» на предмет формирования антиэйджистских компетенций (предмет преодоления эйджизма) у студентов медицинского университета.
Материалы и методы. Исследование было проведено на базе Ярославского государственного медицинского университета. Изучено содержание рабочей программы дисциплины «Биоэтика», которая составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 31.05.01Лечебное дело и входит в состав Образовательной программы высшего образования – программы специалитета – по специальности 31.05.01 Лечебное дело. Данная программа реализуется в образовательном процессе у студентов 2 курса лечебного факультета с учетом компетентностного подхода.
Требования, направленные на формирование универсальных и общепрофессиональных компетенций, представлены в матрице компетенций программы дисциплины «Биоэтика» для студентов 2 курса лечебного факультета. При этом индикаторами достижения этих компетенций являются: способность реализовывать моральные и правовые нормы, этические и деонтологические принципы в профессиональной деятельности в работе с разными возрастными категориями, обеспечивая при этом, создание недискриминационной среды взаимодействия. Виды учебной работы включают в себя занятия лекционного и семинарского типа, интерактивные формы, такие как, разбор практических ситуаций и задач, подготовку рефератов на темы, связанные с возрастом.
В ходе реализации программы по дисциплине «Биоэтика» был проведен опрос студентов по опроснику, предложенному Л.В. Колпиной в нашей модификации [3,4,5].
Опрос студентов проводился на начальном этапе изучения темы «Медицина и общество. Этико-деонтологические принципы в работе с пожилыми людьми». Данный опрос позволяет определить предрасположенность студентов-медиков к эйджизму, выявить, насколько у них сформировано первичное представление о проблеме эйджизма.
В опросе приняли участие 53 студента 2 курса лечебного факультета, средний возраст которых составил 18,31±1,38.
Студентам было предложено ответить на 15 вопросов, касающихся возраста, отношения к пожилым людям, возможности обучаться, осваивать новые технологии. Анкета содержала вопросы, касающиеся здоровья пожилых людей, а именно, считают ли студенты-медики, что если пожилой или старый человек жалуется на самочувствие, то это закономерно для этого возраста и нужно принять тот факт, что с возрастом здоровье становится плохим и ничего поделать с этим нельзя.
Студентам предлагалось выбрать один из двух вариантов ответа – при согласии, положительный ответ, при несогласии – отрицательный.
Проводился подсчет положительных и отрицательных результатов. Положительное значение ответа означало признание студентами проблемы эйджизма, причем чем больше положительных ответов, тем выше степень согласия с этим явлением. Это позволило сделать вывод о наличии эйджизма, его риске или его отсутствии.
Результаты и обсуждения. При изучении наличия у студентов 2 курса лечебного факультета эйджистских установок были получены следующие результаты:
Положительные ответы были выявлены у основной доли студентов (78%). Это свидетельствует о том, что у этих студентов существует риск эйджизма или они имеют установки и действия, которые следует расценивать как эйджизм. Многие студенты отмечали, что не всегда находят взаимопонимание с окружающими пожилыми людьми.
Лишь 22% студентов ответили отрицательно на все вопросы анкеты, что можно расценивать как отсутствие эйджистских установок. Они считают, что окружающие их пожилые люди не вызывают раздражения, молодые люди могут с ними легко общаться и взаимодействовать.
Анализ опроса показал, что положительные утверждения у студентов наиболее часто встречались при ответе на вопрос в отношении ухудшения здоровья пожилых людей, связанного с возрастом (86%).
38% студентов-медиков считают, что для этого возраста характерно ухудшение самочувствия, наличие множества хронических болезней, ухудшение зрения, снижение слуха, памяти и это – закономерный процесс и неотъемлемая часть старения. Также 36% студентов считают, что в этом возрасте часто у пожилых меняется поведение, ими совершаются неверные поступки, развивается деменция, поэтому их необходимо контролировать и опекать.
15% студентов ответили, что многие пожилые люди с трудом осваивают современные технологии, несмотря на то, что сейчас уже почти все пользуются сотовым телефоном, но не могут, например, оплатить покупку карточкой, сделать заказ в Интернет-магазине, снять деньги с банкомата.
Из числа всех опрошенных 63% студентов считают, что пожилые люди менее эффективны, у них значительно сужается круг интересов. Обращает внимание, что 13% студентов считают, что пожилые люди в силу своего возраста мало обращают внимание на свой внешний вид, становятся непривлекательными, поэтому вопросы личной жизни для них редко бывают значимыми.
Полученные данные свидетельствуют о том, что у студентов-медиков уже на младших курсах формируются эйджистские установки. Эти установки в отношении пожилых людей позволяют предположить, что у будущих врачей может сформироваться негативный прогноз не только в отношении будущей работы, но и в отношении реализации своих перспективных возможностей.
Результаты данного и ранее проведенных исследований подтверждают актуальность работы со студентами лечебного факультета в области формирования антиэйджистских компетенций и профилактики эйджизма [3,4,5,6,7,8,9].
В связи с этим можно сделать вывод, что действующая рабочая программа дисциплины «Биоэтика» требует дополнения, поскольку проблема геронтологического эйджизма значительно распространена среди студентов, т.к. 78% студентов 2 курса лечебного факультета имеют эйджистские установки или риск их возникновения. Поэтому в образовательных рабочих программах для обучающихся по медицинским специальностям предлагается расширить изучение вопросов, связанных с этико-деонтологическими подходами и основными правилами биоэтики в работе с пожилыми людьми.
С целью повышения геронтологической компетентности студентов при изучении дисциплины «Биоэтика» необходимо включать дополнительные вопросы, касающиеся изучения процессов старения как закономерного этапа развития человека, вопросы особенностей пожилого возраста, морально-этических принципов взаимодействия с людьми пожилого и старческого возраста, направленных на повышение уровня знаний по снижению негативных стереотипов и установок старости.
С целью формирования компетентного подхода к проблеме эйджизма в образовательный процесс целесообразно включать разнообразные формы работы с освоением новых видов деятельности – проектных, творческих, исследовательских [5,6,7,8,9].
Необходимо учитывать, что обучение – это процесс взаимной активности студентов и преподавателя. Образовательный процесс должен быть построен как специально организованный последовательный ряд реальных ситуаций, в которых реализуются этико-деонтологические принципы работы с пожилыми людьми, что ведет к формированию необходимого уровня профессиональной компетентности студентов. Разбор морально-этических установок эйджизма, решение конкретных вопросов взаимодействия, выбор тактики действий в процессе моделируемых ситуаций осуществляется на семинарских занятиях в виде дискуссий и обсуждений. Для этого проводится анализ каждой возможной ситуации.
Актуально проведение со студентами тренингов по взаимодействию с пожилыми пациентами во время учебной и производственной практики в лечебно-профилактических учреждениях. При этом отрабатывается ряд профессиональных умений и навыков будущих врачей, таких как аналитичность мышления, стрессоустойчивость и адаптируемость, что позволяет выработке у студентов таких качеств, как коммуникабельность, доброжелательность и дисциплинированность.
Заключение. Результаты исследования показывают, что уже на младших курсах среди студентов-медиков должна проводиться целенаправленная работа по преодолению и профилактике эйджистских установок с целью предупредить стереотипность мышления у будущих врачей. Таким образом, необходимость соблюдения преемственности требований образовательных и профессиональных стандартов по соблюдению этических и деонтологических принципов в работе с пожилыми людьми, требует расширения форм работы с обучающимися по преодолению эйджистских стереотипов. Это может быть достигнуто путем разработки и внедрения в образовательный процесс биопсихосоциальной модели профилактики эйджизма, что является необходимым при формировании компетентного отношения к этой проблеме будущего врача.
Список литературы
1. Профстандарты [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestrprofessionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/ (дата обращения 2.03.2023)
2. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.fgosvo.ru/ (дата обращения 19.03.2023).
3. Колпина Л.В. Эйджизм в обслуживании пожилых граждан учреждениями здравоохранения и социальной защиты: монография. Ульяновск: Зебра. 2015. 128 с
4. Колпина Л.В. Опыт исследования геронтологического эйджизма и его преодоления в медицинских учреждениях Белгородской области. Научный результат. 2015;2:4-11
5. Старцева О.Н., Лымарева И.А., Ильницкий А.Н. и др. Геронтологический эйджизм и его преодоление среди студентов медицинского вуза [Электронный ресурс]. Перспективы науки и образования. 2019;3 (39):133-142
6. Овсянникова Е.К., В.М. Марухно. Преподавание биоэтики как философской дисциплины. Международный журнал экспериментального образования. 2013;4:209-211
7. Старцева О.Н., Фирсов Д.Е. Компетентностный подход в преподавании биоэтики студентам медицинских вузов при рассмотрении проблемы эйджизма. Педагогика. Вопросы теории и практики. 2021;6(6):1104-1108
8. Старцева О.Н., Мокичева Н.А. Пути преодоления эйджизма в учреждениях долговременного ухода. Успехи геронтологии: мат. конференции. 2022;35(4):638-639
9. Полянская А.В., Мельников Р.А., Крот А.Ф. Оценка проявлений эйджизма среди студентов медицинского университета. Военная медицина. 2022;2:11-20
References
1. Professional standards [Electronic resource]. – Access mode: URL: http://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestrprofessionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov / (accessed 03 March 2023) (In Russian).
2. Portal of Federal State Educational Standards [Electronic resource]. – Access mode: URL: http://www.fgosvo.ru / (accessed 19 March 2023) (In Russian).
3. Kolpina L.V. Ehidzhizm v obsluzhivanii pozhilykh grazhdan uchrezhdeniyami zdravookhraneniya i sotsial'noi zashchity [Ageism in the service of elderly citizens by health and social protection institutions]: monografiya [monograph]. Ulyanovsk: Zebra, 2015.128 р (In Russian).
4. Kolpina L.V. Opyt issledovaniya gerontologicheskogo ehidzhizma i ego preodoleniya v meditsinskikh uchrezhdeniyakh Belgorodskoi oblasti [Experience of gerontological ageism research and its overcoming in medical institutions of the Belgorod region]. Nauchnyi rezul'tat [Scientific result]. 2015;2:4-11 (In Russian).
5. Starceva O.N., Lymareva I.A., Il'nickij A.N. et al. Gerontologicheskij ejdzhizm i ego preodolenie sredi studentov medicinskogo vuza [Gerontological ageism and its overcoming among medical students]. Perspektivy nauki i obrazovaniya [Perspectives of science and education]. 2019; 3 (39):133-142 (In Russian).
6. Ovsyannikova E.K., V.M. Marukhno. Ovsyannikova E.K., V.M. Marukhno. Prepodavanie bioehtiki kak filosofskoi distsipliny. [Teaching bioethics as a philosophical discipline]. Mezhdunarodnyi zhurnal ehksperimental'nogo obrazovaniya [International Journal of Experimental Education]. 2013;4:209-211 (In Russian).
7. Startseva O.N., Firsov D.E. Kompetentnostnyi podkhod v prepodavanii bioehtiki studentam meditsinskikh vuzov pri rassmotrenii problemy ehidzhizma [Competence-based approach in teaching bioethics to medical university students when considering the problem of ageism]. Pedagogika [Pedagogy]. Voprosy teorii i praktiki [Questions of theory and practice]. 2021;6(6):1104-1108 (In Russian).
8. Startseva O.N., Mokicheva N.A. Puti preodoleniya ehidzhizma v uchrezhdeniyakh dolgovremennogo ukhoda [Ways to overcome ageism in long-term care institutions] Uspekhi gerontologii: mat. konferentsii [Successes of gerontology: mat. conferences]. 2022;35(4):638-639 (In Russian).
9. Polyanskaya A.V., Melnikov R.A., Mole A.F. Otsenka proyavlenii ehidzhizma sredi studentov meditsinskogo universiteta [Assessment of ageism manifestations among medical university students]. Voennaya meditsina [Military medicine]. 2022;2:11-20 (In Russian).
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.
Acknowledgments. The study did not have sponsorship.
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Conflict of interests. The authors declare no conflict of interest.
Сведения об авторах
Старцева Ольга Николаевна – кандидат медицинских наук, доцент кафедры социальной работы, экономики и биоэтики ФГБОУ ВО «Ярославский государственный медицинский университет», Министерство здравоохранения Российской Федерации, 150000, Ярославль, ул. Революционная, 5; старший научный сотрудник АНО НИМЦ «Геронтология», 125371, г. Москва, Волоколамское шоссе, 116, стр. 1, оф. 321. e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.,
ORCID: 0000-0001-7504-3425; SPIN-код: 1516-1733
Мокичева Наталья Александровна – преподаватель кафедры социальной работы, экономики и биоэтики ФГБОУ ВО «Ярославский государственный медицинский университет», Министерство здравоохранения Российской Федерации, 150000, Ярославль, ул. Революционная, 5; научный сотрудник АНО НИМЦ «Геронтология», 125371, г. Москва, Волоколамское шоссе, 116, стр. 1, оф. 321. e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., ORCID: 0009-0001-4955-3031; SPIN-код: 1274-4169
Прощаев Кирилл Иванович - доктор медицинских наук, профессор, профессор кафедры терапии, гериатрии и антивозрастной медицины, Академия постдипломного образования Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный научно-клинический центр специализированных видов медицинской помощи и медицинских технологий Федерального медико-биологического агентства», 125371, Москва, Волоколамское шоссе, 91; e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., ORCID: 0000-0002-6534-1362; SPIN-код: 3997-0381
Ильницкий Андрей Николаевич - доктор медицинских наук, профессор, профессор кафедры терапии, гериатрии и антивозрастной медицины, Академия постдипломного образования ФГБУ ФНКЦ ФМБА России, г. Москва; 125371, Москва, Волоколамское шоссе, 91; старший научный сотрудник лаборатории «Проблемы старения» ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» (НИУ «БелГУ»), 308015, Россия, г. Белгород, ул. Победы, 85, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., ORCID: 0000-0002-1090-4850. SPIN-код: 5286-6967
Аль мажмай Нурулдин Махди Хуссейн - аспирант, ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», 308000, Россия, г. Белгород, ул. Победы,85; ординатор, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский университет дружбы народов», Россия Московская область, г Одинцово, ул Сколковская 5Б. E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., ORCID ID: 0000-0002-4803-5988
Information about authors
Starceva Ol'ga Nikolaevna - Ph.D. in Medical sciences, Associate Professor of the Department of Social Work, Economics and Bioethics Yaroslavl State Medical University, Russia, 150000, Yaroslavl, Revolutsionnaya Street 5, third floor, office №304; senior researcher in Independent noncommercial organization «Research Medical Centre «GERONTOLOGY». 125371, Moscow, Volokolamskoe highway, 116, b.1, of. 321;e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., ORCID: 0000-0001-7504-3425; SPIN-код: 1516-1733
Mokicheva Natalia Aleksandrovna – Lecturer of Department of Social Work, Economics, and Bioethics Yaroslavl State Medical University, Ministry of Health of the Russian Federation, 150000, Yaroslavl, Revolutsionnaya Street 5, third floor, office №304; researcher in Independent noncommercial organization «Research Medical Centre «GERONTOLOGY». 125371, Moscow, Volokolamskoe higway, 116, b.1, of. 321;e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., ORCID: 0009-0001-4955-3031; SPIN-код: 1274-4169
Prashchayeu Kirill Ivanovich - MD, Professor, Professor in Department of Therapy, Geriatrics and Anti-Aging Medicine, Academy of postgraduate education under FSBU FSCC of FMBA of Russia, 125371, Russia, Moscow, Volokolamskoe highway, 91; e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.,
ORCID: 0000-0002-6534-1362; SPIN-код: 3997-0381
Andrey N. Ilnitski - MD, Professor, Professor in Department of Therapy, Geriatrics and Anti-Aging Medicine, Academy of postgraduate education under FSBU FSCC of FMBA of Russia, 125371, Russia, Moscow, Volokolamskoe highway, 91; senior researcher of the laboratory «Aging Problems» Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education «Belgorod National Research University», Belgorod, Russian Federation, 308015, Russia, Belgorod, st. Pobedy, 85, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., ORCID: 0000-0002-1090-4850, SPIN-код: 5286-6967
Al majmai Nuruldin Mahdi Hussain - postgraduate student, Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education «Belgorod National Research University», 308015, Russia, Belgorod, Pobeda street, 85; 2nd year residency, RUDN university, Russia Moscow region, Odintsovo, Skolkovskaya st. 5B, E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., ORCID ID: 0000-0002-4803-598
Статья получена: 25.03.2023 г.
Принята к публикации: 28.06.2023 г.
URL: http://healthproblem.ru/magazines?textEn=1038 (date of access: 26.12.2024).