QUALIFICATION REQUIREMENTS FOR DOCTORS AND PHARMACISTS: OVERVIEW OF CHANGES AND ANALYSIS OF PROBLEMS
DOI 10.24412/2312-2935-2023-2-505-521
КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МЕДИЦИНСКИМ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИМ РАБОТНИКАМ: ОБЗОР ИЗМЕНЕНИЙ И АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ
А.В. Бодров
ФГБОУ ВО «Казанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Казань
Актуальность. Новая редакция Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием будет определять до 1 сентября 2025 г. вектор развития высшего медицинского и высшего фармацевтического образования в России, а также оказывать влияние на обеспечение кадрами системы здравоохранения.
Цель работы заключается в совершенствованиинормативно-правового регулирования разрешительной системы здравоохранения в части допуска физических лиц к осуществлению медицинской и фармацевтической деятельности, а также в оптимизации подготовки медицинских и фармацевтических кадров.
Материалы и методы. Проанализированы положения нормативных правовых актов, составляющих разрешительную систему здравоохранения и определяющих характеристику квалификации медицинских и фармацевтических работников.
Результаты. Проанализированы основные новеллы новой редакции Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по некоторым специальностям специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием. По результатам анализа выделены проблемы, которые заслуживают дальнейшего обсуждения. Даны предложения по внесению изменений в новую редакцию Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам.
Заключение. С целью развития высшего медицинского и высшего фармацевтического образования России, а также повышения обеспеченности кадрами системы здравоохранения даны предложения по внесению изменений в новую редакцию Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам по некоторым специальностям специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием. Данная работа может представлять интерес для образовательных и научных организаций, реализующих образовательные программы в области здравоохранения и медицинских наук, а также для органов и организаций системы здравоохранения, занимающихся вопросами допуска физических лиц к осуществлению медицинской и фармацевтической деятельности.
Ключевые слова: квалификационные требования, профессиональный стандарт, врач, провизор, ординатура, профессиональная переподготовка
QUALIFICATION REQUIREMENTS FOR DOCTORS AND PHARMACISTS: OVERVIEW OF CHANGES AND ANALYSIS OF PROBLEMS
A.V. Bodrov
Kazan State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation, Kazan
Topicality. The new version of the Qualification requirements for doctors and pharmacists will determine the vector of development of higher medical and higher pharmaceutical education in Russia until September 1, 2025, as well as influence the provision of personnel for the healthcare system.
The work purpose is to improve the legal regulation of the healthcare licensing system in terms of allowing individuals to carry out medical and pharmaceutical activities, as well as to optimize the training of medical and pharmaceutical personnel.
Materials and methods. The provisions of regulatory legal acts that make up the licensing system of healthcare and determine the characteristics of the qualifications of medical and pharmaceutical workers are analyzed.
Results. The main novelties of the new edition of the Qualification requirements for doctors and pharmacists in some specialties of specialists with higher medical and pharmaceutical education are analyzed. Based on the results of the analysis, problems that deserve further discussion are highlighted. Proposals were made to amend the new edition of the Qualification requirements for doctors and pharmacists.
Conclusion. In order to develop higher medical and higher pharmaceutical education in Russia, as well as to increase the staffing of the healthcare system, proposals were made to amend the new edition of the Qualification requirements for doctors and pharmacists in some specialties of specialists with higher medical and pharmaceutical education. This work may be of interest to educational and scientific organizations that implement educational programs in the field of healthcare and medical sciences, as well as to bodies and organizations of the healthcare system dealing with the admission of individuals to medical and pharmaceutical activities.
Keywords: qualification requirements, professional standard, doctor, pharmacist, residency, professional retraining
Введение. 1 Июня 2023 г. на официальном интернет-портале правовой информации (pravo.gov.ru) был опубликован приказ Министерства здравоохранения РФ от 2 мая 2023 г. № 206н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием» [1], который вступит в силу с 1 сентября 2023 г. и будет действовать до 1 сентября 2025 г. Новая редакция Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием (далее – Квалификационные требования к медицинским работникам) безусловно отличается от действующих еще в настоящее время Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки», утвержденных приказом Министерства здравоохранения РФ от 8 октября 2015 г. № 707н, – хотя бы тем, что содержит раздел II (Квалификационные требования к должностям специалистов с высшим (немедицинским) образованием). В настоящей статье будут проанализированы основные, по нашему мнению, новеллы новой редакции Квалификационных требований к медицинским работникам по ряду специальностей специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием, особенно по тем из них, которые рассматривались нами ранее в предыдущих работах.
Целью данной работы является совершенствование нормативно-правового регулирования разрешительной системы здравоохранения в части допуска физических лиц к осуществлению медицинской и фармацевтической деятельности, а также оптимизация подготовки медицинских и фармацевтических кадров.
Материалы и методы. Анализировались положения нормативных правовых актов, составляющих разрешительную систему здравоохранения и определяющих характеристику квалификации медицинских и фармацевтических работников, а именно:
- Квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки»;
- Квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием;
- Квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием;
- Номенклатура должностей медицинских работников и фармацевтических работников;
- профессиональные стандарты ряда специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием.
Результаты и обсуждение. Первым направлением обзора новелл новой редакции Квалификационных требований к медицинским работникам будет являться профессиональная реализация выпускников программ бакалавриата и специалитета при условии прохождения процедуры аккредитации специалиста. Структура высшего медицинского и фармацевтического образования уровня бакалавриата и специалитета, и соответствующая ей профессиональная реализация выпускников представлена в таблице 1.
Таблица 1
Профессиональные траектории выпускников высшего медицинского и фармацевтического образования (уровень бакалавриата, специалитета)
Направление подготовки, специальность высшего образования |
Специальность специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием |
Должности |
Сестринское дело |
Сестринское дело |
Медицинская сестра общей практики (медицинский брат общей практики), медицинская сестра по паллиативной медицинской помощи (медицинский брат по паллиативной медицинской помощи), медицинская сестра по профилактике (медицинский брат по профилактике), медицинская сестра по медицинской реабилитации (медицинский брат по медицинской реабилитации); медицинская сестра - специалист по оказанию медицинской помощи обучающимся; старшая медицинская сестра (старший медицинский брат); медицинский статистик; старший акушер (старшая акушерка); старшая операционная медицинская сестра (старший операционный медицинский брат); старший фельдшер |
Медицинская биохимия |
Медицинская биохимия |
Врач клинической лабораторной диагностики (должность, замещаемая после 1 января 2016 г.) |
Медицинская биофизика |
Медицинская биофизика |
Врач функциональной диагностики, медицинский физик (должности, замещаемые после 1 января 2016 г.) |
Медицинская кибернетика |
Медицинская кибернетика |
Врач-статистик (должность, замещаемая после 1 января 2016 г.), заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела, отделения, лаборатории, кабинета, отряда и другое) медицинской организации - врач-статистик; врач-кибернетик, заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела, отделения, лаборатории, кабинета, отряда и другое) медицинской организации - врач-кибернетик |
Лечебное дело |
Лечебное дело |
Врач-терапевт участковый; врач по медицинской профилактике; врач приемного отделения (должности, замещаемые с 1 января 2017 г.) |
Педиатрия |
Педиатрия |
Врач-педиатр участковый (образование, полученное после 1 января 2016 г.) |
Стоматология |
Стоматология общей практики |
Врач-стоматолог (образование, полученное после 1 января 2016 г.) |
Остеопатия |
Остеопатия |
- |
Медико-профилактическое дело |
Медико-профилактическое дело |
Врач по общей гигиене; врач-эпидемиолог; врач по гигиене детей и подростков (должности, замещаемые с 1 января 2016 г.) |
Фармация |
Фармация |
Провизор (должность, замещаемая после 1 января 2016 г.) |
Для начала в качестве технического упущения в новой редакции Квалификационных требований к медицинским работникам стоит отметить приведение даты «1 января 2016 г.» для 6-летних программ специалитета, так как с 1 января 2016 г. аккредитации специалиста подлежали только лица, получившие после 1 января 2016 г. высшее образование по основным образовательным программам в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами по специальностям «Стоматология» и «Фармация». Для 6-летних программ специалитета должен был быть указан период с 1 января 2017 г. (см. приказ Министерства здравоохранения РФ от 25 февраля 2016 г. № 127н «Об утверждении сроков и этапов аккредитации специалистов, а также категорий лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов»).
В таблице 1 полужирным начертанием выделены те должности, которые не предусмотрены действующими до 1 сентября 2023 г. Квалификационными требованиями к медицинским работникам. Неожиданное расширение для профессиональной реализации ожидается у выпускников бакалавриата по сестринскому делу, что не может не радовать. Хотя нужно признать, что приведенные должности в основном тождественны должностям специалистов со средним медицинским образованием. В качестве визитной карточки для сестринского дела можно отметить должность медицинской сестры – специалиста по оказанию медицинской помощи обучающимся. Как ни странно, но в рамках специальности «Сестринское дело» никаких дат не указано. Для врачей-биофизиков открывается новая должность медицинского физика, хотя в то же время в Квалификационных требованиях к медицинским работникам для должности «Медицинский физик» предусмотрено дополнительное профессиональное образование по специальности (направлению подготовки) «Медицинская физика» при наличии высшего образования – специалитета по одной из специальностей, в том числе приведена специальность «Медицинская биофизика». Таким образом, приведенное обстоятельство вносит путаницу, нужно ли будет врачам-биофизикам проходить дополнительное профессиональное образование (кстати, не указан вид программы) по медицинской физике или же после первичной аккредитации специалиста они смогут замещать данную должность? Данное противоречие (вопрос) регулятору стоит устранить. Для врачей-кибернетиков (выпускников программы специалитета по специальности «Медицинская кибернетика») расширился перечень должностей – будет создана совершенно новая должность врача-кибернетика. Удивительным является то обстоятельство, что должность заведующего структурным подразделением медицинской организации – врача-статистика данные выпускники смогут замещать без окончания ординатуры, либо же по специальности «Медицинская кибернетика» раздел «Должности» в этой части приведен некорректно. Для уточнения приведенного вопроса необходимо обратиться к специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» (Таблица 2).
Таблица 2
Извлечение из Квалификационных требований к медицинским работникам по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье»
Уровень профессионального образования |
Высшее образование – специалитет по одной из специальностей: «Лечебное дело», «Медико- профилактическое дело», «Остеопатия», «Педиатрия», «Стоматология», «Медицинская кибернетика» (после 1 января 2017 г. для замещения должности врач-статистик) Подготовка в интернатуре/ординатуре по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» или |
Дополнительное профессиональное образование |
Профессиональная переподготовка по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» при наличии подготовки в интернатуре/ординатуре по одной из специальностей укрупненных групп специальностей «Клиническая медицина» или «Науки о здоровье и профилактическая медицина» Повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности |
Должности |
Главный врач (начальник) медицинской организации; заместитель руководителя (начальника) медицинской организации; заведующий (главный врач, начальник) структурного подразделения, осуществляющего медицинскую деятельность, иной организации; заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела, отделения, лаборатории, кабинета, отряда и другое) медицинской организации – врач-статистик; заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела, отделения, лаборатории, кабинета, отряда и другое) медицинской организации – врач-методист; врач-статистик; врач-методист |
Необходимо отметить, что по сравнению с действующими Квалификационными требованиями к медицинским работникам к специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» доступ открыт для специалитета по специальностям «Медицинская кибернетика» и «Остеопатия». Вызывает сожаление, что подобного допуска к специальности не получили врачи-биохимики и врачи-биофизики. В рамках рассмотрения приведенного выше вопроса относительно специалитета по медицинской кибернетике для замещения должности заведующего структурным подразделением медицинской организации – врача-статистика необходима подготовка в ординатуре по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье». Таким образом, имеет место наличие противоречия в образовательном цензе для замещения должности заведующего структурным подразделением медицинской организации в рамках специальностей «Медицинская кибернетика» и «Организация здравоохранения и общественное здоровье». Применяя принцип аналогии, можно предположить, что из специальности «Медицинская кибернетика» приведенные в таблице 1 руководящие должности исключат, так как ни по одной из остальных специальностей подобных примеров не имеется. По врачам-педиатрам хочется отметить следующее. Новая редакция Квалификационных требований к медицинским работникам по специальности «Педиатрия» ничем не отличается от действующей. К сожалению, досадное техническое упущение по должностям врача по медицинской профилактике и врача приемного отделения, которые предусмотрены для специальности «Лечебное дело», перекочевало в новую редакцию. Будем надеяться, что выпускники специалитета по специальности «Педиатрия» после прохождения первичной аккредитации специалиста также как врачи-лечебники смогут замещать должности врача по медицинской профилактике и врача приемного отделения. Примечательная ситуация будет складываться у выпускников специалитета по специальности «Остеопатия» (технически первый выпуск возможен в 2026 г.), так как для них Квалификационными требованиями к медицинским работникам не предусмотрены должности по завершении специалитета и прохождении аккредитации специалиста, хотя возможно в этом и нет ничего предосудительного. Приобретают новые возможности в профессиональной реализации выпускники специалитета по специальности «Медико-профилактическое дело» – это новая для них должность врача по гигиене детей и подростков, которую они смогут замещать после успешного прохождения аккредитации специалиста. Единственные у кого сократили перечень должностей – это провизоры, изъята должность провизора-технолога. Здесь необходимо отметить, что и сама специальность «Фармацевтическая технология» сохраняется только до 31 декабря 2025 г., а должность провизора-технолога сохраняется для лиц, принятых на нее до 31 декабря 2025 г. (см. приказ Министерства здравоохранения РФ от 2 мая 2023 г. № 205н «Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников»).
Примечательным обстоятельством является то, что выпускники специалитета по специальностям «Лечебное дело» и «Педиатрия» начиная с 2024 г. смогут замещать должность врача выездной бригады скорой медицинской помощи в рамках специальности «Скорая медицинская помощь». Здесь правда возникает вопрос, по какой специальности выпускник должен будет проходить аккредитацию специалиста – по специальности специалитета или по специальности «Скорая медицинская помощь»?
Далее нельзя не рассмотреть как осуществилась реализация преемственности бакалавриата и магистратуры в системе высшего сестринского образования, проблематика в отношении которой поднималась не раз [2-4]. Теперь уже можно утвердительно заявить, что новыми Квалификационными требованиями к медицинским работникам закреплена преемственность между бакалавриатом по направлению подготовки «Сестринское дело» и магистратурой по направлению подготовки «Управление сестринской деятельностью» в рамках специальности «Управление сестринской деятельностью». Безусловно вызывает сожаление, что регулятор ввел в качестве альтернативы магистратуре по направлению подготовки «Управление сестринской деятельностью» магистратуру по направлению подготовки «Общественное здравоохранение» только до 1 января 2022 г. Здесь не может не возникнуть вопрос, а почему выбрана именно эта дата? В конечном счете можно было и вовсе не вводить данную магистратуру. Возможно, стоял вопрос защиты интересов и прав обладателей дипломов магистра по управлению сестринской деятельностью. На наш взгляд, в приведенном случае период действия магистратуры по общественному здравоохранению можно было бы ограничить хотя бы до 1 января 2025 г., тем самым дав возможность поступившим в 2022 г. получить доступ к специальности «Управление сестринской деятельностью». В качестве одного из вариантов разрешения данной проблемы и защиты интересов выпускников можно предложить профессиональную переподготовку по специальности «Управление сестринской деятельностью» при наличии подготовки в магистратуре по направлению подготовки «Общественное здравоохранение». Предлагаемый вариант требований к профессиональному образованию по специальности «Управление сестринской деятельностью» приведен в таблице 3. Таким образом, будем рассчитывать, что в дальнейшем регулятор пересмотрит требования к допуску по специальности «Управление сестринской деятельностью».
Таблица 3
Предлагаемая редакция разделов в Квалификационных требованиях к медицинским работникам по специальности «Управление сестринской деятельностью»
Уровень профессионального образования |
Высшее образование – специалитет по специальности «Сестринское дело» Подготовка в интернатуре по специальности «Управление сестринской деятельностью» или Высшее образование – бакалавриат по направлению подготовки «Сестринское дело» и магистратура по направлению подготовки «Управление сестринской деятельностью» или магистратура по направлению подготовки «Общественное здравоохранение» (до 1 января 2022 г.) или |
Дополнительное профессиональное образование |
Профессиональная переподготовка по специальности «Управление сестринской деятельностью» при наличии подготовки в магистратуре по направлению подготовки «Общественное здравоохранение» (после 1 января 2022 г.) |
Далее приведем обзор требований к уровню профессионального образования, возможностям для профессиональной переподготовки врачей с целью получения новой специальности (квалификации) по некоторым специальностям, по которым у нас возникли вопросы или по которым есть существенные примечания (особенности, заслуживающие внимания). По специальностям «Бактериология», «Вирусология» доступ ограничивается только специалитетом по специальности «Медико-профилактическое дело», за исключением тех, кто получил диплом специалиста по другим медицинским специальностям до 1 сентября 2023 г. По специальности «Паразитология» в разделе «Дополнительное профессиональное образование» (далее – ДПО) приведена подготовка в интернатуре/ординатуре по специальности «Инфекционные болезни», которая не возможна на базе специалитета по специальности «Медико-профилактическое дело». Специальность «Сексология» сохраняется до 1 сентября 2023 г., хотя для должности врача-сексолога соответствующего примечания в Номенклатуре должностей медицинских работников и фармацевтических работников не приведено (п. 5.1.88). Данное обстоятельство будет требовать уточнения со стороны регулятора. По специальности «Ультразвуковая диагностика» введено ограничение к допуску по базовому медицинскому образованию. Правда при этом используется не очень удачное примечание «до 31 декабря 2018 г.», которое можно воспринять двояко, то ли оно относится только к специалитету по специальности «Медицинская кибернетика» или «Медицинская кибернетика» вместе с «Медицинская биофизика», то ли вообще относится ко всему перечню специальностей, приведенных в разделе «Уровень профессионального образования». В профессиональном стандарте «Врач ультразвуковой диагностики» требования к образованию сформулированы следующим образом: «Высшее образование – специалитет по одной из специальностей: «Лечебное дело», «Педиатрия», «Медицинская биофизика» или «Медицинская кибернетика» (для лиц, завершивших образование до 2018 года) и подготовка в ординатуре по специальности «Ультразвуковая диагностика«». По нашему мнению, приведенное примечание нужно дифференцировать для исключения двойного толкования. По специальностям «Физиотерапия», «Функциональная диагностика» в разделе ДПО приведены излишние специальности интернатуры/ординатуры: «Стоматология детская», «Стоматология общей практики», «Стоматология ортопедическая», «Стоматология терапевтическая», «Стоматология хирургическая», так как врачи-стоматологи не имеют доступа к рассматриваемым специальностям.
Приказом Министерства здравоохранения РФ от 22 марта 2023 г. № 118н «О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 8 октября 2015 г. № 707н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки» специальности «Психиатрия» и «Эндокринология» были трансформированы, то есть получить доступ к данным специальностям стало возможным путем прохождения профессиональной переподготовки. По специальности «Эндокринология» в качестве предложения раздел ДПО предлагается дополнить специальностью ординатуры «Детская эндокринология». О подготовке кадров высшей квалификации по психиатрии подробно рассматривалось в статье [5], некоторые предложения были реализованы, например, по специальностям «Психиатрия», «Психотерапия».
Масштабная трансформация произошла по гигиеническим специальностям в части расширения возможности получения новой квалификации (специальности) путем прохождения профессиональной переподготовки по соответствующей специальности. Подобная идея ранее была описана в статье [6]. Если ранее в качестве универсальной специальности выступала «Общая гигиена», то новыми Квалификационными требованиями к медицинским работникам данная монополия исключена. И даже по самой общей гигиене можно будет пройти профессиональную переподготовку при наличии подготовки в интернатуре/ординатуре по одной из специальностей: «Гигиена детей и подростков», «Гигиена труда», «Гигиена питания», «Гигиеническое воспитание», «Коммунальная гигиена», «Радиационная гигиена», «Социальная гигиена и организация госсанэпидслужбы». Подобное изменение затронуло и специальность «Эпидемиология», если еще сейчас ее можно получить только завершив ординатуру по эпидемиологии, то после вступления в силу новых Квалификационных требований к медицинским работникам допуск к ней открывается и через профессиональную переподготовку при наличии подготовки в интернатуре/ординатуре по одной из специальностей: «Бактериология», «Вирусология», «Гигиена детей и подростков», «Гигиена питания», «Гигиена труда», «Гигиеническое воспитание», «Дезинфектология», «Коммунальная гигиена», «Общая гигиена», «Организация здравоохранения и общественное здоровье», «Паразитология», «Радиационная гигиена», «Социальная гигиена и организация госсанэпидслужбы». Нельзя не отметить отдельно и дополнение по специальности «Гигиена детей и подростков». Доступ к данной специальности получат врачи-педиатры путем прохождени ординатуры по гигиене детей и подростков, либо через профессиональную переподготовку при наличии подготовки в интернатуре/ординатуре по педиатрии.
Вопрос допуска провизоров к клинической лабораторной диагностике рассматривался нами ранее в статье [7]. В новых Квалификационных требованиях к медицинским работникам специалитет по фармации в итоге появился, но с примечанием «полученное до 31 декабря 2010 г.», почему выбрана именно эта дата не известно. К слову отметить, никаких дат в профессиональном стандарте «Специалист в области клинической лабораторной диагностики» в отношении провизоров не приведено. Занимательным будет вопрос о праве обладателя диплома специалиста по фармации (провизор), выданного ему до 31 декабря 2010 г., поступать в ординатуру по клинической лабораторной диагностике. Но о подобных прецедентах мы сможем узнать только со следующего года. Несколько противоположная ситуация имеет место по специальности «Рентгенология». Профессиональный стандарт врача-рентгенолога рассматривался подробно нами ранее в статье [8]. В итоге в новой редакции Квалификационных требований к медицинским работникам по рентгенологии специалитет по специальностям «Медицинская биофизика» и «Медицинская кибернетика» остался без каких-либо оговорок, хотя профессиональным стандартом данные специальности специалитета не предусмотрены.
Напоследок рассмотрим квалификационные требования по фармацевтическим специальностям. Отдельного внимания заслуживает раздел ДПО, который по нашему мнению, в ряде случаев содержательно не последователен (Таблица 4).
Таблица 4
Извлечение из Квалификационных требований к медицинским работникам по фармацевтическим специальностям
Специальность |
Содержание раздела ДПО |
Управление и экономика фармации |
Профессиональная переподготовка по специальности «Управление и экономика фармации» при наличии стажа работы по одной из специальностей: «Фармация», «Фармацевтическая технология», и (или) подготовки в интернатуре и (или) ординатуре по одной из специальностей: «Фармацевтическая химия и фармакогнозия», «Фармацевтическая технология» |
Фармацевтическая технология (сохраняется до 31 декабря 2025 г.) |
- |
Фармацевтическая химия и фармакогнозия |
Профессиональная переподготовка по специальности «Фармацевтическая химия и фармакогнозия» при наличии сведений о прохождении аккредитации специалиста по специальности «Фармация» и (или) подготовки в интернатуре/ординатуре по специальности «Управление и экономика фармации» |
Проблематика относительно высшего фармацевтического образования России подробно рассматривалась нами в статьях [9, 10], в которой в той или иной степени отмечались приведенные здесь тенденции. По специальности «Управление и экономика фармации» в рассматриваемой части квалификационных требований возникает вопрос о стаже работы по фармации? Стаж по фармацевтической технологии можно вообще не рассматривать, так как при наличии подготовки в интернатуре/ординатуре специальности «Фармацевтическая технология» возможна профессиональная переподготовка по специальности «Управление и экономика фармации». Согласно профессиональному стандарту «Специалист в области управления фармацевтической деятельностью» для замещения руководящей должности в аптечной организации необходим опыт практической работы не менее двух лет работы по специальности «Фармация» при наличии высшего фармацевтического образования. Будем полагать, что в рассматриваемом случае квалификационные требования и профессиональный стандарт будут регулировать данный вопрос совместно. По специальности «Фармацевтическая технология» изменений не вносили, так как ее планируют и вовсе ликвидировать. Вопрос упразднения должности провизора-технолога не простой и требует дополнительного обсуждения профессиональным фармацевтическим сообществом. И самая удивительная метаморфоза наблюдается по специальности «Фармацевтическая химия и фармакогнозия». Предполагается возможность профессиональной переподготовки по специальности «Фармацевтическая химия и фармакогнозия» при наличии сведений о прохождении аккредитации специалиста по специальности «Фармация»! В таком случае возникает резонный вопрос о судьбе ординатуры по специальности «Фармацевтическая химия и фармакогнозия» – нужна ли она вообще? Необходимо также отметить, что подобная образовательная траектория через профессиональную переподготовку на базе специалитета исключена и противоречит требованиям к образованию профессионального стандарта «Провизор-аналитик». Будем надеяться, что это все досадное недоразумение и оно будет исключено в ближайшем будущем. А вот профессиональную переподготовку на базе интернатуры/ординатуры по одной из фармацевтических специальностей можно приветствовать, поэтому к «Управление и экономика фармации» нужно добавить «Фармацевтическая технология».
Заключение. В настоящей работе проведен краткий обзор новой редакции Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием. По некоторым специальностям специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием обозначены изменения относительно действующих до 1 сентября 2023 г. Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки». В новой редакции Квалификационных требований к медицинским работникам, по нашему мнению, есть свои упущения и недочеты. По некоторым специальностям требуется единообразие подходов к формулировке условий и требований. К примеру, в специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» для специалитета по медицинской кибернетике приводится оговорка относительно должности врача-статистика, а в специальности «Клиническая лабораторная диагностика» для специалитета по медицинской биохимии подобной оговорки не приводится. По некоторым проблемным вопросам, которые были подняты при обзоре новых Квалификационных требований к медицинским работникам, нами были даны посильные предложения с целью совершенствования нормативно-правового регулирования допуска физических лиц к осуществлению медицинской и фармацевтической деятельности, а также с целью развития высшего медицинского и высшего фармацевтического образования России. Приемная кампания 2024/25 учебного года для образовательных и научных организаций, реализующих образовательные программы в области здравоохранения и медицинских наук, и в частности программы ординатуры, будет содержать новшества – в той или иной мере изменения по некоторым специальностям были освещены в настоящей статье. Как известно, согласно п. 4 Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам ординатуры, утвержденного приказом Министерства здравоохранения РФ от 11 мая 2017 г. № 212н, при приеме на обучение учитываются квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам. Квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам также учитываются при поступлении на обучение в ординатуру на места в рамках контрольных цифр [11]. Институты и факультеты ДПО в области здравоохранения уже после 1 сентября 2023 г. должны будут учитывать при реализации программ профессиональной переподготовки новеллы, привнесенные Квалификационными требованиями к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием.
Список литературы
- URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202306010041 (дата обращения: 02.06.2023)
- Бодров А.В. Высшее медицинское образование: бакалавриат-магистратура. Медицинское образование и профессиональное развитие. 2018;2(32):160-169. doi: 10.24411/2220-8453-2018-12011
- Бодров А.В. Профессиональные стандарты в контексте развития высшего сестринского образования. Проблемы стандартизации в здравоохранении. 2021;1-2:69-75. doi: 10.26347/1607-2502202101-02069-075
- Бодров А.В. Высшее сестринское образование: преемственность бакалавриата и магистратуры. Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2023;1:418-434. doi: 10.24412/2312-2935-2023-1-418-434
- Бодров А.В. К вопросу о подготовке кадров высшей квалификации по психиатрии. Психическое здоровье. 2022;9:80-86. doi: 10.25557/2074-014X.2022.09.80-86
- Бодров А.В. Дополнительное профессиональное медицинское образование vs ординатура. Профессиональное образование в современном мире. 2021;1:175-185. doi: 10.20913/2618-7515-2021-1-8
- Бодров А.В. Провизор – врач клинической лабораторной диагностики: новые возможности. Медицинское образование и профессиональное развитие. 2018;3(33):98-105. doi: 10.24411/2220-8453-2018-13005
- Бодров А.В. Профессиональный стандарт «Врач-рентгенолог»: обсуждение требований к образованию и обучению. Медицинское образование и профессиональное развитие. 2021;4(44):151-158. doi: 10.33029/2220-8453-2021-12-4-151-158
- Бодров А.В. Высшее фармацевтическое образование – специалитет-ординатура: pro et contra. Медицинское образование и профессиональное развитие. 2020;3(39):139-152. doi: 10.24411/2220-8453-2020-13012
- Бодров А.В. Ординатура: на пути к новым федеральным государственным образовательным стандартам. Медицинское образование и профессиональное развитие. 2021;1(41):125-140. doi: 10.33029/2220-8453-2021-12-1-125-140
- Бодров А.В., Фатхуллин Р.Р. О злоупотреблении правом на бесплатное высшее образование: стратегия действий образовательной организации. Современная высшая школа: инновационный аспект. 2023;1(59):10-19.
References
- Available at: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202306010041 (accessed 2 June 2023)
- Bodrov A.V. Vyssheye meditsinskoye obrazovaniye: bakalavriat-magistratura [Higher medical education: baccalaureate-magistracy]. Meditsinskoye obrazovaniye i professional'noye razvitiye [Medical Education and Professional Development]. 2018;2(32):160-169. doi: 10.24411/2220-8453-2018-12011 (in Russian)
- Bodrov A.V. Professional'nyye standarty v kontekste razvitiya vysshego sestrinskogo obrazovaniya [Professional standards in higher nursing education development]. Problemy standartizatsii v zdravookhranenii [Health Care Standardization Problems]. 2021;1-2:69-75. doi: 10.26347/1607-2502202101-02069-075 (in Russian)
- Bodrov A.V. Vyssheye sestrinskoye obrazovaniye: preyemstvennost' bakalavriata i magistratury [Higher nursing education: continuity of bachelor and master studies]. Sovremennyye problemy zdravookhraneniya i meditsinskoy statistiki [Current problems of health care and medical statistics]. 2023;1:418-434. doi: 10.24412/2312-2935-2023-1-418-434 (in Russian)
- Bodrov A.V. K voprosu o podgotovke kadrov vysshey kvalifikatsii po psikhiatrii [On the issue of training highly qualified personnel in psychiatry]. Psikhicheskoye zdorov'ye [Mental Health]. 2022;9:80-86. doi: 10.25557/2074-014X.2022.09.80-86 (in Russian)
- Bodrov A.V. Dopolnitel'noye professional'noye meditsinskoye obrazovaniye vs ordinatura [Additional professional medical education vs residency]. Professional'noye obrazovaniye v sovremennom mire [Professional education in the modern world]. 2021;1:175-185. doi: 10.20913/2618-7515-2021-1-8 (in Russian)
- Bodrov A.V. Provizor – vrach klinicheskoy laboratornoy diagnostiki: novyye vozmozhnosti [The pharmacist – the doctor of clinical laboratory diagnostics: new possibilities]. Meditsinskoye obrazovaniye i professional'noye razvitiye [Medical Education and Professional Development]. 2018;3(33):98-105. doi: 10.24411/2220-8453-2018-13005 (in Russian)
- Bodrov A.V. Professional'nyy standart «Vrach-rentgenolog»: obsuzhdeniye trebovaniy k obrazovaniyu i obucheniyu [Professional standard «Radiologist»: discussion of education and training requirements]. Meditsinskoye obrazovaniye i professional'noye razvitiye [Medical Education and Professional Development]. 2021;4(44):151-158. doi: 10.33029/2220-8453-2021-12-4-151-158 (in Russian)
- Bodrov A.V. Vyssheye farmatsevticheskoye obrazovaniye – spetsialitet-ordinatura: pro et contra [Higher pharmaceutical education – specialist programme & residency: pro et contra]. Meditsinskoye obrazovaniye i professional'noye razvitiye [Medical Education and Professional Development]. 2020;3(39):139-152. doi: 10.24411/2220-8453-2020-13012 (in Russian)
- Bodrov A.V. Ordinatura: na puti k novym federal'nym gosudarstvennym obrazovatel'nym standartam [Residency: towards new federal state educational standards]. Meditsinskoye obrazovaniye i professional'noye razvitiye [Medical Education and Professional Development]. 2021;1(41):125-140. doi: 10.33029/2220-8453-2021-12-1-125-140 (in Russian)
- Bodrov A.V., Fatkhullin R.R. O zloupotreblenii pravom na besplatnoye vyssheye obrazovaniye: strategiya deystviy obrazovatel'noy organizatsii [On the abuse of the right to free higher education: a strategy of action by an educational organization]. Sovremennaya vysshaya shkola: innovatsionnyy aspekt [Contemporary Higher Education: Innovative Aspects]. 2023;1(59):10-19 (in Russian)
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Acknowledgments. The study did not have sponsorship.
Conflict of interests. The author declares no conflict of interest.
Сведения об авторе
Бодров Андрей Вениаминович – кандидат химических наук, начальник учебно-методического управления, доцент кафедры общей и органической химии ФГБОУ ВО «Казанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Казань, ул. Бутлерова, д. 49, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., ORCID: 0000-0002-5723-7709, SPIN-код: 8877-7003
Information about the author
Andrei Veniaminovich Bodrov – the candidate of chemical sciences, head of the department of education and methodology, associate professor of the department of general and organic chemistry of the Kazan State Medical University, Kazan, Butlerov St., 49, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., ORCID: 0000-0002-5723-7709, SPIN code: 8877-7003
Статья получена: 05.06.2023 г.
Принята к публикации: 28.06.2023 г.
URL: http://healthproblem.ru/magazines?textEn=1043 (date of access: 26.12.2024).