IMPLEMENTATION OF MEASURES TO ATTRACT SECONDARY MEDICAL PERSONNEL TO RURAL AREAS
DOI 10.24412/2312-2935-2024-4-239-250
РЕАЛИЗАЦИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА В СЕЛЬСКУЮ МЕСТНОСТЬ
А.А. Латышова
ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Москва
Введение. Средний медицинский персонал является основной частью медицинских работников. Достаточная обеспеченность населения данной категорией персонала, особенно в сельской местности безусловно влияет на качество и доступность оказания медицинской помощи населению. Одной из мер поддержки медицинских специалистов со средним медицинским образованием в сельской местности является реализация государственной программы «Земский фельдшер». Миссией реализации программы является долгосрочный положительный эффект на обеспеченность средним медицинским персоналом в сельской местности как стимулирующего механизма по привлечению и закреплению специалистов.
Цель исследования.Выявить тенденции показателей реализации государственной программы «Земский фельдшер» и оценить влияние результатов на обеспеченность средним медицинским персоналом в медицинских организациях, расположенных в сельской местности в период с 2018 по 2022 год.
Материалы и методы. В исследовании использовались статистические данные по 83 субъектам Российской Федерации на основании оперативных документированных запросов за период с 2018 по 2022 год. В процессе исследования использовались аналитический и статистический методы. Описательная статистика и корреляционный анализ проводился с использованием пакета Statistica версия 13.3.
Результаты и обсуждения. За исследуемый период в сельскую местность привлечено и трудоустроено около 9 тыс. среднего медицинского персонала. Показатель численности среднего медицинского персонала, привлеченных по программе в сельскую местность на 10 000 сельского населения за пять лет увеличился на 41,0%, что может свидетельствовать об активном и планомерном внедрении программы в субъектах Российской Федерации.
Результаты корреляционного анализа показали, что в целом по Российской Федерации численность привлеченных лиц по программе повлияло на обеспеченность фельдшерами при высокой положительной корреляционной зависимости (r= 0,95240, р˂0,05). При проведении корреляционного анализа данного показателя в разрезе федеральных округов Российской Федерации выявлено, что в шести ФО отмечается высокая положительная корреляционная зависимость (ЦФО, СЗФО, ЮФО, ПФО, СФО и ДФО (r2= 0,653516, r2= 0,687755, r2= 0,764084, r2= 0,90564, r2= 0,895669 и r2= 0,698437 соответственно, р˂0,05) обеспеченности фельдшерами и численности трудоустроенных по программе данных округов или при увеличении численности привлеченных по программе увеличивается обеспеченность фельдшерами. В двух ФО выявлена отрицательная корреляционная зависимость. В СКФО – высокая отрицательная (r2= - 0,733688, р˂0,05) и в УФО – слабая отрицательная оценка корреляции (r2= - 0,137747, р˂0,05) или при увеличении численности трудоустроенных по программе снижается обеспеченность фельдшерами.
Заключение. Привлечение среднего медицинского персонала по программе «Земский фельдшер» оказывает значимое положительное влияние на кадровую обеспеченность медицинских организаций, расположенных в сельской местности. Результаты исследования подчеркивают важность кадровой политики в системе здравоохранения.
Ключевые слова: земский фельдшер; медицинские кадры; сельская местность; меры социальной поддержки
IMPLEMENTATION OF MEASURES TO ATTRACT SECONDARY MEDICAL PERSONNEL TO RURAL AREAS
Alla A. Latyshova
Russian Research Institute of Health
Introduction. The average medical personnel is the main part of medical workers. Sufficient provision of the population with this category of personnel, especially in rural areas certainly affects the quality and availability of medical care to the population. One of the measures to support medical specialists with secondary medical education in rural areas is the implementation of the state program “Zemsky feldsher”. The mission of the program is to have a long-term positive effect on the availability of secondary medical personnel in rural areas as a stimulating mechanism to attract and retain specialists.
Purpose of the study. To identify trends in the indicators for the implementation of the state program “Zemstvo Feldsher” and assess the impact of the results on the availability of paramedical personnel in medical organizations located in rural areas in the period from 2018 to 2022.
Materials and Methods. The study used statistical data on 83 subjects of the Russian Federation based on operational documented requests for the period from 2018 to 2022. Analytical and statistical methods were used in the research process. Descriptive statistics and correlation analysis was carried out using the Statistica package version 13.3.
Results and Discussion. During the study period, about 9,000 nurses were attracted and employed in rural areas. The indicator of the number of nursing personnel attracted under the program to rural areas per 10,000 rural population for five years increased by 41.0%, which may indicate the active and systematic implementation of the program in the constituent entities of the Russian Federation.
The results of correlation analysis showed that in the Russian Federation as a whole, the number of persons involved in the program affected the supply of paramedics with a high positive correlation (r= 0.95240, p˂0.05). Correlation analysis of this indicator in the context of federal districts of the Russian Federation revealed that six federal districts have high positive correlation dependence (CFO, SZFO, SFD, UFO, PFO, SFO and DFO (r2= 0.653516, r2= 0, 687755, r2= 0.764084, r2= 0.90564, r2= 0.895669 and r2= 0.698437, respectively, p˂0.05) of paramedic supply and the number of those employed under the program in these districts, as the number of those recruited under the program increases, paramedic supply increases. Negative correlation dependence was revealed in two federal districts. In the SKFO - high negative (r2= - 0.733688, p˂0.05) and in the UFO - weak negative correlation (r2= - 0.137747, p˂0.05) or with an increase in the number of those employed under the program, the provision of paramedics decreases.
Conclusion. Attraction of nursing staff under the program “Zemsky feldsher” has a significant positive impact on the staffing of medical organizations located in rural areas. The results of the study emphasize the importance of personnel policy in the health care system.
Keywords: zemstvo feldsher; medical personnel; rural areas; social support measures
Актуальность. По своей численности средний медицинский персонал является основной частью медицинских работников и составляет около 42% от всех сотрудников государственных медицинских организаций. В государственных медицинских организациях на одного врача приходится в среднем два специалиста со средним медицинским образованием. Следовательно, вопрос достаточной обеспеченности населения данной категорией персонала носит масштабный характер и отражается на показателях качества и доступности оказания медицинской помощи населению [3, 4, 5, 6, 9, 10]. Согласно оценке текущего состояния сферы охраны здоровья граждан в Постановлении Правительства РФ от 26.12.2017 № 1640 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» обозначено, что «Важным направлением в развитии кадрового потенциала остается применение широкого спектра мер социальной поддержки медицинских работников, в том числе имеющих материальных характер.».
Одной из мер поддержки медицинских специалистов со средним медицинским образованием в сельской местности является реализация государственной программы «Земский фельдшер». Миссией реализации программы является долгосрочный положительный эффект на обеспеченность средним медицинским персоналом в сельской местности как стимулирующего механизма по привлечению и закреплению специалистов [1, 2, 7, 8]. Внедрение программы «Земский фельдшер» началось с 2017 года. Участвовать в программе имеют возможность специалисты со средним медицинским образованием: фельдшеры, акушерки и медицинские сестры. В настоящее время исследований, посвященных результатам реализации программы крайне мало. В связи с этим высоко актуальным является изучение и оценка результатов программы «Земский фельдшер».
Цель. Выявить тенденции показателей реализации государственной программы «Земский фельдшер» и оценить влияние результатов на обеспеченность средним медицинским персоналом в медицинских организациях, расположенных в сельской местности в период с 2018 по 2022 год.
Материалы и методы. В исследовании использовались статистические данные по 83 субъектам Российской Федерации (без учета Москвы, Санкт-Петербурга) на основании оперативного документированного запроса в органы управления в сфере охраны здоровья субъектов Российской Федерации за период с 2018 по 2022 год. В анализ не включены четыре субъекта Российской Федерации: Донецкая и Луганская Народные Республики, Херсонская и Запорожская области. Оперативный запрос содержал сведения о плановых и фактических данных по трудоустройству в рамках программы «Земский фельдшер».
При оценке реализации программы использовались показатели:
- численность среднего медицинского персонала, привлеченных по программе на 10 000 сельского населения, который рассчитывался по формуле:
Zf= Число среднего медицинского персонала, трудоустроенных в течении года в
медицинские организации по программе «Земский фельдшер»
Численность сельского населения х 10 000
Данный показатель позволяет применять его в сравнительном анализе в зависимости от численности сельского населения.
- обеспеченность фельдшерами, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях на 10 000 населения или:
Of= Число физических лиц фельдшеров, оказывающих медицинскую помощь
в амбулаторных условиях
Численность населения х 10 000.
В процессе исследования использовались аналитический и статистический методы. Описательная статистика и корреляционный анализ методом парных корреляций (r2 – коэффициент корреляции) проводились с использованием программного пакета Statistica версия 13.3.
Результаты обсуждение. По данным Росстата России численность сельских жителей в стране составляет 25,1% (на 01.01.2023) от всего населения, что ниже данных на 01.01.2018 года – 25,5% или наблюдается убыль сельских жителей. В 39 субъектах Российской Федерации доля сельских жителей составляют более 30%. Для сельской местности характерна особенная медицинская инфраструктура, созданная в условиях труднодоступных и отдаленных населенных пунктов.
В связи с этим, стратегией развития здравоохранения определены ключевые приоритеты в части обеспечения оптимальной доступности для граждан, проживающих в труднодоступных местностях. В рамках реализация государственной программы «Земский фельдшер» за исследуемый период (с 2018 по 2022 год) около 9 тыс. фельдшеров, акушерок и медицинских сестер фельдшерских здравпунктов, фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий, центров (отделений) общей практики (семейной медицины) прибыли (переехали) на работу в сельские населенные пункты либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек. Ежегодно, начиная с 2018 года, в целом по России средний медицинский персонал, привлеченный в рамках программы, составляет порядка 0,2% от общей численности среднего медицинского персонала на конец отчетного года, до 2 тыс. человек в год.
При проведении анализа обеспеченности средним медицинским персоналом государственных медицинских организаций в сельской местности в целом по стране в динамике отмечается снижение с 48,9 в 2021 году до 47,0 в 2022 году на 10 000 сельского населения или на 3,9%. Укомплектованность штатного расписания средним медицинским персоналом в селе превышает 85% при коэффициенте совместительства 1,1 или является оптимальной.
Анализ показателя численности среднего медицинского персонала, привлеченные по программе в сельскую местность (Zf) с 2018 по 2022 год, показал увеличение на 41,0% с 0,39±0,5 до 0,55±0,7 на 10 000 сельского населения, что может свидетельствовать об активном и планомерном внедрении программы в субъектах РФ. Что подтверждается увеличением количества субъектов РФ, участвующих в программе с 72 в 2019 до 81 в 2022 году (рис.1).
Рисунок 1. Динамика количества субъектов РФ и численности среднего медицинского персонала, привлеченных в сельскую местность в рамках программы «Земский фельдшер»
При анализе показателя обеспеченности средним медицинским персоналом, привлеченными в сельскую местность по программе «Земский фельдшер» (Zf) в разрезе субъектов РФ выявлены различия и размах показателя составил в 2018 году от 0,03 до 9,09, в 2019 – от 0,06 до 5,77, в 2020 – от 0,08 до 8,05, в 2021 – от 0,04 до 10,07, а в 2022 году от 0,08 до 22,36 на 10 000 сельского населения (табл.1). Данный размах показателя отражает прежде всего различную потребность субъектов РФ в укомплектовании медицинских организаций сельской местности средним медицинским персоналом, так как плановые показатели реализации программы по оперативным данным выполнены на 95,4% в 2022 году. За пять лет реализации программы выявлены субъекты-лидеры по привлечению среднего медицинского персонала в сельскую местность, к которым отнесены Краснодарский край, Свердловская и Волгоградская области.
Таблица 1
Обеспеченность средним медицинским персоналом, привлеченными в сельскую местность по программе «Земский фельдшер» на 10 000 сельского населения по субъектам Российской Федерации c 2018 по 2022 год
|
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
Размах (Мин. - Макс. значения) |
0,03-9,09 |
0,06-5,77 |
0,08-8,05 |
0,04-10,07 |
0,08-22,36 |
95% доверительный интервал от среднего значения |
0,610±0,241 |
0,566±0,154 |
0,648±0,205 |
0,761±0,265 |
0,968±0,531 |
В ходе исследования проведен расчет показателей: обеспеченность фельдшерами в амбулаторных условиях на 10 000 населения (Of) как основной части лиц, участвующих в программе и обеспеченности средним медицинским персоналом, привлеченными в сельскую местность по программе «Земский фельдшер» на 10 000 сельского населения (Zf). Сопоставление в динамическом ряду показателей Ofи Zf наглядно показывает практически одинаковое направление тенденции показателей по большинству федеральных округов, что позволяет выдвинуть гипотезу о взаимосвязи. Так по показателям в целом по стране наблюдается ежегодное увеличение показателя Zf (2019 – на 5,1%, 2020 – на 14,6%, 2021 – на 4,3%, 2022 – на 12,2%) и одновременное увеличение показателя Of (2019 – на 1,2%, 2020 – на 0,4%, 2021 – на 1,6%, 2022 – на 0,8%). За пять лет реализации программы обеспеченность фельдшерами в амбулаторных условиях увеличилась на 4,2% с 2,41 в 2018 году до 2,51 на 10 000 населения в 2022 году (табл.2).
Таблица 2
Взаимосвязь показателей реализации программы «Земский фельдшер» в разрезе федеральных округов Российской Федерации
Федеральные округа (ФО) |
Показатель |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
Δ 2022/2018, % |
r2, р˂0,05 |
РФ в целом
|
Zf |
0,39 |
0,41 |
0,47 |
0,49 |
0,55 |
41 |
0,95240 |
Темп прироста Zf, % |
- |
5,1 |
14,6 |
4,3 |
12,2 |
- |
||
Of |
2,41 |
2,44 |
2,45 |
2,49 |
2,51 |
4,2 |
||
Темп приростаOf, % |
- |
1,2 |
0,4 |
1,6 |
0,8 |
- |
||
Центральный федеральный округ (ЦФО)
|
Zf |
0,34 |
0,3 |
0,32 |
0,38 |
0,41 |
20,6 |
0,653516 |
Темп прироста Zf, % |
- |
-11,8 |
6,7 |
18,8 |
7,9 |
- |
||
Of |
1,3 |
1,35 |
1,32 |
1,36 |
1,39 |
6,9 |
||
Темп прироста Of, % |
- |
3,8 |
-2,2 |
3,0 |
2,2 |
- |
||
Северо-западный федеральный округ (СЗФО)
|
Zf |
0,69 |
0,65 |
0,74 |
0,67 |
0,91 |
31,9 |
0,687755 |
Темп прироста Zf, % |
- |
-5,8 |
13,8 |
-9,5 |
35,8 |
- |
||
Of |
2,31 |
2,36 |
2,37 |
2,4 |
2,44 |
5,6 |
||
Темп прироста Of, % |
- |
2,2 |
0,4 |
1,3 |
1,7 |
- |
||
Южный федеральный округ (ЮФО)
|
Zf |
0,45 |
0,52 |
0,57 |
0,53 |
0,51 |
13,3 |
0,764084 |
Темп прироста Zf, % |
- |
15,6 |
9,6 |
-7,0 |
-3,8 |
- |
||
Of |
1,2 |
1,29 |
1,34 |
1,34 |
1,37 |
14,2 |
||
Темп прироста Of, % |
- |
7,5 |
3,9 |
0,0 |
2,2 |
- |
||
Северо-Кавказский федеральный округ (СКФО)
|
Zf |
0,05 |
0,08 |
0,12 |
0,23 |
0,16 |
220 |
-0,733688 |
Темп прироста Zf, % |
- |
60,0 |
50,0 |
91,7 |
30,4 |
- |
||
Of |
1,21 |
1,24 |
1,15 |
1,09 |
1 |
-17,4 |
||
Темп прироста Of, % |
- |
2,5 |
-7,3 |
-5,2 |
-8,3 |
- |
||
Приволжский федеральный округ (ПФО) |
Zf |
0,3 |
0,34 |
0,36 |
0,45 |
0,51 |
70 |
0,90564 |
Темп прироста Zf, % |
- |
13,3 |
5,9 |
25,0 |
13,3 |
- |
||
Of |
2,58 |
2,62 |
2,67 |
2,72 |
2,76 |
7 |
||
Темп прироста Of, % |
- |
1,6 |
1,9 |
1,9 |
1,5 |
- |
||
Уральский федеральный округ (УФО)
|
Zf |
0,78 |
0,75 |
1,01 |
0,76 |
0,89 |
14,1 |
-0,137747 |
Темп прироста Zf, % |
- |
-3,8 |
34,7 |
-24,8 |
17,1 |
- |
||
Of |
6,33 |
6,11 |
6,18 |
6,32 |
6,32 |
-0,16 |
||
Темп прироста Of, % |
- |
-3,5 |
1,1 |
2,3 |
0,0 |
- |
||
Сибирский федеральный округ (СФО)
|
Zf |
0,44 |
0,55 |
0,71 |
0,65 |
0,86 |
95,5 |
0,895669 |
Темп прироста Zf, % |
- |
25,0 |
29,1 |
-8,5 |
32,3 |
- |
||
Of |
3,65 |
3,76 |
3,81 |
3,89 |
3,92 |
7,4 |
||
Темп прироста Of, % |
- |
3,0 |
1,3 |
2,1 |
0,8 |
- |
||
Дальневосточный федеральный округ (ДФО) |
Zf |
0,73 |
0,71 |
0,65 |
0,73 |
0,86 |
17,8 |
0,698437 |
Темп прироста Zf, % |
- |
-2,7 |
-8,5 |
12,3 |
17,8 |
- |
||
Of |
2,72 |
2,81 |
2,74 |
2,75 |
2,84 |
4,4 |
||
Темп прироста Of, % |
- |
3,3 |
-2,5 |
0,4 |
3,3 |
- |
В шести федеральных округах выявлена однонаправленная положительная тенденция за исследуемый период: по ЦФО Of - на 6,9% при Zf- на 20,6%, СЗФО Of - на 5,6% при Zf- на 31,9%, ЮФО Of - на 14,2% при Zf- на 13,3%, ПФО Of - на 7,0% при Zf- на 70,0%, СФО Of - на 7,4% при Zf- на 95,5% и ДФО Of - на 4,4% при Zf- на 17,8%. В двух ФО отмечается разнонаправленная тенденция или при снижении Ofнаблюдается увеличение Zf: СКФО Of - снизилось на 17,4%, а Zf- увеличилось в 2 раза и УФО Of - снизилось на 0,16%, а Zf- увеличилось на 14,1%.
В процессе исследования проведен корреляционный анализ зависимости обеспеченности фельдшерами от численности трудоустроенных по программе «Земский фельдшер» в медицинские организации, расположенные в сельской местности по стране, восьми федеральным округам и субъектам России за период с 2018 по 2022 год. Результаты исследования показали, что в целом по Российской Федерации результаты привлечения средних медицинских работников в рамках программы влияет на обеспеченность фельдшерами при высокой положительной корреляционной зависимости (r= 0,95240, р˂0,05).
При проведении корреляционного анализа в разрезе федеральных округов выявлено, что в шести федеральных округах отмечается высокая положительная корреляционная зависимость обеспеченности фельдшерами и численности трудоустроенных по программе, а именно: в ЦФО, СЗФО, ЮФО, ПФО, СФО и ДФО (r2= 0,653516, r2= 0,687755, r2= 0,764084, r2= 0,90564, r2= 0,895669 и r2= 0,698437 соответственно, р˂0,05). В данных округах при увеличении численности привлеченных по программе увеличивается обеспеченность фельдшерами.
В двух ФО выявлена отрицательная корреляционная зависимость. В СКФО – высокая отрицательная (r2= - 0,733688, р˂0,05) и в УФО – слабая отрицательная оценка корреляции (r2= - 0,137747, р˂0,05) или при увеличении численности трудоустроенных по программе снижается обеспеченность фельдшерами.
Таким образом, в большей части федеральных округов отмечается высокая корреляционная зависимость показателя обеспеченности фельдшерами от итогов реализации программы «Земский фельдшер».
Выводы. За исследуемый период в сельскую местность привлечено и трудоустроено около 9 тыс. среднего медицинского персонала. Показатель численности среднего медицинского персонала, привлеченных по программе в сельскую местность на 10 000 сельского населения за пять лет увеличился на 41,0%, что может свидетельствовать об активном и планомерном внедрении программы в субъектах РФ.
Результаты корреляционного анализа показали, что в целом по Российской Федерации численность привлеченных лиц по программе повлияло на обеспеченность фельдшерами при высокой положительной корреляционной зависимости (r= 0,95240, р˂0,05). При проведении корреляционного анализа данного показателя в разрезе федеральных округов Российской Федерации выявлено, что в шести ФО отмечается высокая положительная корреляционная зависимость (ЦФО, СЗФО, ЮФО, ПФО, СФО и ДФО (r2= 0,653516, r2= 0,687755, r2= 0,764084, r2= 0,90564, r2= 0,895669 и r2= 0,698437 соответственно, р˂0,05) обеспеченности фельдшерами и численности трудоустроенных по программе данных округов при увеличении численности привлеченных по программе увеличивается обеспеченность фельдшерами. В двух ФО выявлена отрицательная корреляционная зависимость. В СКФО – высокая отрицательная (r2= - 0,733688, р˂0,05) и в УФО – слабая отрицательная оценка корреляции (r2= - 0,137747, р˂0,05) или при увеличении численности трудоустроенных по программе снижается обеспеченность фельдшерами.
Привлечение среднего медицинского персонала по программе «Земский фельдшер» оказывает значимое положительное влияние на кадровую обеспеченность медицинских организаций, расположенных в сельской местности. Результаты исследования подчеркивают важность кадровой политики в системе здравоохранения.
Список литературы
- Петухов А. В., Антонова Ю.Ю. Проблемы реализации кадровой политики в сфере здравоохранения Чувашской Республики и пути их решения. Вестник Чебоксарского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. 2020;4(23):43-52
- Федорова Е. К. К вопросу о проблеме нехватке медицинских кадров. Проблемы развития современного общества: Сборник научных статей 8-й Всероссийской национальной научно-практической конференции. В 4-х томах, Курск, 19–20 января 2023 года. Под редакцией В.М. Кузьминой. Том 2. – Курск: Юго-Западный государственный университет. 2023;344-347
- Сабирова З. З., Буранбаева Л.З., Юлдыбаев Б.Р. Медицина на селе: современное состояние и финансирование, проблемы и перспективы развития. Вестник БИСТ (Башкирского института социальных технологий). 2020;1(46):103-107
- Калашникова Р. В., Бутуханова Е. Н. Менеджмент в организации здравоохранения малонаселенных пунктов в Иркутской области. Система менеджмента качества: опыт и перспективы. 2021;10:301-305
- Кириллов Н. А., Григорьев С.Н. Меры социальной поддержки и причины «кадрового голода» в системе здравоохранения. Наука и образование: опыт, проблемы, перспективы развития: Материалы международной научно-практической конференции, Красноярск, 16–18 апреля 2024 года. Красноярск: Красноярский государственный аграрный университет. 2024;50-55
- Аксенова Е. И., Вашаломидзе Е. В., Вишневская Н. Г. …, и др. Управление человеческими ресурсами в организациях здравоохранения. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2020;S(28):674-679
- Лебедева Т. В. Опыт реализации программы «Земский фельдшер» на территории Ульяновской области. Медсестра. 2017;11:20-23
- Богатырева М. Д., Долгова И.В. Реализация программ «Земский доктор» и «Сельский фельдшер» в Алтайском крае как одно из ключевых направлений по повышению доступности первичной медико-санитарной помощи сельскому населению. Обязательное медицинское страхование в Российской Федерации. 2016;2:34-39
- Пинчук Э. З. Работа с медицинскими кадрами и решение проблем кадрового обеспечения в системе здравоохранения Удмуртской Республики. Вестник Росздравнадзора. 2023;1:66-71
- Попов А. В., Иванова М. А., Попова Н. М. Анализ показателей, характеризующих кадровое обеспечение сельских медицинских организаций в субъекте Российской Федерации. Здоровье, демография, экология финно-угорских народов. 2023;4:16-21
References
- Petuhov A. V., Antonova Yu.Yu. Problemy realizacii kadrovoj politiki v sfere zdravoohraneniya Chuvashskoj Respubliki i puti ih resheniya [Vestnik Cheboksarskogo filiala Rossijskoj akademii narodnogo hozyajstva i gosudarstvennoj sluzhby pri Prezidente Rossijskoj Federacii]. 2020;4(23):43-52 (In Russian)
- Fedorova E. K. K voprosu o probleme nekhvatke medicinskih kadrov [Problemy razvitiya sovremennogo obshchestva: Sbornik nauchnyh statej 8-j Vserossijskoj nacional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii. V 4-h tomah, Kursk, 19–20 yanvarya 2023 goda. Pod redakciej V.M. Kuz'minoj. Tom 2. – Kursk: Yugo-Zapadnyj gosudarstvennyj universitet]. 2023;344-347 (In Russian)
- Sabirova Z. Z., Buranbaeva L.Z., Yuldybaev B.R. Medicina na sele: sovremennoe sostoyanie i finansirovanie, problemy i perspektivy razvitiya [Vestnik BIST (Bashkirskogo instituta social'nyh tekhnologij)]. 2020;1(46):103-107 (In Russian)
- Kalashnikova R. V., Butuhanova E. N. Menedzhment v organizacii zdravoohraneniya malonaselennyh punktov v Irkutskoj oblasti [Sistema menedzhmenta kachestva: opyt i perspektivy]. 2021;10:301-305 (In Russian)
- Kirillov N. A., Grigor'ev S.N. Mery social'noj podderzhki i prichiny «kadrovogo goloda» v sisteme zdravoohraneniya [Nauka i obrazovanie: opyt, problemy, perspektivy razvitiya: Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Krasnoyarsk, 16–18 aprelya 2024 goda. Krasnoyarsk: Krasnoyarskij gosudarstvennyj agrarnyj universitet]. 2024;50-55 (In Russian)
- Aksenova E. I., Vashalomidze E. V., Vishnevskaya N. G. …, et al. Upravlenie chelovecheskimi resursami v organizaciyah zdravoohraneniya [Problemy social'noj gigieny, zdravoohraneniya i istorii mediciny]. 2020;S(28):674-679(In Russian)
- Lebedeva T. V. Opyt realizacii programmy «Zemskij fel'dsher» na territorii Ul'yanovskoj oblasti [Medsestra]. 2017;11:20-23(In Russian)
- Bogatyreva M. D., Dolgova I.V. Realizaciya programm «Zemskij doktor» i «Sel'skij fel'dsher» v Altajskom krae kak odno iz klyuchevyh napravlenij po povysheniyu dostupnosti pervichnoj mediko-sanitarnoj pomoshchi sel'skomu naseleniyu [Obyazatel'noe medicinskoe strahovanie v Rossijskoj Federacii]. 2016;2:34-39 (In Russian)
- Pinchuk E. Z. Rabota s medicinskimi kadrami i reshenie problem kadrovogo obespecheniya v sisteme zdravoohraneniya Udmurtskoj Respubliki [Vestnik Roszdravnadzora]. 2023;1:66-71 (In Russian)
- Popov A. V., Ivanova M. A., Popova N. M. Analiz pokazatelej, harakterizuyushchih kadrovoe obespechenie sel'skih medicinskih organizacij v sub"ekte Rossijskoj Federacii [Zdorov'e, demografiya, ekologiya finno-ugorskih narodov]. 2023;4:16-21 (In Russian)
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Acknowledgments. The study did not have sponsorship.
Conflict of interests. The authors declare no conflict of interest.
Сведения об авторах
Латышова Алла Анатольевна – кандидат медицинских наук, заместитель начальника управления статистики по методической работе, ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 127254, Москва, ул. Добролюбова, д.11, +7(495)618-29-13 (доб.309), e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., SPIN: 9946-9593, ORCID 0000-0002-0925-6593
Information about the authors
Latyshova Alla Anatolyevna - Candidate of medical sciences, deputy Head of the department of statistics for methodological work of the federal state budgetary institution "Central research institute for the organization and informatization of healthcare" of the Ministry of Health of Russia, 127254, Moscow, st. Dobrolyubova, 11 +7(495)618-29-13 (exe.309), e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., SPIN: 9946-9593, ORCID 0000-0002-0925-6593
Статья получена: 01.10.05.2024 г.
Принята к публикации: 28.11.2024 г.
URL: http://healthproblem.ru/magazines?textEn=1431 (date of access: 22.12.2024).