MONITORING OF DEPENDENT BEHAVIOR AMONG FIRST YEAR STUDENTS OF TULA STATE UNIVERSITY
МОНИТОРИНГ ЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ПЕРВОГО КУРСА ТулГУ
Ивашиненко Д.М., Ивашиненко Л.В., Алиева Д.П.
ФГБОУ ВО «Тульский государственный университет», Тула, Россия
Специалистами СППС ТулГУ были разработаны анкеты, состоящие из 30 вопросов. В опросе принимали участие студенты первого курса различных факультетов ТулГУ (560 в 2015 г., 587 в 2016г., и 620 в 2017 г.). Цель опроса - оценить исходный уровень знаний студентов первокурсников по проблемам зависимого поведения. Можно утверждать, что проводимая антинаркотическая пропаганда в молодежной среде недостаточна для формирования элементарной базы знаний и устойчивого отношения к зависимому поведению. Исходя из этих данных, можно видеть, что лишь немногим больше половины опрошенных студентов, обладают сформированной позицией в отношении употребления наркотических веществ.
Ключевые слова: зависимое поведение, профилактика, антинаркотическая пропаганда, курение, алкоголизм, наркомания, уровень осведомленности, уровень знаний учащихся
MONITORING OF DEPENDENT BEHAVIOR AMONG FIRST YEAR STUDENTS OF TULA STATE UNIVERSITY
Ivashinenko D.M., Ivashinenko L.V., Alieva D.P.
Federal State Educational Institution of Higher Education Tula State University, Tula, Russia
Specialists of SPPS TulGU developed questionnaires consisting of 30 questions. The students of the first year of various faculties of the Tula State University (560 in 2015, 587 in 2016, and 620 in 2017) took part in the survey. The purpose of the survey is to assess the initial level of knowledge of first-year students on problems of dependent behavior. It can be argued that the ongoing anti-drug propaganda in the youth environment is insufficient to form an elementary knowledge base and a stable attitude towards dependent behavior. Based on these data, it can be seen that only slightly more than half of the students surveyed have a formed position regarding the use of narcotic substances.
Key words: dependent behavior, prevention, anti-drug propaganda, smoking, alcoholism, drug addiction, level of awareness, students level of knowledge.
Введение.
В настоящее время решение вопросов профилактики аддиктивного поведения может быть реализовано наилучшим образом при комплексном взаимодействии всех государственных структур. В современном мире наблюдается тенденция к формированию «культуры потребления ПАВ», аддикция начинает становиться образом жизни молодежи и, кроме того, растет толерантность к злоупотреблению алкоголем, что нельзя оставить без внимания [3].
Зависимое поведение тесно связанно со злоупотреблением со стороны человека чем-то или кем-то и с нарушениями его потребностей. Суть аддиктивного поведения выражается в постоянном стремлении аддикта (зависимого человека) удовлетворить свои потребности при помощи предметов или действий, к которым и возникла нездоровая тяга. Люди пытаются искусственным путем изменить свое психическое состояние, что дает им иллюзию безопасности, восстановления равновесия [4].
Данные, получаемые службой психолого-педагогической помощи студентам ежегодно, говорят о необходимости проведения мониторинга и постоянной систематической работы по профилактике зависимого поведения в студенческой среде [2].
Организация профилактики аддиктивного поведения связанна с закономерностями построения, реализации и оценки всего процесса с учетом целей профилактики [5].
Алгоритм действий в области планирования профилактики зависимого поведения включает:
– построение стратегии профилактической деятельности;
– подход с учетом принципа доброжелательности;
– подход с учетом принципа уважения личности человека;
– подход с учетом принципа доступности;
– подход с учетом принципа возрастной принадлежности;
– прогноз на результат от профилактической деятельности.
Целью мониторинга является, оценка исходного уровня знаний студентов первокурсников по проблемам зависимого поведения, уточнение их отношения к здоровому образу жизни, курению, алкоголизму, наркотикам и наркозависимости.
Методы и методики.
Ежегодно сотрудниками службы психолого-педагогической помощи студентам проводится мониторинговое исследование в области распространенности аддиктивного поведения среди студентов первого курса университета [1].
Специалистами службы психолого-педагогической помощи студентам Тульского государственного университета были разработаны анкеты, состоящие из тридцати вопросов (таблица 1).
Каждая анкета содержит 4 блока вопросов:
- первый блок вопросов направлен на выяснение личной информации о респонденте (6 вопросов);
- второй блок уточняет здоровье и отношение респондентов к курению (5 вопросов);
- вопросы третьего блока позволяют узнать отношение опрашиваемых студентов к алкоголю (6 вопросов);
- четвертый блок вопросов направлен на выяснение отношения студентов первого курса к наркотикам и наркозависимости (13 вопросов).
Таблица 1
Структура анкеты для опроса студентов
Опросник для первокурсников |
|||
Блок А. Личная информация
|
Блок В. Здоровье и отношение к курению |
Блок С. Отношение к алкоголю
|
Блок D. Отношение к наркотикам и наркозависимости |
В опросе принимали участие студенты различных факультетов Тульского государственного университета:
- 560 студентов первого курса в 2015 г.
- 587 человек в 2016г.
- 620 первокурсников в 2017 г.
Данные исследования позволяют разрабатывать и корректировать профилактические программы, опираясь на результаты, полученные в ходе мониторинга в конкретном учебном заведении за текущий период времени.
Качественный и количественный анализ итогов мониторинга дает возможность создавать адресные программы профилактики зависимого поведения, ориентированные на конкретную аудиторию.
Разработанная нами модель проведения антинаркотических мероприятий имеет несколько этапов реализации:
- Первым этапом является сбор и обработка информации о целевой аудитории.
- Затем, после анализа полученных данных, осуществляется разработка новых, а также коррекция старых профилактических программ.
- После того, как программы адаптированы для текущей группы респондентов, следует проведение антинаркотических мероприятий.
- И завершающий этап: оценка итогов проведенной профилактической работы.
Результаты и обсуждение.
В результате проведения исследования в течение 3 лет были получены данные, подвергнутые специалистами службы психолого-педагогической качественному и количественному анализу.
Структура статистической совокупности по гендерному признаку представлена в таблице 2.
Таблица 2
Структура статистической совокупности по гендерному признаку
Года исследования |
Мужской Пол, % |
Женский Пол, % |
2015 г. |
51,3 |
48,7 |
2016 г. |
49,5 |
50,5 |
2017 г. |
49 |
51 |
При ответе на один из первых вопросов первого блока (оценка собственного здоровья):
- ответ «хорошее» выбрали 72%;
- «среднее» отметили 21%;
- «плохое» 7%.
Число студентов, страдающих от никотиновой зависимости, постепенно уменьшается (33,5% в 2015 г., 30% в 2017 г.).
Данные о возрасте возникновения зависимости не меняются, и, в среднем, это выглядит следующим образом:
- 13% опрошенных сообщили, что они начали курить в возрасте от 10 до 12 лет;
- 15% респондентов указали возраст с 13 до 14 лет и с 15 до 16 лет соответственно;
- 25% курящих студентов назвали возраст начала курения – с 17 до18 лет;
- 40% респондентов сообщили, что начали курить после 18 лет.
Так же мы выяснили, при каких обстоятельствах исследуемые курят и большинством результатов отличился ответ «в компании друзей», реже «в стрессовой ситуации», и минимальное значение получил ответ «при употреблении алкоголя».
Риски стать никотинозависимым большинство из не курящих респондентов оценили как маловероятный для себя (80% опрошенных).
При изучении алкогольной зависимости среди студентов удалось выявить, что количество употребления крепких спиртных напитков стало гораздо меньше, чем данные по употреблению пива.
6% опрошенных в 2015 г. считают, что пиво
нельзя отнести к алкогольным напиткам, в 2016 году число человек, считающих таким образом, стало меньше на 0.5%, а к 2017 г. число студентов, имеющих такое мнение уменьшилось на 1.5%.
Мы получили следующие данные по употреблению алкоголя:
- Довольно высокий процент первокурсников сообщил, что впервые употребил алкоголь в возрасте от 17 до 18 лет (68%).
- После 18 лет начали принимать алкоголь только 20% студентов.
- Надо отметить, что 12% респондентов признались, что из знакомство с алкоголем состоялось в возрасте до 17 лет.
Ежедневное употребление пива не считают приводящим к возникновению алкоголизма 6% опрошенных, а сомневаются в этом 9% респондентов. В результате анализа проведенной работы, мы получили данные о том, что часть опрошенных (6% студентов первого курса) не владеют знаниями по проблеме алкоголизации и не знакомы с понятием «пивной алкоголизм».
Несмотря на всё вышесказанное, основная масса студентов считает, что риск стать алкозависимым у них крайне низок или вовсе отсутствует.
Подобные результаты позволяют сделать предположение о низком уровне информированности студентов первокурсников по вопросам формирования и закрепления алкогольной зависимости, в особенности, их малой осведомленности об опасности принятия так называемых «слабых алкогольных напитков», в том числе пива.
Анализируя итоги проведенного мониторинга за последние несколько лет, мы выявили, что число молодых людей, среди опрашиваемых, хотя бы единожды в своей жизни пробовавших наркотики, не меняется и остается приблизительно на том же уровне – около 30% респондентов. При этом четверть опрошенных (25% студентов первого курса) не считает, что марихуану можно причислить к наркотическим веществам.
Сравнительные данные за период показывают, что доля употребления наркотиков, указанных в анкете, уменьшается:
- героина (в 2015 г. – 2.1%; в 2016 г. – 2.1%; в 2017 г. – 1.9%);
- марихуаны (в 2015 г. – 16.7%; в 2016 г. – 16.5%; в 2017 г. – 16.3%);
- амфетамина (в 2015 г. – 1.8%; в 2016 г. – 1.5%; в 2017 г. – 1.2%);
- кокаина (в 2015 г. – 2.8%; в 2016 г. –2.8%; в 2017 г. – 2.3%).
При этом наблюдается увеличение доли неуказанных наркотиков, что нельзя оставить незамеченным:
- 2015 год 5%
- 2016 год 6%
- 2017 год 6,5%
Не меняется число студентов, признающих систематическое употребление наркотических веществ – 3%.
Пятая часть опрошенных первокурсников признались, что в их окружении присутствуют люди, употребляющие наркотические вещества. Каждый десятый студент отказался от ответа на данный вопрос, 11% затруднились ответить, а 59% респондентов сообщили, что в их окружении наркозависимых людей нет.
К числу студентов, которым никогда не предлагали попробовать наркотические вещества относятся по результатам нашего анкетирования 9%. Остальным опрошенным (91%) хотя бы однажды кто-то предлагал попробовать наркотики.
Надо отметить, что в результате проведенного опроса больше половины (51%) респондентов на вопрос о возможности самостоятельного отказа от наркозависимости ответили отрицательно.
Структура статистической совокупности по возрасту указана в таблице 3.
Таблица 3
Структура статистической совокупности по возрасту
Года исследования |
16-17 лет, % |
18-19 лет, % |
20-21 год, % |
2015 г. |
67 |
29 |
4 |
2016 г. |
65 |
31,3 |
3,7 |
2017 г. |
62,5 |
33,5 |
4 |
Большинство студентов в начале изучаемого периода выражало безразличное отношение к людям, употребляющим наркотики, но к 2017 г. наблюдается динамика в сторону презрительного отношения к людям, страдающим наркотической зависимостью.
Выводы.
Особое значение при обработке итогов имеет тот инструментарий, который был использован для диагностики. Диагностический материал, разработанный подобным образом, позволяет достичь решения важных задач мониторинга.
Результаты исследовательской работы позволили утверждать, что диагностический инструментарий в области исследования и профилактики зависимого поведения – это не случайный набор вопросов, а спланированная процедура мониторинга, основанная на соблюдении определенных принципов.
Выводы, которые можно сделать по итогам проводимого мониторинга, подтверждают необходимость постоянного систематического проведения профилактических занятий в студенческой среде, для расширения системы знаний о формировании зависимостей и последствий.
Опираясь на полученные нами данные, можно утверждать, что проводимая антинаркотическая пропаганда в молодежной среде недостаточна для формирования элементарной базы знаний и устойчивого отношения к зависимому поведению. Опасной тенденцией можно считать факт, что молодые люди, не имеющие знаний о последствиях употребления наркотических веществ, при этом владеют информацией о местах, где можно приобрести наркотические вещества.
54% опрошенных респондентов выразили категорический отказ на предложение употреблять наркотики в 2015 г., но к 2017 г. число студентов первого курса, выражающих отказ, выросло на 5%.
Исходя из этих данных, можно видеть, что лишь немногим больше половины опрошенных студентов, обладают сформированной позицией в отношении употребления наркотических веществ, 20% респондентов оценивают риск стать зависимыми отрицательно.
Таким образом, необходимо уделять больше внимания повышению уровня информированности в студенческой среде по данным проблемам, а также формированию устойчивого мировоззрения у молодежи в отношении приема наркотических веществ.
Мы полагаем, что любая профилактическая работа, проводимая с целью пропаганды здорового образа жизни, должна быть:
- Информативна (содержать информацию по вопросам формирования и закрепления различных видов химических зависимостей).
- Обеспечивать высокую усвояемость материала.
- Подаваться в доступной форме (быть ориентированной на конкретную аудиторию, ее уровень знаний, интересы и окружение).
- Способствовать формированию устойчивой жизненной позиции.
- Учитывать интересы слушателей.
Исходя из опыта профилактической работы, проводимой специалистами службы психолого-педагогической помощи студентам ТулГУ, можно утверждать, что эффективность подобных занятий обеспечивается соблюдением следующих принципов:
- принцип доброжелательности;
- принцип уважения личности человека (независимо от отношения к его поступкам);
- принцип доступности;
- принцип возрастной принадлежности.
Принцип доброжелательности подразумевает мягкую форму подачи материала, создание доверительной атмосферы во время проведения процедур мониторинга и занятий по профилактике зависимого поведения в молодежной среде.
Принцип уважения личности человека означает вежливое отношение к индивидуальным и культурным различиям респондентов, придание особого значения деталям при проведении мониторинга и занятий по профилактике зависимого поведения в студенческой среде.
Принцип доступности основывается на языковом, образовательном, культурно- национальном и других факторах. Обращенная к аудитории речь должна быть понятна, должна совпадать с речевым опытом слушателей, уровнем их образования.
Принцип возрастной принадлежности подразумевает адекватное отношение к возрастным особенностям группы респондентов и изложение материала мониторинга в соответствии с возрастом.
Опыт профилактики наркомании и алкоголизма в разных странах даёт основания утверждать, что эффективность профилактических мероприятий, направленных на антинаркотическую пропаганду, может быть наиболее результативна при условии направленности мероприятий не только на противодействие незаконному обороту наркотических веществ и их распространению, но и на повышение качества профилактических программ направленных на снижение интереса к психоактивным веществам.
При всём вышесказанном, в настоящее время нельзя исключать пагубное воздействие на детей, подростков и молодежь нехимических зависимостей, таких как:
- игровая зависимость (гемблинг);
- сексуальная зависимость;
- влечение к экстремальных ситуациям (адреналиномания);
- компьютерная зависимость;
- трудоголизм;
- религиозная зависимость;
- пищевая зависимость;
- и другие виды зависимостей.
В связи с этим можно отметить, что обозначенная проблема недостаточно охвачена в профилактической работе. С одной стороны, это создаёт трудности в профилактике аддиктивного поведения в целом, но с другой даёт возможности для расширения базы профилактических мероприятий, направленных на нехимические зависимости, и расширяет целевую аудиторию.
Важно отметить, что при построении комплекса профилактических мероприятий зависимого поведения в студенческой среде необходимо учитывать:
- возрастные особенности студента;
- гендерные различия;
- социальный статус;
- гражданскую позицию;
- степень мотивации;
- личностные качества;
- национально-культурные различия.
Главной задачей работы, направленной на профилактику аддиктивного поведения в молодежной среде должно являться не обучение, а просвещение.
Список литературы
1. Мельник Л.В., Ефимова Е.В. Мониторинг аддиктивного поведения среди студентов первого курса ТулГУ/Современные пути развития психиатрии: материалы конференции/под. ред. Д.М. Ивашиненко. Тула: Изд-во ТулГУ, 2014. С. 33-36
2. Кострикова М.В., Ефимова Е.В. Профилактическая программа по наркозависимости среди студентов высших учебных заведений/ Мир науки. 2015. № 2. С.
3. Кострикова М.В., Ефимова Е.В., Солдаткина Я.А. Исследование внутриличностных факторов, повышающих риск ранней наркотизации/ Психические и наркологические расстройства: социальная стигма и дискриминация: есть ли выход? Материалы межрегиональной научно-практической конференции с международным участием. ФГБОУ ВО "Тульский государственный университет", ГУЗ "ТОКПБ №1 им. Н.П. Каменева"; под. ред. Д.М. Ивашиненко. 2015. С. 68-75
4. Ефимова Е.В., Ивашиненко Л.В. Распространённость химических аддикций среди первокурсников ТулГУ/ Психические и наркологические расстройства: социальная стигма и дискриминация: есть ли выход? Материалы межрегиональной научно-практической конференции с международным участием. ФГБОУ ВО "Тульский государственный университет", ГУЗ "ТОКПБ №1 им. Н.П. Каменева"; под. ред. Д.М. Ивашиненко. 2015. С. 60-63.
5. Вашукова Е.Ю., Ефимова Е.В., Ивашиненко Л.В. Аутоагрессивное поведение как фактор высокого уровня смертности лиц, страдающих наркоманией/Психические и наркологические расстройства: социальная стигма и дискриминация: есть ли выход? Материалы межрегиональной научно-практической конференции с международным участием. ФГБОУ ВО "Тульский государственный университет", ГУЗ "ТОКПБ №1 им. Н.П. Каменева"; под. ред. Д.М. Ивашиненко. 2015. С. 27-29.
Сведения об авторах
Ивашиненко Дмитрий Михайлович - к.м.н., доцент, заведующий кафедрой психиатрии и наркологии, ФГБОУ ВО «Тульский государственный университет», 300012, г. Тула, проспект Ленина, 92, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., SPIN-код 9750-5785
Ивашиненко Любовь Владимировна - директор «Службы психолого-педагогической помощи студентам» ТулГУ, ФГБОУ ВО «Тульский государственный университет», 300012, г. Тула, проспект Ленина, 92, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.,
SPIN-код 9898-8529
Алиева Дарья Петровна - ассистент кафедры психиатрии и наркологии, ФГБОУ ВО «Тульский государственный университет», 300012, г. Тула, проспект Ленина, 92, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
URL: http://healthproblem.ru/magazines?textEn=145 (date of access: 03.12.2024).