Научно-практический рецензируемый журнал
"Современные проблемы здравоохранения
и медицинской статистики"
Scientific journal «Current problems of health care and medical statistics»
Новости научно-практического рецензируемого журнала
Больше новостей

Диагностика и профилактика преждевременного старения

Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 30-летию создания института, «Современное здравоохранение: уроки прошлого и взгляд в будущее» (13-14 ноября 2019 г.)

DEVELOPMENT OF APPROACHES TO TRAINING OF HEADS OF NURSING SERVICE IN THE MODE OF EDUCATIONAL VIABILITY OF MEDICAL ORGANIZATION

G.M. Zlobina1, T.A. Paybaktova2
1. FSOU VAUD Izhevsky State Medical Academy of the Ministry of Health of the Russian Federation
2. FSOU TO Mari State University
Full file PDF (414 Kb)
УДК 614.253-051:378.1.096

Разработка подходов к   подготовке руководителей сестринской службы  в режиме образовательной состоятельности медицинской организации

Г.М. Злобина1, Т.А. Пайбактова2

1ФГБОУ  ВО «Ижевская государственная медицинская академия» МЗ РФ, г. Ижевск

2ФБГОУ  ВО «Марийский  государственный университет», г. Йошкар-Ола

 

DEVELOPMENT OF APPROACHES TO TRAINING OF HEADS OF NURSING SERVICE IN THE MODE OF EDUCATIONAL VIABILITY OF MEDICAL ORGANIZATION

G.M. Zlobina1, T.A. Paybaktova2

1FSOU VAUD Izhevsky State Medical Academy of the Ministry of Health of the Russian Federation

2FSOU TO Mari State University

 

Основными задачами Концепции здравоохранения на 2010-2020 гг. являются совершенствование системы организации медицинской помощи и обеспечение её качества, повышение квалификации медицинских работников и создание системы мотивации их к качественному труду. Решение этих задач не возможно без активного привлечения самой многочисленной профессиональной группы – сестринского персонала

Программой развития сестринского дела в Российской Федерации на 2010-2020 гг. определены задачи по совершенствованию системы управления сестринскими кадрами, созданию независимой системы повышения квалификации в соответствии с запросами личности, потребностями рынка труда в каждом регионе, перспективами развития здравоохранения и медицинской науки путем формирования высококвалифицированного специалиста сестринского дела, способного к принятию самостоятельного решения в пределах  своей компетенции. Успешное решение данных задач возможно только при оптимальном взаимодействии всех элементов здравоохранения и во многом зависит от уровня организации и управления деятельностью медицинской организации (МО).

В режиме организационно эксперимента на основании приказа главного врача МО,  внутреннего локального акта – «Положение о Школе руководителей сестринской службы»  и разработанной нами структурированной программы было  организовано обучение руководителей сестринских служб многопрофильных МО. В «Школе руководителей сестринской службы» (далее «Школы») обучалось 80 организаторов сестринского дела, из них 50 главных медицинских сестер и 30 старших медицинских сестер МО Республики Марий ЭЛ (РМЭ). Средний возраст обучающихся составлял 48,4±5,6 лет. Данный возраст характеризуется  личной и профессиональной зрелостью специалистов. У всех (100,0%)  главных медицинских сестёр и у 30,5                         2,3% старших медицинских сестер были сертификаты по специальности «Организация сестринского дела». Наибольшая часть (87,5%)  руководящего состава  имела  опыт работы более 5 лет, каждый седьмой специалист получил многоуровневое образование. Доля специалистов с высшим сестринским образованием составляет всего 8,0 %.

Группу сравнения составили 40 специалистов сестринского дела, которые проходили обучение на циклах повышения квалификации в Йошкар-Олинском медицинском колледже. Группы были уравновешены по полу, возрасту, стажу работы, уровню образования.

Программа по разработке и внедрению  экспериментальной модели «Школы» содержала  11 основных блоков и была рассчитана на 144 часа обучения.  Из общего объема учебной нагрузки  было выделено 40 часов на самостоятельную  работу, которая предполагала выполнение конкретных заданий – экспериментальных форм для кредитно-накопительной системы повышения квалификации.  При  проведении обучения в Школе применялись различные методы:: лекции, семинары, деловая игра, кейс-метод, работа в малой группе и др. Занятия по разделу «Психология управления», проходили в режиме симуляционного курса, что создавало обстановку приближенную к производственной.  Каждое занятие имело целевую установку , было структурировано, содержало  необходимый  объем знаний и  умений, , было четко регламентировано по времени.. Занятия проходили в свободное от работы время, в специально оборудованной  всем необходимым учебной комнате.  Часть учебного материала было вынесено на самостоятельную работу, что стимулировано слушателей к саморазвитию. Контроль профессионального уровня во время обучения осуществлялся по специально разработанным заданиям в тестовой форме.

Результаты контроля знаний на этапах обучения показали возросший их уровень. Так в группе наблюдения  уровень входного, промежуточного, итогового контроля составил 52,9; 67,2 и 84,0 балла соответственно. В группе сравнения  на тех же этапах  результаты контроля были иными и составили 53,9, 58, 2, 60,1 балла соответственно.

Возросший, благодаря обучению, в  «Школе» уровень профессиональных знаний отразился на личностной компетентности специалистов. Так, 14,3 из 100 слушателей выполнили исследовательские работы по сестринскому делу и защитили высшие квалификационные категории, сформировалась мотивация к самообразованию и созданию учебно-методических пособий у 63,4 и 92,5 из 100 специалистов соответственно.  Результаты социологического опроса руководителей сестринских служб   показал, что после обучения у них «появилось желание заниматься», «пробудился интерес к занятиям», «сформировалось желание общаться с группой», «возникло желание  передать свои знания коллегам по работе», соответственно 88,4; 83,7; 76,7; 72,1 на 100 опрошенных.

На основании проведенного исследования можно заключит, что позитивная  динамика результатов обучения свидетельствует о возможности обучения руководителей сестринского дела без отрыва от производства и позволяет выйти на новую форму подготовки, когда обученный специалист, становится активной личностью способной на изменение внутренней и внешней среды МО. Внедрение в практику структурно-функциональной  модели обучения сестринского персонала без отрыва от производства создает условия для постепенного  перехода к новой форме дополнительного профессионального образования у средних медицинских работников – подготовка в системе непрерывного медицинского образования. Разработанные нами  критерии деятельности руководителя сестринских служб МО позволяют организовать  мониторинг для оценки эффективности руководителя новой формации.

 

Keywords

Full file PDF
G.M. Zlobina, T.A. Paybaktova, DEVELOPMENT OF APPROACHES TO TRAINING OF HEADS OF NURSING SERVICE IN THE MODE OF EDUCATIONAL VIABILITY OF MEDICAL ORGANIZATION // Scientific journal «Current problems of health care and medical statistics». - 2019. - №5;
URL: http://healthproblem.ru/magazines?textEn=355 (date of access: 18.04.2024).

Code to embed on your website or blog:

Article views:
Today 5 | Week 7 | Total: 4647