Научно-практический рецензируемый журнал
"Современные проблемы здравоохранения
и медицинской статистики"
Scientific journal «Current problems of health care and medical statistics»
Новости научно-практического рецензируемого журнала
Больше новостей

Диагностика и профилактика преждевременного старения

Организация здравоохранения

THE MAIN TASKS AND DEVELOPMENT PROSPECTS OF THE PERSONNEL POLICY OF THE HEALTHCARE SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION AND THE KHANTY-MANSIYSK AUTONOMOUS OKRUG – UGRA

E.A. Krivykh1
1. Khanty-Mansiysk State Medical Academy, Khanty-Mansiysk
Full file PDF (594 Kb)
УДК 614.2

DOI 10.24411/2312-2935-2020-00049

  

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

 

Е.А. Кривых

 

Ханты-Мансийская государственная медицинская академия, г. Ханты-Мансийск

 

Введение.От наличия профессионализма, профессиональной компетентности, квалификации, образованности, ответственности кадров в значительной степени зависит качество и своевременность оказания медицинской помощи. Поэтому для реализации реформ и становления системы здравоохранения необходимо совершенствование кадровой политики.

Цель исследования. Изучение и анализ состояния кадрового обеспечения системы здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Материалы и методы. Для определения показателей, характеризующих состояния кадрового обеспечения системы здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры использованы данные государственной и отраслевой статистики за период 2009-2018 годы.

Результаты. Выявлено, что самыми распространенными проблемами для кадровых ресурсов здравоохранения Российской Федерации остаются: неравномерное распределение кадров; несовершенство нормативно-правовых механизмов; недостаточная информационная база по вопросам кадровых ресурсов здравоохранения.

Заключение. Основная задача кадровой государственной политики заключается в формировании профессионально подготовленного поколения, высококвалифицированных специалистов и руководителей медицинских учреждений.

 

Ключевые слова: кадровая политика, система здравоохранения, организаторы здравоохранения, численность врачей.

 

 

THE MAIN TASKS AND DEVELOPMENT PROSPECTS OF THE PERSONNEL POLICY OF THE HEALTHCARE SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION AND THE KHANTY-MANSIYSK AUTONOMOUS OKRUG – UGRA

 

E.A. Krivykh

 

Khanty-Mansiysk State Medical Academy, Khanty-Mansiysk

 

Introduction. The quality and timeliness of medical care depends largely on the availability of professionalism, professional competence, qualification, education, responsibility of personnel. Therefore, a full-fledged personnel policy is necessary for the implementation of reforms and the formation of the health care system.

Aim. Study and analysis of the state of staffing of the health care system of Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug-Ugra.

Materials and methods. To determine the indicators characterizing the state of staffing of the health care system of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug – Ugra, the data of state and industry statistics for the period 2009-2018 were used.

Results. It is revealed that the most common problems for human resources of health care of the Russian Federation remain: inadequate distribution of personnel; mismatch of goals of strategies of training and formation of health policy; imperfection of regulatory and legal mechanisms; insufficient knowledge base on human resources of health care and lack of evidence for policy formation and decision-making.

Conclusion. The main task of personnel state policy is to form a professionally trained generation, highly qualified specialists and heads of medical institutions.

 

Keywords: personnel policy, health care system, health care organizers, number of doctors

 

Введение. Эффективность деятельности системы здравоохранения в значительной степени определяется ее ресурсным обеспечением, в первую очередь, кадровым. Это обусловлено ведущей ролью кадров в медицинской сфере, использованием ими значительной части бюджета здравоохранения, зависимости качества и доступности медицинской помощи от численности, уровня подготовки и распределения специалистов и управления ими. Результаты деятельности работников здравоохранения являются существенными в формировании популяционного здоровья, которое в свою очередь определяет перспективы социально-экономического, научного, культурного развития любого общества [1].

Методология кадровой политики ВОЗ предусматривает подготовку квалифицированных специалистов, обеспечение ими медицинских организаций, а также выполнение этими медицинскими работниками соответствующих задач. Актуальность проблемы подготовки высокопрофессиональных кадров для отрасли обусловлена необходимостью модернизации и обеспечения ее надлежащего функционирования [2].

Международные эксперты указывают, что любые, самые передовые технологии и достижения в области медицины, не смогут положительно повлиять на здоровье населения при отсутствии надлежащим образом подготовленных работников системы охраны здоровья. Проблемы, связанные с кадровыми ресурсами здравоохранения, эксперты ВОЗ определяют одними из основных препятствий достижения Целей тысячелетия в сфере развития [3].

По глубокому убеждению ряда авторов [1, 4], от наличия профессионализма, профессиональной компетентности, квалифицированности, образованности, ответственности кадров в значительной степени зависит качество и своевременность оказания медицинской помощи. Поэтому для реализации реформ и становления системы здравоохранения необходимо совершенствование кадровой политики.

Цель работы. Изучение и анализ состояния кадрового обеспечения системы здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Материалы и методы. Для определения показателей, характеризующих состояния кадрового обеспечения системы здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры использованы данные государственной и отраслевой статистики за период 2009-2018 годы.

Результаты и обсуждение. Обеспеченность врачами в Ханты-Мансийском автономном округе –Югре (далее ХМАО-Югре) в 2018 году (51,06 на 10 тыс. населения) превышает показатели по Российской Федерации (далее РФ) (37,4 на 10 тыс. населения) [5, 6]. Анализ динамики численности врачей основных специальностей, проведенный за 2009-2018 гг., позволил выявить различный характер изменений (рис. 1).

                      

Рисунок 1. Численность врачей физических лиц основных специальностей в учреждениях системы здравоохранения ХМАО-Югры (абс. число)

 

Динамика численности врачей, благодаря изменениям в последние годы, имеет характер стабилизации показателей в абсолютных измерениях. В течение последних 5 лет наметились тенденции к росту численности специалистов терапевтического профиля после снижения их количества в 2012-2013 гг.

Необходимо отметить выявленную негативную тенденцию – неуклонное снижение числа организаторов здравоохранения, т.е. специалистов освоивших дополнительную профессиональную образовательную программу повышения квалификации, целью которой является подготовка квалифицированного организатора здравоохранения, обладающего системой специальных знаний и компетенций, способного и готового для самостоятельной профессиональной деятельности в качестве административного работника.  За исследуемый период их количество сократилось практически в 2 раза (с 636 специалистов в 2009 г. до 332 в 2018 г.).

Численность врачей основных специальностей в учреждениях системы здравоохранения ХМАО-Югры по отдельным муниципальным образованиям в 2018 году представлена в таблице 1.

Таблица 1

Численность врачей физических лиц основных специальностей в учреждениях системы здравоохранения ХМАО-Югры (по муниципальным образованиям)

в 2018 году (абс. число)

Муниципальные образования

Население

2019 г.

Органи-заторовздравоох-ранения

Врачейтерапевтов

в   т.ч. ин- фекциони- сты

Всегохирургов

Акушер-   ство и ги- некология

Белоярский район

28 434

4

25

2

16

9

Берёзовский район

22 246

10

23

4

12

7

Кондинский район

30 779

7

28

1

16

9

Нефтеюганский район

44 550

7

34

1

15

8

Нижневартовский район

35 993

7

25

1

7

5

Октябрьский район

28 311

4

22

2

15

7

Советский район

48 154

9

53

2

35

15

Сургутский район

124 552

12

72

3

27

23

Ханты-Мансийский   район район район

20 000

5

11

-

3

2

г. Когалым

66 720

6

55

5

40

23

г. Лангепас

44 582

6

39

3

17

15

г. Мегион

47 332

13

49

5

36

20

г. Нягань

58 335

26

78

3

73

23

г. Покачи

17 987

4

12

1

9

7

г. Пыть-Ях

39 831

7

44

1

32

24

г. Радужный

43 726

7

35

4

23

13

г. Урай

40 292

10

42

4

28

19

г. Югорск

37 422

5

27

4

24

13

г. Нефтеюганск

127 710

13

87

7

68

38

г. Нижневартовск

276 503

49

224

27

257

87

г. Сургут

373 940

75

484

39

448

169

г. Ханты-Мансийск

99 385

46

237

16

190

56

По округу

1674086

332

1707

135

1391

592

 

Не вызывает сомнений актуальность укомплектования первичного звена здравоохранения, ведь участковая служба обеспечивает первый контакт врача с пациентом, проводит наблюдение за состоянием здоровья, диспансеризацию, профилактическую работу. Анализ динамики укомплектованности участковой службы показал, что при практически стабильном числе врачей терапевтов и педиатров за исследуемый период, наблюдается заметное снижение числа специалистов, имеющих квалификационную категорию (рис. 2, рис. 3).

Рисунок 2. Численность участковых терапевтов в учреждениях системы здравоохранения ХМАО-Югры за период 2009-2018 годы (абс.число)

Так, число терапевтов, имеющих квалификационную категорию снизилось практически вдвое с 42,1% в 2009 году до 22,24% в 2018 году. Сертификат специалиста в 2018 году имеют 88,79% терапевтов и это наименьшее число за весь период (рис. 2).

 Сходная динамика выявлена и для участковых педиатров (рис. 3). За период исследования снизилось число врачей имеющих квалификационную категорию с 63,1% в 2009 г. до 34,21% в 2018 г. Наименьший результат за весь период выявлен в 2018 году также для процентного отношения педиатров, имеющих сертификат специалиста – 90,35%.

Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Департамент здравоохранения ХМАО-Югры проводят систематическую работу по укреплению кадрового потенциала здравоохранения, уделяя особое внимание усилению первичного звена, сельского здравоохранения и здравоохранения в труднодоступных территориях ХМАО-Югры.

 

Рисунок 3. Численность участковых педиатров в учреждениях системы здравоохранения ХМАО-Югры за период 2009-2018 годы (абс.число)

 

Решению кадрового вопроса способствует обучение студентов Ханты-Мансийской государственной медицинской академии и медицинского института Сургутского государственного университета по целевому набору. За последние годы приток целевиков в лечебные учреждения возрос в разы. Для привлечения выпускников в медицинской академии студентам старших курсов проводят «ярмарки вакансий», в которых участвуют специалисты департамента здравоохранения и руководители учреждений здравоохранения.

Заключение. Как установлено проведенным исследованием, самыми распространенными проблемами для кадровых ресурсов здравоохранения как для Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, так и для Российской Федерации остаются:

• неадекватное распределение кадров;

• несоответствие целей стратегий подготовки кадров и формирования политики здравоохранения;

• несовершенство нормативно-правовых механизмов;

• недостаточная база знаний по вопросам кадровых ресурсов здравоохранения и дефицит фактических данных для формирования политики и принятия решений.

Среди нерешенных составляющих исследуемой проблемы является вопрос формирования нового поколения управленцев в сфере здравоохранения на современном этапе. Реформаторские процессы в сфере здравоохранения в свою очередь показывают, что современные руководители должны иметь не только высокий уровень медицинских знаний, но и хорошо ориентироваться в вопросах финансов, обязательного медицинского страхования, владеть методами стратегического планирования и управления, уметь принимать комплексные решения и контролировать их выполнение, обеспечивать целенаправленную деятельность организации, владеть искусством устанавливать и поддерживать взаимоотношения с людьми.

С организационной точки зрения, кадровая политика должна соответствовать системе непрерывного профессионального образования и быть направленной на стимулирование личностной мотивации работников к постоянному саморазвитию, улучшению знаний, умений, в соответствии с развитием науки, национальных стандартов, новейших медицинских технологий [2].

Основные шаги по решению проблем кадровых ресурсов, прежде всего должны касаться таких ключевых вопросов, как:

• совершенствование подготовки кадров с целью повышения качества их работы;

• управление кадровыми ресурсами системы охраны здоровья и повышения уровня инициативности медицинских работников;

• регулирование структуры кадровых ресурсов системы здравоохранения и содействие реализации стратегий развития;

• социальная защита медицинских работников, включая обеспечение их жильем, и повышение уровня заработной платы.

Для ликвидации дефицита медицинских кадров и повышения их квалификации необходимо проведение адекватной кадровой политики на всех уровнях управления. Целесообразно, по нашему мнению, перейти на систему эффективного контракта, который включает в себя все требования и обязанности. Основу эффективного контракта составляет система стимулирования медицинских работников, позволяющая обеспечить необходимые результаты работы [4]. Материальное стимулирование медицинских кадров приведет к повышению привлекательности труда врача, будет стимулировать квалификационный рост и усилит конкуренцию врачей за рабочее место [1].

Основные направления концепции кадровой политики должны включать экспертную оценку ресурсов, создание моделей кадровой ситуации, учитывающих социально-экономические и медико-демографические факторы, разработку кадровых мероприятий и внедрение кадровой политики, а также оценку эффективности кадровых процессов.

Перспективы дальнейших исследований связаны с изучением рациональности использования кадровых ресурсов в системе здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Необходимо подчеркнуть, что для совершенствования системы кадровой политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры необходим постоянный мониторинг ситуации и результатов проводимых реформ, детальный научный анализ.

 

Список литературы

1.    Улумбекова Г.Э. Здравоохранение России: 2018–2024 гг. Что надо делать?. ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. Вестник ВШОУЗ. 2018; 1: 9-16

2.    WHO Global Code of Practice on the International Recruitment of Health Personnel URL: http://www.who.int/hrh/en/ (accessed: 19.02.2020)

3.    Zulu J.M., Kinsman J., Michelo C., et al. Developing the national community health assistant strategy in Zambia: a policy analysis. Health Res Policy Syst. 2013. – doi: 10.1186/1478-4505-11-24

4.    Скворцова В.И. Пути решения кадровой проблемы в здравоохранении // Hi-Med. Высокие технологии в медицине. 2012. 11. URL: http://www.nacmedpalata.ru/?action=show&id=7674 (дата обращения: 19.02.2020)

5.    Здоровье населения Ханты-Мансийского автономного округа ‒ Югры и деятельность медицинских организаций в 2018 году: статистические материалы / общ.  редакция Р.К. Акназаров ‒ Ханты-Мансийск: БУ «Медицинский информационно-аналитический центр», 2019. ‒ 613

6.    Российский статистический ежегодник. – М.: Федеральная служба государственной статистики, 2018. URL: http://www.gks.ru/ wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog (дата обращения: 19.02.2020)

 

References

1.    Ulumbekova G.Je. Zdravoohranenie Rossii: 2018–2024 gg. Chto nado delat'? ORGZDRAV: novosti, mnenija, obuchenie  [Russian Health: 2018–2024 What to do? ORGZDRAV: news, opinions, training]. Vestnik VShOUZ. 2018. 1: 9-16 (In Russian)

2.    WHO Global Code of Practice on the International Recruitment of Health Personnel URL: http://www.who.int/hrh/en/ (last accessed 19.02.2020)

3.    Zulu, J.M. Developing the national community health assistant strategy in Zambia: a policy analysis. Health Res Policy Syst.2013. – doi: 10.1186/1478-4505-11-24

4.    Skvorcova, V.I. Puti resheniya kadrovoj problemy v zdravoohranenii / V.I. Skvorcova // Hi-Med. Vysokie tekhnologii v medicine [Skvortsova V.I. Ways to solve the personnel problem in healthcare // Hi-Med. High technology in medicine]. 2012. 11.URL: http://www.nacmedpalata.ru/?action=show&id=7674 (last accessed 19.02.2020) (In Russian)

5.    Zdorov'e naseleniya Hanty-Mansijskogo avtonomnogo okruga ‒ YUgry i deyatel'nost' medicinskih organizacij v 2018 godu: statisticheskie materialy [The health of the population of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Ugra and the activities of medical organizations in 2018: statistical materials / total. edition] / obshch.  redakciya R.K. Aknazarov ‒ Hanty-Mansijsk: BU «Medicinskij informacionno-analiticheskij centr», 2019. ‒ 613 (In Russian)

6.    Rossijskij statisticheskij ezhegodnik. – M.: Federal'naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki [Russian statistical yearbook. - M.: Federal State Statistics Service, 2018], 2018. – Rezhim dostupa: http://www.gks.ru/ wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog (In Russia)

 

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Acknowledgments. The study did not have sponsorship.

Conflict of interests. The authors declare no conflict of interest.

 

Сведения об авторе

КривыхЕлена Алексеевна– кандидат медицинских наук, доцент, заведующая кафедрой Общественного здоровья и здравоохранения БУ «Ханты-Мансийская государственная медицинская академия», г.Ханты-Мансийск, Мира 40, 628001, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.,  ORCID  0000-0003-4073-7050, SPIN-код  9469-7420

 

About the authors

Krivykh Elena Alekseevna-Associate Professor, head of the Department of Public health and healthcare of the Khanty-Mansiysk State Medical Academy. Khanty-Mansiysk, Mira 40, 628001, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., ORCID 0000-0003-4073-7050, SPIN-код  9469-7420

 

Статья получена: 21.02.2020 г.

Принята к публикации: 10.06.2020 г.

 

Keywords personnel policy, health care system, health care organizers, number of doctors

Full file PDF
E.A. Krivykh, THE MAIN TASKS AND DEVELOPMENT PROSPECTS OF THE PERSONNEL POLICY OF THE HEALTHCARE SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION AND THE KHANTY-MANSIYSK AUTONOMOUS OKRUG – UGRA // Scientific journal «Current problems of health care and medical statistics». - 2020. - №2;
URL: http://healthproblem.ru/magazines?textEn=480 (date of access: 18.04.2024).

Code to embed on your website or blog:

Article views:
Today 5 | Week 5 | Total: 4763