Научно-практический рецензируемый журнал
"Современные проблемы здравоохранения
и медицинской статистики"
Scientific journal «Current problems of health care and medical statistics»
Новости научно-практического рецензируемого журнала
Больше новостей

Диагностика и профилактика преждевременного старения

Организация фармацевтического дела

ANALYSIS OF DIFFERENCES IN PSYCHOLOGICAL PROFILES OF GRADUATES OF MEDICAL AND PHARMACEUTICAL SPECIALTIES

V. V. Bogdanov,1, K. G. Nozdrachev,1, L. AN. Luneva,1, A.M. Kucherenko1
1. Krasnoyarsk State Medical University named after Professor V. F. Voyno-Yasenetsky, Ministry of Health of Russia
Full file PDF (602 Kb)
УДК 159:[61:615]-057.875

DOI 10.24411/2312-2935-2020-00096

 

 

АНАЛИЗ ОТЛИЧИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОФИЛЕЙ ВЫПУСКНИКОВ МЕДИЦИНСКИХ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

 

В.В. Богданов, К.Г. Ноздрачев, Л.А. Лунева, А.М. Кучеренко

 

ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздрава России, г. Красноярск

 

В статье приводятся результаты оригинального исследования отличий психологических характеристик выпускников Красноярского государственного медицинского университета им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого, которые завершили обучение по специальности Фармация высшего и среднего профессионального образования от психологических характеристик выпускников медицинских специальностей.

Цель исследования: выявить отличия личностных психологических профилей выпускников специальности Фармация высшего и среднего профессионального образования от личностных профессиональных профилей выпускников медицинских специальностей.

Материалы и методы: отобраны опросники, дающие наибольшее число статистически значимых отличий между психологическими характеристиками выпускников с целью дальнейшего изучения влияния психологического профиля на работу в сфере фармацевтической деятельности: Мотиваторы, Деловой профиль DISС, Характерологический профиль (Шмишека-Леонгарда), тест Кеттелла, Динамические свойства (Русалов). Обработка данных была проведена на программном продукте IBM SPSS Statistics путем расчета критерия Манна-Уитни при p<0,05. Интерпретация результатов проводилась по шкалам и их описаниям используемых в исследовании психологических опросников.

Результаты исследования. Выявлено, что среди всех опросников, по которым проведено сравнение психологических характеристик выпускников, наименее информативным для выявления отличий является опросник Деловой профиль DISC, так как он выявляет минимальное число статистически значимых отличий в психологических профилях выпускников специальности Фармация (ВО) по отношению к медицинским специальностям. Максимальное число статистически значимых отличий было выявлено в тесте Кеттелла. Выпускники специальности Фармация (ВО) более интровертны и сдержанны, менее склонны к общению по сравнению с выпускниками специальностей Лечебное дело, Педиатрия, Стоматология, Клиническая психология, Медицинская кибернетика, Выпускники-провизоры менее ориентированы на материальное благополучие, чем выпускники-стоматологи и менее ориентированы на доминирующее поведение, чем выпускники специальностей Стоматология, Лечебное дело и Клиническая психология. По сравнению с выпускниками-фармацевтами, выпускники-провизоры более склонны к умственной работе, а также менее чувствительны к несоответствию ожидания и реальных результатов работы. Так же навык обучаемости лучше выражен у выпускников-провизоров, чем у выпускников-фармацевтов.

 

Ключевые слова: фармация, психологический профиль, фармацевтические кадры, медицинские кадры, фармацевтическое образование, медицинское образование, подготовка фармацевтических кадров, опросник.

 

 

ANALYSIS OF DIFFERENCES IN PSYCHOLOGICAL PROFILES OF GRADUATES OF MEDICAL AND PHARMACEUTICAL SPECIALTIES

 

V. V. Bogdanov, K. G. Nozdrachev, L. AN. Luneva, A.M. Kucherenko

 

Krasnoyarsk State Medical University named after Professor V. F. Voyno-Yasenetsky, Ministry of Health of Russia

 

The article presents the results of an original study of the differences between the psychological characteristics of graduates of the Krasnoyarsk state medical University named after prof. V. F. Voino-Yasenetsky, who completed training in the specialty pharmacy of higher and secondary professional education from the psychological characteristics of graduates of medical specialties.

Purpose: To identify differences in the personal psychological profiles of graduates of the specialty pharmacy of higher and secondary vocational education from the personal professional profiles of graduates of medical specialties.

Materials and methods: The questionnaires, giving the highest number of statistically significant differences between the psychological characteristics of graduates were selected to study the effects of a psychological profile further to work in the field of pharmaceutical activity: Motivators, DISC Business profile, Character profile (Smereka-Leongard), the Cattell test, the Dynamic properties (Rusalov). Data processing was performed on the IBM SPSS Statistics software product by calculating the Mann-Whitney test at p

Results: It was found that among all the questionnaires used to compare the psychological characteristics of graduates, the least informative for identifying differences was the "Business profile DISC" questionnaire since it reveals the minimum number of statistically significant differences in the psychological profiles of graduates of the specialty pharmacy concerning medical specialties. The maximum number of statistically significant differences was found in the Kettell test. University graduates of the specialty of pharmacy are more introverted and reserved, less inclined to communicate in comparison with graduates of the specialties of Medicine, Pediatrics, Dentistry, Clinical psychology, Medical Cybernetics. University graduates of the specialty of pharmacy are less focused on material well-being than graduates of Dentistry and less concentrated on dominant behavior than graduates of the specialties of Dentistry, Medicine and Clinical psychology. Compared to graduate pharmacists, University graduates of the specialty of pharmacy are more likely to do mental work and are also less sensitive to the discrepancy between expectations and actual performance. Similarly, the learning skill are better expressed in University graduates of the specialty of pharmacy than in graduates of pharmacists.

 

Keywords: pharmacy, psychological profile, pharmaceutical personnel, medical personnel, pharmaceutical education, medical education, training of pharmaceutical staff, questionnaire.

 

Введение. Управление медицинскими и фармацевтическими кадрами и их подготовка являются одним из постоянных интересов специалистов в сферах организации фармацевтической деятельности, фармацевтического образования и регуляторных органов в сфере здравоохранения и фармации [1, 2, 3, 4, 5, 6]. В мировой практике используются разные способы подготовки фармацевтических кадров, но нет единственной лучшей модели фармацевтического образования [7]. К настоящему времени проблема подготовки и профессионального развития фармацевтических кадров в здравоохранении достаточно хорошо изучена [3, 8, 9]. Но, по нашему мнению, остается недостаточно высоким уровень научной рефлексии психологических характеристик медицинских и фармацевтических работников, исследования личностных особенностей фармацевтических кадров.

Профессиональное педагогическое сообщество, занимающееся подготовкой медицинских и фармацевтических кадров отмечает личностные особенности обучающихся разных специальностей и выпускников и постоянно возрастающие требования к многогранности деятельности фармацевтических специалистов [10, 11], что сказывается на особенностях образовательного процесса и последующей трудовой деятельности. Для качественной подготовки фармацевтических кадров необходимо обеспечение соответствия трудового потенциала специалиста, его квалификации, психофизиологических данных требованиям рабочего места [12].

Целью исследования: выявить отличия личностных психологических профилей выпускников специальности Фармация высшего и среднего профессионального образования от личностных профессиональных профилей выпускников медицинских специальностей.

Материалы и методы. Для проведения исследования была использована неперсонифицированная база данных из одиннадцати опросников в которую входят: Деловой профиль DISC (Марстон-Гайер), Мотиваторы, Диагностика темперамента (Стреляу), Сферы жизни и уровень счастья, тест Кеттелла, Психологическое благополучие (Рифф), Оксфордский тест личности, Характерологический профиль (Шмишека-Леонгарда), Динамические свойства (Русалов), Эмоциональное выгорание (Бойко), Тест IQ (Амтхауэр).

Данная база опросников является частью информационной системы КрасГМУ и предназначена для самонаблюдения отдельных психологических характеристик, размещена в открытом доступе для официальных пользователей сайта ФГБОУ ВО КрасГМУ имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России и доступна для заполнения обучающимися и сотрудниками университета. Для реализации цели исследования были отобраны пять опросников: Мотиваторы, деловой профиль DISС, характерологический профиль (Шмишека-Леонгарда), тест Кеттелла, динамические свойства (Русалов), поскольку в этих опросниках выявляются психологические личностные характеристики, которые могут характеризовать психологический профиль обучающихся на разных специальностях.

Опросник Мотиваторы или PIAV (Personal Interests Attitudes & Values – личные интересы, отношения и ценности) – это инструмент, позволяющий оценить структуру ценностей и особенности мотивации человека. Опросник основан на учении Э. Шпрангера «Формы жизни», в котором он выделяет шесть основных типов жизненных форм, каждой из которых соответствует своя структура мотивации. Выделяют шесть видов мотивации: традиционный, теоретический, индивидуалистический, утилитарный, эстетический, социальный [13].

Опросник DISC является развитием идей У. Марстона и К. Юнга. Тест выявляет четырехсекторную поведенческую модель адаптивного и естественного поведения человека. Уровень адаптационного стресса – показатель относительного несоответствия между естественным и адаптивным поведением. Первичное определение степени отношения к какому-либо из стилей поведения (Dominance – доминирование, Influence – влияние, Stability – постоянство, Compliance – соответствие) определяется восприятием среды (благоприятная/неблагоприятная) и степенью активности реагирования на ситуацию (активно/пассивно) [14, 15, 16].

Опросник Шмишека-Леонгара является типологическим опросником, выделяющим типы личностей как целостные структуры, и позволяет определить степень выраженности одного из 10 различных акцентуаций – характеристик, свойственных всем людям, но различающихся по проявлению [17, 18, 19].

Опросник Кеттелла выявляет 16 факторов, среди которых: стиль общения, понимание других людей, лидерство, интеллект, гибкость мышления, быстрота принятия решений. По итогу возможно построение индивидуального графика – профиля личности. Каждый из факторов представлен биполярными качествами, крайними проявлениями [20, 21].

Опросник формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ) Русалова В.М. направлен на выявление темперамента, как наиболее важного составляющего характера человека и является надежным и валидным методом определения темперамента. Он состоит из 150 вопросов, на которые возможно ответить по четырехбалльной системе ответа (совершенно не согласен, не согласен, согласен, совершенно согласен) Выявляются проявление четырех свойств: эргичности, пластичности, скорости и эмоциональности в трех сферах – психомоторной, интеллектуальной и коммуникативной. [22, 23, 24].

Эти пять опросников были отобраны сотрудниками психологического центра КрасГМУ экспертным путем, поскольку они делают возможным выявление личностных характеристик выпускников, которые могут влиять на трудовую деятельность в медицинской и фармацевтической сфере.

Всего выпускников Красноярского государственного медицинского университета им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого, заполнивших все пять опросников, было 145 человек, из них 125 выпускников специальностей уровня высшего образования (далее ВО) и 20 – среднего профессионального образования (далее СПО): 70 выпускников специальности Лечебное дело, 18 – Педиатрия, 9 – Стоматология, 8 – Фармация ВО, 11 – Клиническая психология, 8 – Медицинская кибернетика, 9 – Сестринское дело СПО, 11 – Фармация СПО. Данные результатов тестирований были неперсонифицированы.

Обработка данных была проведена на программном продукте IBM SPSS Statistics путем расчета критерия Манна-Уитни при p<0,05. Этот непараметрический критерий не требует наличия нормального распределения сравниваемых совокупностей и предназначен для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака, количественно измеренного и позволяет выявлять различия между малыми выборками от трех и более измерений [25, 26, 27]. Минимальная выборка выпускников по специальности составила 8 измерений, поэтому мы применили этот критерий к анализу результатов.

Интерпретация результатов проводилась по шкалам и их описаниям используемых в исследовании психологических опросников.

Результаты и обсуждение. В ходе обработки данных были выявлены статистически значимые отличия в итогах тестирования при сравнении выпускников разных специальностей. Общее их число в разрезе сравниваемых специальностей показано в таблице 1.

Например, в сравнении показателей выпускников специальности Лечебное дело и Фармации ВО было выявлено два статистически значимых различия опросником Мотиваторы и ещё два опросником Кеттелла, суммарно четыре – это число отображено в таблице.

 

Таблица 1

Количество статистически значимых отличий по параметрам психологических опросников

Специальность

Сравниваемые   специальности

 

Лечебное   дело

Педиатрия

Стоматология

Фармация   ВО

Клиническая   психология

Медицинская   кибернетика

Фармация   СПО

Сестринское   дело СПО

Лечебное   дело

2

1

4

3

2

3

5

Педиатрия

2

1

1

5

3

4

5

Стоматология

1

1

5

5

3

6

3

Фармация   ВО

4

1

5

7

1

3

4

Клиническая   психология

3

5

5

7

8

9

14

Медицинская   кибернетика

2

3

3

1

8

2

0

Фармация   СПО

3

4

6

3

9

2

3

Сестринское   дело СПО

5

5

3

4

14

0

3

Всего   статистически значимых отличий

20

21

24

25

51

19

30

34

                   

 

Имеющая наибольшее количество отличий специальность – Клиническая психология – 51 отличие в психологических показателях от выпускников других специальностей. Среднее число отличий в психологических характеристиках между специальностями – у специальностей СПО – Фармация и Сестринское дело – 30 и 34 соответственно. Врачебные специальности – Лечебное дело, Педиатрия и Медицинская кибернетика имеют 20, 21 и 19 соответственно. Выпускники специальности Стоматология имеют 24 отличия, а специальности Фармация – 25 статистически значимых отличий в результатах тестирования.

Для дальнейшей работы для снижения трудозатрат исследования нам необходимо было уменьшить количество используемых опросников, убрав те опросники, которые дают наименьшее число отличий между психологическими характеристиками выпускников исследуемых специальностей. Для выбора опросников мы определили, какой удельный вес имеет число статистически значимых отличий каждого опросника в общем числе отличий и в числе отличий со специальностью Фармация.

Общее число отличий при сопоставлении всех специальностей со всеми составило 112. Рассчитав число шкал со статистически значимыми отличиями и их долю в общем числе отличий, мы получили следующие данные, обобщив их в таблице 2.

Таблица 2

Общее число и удельный вес статистически значимых отличий между между психологическими характеристиками выпускников в разрезе опросников

Название опросника

Количество параметров (шкал)   выявляемых опросником

Число шкал в которых выявлено   статистически значимые отличия психологических характеристик выпускниками   специальности Фармация ВО

Число шкал в которых выявлено   статистически значимые отличия результатов анкетирования выпускников всех   специальностей между собой («все со всеми»)

Кеттелла

16

10

40%

39

34,8%

Характерологический   профиль (Шмишека-Леонгарда)

11

1

4%

15

13,4%

Динамические   свойства (Русалова)

15

8

32%

37

33,0%

Деловой   профиль DISC (Марстон-Гайер)

10

1

4%

5

4,5%

Мотиваторы

6

5

20%

16

14,3%

 

Итоги обработки данных показали, что минимальное число статистически значимых отличий между психологическими характеристиками выпускников выявил опросник DISC – 4% по сравнению с психологическими характеристиками выпускников специальности Фармация и 4,5% при сравнении выпускников всех специальностей, участвующих в исследовании, со всеми. Поэтому мы решили его не задействовать в дальнейшем исследовании.

Далее в таблицах № 3-9 приведены средние значения по опросникам и шкалам, статистически различающимся у выпускников специальности Фармация ВО и выпускников других специальностей, указано среднее арифметическое значение по шкалам опросников заполненных выпускниками и дана интерпретация этих значений.

Таблица 3

Анализ значений статистически значимых отличий психологических характеристик выпускников специальностей Фармация (ВО) и Лечебное дело и их интерпретация

Опросник

Шкала

Границы значений
  шкал

Медиана и квартиль
  Фармация

Медиана и квартиль
  Лечебное дело

Интерпретация

Кеттелла

Шизотимия – Аффектотимия

от 1
  до 10

3[2,5;3,3]

5[4;7]

Провизоры   более склонны к замкнутости, скептицизму, и менее – к общительности, чем   выпускники специальности Лечебное дело

Сдержанность – Импульсивность

от 1
  до 10

3,5[2,8;4,3]

5[4;7]

В   эмоциональном плане провизоры скорее сдержаны, а выпускники специальности   Лечебное дело более импульсивны

Мотиваторы

Теоретический мотиватор

от 12
  до 72

58[52,3;63,5]

50[43,3;57]

Провизоры   в большей степени мотивированы стремлением к получению теоретических знаний,   чем выпускники специальности Лечебное дело

Индивидуалистический мотиватор

от 12
  до 72

28,5[25,3;34,3]

42,5[32,3;50,5]

Выпускники   специальности Лечебное дело в большей степени мотивированы стремлением к   доминирующему положению, преобладанию над другими людьми, чем провизоры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 4

Анализ значений статистически значимых отличий психологических характеристик выпускников специальностей Фармация (ВО) и Педиатрия и их интерпретация

Опросник

Шкала

Границы значений
  шкал

Медиана и квартиль
  Фармация

Медиана и квартиль
  Педиатрия

Интерпретация

Динамические свойства (Русалова)

Коммуникативная эргичность

от 1
  до 100

38,9[22,9;48,6]

57[42,4;68,7]

Потребность   в общении, как и общительность в общем, в большей степени выражена у   выпускников специальности Педиатрия, чем у провизоров.

Таблица 5

Анализ значений статистически значимых отличий психологических характеристик выпускников специальностей Фармация (ВО) и Стоматология и их интерпретация

Опросник

Шкала

Границы значений
  шкал

Медиана и квартиль
  Фармация

Медиана и квартиль
  Стоматология

Интерпретация

Кеттелла

Шизотимия – Аффектотимия

от 1
  до 10

3[2,5;3,3]‌‌

6[5;7]

Провизоры   более склонны к замкнутости, и менее – к общительности, чем выпускники   специальности Стоматология

Сдержанность – Импульсивность

от 1
  до 10

3,5[2,8;4,3]

6[4;8]

В   эмоциональном плане провизоры скорее сдержаны, а выпускники специальности   Стоматология – импульсивны

Мотиваторы

Индивидуалистический мотиватор

от 12
  до 72

28,5[25,3;24,3]

39[33;46]

Выпускники   специальности Стоматология в большей степени мотивированы стремлением к   доминирующему положению и лидерству, чем провизоры

Утилитарный мотиватор

от 12
  до 72

40,5[35,3;43,5]

49[46;51]

Выпускники   специальности Стоматология в большей степени мотивированы стремлением к   получению материального благополучия, материальной пользы, чем провизоры

Динамические свойства (Русалова)

Коммуникативная пластичность

от 1
  до 100

38,9[29,2;52,8]

63,9[50;63,9]

Моральная   готовность к общению, как и стремление к социальным контактам, в большей   степени выражены у выпускников специальности Стоматология, чем у провизоров

 

Таблица 6

Анализ значений статистически значимых отличий психологических характеристик выпускников специальностей Фармация (ВО) и Клиническая психология и их интерпретация

Опросник

Шкала

Границы значений
  шкал

Медиана и квартиль   Фармация

Медиана и квартиль
  Клиническая психология

Интерпретация

Кеттелла

Шизотимия – Аффектотимия

от 1
  до 10

3[2,5;3,3]

5[4;7,5]

Провизоры   более склонны к замкнутости, и менее – к общительности, чем выпускники   специальности Клиническая психология

Уровень актуальной тревоги на текущие события

от 1
  до 10

7,5[5;3,9]

5[3;6,5]

Провизоры   более склонны к тревоге, менее свойственно спокойствие, в отличии от   выпускников специальности Клиническая психология

Мотиваторы

Утилитарный мотиватор

от 12
  до 72

40,5[35,3;43,5]

50[47;54]

Выпускники   специальности Клиническая психология в большей степени мотивированы   стремлением к получению материального благополучия, материальной пользы, чем   провизоры

Динамические свойства (Русалова)

Коммуникативная пластичность

от 1
  до 100

38,9[29,2;52,8]  

63,9[44,4;73,6]

Моральная   готовность к общению, как и стремление к социальным контактам, в большей   степени выражены у выпускников специальности Клиническая психология, чем у   провизоров

Скорость психомоторная

от 1
  до 100

48,6[35,4;56,3]  

72,2[66,7;76,4]

В среднем   у выпускников специальности Клиническая психология скорость   моторно-двигательных операций выше, чем у провизоров

Характерологический профиль (Шмишека-Леонгарда)

Тревожность

от 1
  до 24

12[9;15,8]

6[3;9]

Более   характерны тревожность, меланхолия, неуверенность, низкая самооценка для   провизоров, чем для выпускников специальности Клиническая психология

Деловой профиль «DISC»

Естественное соответствие

от 1
  до 28

24[18,5;26]

8[6;19]

Выпускники   специальности Клиническая психология менее склонны к перфекционизму и более   склонны к планированию, чем провизоры

 

Таблица 7

Анализ значений статистически значимых отличий психологических характеристик выпускников специальностей Фармация (ВО) и Медицинская кибернетика и их интерпретация

Опросник

Шкала  

Границы   значений
  шкал

Медиана   и квартиль
  Фармация

Медиана   и квартиль
  Медицинская кибернетика

Интерпретация

Кеттелла

Шизотимия – Аффектотимия

от 1
  до 10

3[2,5;3,3]

6,5[4;7,3]

Провизоры более склонны к замкнутости, и менее – к общительности, чем   выпускники специальности Медицинская кибернетика

 

 Таблица 8

Анализ значений статистически значимых отличий психологических характеристик выпускников специальностей Фармация (ВО) и Сестринское дело (СПО) и их интерпретация

Опросник

Шкала

Границы значений
  шкал

Медиана и квартиль
  Фармация

Медиана и квартиль
  Сестринское дело (СПО)

Интерпретация

Кеттелла

Сдержанность – Импульсивность

от 1
  до 10

3,5[2,8;4,3]

6[4;6]

В   эмоциональном плане провизоры более сдержаны, а выпускники специальности   Сестринское дело более импульсивны

Динамические свойства (Русалова)

Интеллектуальная эргичность

от 1
  до 100

73,6[62,5;77,8]  

55,6[44,4;61,1]

У   провизоров более выражено стремление к умственной работе, чем у выпускников   специальности Сестринское дело

Интеллектуальная эмоциональность

от 1
  до 100

55,6[52,8;59,7]

69,4[58,3;72,2]

У   провизоров более низкая чувствительность к неудачам в работе, требующей   умственного напряжения, чем у выпускников специальности Сестринское дело

 

При анализе шкал опросников были выявлены статистически значимые отличия в том, что выпускники специальности Фармация (ВО) более интровертны и сдержанны, менее склонны к общению по сравнению с выпускниками специальностей Лечебное дело, Педиатрия, Стоматология, Клиническая психология, Медицинская кибернетика. Провизоры более ориентированы на получение теоретических знаний и менее склонны к доминирующему положению, чем выпускники специальности Лечебное дело. Мотивация к материальному благополучию и к стремлению доминирования у выпускников специальности Стоматология выше, чем у провизоров. Провизоры в среднем менее ориентированы на материальное благополучие, больше склонны к перфекционизму и обладают меньшей скоростью моторно-двигательных операций, чем выпускники специальности Клиническая психология.

Таблица 9

Анализ значений статистически значимых отличий психологических характеристик выпускников специальностей Фармация (ВО) и Фармация (СПО) и их интерпретация

Опросник

Шкала

Границы значений
  шкал

Медиана и квартиль Фармация (ВО)

Медиана и квартиль
  Фармация (СПО)

Интерпретация

Кеттелла

Конкретное мышление –   Абстрактное мышление

от 1
  до 10

8[6,5;8,3]

6[4;6]

Провизоры более склонны к абстрактному мышлению, чем   к конкретному, навык обучаемости в среднем выражен сильнее, чем у выпускников   специальности Фармация СПО

Зависимость от   окружающих – Независимость от окружающих

от 1
  до 10

6[6;7,8]

5[2;6]

Провизоры менее зависимы от мнения окружающих, чем   выпускники специальности Фармация СПО

Динамические свойства   (Русалова)

Интеллектуальная   эргичность

от 1
  до 100

73,6[62,5;77,8]

47,9[38,9;54,2]

У провизоров более выражено стремление к «умственной»   работе, чем у выпускников специальности Фармация СПО

Психомоторная   эмоциональность

от 1
  до 100

36,1[36,1;41,7]

47,2[40,3;65,3]

Провизоры менее чувствительны к несоответствию   ожидания и реальных результатов физической работы, в отличии от выпускников специальности   Фармация СПО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По сравнению с выпускниками-фармацевтами, выпускники-провизоры более склонны к абстрактному мышлению и умственной работе, а также менее чувствительны к несоответствию ожидания и реальных результатов физической работы и меньше ориентированы на мнение окружающих. Так же навык обучаемости лучше выражен у выпускников-провизоров, чем у выпускников-фармацевтов.

Возникает ряд вопросов связанных с тем, как влияет или не влияет полученное ими фармацевтическое образование на эти характеристики. Возможно, что специальность Фармация выбирают люди, уже имеющие подобные психологические характеристики и представление о специальности является своеобразным профессиональным и профориентационным фильтром? Дальнейшие наши исследования будут направлены на более подробный анализ отличий психологических характеристик призоров и фармацевтов от других медицинских и фармацевтических специальностей, изучение востребованности этих характеристик при выполнении профессиональных трудовых функций в сфере фармацевтической деятельности, поиск причин формирования характерных для провизоров психологических характеристик.

Выводы:

1. Для определения отличий между психологическими профилями выпускников медицинских и фармацевтических специальностей было рассмотрено 11 опросников, размещённых в свободном доступе на сайте Красноярского государственного медицинского университета. Отвечающими цели исследования – выявлению психологических различий между выпускниками были выбраны 5 опросников: Мотиваторы, Деловой профиль DISС, Характерологический профиль (Шмишека-Леонгарда), тест Кеттелла, Динамические свойства (Русалов).

2. Наименее информативным для выявления отличий является опросник «Деловой профиль DISC», так как имеет минимальное число статистически значимых отличий выпускников специальности Фармация по отношению к выпускникам других специальностей. Максимальное число статистически значимых отличий выявлено в тесте Кеттелла.

3. Были выявлены статистически значимые отличия в том, что выпускники-провизоры более интровертны и менее склонны к общению по сравнению с выпускниками специальностей Лечебное дело, Педиатрия, Стоматология, Клиническая психология, Медицинская кибернетика, а так же более сдержаны и менее склонны к общению. Выпускники - провизоры менее ориентированы на материальное благополучие, чем выпускники-стоматологи и менее ориентированы на доминирующее поведение, чем выпускники специальностей Стоматология, Лечебное дело и Клиническая психология. По сравнению с выпускниками-фармацевтами, провизоры более склонны к умственной работе, навык обучаемости лучше выражен у провизоров, чем у фармацевтов.

 

Список литературы

1. Шарахова Е.Ф., Сушкова М.С. Проблемы рационального использования фармацевтических кадров. В кн.: Пути и формы совершенствования фармацевтического образования. Актуальные вопросы разработки и исследования новых лекарственных средств. Материалы 7-й Международной научно-методической конференции «Фармобразование-2018». Воронеж; 2018:195-198

2. Сушкова, М.С., Шарахова Е.Ф. Методика комплексной оценки специалистов на этапе подбора. Медицина и образование в Сибири. 2013;4:14

3. Мирошниченко Ю.В., Лобачев И.В., Перфильев А.Б. и др. Наукометрия исследований подготовки и профессионального развития фармацевтических кадров в отечественном здравоохранении. Вестник Российской военно-медицинской академии. 2017;4(60):123-128

4. Михайлова Е.А., Гаврилина Н.И., Гацан В.В. Основы кадровой политики аптечной организации. В кн.: Разработка, исследование и маркетинг новой фармацевтической продукции : сборник научных трудов. Пятигорск; 2015:393-395

5. Сбоева С.Г., Калина И.В. Оптимизация организации условий труда работников аптеки. Экономический вестник фармации. 2001;7:57-61

6. Солонинина А.В., Киселева Л.Г., Крупнова И.В. Структурный анализ кадрового состава специалистов фармацевтического профиля аптечных учреждений. В кн.: Медико-фармацевтический конгресс. 14-я международная фармацевтическая выставка «Аптека-2007». М.; 2007:76-77

7. Меликсетян А.А. Мировые тенденции фармацевтического образования. В кн.: Инновации в здоровье нации : сборник материалов VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Санкт-Петербург; 2018:507-510

8. Ильинова Ю.Г., Наркевич И.А., Маркова В.А. Проблемы прогнозирования кадровой потребности в фармацевтическом секторе российской экономики. В кн.: Перспективы развития науки и образования : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. Тамбов; 2014: Ч. 13:51-53

9. Антонова Е.Н. Комплексная система управления фармацевтическими кадрами. Фармация. 1992;41(2):53-56

10. Тарасов В.В., Замятин (мл.) А.А., Король Л.А. и др. Формирование подходов подготовки специалистов нового поколения для фармацевтической индустрии, следующей принципам персонализированной и трансляционной медицины. Медицинское образование и вузовская наука. 2017;2(10):16-21

11. Голоенко Н.Г., Ягудина Р.И., Романов Б.К. и др. Анализ результатов социологического опроса по выявлению информационно-образовательных потребностей специалистов в области обращения лекарственных средств по проблеме взаимозаменяемости лекарственных препаратов. Ведомости Научного центра экспертизы средств медицинского применения. 2017;7(1):59-63

12. Василевская Е.С. Изучение факторов, влияющих на выбор специальности студентами фармацевтического факультета. В кн.: Пути и формы совершенствования фармацевтического образования. Актуальные вопросы разработки и исследования новых лекарственных средств : материалы 7-й Международной научно-методической конференции «Фармобразование-2018». Воронеж; 2018:17-20

13. Болдырева Н.В. Выявление и управление талантами в современной организации с помощью инструментов DISC и PIAV. Экономика и предпринимательство. 2017;11(88):566-573

14. Микрюков, А. В. Социально-психологические аспекты современного банковского менеджмента в области формирования клиентской базы. В кн.: Менеджмент и предпринимательство в парадигме устойчивого развития. Материалы I Международной научно-практической конференции. Екатеринбург; 2018:7-13

15. Синягин Ю.В., Синягина Н. Ю., Баркова Ю. К. Управление личностно-профессиональным развитием и карьерным ростом: технологии оценки и мотивации. Образование личности. 2018;(2):36-45

16. Суворова С.Д. Характеристика профиля современного потребителя. Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019;2(36):415-422

17.  Райгородский Д. Я. ред. Практическая психодиагностика : Методики и тесты. Самара : БАХРАХ-М; 2002. 667 с.

18. Берестнева О.Г., Ясюкевич Ю.В., Шпак Ю.К. Анализ ценностных ориентаций и психологических особенностей студенток экономических специальностей. Интернет-журнал «Науковедение». 2013;6(19):172

19.  Солтанбекова Б.А. Проблемы дифференциальной диагностики акцентуаций характера у подростков. Мир науки, культуры, образования. 2015;5(54):226-228

20. Капустина А.Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттела. СПб. : Речь; 2006. 99 с.

21. Полетайкин А.Н., Ильина Т.С. Нечеткий подход к оцениванию личностных качеств обучающихся вуза. ИТпортал. 2016;4(12):2

22.  Русалов В.М. Опросник формально-динамических свойств индивидуальности. М. : Институт Психологии РАН; 1997. 50 с.

23. Русалов В.М., Манолова О.Н. Батарейный тест-опросник «Темперамент - Характер». Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. 2009;1(5):156-178

24. Моисеева О.Ю. Психодиагностика индивидуальных особенностей личности. Часть 1. Психодиагностика темперамента. Владивосток: Морской государственный университет; 2002. 52 с.

25. Слесарева Е.А., Задохина Н.В. Критерии статистической значимости как неотъемлемая часть экспериментальной психологии. Вестник Московского университета МВД России. 2017;4:254-258

26. Белоус В.В., Спиридонов С.Б., Постников В.М. Подход к сравнению по уровню начальной подготовки учебных подгрупп слушателей по направлению переподготовки администрирование сетей. Интернет-журнал «Науковедение». 2016;8(6):96

27. Бордя Т.Д. Методика прогнозирования успешности обучения студентов первого курса. В кн.: Актуальные тенденции и инновации в развитии российской науки : сборник научных статей. Москва; 2019:22-25

 

References

1. Sharakhova E.F., Sushkova M.S. Problems of rational use of pharmaceutical personnel. Ways and Forms of Improving Pharmaceutical Education. Actual issues of the development and research of new drugs. Materials of the 7th International Scientific and Methodological Conference "Pharmaceutical Education-2018". [Puti i formy sovershenstvovaniya farmatsevticheskogo obrazovaniya. Aktual'nye voprosy razrabotki i issledovaniya novykh lekarstvennykh sredstv. Materialy 7-y Mezhdunarodnoy nauchno-metodicheskoy konferentsii «Farmobrazovanie-2018»]. Voronezh; 2018:195-198. (in Russian)

2. Sushkova M.S., Sharakhova E.P. Metodika kompleksnoy otsenki spetsialistov na etape podbora [Technique of complex expert assessment at the selection stage]. Meditsina i obrazovanie v Sibiri [Journal of Siberian Medical Sciences]. 2013;4:14. (in Russian)

3. Miroshnichenko Yu.V., Lobachev I.V., Perfilev A.B. et al. Naukometriya issledovaniy podgotovki i professional'nogo razvitiya farmatsevticheskikh kadrov v otechestvennom zdravookhranenii [Scientometrics in pharmaceutical personnel training research and professional development in the national healthcare]. Vestnik Rossiiskoi voenno-medicinskoi academii. 2017;4(60):123-128. (in Russian)

4. Mikhaylova E.A., Gavrilina N.I., Gatsan V.V. Fundamentals of personnel policy of a pharmacy organization. Development, research and marketing of new pharmaceutical products: a collection of scientific papers. [Razrabotka, issledovanie i marketing novoy farmatsevticheskoy produktsii : sbornik nauchnykh trudov]. Pyatigorsk; 2015:393-395. (in Russian)

5. Sboeva S.G., Kalina I.V. Optimizatsiya organizatsii usloviy truda rabotnikov apteki [Optimization of the organization of working conditions for pharmacy workers]. Ekonomicheskiy vestnik farmatsii [Economic Bulletin of Pharmacy]. 2001;7:57-61. (in Russian)

6. Soloninina A.V., Kiseleva L.G., Krupnova I.V. Structural analysis of the staff of pharmaceutical specialists in pharmacies. Medical and Pharmaceutical Congress. 14th International Pharmaceutical Exhibition “Pharmacy 2007” [Mediko-farmatsevticheskiy kongress. 14-ya mezhdunarodnaya farmatsevticheskaya vystavka «Apteka-2007»]. Moscow; 2007:76-77. (in Russian)

7. Meliksetyan A.A. Global trends in pharmaceutical education. Innovations in the health of the nation: a collection of materials of the VI All-Russian scientific-practical conference with international participation [Innovatsii v zdorov'e natsii : sbornik materialov VI Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem]. St. Petersburg; 2018:507-510. (in Russian)

8. Il'inova Yu.G., Narkevich I.A., Markova V.A. Problems of forecasting personnel requirements in the pharmaceutical sector of the Russian economy. Prospects for the development of science and education: a collection of scientific papers based on the materials of the International Scientific and Practical Conference [Perspektivy razvitiya nauki i obrazovaniya : sbornik nauchnykh trudov po materialam Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii]. Tambov; 2014: Ch.13:51-53. (in Russian)

9. Antonova E.N. Kompleksnaya sistema upravleniya farmatsevticheskimi kadrami [Integrated pharmaceutical personnel management system]. Farmatsiya [Pharmacy]. 1992;2:53-56. (in Russian)

10. Tarasov V.V., Zamyatnin Jr. A.A., Korol L.A. et al. [Development of novel principles evelopment of novel principles of next generation specialists f next generation specialists education for pharmaceutical ducation for pharmaceutical industry in personalized ndustry in personalized and translation medicine era] Meditsinskoe obrazovanie i vuzovskaya nauka [Medical education and university science]. 2017;2(10):16-21. (in Russian)

11. Goloenko N.G., Yagudina R.I., Romanov B.K. et al. Analiz rezul'tatov sotsiologicheskogo oprosa po vyyavleniyu informatsionno-obrazovatel'nykh potrebnostey spetsialistov v oblasti obrashcheniya lekarstvennykh sredstv po probleme vzaimozamenyaemosti lekarstvennykh preparatov [Analysis of a sociological survey on information and educational needs of specialists in the field of medicines circulation as regards the issue of medicines interchangeability]. Vedomosti Nauchnogo tsentra ekspertizy sredstv meditsinskogo primeneniya [The Bulletin of the Scientific Centre for Expert Evaluation of Medicinal Products]. 2017;7(1):59-63. (in Russian)

12. Vasilevskaya E.S. Study of factors affecting the choice of specialty by students of the Faculty of Pharmacy. Aktual'nye voprosy razrabotki i issledovaniya novykh lekarstvennykh sredstv : materialy 7-y Mezhdunarodnoy nauchno-metodicheskoy konferentsii «Farmobrazovanie-2018» [Ways and forms of improving pharmaceutical education. Actual issues of the development and research of new drugs: materials of the 7th International Scientific and Methodological Conference “Pharmaceutical Education-2018”]. Voronezh;2018:17-20. (in Russian)

13. Boldyreva N.V. Vyyavlenie i upravlenie talantami v sovremennoy organizatsii s pomoshch'yu instrumentov DISC i PIAV [Identification and talent management in the modern organization with the tools DISC and PIAV]. Ekonomika i predprinimatel'stvo [Journal of Economy and entrepreneurship]. 2017;11(88):566-573. (in Russian)

14. Mikruykov A. Socio-psychological aspects of modern bank management in the formation of client base. Menedzhment i predprinimatel'stvo v paradigme ustoychivogo razvitiya. Materialy I Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Management and entrepreneurship in the paradigm of sustainable development. Materials of the I International scientific-practical conference]. Ekaterinburg; 2018:7-13. (in Russian)

15. Sinyagin, Yu.V., Sinyagina N.Yu., Barkova Yu.K. Upravlenie lichnostno-professional''nym razvitiem i kar''ernym rostom: tekhnologii otsenki i motivatsii [Management of personal professional development and career growth: assessment and motivation technologies]. Obrazovanie lichnosti. 2018;(2):36-45. (in Russian)

16. Suvorova S.D. Kharakteristika profilya sovremennogo potrebitelya [The characteristic profile of the modern consumer]. Innovatsionnaya ekonomika: perspektivy razvitiya i sovershenstvovaniya [Innovative Economics: Prospects for Development and Improvement]. 2019;2(36):415-422. (in Russian)

17.  Raigorodsky D. Ya., ed. Practical psychodiagnostics: Methods and tests. [Prakticheskaya psikhodiagnostika : Metodiki i testy]. Samara: BAHRAKH-M; 2002. (in Russian)

18. Berestneva O., Yasukevich J., Shpak J. Analiz tsennostnykh orientatsiy i psikhologicheskikh osobennostey studentok ekonomicheskikh [The analysis of value orientations and psychological characteristics of students of economic specialties]. Naukovedenie [Naukovedenie]. 2013;6(19):172. (in Russian)

19. Soltanbekova B.A. Problemy differentsial''noy diagnostiki aktsentuatsiy kharaktera u podrostkov [Problems of differential diagnostics of accentuations of character at teenagers]. Mir nauki, kul''tury, obrazovaniya [The world of science, culture and education]. 2015;5(54):226-228. (in Russian)

20. Kapustina A.N. Mnogofaktornaya lichnostnaya metodika R. Kettela [R. Kettell's multi-factor personal technique]. SPb. : Rech'; 2006. (in Russian)

21. Poletaykin A., Il'ina T. Nechetkiy podkhod k otsenivaniyu lichnostnykh kachestv obuchayushchikhsya vuza [Fuzzy assessment techniques of student's personality]. ITportal [itportal]. 2016;4(12):2. (in Russian)

22.  Rusalov V.M. Oprosnik formal'no-dinamicheskikh svoystv individual'nosti [Questionnaire of formal-dynamic properties of personality]. Moscow: Institut Psikhologii RAN; 1997. (in Russian)

23. Rusalov V., Manolova O. Batareynyy test-oprosnik "temperament-kharakter"   [The self report questionnaire "Temperament-character"]. Vestnik Samarskoy gumanitarnoy akademii. Seriya: Psikhologiya [Bulletin of Samara academy for the humanities. Series of Psychology]. 2009;1(5):156-178. (in Russian)

24. Moiseeva O.Yu. Psikhodiagnostika individual'nykh osobennostey lichnosti. Chast' 1. Psikhodiagnostika temperamenta [Psychodiagnostics of individual personality traits. Part 1. Psychodiagnostics of temperament]. Vladivostok: Morskoy gosudarstvennyy universitet; 2002. (in Russian)

25. Slesareva E.A., Zadokhina N.V. Kriterii statisticheskoy znachimosti kak neot"emlemaya chast' eksperimental'noy psikhologii [Criteria of statistical significance as an integral part of experimental psychology]. Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii [Bulletin of the Moscow University of the Ministry of internal Affairs of Russia]. 2017;4:254-258. (in Russian)

26. Belous V.V., Spiridonov S.B., Postnikov V.M. Podkhod k sravneniyu po urovnyu nachal'noy podgotovki uchebnykh podgrupp slushateley po napravleniyu perepodgotovki administrirovanie setey [Approach to comparing the level of initial training of training subgroups of students in the direction of retraining network administration]. Naukovedenie [Naukovedenie]. 2016;8(6):96. (in Russian)

27. Bordya T.D. Methodology for predicting the success of first-year students. Current trends and innovations in the development of Russian science: a collection of scientific articles [Aktual'nye tendentsii i innovatsii v razvitii rossiyskoy nauki : sbornik nauchnykh statey]. Moscow; 2019:22-25. (in Russian)

 

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Acknowledgments. The study did not have sponsorship.

Conflict of interests. The authors declare no conflict of interest.

 

Сведения об авторах

Ноздрачев Константин Геннадьевич – доктор медицинских наук, заведующий кафедрой управления и экономики фармации с курсом ПО, ФГБОУ ВО Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России. 660022, г. Красноярск, ул. Партизана Железняка, д.1; e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., ORCID: 0000-0001-7867-0061, SPIN-код: 3034-7189

Богданов Вячеслав Владимирович – кандидат фармацевтических наук, доцент кафедры управления и экономики фармации с курсом ПО, ФГБОУ ВО Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России. 660022, г. Красноярск, ул. Партизана Железняка, д.1;

e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., ORCID:  0000-0003-3446-8026, SPIN-код: 4254-2553

Лунева Людмила Анатольевна – старший преподаватель кафедры управления и экономики фармации с курсом ПО, ФГБОУ ВО Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России. 660022, г. Красноярск, ул. Партизана Железняка, д.1; e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.,

ORCID: 0000-0003-1623-2634, SPIN-код: 3803-2676

Кучеренко Андрей Михайлович – студент медико-психолого-фармацевтического факультета, обучающийся по специальности 33.05.01 Фармация, ФГБОУ ВО Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России. 660022, г. Красноярск, ул. Партизана Железняка, д.1;

e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., ORCID: 0000-0002-9158-4536, SPIN-код: 7813-7535

 

Information about authors

Nozdrachev Konstantin Gennadievich – doctor of medical sciences, head of Department of management and economy of pharmacy, Krasnoyarsk State Medical University after Professor V. F. Voyno-Yasenetsky Ministry of Health of Russia, 660022, Russian Federation, Krasnoyarsk, Partizana Zheleznyaka Str., 1, e-mail:  Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.,

ORCID: 0000-0001-7867-0061, SPIN-код: 3034-7189

Bogdanov Vyacheslav Vladimirovich - candidate of pharmaceutical sciences, Associate Professor of Department of management and economy of pharmacy, Krasnoyarsk State Medical University after Professor V. F. Voyno-Yasenetsky Ministry of  Health of Russia, 660022, Russian Federation, Krasnoyarsk, Partizana Zheleznyaka Str., 1, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.,

ORCID: 0000-0003-3446-8026, SPIN-код: 4254-2553

Luneva Liudmila Anatolyevna - Senior Lecturer of Department of management and economy of pharmacy, Krasnoyarsk State Medical University after Professor V. F. Voyno-Yasenetsky Ministry of  Health of Russia, 660022, Russian Federation, Krasnoyarsk, Partizana Zheleznyaka Str., 1, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., ORCID: 0000-0003-1623-2634, SPIN-код: 3803-2676

Kucherenko Andrey Mikhaylovich- student of the medical-psychological-pharmaceutical faculty, studying in the specialty 33.05.01 Pharmacy, Krasnoyarsk State Medical University after Professor V. F. Voyno-Yasenetsky Ministry of  Health of Russia, 660022, Russian Federation, Krasnoyarsk, Partizana Zheleznyaka Str., 1, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.,

ORCID: 0000-0002-9158-4536, SPIN-код: 7813-7535

Статья получена: 01.07.2020 г.

Принята к публикации: 15.12.2020 г.

 

 

 

 

Keywords pharmacy, psychological profile, pharmaceutical personnel, medical personnel, pharmaceutical education, medical education, training of pharmaceutical staff, questionnaire.

Full file PDF
V. V. Bogdanov,, K. G. Nozdrachev,, L. AN. Luneva,, A.M. Kucherenko, ANALYSIS OF DIFFERENCES IN PSYCHOLOGICAL PROFILES OF GRADUATES OF MEDICAL AND PHARMACEUTICAL SPECIALTIES // Scientific journal «Current problems of health care and medical statistics». - 2020. - №4;
URL: http://healthproblem.ru/magazines?textEn=527 (date of access: 25.04.2024).

Code to embed on your website or blog:

Article views:
Today 7 | Week 7 | Total: 1704