ON THE QUESTION OF THE EFFECTIVENESS OF EDUCATIONAL MATERIALS IN THE APPLICATION OF DISTANCE LEARNING TECHNOLOGIES FOR HEALTH CARE ORGANIZERS
DOI10.24412/2312-2935-2021-3-598-627
К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНЫХ МАТЕРИАЛОВ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ОРГАНИЗАТОРОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
К.Н.Борисов,В.А.Алексеев, А.Н. Пищита, И.В.Линькова
ФГБОУ ДПО "Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования" Минздрава России (ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России), г. Москва
Снижение доступности и качества первичной медико-санитарной помощи вследствие несовершенства сети медицинских организаций, ошибок при проведении структурно-функциональных преобразований в предыдущие годы и кадровой проблемы привели к необходимости перестройки работы учреждений здравоохранения, формирования иных подходов к деятельности лечебно-профилактических учреждений и оценок их работы. При подготовке и повыщении квалификации организаторов здравоохранения профессорско-преподавательским составом кафедр «Организация здравоохранения и общественное здоровье» возрастает ответственность в деле повышения эффективности информационных материалов.
Цель/задачи работы. Цель – провести анализ эффективности учебных материалов и возможность применения дистанционных образовательных технологий при подготовке и повыщении квалификации организаторов здравоохранения.
Материал и методы. Темы лекционных материалов профессорско-преподавательского состава кафедры «Организация здравоохранения и общественное здоровье» РМАНПО при подготовке и повышении квалификации организаторов здравоохранения РФ. Анализ ответов и мнений слушателей курсов ПК в отношении оценки организации и методологии действующей системы обучения с Аналитический, сравнительного анализа, статистический.
Результаты. Неблагоприятные медико-демографические тенденции, рост заболеваемости населения, высокие уровни смертности от болезней системы кровообращения, онкологических заболеваний, несовершенство организации первичной медико-санитарной помощи выдвигают новые требования к вопросам подготовки и повышению квалификации организаторов здравоохранения в РФ. Растущая ответственность специалистов здравоохранения перед обществом требует развития непрерывности профессионального медицинского образования, необходимости совершенствования медицинскими работниками профессиональных знаний, умений и навыков в течение всей профессиональной деятельности. Информатизация и внедрение инновационных подходов в процесс обучения создали условия для проведения учебных циклов организаторов здравоохранения с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ). Особая ответственность при подготовке и повыщении квалификации организаторов здравоохранения возлагается на профессорско-преподавательский состав кафедр «Организация здравоохранения и общественное здоровье» в деле подготовки организаторов здравоохранения РФ.
Обсуждение. В условиях возрастающей ответственности организаторов здравоохранения перед обществом, с учётом их социальной роли в деле повышения уровня общественного здоровья, при подготовке и повышении квалификации организаторов здравоохранения требуется повышение развития непрерывности профессионального медицинского образования, использование огромного потенциала знаний профессорско-преподавательский состава организаторов здравоохранения в области организации здравоохранения и общественного здоровья. Пандемия COVID-19 стала причиной серьёзных социально-экономических последствий. С учётом Государственного санитарно-эпидемиологического нормирования Роспотребнадзором 30.04.2020 утверждены Методические рекомендации 3.1.0170-20 (в редакции МР 3.1.0175-20 «Изменения № 1 в МР 3.1.0170-20) по «Эпидемиологии и профилактике COVID-19». В соответствии с данными рекомендациями люди в возрасте 65 лет и старше, включая работающих, должны находиться в режиме домашней изоляции. Первоочередной задачей является повышение эффективности учебных материалов с использованием различных видов образовательных технологий, включая ДОТ.
Выводы. По результатам исследования сделаны следующие выводы: Большинство курсантов (75%) - организаторов здравоохранения циклов ПК «Организации здравоохранения и общественного здоровья» считают, что система ДОТ являются адекватной заменой очному обучению, 55% курсантов не согласны с утверждениями о том, что ДОТ делают процесс обучения более сложным для его участников, 65% курсантов полагают, что ДОТ требуют хорошей организации, как по содержанию, так и по его подаче, и могут использоваться в комбинации с очным обучением.
Ключевые слова: дистанционные образовательные технологии (ДОТ), повышение квалификации организаторов здравоохранения, непрерывное профессиональное медицинское образование, качество учебного процесса, неблагоприятные медико-демографические тенденции, рост заболеваемости населения, доступность медицинской помощи.
ON THE QUESTION OF THE EFFECTIVENESS OF EDUCATIONAL MATERIALS IN THE APPLICATION OF DISTANCE LEARNING TECHNOLOGIES FOR HEALTH CARE ORGANIZERS
K.N.Borisov, V.A.Alekseev, A.N. Pishchita, I.V.Linkova
Russian Medical Academy of Continuing Professional Education" of the Ministry of Health of Russia, Moscow
The decrease in the availability and quality of primary health care due to the imperfection of the network of medical organizations, errors in carrying out structural and functional transformations in previous years and personnel problems led to the need to restructure the work of health care institutions, the formation of other approaches to the activities of medical and preventive institutions and assessments of their work. With the preparation and improvement of the qualifications of health care organizers by the teaching staff of the departments "Health Organization and Public Health", the responsibility for improving the effectiveness of information materials increases.
The purpose/objectives of the work. The purpose is to analyze the effectiveness of educational materials and the possibility of using distance learning technologies in the preparation and improvement of the qualifications of health care organizers.
Material and methods. Topics of lecture materials of the teaching staff of the Department "Organization of Healthcare and Public Health" of the Russian Academy of Medical Sciences in the preparation and advanced training of health care organizers of the Russian Federation. Analysis of responses and opinions of students of PC courses regarding the assessment of the organization and methodology of the current training system with Analytical, comparative analysis, statistical.
Results. Unfavorable medical and demographic trends, an increase in the morbidity of the population, high mortality rates from diseases of the circulatory system, oncological diseases, imperfection of the organization of primary health care put forward new requirements for the training and advanced training of health care organizers in the Russian Federation. The growing responsibility of healthcare professionals to society requires the development of continuity of professional medical education, the need for medical professionals to improve their professional knowledge, skills and abilities throughout their professional activities. Informatization and the introduction of innovative approaches to the learning process have created conditions for conducting training cycles of healthcare organizers using distance learning technologies (DOT). A special responsibility in the preparation and improvement of the qualifications of health care organizers is assigned to the teaching staff of the departments "Health Organization and public Health" in the preparation of health care organizers of the Russian Federation.
Discussion. In the conditions of increasing responsibility of health care organizers to society, taking into account their social role in improving the level of public health, in the preparation and advanced training of health care organizers, it is necessary to increase the development of continuity of professional medical education, the use of the huge potential of knowledge of the teaching staff of health care organizers in the field of health care and public health. The COVID-19 pandemic has caused serious socio-economic consequences. Taking into account the State sanitary and epidemiological rationing by Rospotrebnadzor on 30.04.2020, Methodological Recommendations 3.1.0170-20 (as amended by MP 3.1.0175-20 "Amendments No. 1 to MP 3.1.0170-20) on "Epidemiology and prevention of COVID-19" were approved. In accordance with these recommendations, people aged 65 years and older, including working people, should be in home isolation mode. The primary task is to increase the effectiveness of educational materials using various types of educational technologies, including DOT.
Conclusions. According to the results of the study, the following conclusions were made: The majority of cadets (75%) - organizers of health cycles of the PC "Health and Public Health Organizations" believe that the DOT system is an adequate substitute for full-time training, 55% of cadets do not agree with the statements that DOT makes the learning process more difficult for its participants, 65% of cadets believe that DOT requires good organization, both in content and in its presentation, and can be used in combination with full-time training.
Keywords: distance educational technologies (DOT), advanced training of health care organizers, continuing professional medical education, quality of the educational process, unfavorable medical and demographic trends, the increase in morbidity of the population, availability of medical care.
Растущая ответственность специалистов здравоохранения перед обществом требует развития непрерывности профессионального медицинского образования, необходимости совершенствования медицинскими работниками профессиональных знаний, умений и навыков в течение всей профессиональной деятельности. Особая ответственность возлагается на ППС кафедры Организация здравоохранения и общественное здоровье в деле подготовки организаторов здравоохранения РФ[1,2,3,4,5,6,7,8] .
Информатизация и внедрение инновационных подходов в процесс обучения создали условия для проведения учебных циклов с использованием дистанционных форм обучения. Дистанционное обучение - взаимодействие педагога и слушателя между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность [9,12,13,14]
Развитие дистанционных образовательных технология в здравоохранении. Приказом Министерства образования и науки РФ от 06.05.2005 № 137, впервые был утверждён порядок использования дистанционных образовательных технологий и были утверждены правила использования дистанционных образовательных технологий образовательными учреждениями при реализации как основных, так и дополнительных образовательных программ не только начального, среднего образования, но и образовательных программ профессионального образования. Применение дистанционное образования получило на курсах повышения квалификации (ПК),
В соответствии с Федеральным законом от 9 января 2014 г. № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» в существующий закон Российской Федерации "Об образовании" были внесены изменения в части применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Эти изменения направлены на совершенствование правового регулирования применения современных информационных и телекоммуникационных технологий в образовательном процессе.
В соответствии с порядком применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утверждённым приказом Министерства образования и науки РФ от 9 января 2014 г. № 2 установлены правила применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации основных образовательных программ и/или дополнительных образовательных программ.
Российская нормативная база в области образования дополнилась новыми понятиями и новыми дефинициями: "электронное обучение", "дистанционные образовательные технологии", "электронная информационная образовательная среда". Под электронным обучением понимается организация образовательного процесса с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие участников образовательного процесса.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 января 2014 г. № 2 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 апреля 2014 г., регистрационный N 31823) утратил силу.
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. N 816 Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ уточнён и детализирован.
В настоящее время дистанционные образовательные технологии (ДОТ) являются наиболее востребованными вариантами обучения во многих областях в образовательном процессе [10, 16].
Несмотря на прошедшие 8 лет с момента выхода упомянутого выше Федерального закона, ДОТ в медицинском образовании применяются весьма ограниченно. Специфика медицины, как науки и сферы профессиональной деятельности, не позволяет организовать полномерное высшее дистанционное медицинское образование. В то же время по мнению ряда организаторов здравоохранения дистанционное обучение является оптимальной формой ПК, так как это помогает решить ряд проблем, связанных с необходимостью, находится постоянно на рабочем месте. ДОТ вполне результативны в случаях, когда речь идёт не о высшем медицинском образовании, а о повышении квалификации, в частности, на циклах повышения квалификации (ПК) по специальности «Общественное здоровье и организация здравоохранения».
Потребность в разработке новых учебных материалов возникает в связи с активизацией в учебном процессе дистанционных форм обучения в силу сложившейся угрожающей эпидемической обстановки [22,24,25,26]. Несомненно, что дистанционная форма обучения не сможет полностью заместить очную, даже в условиях использования современных имитирующих это технических средств. В сложившихся обстоятельствах мы вынуждены ей воспользоваться, стараясь при этом не снизить слишком заметно качество обучения [15,17,18,19,20].
Исторически в практике Центрального Института Усовершенствования врачей в Москве на кафедре социальной гигиены и организации здравоохранения успешно функционировало подразделение заочно – очного обучения. Идея использования предварительной заочной подготовки участников очных месячных курсов, предложенная зав. кафедрой проф. Н.А.Виноградовым, состояла в намерении обеспечить более однородный уровень подготовленности участников очной сессии к восприятию учебной информации. Это достигалось обязательным предварительным исполнением 3–4 письменных курсовых работ по основным разделам учебной программы каждым заявившим о намерении обучаться на курсе. Курсовые работы по почте присылались на кафедру, рецензировались преподавателями и рецензии отсылались будущим участникам. В то время в институте существовала хорошая редакционно-издательская база, позволявшая успешно осуществлять эту достаточно емкую работу. Будущие участники очных сессий объявленных курсов, кроме того, снабжались учебными пособиями за чисто условную оплату, в основном, почтовых расходов. Результаты действительно были впечатляющими. На очную сессию собирались врачи, хорошо подготовленные к активному участию в учебном процессе. Реально обеспечивалось его высокое качество. Правда и мотивация к обучению была несравненно выше, чем мы видим сегодня.
Как известно, ключевая установка на успех любого обучения строится на известном изречении, говорящем, что «человек может достичь всего, что понял и во что поверил». Отсюда следует, что успех обучения человека основан на том, чтобы он вполне осознал принципы и идеи, обеспечивающие его эффективность в социальной роли, которую он избрал для себя. В нашем случае это врачебная профессия, в рамках которой находится организация здравоохранения и общественное здоровье как специальность [29, 30,31,32,33].
Всякое обучение, если оно действительно таковым является, должно иметь конечным результатом изменение профессионального поведения обучаемых. Если такого не происходит, то это не было обучением, а осталось всего лишь информацией, вызвавшей или не вызвавшей временный интерес участников. Как правило, такая информация не сохраняется в долговременной памяти, быстро утрачивается и никогда не побуждает эффективных профессиональных инициатив и полезных практических действий. Переходя на дистанционную форму обучения в системе последипломного образования врачей, это следует иметь в виду. В некоторой степени избежать упомянутых негативных последствий для эффективности учебного процесса можно определенным образом конструируя учебные материалы.
Структура и содержание таких материалов должны быть построены так чтобы возбуждать у участников желание включиться в активный процесс осознания и осмысления обсуждаемой темы, важной для повседневной практики управления организацией. Для опытного преподавателя не будет большим откровением отметить, что какая-то часть собравшихся в аудитории всегда только «присутствуют, но не участвуют» в происходящем. Они пришли, потому что обстоятельства вынуждают это делать, вовсе не испытывая «насущную жажду знаний». Это естественное явление нашей действительности и ничего изменить в сложившейся ситуации невозможно.
Являясь убежденными сторонниками и практиками технологии активного обучения, авторы считают необходимым конструировать учебный материал в форме, которая с первого ознакомления непременно стимулирует желание вступить в дискуссию. К примеру, это может быть уже опубликованная статья, содержащая факты и размышления конфликтного характера. Таким образом преподаватель создает атмосферу заинтересованного участия потребителя информации. Именно на такой основе бывает легче всего стимулировать заинтересованное участия обучаемых в учебном процессе. Подобного эффекта никогда нельзя достигнуть широко используемыми тестовыми опросами, ибо по большей части они предполагают проверку памяти обучаемых, и в очень малой степени способствуют должному усвоению учебного предмета.
Наиболее рациональная и достаточно успешная конструкция учебных материалов для дистанционного обучения, как показала наша практика последнего времени, состоит в следующем [32].
- Участнику предлагается внимательно ознакомиться с прилагаемой статьей и сформулировать своё отношение к сложившейся конфликтной ситуации в отечественной практике оказания медицинской помощи. Желательно, чтобы он выразил это в письменном виде и отослал на кафедру по электронной почте. На кафедре должен быть специально назначен куратор ответственный за сбор этой информации.
- Осознав актуальность темы, участник должен почувствовать особый интерес к теории вопроса и ознакомится с предлагаемым комплектом слайдов, излагающих основы обсуждаемой темы.
- Теперь ему предоставляется возможность выполнить тестовое упражнение, позволяющее диагностировать персональные особенности поведения в соответствующей теме практической ситуации. С самого начала выполнения этого задания участник должен понимать, что результат теста не приговор а отражение преимущественного варианта его личного поведения.
- Исходя из полученных данных, участник может ориентировочно, пользуясь материалом соответствующих слайдов смоделировать наиболее успешную модель своего профессионального поведения в аналогичной ситуации.
- Таким образом, учебный процесс завершается выработкой вариантов модели поведения участника в различны условиях общения как с сотрудниками, так и с пациентами. Практическая ценность предлагаемого учебного материала очевидна.
Сегодня в России используются различные способы ДОТ на базе новых информационных технологий. В последнее время все большее распространение получают три вида дистанционного обучения, основанные на:
- технологиях видеоконференцсвязи (ВКС);
- компьютерных телекоммуникационных технологиях;
- сочетании первого и второго.
Обучение, базирующееся на ВКС, сегодня является наиболее привлекательным, обеспечивая непосредственный визуальный контакт с удаленной аудиторией. Особенно это относится к системе ПК организаторов здравоохранения, поскольку обучаемые могут стать не просто сторонними свидетелями, но и активными участниками использования новых технологий, выработкой вариантов модели поведения участника в различны условиях общения как с сотрудниками, так и с пациентами. дискуссий и т.д. Данная форма дистанционного обучения интерактивна по своей сути и, безусловно, может считаться весьма перспективной. Большим достоинством подобной формы обучения является возможность одновременного подключения к оборудованию ВКС медицинского оборудования разного типа и трансляция по видео, одновременно с изображением пациента, медицинских параметров (графической информации, рентгенограмм и много другого).
Кроме того, именно подобная технология теле обучения, позволяет наиболее эффективно использовать возможность включения в процесс ПК международные медицинские центры и западных специалистов, обладающих знаниями и технологиями, не применяемые или труднодоступными в России [11].
Современное телемедицинское решение является сложным комплексом.
В настоящее время для создания телемедицинских центров обучения может использоваться оборудование ВКС различных производителей, техника которых представлена на российском рынке и обладает схожими характеристиками - TANDBERG, Polycom, Sony, VCON. Если учитывать ряд параметров, в частности, стоимость, русификацию, производительность, удобство использования, совместимость с различным оборудованием и т. д., то большинство компаний сегодня ориентируются на TANDBERG.
Решения для дистанционного обучения в зависимости от назначения (объема помещений, количества слушателей, количества одновременно подключающихся дистанционных точек и т. п.) могут основываться на различных системах (кодеках). Например, это может быть TANDBERG 6000 (система, обладающая максимальной гибкостью и производительностью) или менее мощный TANDBERG 3000, либо вообще можно использовать более компактные кодеки в комплекте с обычными телевизорами или плазменными панелями. При этом, в зависимости от необходимости, такое решение может снабжаться дополнительным оборудованием, которое, как правило, не входит в стандартную поставку. Это, например, контрольная панель с сенсорным экраном (touch screen), т. е. устройство, позволяющее легко управлять всей системой дистанционного обучения методом нажатия кнопок графического интерфейса прямо на экране панели. В список управляемых устройств входят камеры, записывающие устройства любого типа, документальные камеры и микрофоны. Среди такого оборудования и специальный микрофон, размещаемый на потолке, и позволяющий включать в разговор всех присутствующих в помещении. Это и Locator Mat, специальный коврик, наступив на который, преподаватель автоматически перенаправляет камеры в ранее запрограммированное место, например, на подиум или доску. Это и видео-электронные доски (Whiteboard), позволяющие транслировать написанное прямо на компьютеры и подключенную к ним систему ВКС.
В настоящее время дистанционное обучение в рамках телемедицинских программ осуществляют различные организации. Например, Российская ассоциация телемедицины регулярно проводит так называемую Академию телемедицины, в рамках которой специалисты медицинских центров России и ближайшего зарубежья обучаются современным технологиям, дистанционно обмениваются опытом с различными зарубежными и отечественными специалистами, обсуждают новые возможности.
Будущее телемедицинских технологий в России видится сегодня достаточно оптимистичным, но при этом необходимо отметить, что и проблем в телемедицине и, соответственно, в дистанционном обучении медицинского персонала, пока очень много. Основная сложность заключается в том, что телемедицинские центры не могут существовать сами по себе, они обязаны действовать в некой организационной структуре, телемедицинской сети или нескольких сетях, именно в этом и заключается смысл использования коммуникационных технологий в медицине.
Кроме того, внедрение телемедицинских решений до сих пор идет хаотично, без серьезной координации усилий, как со стороны ведомств здравоохранения, так и поставщиков решений. До сих пор не регламентирована оплата услуг врачей и специалистов, которые проводят медицинские консультации и дистанционное обучение, очень часто они осуществляют это бесплатно, только за счет высокой ответственности и энтузиазма, их желания помочь пациентам и коллегам в сложных медицинских случаях. Не определены процедуры и регламенты взаимодействия с иностранными медицинскими и телемедицинскими центрами, что значительно ограничивает возможности международного сотрудничества.
Все эти проблемы через какое-то время, когда количество телемедицинских центров превысит «критическую массу», могут вызвать разочарование медиков и, тем самым, инициировать спад во внедрении этих, таких перспективных, технологий. Таким образом, требуется более активное участие государства в этих регламентирующих и организационных процессах. Отдельным вопросом стоит проблема создания региональных и национальных информационных медицинских систем и баз данных, объединение их с телемедицинскими сетями. Эта проблема пока в нашей стране никем не рассматривается, поскольку даже распространение локальных медицинских информационных систем идет достаточно медленно.
Но, зная о трудностях подготовки медицинского персонала и потребности в дополнительном последипломном образовании, можно с уверенностью сказать, что дистанционное образование в медицине сегодня крайне необходимо, и именно поэтому оно сейчас стало востребованным. Использование современных средств связи и вычислительной техники приводит к принципиально новой организации процесса обучения, приближая его, с одной стороны, к индивидуальным видам обучения, а с другой, позволяя производить часть обучения по месту работы слушателя. При этом, по оценкам экспертов, материальные затраты лечебных учреждений, связанные с подготовкой специалистов по такой системе, сокращаются примерно в 10 раз (за счет расходов на проживание слушателей в общежитии, потерь из-за отрыва от работы и т. д.).
В РМАНПО созданы все условия для повышения квалификации. Врачи и средний медперсонал знакомятся с актуальными материалами и рекомендациями на специальном интернет-ресурсе —Портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования edu.rosminzdrav.ru. Ежегодно проводится научно-практическая конференция молодых ученых-медиков с международным участием «Трансляционная медицина: возможное и реальное» в режиме онлайн-трансляции в здании ректората по адресу: ул. Баррикадная, д. 2/1, стр.1.
12–14 апреля 2021 г. в ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России состоится ежегодная научно-практическая конференция молодых ученых-медиков с международным участием «Трансляционная медицина: возможное и реальное».
Основные научные направления конференции:
- фундаментальная медицина;
- диагностика, профилактика и лечение основных инфекционных и неинфекционных заболеваний человека;
- интересные клинические случаи;
- инновационные медицинские технологии;
- вопросы профилактической медицины, медицинской реабилитации и организации здравоохранения.
На кафедре «Организация здравоохранения и общественное здоровье» на сегодняшний день набирает популярность такая форма дистанционного обучения как вебинары, технология которых позволяет организовать двухстороннюю связь.
Вебинар (webinar) - от англ. web+seminar — это разновидность веб-конференции, формат проведения семинаров, тренингов и других мероприятий посредством Интернета в режиме реального времени.
Во время вебинара каждый из участников находится у своего компьютера, а связь между ними поддерживается через Интернет посредством загружаемого приложения, установленного на компьютере каждого участника, или через веб-приложение.
Преимущества вебинара:
- обучение проходит в реальном времени;
- участник вебинара видит преподавателя с помощью веб-камеры;
- обучающийся видит слайды презентации PowerPoint, видеофайлы, рисунки, документы MS Office и др.;
- преподаватель может использовать в своей работе инструменты электронной доски, демонстрировать рабочий стол своего компьютера и проводить показ активных приложений;
- обучающийся заочно знает других участников вебинара;
- в чате обучающийся может задавать вопросы преподавателю, другим обучающимся, а также имеет возможность комментировать их высказывания;
- технология позволяет организовать дискуссию между участниками вебинара.
Учитывая необходимость повышения доступности медицинской помощи для населения путём внедрения организационных технологий, обеспечение профилактических мероприятий [21,23,27,28], в 2020 году кафедрой «Организация здравоохранения и общественное здоровье» РМАНПО проводилась деятельность в области научно-исследовательских работ (НИР) по следующим темам:
- Организация здравоохранения и общественное здоровье.
- Последипломное образование медицинских кадров.
- Управление качеством и безопасностью медицинской деятельности.
В рамках реализации тем НИР разработаны 6 учебных программ, в том числе 5 с использованием ДОТ. Учитывая сложную эпидемиолгическую ситуацию в стране на кафедре в рамках портала НМО разработаны две учебные программы с использованием ДОТ.
По плану НИР РМАНПО 26 ноября 2020г. кафедрой организована и проведена on-line научная конференция с международным участием: «Методологические и практические аспекты управления качеством и безопасностью медицинской помощи» Конференция одобрена Минздравом России, проведена в рамках НМО и предусматривала начисление зачетных единиц. В проведении конференции участвовали: представители ФГБУ «Национальный институт качества» Росздравнадзора; АО "Медицина"; Центрального НИИ организации и информатизации здравоохранения»; ФГБУЗ «Центральная клиническая больница РАН»; ФГБОУ ДПО «Центральная государственная медицинская академия» Управления Делами Президента РФ; «Бонекс инжиниринг» (Сербия, Белград); ООО «Международный инновационный консалтинг» (Москва); эксперты по сертификации систем менеджмента качества Регистра ГОСТ Р, Ассоциации по сертификации «Русский Регистр», Премий Правительства Российской Федерации в области качества, Европейского фонда в области менеджмента качества (EFQM).
В рамках стратегического образовательного проекта «Формирование компетенций медицинских работников по обеспечению безопасности пациентов при оказании медицинской помощи» 13 мая 2021 г РМАНПО планирует провести научно-практическую конференцию с международным участием по теме: «Интегрированные системы менеджмента качества в обеспечении безопасности медицинской помощи (on-line). Современные стандарты аккредитации медицинских организаций по вопросам качества и безопасности».
Модераторы данного образовательного мероприятия:чл.-корр. РАН Д.А. Сычев ректор РМАНПО, профессор, д.м.н., О.Л. Задворная заведующая кафедрой Организации здравоохранения и общественное здоровье Факультета профилактической медицины и организации здравоохранения РМАНПО, профессор, д.м.н., Ю.Э. Восканян.
Спикерами данной научно-практическая конференция с международным участием являются ППС кафедры Организации здравоохранения и общественное здоровье Факультета профилактической медицины и организации здравоохранения РМАНПО: Заведующая кафедрой Организации здравоохранения и общественное здоровье Факультета профилактической медицины и организации здравоохранения РМАНПО, профессор, д.м.н. О.Л. Задворная, Профессор кафедры организации здравоохранения и общественного здоровья РМАНПО, эксперт по сертификации систем менеджмента качества Регистра ГОСТ Р, эксперт Премий Правительства Российской Федерации в области качества, д.м.н. Т..Н. Брескина, Главный врач ФГБУЗ «Центральная клиническая больница РАН», д.м.н., профессор А.Э. Никитин, Доцент кафедры организации здравоохранения и общественного здоровья ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России, заместитель начальника отдела ФГБУ «Центр экспертизы и контроля качества медицинской помощи» Минздрава России, к.м.н., доцент Д.В. Лукъянцева.
Наряду с перечисленными примут участие ППС из других образовательных организаций, кроме того, участвует Р. Бошкович - технический директор «Бонекс инжиниринг» (Белград, Сербия) и ООО «Международный инновационный консалтинг» (Москва), эксперт ФГБУ «Национальный институт качества» Росздравнадзора, к.т.н.
В целях успешного освоения материала: «Актуальные аспекты правовых основ охраны здоровья граждан в РФ. Юридическая безопасность медицинской деятельности. Защита прав пациента» Профессор, д.м.н., д.ю.н. Пищита А.Н. рекомендует курсантам
прослушать лекцию (в записи) по теме: «Юридическая безопасность медицинской деятельности» на youtube, изучить научно-практические рекомендации по вопросам правового регламента осуществления медицинской деятельности на сайте по адресу: www.medpravo.com «Медицинское право для всех» в разделах:
- практические советы;
- комментарии.
По электронной почте курсантам рассылаются ситуационные задания (кейсы), утверждённые решением Учебно-методического совета ФГБОУ ДПО РМАНПО, презентации, модули, лекции, контрольные вопросы, тестовые задания:
- Доцент, к.м.н. Линькова И.В. – «Сравнительная характеристика разных типов государственных (муниципальных) медицинских учреждений (правовой и финансово-экономический статус)».
- Доцент, к.м.н. Борисов К.Н. – «Организация профилактики неинфекционных заболеваний в медицинской организации (НИЗ). Формирование здорового образа жизни».
- Профессор, д.м.н., Алексеев В. А. – Блок «Основы менеджмента». Тема: «Практические рекомендации по организации личной работы руководителя медицинского учреждения.»
- Доцент, к.м.н. Лукъянцева Д.В. – «Стандартизация в здравоохранении. Стандартизация как инструмент управления качеством в здравоохранении. Клинические рекомендации».
- Профессор, д.п.н. Фадеева Е.И. – «Психология управления. Социально-психологические аспекты кадровой политики МО. Профессиональное общение. Конфликты в медицинской организации, их типизация».
- Доцент, к.м.н. Преображенская М. И. – «Законодательное и нормативно-правовое обеспечение экспертизы временной нетрудоспособности».
- Профессор, д.м.н. Рахимова О. Ю. – «Организация оборота наркотических средств и психотропных веществ».
Ответы тестовых заданий преподавателями тщательно анализируются.
Ряд занятий проводится в режиме online-семинаров (вебинаров) по ссылке, которая высылается каждому участнику на электронную почту. Успешно и регулярно проводятся в режиме online-семинаров (вебинаров) занятия:
- Профессором, д.м.н., Восканян Ю. Э. - “Безопасность медицинской помощи». Эпидемиология неблагоприятных событий в медицине. Российская нормативная правовая база в области управления качества и безопасности медицинской деятельности».
- Руководителем методического аккредитационно-симуляционного центра ФГБУ «ЦНИИ ОИЗ» Минздрава России Профессором, д.м.н. Меньшиковой Л. И. – «Современные подходы к оценке эффективности деятельности структурного подразделения медицинской организации». «Актуальные вопросы и особенности аккредитации по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье»: теория и практика».
- · Доцентом, к.м.н., Боговской Е.А. – «Права и обязанности субъектов медико-правовых отношений».
- Профессором, д.м.н., Брескиной Т. Н. - Современные подходы к построению системы контроля качества и безопасности деятельности в медицинской организации.
В целях проведения ДОТ специалистами Управления Информационных Технологий были созданы специальные аккаунты (Виртуальные комнаты) для проведения видеовебинаров и видеоконференций. Используя Виртуальную Комнату, возможно: Планирование учебных семинаров и онлайн-курсов. Показ презентаций, видеофайлов или демонстрация экрана, общение в чате со слушателями.
Преподаватели предупреждены, что для работы в виртуальной комнате необходим компьютер или ноутбук с доступом в интернет. Занятия можно проводить из дома используя домашний компьютер или ноутбук, УЛК РМАНПО или из ректората РМАНПО по согласованию. При отсутствии подключения к сети Интернет, можете обратиться установленным порядком к руководству с просьбой о выделении беспроводной точки доступа в интернет (4G модем). Преподавателям кафедры за день до проведения вебинара рассылаются данные для входа в учетную запись преподавателей (организаторов) с указанием почтового адреса и пароля. Приглашение на лекцию (вебинар) рассылается всем слушателям с указанием почтового адреса для подключения к конференции в формате Zoom, кроме того, направляются данные для определения идентификатора конференции и код доступа. Для решения проблем доступа к Интернет-ресурсам РМАНПО рекомендовано обращаться в Управление информационных технологий Академии по указанному телефону.
Курсантам после зачисления на цикл рекомендовано пользоваться дистанционными ресурсами, доступными на сайте РМАНПО: «Для слушателей цикла ПК: «Актуальные вопросы и особенности аккредитации по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье»:
- Законодательные основы и стратегические направления развития здравоохранения Российской Федерации.
- Основы медико-правовых отношений при оказании медицинской помощи. Защита прав пациентов при оказании медицинской помощи.
- Контроль качества и безопасности медицинской деятельности в Российской Федерации. Нормативные документы.
- Безопасность пациентов как системообразующий фактор деятельности медицинской организации.
- Основы бережливого производства в системе здравоохранения.
- Развитие первичной медико-санитарной помощи в системе здравоохранения Российской Федерации
- Концептуальные основы системы бережливого производства.
- Методы и инструменты бережливого производства. Применение в системе здравоохранения.
Организаторам здравоохранения, повышающих квалификацию на циклах ПК, была направлена анкета-опросник в отношении оценки организации и методологии действующей системы обучения с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ).
В преамбуле анкеты слушателям сообщалось, что сложная эпидемическая обстановка внесла вынужденную коррекцию в организацию непрерывного профессионального образования. Очное обучение в аудитории учебного заведения уступило место методам удаленной подачи информации с применением дистанционных образовательных технологий. Живое общение обучаемых с преподавателем заменено виртуальным с помощью компьютера. Слушатели являются участником очной формы усовершенствования с применением ДОТ
Кафедра просила высказать мнение слушателей относительно организации и методологии действующей системы обучения.
Вопросы анкеты в отношении оценки организации и методологии действующей системы обучения с применением ДОТ:
- Система ДОТ является адекватной заменой очному обучению;
- При ДОТ заметно снижается качество учебного процесса;
- При ДОТ затрудняется усвоение новых практических навыков в работе;
- При ДОТ создаются условия для скрытой аггравации участия в учебном процессе;
- ДОТ делают процесс обучения более сложным для его участников;
- При ДОТ подаваемые учебные материалы часто пересыщены теоретическими рассуждениями, что делает их практически бесполезными для повседневной практики;
- ДОТ требует хорошей организации, как по содержанию, так и по его подаче, и скорее всего может использоваться только в комбинации с очным обучением.
Было рекомендовано слушателям высказать дополнительно свои соображения относительно организации или методологии системы ДОТ после ответа на все поставленные выше вопросы.
Кроме того, было рекомендовано сообщить стаж работы в системе здравоохранения, возможность посещения очных занятий на нашей кафедре и возможность работы с удаленной подачей информации с применением дистанционных образовательных технологий.
Сообщалось, что информация, присланная слушателями, кафедрой не будет использована против их интересов, а ответы кафедра проанализирует и скорректирует организацию и методологию системы обучения с учётом рекомендаций.
Таблица 1
Ответы курсантов n=110 по ДОТ. Согласны с утверждениями.
Утверждения |
Система ДОТ является адекватной заменой очному обучению |
При ДОТ заметно снижается качество учебного процесса |
При ДОТ значительной мере затрудняется усвоение новых практических навыков в работе |
ДОТ создают условия для скрытой аггравации участия в учебном процессе |
ДОТ делают процесс обучения более сложным для его участников |
Подаваемые учебные материалы часто пересыщены теоретическими рассуждениями, что делает их практически бесполезными для повседневной практики |
ДОТ требуют хорошей организации, как по содержанию, так и по его подаче, и могут использоваться только в комбинации с очным обучением |
Абсолютное количество ответивших |
83 |
28 |
28 |
44 |
50 |
28 |
72 |
Количество ответивших в % |
75 |
25 |
25 |
40 |
45 |
25 |
65 |
Таблица 2
Ответы курсантов n=110 по ДОТ. Не согласны с утверждениями.
Утверждения |
Система ДОТ является адекватной заменой очному обучению |
При ДОТ заметно снижается качество учебного процесса |
При ДОТ значительной мере затрудняется усвоение новых практических навыков в работе |
ДОТ создают условия для скрытой аггравации участия в учебном процессе |
ДОТ делают процесс обучения более сложным для его участников |
Подаваемые учебные материалы часто пересыщены теоретическими рассуждениями, что делает их практически бесполезными для повседневной практики |
ДОТ требуют хорошей организации, как по содержанию, так и по его подаче, и могут использоваться только в комбинации с очным обучением |
Абсолютное количество ответивших |
27 |
82 |
82 |
66 |
60 |
82 |
38 |
Количество ответивших в % |
25 |
75 |
75 |
60 |
55 |
75 |
35 |
Выводы и заключение.
По результатам опроса 110 курсантов – организаторов здравоохранения, проходивших циклы ПК в 2020-2021годах, выяснено следующее:
- Применение разработанного опросника по ДОТ для организаторов здравоохранения, обучающихся на циклах ПК «Организация здравоохранения и общественное здоровье», позволило выявить наиболее значимые выводы в отношении применения ДОТ.
- Применение разработанного опросника по ДОТ для организаторов здравоохранения, обучающихся на циклах ПК «Организация здравоохранения и общественное здоровье», позволяет выявить наиболее проблемные сферы, влияющие на общую оценку применения ДОТ.
- Большинство курсантов (75%) считают, что система ДОТ является адекватной заменой очному обучению, 65% курсантов полагают, что ДОТ требуют хорошей организации, как по содержанию, так и по его подаче, и скорее всего могут использоваться только в комбинации с очным обучением. (Таблица №1)
- Большинство курсантов (75%) (Таблица №2) не согласны с утверждениями о том, что при ДОТ:
Заметно снижается качество учебного процесса;
Подаваемые учебные материалы пересыщены теоретическими рассуждениями, что делает их практически бесполезными для повседневной практики;
В значительной мере затрудняется усвоение новых практических навыков в работе.
- Больше половины курсантов (60%) не согласны с утверждениями о том, что при ДОТ создаются условия для скрытой аггравации участия в учебном процессе (Таблица №2).
- 55% курсантов не согласны с утверждениями о том, что ДОТ делают процесс обучения более сложным для его участников. (Таблица №2).
- Результаты использования ДОТ могут являться основанием для принятия организационно-управленческих решений при составлении программ повышения квалификации организаторов здравоохранения на циклах ПК.
- В настоящее время ДОТ успешно внедрены в учебный процесс на циклах ПК «Организации здравоохранения и общественного здоровья».
- Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что на сегодняшний день в РМАНПО созданы все условия для обеспечения эффективного дистанционного медицинского обучения при повышении квалификации в области организации здравоохранения и общественного здоровья. (Таблицы №1, №2)
Cписок литературы
- Восканян Ю.Э., Задворная О.Л., Борисов К.Н. и др. Социально-экономические аспекты медицинских ошибок в медицинских организациях. МИР. (Модернизация. Инновации. Развития.). 2019;10 (1):99–113.
- Задворная О.Л. Концептуальные подходы к повышению квалификации кадров для реализации технологий бережливого производства в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь. Медицинские технологии. Оценка и выбор. 2020; 1(39): 48–54.
- Рахимова О.Ю., Пищита А.,Н., Задворная О.Л. Совершенствование процессов деятельности медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, и их реализация в дополнительном профессиональном образовании врачей-организаторов здравоохранения. Педагогика профессионального медицинского образования. 2020;3(19):614.2 14.02.03
- Фадеева Е., И., Пищита А.Н., Задворная О.Л. Государственно-частное партнерство в системе обязательного медицинского страхования в Российской Федерации. «Медицина» 2020; 2: 108-116
- Пищита А.Н. Реализация права пациентов на посещение их третьими лицами. Права, обязанности и ответственность сторон. Consilium Medicum ("Врачебный консилиум"). 2019; 21(6): 22-26.
- Кидалов Ф., Восканян Ю.Э., Шикина И.Б. и др. Система управления медицинской безопасностью с точки зрения многофакторной модели неблагоприятных событий в медицине. American Journal of Emergency & Critical Care Medicine. 2020;3(1):1-14
- Андреева О., Восканян Ю.Э., Шикина И.Б. и др. Многофакторная модель неблагоприятных событий и управления медицинской безопасностью. Journal of Digital Science. Switzerland. 2020;2(1):29-39
- Борисов К.Н., Алексеев В.А., Линькова И.В. Отечественное здравоохранение в ожидании реально назревших системных перемен. ИЦРОН Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. «Современная медицина: актуальные вопросы и перспективы развития». 2020;7:8-16
- Брескина Т.Н., Задворная О.Л., Борисов К.Н. и др. Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации специалистов "Юридическая безопасность медицинской деятельности. Согласие на медицинское вмешательство» Срок обучения 36 академических часов. РМАНПО. Учебная программа. 2020
- Аюпова И., Брескина Т.Н., Зотов В. Совершенствование процессов проведения медицинских осмотров на основе информационных технологий. Менеджмент качества в медицине. 2020;3(9):56-64.
- Николаев К.Н., Восканян Ю., Э., Курдюков С.И., и др. Процессный подход в управлении качеством и безопасностью больных варикозной болезнью нижних конечностей, осложненной поверхностным тромбофлебитом. Военно-медицинский журнал. 2020;2:58-62
- Волкова О. Н., Титор С.Е. Некоторые аспекты оформления трудовых отношений с научными и педагогическими работниками профессорско-преподавательского состава. Научно-практический журнал "Вестник Российской правовой академии" Всероссийского государственного университета юстиции РПА Минюста России. 2019;4:90-96.
- Свирин Ю.А., Титор С.Е., Иногамова-Хегай Л.В. и др. Современные тенденции в развитии квалификационной оценки выпускников профессиональных образовательных организаций. Журнал передового фармацевтического образования и исследований SPER. 2019;2:149-156.
- Меньшикова Л.И., Руголь Л.В., Сон И.М. Влияние кадрового обеспечения первичной медико-санитарной помощи на эффективность ее деятельности. Электронный научный журнал. Социальные аспекты здоровья населения. Social aspects of Population Health 2020;66(3)
- Руголь Л.В., Меньшикова Л.И., Сон И.М. и др. Проблемы организации стационарной медицинской помощи и подходы к ее модернизации. Социальные аспекты здоровья населения. Электронный научный журнал ISSN 2071-5021. 2020;66(1):66.
- Титор С.Е. Правовые основы электронного документооборота в кадровых процедурах. В кн.: Попкова Е. Г., Серги Б. С. (ред.) "умные технологии" для общества, государства и экономики. ISC Конспекты лекций по сетям и системам. Спрингер. 2020;155:1389-1396.
- Сон И.М., Евдаков В.А., Маношкина Е.М. и др. Состояние коечного фонда кардиологического профиля в российской федерации и динамика показателей его использования за 2010-2018 годы. Кубанский научный медицинский вестник. 2020;27(4):105-118.
- Гажева А.В., Сон И.М., Лебедев М.В. и др. Особенности организации сестринского дела в странах мира. Уральский медицинский журнал. 2020;4(187):117-120
- Стародубов В.И., Сон И.М., Перхов В.И. Планирование тематики диссертаций по специальности "общественное здоровье и здравоохранение": проблемы и решения. Менеджер здравоохранения. 2020;1:56-61
- Харин А.Д., Сон И.М., Койчубеков Б.К. и др. Технологии бережливого производства в реформировании медицинских организаций, оказывающих пмсп. аналитический обзор. Социальные аспекты здоровья населения. 2020;66(4):6
- Кириллов В.И., Сон И.М., Руголь Л.В. и др. Организационные технологии, повышающие доступность медицинской помощи для населения. Профилактическая медицина. 2020;23(2):26-34.
- Стерликов С.А., Сон И.М., Саенко С.С. и др. Возможное влияние пандемии Covid-19 на эпидемическую ситуацию по туберкулёзу. Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2020;2:191-205.
- Горенков Р. В., Боговская Е.А., Атаманчук А.А. и др. Алгоритмы диагностики профессиональных заболеваний на современном этапе с позиций здоровьесбережения. Проблемы стандартизации в здравоохранении. 2020;7-8:34-41.
- Александрова О. Ю., Боговская Е.А., Горенков Р. В. Организационно-правовое регулирование использования средств индивидуальной защиты работниками здравоохранения.// Проблемы стандартизации в здравоохранении. 2020;7-8:71-79
- Амхадова, М.А., Боговская Е.А., Ремизова E. А. и др. Инфекционные заболевания, связанные с оказанием медицинской помощи. Актуальные проблемы для работников здравоохранения и пациентов. Медицинский алфавит Стоматология (2). 2020;12:54-59.
- Боговская Е.А. The Use of Personal Protective Equipment by Forensic Personnel in COVID-19 99th international annual meeting of German society of legal medicine (DGRM); Швейцария, Люцерн. 2020;401.
- Голубев Н.А., Сененко А.Ш., Сон И.М. и др. Деятельность центров медицинской профилактики российской федерации. Научная монография. М. Центральный научно-исследовательский институт Организации и информатизации здравоохранения РФ. 2020
- Сененко А.Ш., Сон И.М., Меньшикова Л.И. Оценка результативности мер социальной поддержки медицинских работников в медицинской организации. Учебное пособие. М. Центральный научно-исследовательский институт Организации и информатизации здравоохранения РФ. 2020
- Алексеев В.А., Борисов К.,Н. Варианты коррекции демографической ситуации в РФ. Сборник статей Международной научно-практической конференции: «Синтез науки и общества в решении глобальных проблем современности». Omega science. 2019;125-128.
- Линькова И.В., Алексеев В.А., Борисов К.,Н. Доступность и качество медицинской помощи в современной России. Сборник статей Международной научно-практической конференции: «Синтез науки и общества в решении глобальных проблем современности». “Omega science”. 2019;128-134
- Корнеев М.Е., Алексеев В.А., Борисов К.,Н. Как сделать скучные курсы по организации здравоохранения интересным и полезным занятием. Сборник статей Международной научно-практической конференции «Информационное обеспечение как двигатель научного прогресса» “Omega science”. 2019;30-39
- Вартанян Ф.Е., Алексеев В.А., Борисов К.,Н. Ценностные принципы и практика финансирования здравоохранения в странах ЕС, СНГ и в современной России. “Omega science”. 2019;159-163
- Широкова Е.Д., Алексеев В.А., Борисов К.,Н. Коммуникация и манипулирование в деятельности менеджера и преподавателя общественного здравоохранения. “Omega science”. 2019;155-159.
References
1.Voskanyan YU.E., Zadvornaya O.L., Borisov K.N. et al. Social'no-ekonomicheskie aspekty medicinskih oshibok v medicinskih organizaciyah. MIR (Modernizaciya. Innovacii. Razvitiya.). [Socio-economic aspects of medical errors in medical organizations. MID (Modernization. Innovation. Development]. 2019; 10(1): 99–113 (In Russian)
2.Zadvornaya O.L. Konceptual'nye podhody k povysheniyu kvalifikacii kadrov dlya realizacii tekhnologij berezhlivogo proizvodstva v medicinskih organizaciyah, okazyvayushchih pervichnuyu mediko-sanitarnuyu pomoshch. Medicinskie tekhnologii. Ocenka i vybor. [Conceptual approaches to improving the qualifications of personnel for the implementation of lean manufacturing technologies in medical organizations providing primary health care. Medical technology. Evaluation and selection]. 2020;1(39):48–54 (In Russian)
3. Rahimova O.Y., Pishchita A.,N., Zadvornaya O.L. Sovershenstvovanie processov deyatel'nosti medicinskih organizacij, okazyvayushchih pervichnuyu mediko-sanitarnuyu pomoshch', i ih realizaciya v dopolnitel'nom professional'nom obrazovanii vrachej-organizatorov zdravoohraneniya. Pedagogika professional'nogo medicinskogo obrazovaniya. [Improvement of the processes of activity of medical organizations providing primary health care, and their implementation in additional professional education of medical organizers of health care. Pedagogy of professional medical education. 2020;3(19):614.2 14.02.03] (In Russian)
4.Fadeeva E., I., Pishchita A.N., Zadvornaya O.L. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo v sisteme obyazatel'nogo medicinskogo strahovaniya v Rossijskoj Federacii. «Medicina». [Public-private partnership in the compulsory health insurance system in the Russian Federation. "Medicine"] 2020;2:108-116 (In Russian)
5.Pishchita A.N. Realizaciya prava pacientov na poseshchenie ih tret'imi licami. Prava, obyazannosti i otvetstvennost' storon. Consilium Medicum ("Vrachebnyj konsilium"). [Exercise of patients' right to be visited by third parties. Rights, obligations and responsibilities of the parties. Consilium Medicum ("Medical consultation")]. 2019; 21 (6): 22-26 (In Russian)
6.Kidalov F., Voskanyan YU.E., SHikina I.B. et al. Sistema upravleniya medicinskoj bezopasnost'yu s tochki zreniya mnogofaktornoj modeli neblagopriyatnyh sobytij v medicine. American Journal of Emergency & Critical Care Medicine. [A health safety management system in terms of a multifactorial model of adverse events in medicine. American Journal of Emergency & Critical Care Medicine]. 2020; 3 (1): 1-14 (In Russian)
7.Andreeva O., Voskanyan YU.E., Shikina I.B. et al. Mnogofaktornaya model' neblagopriyatnyh sobytij i upravleniya medicinskoj bezopasnost'yu. Journal of Digital Science. Switzerland. [Multivariate model of adverse events and health safety management. Journal of Digital Science. Switzerland]. 2020; 2 (1): 29-39 (In Russian)
8.Borisov K.N., Alekseev V.A., Lin'kova I.V. Otechestvennoe zdravoohranenie v ozhidanii real'no nazrevshih sistemnyh peremen. ICRON Sbornik nauchnyh trudov po itogam mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. «Sovremennaya medicina: aktual'nye voprosy i perspektivy razvitiya». [Domestic health care in anticipation of really urgent systemic changes. ICRON Collection of scientific papers on the results of the international scientific-practical conference. "Modern medicine: topical issues and development prospects."] 2020; 7: 8-16 (In Russian)
9.Breskina T.N., Zadvornaya O.L., Borisov K.N. et al. Dopolnitel'naya professional'naya programma povysheniya kvalifikacii specialistov "YUridicheskaya bezopasnost' medicinskoj deyatel'nosti. Soglasie na medicinskoe vmeshatel'stvo» Srok obucheniya 36 akademicheskih chasov. RMANPO. [Additional professional advanced training program for specialists "Legal security of medical activity. Consent to medical intervention" Training period 36 academic hours. RMANPO. Curriculum]. 2020 (In Russian)
10.Ayupova I., Breskina T.N., Zotov V. Sovershenstvovanie processov provedeniya medicinskih osmotrov na osnove informacionnyh tekhnologij. Menedzhment kachestva v medicine. [Improving the processes of conducting medical examinations based on information technology. Quality management in medicine]. 2020;3 (9):56-64 (In Russian)
11.Nikolaev K.N., Voskanyan YU., E., Kurdyukov S.I. et al. Processnyj podhod v upravlenii kachestvom i bezopasnost'yu bol'nyh varikoznoj bolezn'yu nizhnih konechnostej, oslozhnennoj poverhnostnym tromboflebitom. Voenno-medicinskij zhurnal. [Process approach to quality and safety management in patients with varicose veins of the lower extremities complicated by superficial thrombophlebitis. Military Medical Journal]. 2020;2:58-62 (In Russian)
12.Volkova O. N., Titor S.E. Nekotorye aspekty oformleniya trudovyh otnoshenij s nauchnymi i pedagogicheskimi rabotnikami professorsko-prepodavatel'skogo sostava.// Nauchno-prakticheskij zhurnal "Vestnik Rossijskoj pravovoj akademii" Vserossijskogo gosudarstvennogo universiteta yusticii RPA Minyusta Rossii. [Some aspects of registration of labor relations with scientific and pedagogical workers of the teaching staff. Scientific-practical journal "Bulletin of the Russian Legal Academy" of the All-Russian State University of Justice RPA of the Ministry of Justice of Russia]. 2019; 4: 90-96 (In Russian)
13.Svirin YU.A., Titor S.E., Inogamova-Hegaj L.V. , Ivannikov O.I., SHestov S.N. Sovremennye tendencii v razvitii kvalifikacionnoj ocenki vypusknikov professional'nyh obrazovatel'nyh organizacij. ZHurnal peredovogo farmacevticheskogo obrazovaniya i issledovanij SPER. [Modern trends in the development of qualification assessment of graduates of professional educational organizations. SPER Journal of Advanced Pharmaceutical Education and Research]. 2019; 2:149-156 (In Russian)
14.Men'shikova L.I., Rugol' L.V., Son I.M. Vliyanie kadrovogo obespecheniya pervichnoj mediko-sanitarnoj pomoshchi na effektivnost' ee deyatel'nosti. Elektronnyj nauchnyj zhurnal. Social'nye aspekty zdorov'ya naseleniya. Social aspects of Population Health. [Влияние кадрового обеспечения первичной медико-санитарной помощи на эффективность ее деятельности. Электронный научный журнал. Социальные аспекты здоровья населения. Social aspects of Population Health]. 2020;66(3) (In Russian)
15.Rugol' L.V., Men'shikova L.I., Son I.M. et al. Problemy organizacii stacionarnoj medicinskoj pomoshchi i podhody k ee modernizacii. Social'nye aspekty zdorov'ya naseleniya. Elektronnyj nauchnyj zhurnal ISSN 2071-5021.[ Problems of the organization of inpatient medical care and approaches to its modernization. Social aspects of public health. Electronic scientific journal ISSN 2071-5021]. 2020; 66 (1): 66 (In Russian)
16.Titor S.E. Pravovye osnovy elektronnogo dokumentooborota v kadrovyh procedurah.// V kn.: Popkova E. G., Sergi B. S. (red.) "umnye tekhnologii" dlya obshchestva, gosudarstva i ekonomiki. ISC 2020. Konspekty lekcij po setyam i sistemam, tom 155. Springer,- S. 1389-1396. [Legal foundations of electronic document management in personnel procedures. In the book: Popkova E. G., Sergi B. S. (ed.) "Smart technologies" for society, state and economy. ISC Lecture Notes on Networks and Systems. Springer]. 2020; 155: 1389-1396 (In Russian)
17. Son I.M., Evdakov V.A., Manoshkina E.M. et al. Sostoyanie koechnogo fonda kardiologicheskogo profilya v rossijskoj federacii i dinamika pokazatelej ego ispol'zovaniya za 2010-2018 gody. 2020.- Kubanskij nauchnyj medicinskij vestnik. [The state of the hospital bed fund of the cardiological profile in the Russian Federation and the dynamics of the indicators of its use for 2010-2018. Kuban Scientific Medical Bulletin]. 2020;27 (4):105-118 (In Russian)
18.Gazheva A.V., Son I.M., Lebedev M.V. et al. Osobennosti organizacii sestrinskogo dela v stranah mira. Ural'skij medicinskij zhurnal. Features of the organization of nursing in the countries of the world. Ural Medical Journal. [Features of the organization of nursing in the countries of the world. Ural Medical Journal]. 2020; 4 (187): 117-120 (In Russian)
19.Starodubov V.I., Son I.M., Perhov V.I. Planirovanie tematiki dissertacij po special'nosti "obshchestvennoe zdorov'e i zdravoohranenie": problemy i resheniya. Menedzher zdravoohraneniya. [Planning of dissertation topics in the specialty "public health and health care": problems and solutions. Healthcare manager]. 2020; 1: 56-61(In Russian)
20.Harin A.D., Son I.M., Kojchubekov B.K. et al. Tekhnologii berezhlivogo proizvodstva v reformirovanii medicinskih organizacij, okazyvayushchih pmsp. analiticheskij obzor. Social'nye aspekty zdorov'ya naseleniya. [Lean manufacturing technologies in reforming medical organizations providing primary care. analytical review. Social aspects of public health]. 2020; 66 (4): 6 (In Russian)
21.Kirillov V.I., Son I.M., Rugol' L.V. et al. Organizacionnye tekhnologii, povyshayushchie dostupnost' medicinskoj pomoshchi dlya naseleniya. Profilakticheskaya medicina. [Organizational technologies that increase the availability of medical care for the population. Preventive medicine]. 2020; 23 (2): 26-34 (In Russian)
22.Sterlikov S.A., Son I.M., Saenko S.S. et al. Vozmozhnoe vliyanie pandemii Covid-19 na epidemicheskuyu situaciyu po tuberkulyozu.// Sovremennye problemy zdravoohraneniya i medicinskoj statistiki.[ Возможное влияние пандемии Covid-19 на эпидемическую ситуацию по туберкулёзу. Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики]. 2020;2:191-205 (In Russian)
23.Gorenkov R. V., Bogovskaya E.A., Atamanchuk A.A. et al. Algoritmy diagnostiki professional'nyh zabolevanij na sovremennom etape s pozicij zdorov'esberezheniya. Problemy standartizacii v zdravoohranenii. [Algorithms for the diagnosis of occupational diseases at the present stage from the standpoint of health preservation. Problems of standardization in healthcare]. 2020; 7-8: 34-41 (In Russian)
24.Aleksandrova O. YU., Bogovskaya E.A., Gorenkov R. V. Organizacionno-pravovoe regulirovanie ispol'zovaniya sredstv individual'noj zashchity rabotnikami zdravoohraneniya. Problemy standartizacii v zdravoohranenii. [Organizational and legal regulation of the use of personal protective equipment by health workers. Problems of standardization in health care]. 2020; 7-8: 71-79 (In Russian)
25.Amhadova, M.A., Bogovskaya E.A., Remizova E. A. et al. Infekcionnye zabolevaniya, svyazannye s okazaniem medicinskoj pomoshchi. Aktual'nye problemy dlya rabotnikov zdravoohraneniya i pacientov. Medicinskij alfavit Stomatologiya (2). [Infectious diseases associated with the provision of medical care. Topical issues for healthcare workers and patients. Medical alphabet Dentistry (2)]. 2020; 12:54-59 (In Russian)
26.Bogovskaya E.A. The Use of Personal Protective Equipment by Forensic Personnel in COVID-19 99th international annual meeting of German society of legal medicine (DGRM); SHvejcariya, Lyucern. [The Use of Personal Protective Equipment by Forensic Personnel in COVID-19 99th international annual meeting of German society of legal medicine (DGRM); Switzerland, Lucerne]. 2020;401
27.Golubev N.A., Senenko A.SH., Son I.M. et al. Deyatel'nost' centrov medicinskoj profilaktiki rossijskoj federacii. Nauchnaya monografiya. M. Central'nyj nauchno-issledovatel'skij institut Organizacii i informatizacii zdravoohraneniya RF. [Activities of centers for medical prevention of the Russian Federation. Scientific monograph. M. Central Research Institute of Organization and Informatization of Healthcare of the Russian Federation]. 2020 (In Russian)
28.Senenko A.SH., Son I.M., Men'shikova L.I. Ocenka rezul'tativnosti mer social'noj podderzhki medicinskih rabotnikov v medicinskoj organizacii. Uchebnoe posobie. M. Central'nyj nauchno-issledovatel'skij institut Organizacii i informatizacii zdravoohraneniya RF. [Evaluation of the effectiveness of social support measures for medical workers in a medical organization. Tutorial. M. Central Research Institute of Organization and Informatization of Healthcare of the Russian Federation]. 2020 (In Russian)
29.Alekseev V.A., Borisov K.,N. Varianty korrekcii demograficheskoj situacii v RF. Sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii: «Sintez nauki i obshchestva v reshenii global'nyh problem sovremennosti». Omega science. [Variants of correcting the demographic situation in the Russian Federation. Collection of articles of the International Scientific and Practical Conference: "The synthesis of science and society in solving global problems of our time. «Omega science»]. 2019;125-128 (In Russian)
30.Lin'kova I.V., Alekseev V.A., Borisov K.,N. Dostupnost' i kachestvo medicinskoj pomoshchi v sovremennoj Rossii. Sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii: «Sintez nauki i obshchestva v reshenii global'nyh problem sovremennosti». “Omega science”. [Availability and quality of medical care in modern Russia. Collection of articles of the International Scientific and Practical Conference: "The synthesis of science and society in solving global problems of our time." "Omega science"]. 2019;128-134 (In Russian)
31.Korneev M.E., Alekseev V.A., Borisov K.,N. Kak sdelat' skuchnye kursy po organizacii zdravoohraneniya interesnym i poleznym zanyatiem. Sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Informacionnoe obespechenie kak dvigatel' nauchnogo progressa». [How to make boring health care courses interesting and rewarding. Collection of articles of the International Scientific and Practical Conference "Information support as an engine of scientific progress" "Omega science"]. 2019;30-39 (In Russian)
32.Vartanyan F.E., Alekseev V.A., Borisov K.,N. Cennostnye principy i praktika finansirovaniya zdravoohraneniya v stranah ES, SNG i v sovremennoj Rossii. [Value principles and practice of health care financing in the EU, CIS and modern Russia. "Omega science"]. 2019;159-163 (In Russian)
33.Shirokova E.D., Alekseev V.A., Borisov K.,N. Kommunikaciya i manipulirovanie v deyatel'nosti menedzhera i prepodavatelya obshchestvennogo zdravoohraneniya. [Communication and manipulation in the activities of the manager and educator of public health. "Omega science"]. 2019;155-159 (In Russian)
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Acknowledgments. The study did not have sponsorship.
Conflict of interests. The authors declare no conflict of interest.
Сведения об авторах
Борисов Константин Николаевич - кандидат медицинских наук, доцент кафедры «Организация здраваоохранения и общественное здоровье» ФГБОУ ДПО "Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования" Минздрава России (ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России). Баррикадная ул. 2/1, Москва. 125993. e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">bknpbknp@mail.ru ORCID https://orcid.org/0000-0001-5805-9185
АлексеевВячеслав Алексеевич – доктор медицинских наук, заслуженный деятель высшей школы РФ. профессор кафедры «Организация здраваоохранения и общественное здоровье» ФГБОУ ДПО "Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования" Минздрава России (ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России). Баррикадная ул. 2/1, Москва. 125993. e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
ПищитаАлександр Николаевич – доктор медицинских наук, профессор кафедры «Организация здраваоохранения и общественное здоровье» ФГБОУ ДПО "Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования" Минздрава России (ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России). Баррикадная ул. 2/1, Москва. 125993. e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
ЛиньковаИрина Виленовна - доцент кафедры «Организация здраваоохранения и общественное здоровье» ФГБОУ ДПО "Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования" Минздрава России (ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России). Баррикадная ул. 2/1, Москва. 125993. e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Статья получена: 01.07.2021 г.
Принята к публикации: 28.09.2021 г.
URL: http://healthproblem.ru/magazines?textEn=698 (date of access: 21.11.2024).