COMPARATIVE ANALYSIS OF PUBLIC PROCUREMENT BY HEALTHCARE INSTITUTIONS PROVIDING ANTITUBERCULOSIS CARE IN THE TERRITORY OF KHABAROV KRAI AND SAKHALIN REGION FOR 2018 – 2019
DOI 10.24412/2312-2935-2021-4-1-13
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК УЧРЕЖДЕНИЯМИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, ОКАЗЫВАЮЩИМИ ПРОТИВОТУБЕРКУЛЕЗНУЮ ПОМОЩЬ, НА ТЕРРИТОРИИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ И САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА 2018 – 2019 ГГ.
E.В. Гребенёв, С. Ю. Мешалкина
ФГБОУ ВО «Дальневосточный государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Хабаровск
Введение (актуальность). В данном исследовании авторами проведён анализ государственных закупок учреждениями здравоохранения, оказывающими противотуберкулезную помощь на территории Хабаровского края и Сахалинской области. В статье изложены основные результаты анализа государственных закупок медицинскими организациями. Отдельно изучена статья расходов, связанная с приобретением лекарственных препаратов. В период кризиса в экономике страны в качестве одного из приоритетов, которого по праву можно назвать основным, выступает формирование таких механизмов и условий, которые будут направлены на плановое повышение эффективности всей системы государственных закупок.
Целью представленной научной статьи является проведение сравнительного анализа государственных закупок учреждениями здравоохранения, оказывающими противотуберкулезную помощь на территории Сахалинской области и Хабаровского края в 2018 - 2019 гг.
Методы. Для достижения поставленной цели были использованы представленные на официальном сайте zakupki.gov.ru. статистические данные, связанные с закупками в рамках контрактной системы Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Туберкулезная больница» министерства здравоохранения Хабаровского края (КГБУЗ «Туберкулезная больница» МЗ ХК) и Государственного казенного учреждения здравоохранения «Сахалинский областной противотуберкулезный диспансер» (ГКУЗ «Сахалинский областной противотуберкулезный диспансер»). Полученные данные обработаны в Microsoft Excel.
Результаты. Результаты, которые были достигнуты, несколько ниже аналогичных показателей ДФО, однако они в 1,5-2 раза выше показателей, выявленных в среднем по РФ. Также было установлено, что на территории ДФО практические все получили значительную техническую и финансовую поддержку, что предопределило тот факт, что они не лишены возможности оказывать эффективную и качественную помощь населению в борьбе с туберкулезом.
Обсуждения. Для того, чтобы в полной мере оценить степень обеспечения конкуренции в контрактной системе, была произведена оценка той доли закупок, которая реализуется вне рамок применения той или иной конкурентной процедуры. Средства на данную статью расходов регионах не пропорционально: в Сахалинской области за период 2018-2019 гг. Данный показатель был в 18 раз меньше аналогичного показателя в Хабаровской области. Для более эффективной оценки расходования бюджетных средств в статье затрат «лекарственные препараты», необходимо более подробное и углублённое изучение полученного материала с использованием фарм. экономических методов анализа: «затраты - эффективность», «влияние на бюджет». В конечном итоге это позволит регионам скорректировать заявки на следующие периоды и увеличит экономию бюджетных средств.
Выводы (заключение). На основании данного исследования изложены основные результаты анализа государственных закупок медицинскими организациями. Приведены показатели начальной максимальной цены контрактов, среднее количество заявок участвующих в торгах, процент снижения по закупкам, экономия бюджетных средств организациями. Представлены результаты всех объявленных закупок в регионах в разрезе номенклатуры. Отдельно изучена статья расходов, связанная с приобретением лекарственных препаратов.
Ключевые слова: противотуберкулезная помощь, государственные закупки, экономия средств, Сахалинская область, Хабаровский край.
COMPARATIVE ANALYSIS OF PUBLIC PROCUREMENT BY HEALTHCARE INSTITUTIONS PROVIDING ANTITUBERCULOSIS CARE IN THE TERRITORY OF KHABAROV KRAI AND SAKHALIN REGION FOR 2018 – 2019
E.V. Grebenyov, S. Yu Meshalkina
Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Far Eastern State Medical University" of the Ministry of Health of Russia, Khabarovsk
Introduction (relevance). In this study, the authors analyzed public procurement by healthcare institutions providing anti-tuberculosis care in the Khabarovsk Territory and Sakhalin Region. The article presents the main results of the analysis of public procurement by medical organizations. The article of expenses related to the purchase of medicines has been studied separately. During a crisis in the country's economy, one of the most important priorities is to create conditions and mechanisms to improve the efficiency of the public procurement system.
The purpose of this study was to conduct a comparative analysis of public procurement by healthcare institutions providing anti-tuberculosis care in the Sakhalin Region and Khabarovsk Territory in 2019-2020.
Methods. To achieve this goal, the information presented on the official website zakupki.gov.ru was used. statistical data related to purchases within the framework of the contract system of the Regional State Budgetary Healthcare Institution "Tuberculosis Hospital" of the Ministry of Health of the Khabarovsk Territory (KGBUZ "Tuberculosis Hospital" of the Ministry of Health of the HC) and the State Treasury "). The received data was processed in Microsoft Excel.
Results. The achieved indicators are lower than those of the Far Eastern Federal District, but at the same time they are 1.5 - 2 times higher than those in the Russian Federation. Almost all the territories of the Far Eastern Federal District have received great financial and technical support in recent years and, at present, have the opportunity to provide high-quality and effective anti-tuberculosis care to the population.
Discussions. In order to assess the degree to which competition is ensured within the framework of the contract system, the share of purchases carried out without the use of competitive procedures was assessed. Funds for this item of expenditure in the regions are not proportional: in the Sakhalin region for the period 2018-2019. This indicator was 18 times less than the same indicator in the Khabarovsk region. For a more effective assessment of the spending of budgetary funds in the cost item "drugs", a more detailed and in-depth study of the obtained material using pharmaceuticals is necessary. economic methods of analysis: "costs - efficiency", "impact on the budget." Ultimately, this will allow the regions to adjust applications for the next periods and increase budgetary savings.
Conclusions (conclusion). The main results of the analysis of public procurement by medical organizations are also presented. Indicators of the initial maximum price of contracts, the average number of bids participating in the auction, the percentage of reduction in purchases, the savings of budgetary funds by organizations are given. The results of all announced purchases in the regions are presented in the context of the nomenclature. The article of expenses related to the purchase of medicines has been studied separately.
Key words: TB care, government procurement, cost savings, Sakhalin Oblast, Khabarovsk Krai.
Под государственными закупками традиционно понимают часть товаров и услуги, которые были произведены на территории страны или за рубежом и закупаемых органами государственной власти и правительством за счет бюджетных средств.
Несмотря на рецессию в России, рынок тендерных закупок продолжает демонстрировать стабильный рост как по количеству лотов, суммарному объему лотов в денежном выражении, так и по числу зарегистрированных заказчиков.
В феврале 2019 года на заседании Президента России с Правительством Российской Федерации, были подведены некоторые итоги сферы государственных закупок за 2018 год. В целом объем закупок превысил 8,9 триллионов рублей, это превышает 10% ВВП страны. В системе госзакупок работают более 500 тысяч поставщиков, примерно 340 тысяч государственных и муниципальных заказчиков, что свидетельствует о высокой доли данной формы взаимодействия в системе организаций.
В период кризиса в экономике страны в качестве одного из ключевых приоритетов выступило формирование механизмов и условий, направленных на плановое повышение общей эффективности системы государственных закупок [0,2].
В ранге эпидемиологической ситуации по туберкулезу, ДФО занимается в настоящее время 9 место из 9 по федеральным округам. В свою очередь, Сахалинская область в ранге по субъектам будет занимать 55 место, в то время как Хабаровский край 77 место из 85 [0,3-9].
Отмечена положительная динамика показателя заболеваемости по туберкулезу в Хабаровском крае в 2019 г. по сравнению с 2018 г. (87,7 и 80,2 на 100 тыс. населения) и в Сахалинской области (53 и 49,6 на 100 тыс. населения соответственно). Показатель, характеризующий количество лиц, заболевших бациллярными формами туберкулеза, также имеет тенденцию к снижению, составив в Хабаровском крае 42,8 на 100 тыс. населения в 2018 г. и 38,1 на 100 тыс. населения в 2019 г.; в Сахалинской области: 36,4 на 100 тыс. населения в 2018 г. и 42,8 на 100 тыс. населения в 2019 г [5,6,7, 8].
В Сахалинской области отмечен рост показателя доли пациентов ВИЧ-инфицированных среди впервые выявленных больных туберкулезом, который составил 8,3 (по сравнению с 2019 г. - 6,9). Количество больных ВИЧ-инфекцией, умерших от туберкулеза, в Хабаровском крае составило в 2018 г.-97 человек, в 2019 г.-115 человек; в Сахалинской области: в 2018 г. - 49 человек, в 2019 г. - 33 человека.
На территории ДФО наиболее высокая доля рецидивов из III группы ДУ в структуре всех рецидивов была зарегистрирована в 2019 году в Сахалинской области, составив-54,0%.
Анализ показателей смертности от туберкулеза за 2018-2019 гг. свидетельствует о тенденции его уменьшения в Хабаровском крае: в 2019 г. он составил 10,7 на 100 тыс. населения по сравнению с 12,4 на 100 тыс. населения.
Однако на территории Сахалинской области, напротив, можно отметить рост данного показателя. В частности, 7 на 100 тыс. населения в 2018 г. и 11,2 на 100 тыс. населения в 2019 г. При этом отмечено, что в Хабаровском крае в 2019 г. увеличился процент населения, охваченный всеми видами профилактических осмотров на наличие туберкулеза: 82,9 в 2018 г. и 83,2 в 2019 г.).
Очевидно, что достигнутые показатели намного ниже показателей ДФО, однако они в 1,5-2 раза выше аналогичных показателей по стране в целом. Стоит отметить, что почти все территории анализируемого округа получили на протяжении последних лет техническую, а также финансовую поддержку, в том числе, на фоне реализации международных проектов. В связи с этим, они имеют возможности для оказания максимально эффективной и качественной помощи населения в случае заболеваемости туберкулезом.
Все закупки, проводимые в регионах от лица именно медицинских организаций, вполне естественно производились в рамках Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
За 2018 год КГБУЗ «Туберкулезная больница» МЗ ХК провела 340 закупок, начальная максимальная сумма составила 5 553 080 руб. Общая сумма закупок- 133 180 974 руб. 40 коп. В 2019 году количество лотов выросло в два раз и составило 721, начальная максимальная цена данных контрактов также выросла и составила- 7 323 208 руб. 20 копеек. Общая сумма закупок – 208 247 832 руб. 40 копеек.
За период, предшествующий отчётному в 2018 году ГКУЗ «Сахалинский областной противотуберкулезный диспансер» осуществил 94 закупок с начальной максимальной ценой в 588,996руб. 40 копеек. Общая сумма закупок составила 15 025 314 руб.40 копеек. В 2019 году количество закупок увеличилось и составило 139, начальная максимальная цена закупки-2 925 550 руб. 39 копеек. Общая сумма закупок составила 20 708 245 руб.31 копейка.
Для оценки того, какова степень обеспечения конкуренции при контрактной системе, оценке подверглась доля закупок, которые были произведены вне рамок применения так называемых конкурентных процедур.
Так, если в течение 2018 г. в ГКУЗ «Сахалинский областной противотуберкулезный диспансер» на долю закупок подобного рода приходилось 11 % от числа всех закупок, то в 2019 г. данный показатель составил уже 25 %. Известно, что в указанный период было произведено 13 закупок у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на общую сумму в 7 107 647,96 руб. Все закупки были связаны с оказанием различного рода услуг (тепловая, электрическая энергия, услуги связи, перевозка наркотических средств и психотропных веществ, тревожная кнопка). В КГБУЗ «Туберкулезная больница» МЗ ХК на аналогичный способ закупки приходится 0.4% в 2018 и 6% в 2019 году с общим количеством 9 лотов на сумму 12 468 800,59 руб. Род закупок аналогичен закупкам в ГКУЗ «Сахалинский областной противотуберкулезный диспансер».
Помимо закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в регионах активно применяются электронный аукцион, запрос предложений, запрос котировок. Преобладающим способом в анализируемом периоде является электронный аукцион.
На рисунке 1 представлена сравнительная характеристика сумм начальных максимальных цен контрактов ГКУЗ «Сахалинский областной противотуберкулезный диспансер» в зависимости от способа закупки.
Рисунок 1. Сравнительная характеристика сумм начальных максимальных цен контрактов ГКУЗ «Сахалинский областной противотуберкулезный диспансер» в зависимости от способа закупки (руб.).
Представленные данные свидетельствуют о незначительном росте закупок в 2019 году, преимущественно связанного с запросом котировок, а также трехкратное увеличение показателя закупки у единственного поставщика.
На рисунке 2 представлена сравнительная характеристика сумм начальных максимальных цен контрактов КГБУЗ «Туберкулезная больница»МЗ ХК в зависимости от способа закупки.
Рисунок 2. Сравнительная характеристика сумм начальных максимальных цен контрактов КГБУЗ «Туберкулезная больница»МЗ ХК в зависимости от способа закупки (руб.).
Полученные данные демонстрируют трехкратный рост закупок в 2019 году посредством электронного аукциона, трехкратное уменьшение закупок через запрос котировок. Многократный рост закупок выявлен у единственного поставщика.
На рисунке 3 представлен рейтинг аукционов в разрезе номенклатуры объявленных ГКУЗ «Сахалинский областной противотуберкулезный диспансер».
Рисунок 3. Рейтинг аукционов в разрезе номенклатуры объявленных ГКУЗ «Сахалинский областной противотуберкулезный диспансер» (в процентном соотношении) (%)
Полученные данные свидетельствуют о том, что наибольший процент расходов соответствовал графе лекарственные препараты/средства, составив соответственно 38% (5 709 619 руб., 49 коп.). Следующей наиболее затратной статьей расходов, 13% (1 953. 290 руб., 88 коп.) является медицинское оборудование (расходные материалы к ним). Третье место, 11% (1 652 784 руб., 59 коп.) приходится на продукты питания.
В Хабаровском крае (рисунке 4) также лидирующее место занимает статья расходов бюджетных средств, связанная с приобретением лекарственных препаратов, 44% (91 629 046 руб., 23 коп.). Следующей наиболее затратной статьей расходов, 18% (37 484 609 руб., 82 коп.) является медицинское оборудование (расходные материалы к ним). Третье место, 14% (29 154 696 руб., 53 коп.) приходится на продукты питания.
Средства на данную статью расходов выделены в регионах не пропорционально (рисунок 5).
Рисунок 4. Рейтинг аукционов в разрезе номенклатуры объявленных КГБУЗ «Туберкулезная больница» МЗ ХК (в процентном соотношении) (%).
Так, в Сахалинской области за период 2018-2019 гг. данный показатель был в 18 раз меньше аналогичного показателя в Хабаровской области (5 709 619, 49 и 91 629 046, 23 соответственно). Возможные причины увеличения в Хабаровской области связаны с применением в регионе новых лекарственных препаратов, направленных на борьбу с мультирезистентными формами туберкулеза.
Все закупки в регионах проводятся в соответствии с 44-ФЗ. В регионах наблюдается увеличение числа закупок в 2019 году по отношению к 2018 году, при этом в Хабаровском крае число закупок увеличилось практически в два раза, составив 721; в Сахалинской области увеличение числа лотов было менее значимым, составив 139 в 2019 году. число лотов осталось на прежнем уровне.
В разрезе номенклатуры закупок медицинскими организациями первое место в Сахалинской области и в Хабаровском крае отводится статье расходов, связанной с приобретением лекарственных препаратов (5 709 619 руб., 49 коп. и 91 629 046 руб., 23 коп. соответственно). Данная статья занимает 38% начальной суммы лотов в области и 44% в крае.
Средства на данную статью расходов выделены в регионах не пропорционально: в Сахалинской области за период 2018-2019 гг. данный показатель был в 18 раз меньше аналогичного показателя в Хабаровской области.
Рисунок 5. Начальная сумма средств, выделенная на закупку лекарственных препаратов (руб).
Для более эффективной оценки расходования бюджетных средств в статье затрат «лекарственные препараты», необходимо более подробное и углублённое изучение полученного материала с использованием фармакоэкономических методов анализа: «затраты-эффективность», «влияние на бюджет». В конечном итоге это позволит регионам скорректировать заявки на следующие периоды и увеличит экономию бюджетных средств.
Список литературы
- Ревякина О.В., Филиппова О.П., Фелькер И.Г., и др. Туберкулез в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах. Информационно-аналитический обзор. ННИИТ. 2020:99
- Тенденции и практические аспекты развития российского фармацевтического рынка. Deloitte. 2015:22
- Михайлова Ю.В., Сошников С.С., Шикина И.Б., Бирагова О.К. Анализ влияния мероприятий противотуберкулезной службы на эпидемиологические показатели туберкулеза. Социальные аспекты здоровья населения. 2014; 6(40) http://vestnik.mednet.ru/content/view/639/30/lang,ru/
- Нечаева О.Б. Эпидемическая ситуация по туберкулёзу в России. Туберкулёз и болезни лёгких. 2018; 8(96):15-24.
- Стерликов С.А., Нечаева О.Б., Бурыхин В.С., и др. Отраслевые и экономические показатели противотуберкулёзной работы в 2017–2018 гг. Аналитический обзор основных показателей и статистические материалы. М.: РИО ЦНИИОИЗ 2019:59
- Нечаева О.Б., Гордина А.В., Стерликов С.А., и др. Ресурсы и деятельность противотуберкулёзных организаций Российской Федерации в 2018–2019 гг. (статистические материалы). М.: РИО ЦНИИОИЗ. 2018:101
- Михайлова Ю.В., Нечаева О.Б., Шикина И.Б., Михайлов А.Ю. Ресурсы медицинских организаций России, оказывающих помощь при инфекционных социально значимых заболеваниях. Туберкулёз и болезни лёгких. 2019; 6(97): 8-14. DOI: 10.21292/2075-1230-2019-97-6-8-14
- Стерликов С.А., Галкин В.Б., Русакова Л.И., и др. Результаты лечения больных туберкулёзом в 2018 году. Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2019:3
- Бутрина В.И., Люцко В.В. Роль медико-реабилитационных мероприятий в восстановлении функции дыхания при лечении рака лёгкого, вызванного туберкулёзным процессом. Фундаментальные исследования. 2014; 4(2): 252-255.
References
- Revjakina O.V., Filippova O.P., Fel'ker I.G., Pavlenok I.V. i dr. Tuberkulez v Sibirskom i Dal'nevostochnom federal'nyh okrugah. Informacionno-analiticheskij obzor [Tuberculosis in the Siberian and Far Eastern Federal Districts. Information and analytical review]. NNIIT. 2020:99 (In Russian)
- Tendencii i prakticheskie aspekty razvitija rossijskogo farmacevticheskogo rynka. [Trends and practical aspects of the development of the Russian pharmaceutical market] Deloitte. 2015:22 (In Russian)
- Mikhailova Yu.V., Soshnikov S.S., Shikina I.B., Biragova O.K. naliz vliyaniya meropriyatij protivotuberkuleznoj sluzhby na epidemiologicheskie pokazateli tuberkuleza. [Analysis of the impact of anti-tuberculosis service activities on epidemiological indicators of tuberculosis]. Social'nye aspekty zdorov'ya naseleniya. [Social aspects of public health]. 2014; 6(40) http://vestnik.mednet.ru/content/view/639/30/lang,ru/ (In Russian)
- Nechaeva O.B. Jepidemicheskaja situacija po tuberkuljozu v Rossii [Epidemic situation on tuberculosis in Russia]. Tuberkuljoz i bolezni ljogkih [Tuberculosis and lung diseases]. 2018; 8(96):15-24. (In Russian)
- Sterlikov S.A., Nechaeva O.B., Buryhin V.S., Ponomarjov S.B. i dr. Otraslevye i jekonomicheskie pokazateli protivotuberkuljoznoj raboty v 2017–2018 gg. [Sectoral and economic indicators of anti-tuberculosis work in 2017–2018] Analiticheskij obzor osnovnyh pokazatelej i statisticheskie materialy [Analytical overview of key indicators and statistical materials] // M.: RIO CNIIOIZ. 2019:59 (In Russian)
- Nechaeva O.B., Gordina A.V., Sterlikov S.A., Kucherjavaja D.A. i dr. Resursy i dejatel'nost' protivotuberkuljoznyh organizacij Rossijskoj Federacii v 2018–2019 gg. (statisticheskie materialy) [Resources and activities of anti-tuberculosis organizations of the Russian Federation in 2018–2019 (statistical materials)]. M.: RIO CNIIOIZ. 2018:101 (In Russian)
- Mikhailova Yu.V., Nechaeva O.B., Shikina I.B., Mikhailov A.Yu. Resursy medicinskih organizacij Rossii, okazyvayushchih pomoshch' pri infekcionnyh social'no znachimyh zabolevaniyah. [Resources of medical organizations of Russia providing assistance in infectious socially significant diseases]. Tuberkulyoz i bolezni lyogkih. [Tuberculosis and lung disease]. 2019; 6(97): 8-14. DOI: 10.21292/2075-1230-2019-97-6-8-14 (In Russian)
- Sterlikov S.A., Galkin V.B., Rusakova L.I., Ponomarëv S.B. i dr. Rezul'taty lechenija bol'nyh tuberkulëzom v 2018 godu [Results of treatment of patients with tuberculosis in 2018 ] Sovremennye problemy zdravoohranenija i medicinskoj statistiki [Modern problems of health care and medical statistics]. 2019:3 (In Russian)
- Butrina V.I., Lyutsko V.V. Мediko-reabilitacionnyh meropriyatij v vosstanovlenii funkcii dyhaniya pri lechenii raka lyogkogo, vyzvannogo tuberkulyoznym processom. [The role of medico-rehabilitation measures in restoring respiratory function in the treatment of lung cancer caused by the tuberculosis process]. Fundamental'nye issledovaniya. [Basic research] 2014; 4(2): 252-255 (In Russian)
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Acknowledgments. The study did not have sponsorship.
Conflict of interests. The authors declare no conflict of interest.
Сведения об авторах
Гребенёв Егор Вадимович - аспирант кафедры фармакологии и клинической фармакологии
ФГБОУ ВО «Дальневосточный государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения России, 680000, Хабаровский край, город Хабаровск, улица Муравьева-Амурского, 35, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. ORCID 0000-0003-1250-2350
Мешалкина Светлана Юрьевна - кандидат фармацевтических наук ФГБОУ ВО «Дальневосточный государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения России, 680000, Хабаровский край, город Хабаровск, улица Муравьева-Амурского, 35, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. ORCID 0000-0002-3086-8535
About the authors
Grebenyov Egor Vadimovich - Postgraduate student of the Department of Pharmacology and Clinical Pharmacology Far-Eastern State Medical University (FESMU) of the Ministry of Health of Russia, 680000, Khabarovsk Territory, Khabarovsk, Muravyov-Amursky Street, 35, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. ORCID 0000-0003-1250-2350
Meshalkina Svetlana Yurievna - Candidate of Pharmaceutical Sciences Far-Eastern State Medical University (FESMU) Ministry of Health of Russia, 680000, Khabarovsk Territory, Khabarovsk, Muravyov-Amursky Street, 35, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. ORCID 0000-0002-3086- 8535
Статья получена: 02.11.2021 г.
Принята к публикации: 30.12.2021 г.
URL: http://healthproblem.ru/magazines?textEn=706 (date of access: 23.11.2024).