Научно-практический рецензируемый журнал
"Современные проблемы здравоохранения
и медицинской статистики"
Scientific journal «Current problems of health care and medical statistics»
Новости научно-практического рецензируемого журнала
Больше новостей

Диагностика и профилактика преждевременного старения

Организация здравоохранения

REVOCATION OF THE PATIENT'S CONSENT TO THE PROCESSING OF PERSONAL DATA FROM A MEDICAL ORGANIZATION: LEGALITY AND POSSIBILITIES OF LEGAL REGULATION

M.G. Sveredyuk1, V.S. Stupak2, V.V. Liutsko2
1. Kabarovsk Institute of Advanced Training for Healthcare Specialists, Khabarovsk Krai Ministry of Health.
2. Federal Research Institute for Health Organization and Informatics of Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow
Full file PDF (588 Kb)
УДК 614.2

DOI 10.24412/2312-2935-2021-4-502-514

 

 

ОТЗЫВ СОГЛАСИЯ ПАЦИЕНТА НА ОБРАБОТКУ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ ИЗ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: ПРАВОМЕРНОСТЬ И ВОЗМОЖНОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

 

М.Г. Свередюк1, В.С. Ступак2, В.В. Люцко 2

 

1КГБОУ ДПО «Институт повышения квалификации специалистов здравоохранения» министерства здравоохранения Хабаровского края, г. Хабаровск.

2ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Москва.

                               

Актуальность. Федеральное законодательства обязывает всех лиц, занимающихся обработкой информации о частной жизни граждан, соблюдать установленный порядок сбора, хранения, использования и распространения такой информации. Отзыв согласия пациента на обработку персональных данных не всегда правомерен и как правило приводит к конфликтам между пациентами и медицинскими работниками.

Целью исследования является проведение анализа основных нормативно-правовых актов, регулирующих сбор, хранение, использование и распространение персональных данных о пациенте в системе здравоохранения и в медицинских организациях.

Методы исследования. Проведен систематический обзор законодательства Российской Федерации, положений, действующих нормативных правовых актов на федеральном и региональном уровне, регулирующих правоотношения в сфере охраны здоровья.

Результаты. Действующая Конституция РФ в соответствии со статьей 24 Конституции РФ определила, что без согласия гражданина собирать, хранить, использовать и распространять сведения о его частной жизни запрещено. Согласно части 1 статьи 92 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" закреплено право на ведение учета персональных данных лиц, которым оказывается медицинская помощь, а также лиц, в отношении которых проводятся медицинские экспертизы, медицинские осмотры и медицинские освидетельствования. Статьей 94  предусмотрен перечень персональных данных о лицах, которым оказывается медицинская помощь, а также о лицах, в отношении которых проводятся медицинские экспертизы, медицинские осмотры и медицинские освидетельствования. Вопросам безопасности посвящена часть 1 статьи 19 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ "О персональных данных" согласно которой оператор при обработке персональных данных обязан принимать необходимые меры безопасности по работе с персональными данными. Между тем, несмотря на законодательные гарантии защиты информации, пациенты направляют запросы в медицинские организации с требованием завершения обработки персональных данных и их удаления из информационных систем учреждения. Авторы ссылаются на решения судов различных инстанций, по которым принимались решения по отзыву персональных данных пациентов, высказывают мнение о недостаточности правового регулирования в системе здравоохранения по данному вопросу.

Выводы. Анализируя вышеизложенные положения, авторы считают целесообразным разработать нормативно-правовой акт, которым будет определен порядок, функции, конкретные действия медицинского работника, пациента, законного представителя, а также последствия наличия, либо отсутствия согласия на обработку персональных данных.

 

Ключевые слова: медицинская организация,пациент, персональные данные, безопасность, правовое регулирование.

 

REVOCATION OF THE PATIENT'S CONSENT TO THE PROCESSING OF PERSONAL DATA FROM A MEDICAL ORGANIZATION: LEGALITY AND POSSIBILITIES OF LEGAL REGULATION

 

M.G. Sveredyuk 1, V.S. Stupak 2, V.V. Liutsko 2

 

1 Kabarovsk Institute of Advanced Training for Healthcare Specialists, Khabarovsk Krai Ministry of Health.

2Federal Research Institute for Health Organization and Informatics of Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow

 

Relevance. Federal legislation obliges all persons involved in the processing of information about the private life of citizens to comply with the established procedure for collecting, storing, using and distributing such information. Revocation of the patient's consent to the processing of personal data is not always legitimate and usually leads to conflicts between patients and medical professionals.

The purpose of the study is to analyze the main regulatory legal acts regulating the collection, storage, use and dissemination of personal data about a patient in the healthcare system and in medical organizations.

Research methods. A systematic review of the legislation of the Russian Federation, regulations, and current regulatory legal acts at the federal and regional levels regulating legal relations in the field of health protection has been carried out.

Results. The current Constitution of the Russian Federation, in accordance with Article 24 of the Constitution of the Russian Federation, has determined that it is prohibited to collect, store, use and disseminate information about his private life without the consent of a citizen. According to part 1 of Article 92 of Federal Law No. 323-FZ of November 21, 2011 "On the basics of public health protection in the Russian Federation", the right to keep records of personal data of persons who receive medical care, as well as persons in respect of whom medical examinations, medical examinations and medical examinations are carried out is secured. Article 94 provides for a list of personal data about persons who receive medical care, as well as about persons in respect of whom medical examinations, medical examinations and medical examinations are carried out. Part 1 of Article 19 of the Federal Law No. 152-FZ of July 27, 2006 "On Personal Data" is devoted to security issues, according to which the operator is obliged to take the necessary security measures to work with personal data when processing personal data. Meanwhile, despite the legislative guarantees of information protection, patients send requests to medical organizations demanding the completion of the processing of personal data and their removal from the information systems of the institution. The authors refer to the decisions of the courts of various instances, on which decisions were made on the withdrawal of personal data of patients, express the opinion about the insufficiency of legal regulation in the healthcare system on this issue.

Conclusions. Analyzing the above provisions, the authors consider it expedient to develop a regulatory legal act that will determine the procedure, functions, specific actions of a medical worker, patient, legal representative, as well as the consequences of the presence or absence of consent to the processing of personal data.

 

Keywords: medical organization, patient, personal data, security, legal regulation.

 

Ведение.В соответствии со статьей 24 Конституции РФ [1], без согласия гражданина собирать, хранить, использовать и распространять сведения о его частной жизни запрещено.

«Указанная норма Конституции РФ сформулирована широко и обязывает всех лиц, занимающихся обработкой информации о частной жизни граждан, соблюдать установленный порядок сбора, хранения, использования и распространения такой информации. Эта обязанность возлагается не только на государственные органы власти и управления, государственные и муниципальные предприятия и организации, но и на коммерческие, общественные организации и предприятия, а также на граждан, осуществляющих деятельность, в процессе которой они вынуждены осуществлять обработку персональных данных граждан. Особенно это актуально для медицинских организаций и медицинских работников, которые занимаются обработкой персональных данных пациентов в процессе оказания им медицинской помощи» [2].

Целью исследования является проведение анализа основных нормативно-правовых актов, регулирующих сбор, хранение, использование и распространение персональных данных о пациенте в системе здравоохранения и в медицинских организациях.

Методы исследования. Проведен систематический обзор законодательства Российской Федерации, положений, действующих нормативных правовых актов на федеральном и региональном уровне, регулирующих правоотношения в сфере охраны здоровья. Использованы методы: аналитический, библиографический.

Результаты. Согласно части 1 статьи 92 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" [3] (далее по тексту – 323-ФЗ) «При осуществлении медицинской деятельности ведется учет персональных данных лиц, участвующих в осуществлении медицинской деятельности, лиц, которым оказывается медицинская помощь, а также лиц, в отношении которых проводятся медицинские экспертизы, медицинские осмотры и медицинские освидетельствования (далее - персонифицированный учет)».

Статьей 94 323-ФЗ предусмотрено, что в системе персонифицированного учета осуществляется обработка следующих персональных данных о лицах, которым оказывается медицинская помощь, а также о лицах, в отношении которых проводятся медицинские экспертизы, медицинские осмотры и медицинские освидетельствования:

1) фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии);

2) пол;

3) дата рождения;

4) место рождения;

5) гражданство;

6) данные документа, удостоверяющего личность;

7) место жительства;

8) место регистрации;

9) дата регистрации;

10) страховой номер индивидуального лицевого счета (при наличии), принятый в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования;

11) номер полиса обязательного медицинского страхования застрахованного лица (при наличии);

12) анамнез;

13) диагноз;

14) сведения об организации, осуществляющей медицинскую деятельность;

15) вид оказанной медицинской помощи;

16) условия оказания медицинской помощи;

17) сроки оказания медицинской помощи;

18) объем оказанной медицинской помощи, включая сведения об оказанных медицинских услугах;

19) результат обращения за медицинской помощью;

20) серия и номер выданного листка нетрудоспособности (при наличии);

21) сведения о проведенных медицинских экспертизах, медицинских осмотрах и медицинских освидетельствованиях и их результаты;

22) примененные стандарты медицинской помощи;

23) сведения о медицинском работнике или медицинских работниках, оказавших медицинскую помощь, проводивших медицинские экспертизы, медицинские осмотры и медицинские освидетельствования.

Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" [4] (далее по тексту 326-ФЗ) также содержит нормы, определяющие объем персональных данных пациента, применительно к системе обязательного медицинского страхования. Используемый в 326-ФЗ термин "персональные данные" раскрыт в статье 44, в которой приводится перечень сведений, относящихся к категории персональных данных. Законодатель выделяет две группы таких сведений:

1. сведения о застрахованных лицах, которым оказана медицинская помощь,

2. сведения о медицинской помощи, оказанной этим лицам.

1. Сведения о застрахованных лицах, которым оказана медицинская помощь. Такие сведения подвергаются обработке, передаче, хранению исключительно в сфере обязательного медицинского страхования. К таким сведениям относятся:

1) фамилия, имя, отчество;

2) пол;

3) дата рождения;

4) место рождения;

5) гражданство;

6) данные документа, удостоверяющего личность;

7) место жительства;

8) место регистрации;

9) дата регистрации;

10) страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС), принятый в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования;

11) номер полиса обязательного медицинского страхования застрахованного лица;

12) данные о страховой медицинской организации, выбранной застрахованным лицом;

13) дата регистрации в качестве застрахованного лица;

14) статус застрахованного лица (работающий, неработающий).

Кроме того, в сфере обязательного медицинского страхования осуществляется сбор, обработка, передача и хранение сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам:

1) номер полиса обязательного медицинского страхования застрахованного лица;

2) медицинская организация, оказавшая соответствующие услуги;

3) виды оказанной медицинской помощи;

4) условия оказания медицинской помощи;

5) сроки оказания медицинской помощи;

6) объемы оказанной медицинской помощи;

7) стоимость оказанной медицинской помощи;

8) диагноз;

9) профиль оказания медицинской помощи;

10) медицинские услуги, оказанные застрахованному лицу, и примененные лекарственные препараты;

11) примененные медико-экономических стандарты;

12) специальность медицинского работника, оказавшего медицинскую помощь;

13) результат обращения за медицинской помощью;

14) результаты проведенного контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи.

Обработка, хранение и передача перечисленных данных в сфере обязательного медицинского страхования осуществляется для достижения следующих целей:

1) создание условий для обеспечения гарантий прав застрахованных лиц на бесплатное оказание медицинской помощи надлежащего качества и в соответствующем объеме в рамках программ обязательного медицинского страхования;

2) создание условий для осуществления контроля за использованием средств обязательного медицинского страхования;

3) определение потребности в объемах медицинской помощи в целях разработки программ обязательного медицинского страхования.

Необходимо отметить, что в 323-ФЗ особо подчеркнуто следующее: «При ведении персонифицированного учета должны обеспечиваться конфиденциальность персональных данных лиц, которые участвуют в осуществлении медицинской деятельности, лиц, которым оказывается медицинская помощь, а также лиц, в отношении которых проводятся медицинские экспертизы, медицинские осмотры и медицинские освидетельствования, и безопасность указанных персональных данных с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации в области персональных данных» (ч. 4 ст. 92 323-ФЗ).

Данная норма полностью соответствует международному праву. В частности, согласно Директиве Европейского Парламента и Совета Европейского Союза 95/46/ЕС от 24 октября 1995 г. о защите физических лиц при обработке персональных данных и о свободном обращении таких данных (Текст в редакции Регламента Европейского парламента и Совета ЕС 1882/2003 от 29 сентября 2003 года) [5] конфиденциальность обработки персональных данных определяется как обязанность лица, получившего доступ к персональным данным, обрабатывать персональные данные граждан исключительно по поручению оператора или, если это лицо наделено правом обрабатывать персональные данные граждан, по закону.

Вопросам безопасности также посвящена часть 1 статьи 19 Федерального закона от 27 июля 2006 г. №152-ФЗ "О персональных данных" [6] (далее - Закон № 152-ФЗ), согласно которой: «Оператор при обработке персональных данных обязан принимать необходимые правовые, организационные и технические меры или обеспечивать их принятие для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных».

Между тем, несмотря на законодательные гарантии защиты информации пациенты, как субъекты правоотношений по осуществлению медицинской деятельности, в том числе организационно-правовых отношений, зачастую направляют запросы в медицинские организации с требованием завершения обработки персональных данных и их удаления из информационных систем учреждения. Обоснованием данного требования является ссылка на Закон №152-ФЗ).

В соответствии со ст. 3 Закона № 152-ФЗ персональными данными является любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных). Всевозможные действия (операции) с персональными данными, включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в том числе передачу), обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных, признаются обработкой персональных данных (п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона №152-ФЗ).

По общему правилу, сформулированному в ст. 6 Закона № 152-ФЗ, обработка персональных данных возможна только с согласия субъектов персональных данных, которое должно быть конкретным и информированным, то есть содержать информацию, позволяющую однозначно сделать вывод о целях, способах обработки с указанием действий, совершаемых с персональными данными, объеме обрабатываемых персональных данных (ч. 1 ст. 9 Закона № 152-ФЗ).

Частью 2 ст. 9 Закона № 152-ФЗ закреплено право субъекта в любое время отозвать свое согласие на обработку его персональных данных. Способ отзыва согласия, в том числе форма и сроки отзыва, должны предусматриваться согласием (п. 8 ч. 4 ст. 9 Закона № 152-ФЗ). В этом случае оператор обязан прекратить их обработку или обеспечить прекращение такой обработки и в случае, если сохранение персональных данных более не требуется для целей обработки персональных данных, уничтожить в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления указанного отзыва, если оператор не вправе осуществлять обработку персональных данных без согласия субъекта персональных данных на основаниях, предусмотренных Законом № 152-ФЗ или другими федеральными законами (ч. 5 ст. 21 Закона № 152-ФЗ).

Из данных общих правил законодателем предусмотрен ряд исключений. В частности, оператор может продолжить обработку персональных данных без согласия физического лица при наличии оснований, указанных в п.п. 2-11 ч. 1 ст. 6, ч. 2 ст. 10 и ч. 2 ст. 11 Закона № 152-ФЗ. В частности, такая обработка допускается, если она необходима для осуществления и выполнения возложенных законодательством РФ на оператора функций, полномочий и обязанностей (п. 2 ч. 1 ст. 6 Закона № 152-ФЗ); если она осуществляется в соответствии с законодательством об обязательном медицинском страховании (п. 8 ч. 2 ст. 10 Закона № 152-ФЗ).

В терминологии 326-ФЗ граждане, на которых распространяется обязательное медицинское страхование, являются застрахованными лицами (п. 7 ст. 3 Закона № 326-ФЗ) и имеют право на бесплатное оказание им медицинской помощи медицинскими организациями при наступлении страхового случая на всей территории РФ в объеме, установленном базовой программой обязательного медицинского страхования, либо на территории субъекта РФ, в котором выдан полис обязательного медицинского страхования, в объеме, установленном территориальной программой обязательного медицинского страхования (п. 1 ч. 1 ст. 16 Закона № 326-ФЗ). Данному праву застрахованных лиц корреспондируется обязанность медицинских организаций бесплатно оказывать застрахованным лицам медицинскую помощь в рамках программ обязательного медицинского страхования (п. 1 ч. 2 ст. 20 Закона № 326-ФЗ). Причем исполнение данной обязанности не связывается с наличием или отсутствием согласия застрахованного лица на обработку его персональных данных. Необходимым предварительным условием оказания медицинских услуг является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство (ч. 1 ст. 20 323-ФЗ, без которого обслуживание пациента не допускается, за исключением случаев, строго регламентированных в ч. 9 ст. 20 Закона №323-ФЗ.

Кроме того, в п. 4 ч. 2 ст. 10 Закона № 152-ФЗ указано, что обработка специальных категорий персональных данных, касающихся в числе прочего состояния здоровья физического лица, осуществляемая в медико-профилактических целях, в целях установления медицинского диагноза, оказания медицинских и медико-социальных услуг при условии, что обработка персональных данных осуществляется лицом, профессионально занимающимся медицинской деятельностью и обязанным в соответствии с законодательством РФ сохранять врачебную тайну, допускается без согласия этого лица.

Конституционный Суд РФ в определении от 16.07.2013 № 1176-О [7] разъяснил, что приведенное законоположение позволяет хранить информацию о состоянии здоровья граждан исключительно в целях реализации их права на охрану здоровья и медицинскую помощь, при этом конфиденциальность персональных данных обеспечивается врачебной тайной, а потому оно не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан. Иными словами, такая обработка персональных данных будет законна без согласия самого пациента при ее осуществлении исключительно медицинским персоналом. Аналогичная позиция изложена в письме Минздрава России от 11.09.2014 № 18-1/10/2-6945.

Данный вывод разделяют и суды (например, решение Ленинского районного суда г. Краснодара Краснодарского края от 24.07.2014 № 2-7599/2014, постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2018 № 08АП-3812/18).

На возможность обработки персональных данных пациента без его согласия указано также в п.п. 8, 9 ч. 4 ст. 13 323-ФЗ, в силу которых сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении (врачебная тайна), могут передаваться при обмене информацией медицинскими организациями, в том числе размещенной в медицинских информационных системах, в целях оказания медицинской помощи с учетом требований законодательства РФ о персональных данных, а также в целях осуществления учета и контроля в системе обязательного социального страхования.

Выводы. Таким образом, обработка персональных данных пациента -, осуществляемая в целях исполнения целого ряда норм законодательства и возможна в отсутствие его согласия, в объеме, в котором это установлено Законом № 326-ФЗ.

Думается, что порядок обработки персональных данных в сфере здравоохранения нуждается в отдельной регламентации. Исходя из заложенной в Конституции РФ концепции единых правовых основ системы здравоохранения [8] в этой связи можно согласиться со следующим предложением: «Для решения данной проблемы необходимо разработать проект нормативно-правового акта Министерству здравоохранения Российской Федерации совместно с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования и Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, для его принятия вышестоящими органами, с учетом оказания бесплатной медицинской помощи в системе ОМС, где будут регламентированы порядок, функции, конкретные действия медицинского работника, пациента, законного представителя, последствия наличия/отсутствия согласия на обработку персональных данных» [9]. Со своей стороны, авторы предлагают данную регламентацию разработать не только для системы обязательного медицинского страхования, но и сферы платной медицинской помощи.

 

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.). СПС «Гарант»

2. Пищита А.Н., Гончаров Н.Г. Юридический регламент обработки персональных данных в медицине: научно-практическое руководство для врачей и юристов. - Москва: "РМАПО" (Серия: "Медико-правовой регламент оказания медицинской помощи"), 2013.

3. Федерального закона от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".СПС «Гарант»

4. Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".СПС Консультант плюс»

5. Директива Европейского Парламента и Совета Европейского Союза 95/46/ЕС от 24 октября 1995 г. о защите физических лиц при обработке персональных данных и о свободном обращении таких данных (Текст в редакции Регламента Европейского парламента и Совета ЕС 1882/2003 от 29 сентября 2003 года). СПС «Консультант плюс»

6. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. №152-ФЗ "О персональных данных". СПС «Консультант плюс»

7. Определение Конституционного Суда РФ от 16 июля 2013 г. N 1176-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Круглова Александра Геннадьевича на нарушение его конституционных прав пунктом 4 части 2 статьи 10 Федерального закона "О персональных данных". СПС «Консультант плюс»

8. Свередюк М.Г., Ушакова О.В., Сон И.М., Ступак В.С., Соколовская Т.А. Поправки к Конституции Российской Федерации и актуальность правоотношений в сфере охраны здоровья. Социальные аспекты здоровья населения. 2020;4:475-486

9. Эртель Л.А., Хапай С.Х. Персональные данные пациента, персонифицированный учет, врачебная тайна: правовые пробелы. Медицинское право: теория и практика. 2019; 1(9):51-55.

 

References

1. Konstituciya Rossijskoj Federacii [Constitution of the Russian Federation ] (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12 dekabrya 1993 g.) // SPS «Garant»

2. Pishchita A.N., Goncharov N.G. YUridicheskij reglament obrabotki personal'nyh dannyh v medicine: nauchno-prakticheskoe rukovodstvo dlya vrachej i yuristov [Legal regulation of personal data processing in medicine: a scientific and practical guide for doctors and lawyers ]- Moskva: "RMAPO" (Seriya: "Mediko-pravovoj reglament okazaniya medicinskoj pomoshchi"), 2013.

3. Federal'nogo zakona ot 21 noyabrya 2011 g. №323-FZ "Ob osnovah ohrany zdorov'ya grazhdan v Rossijskoj Federacii" // SPS «Garant»

4. Federal'nyj zakon ot 29 noyabrya 2010 g. № 326-FZ "Ob obyazatel'nom medicinskom strahovanii v Rossijskoj Federacii" // SPS Konsul'tant plyus»

5. Direktiva Evropejskogo Parlamenta i Soveta Evropejskogo Soyuza 95/46/ES ot 24 oktyabrya 1995 g. o zashchite fizicheskih lic pri obrabotke personal'nyh dannyh i o svobodnom obrashchenii takih dannyh (Tekst v redakcii Reglamenta Evropejskogo parlamenta i Soveta ES 1882/2003 ot 29 sentyabrya 2003 goda) // SPS «Konsul'tant plyus»

6. Federal'nyj zakon ot 27 iyulya 2006 g. №152-FZ "O personal'nyh dannyh"  // SPS «Konsul'tant plyus»

7. Opredelenie Konstitucionnogo Suda RF ot 16 iyulya 2013 g. N 1176-O "Ob otkaze v prinyatii k rassmotreniyu zhaloby grazhdanina Kruglova Aleksandra Gennad'evicha na narushenie ego konstitucionnyh prav punktom 4 chasti 2 stat'i 10 Federal'nogo zakona "O personal'nyh dannyh" // SPS «Konsul'tant plyus»

8. Sveredyuk M.G., Ushakova O.V., Son I.M., Stupak V.S., Sokolovskaya T.A. Popravki k Konstitucii Rossijskoj Federacii i aktual'nost' pravootnoshenij v sfere ohrany zdorov'ya [Amendments to the Constitution of the Russian Federation and the relevance of legal relations in the sphere of health protection ]Social'nye aspekty zdorov'ya naseleniya [Social aspects of public health]. 2020:4:475-486

9. Ertel' L.A., Hapaj S.H. Personal'nye dannye pacienta, personificirovannyj uchet, vrachebnaya tajna: pravovye probely[Personal data of the patient, personalized registration, medical secrecy: legal gaps]. Medicinskoe pravo: teoriya i praktika[Medical Law: Theory and Practice]. 2019; 1(9):51-55.

 

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Acknowledgments. The study did not have sponsorship.

Conflict of interests. The authors declare no conflict of interest.

 

Сведения об авторах

Свередюк Максим Геннадьевич – юрист, старший преподаватель кафедры организации здравоохранения и медицинского права Краевого государственно бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации специалистов здравоохранения» министерства здравоохранения Хабаровского края. E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., ORCID 0000-0002-8722-1142; SPIN-код 1979-5387

Ступак Валерий Семенович – доктор медицинских наук, начальник отдела общественного здоровья и демографии ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 127254, Россия, Москва, ул. Добролюбова, 11, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., ORCID 0000-0002-8722-1142; SPIN-код: 3720-1479

Люцко Василий Васильевич, доктор медицинских наук, доцент, главный научный сотрудник отдела научных основ организации здравоохранения ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 127254, Россия, Москва, ул. Добролюбова, 11, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., ORCID: 0000-0003-2114-8613, SPIN: 6870-7472

Information about the authors

Maksim Gennadyevich Sveredyuk - Lawyer, Senior Lecturer, Department of Health Care Organization and Medical Law, Regional State Budgetary Educational Institution of Additional Professional Education "Institute of Advanced Training for Health Care Specialists" of the Ministry of Health of the Khabarovsk Krai. E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., ORCID 0000-0002-8722-1142; SPIN-code 1979-5387

Valery Stupak - MD, PhD, Head of the Department of Public Health and Demography, Federal Research Institute for Health Organization and Informatics of Ministry of Health of the Russian Federation, 127254, Russia, Moscow, Dobrolyubova str. 11, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., ORCID 0000-0002-8722-1142; SPIN-code: 3720-1479

Vassiliy V. Liutsko - MD, PhD, Associate Professor, Chief Researcher, Department of Scientific Fundamentals of Health Care Organization, Federal Research Institute for Health Organization and Informatics of Ministry of Health of the Russian Federation, 127254, Russia, Moscow, Dobrolyubova str. 11, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., ORCID: 0000-0003-2114-8613, SPIN: 6870-7472

 

Статья получена: 02.08.2021 г.

Принята к публикации: 30.12.2021 г.

 

 

 

Keywords medical organization, patient, personal data, security, legal regulation.

Full file PDF
M.G. Sveredyuk, V.S. Stupak, V.V. Liutsko, REVOCATION OF THE PATIENT'S CONSENT TO THE PROCESSING OF PERSONAL DATA FROM A MEDICAL ORGANIZATION: LEGALITY AND POSSIBILITIES OF LEGAL REGULATION // Scientific journal «Current problems of health care and medical statistics». - 2021. - №4;
URL: http://healthproblem.ru/magazines?textEn=742 (date of access: 23.11.2024).

Code to embed on your website or blog:

Article views:
Today 4 | Week 13 | Total: 1127