AUDIT OF THE ORGANIZATION OF MEDICAL CARE IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS AS THE BASIS OF THE PROGRAM FOR FURTHER IMPROVEMENTS
DOI10.24412/2312-2935-2022-3-478-492
АУДИТ ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ КАК ОСНОВА ПРОГРАММЫ ДАЛЬНЕЙШИХ УЛУЧШЕНИЙ
А.В. Казанцева¹, Е.В. Ануфриева², Л.Н. Малямова²
¹ ФГБОУ ВО «Уральский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Екатеринбург
² Министерство здравоохранения Свердловской области, г. Екатеринбург
Введение. В состоянии здоровья детей сформировались негативные тенденции: прогрессирование школьно-обусловленной патологии, высокая распространенность рисковых форм поведения. Здоровье и образование органически связаны между собой. Значимым элементом системы охраны здоровья несовершеннолетних является работа медицинских кабинетов в образовательных организациях.
Цель - оценить систему организации медицинского обеспечения детей и подростков в период обучения и сформировать организационно-методические подходы для ее совершенствования.
Материалы и методы. Проведено описательное исследование на основе аудита качества медицинской помощи оказания несовершеннолетним обучающимся и социологического опроса обучающихся, родителей и педагогов в 10 школах и 5 колледжах Свердловской области в 2016-2019 гг.
Результаты. Выявлены общие проблемы определяющих недостаточное качество медицинской помощи обучающимся: дефицит кадров и невысокая квалификация сотрудников, более выраженные в колледжах. Отсутствуют единые подходы к деятельности медицинских работников и преемственность в работе с врачами первичного звена, в том числе обмен данными в цифровом формате.
Обсуждение. По результатам аудита на первом этапе были разработаны и внедрены в практику Организационные стандарты работы медицинских работников образовательных организаций, включающие стандартные операционные процедуры (СОП). На втором этапе подготовлена нормативная база для включения медицинских кабинетов школ в Единый цифровой контур здравоохранения региона. Создан региональный центр охраны здоровья детей и подростков с целью организации методического сопровождения деятельности медицинских работников образовательных организаций.
Заключение. Разработанные и реализуемые меры по итогам аудита позволят повысить качество оказания медицинской помощи обучающимся, производительность труда медицинских работников, что в долгосрочной перспективе окажет положительное влияние на состояние здоровья молодого поколения.
Ключевые слова: аудит качества медицинской помощи, здоровье несовершеннолетних, стандартизация, образовательные организации.
AUDIT OF THE ORGANIZATION OF MEDICAL CARE IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS AS THE BASIS OF THE PROGRAM FOR FURTHER IMPROVEMENTS
Kazantseva A.V.¹, Anufrieva E.V.², Malyamova L.N. ²
¹ Federal State Budget Educational Institution of Higher Education "Ural State Medical University" of the Ministry of Health of the Russian Federation, Yekaterinburg
² Ministry of Health of the Sverdlovsk Region, Yekaterinburg
Introduction. Negative tendencies have formed in the health status of children: the progression of school-related pathology, a high prevalence of risky forms of behavior. Health and education are organically linked. An important element of the health care system for minors is the work of medical offices in educational institutions.
Purpose - assess the system of organizing medical support for children and adolescents during the period of study and to form organizational and methodological approaches for its improvement.
Materials and methods. A descriptive study was carried out on the basis of an audit of the quality of medical care for minors and a sociological survey of students, parents and teachers in 10 schools and 5 colleges of the Sverdlovsk region in 2016-2019.
Results. The general problems that determine the insufficient quality of medical care for students are identified: a shortage of personnel and low qualifications of employees, which are more pronounced in colleges. There are no unified approaches to the activities of medical workers and there is no continuity in working with primary care physicians, including the exchange of data in digital format.
Discussion. Based on the results of the audit, at the first stage, the Organizational Standards for the work of medical staff of educational organizations, including standard operating procedures (SOP), were developed and implemented into practice. At the second stage, a regulatory framework was prepared for the inclusion of medical offices of schools in the Unified digital health care circuit of the region. A regional center for the protection of the health of children and adolescents has been created with the aim of organizing methodological support for the activities of medical workers of educational organizations.
Conclusion. The developed and implemented measures based on the results of the audit will improve the quality of medical care for students, the productivity of medical workers, which in the long term will have a positive impact on the health of the younger generation.
Key words: audit of the quality of medical care, health of children, standardization, educational organizations.
Введение. Необходимость содействия здоровью в условиях образовательной организации (ОО) признана многими экспертами [1-3]. Здоровье и успехи в образовательном процессе учащихся тесно взаимосвязаны. Качество полученного образования в дальнейшем будет оказывать влияние на выбор профессии и создание семьи, следовательно, на социально-экономическое благополучие общества [1-6].
За последние десятилетия в состоянии здоровья детей и подростков регистрируются неблагоприятные тенденции: прогрессирование школьно-обусловленной патологии, высокая распространенность поведенческих и социальных детерминант [3, 7-13]. Значимое влияние на здоровье детского и подросткового населения также оказывают дефекты организации медицинского сопровождения, уровень санитарно-эпидемиологического благополучия в образовательных организациях [2, 3, 14, 15]. При этом именно медицинская помощь в ОО является одним из резервов эффективного решения проблемы сохранения и укрепления здоровья несовершеннолетних обучающихся [4, 5, 16].
В Российской Федерации целенаправленно начали заниматься вопросам организации медицинской помощи обучающимся только последние 5-7 лет: сформирована нормативно-правовая база, реализован пилотный проект Минздрава и Минпросвещения России «Современная модель охраны здоровья детей в общеобразовательных организациях», Комитетом по охране здоровья Государственной Думы РФ разработан законопроект по школьной медицине. Однако до настоящего времени не сформирована единая модель службы школьного здравоохранения, требуют уточнения перечень медицинских услуг, оказываемых медицинскими работниками ОО, функциональные обязанности медицинских работников отделений организации медицинской помощи в образовательных организациях (ОМПО). Кроме того, в 2020 году утвержден профессиональный стандарт специалиста - бакалавра по оказанию медицинской помощи несовершеннолетним, обучающимся в образовательных организациях. Определены трудовые функции данного специалиста, направленные на организацию профилактической работы и оказание медицинской помощи в неотложной и экстренной форме в ОО. Тем не менее данные специалисты не включены в перечень медицинского персонала ОМПО, отсутствуют соответствующие должности и в номенклатуре должностей медицинских и фармацевтических работников, Едином квалификационном справочнике должностей, руководителей, специалистов и служащих. Утвержденная номенклатура медицинских услуг, содержит лишь малый перечень услуг, которые должен оказывать медицинский работник в школе.
В сложившихся условиях представляется целесообразным изучение системы организации медицинской помощи несовершеннолетним обучающимся на региональном уровне, установление управляемых факторов, оказывающих влияние на качество оказания медицинской помощи в ОО и обоснование системы мер, направленных на преобразование медицинского сопровождения в период обучения. Одним из современных инструментов, позволяющих оценить качество медицинской помощи, является система аудитов [17-19]. Аудит является практическим инструментом управления процессами оказания медицинской помощи с целью улучшения качества медицинской помощи и повышения ее эффективности. Аудиторский метод составляет неотъемлемую частью непрерывного процесса совершенствования качества.
Цель исследования - оценить систему организации медицинского обеспечения детей и подростков в период обучения и сформировать организационно-методические подходы для ее совершенствования.
Материалы и методы исследования. Исследование имело описательный характер. Выполнена серия выездных аудитов качества медицинской помощи несовершеннолетним обучающимся в 10 школах и 5 организация среднего профессионального образования (ОСПО) Свердловской области в 2016-2019 гг. В медицинских кабинетах школ и ОСПО осуществлялось прямое наблюдение за процессом оказания медицинской помощи (МП) обучающимся, анализ учетно-отчетной документация ОМПО, также учитывались результаты интервьюирования медицинских работников (врачей/фельдшеров, медицинских сестер и заведующих ОМПО). Для оценки и дальнейшего анализа использованы чек-листы «Протокол оценки качества медицинской помощи обучающимся», утвержденный Российским обществом школьной и университетской медицины (РОШУМЗ, 2016) [20].
В чек-листах оценки качества МП [21] были выделены 7 групп критериев. Каждый из которых измерялся по трехбалльной шкале, где 0 - полное отсутствие, 1 балл – соответствие менее ¼ показателей, 2 балла – соответствие от ¼ до ¾ показателей, 3 – соответствие ¾ и более показателей, содержащихся в стандарте качества. Были вычислены средние баллы чек-листов для каждой площадки, а также средний балл для категорий (школы и ОСПО).
Для получения всесторонней информации по критериям 2 и 4, был организован социологический опрос участников процесса оказания медицинской помощи: школьников 10-17 лет (276 чел.), несовершеннолетних студентов ОСПО (115 чел.), их родителей (254 чел.) и педагогов (220 чел.). Анкеты для обучающихся и их родителей содержали по 10 вопросов, анкеты для педагогов - 6 вопросов.
Статистическая обработка данных проводилась с использованием программы MS Excel 2010. Статистически значимыми считали различия при р˂0,05.
Результаты. В Свердловской области медицинская помощь несовершеннолетним обучающимся, оказывается в школах и организациях среднего профессионального образования. Для этого в регионе сформирована актуальная нормативно-правовая база [21]. По данным регионального Министерства образования практически половина обучающихся ОСПО (47%) являются несовершеннолетними и им необходимо обеспечивать весь спектр профилактической медицинской помощи, регламентированный нормативно-правовыми документами. В отличие от школ, большинство ОСПО региона (83,6%) самостоятельно получают лицензию на медицинскую деятельность и обеспечивают не только охрану здоровья обучающихся, но и оказание им медицинской помощи в период обучения [22]. Несмотря на существующую разность в организации медицинской помощи обучающимся по результатам аудитов были выявлены и общие проблемы определяющих недостаточное качество МП (табл.1). Ключевой проблемой является дефицит кадров и невысокая квалификация сотрудников, более выраженные в ОСПО. Основной кадровый потенциал составляют фельдшеры [22, 23]. Установлено, что во всех образовательных организациях не соблюдаются рекомендованные штатные нормативы8, при этом уровень заработной платы не адекватен выполняемой работе и существенно ниже, чем у коллег, работающих в детских поликлиниках (на участках).
Приоритетной задачей медицинского обеспечения в ОО является сопровождение здоровых детей, выявление групп риска и организация для них профилактических мероприятий. Однако, как показали результаты исследований, медицинские работники зачастую не до конца понимают свои функциональные обязанности. Методическое руководство в разработке и реализации превентивных программ в ОО должны осуществлять врачи по гигиене детей и подростков, которые так и не появились в медицинских организациях, имеющих в составе ОМПО. Не сформированы единые подходы к деятельности медицинских работников ОМПО и преемственности в работе с врачами-педиатрами участковыми. Отсутствие единой информационной системы безопасного хранения и управления медицинскими данными влечет пробелы в обмене актуальными сведениями, в том числе результатами профилактических медицинских осмотров. Данная проблема осложнена разным ведомственным подчинением ОСПО, самостоятельно пролицензировавших медицинские кабинеты и медицинских организаций. Отсутствие достоверной информации о здоровье обучающихся ведет к дефектам в организации медицинской помощи и организации профилактической работы в целом в ОО.
Таблица 1
Результаты оценки организации медицинского обеспечения обучающихся в образовательных организациях (в баллах по Протоколу)
Критерии качества медицинской помощи |
Средний балл (10 школ)* |
Средний балл (5 ОСПО) |
1. Наличие региональной нормативной базы в сфере здравоохранения и образования. |
3* |
2,5 |
2. ОМПО благожелательны по отношению к несовершеннолетним обучающимся и их родителям: обеспечена социальная справедливость, доступность, адекватность и эффективность медицинской помощи. |
2,75 |
2,4 |
3. Соблюдены требования к помещениям, стандарты оснащения и обеспеченности кадрами ОМПО на уровне, не ниже рекомендованного МЗ РФ. |
2,75* |
2,2 |
4. Налажено эффективное сотрудничество ОМПО с педагогами, администрацией, родителями и обучающимися, а также медицинскими организациями по месту жительства, членами местных общественных организаций и отдельными заинтересованными лицами. |
2,8* |
2,3 |
5. Наличие у работников ОМПО четко обозначенных должностных обязанностей, адекватный уровень знаний и умений, приверженность к обеспечению качества оказания медицинской помощи. |
2,5* |
1,8 |
6. Перечень услуг ОМПО соответствует приоритетным задачам общественного здравоохранения, учитывает научные знания, охватывает как популяционные, так и индивидуальные потребности обучающихся. |
2,5 |
2,1 |
7. Действует система безопасного хранения и использования индивидуальных медицинских данных, мониторинга тенденцийсостояния здоровья обучающихся, внутренней оценки качества работы ОМПО, в том числе возможность исследовательской деятельности. |
1 |
0 |
Средний балл |
2,48* |
1,8 |
* При сравнении с данными по школам, результаты статистически значимы, р˂0,05
Обсуждение. Результаты аудита показали, что несовершеннолетние, обучающиеся в школах региона, имеют больший доступ к профилактической помощи в условиях образовательной организации, чем подростки, получающие среднее профессиональное образование, нарушены принципы социального равенства среди разных категорий обучающихся. При этом данная группа подростков имеет потенциально более высокие риски для здоровья, подвергаясь в процессе учебы как дополнительным учебно-производственным нагрузкам, так и находясь зачастую в менее благоприятных социальных условиях [23, 24].
Важным является не столько сам факт проведения аудита и выявление проблем, а дальнейшие мероприятия, направленные на улучшение преемственности, повышение качества медицинского обеспечения детей в ОО [17, 18]. Так в первую очередь нами решался вопрос о стандартизации деятельности медицинских работников ОМПО. Целью решения этой проблемы была разработка и согласование единого стандарта работы медицинского специалиста ОО. На данном этапе были разработаны и внедрены в практику: «Организационный стандарт работы ОМПО», «Организационный стандарт работы кабинетов оказания медицинской помощи обучающимся в организациях среднего профессионального образования Свердловской области», стандартные операционные процедуры (СОП) для врачей-педиатров /фельдшеров ОМПО. При разработке типовых СОП приоритет отдавался наиболее распространенным трудовым процессам (например: Неотложная помощь при травмах), а также вызывающим затруднения в практике специалиста ОМПО (Гигиеническое воспитание в образовательной организации).
Внедрение организационных стандартов позволит построить непрерывное обучение на рабочем месте для медицинских работников ОМПО, рационализировать их труд и, как следствие, повысить качество и безопасность медицинской помощи. Руководителю ОСПО даст возможность осуществлять адекватный контроль деятельности штатного медицинского сотрудника в соответствии с критериями СОПов.
Развитие аудита тесно связано с внедрением информационных технологий и формированием электронной отчетности. Поэтому на втором этапе была подготовлена нормативная база для включения медицинских кабинетов школ в Единый цифровой контур здравоохранения региона, реализована возможность защищенного доступа и ведения электронной медицинской карты медицинским работником с рабочего места в школе. В виду того, что медицинские работники ОСПО в большинстве являются сотрудниками колледжей, а лицензию на медицинскую деятельность имеет ОСПО, нам пока не удалось обеспечить необходимого взаимодействия с детской поликлиникой, в том числе путем обмена электронными данными, и это продолжает оказывать негативное влияние на качество оказания медицинской помощи подросткам в колледжах.
Третьим направлением стала разработка программ дополнительного профессионального образования для специалистов ОМПО на базе Уральского государственного медицинского университета и медицинского колледжа «Организация медицинской помощи детям в образовательных организациях».
Вместе с тем, в постоянно меняющихся условиях, для качественного оказания МП медицинские работники ОО нуждаются в постоянной методической поддержке. С этой целью был создан региональный центр охраны здоровья детей и подростков. Разработан и внедрен инструментарий для осуществления практической деятельности центра (протоколы аудитов, чек-листы; анкеты для проведения мониторинга факторов риска здоровья школьников), определены подходы к внутриведомственному взаимодействию между участниками при оказании профилактической помощи обучающимся.
На реализацию программ по охране здоровья обучающихся в рамках межведомственного взаимодействия секторов образования и здравоохранения направлен пилотный проект «Российская сеть школ здоровья» в городе Екатеринбурге [25]. В школах участниках сформированы мультипрофессиональные команды, в состав которых вошли: медицинские работники, педагоги, психологи. Медицинские работники являются координаторами данной работы в школах.
Заключение. Аудит является ценным практическим инструментом, который позволяет выявить проблемные зоны и ошибки в системе организации медицинской помощи на уровне медицинской организации. Разработанные и реализуемые меры по итогам аудита позволят повысить качество и результативность оказания помощи обучающимся, производительность труда врача/фельдшера ОМПО, а также являются основой системы внутреннего контроля качества в каждой медицинской организации и ОСПО, самостоятельно организующих охрану здоровья подростков. В долгосрочной перспективе это окажет положительное влияние на состояние здоровья обучающихся.
Список литературы
- ВОЗ. Инвестируя в будущее детей: Европейская стратегия охраны здоровья детей и подростков, 2015–2020 гг. Копенгаген: Европейское региональное бюро ВОЗ, 2014 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0003/253776/64wd12_Rus_InvestCAHstrategy_140440.pdf. Дата обращения: 15.07.2021.
- Langford R., Bonell C., Komro K., Murphy S., Magnus D., Waters E. et al. The Health Promoting Schools Framework: Known Unknowns and an Agenda for Future Research. HealthEducBehav.J. 2017; 44(3): 463-475. https://doi.org/10.1177/1090198116673800 PMID: 24737131
- Состояние здоровья детей и подростков в Европе. ВОЗ, 2018. - 241с.
- Кучма В.Р. Модель организации медицинской помощи обучающимся. Российский педиатрический журнал.2014; 6: 40-4.
- Baltag V, Levi M. Organizational models of school health services in the WHO European Region.J Health Organ Manag. 2013; 27(6): 733-746. https://doi.org/10.1108/jhom-08-2011-0084 PMID: 24422256
- Амлаев К.Р., Шикина И.Б., Бузин В.Н., Койчуева С.М., Блинкова Л.Н. Факторы, влияющие на мотивацию профессорско-преподавательского состава медицинского университета к эффективной трудовой деятельности. Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2020 № 4 DOI 10.24411/2312-2935-2020-00131
- InchleyJ, Currie D, Budisavljevic S, Torsheim T, Jastad A, Cosma A идр. (редакторы). В центре внимания здоровье и благополучие подростков. Результаты исследования «Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья» (HBSC) 2017/2018 гг. в Европе и Канаде. Международный отчет. Том 1. Основные результаты. Копенгаген: Европейское региональное бюро ВОЗ, 2020. Лицензия: CCBY-NC-SA 3.0 IGO.
- Матвеев Э.Н., Соколовская Т.А., Кураева В.М. Особенности заболеваемости детского населения 0-14 лет Российской Федерации за период 2000-2015 гг. Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2017; 1: 26-41.
- Почитаева И.П., Люцко В.В. Основные факторы, влияющие на потребление алкоголя/наркотиков школьниками/учащимися и студентами Костромской области. Современные проблемы науки и образования. 2015; 5: 115.
- Михайлова Ю.В., Лисицына М.М., Шикина И.Б., Задоркина Т.Г. Распространённость потребления табака среди школьников России и стран Европы. Социальные аспекты здоровья населения. – 2017. - №5(57). DOI: 10.21045/2071-5021-2017-57-5-7
- Попова Н.М., Люцко В.В., Бузик О.Ж. Токсикомания и потребление психоактивных веществ с вредными последствиями в различных возрастных группах населения Российской Федерации в 2013-2015 ГГ. Наркология. 2017; 9 (16): 38-43.
- Теппер Е.А. Таранушенко Т.Е., Гришкевич Н.Ю., Киселева Н.Г. Характеристика состояния здоровья детей школьного возраста по отдельным группам соматической патологии. Мать и дитя в Кузбассе. 2013; 55(4): 13-19.
- Почитаева И.П., Люцко В.В. Возрастные мотивационные установки к употреблению психоактивных веществ и социальное окружение учащейся молодежи. Современные проблемы науки и образования. 2015; 5:113.
- Сафонкина С.Г., Молдованов В.В., Нечаев В.С. и др. Организационные основы санитарно-эпидемиологического аудита и производственного контроля. Материалы международной научно-практической конференции «Роль здравоохранения в охране общественного здоровья». 7-8 апреля 2015 г. Бюллетень Национального НИИ общественного здоровья РАМН. 2015; 2: 201–205.
- Кучма В.Р. Макарова А.Ю., Рапопорт И.К. Состояние медицинского обеспечения детей в образовательных организациях. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2017; 2: 37-45.
- Pop T.L. Namazova-Baranova L.S., Mestrovic J., Nigri L. The Role of Healthy Lifestyle Promotion, Counseling, and Follow-up in Noncommunicable Diseases Prevention.The Journal of Pediatrics. 2020; 2017: 221-223. https://doi.org/10.1016/j.jpeds.2019.10.061 PMID: 31740143
- Куличенко Т.В., Байбарина Е.Н., Баранов А.А., и др. Оценка качества стационарной помощи детям в регионах Российской Федерации. Вестник РАМН. 2016; 71(3): 214-223.
- Лудупова Е.Ю., Денисова М.А. Внутренний аудит как один из инструментов управления медицинской организацией. Вестник Росздравнадзора. 2014; 6: 9-11.
- Общественное здоровье и здравоохранение: учебник / под ред. К.Р. Амлаева. - М. ГЭОТАР-Медиа, 2019. 560 с. DOI: 10.33029/9704-5237-0-OZZ-2019-1-560.
- Кучма В.Р., ред. Гармонизация Европейских и Российских подходов к теории и практике оценки качества медицинской помощи обучающимся в образовательных организациях. Концепция оценки качества медицинской помощи обучающимся: Руководство. М: ФГАУ «НЦЗД» Минздрава России; 2016. 85 с.
- Ковтун О.П., Ануфриева Е.В., Ножкина Н.В., Малямова Л.Н. Школьная медицина: анализ достигнутых результатов и поиск новых решений. Вестник уральской академической науки. 2018; 15(1): 136-145.
- Казанцева А.В., Ануфриева Е.В. Результаты аудита качества медицинской помощи подросткам, обучающимся в колледжах Свердловской области. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2019; 2: 31-38.
- Шубочкина Е.И. Охрана здоровья учащихся в организациях среднего профессионального образования в европейских странах (научный обзор). Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2020; 4: 21-31.
- Кучма В.Р., Шубочкина Е.И., Янушанец О.И., и др. Оценка рисков здоровью учащихся профессиональных колледжей в зависимости от характера осваиваемых профессий. Гигиена и санитария. 2019. 98(11): 1257-1261 .
- Ануфриева Е.В., Липанова Л.Л., Насыбуллина Г.М. О реализации пилотного проекта «Российская сеть школ здоровья» в городе Екатеринбурге. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2020; 1: 34-39.
References
- WHO. Investiruya v budushchee detei: Evropeiskaya strategiya okhrany zdorov'ya detei i podrostkov, 2015–2020 gg. [Investing in the future of children: European strategy for child and adolescent health 2015–2020]. Kopengagen: Evropeiskoe regional'noe byuro VOZ, 2014 g. [Ehlektronnyi resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0003/253776/64wd12_Rus_InvestCAHstrategy_140440.pdf. Data obrashcheniya: 15.07.2021 (In Russian).
- Langford R., Bonell C., Komro K., Murphy S., Magnus D., Waters E. et al. The Health Promoting Schools Framework: Known Unknowns and an Agenda for Future Research. Health Educ Behav.J. 2017; 44(3): 463-475. https://doi.org/10.1177/1090198116673800 PMID: 24737131
- Sostoyanie zdorov'ya detei i podrostkov v Evrope [The health status of children and adolescents in Europe]. WHO, 2018. – 241 p. (In Russian).
- Kuchma V.R. Model' organizatsii meditsinskoi pomoshchi obuchayushchimsya. Rossiiskii pediatricheskii zhurnal [Model of the organization of medical care for students]. 2014; 6: 40-4 (In Russian).
- Baltag V, Levi M. Organizational models of school health services in the WHO European Region. J Health Organ Manag. 2013; 27(6): 733-746. https://doi.org/10.1108/jhom-08-2011-0084 PMID: 24422256
- Amlaev KR, Shikina IB, Buzin VN, Koichueva SM, Blinkova LN Faktory, vliyayushchie na motivaciyu professorsko-prepodavatel'skogo sostava medicinskogo universiteta k effektivnoj trudovoj deyatel'nosti. [Factors influencing the motivation of the faculty of the medical university to effective work activity]. Sovremennye problemy zdravoohraneniya i medicinskoj statistiki. [Current health and medical statistics issue]s. 2020; 4 (In Russian) DOI 10.24411/2312-2935-2020-00131
- Inchley J, Currie D, Budisavljevic S, Torsheim T, Jåstad A, Cosma A et al., editors. Spotlight on adolescent health and well-being. Findings from the 2017/2018 Health Behaviour in School-aged Children (HBSC) survey in Europe and Canada. International report. Volume 1. Keyfindings. Copenh (In Russian).
- Matveev EH.N., Sokolovskaya T.A., Kuraeva V.M. Osobennosti zabolevaemosti detskogo naseleniya 0-14 let Rossiiskoi Federatsii za period 2000-2015 gg. [Features of the incidence of the child population 0-14 years old in the Russian Federation for the period 2000-2015]. Sovremennye problemy zdravookhraneniya i meditsinskoi statistiki. 2017; 1: 26-41 (In Russian).
- Pochetaeva I.P., Lyutsko V.V. Osnovnye faktory, vliyayushchie na potreblenie alkogolya/narkotikov shkol'nikami/uchashchimisya i studentami Kostromskoj oblasti. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. [The main factors affecting the consumption of alcohol/drugs by schoolchildren/students and students of the Kostroma region]. [Modern problems of science and education]. 2015: 5:115. (In Russian).
- Mikhailova Yu.V., Lisitsyna MM, Shikina I.B., Zadorkina T.G. Rasprostranyonnost' potrebleniya tabaka sredi shkol'nikov Rossii i stran Evropy.. [The prevalence of tobacco consumption among schoolchildren in Russia and Europe]. Social'nye aspekty zdorov'ya naseleniya [Social aspects of population health]. 2017;5(57). (In Russian).DOI: 10.21045/2071-5021-2017-57-5-7
- Popova NM, Lyutsko VV, Buzik OZ. Toksikomaniya i potreblenie psihoaktivnyh veshchestv s vrednymi posledstviyami v razlichnyh vozrastnyh gruppah naseleniya Rossijskoj Federacii v 2013-2015 GG. [Substance abuse and consumption of psychoactive substances with harmful consequences in various age groups of the population of the Russian Federation in the 2013-2015 of the Russian Federation]. Narkologiya. [Narcology]. 2017; 9 (16): 38-43. (In Russian).
- Tepper E.A. Taranushenko T.E., Grishkevich N.YU., Kiseleva N.G.. Kharakteristika sostoyaniya zdorov'ya detei shkol'nogo vozrasta po otdel'nym gruppam somaticheskoi patologii [Characteristics of the health status of school-age children by separate groups of somatic pathology]. Mat' i ditya v Kuzbasse. 2013; 55(4): 13-19 (In Russian).
- Pochetaeva I.P., Lyutsko V.V. Vozrastnye motivacionnye ustanovki k upotrebleniyu psihoaktivnyh veshchestv i social'noe okruzhenie uchashchejsya molodezhi. [Age motivational attitudes towards the use of psychoactive substances and the social environment of students]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. [Modern problems of science and education]. 2015;5: 113. (In Russian).
- Safonkina S.G., Moldovanov V.V., Nechaev V.S. i dr. Organizatsionnye osnovy sanitarno-ehpidemiologicheskogo audita i proizvodstvennogo kontrolya [Organizational bases of sanitary and epidemiological audit and production control]. Materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii «Rol' zdravookhraneniya v okhrane obshchestvennogo zdorov'YA». 7-8 aprelya 2015 g. Byulleten' Natsional'nogo NII obshchestvennogo zdorov'ya RAMN. 2015; 2: 201–205 (In Russian).
- Kuchma V.R. Makarova A.YU., Rapoport I.K. Sostoyanie meditsinskogo obespecheniya detei v obrazovatel'nykh organizatsiyakh [The state of health care for children in educational institutions]. Voprosy shkol'noi i universitetskoi meditsiny i zdorov'ya. 2017; 2: 37-45 (In Russian).
- Pop T.L. Namazova-Baranova L.S., Mestrovic J., Nigri L. The Role of Healthy Lifestyle Promotion, Counseling, and Follow-up in Noncommunicable Diseases Prevention. The Journal of Pediatrics. 2020; 2017: 221-223. (In Russian). https://doi.org/10.1016/j.jpeds.2019.10.061 PMID: 31740143
- Kulichenko T.V., Baibarina E.N., Baranov A.A., i dr. Otsenka kachestva statsionarnoi pomoshchi detyam v regionakh Rossiiskoi Federatsii [Assessment of the quality of hospital care for children in the regions of the Russian Federation]. Vestnik RAMN. 2016; 71(3): 214-223 (In Russian).
- Ludupova E.YU., Denisova M.A. Vnutrennii audit kak odin iz instrumentov upravleniya meditsinskoi organizatsiei [Internal audit as one of the management tools of a medical organization]. Vestnik Roszdravnadzora. 2014; 6: 9-11. (In Russian).
- Obshchestvennoe zdorov'e i zdravoohranenie : uchebnik [Public health and health: textbook] /ed. K.R. Amlaeva. M.: GEOTAR-Media, 2019: 560 р. (In Russian).DOI: 10.33029/9704-5237-0-OZZ-2019-1-560.
- Kuchma V.R., red. Garmonizatsiya Evropeiskikh i Rossiiskikh podkhodov k teorii i praktike otsenki kachestva meditsinskoi pomoshchi obuchayushchimsya v obrazovatel'nykh organizatsiyakh.Kontseptsiya otsenki kachestva meditsinskoi pomoshchi obuchayushchimsya [Harmonization of European and Russian approaches to the theory and practice of assessing the quality of medical care to students in educational institutions. The concept of assessing the quality of medical care for students]: Rukovodstvo. M: FGAU «NTSZD» Minzdrava Rossii; 2016. 85 p. (In Russian).
- Kovtun O.P., Anufrieva E.V., Nozhkina N.V., Malyamova L.N. Shkol'naya meditsina: analiz dostignutykh rezul'tatov i poisk novykh reshenii [School medicine: analysis of achieved results and search for new solutions]. Vestnik ural'skoi akademicheskoi nauki. 2018; 15(1): 136-145 (In Russian).
- Kazantseva A.V., Anufrieva E.V. Rezul'taty audita kachestva meditsinskoi pomoshchi podrostkam, obuchayushchimsya v kolledzhakh Sverdlovskoi oblasti [Results of the audit of the quality of medical care for adolescents studying in colleges of the Sverdlovsk region]. Voprosy shkol'noi i universitetskoi meditsiny i zdorov'ya. 2019; 2: 31-38 (In Russian).
- Shubochkina E.I. Okhrana zdorov'ya uchashchikhsya v organizatsiyakh srednego professional'nogo obrazovaniya v evropeiskikh stranakh (nauchnyi obzor) [Health protection of students in institutions of secondary vocational education in European countries (scientific review)]. Voprosy shkol'noi i universitetskoi meditsiny i zdorov'ya. 2020; 4: 21-31 (In Russian).
- Kuchma V.R., Shubochkina E.I., Yanushanets O.I., i dr. Otsenka riskov zdorov'yu uchashchikhsya professional'nykh kolledzhei v zavisimosti ot kharaktera osvaivaemykh professii [Assessment of health risks of students of vocational colleges depending on the nature of the professions being mastered]. Gigiena i sanitariya. 2019. 98(11): 1257-1261 (In Russian).
- Anufrieva E.V., Lipanova L.L., Nasybullina G.M. O realizacii pilotnogo proekta «Rossijskaja set' shkol zdorov'ja» v gorode Ekaterinburge [On the implementation of the pilot project "Russian network of health schools" in the city of Yekaterinburg]. Voprosy shkol'noj i universitetskoj mediciny i zdorov'ja. 2020; 1: 34-39 (In Russian).
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Acknowledgments.The study did not have sponsorship.
Conflict of interests.The authors declare no conflict of interest
Сведения об авторах
Казанцева Анна Владимировна – старший преподаватель кафедры общественного здоровья и здравоохранения ФГБОУ ВО «Уральский государственный медицинский университет» Минздрава России, 620028, Российская Федерация, г. Екатеринбург, Репина ул., 3, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., ORCID: 0000-0002-8231-9490 SPIN-код 1268-3117
Ануфриева Елена Владимировна - доктор медицинских наук, доцент, главный внештатный специалист по гигиене детей и подростков Министерства здравоохранения Свердловской области, Вайнера ул., 34 г. Екатеринбург, Российская Федерация, 620000, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., ORCID: 0000-0003-2727-2412, SPIN-код 9572-7395
Малямова Любовь Николаевна, доктор медицинских наук, заместитель руководителя отдела организации медицинской помощи матерям и детям Министерства здравоохранения Свердловской области, Вайнера ул., 34 г. Екатеринбург, Российская Федерация, 620000 e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. ORCID: 0000-0001-9832-7076 SPIN-код: 7687-8230.
Information about authors
Kazantseva Anna Vladimirovna, Senior Lecturer of the Department of Public Health and Public Health Care Federal State Budget Educational Institution of Higher Education "Ural State Medical University" of the Ministry of Health of the Russian Federation, 3 Repina str., Yekaterinburg Russian Federation, 620028, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., ORCID: 0000-0002-8231-9490, SPIN-code 1268-3117
Anufrieva Elena Vladimirovna, MD. Ph.D., chief freelance specialist in hygiene of children and adolescents of the Ministry of Health of the Sverdlovsk Region, Vaynera St., 34, Yekaterinburg, Russian Federation, 620000e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., ORCID: 0000-0003-2727-2412, SPIN-code 9572-7395
Malyamova Lyubov Nikolaevna, MD. Ph.D., Deputy Head of the Department of Organization of Medical Care for Mothers and Children of the Ministry of Health of the Sverdlovsk Region, Vaynera St., 34, Yekaterinburg, Russian Federation, 620000 e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. ORCID:0000-0001-9832-7076 SPIN-код: 7687-8230.
Статья получена: 06.12.2021 г.
Принята к публикации: 29.06.2022 г.
URL: http://healthproblem.ru/magazines?textEn=834 (date of access: 21.11.2024).