Научно-практический рецензируемый журнал
"Современные проблемы здравоохранения
и медицинской статистики"
Scientific journal «Current problems of health care and medical statistics»
Новости научно-практического рецензируемого журнала
Больше новостей

Диагностика и профилактика преждевременного старения

Организация здравоохранения

HIGHER NURSING EDUCATION: CONTINUITY OF BACHELOR AND MASTER STUDIES

A.V. Bodrov1
1. Kazan State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation, Kazan
Full file PDF (363 Kb)
УДК 378.22:61:614.253.5

DOI 10.24412/2312-2935-2023-1-418-434

 

 

ВЫСШЕЕ СЕСТРИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ БАКАЛАВРИАТА И МАГИСТРАТУРЫ

 

А.В. Бодров

 

ФГБОУ ВО «Казанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Казань

 

Актуальность. В свете активного обсуждения реализации Болонской системы в России и дальнейшего развития национальной системы высшего образования представляется актуальным проанализировать единственных представителей данной системы в рамках высшего медицинского образования, а именно, программы бакалавриата и магистратуры высшего сестринского образования на предмет их нормативно-правового регулирования.

Цель работы заключается в совершенствовании нормативно-правового регулирования высшего сестринского образования, а также разрешительной системы здравоохранения в части допуска физических лиц к осуществлению медицинской деятельности в сфере сестринского дела.

Материалы и методы. Проанализированы положения действующих и проектных нормативных правовых актов, составляющих систему высшего образования, а также разрешительную систему здравоохранения.

Результаты. Показана будущая структура высшего сестринского образования, которая получит незначительные редакционные изменения. Предложены: авторская редакция раздела «Уровень профессионального образования» в проекте квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам по специальности «Управление сестринской деятельностью»; введение условия приема в магистратуру по управлению сестринской деятельностью при наличии высшего сестринского образования уровня бакалавриата.

Заключение. С целью поступательного развития национальной системы высшего образования в части высшего сестринского образования и профессиональной реализации выпускников бакалавриата и магистратуры высшего сестринского образования даны предложения по совершенствованию федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, а также квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам, призванные обеспечить преемственность бакалавриата и магистратуры в системе высшего сестринского образования, и качество медицинского образования.

 

Ключевые слова: сестринское дело, управление сестринской деятельностью, бакалавриат, магистратура, медицинская сестра, квалификационные требования, ФГОС

 

 

 

HIGHER NURSING EDUCATION: CONTINUITY OF BACHELOR AND MASTER STUDIES

 

A.V. Bodrov

 

Kazan State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation, Kazan

 

Topicality. In the light of the active discussion of the implementation of the Bologna system in Russia and the further development of the national system of higher education, it seems relevant to analyze the only representatives of this system within the framework of higher medical education, namely, the bachelor's and master's programs of higher nursing education for their regulatory and legal regulation.

The work purpose is to improve the legal regulation of higher nursing education, as well as the licensing system of healthcare in terms of allowing individuals to carry out medical activities in the field of nursing.

Materials and methods. The provisions of the current and draft regulatory legal acts that make up the system of higher education, as well as the licensing system of health care, are analyzed.

Results. The future structure of higher nursing education is shown, which will receive minor editorial changes. Proposed: the author's version of the section "Level of professional education" in the draft qualification requirements for medical and pharmaceutical workers in the specialty "Management of nursing"; introduction of a condition for admission to the master's program in nursing management in the presence of higher nursing education at the bachelor's level.

Conclusion. In order to progressively develop the national system of higher education in terms of higher nursing education and the professional implementation of bachelor's and master's degree graduates of higher nursing education, proposals were made to improve federal state educational standards of higher education, as well as qualification requirements for medical and pharmaceutical workers, designed to ensure the continuity of undergraduate and graduate programs in the system of higher nursing education, and the quality of medical education.

 

Keywords: nursing, management of nursing, bachelor's degree, master's degree, nurse, qualification requirements, FSES

 

Введение. В системе высшего медицинского образования России можно выделить достаточно обособленный ее вид (класс) – высшее сестринское образование. В перечнях специальностей и направлений подготовки высшего образования, утвержденных приказом Министерства образования и науки РФ от 12 сентября 2013 г. № 1061, высшее сестринское образование представлено укрупненной группой направлений подготовки 34.00.00 Сестринское дело в бакалавриате и магистратуре (Таблица 1).

 

 

 

Таблица 1

Структура высшего сестринского образования

Уровень высшего образования

Направление подготовки

Квалификация

Бакалавриат

34.03.01 Сестринское дело

Академическая медицинская сестра (для лиц мужского пола - Академический медицинский брат). Преподаватель

Магистратура

34.04.01 Управление сестринской деятельностью

Магистр

 

            Проблемы высшего сестринского образования России широко освещались в рецензируемых научных изданиях [1–13]. С середины 2000-х годов началось обсуждение грядущих изменений в высшем сестринском образовании в связи с присоединением России к Болонскому процессу. Так отмечалось, что основной целью подготовки медицинских сестер с высшим образованием были обеспечение этой отрасли специалистами для реформирования сестринского дела на основе внедрения современных сестринских технологий, соответствующие подготовка, обучение сестринского персонала и управление им [2-4]. Комитетом экспертов ВОЗ в свое время были разработаны рекомендации, согласно которым медицинских сестер, имеющих высшее образование, должно быть не менее 10% от общей численности сестринского персонала [5–7].

Здесь будет уместным напомнить, что ранее, с 1991 года [1–6], высшее сестринское образование было представлено специалитетом по специальности «Сестринское дело» (квалификация – Менеджер). Согласно государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по специальности «Сестринское дело», утвержденному Минобразованием РФ 15.03.2000, рег. № 239 МЕД/СП, нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки менеджера по специальности 040600 – Сестринское дело при очной форме обучения составлял 4 года. Необходимо также обратить внимание, что к освоению основной образовательной программы допускались лица, имеющие среднее профессиональное образование (базового и/или повышенного уровня) по следующим специальностям: Лечебное дело; Акушерское дело; Сестринское дело. Для допуска к профессиональной деятельности необходима была подготовка в течение 1 года в интернатуре по специальности «Управление сестринской деятельностью» (см. Квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки», утвержденные приказом Министерства здравоохранения РФ от 8 октября 2015 г. № 707н). Таким образом, общий срок подготовки специалиста по управлению сестринской деятельностью составлял 5 лет при очном обучении в специалитете или 6 лет – при заочном обучении.

Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования (далее – ФГОС ВО) – бакалавриат по направлению подготовки 34.03.01 Сестринское дело, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 22 сентября 2017 г. № 971, срок получения образования в очной форме обучения установлен в 4 года. А ФГОС ВО – магистратура по направлению подготовки 34.04.01 Управление сестринской деятельностью, утвержденным приказом Министерства науки и высшего образований РФ от 26 мая 2020 г. № 684, срок получения образования в очной форме обучения установлен в 2 года. Как видно, магистратура по направлению подготовки 34.04.01 Управление сестринской деятельностью была введена совсем недавно – технически первый прием мог быть организован в 2020 году. Следующего уровня высшего образования – подготовки кадров высшей квалификации в ординатуре для высшего сестринского образования не предусмотрено. Таким образом, если современное высшее сестринское образование рассматривать как преемственные бакалавриат и магистратуру, то срок получения образования в очной форме составит 6 лет. При этом к освоению программ бакалавриата допускаются лица, имеющие среднее общее образование.

Для справки (см. приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 11 января 2021 г. № 1): на 2022/23 учебный год контрольные цифры приема для обучения в бакалавриате по направлению подготовки 34.03.01 Сестринское дело составляют 252 места, а в магистратуре по направлению подготовки 34.04.01 Управление сестринской деятельностью – ни одного. Как ни странно, но и на 2023/24 учебный год контрольные цифры приема в магистратуру равны 0 (см. приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 10 января 2022 г. № 16).

Вопрос преемственности бакалаврских и магистерских программ в настоящее время является дискуссионным в силу действующего образовательного законодательства. О преемственности основных образовательных программ бакалавриата и магистратуры как необходимого условия повышения качества высшего образования подробно рассмотрено в работе [14].

Нельзя не сказать и о планирующемся введении с 1 сентября 2025 года нового поколения ФГОС ВО (см. приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 1 февраля 2022 г. № 89). С указанного периода времени будут изменены наименование укрупненной группы направлений подготовки (далее – УГНП), наименование направления подготовки в бакалавриате, а также присваиваемые выпускникам квалификации (Таблица 2).

Таблица 2

Будущая редакция структуры высшего сестринского образования

Код УГНП

Коды направлений подготовки

Наименование УГНП. Наименование направления подготовки

Код квалификации (6.0 - уровень бакалавриата, 7.1- уровень магистратуры)

Квалификация

 

53

Организация здравоохранения и общественное здоровье

01

Сестринская деятельность

6.0

Академическая медицинская сестра

 

Академический медицинский брат

 

02

Управление сестринской деятельностью

7.1

Магистр управления сестринской деятельностью

 

 

            Как видно, наименование УГНП с «Сестринское дело» изменится на «Организация здравоохранения и общественное здоровье». Данное изменение считаем несколько противоречивым – текущее наименование является вполне приемлемым. Из наименования квалификации будущих выпускников бакалавриата по направлению подготовки «Сестринская деятельность» ушло слово «Преподаватель», а у будущих магистров квалификация дополнена с конкретизацией области профессиональной деятельности. Последнее изменение считаем позитивным, а вот по бакалаврам считаем наименование квалификации не вполне удачным. Ранее в статье [15] нами предлагалась следующая редакция квалификации – «Бакалавр сестринской деятельности» или «Бакалавр сестринского дела». Изменение наименования направления подготовки в бакалавриате носит больше редакционный характер, по всей видимости, для того, чтобы отличать от наименования специальности в среднем профессиональном образовании.

            В здравоохранении допуск физических лиц к осуществлению медицинской деятельностью регламентируется рядом нормативных правовых актов, например, для целей статьи можно выделить Квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки» (далее – Квалификационные требования к медицинским работникам) и активно внедряемые профессиональные стандарты.

            Для действующего высшего сестринского образования в настоящее время в Квалификационных требованиях к медицинским работникам актуальной является только специальность «Сестринское дело». Специальность «Управление сестринской деятельностью» применима пока что только для выпускников специалитета по сестринскому делу и интернатуры по специальности «Управление сестринской деятельностью». В проекте Квалификационных требований к медицинским работникам (см. URL: https://regulation.gov.ru/projects#npa=124980), который был разработан в феврале 2022 года, специальность «Управление сестринской деятельностью» была адаптирована под действующую структуру высшего сестринского образования, но тем не менее вопросы для дискуссии остались (Таблица 3).

Первая техническая неточность, которая обращает на себя внимание, это размещение фразы про подготовку в интернатуре ­– данное предложение необходимо перенести в раздел «Уровень профессионального образования», так как подготовка в интернатуре не является дополнительным профессиональным образованием.

И самый главный вопрос вызывают требования к уровню профессионального образования в бакалавриате и магистратуре, которые создают неоднозначное трактование в преемственности бакалавриата и магистратуры в высшем сестринском образовании. Из-за наличия союзов «или» нужно понимать, что специалитет с интернатурой тождественен бакалавриату, а равно и магистратуре, то есть все три вида профессионального образования являются равнозначными? По всей видимости, здесь имеет место техническая ошибка и второй союз «или» является избыточным, так как бакалавриат и магистратура не могут быть равнозначными – тогда раздел «Уровень профессионального образования» в проекте Квалификационных требований к медицинским работникам для специальности «Управление сестринской деятельностью» нужно изложить в следующей редакции (Таблица 4).

 

Таблица 3

Извлечение из проекта Квалификационных требований к медицинским работникам по специальности «Управление сестринской деятельностью»

Уровень профессионального образования

Высшее образование – специалитет по специальности «Сестринское дело»

или

Высшее образование – бакалавриат по направлению подготовки «Сестринское дело»

или

Высшее образование – магистратура по направлению подготовки «Управление сестринской деятельностью»

Дополнительное профессиональное образование

Подготовка в интернатуре по специальности «Управление сестринской деятельностью» (при наличии высшего образования – специалитет по специальности «Сестринское дело»)

Повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности

Должности

Заместитель руководителя (начальника) медицинской организации; главная медицинская сестра (главная акушерка, главный фельдшер); директор больницы (дома) сестринского ухода, хосписа; заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела, отделения, лаборатории, кабинета, отряда и другое) медицинской организации – врач-статистик; заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела, отделения, лаборатории, кабинета, отряда и другое) медицинской организации – врач-методист; врач-статистик

 

 

Таблица 4

Предлагаемая редакция раздела в проекте Квалификационных требований к медицинским работникам по специальности «Управление сестринской деятельностью»

Уровень профессионального образования

Высшее образование – специалитет по специальности «Сестринское дело»

Подготовка в интернатуре по специальности «Управление сестринской деятельностью»

или

Высшее образование – бакалавриат по направлению подготовки «Сестринское дело» (или «Сестринская деятельность») и магистратура по направлению подготовки «Управление сестринской деятельностью»

 

            Заключение: обсуждение. Приведенная в таблице 4 редакция раздела демонстрирует преемственность бакалавриата и магистратуры в системе высшего сестринского образования. В этой связи нельзя не обратиться к образовательному законодательству в части регламентации преемственности уровней высшего образования (образовательных программ). Для иллюстрации вопроса можно привести следующие примеры: может ли юрист (условно) поступить в магистратуру по направлению подготовки «Управление сестринской деятельностью»? А в ординатуру по специальности «Хирургия»? Ниже дадим ответы на поставленные вопросы.

            В соответствии с ч. 3 ст. 69 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) к освоению программ магистратуры допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня. Подзаконным нормативным правовым актом в части приема на обучение (см. приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 21 августа 2020 г. № 1076) предусмотрено, что к освоению образовательных программ допускаются лица, имеющие образование соответствующего уровня, подтвержденное: при поступлении на обучение по программам магистратуры – документом о высшем образовании и о квалификации. Каких-либо других ограничений в части преемственности (родственности) образовательных программ (уровней высшего образования) не установлено. Таким образом, условный юрист (с дипломом специалиста) имеет право поступать на обучение в магистратуру по направлению подготовки «Управление сестринской деятельностью». Что касается второй части примера, то согласно ч. 4 ст. 69 Закона об образовании к освоению программ ординатуры допускаются лица, имеющие образование не ниже высшего образования (специалитет или магистратура), а также имеющие высшее медицинское образование и (или) высшее фармацевтическое образование. В свою очередь, порядком приема граждан на обучение по программам ординатуры, утвержденным приказом Министерства здравоохранения РФ от 11 мая 2017 г. № 212н, установлено, что к освоению программ ординатуры допускаются лица, имеющие высшее медицинское и (или) высшее фармацевтическое образование. При приеме на обучение учитываются квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам. Очевидно, что юрист не будет иметь права поступать в ординатуру вообще. Напротив, врач-лечебник имеет право поступать в ординатуру по хирургии – в приведенном случае можно говорить о преемственности образовательных программ специалитета по специальности «Лечебное дело» и ординатуры по специальности «Хирургия». В нашем случае регламентация преемственности установлена Квалификационными требованиями к медицинским работникам.

            В СМИ была озвучена позиция Министра науки и высшего образования России о том, что необходимо «навести порядок» в системе магистратуры, чтобы бакалавры могли выбирать только «профильно близкие» направления (см. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5381815). Для нашего первого примера подобное «наведение порядка» считаем уместным и справедливым. Например, непосредственно в самом ФГОС ВО – магистратуре по направлению подготовки «Управление сестринской деятельностью» как поколения 3++, так и поколения 4, можно ввести требование о том, что к освоению программы магистратуры допускаются выпускники бакалавриата по направлению подготовки «Сестринское дело» («Сестринская деятельность»). Таким образом, будет создана полностью преемственная система бакалавриата-магистратуры высшего сестринского образования – можно также назвать схемой интегрированной магистратуры. Президент Российского Союза ректоров на заседании 2 июня 2022 года рассказал о модели интегрированной магистратуры, которая подразумевает возможность выпускникам бакалавриата продолжить обучение в магистратуре по тому же направлению, экономист – экономист, юрист – юрист. А образовательные программы магистратуры содержательно продолжают программу бакалавриата (см. URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/novosti-ministerstva/52225/). При данных ограничениях во ФГОС ВО условный юрист уже не сможет поступить в магистратуру по управлению сестринской деятельностью.

            В подтверждение справедливости введения ограничений по образовательному цензу (профилю образования) во ФГОС ВО хотим обратить внимание на следующее обстоятельство. ФГОС ВО – магистратура по направлению подготовки «Управление сестринской деятельностью» содержит п. 2.7 следующего содержания: «Реализация практической подготовки обучающихся, осуществляемой в соответствии с порядком организации и проведения практической подготовки обучающихся по профессиональным образовательным программам медицинского образования, фармацевтического образования (см. приказ Министерства здравоохранения РФ от 3 сентября 2013 г. № 620н), а также государственной итоговой аттестации, не допускается с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий». То есть, практическая подготовка обучающихся должна включать виды учебной деятельности, предусмотренные образовательными программами, и связанные с необходимостью участия обучающихся в медицинской деятельности или фармацевтической деятельности для достижения результатов освоения образовательных программ.

Напротив, ФГОС ВО – магистратура по направлению подготовки «Общественное здравоохранение», утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 31 мая 2017 г. № 485, подобного пункта не содержит вовсе, что может свидетельствовать о том, что деятельность выпускников магистратуры по общественному здравоохранению не будет связана с осуществлением медицинской деятельности. А значит, если условный юрист завершит данную магистратуру, то в этом не будет ничего предосудительного. Здесь правда стоит признать, что во ФГОС ВО поколения 3+ по приведенному направлению пункт о практической подготовке имелся (см. приказ Министерства образования и науки РФ от 30 марта 2015 г. № 313).

Проблематика по вопросу места профессионального стандарта в разрешительной системе здравоохранения, а именно в части допуска физических лиц к осуществлению медицинской деятельности по специальности «Управление сестринской деятельностью», подробно была рассмотрена нами ранее в статье [16].

Не можем не высказаться о проекте макета ФГОС ВО 4-го поколения (см. URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/fgos4/Maket_FGOSVO_4.pdf). В п. 2.12 проекта макета ФГОС ВО отмечено, что объем образовательной программы в форме контактной работы обучающихся с педагогическими работниками может приводиться разработчиком при необходимости. Ранее в статье [17] мы отмечали об уместности установления минимального порога (значения) объема контактной работы обучающихся с педагогическими работниками при проведении учебных занятий от общего объема времени, отводимого на реализацию дисциплин (модулей), по различным формам обучения. Необходимо отметить, что в области образования «Здравоохранение и медицинские науки» только ФГОС ВО (поколения 3++) по программам специалитета укрупненной группы специальностей 30.00.00 Фундаментальная медицина установлен объем контактной работы обучающихся с педагогическими работниками при проведении учебных занятий, который должен составлять не менее 60 процентов общего объема времени, отводимого на реализацию дисциплин (модулей) (см. приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 13 августа 2020 г. № 998). Здесь правда стоит отметить, что ФГОС ВО нового поколения по программам ординатуры устанавливает требование к объему контактной работы обучающихся с педагогическими работниками, который должен составлять не менее 50 процентов общего объема времени, отводимого на реализацию дисциплин (модулей) [18-22]. Также стоит обратить внимание на то, что в области образования «Здравоохранение и медицинские науки» среди программ бакалавриата и специалитета только в бакалавриате по направлению подготовки 34.03.01 Сестринское дело имеется очно-заочная форма обучения. Поэтому считаем, что дифференциация форм обучения по объему контактной работы обучающихся с педагогическими работниками является немаловажным фактором, в том числе обеспечивающим качество медицинского образования. В качестве предложения в п. 2.1 будущего проекта ФГОС ВО по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки 53 Организация здравоохранения и общественное здоровье в части возможности сокращения срока освоения программы магистратуры по сравнению со сроком получения образования, установленным для соответствующей формы обучения, при обучении лиц, имеющих диплом специалиста, предлагаем включить специальности: «Лечебное дело», «Педиатрия», «Стоматология», «Медико-профилактическое дело».

 

 

 

Список литературы

  1. Бражников А.Ю., Камынина Н.Н. Болонский процесс и высшее сестринское образование. Медицинская сестра. 2006;6:28-31.
  2. Латышова А.А., Несветайло Н.Я., Люцко В.В. Основные тенденции динамики обеспеченности средним медицинским персоналом в Российской Федерации за период 2015 - 2019 гг. Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2020; 4:341-353.
  3. Бражников А.Ю., Камынина Н.Н. К вопросу о подготовке в России специалистов с высшим сестринским образованием. Медицинская сестра. 2010;3:12-15.
  4. Двойников С.И., Бражников А.Ю., Камынина Н.Н. Перспективы развития высшего сестринского образования в России. Медицинское образование и профессиональное развитие. 2011;1(3):48-52.
  5. Латышова А.А., Люцко В.В., Несветайло Н.Я. Определение потребности в среднем медицинском персонале для оказания медицинской помощи в амбулаторных условиях на основе нормативного метода. Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2022; 1: 592-604.
  6. Туркина Н.В. Образование в мире в историческом аспекте и медсестринское образование в России и за рубежом сегодня. Медицинская сестра. 2013;4:3-8.
  7. Ходжаян А.Б., Федько Н.А., Маяцкая Н.К., Горбунова В.В. Проблемы и перспективы подготовки кадров в системе высшего сестринского образования в современной России. Медицинская сестра. 2020;3:12-15. doi: 10.29296/25879979-2020-03-03
  8. Амлаев К.Р., Шикина И.Б., Бузин В.Н., Койчуева С.М., Блинкова Л.Н. Факторы, влияющие на мотивацию профессорско-преподавательского состава медицинского университета к эффективной трудовой деятельности. Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2020; 4 DOI 10.24411/2312-2935-2020-00131
  9. Шаповалов К.В., Рамонова Л.П., Беркун А.В. Высшее сестринское образование в России: проблемы и перспективы. Медицинская сестра. 2009;3:6-9.
  10. Завитаева А.В. Высшее сестринское образование и интернатура как его логическое завершение. Медицинская сестра. 2013;4:43-46.
  11. Касимовская Н.А. Опыт подготовки кадров в профильной магистратуре «Управление сестринской деятельностью». Медицинская сестра. 2019;3:45-48. doi: 10.29296/25879979-2019-03-13
  12. Касимовская Н.А. Реализация новых подходов в подготовке бакалавров сестринского дела: переход на уровень магистратуры «управление сестринской деятельностью». Медицинское образование и профессиональное развитие. 2019;4(36):74-83. doi: 10.24411/2220-8453-2019-14005
  13. Бодров А.В. Высшее медицинское образование: бакалавриат-магистратура. Медицинское образование и профессиональное развитие. 2018;2(32):160-169.
  14. Сенашенко В.С., Пыхтина Н.А. Преемственность бакалавриата и магистратуры: некоторые ключевые проблемы. Высшее образование в России. 2017;12:13-25.
  15. Бодров А.В. О квалификациях в перечне специальностей и направлений подготовки высшего образования. Высшее образование в России. 2021;7:72-80. doi: 10.31992/0869-3617-2021-30-7-72-80
  16. Бодров А.В. Профессиональные стандарты в контексте развития высшего сестринского образования. Проблемы стандартизации в здравоохранении. 2021;1-2:69-75. doi: 10.26347/1607-2502202101-02069-075
  17. Бодров А.В., Фатхуллин Р.Р., Нарутто С.В. К вопросу о форме обучения (на примере высшего юридического образования). Образование и право. 2022;3:181-189. doi: 10.24412/2076-1503-2022-3-181-189
  18. Амлаев К.Р., Койчуева С.М., Хрипунова А.А., Шикина И.Б., Вдовина И.В., Блинкова Л.Н. Критерии выбора образовательной организации высшего образования и работодателя. Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2020; №3 С. 132- 146 DOI: 10.24411/2312-2935-2020-00064
  19. Амлаев К.Р., Шикина И.Б., Койчуева С.М, Хрипунова А.А. Профессиональная ориентация и востребованность услуг по трудоустройству выпускников медицинских и многопрофильных образовательных организаций высшего образования. Социальные аспекты здоровья населения [сетевое издание] 2020; 66(3):11. DOI: 10.21045/2071-5021-2020-66-3-10.
  20. Бодров А.В. Ординатура: на пути к новым федеральным государственным образовательным стандартам. Медицинское образование и профессиональное развитие. 2021;1(41):125-140. doi: 10.33029/2220-8453-2021-12-1-125-140
  21. Люцко В.В. Последипломная подготовка средних медицинских работников по гериатрии. Медицинская сестра. 2014; 5: 49-51.
  22. Вардосанидзе С.Л., Шикина И.Б., Сорокина Н.В. Мотивация медицинских кадров в условиях многопрофильного стационара. Менеджер здравоохранения. 2006;10: 47-49.

 

References

  1. Brazhnikov A.Yu., Kamynina N.N. Bolonskiy protsess i vyssheye sestrinskoye obrazovaniye [Bologna process and higher nursing education]. Meditsinskaya sestra [Nurse]. 2006;6:28-31 (in Russian)
  2. Latyshova A.A., Nesvetailo N.Ya., Lyutsko V.V. Osnovnye tendencii dinamiki obespechennosti srednim medicinskim personalom v rossijskoj federacii za period 2015 - 2019 gg. [The main trends in the dynamics of the provision of medium medical personnel in the Russian Federation for the period 2015-2019]. Sovremennye problemy zdravoohraneniya i medicinskoj statistiki. [Modern problems of health care and medical statistics]. 2020; 4:341-353.
  3. Brazhnikov A.Yu., Kamynina N.N. K voprosu o podgotovke v Rossii spetsialistov s vysshim sestrinskim obrazovaniyem [To the training of higher nursing education specialists in Russia]. Meditsinskaya sestra [Nurse]. 2010;3:12-15 (in Russian)
  4. Dvoynikov S.I., Brazhnikov A.Yu., Kamynina N.N. Perspektivy razvitiya vysshego sestrinskogo obrazovaniya v Rossii [The outlook for the development of higher nursing education in Russia]. Meditsinskoye obrazovaniye i professional'noye razvitiye [Medical Education and Professional Development]. 2011;1(3):48-52 (in Russian)
  5. Latyshova AA, Lyutsko VV, Nesvetailo N.Ya. Opredelenie potrebnosti v srednem medicinskom personale dlya okazaniya medicinskoj pomoshchi v ambulatornyh usloviyah na osnove normativnogo metoda. [Determining the need for average medical personnel for outpatient care based on the normative method]. Sovremennye problemy zdravoohraneniya i medicinskoj statistiki. [Current health and medical statistics issues]. 2022; 1: 592-604. (In Russian)
  6. Turkina N.V. Obrazovaniye v mire v istoricheskom aspekte i medsestrinskoye obrazovaniye v Rossii i za rubezhom segodnya [The current state of nursing education in Russia and foreign countries. 21st century education]. Meditsinskaya sestra [Nurse]. 2013;4:3-8 (in Russian)
  7. Khodjayan A.B., Fedko N.A., Mayatskaya N.K., Gorbunova V.V. Problemy i perspektivy podgotovki kadrov v sisteme vysshego sestrinskogo obrazovaniya v sovremennoy Rossii [Problems and perspectives of training in the system of higher nurse education in modern Russia]. Meditsinskaya sestra [Nurse]. 2020;3:12-15 (in Russian)
  8. Amlaev KR, Shikina IB, Buzin VN, Koichueva SM, Blinkova LN Faktory, vliyayushchie na motivaciyu professorsko-prepodavatel'skogo sostava medicinskogo universiteta k effektivnoj trudovoj deyatel'nosti. [Factors influencing the motivation of the faculty of the medical university to effective work activity]. Sovremennye problemy zdravoohraneniya i medicinskoj statistiki. [Current health and medical statistics issues]. 2020; 4 (In Russian) DOI 10.24411/2312-2935-2020-00131 
  9. Shapovalov K.V., Ramonova L.P., Berkun A.V. Vyssheye sestrinskoye obrazovaniye v Rossii: problemy i perspektivy [Higher nursing education in Russia: problems and prospects]. Meditsinskaya sestra [Nurse]. 2009;3:6-9 (in Russian)
  10. Zavitaeva A.V. Vyssheye sestrinskoye obrazovaniye i internatura kak yego logicheskoye zaversheniye [Higher nursing education and an internship as its logical completion]. Meditsinskaya sestra [Nurse]. 2013;4:43-46 (in Russian)
  11. Kasimovskaya N.A. Opyt podgotovki kadrov v profil'noy magistrature «Upravleniye sestrinskoy deyatel'nost'yu» [Experience in training the personnel in the profile master degree course of nursing activity management]. Meditsinskaya sestra [Nurse]. 2019;3:45-48 (in Russian)
  12. Kasimovskaya N.A. Realizatsiya novykh podkhodov v podgotovke bakalavrov sestrinskogo dela: perekhod na uroven' magistratury «upravleniye sestrinskoy deyatel'nost'yu» [Implementation of new approaches in preparation of bachelors of nursing: transition to the level of masters "management of nursing activities"]. Meditsinskoye obrazovaniye i professional'noye razvitiye [Medical Education and Professional Development]. 2019;4(36):74-83 (in Russian)
  13. Bodrov A.V. Vyssheye meditsinskoye obrazovaniye: bakalavriat-magistratura [Higher medical education: baccalaureate-magistracy]. Meditsinskoye obrazovaniye i professional'noye razvitiye [Medical Education and Professional Development]. 2018;2(32):160-169 (in Russian)
  14. Senashenko V.S., Pykhtina N.A. Preyemstvennost' bakalavriata i magistratury: nekotoryye klyuchevyye problem [Continuity of undergraduate and graduate programs as a key factor of the quality assurance in higher education]. Vyssheye obrazovaniye v Rossii [Higher Education in Russia]. 2017;12:13-25 (in Russian)
  15. Bodrov A.V. O kvalifikatsiyakh v perechne spetsial'nostey i napravleniy podgotovki vysshego obrazovaniya [About qualifications in the list of specialties and areas of preparation for higher education]. Vyssheye obrazovaniye v Rossii [Higher Education in Russia]. 2021;7:72-80 (in Russian)
  16. Bodrov A.V. Professional'nyye standarty v kontekste razvitiya vysshego sestrinskogo obrazovaniya [Professional standards in higher nursing education development]. Problemy standartizatsii v zdravookhranenii [Health Care Standardization Problems]. 2021;1-2:69-75 (in Russian)
  17. Bodrov A.V., Fatkhullin R.R., Narutto S.V. K voprosu o forme obucheniya (na primere vysshego yuridicheskogo obrazovaniya) [On the question of the training form (by the example of higher legal education)]. Obrazovaniye i pravo [Education and Law]. 2022;3:181-189 (in Russian)
  18. Amlaev KR, Koichueva SM, Khripunova AA, Shikina IB, Vdovina IV, Blinkova LN Kriterii vybora obrazovatel'noj organizacii vysshego obrazovaniya i rabotodatelya. [Criteria for choosing an educational organization of higher education and an employer]. Sovremennye problemy zdravoohraneniya i medicinskoj statistiki. [Current health and medical statistics issues]. 2020; 3: 132- 146 (in Russian) DOI: 10.24411/ 2312-2935-2020-00064
  19. Amlaev K.R., Shikina I.B., Koichueva S.M., Khripunova A.A. Professional'naya orientaciya i vostrebovannost' uslug po trudoustrojstvu vypusknikov medicinskih i mnogoprofil'nyh obrazovatel'nyh organizacij vysshego obrazovaniya. [Professional orientation and demand for employment services for graduates of medical and multidisciplinary educational organizations of higher education]. Social'nye aspekty zdorov'ya naseleniya [setevoe izdanie] [Social aspects of public health [online edition]. 2020; 66(3):11. (in Russian) DOI: 10.21045/2071-5021-2020-66-3-10.
  20. Bodrov A.V. Ordinatura: na puti k novym federal'nym gosudarstvennym obrazovatel'nym standartam [Residency: towards new federal state educational standards]. Meditsinskoye obrazovaniye i professional'noye razvitiye [Medical Education and Professional Development]. 2021;1(41):125-140 (in Russian)
  21. Lyutsko V.V. Poslediplomnaya podgotovka srednih medicinskih rabotnikov po geriatrii. [Postgraduate training of secondary medical workers in geriatrics]. Medicinskaya sestra. [Nurse]. 2014; 5: 49-51. (in Russian)
  22. Vardosanidze S.L., Shikina I.B., Sorokina N.V. Motivaciya medicinskih kadrov v usloviyah mnogoprofil'nogo stacionara. [Motivation of medical personnel in a multidisciplinary hospital]. Menedzher zdravoohraneniya. [ Health Care Manager]. 2006;10: 47-49. (In Russian)

 

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Acknowledgments. The study did not have sponsorship.

Conflict of interests. The author declares no conflict of interest.

 

Сведения об авторе

Бодров Андрей Вениаминович – кандидат химических наук, начальник учебно-методического управления, доцент кафедры общей и органической химии ФГБОУ ВО «Казанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Казань, ул. Бутлерова, д. 49, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., ORCID: 0000-0002-5723-7709, SPIN-код: 8877-7003

 

Information about the author

Andrei Veniaminovich Bodrov – the candidate of chemical sciences, head of the department of education and methodology, associate professor of the department of general and organic chemistry of the Kazan State Medical University, Kazan, Butlerov St., 49, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., ORCID: 0000-0002-5723-7709, SPIN code: 8877-7003

 

Статья получена: 28.12.2022 г.

Принята к публикации: 29.03.2023 г.

 

 

Keywords nursing, management of nursing, bachelor's degree, master's degree, nurse, qualification requirements, FSES

Full file PDF
A.V. Bodrov, HIGHER NURSING EDUCATION: CONTINUITY OF BACHELOR AND MASTER STUDIES // Scientific journal «Current problems of health care and medical statistics». - 2023. - №1;
URL: http://healthproblem.ru/magazines?textEn=988 (date of access: 21.11.2024).

Code to embed on your website or blog:

Article views:
Today 5 | Week 7 | Total: 502