Научно-практический рецензируемый журнал
"Современные проблемы здравоохранения
и медицинской статистики"
Scientific journal «Current problems of health care and medical statistics»
Новости научно-практического рецензируемого журнала
Больше новостей

Диагностика и профилактика преждевременного старения

Организация здравоохранения

РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОКАЗАНИЯ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТСКОМУ НАСЕЛЕНИЮ Г. КИРОВА: ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА ПАЦИЕНТОВ, ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ, ПЕДАГОГОВ, МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ

И.Ф. Набатов1, О.В. Ходакова2, Г.А. Мартовецка1, Е.С. Краева1
1. КОГКБУЗ «Центр психиатрии и психического здоровья имени академика В.М. Бехтерева», г. Киров
2. ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Москва
УДК 614.212

DOI 10.24412/2312-2935-2023-3-930-948

 

 

РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОКАЗАНИЯ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТСКОМУ НАСЕЛЕНИЮ Г. КИРОВА: ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА ПАЦИЕНТОВ, ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ, ПЕДАГОГОВ, МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ

 

И.Ф. Набатов1, О.В. Ходакова2, Г.А. Мартовецка1, Е.С. Краева1

 

1 КОГКБУЗ «Центр психиатрии и психического здоровья имени академика В.М. Бехтерева», г. Киров

2ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Москва

 

Введение. Согласно данным ВОЗ, 10% населения Земли страдают психическими расстройствами. Во всём мире серьезную озабоченность вызывает устойчивый тренд ухудшения здоровья молодежи. Организационные аспекты психиатрической помощи детскому населению подразумевают создание системы оказания помощи с использованием технологий, направленных на дестигматизацию на всех этапах: амбулаторном, полустационарном и стационарном.

Цель: оценить организацию оказания медицинской помощи в детских психиатрических дневных стационарах КОГКБУЗ «ЦППЗ» на основе результатов социологического исследования.

Материалы и методы. Объектом исследования стала система организации оказания психиатрической помощи детям на базе дневного стационара. Всего проведено анкетирование 366 граждан (педагоги, медицинские работники, законные представители пациентов), вовлеченные в процесс оказания психиатрической помощи в дневных стационарах на базе учебных заведений. В работе применены методы: контент-анализ научной литературы и нормативно – правовой документации, социологический, статистический, аналитический методы.

Результаты. В опросе приняли участие: 80 медицинских работников, 94 педагога, 192 родителя (законных представителя пациента). Все три категории респондентов дали ответ о «соблюдении прав ребенка» по вопросу «Ущемлялись ли когда-либо права Вашего ребенка по причине психических расстройств и расстройств поведения?», но в то же время имелись ответы с указанием на нарушение прав. Этот результат указывает на необходимость более глубокого исследования вопроса, проведение психообразовательной работы для снижения уровня стигматизации. Результат оценки отношения общества к детям с психическими расстройствами и расстройствами поведения, по мнению респондентов указывает на необходимость проведения активной разъяснительной работы, направленной на преодоление защитных психических механизмов отрицания и вытеснения. Ряд вопросов касался приверженности к лечению. На 100 % мнения медицинских работников, родителей и педагогов сошлись в отношении выполнения рекомендаций по применению лекарственной терапии: 99% (n=362) опрошенных дали результат – «Да», 1% (n=4) опрошенных – «Нет». Данный результат свидетельствует о высокой приверженности к терапии, заинтересованности в лечении, косвенно свидетельствует об эффективности проводимых терапевтических мероприятий. Также положительным моментом является факт улучшения доступности оказания психиатрической помощи детям после открытия детских дневных стационаров на базе учебных учреждений по мнению большинства респондентов.

Выводы. По результатам исследования можно сделать вывод о необходимости комплексного подхода к проблеме улучшения качества медицинской помощи в психиатрических учреждениях, с учетом выявленных претензий со стороны потребителей.

 

Ключевые слова: здоровье, дети и подростки, психическое расстройство, психиатрия, медицинская помощь, дневные стационары, дестигматизация, качество и безопасность

 

 

RESULTS OF A SOCIOLOGICAL SURVEY ON THE ORGANIZATION OF PSYCHIATRIC CARE FOR CHILDREN IN THE CITY OF KIROV: POLLING TECHNOLOGY OF A SOCIOLOGICAL SURVEY OF PATIENTS, MEMBERS OF THEIR FAMILIES, TEACHERS AND MEDICAL WORKERS

 

I.F. Nabatov1, O.V. Khodakova2 G.A. Martovetskaya1, E.S. Kraeva 1

 

1Kirov State Clinical Budgetary Institute of Health "Center of Psychiatry and Mental Health named after academician V.M. Bekhterev", Kirov

2Federal State Budgetary Institution "Central Research Institute of Organization and Informatization of Health Care" of the Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow

 

Introduction. According to the WHO, 10% of the world's population suffers from mental disorders. Throughout the world, there is a serious concern on the steady trend of deterioration in the health of the youth. The aspects of organizing psychiatric care for the child populace imply the creation of a system of care using technologies aimed at destigmatization at all stages: outpatient, semi-inpatient and inpatient.

Objective: to evaluate the organization of medical care in children's psychiatric day hospitals of Kirov State Clinical Budgetary Institute of Health "CPMH".

Materials and methods. The object of the study was the system of organisation for providing psychiatric care to children on the basis of a day hospital. A total of 366 citizens were surveyed, taking into consideration a sample of incorrectly filled questionnaires. The unit of observation is the respondents (teachers, medical workers, legal representatives of patients). In the project, the following methods were applied: content analysis of scientific literature and legal documentation, statistical method, analytical method.

Results. The number of people who took part in the survey were: 80 medical workers, 94 teachers, 192 parents (legal representatives of the patient). The social portrait of respondent is represented by a woman aged 30-40, with a working social status. All three categories of respondents gave an answer about “respect for the child’s rights” to the question “Have there ever been a violation of your child’s rights because of the mental and behavioral disorders?”, there were certain answers indicating child right violations. This result indicates the need for a deeper study of the issue, conducting psycho-educational work to reduce the level of stigmatization. The result of assessing the attitude of society towards children with mental and behavioral disorders, according to the respondents, there are indications for the need for active explanatory work aimed at overcoming the protective mental mechanisms of denial and repression. A number of questions related to adherence to treatment. The opinions of medical workers, parents and teachers agreed on 100% regarding the implementation of recommendations for the use of drug therapy: 99% (n=362) of the respondents gave the result - "Yes", 1% (n=4) of the respondents - "No". This result indicates a high adherence to therapy, interest in treatment, indirectly indicating the effectiveness of ongoing therapeutic measures. Also, a positive point is the fact that the availability of psychiatric care for children has improved after the opening of children's day hospitals based on educational institutions, according to the majority of respondents.

Conclusions. Based on the results from the study, conclusions can be drawn, that there is a need for an integrated approach to the problem of improving the quality of medical care in psychiatric institutions, taking into consideration the identified claims of its consumers.

 

Keywords: health, children and adolescents, mental disorder, psychiatry, medical care, day hospitals, destigmatization, quality and safety

 

Введение. Согласно данным ВОЗ, 10% населения Земли страдают психическими расстройствами, из них депрессиями – более 250 млн человек, биполярным расстройством – более 45 млн человек, шизофренией – около 20 млн человек, деменциями – около 50 млн человек. В настоящее время в России можно отметить общую стабилизацию показателей психических заболеваний, при этом распространенность невротических расстройств остается высокой (А.Ю. Гончаренко, Н.В. Семенова, 2021).

В последнее десятилетие в исследованиях как зарубежных, так и отечественных авторов в качестве одного из важнейших показателей психического здоровья рассматривается качество жизни и социальное функционирование (Г.В. Бурковский, А.П. Коцюбинский, 2017). При этом первоочередной задачей организации помощи психически больным должна стать диагностика и терапия психических расстройств в наиболее приемлемых, нестигматизирующих условиях, что возможно путем совершенствования системы полипрофессионального и межведомственного взаимодействия (Н.Б. Лутова, О.В. Гусева, О.А. Балунов, 2017).

Во всём мире серьезную озабоченность вызывает устойчивый тренд ухудшения здоровья молодежи. За относительно короткий период времени количество здоровых школьников очередного поколения снизилось до 8,6%, тогда как уровень детской заболеваемости увеличился на 68,4%, а подростковой – практически удвоился. При призыве в армию по состоянию здоровья признавались годными только 2/3 юношей призывного возраста, четверть из которых отличались слабым здоровьем, 10% - дефицитом массы тела, 8% - суицидной склонностью и 1% - попытками самоубийства. (J. Rehm, K.D. Shield, 2019)

Организационные аспекты психиатрической помощи детскому населению подразумевают создание системы оказания помощи с использованием технологий, направленных на дестигматизацию на всех этапах: амбулаторном, полустационарном и стационарном. Полустационарная помощь в формате дневного стационара позволяет организовать проведение диагностических, психопрофилактических, лечебных мероприятий без отрыва от привычной микросоциальной среды, своевременно оценить динамику состояния, скорректировать медикаментозную терапию, семейную психотерапию, создать условия для успешной адаптации. До вступления в силу в июле 2023 г приказа Министерства здравоохранения РФ от 14 октября 2022 г. N 668н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи при психических расстройствах и расстройствах поведения" полустационарная помощь детскому населению в форме дневного стационара порядками оказания помощи не подразумевалась.

Цель исследования: оценить организацию оказания медицинской помощи в детских психиатрических дневных стационарах КОГКБУЗ «ЦППЗ» на основе результатов социологического исследования.

Материалы и методы. В г. Кирове психиатрическая помощь детям оказывается в амбулаторных условиях, в дневном и круглосуточном стационарах. С января 2021 г. на базе головного учреждения региона КОГКБУЗ «Центре психиатрии и психического им. академика В.М. Бехтерева» детская психиатрическая служба объединена в структурное подразделение «Центр психического здоровья детей и подростков».  Амбулаторное звено представлено участковой психиатрической службой детского диспансерного отделения. Дети (до 15-летнего возраста) из районов области могут получить консультацию у областного детского психиатра; подростки из районов Кировской области - у подросткового врача-психиатра.  Стационарная психиатрическая помощь несовершеннолетним до 15-летнего возраста оказывается в детском отделении, несовершеннолетним старше 15-летнего возраста - в общих отделениях. Медицинская помощь детям, нуждающимся в медицинском лечении в дневное время, но не требующим круглосуточного наблюдения, оказывается на койках дневного пребывания в детском психиатрическом отделении. С 1993 г в г. Кирове на базе образовательных учреждений (детский сад и 6 общеобразовательных школ) реализуется уникальная модель оказания помощи в формате детского дневного стационара. Персоналом отделения проводится углубленная диагностика отклонений в психическом здоровье детей, выявляется структура каждого расстройства, осуществляется терапия психических расстройств, реабилитация детей с психической патологией в социуме и психопрофилактическая работа в образовательном учреждении. Совместная работа педагогов и врачей позволяют без прерывания образовательного процесса сформировать конструктивные навыки поведения, общения с окружающими, эмоционального реагирования, совладания с дистрессом. Эти навыки позволяют детям и подросткам успешно адаптироваться в обществе, служат профилактикой развития психических расстройств.  Несмотря на очевидную необходимость такого подхода к организации помощи, множество позитивных отзывов от родителей, учеников, педагогов, коллег, за 30-летний период работы не предпринималось попыток оценить уровень организации помощи в детских дневных стационарах по конкретным показателям: доступность, информированность, удовлетворенность оказанием помощи.

Объектом исследования стала система организации оказания психиатрической помощи детям на базе дневного стационара. Всего проведено анкетирование 366 граждан, с учетом выборки некорректно заполненных анкет. Для достижения цели настоящего исследования была разработана специальная анкета, адаптированная под пациентов и их родителей, педагогов и медицинских работников.   Анкета включала блоки вопросов, на основании которых оценивались стратификационные характеристики респондентов и степень их удовлетворенности доступностью и качеством оказания медицинской помощи в детских психиатрических дневных стационарах КОГКБУЗ «ЦППЗ».  Педагогам было предложено 24 вопроса, медицинским работникам - 18 вопросов, родителям - 29 вопросов. Анкета включала, в том числе, вопросы, которые необходимо было оценить по шкале от 1 балла до 5 баллов.

Предмет исследования удовлетворенность участников процесса (законных представителей пациентов, педагогов, медицинских работников) системой организации оказания психиатрической помощи детям на базе дневного стационара. Анкетирование осуществлялось с учетом анонимности в различных структурных подразделениях КОГКБУЗ «Центр психиатрии и психического здоровья им. академика В.М. Бехтерева», включая детский психиатрический круглосуточный стационар, детское психиатрическое диспансерное отделение, детские психиатрические дневные стационары на базе средних школ (г. Киров).

Единица наблюдения – респонденты (педагоги, медицинские работники, законные представители пациентов).

В работе применены методы: контент-анализ научной литературы и нормативно – правовой документации, социологический, статистический, аналитический методы.

Результаты. При анализе полученных данных проведенного исследования были выделены следующие интегральные критерии:

- стратификационные характеристики респондентов;

- оценка стигматизации в отношении определенных категорий граждан (ущемление прав по причине наличия психического расстройства, переживания из-за факта наличия психического расстройства, причины избегания обращения к детскому врачу-психиатру);

- оценка приверженности к лечению (контроль за выполнением врачебных назначений);

- доступность и качество оказания медицинской помощи (удовлетворенность оказанием медицинской помощи, взаимодействие пациентов и их родителей с врачами и педагогами, доступность информации по вопросам психического здоровья, психогигиене, готовность повторного обращения, эффективность лечения).

В опросе приняли участие: 80 медицинских работников (врачи – психиатры детские, психотерапевты, клинические психологи, логопеды, работающие с детским населением в              г. Кирове в государственной системе здравоохранения), 94 педагога (педагоги, работающие в средних образовательных школах, на базах которых развернуты детские дневные стационары), 192 законных представителя пациента, родителей (в соответствии с общим количеством детей, получающих помощь в дневных стационарах на момент проведения исследования).

Среди педагогов большая часть опрошенных это женщины 95% (n=89), в меньшей части мужчины 5% (n=5). Более половины опрошенных это лица молодого возраста: от 20 до 29 лет - 6% (п=6), от 30 до 39 лет - 29% (n=27), от 40 до 49 лет - 33% (n=31), далее от 50 до 59 лет - 26% (n=24), от 60 до 69 лет 5% (n=5), от 70 лет - 1% (n=1). Ваша специальность - учитель 100% ответов. Стаж работы от 1 года до 52 лет.

Среди медицинских работников: 93% (n=74) это женщины, а 7% (n=6) это мужчины. Более половины опрошенных это лица молодого возраста: от 20 до 29 лет - 13% (n=10), от 30 до 39 лет - 13% (n=10), от 40 до 49 лет - 44% (n=35), далее от 50 до 59 лет - 25% (n=20), от 60 до 69 лет - 3% (n=3), старше 70 лет – 2% (n=2). Из медицинских работников оценку проводили 85% (n=67) врачей, 6% (n=5) клинических психологов, 7% (n=6) логопедов, 2% (n=2) - средний медперсонал. Стаж работы варьирует от 1 года до 52 лет.

Среди родителей (законных представителей): Большая часть опрошенных это женщины 91% (n=175), в меньшей части мужчины 9% (n=17). Более половины опрошенных это лица молодого возраста: до 19 лет - 1% (n=2), от 20 до 29 лет - 3% (n=5), от 30 до 39 лет - 53% (n=103), от 40 до 49 лет - 40% (n=77), далее от 50 до 59 лет - 3% (n=5).

1% (n=2) опрошенных родителей (законных представителей) имеют незаконченное среднее образование, 13% (n=24) - среднее, 40% (n=77) - среднее специальное, 5% (n=10) - незаконченное высшее, 40% (n=77) -высшее образование.

Среди всех опрошенных 62% (n=119) родителей (законных представителей) - работающая категория граждан, 24% (n=46) неработающая категория граждан, 14% (n=27) отметили другое. Среди всех опрошенных 79% (n=152) родителей (законных представителей) - состоят в браке, 16% (n=30) не состоят в браке, 5% (n=10) отметили другое. По результатам проведенного исследования большая доля респондентов – женщины, доля которых составила 92% (n=338), соответственно доля мужчин составила менее четверти респондентов 8% (n=28). Более половины респондентов это лица молодого возраста: 0,5% - лица до 19 лет (n=2), 6% - от 20-29 лет (n=21), 38% - от 30-39 лет (n=140), 39% респондентов – лица в возрасте от 40-49 лет (n=143), 13% - от 50-59 лет (n=49), 2% - от 60-69 лет (n=8), 1,5% - от 70-79 лет (n=3). Оценивался и уровень образования опрошенных. Так, исключая медицинских работников и педагогов и анализируя родителей пациентов, наибольший удельный вес пришелся на лиц с высшим (40%, n=77) и лиц со средним специальным образованием (40%, n=77), второе место в распределении респондентов по уровню образования пришлось на лиц со средним образованием (13%, n=26), и лиц с незаконченным высшим (5% , n=10), по 1% (n=1) пришлось на лиц с начальным и незаконченным средним образованием. Среди всех опрошенных: 80% являются работающими гражданами (n=293), 13% (n=46) – неработающие, 7% (n=27) – отметили другое.

Первоначально было оценено отношение общества к детям с психическими расстройствами и расстройствами поведения, по оценкам родителей:

На вопрос «Имеет ли Ваш ребенок психические расстройства или расстройства поведения?», родители пациентов ответили равнозначно 39% - да (n=75) и 43% - нет (n=82), затрудняюсь ответить – отметили 18% (n=35). Хотя опрос проводился среди родителей детей с установленным диагнозом психического заболевания и нарушениями поведения. Данный результат указывает на необходимость проведения активной психообразовательной и разъяснительной работы с родителями, направленной на преодоление защитных психических механизмов отрицания и вытеснения, что в перспективе повысит приверженность к соблюдению режима терапии и выполнению рекомендаций. Важно отметить, что большая доля опрошенных – лица, чьи дети обращались в данную медицинскую организацию более 1 раза – 40% (n=76), более 2-х раз – 34% (n=65), более 5-ти раз – 9% (n=18), 17% опрошенных (n=33) за медицинской помощью за последние 12 месяцев не обращались.

При ответе на вопрос, «Ущемлялись ли когда-либо права Вашего ребенка по причине психических расстройств и расстройств поведения?» все три категории дали ответ о «соблюдении прав ребенка», но в то же время имелись ответы с указанием на нарушение прав. Ответы распределились следующим образом: 23% (n=22) педагогов считают, что права их учеников когда-либо ущемлялись, 63% (n=59) считают, что – Нет, 14% (n=13) затрудняются ответить на этот вопрос. Родители пациентов 15% (n=29) считают, что права их детей когда-либо ущемлялись, 70% (n=134) считают, что – Нет, 15% (n=29) затрудняются ответить на этот вопрос. Медицинские работники 32% (n=26) считают, что права их пациентов когда-либо ущемлялись, 45% (n=36) считают, что – Нет, 23% (n=18) затрудняются ответить на этот вопрос. Этот результат указывает на необходимость более глубокого исследования вопроса, проведение психообразовательной работы для снижения уровня стигматизации.

Также в отношении родителей и педагогов был задан один и тот же вопрос «Насколько Вы переживаете из-за факта наличия у Вашего ребенка (ученика) психического расстройства?», мнения разделились:

 

Рисунок 1. Оценка родителей и педагогов факта наличия психического расстройства у ребенка (ученика)

 

Большая часть опрошенных родителей (законных представителей) высказали свои переживания из-за факта наличия у их ребенка психического расстройства: у 18% (n=34) вызывают незначительные, но переживания, у 18% (n=34) вызывают переживания как и при других заболеваниях, 27% (n=52) вызывают переживания, 7% (n=14) вызывают сильные переживания, лишь 11% (n=21) не переживают вовсе, 15% (n=29) считают, что их ребенок здоров, 4% (n=8) – затрудняются ответить на данный вопрос. Большая часть опрошенных педагогов высказали свои переживания из-за факта наличия у их ученика психического расстройства: у 9% (n=8) вызывают незначительные, но переживания, у 33% (n=31) вызывают переживания как и при других заболеваниях, 34% (n=32) вызывают переживания, 15% (n=14) вызывают сильные переживания, лишь 3% (n=3) не переживают вовсе, 2% (n=2) считают, что их ребенок здоров, 4% (n=4) затрудняются ответить на данный вопрос. Данный результат свидетельствует о необходимости активной психообразовательной работы.

Медицинским работникам и родителям предлагалось также определить, что, по их мнению, является основным сдерживающим фактором для обращения граждан к детскому психиатру?

 

Рисунок 2. Оценка родителей и медицинских работников основного сдерживающего фактора для обращения граждан к детскому психиатру

 

Основным сдерживающим фактором обращения к детскому психиатру 59% (n=47) медицинских работников считают страх испытать трудности с обучением и трудоустройством в будущем; 24% (n=19) – боязнь предвзятого отношения со стороны окружающих, 17% (n=14) отрицают факт психического расстройства. Основным сдерживающим фактором обращения к детскому психиатру 53% (n=101) по мнению родителей (законных представителей)  это страх испытать трудности с обучением и трудоустройством в будущем; 20% (n=38) – боязнь предвзятого отношения со стороны окружающих, у 12% (n=23) – отрицание проблем с психическим расстройством, 15% (n=30) – дали ответ без пояснения.  Можно сделать вывод, что мнения различных категорий респондентов в большей степени совпадают.

Следующая группа вопросов касалась приверженности к лечению. В 100 % случаев мнения медицинских работников, родителей и педагогов сошлись в отношении выполнения рекомендаций по применению лекарственной терапии («выполняются ли», «обеспечивается ли контроль за выполнением»): 99% (n=362) опрошенных дали результат – «Да», 1% (n=4) опрошенных – «Нет». Данный результат свидетельствует о высокой приверженности к терапии, заинтересованности в лечении, косвенно свидетельствует об эффективности проводимых терапевтических мероприятий.

Следующий раздел анкеты был посвящен вопросам удовлетворенности пациентов психиатрической помощью, оказываемой в КОГКБУЗ «ЦППЗ». В рамках данного раздела опрошенным предлагалось оценить по пятибальной шкале медицинские услуги по профилю «Психиатрия» в амбулаторных условиях, условиях круглосуточного стационара и дневного стационара (Рисунки 3-5):

 

Рисунок 3. Удовлетворенность родителей и медицинских работников помощью детям в психиатрических МО в регионе - в амбулаторных условиях (где оценка 1-min, 5-max)

 

Рисунок 4. Удовлетворенность родителей и медицинских работников помощью детям в психиатрических МО в регионе - в стационарных условиях (где оценка 1-min, 5-max)

 

Рисунок 5. Удовлетворенность родителей и медицинских работников помощью детям в психиатрических МО в регионе - в условиях детского дневного стационара (где оценка 1-min, 5-max)

 

В соответствии с полученными результатами, большая часть опрошенных оценивают медицинскую помощь детям в МО в Кировской области на максимальную оценку.

Респондентам также было предложено оценить оказание медицинской помощи детям по профилю "психиатрия" в Кировской области ДО и ПОСЛЕ открытия "Детских дневных стационаров" на базе учебных заведений?

 

Рисунок 6. Результаты оценки оказания медицинской помощи детям по профилю "психиатрия" в Кировской области ДО и ПОСЛЕ открытия "Детских дневных стационаров" на базе учебных заведений

 

Средний балл оценки родителями оказания медицинской помощи детям составил - 3,8 до открытия "Детских дневных стационаров" на базе учебных заведений и 4,7 после открытия.

Средний балл оценки медработниками оказания медицинской помощи детям составил - 3,5 до открытия "Детских дневных стационаров" на базе учебных заведений и 4,3 после открытия.

Динамика изменений по вопросу информированности о психическом здоровье, мерах профилактики ухудшения психического здоровья после открытия/посещения детских дневных стационаров на базе учебных учреждений по мнению большинства опрошенных также улучшилась: 81,5% (n=299), по мнению 0,5% (n=2) – ухудшилась, 18% (n=65) ответили, что изменений не произошло.

При ответе на вопрос о способе доведения актуальной информации по вопросам психического здоровья, психогигиене, профилактике и лечению психических расстройств, по мнению медицинских работников - 34% (n=27) и педагогов - 35% (n=33) особую значимость имеют психообразовательные занятия офлайн, для родителей пациентов – мобильные мессенджеры - 31% (n=60).

 

Рисунок 7. Способы доведения актуальной информации по вопросам психического здоровья, психогигиене, профилактике и лечению психических расстройств

 

Также положительным моментом является факт улучшения доступности оказания психиатрической помощи детям после открытия детских дневных стационаров на базе учебных учреждений по мнению большинства респондентов - 91% (n=335), 9% (n=31) – ответили изменений не произошло, 0% - факт ухудшения. При оценке влияния лечения (детей, пациентов, учеников) в детском дневном стационаре на уровень доверия соответствующей категории респондентов к медицинской организации – ответы опрошенных практически равнозначны:

 

Рисунок 8. Результаты оценки влияния лечения детей (пациентов, учеников) в детском дневном стационаре на уровень доверия к МО

 

Степень эффективности лечения ребенка, улучшение состояния после курса лечения в рамках социологического исследования оценивалось по 5-ти балльной системе. Полученные результаты свидетельствуют о достаточно высокой эффективности лечения. При этом средний балл оценки по мнению родителей (законных представителей) детей выше, чем средний балл оценки по мнению медицинских работников независимо от условий оказания (Рисунок 9):

 

Рисунок 9. Результаты оценки степени эффективности лечения ребенка, улучшение состояния после курса лечения

 

Степень готовности родителей (законных представителей) повторного обращения за медицинской помощью в КОГКБУЗ «ЦППЗ» также была оценена по 5-ти балльной шкале. Полученные результаты свидетельствуют, что организация медицинской помощи на базе учебного заведения является более востребованной (t ≤2 ): средний балл оценки родителями (законными представителями) готовности вновь обратиться за медицинской помощью в КОГКБУЗ «ЦППЗ» в ДПО, расположенное в п. Ганино – 3,2, в ДПО, в детский дневной стационар на базе учебного заведения – 4,8.

 

Рисунок 10. Степень готовности повторного обращения за медицинской помощью в КОГКБУЗ «ЦППЗ» в зависимости от расположения дневных стационаров

 

Заключение: Удовлетворенность пациентов, их родственников, а также работников психиатрических учреждений оказываемой психиатрической помощью, является важным интегральным критерием, который вполне применим при оценке ее качества.  С учетом этого обстоятельства необходимо регулярно анализировать мнение потребителей медицинских услуг (родителей, законных представителей пациентов), а также медицинских и педагогических работников, участвующих в процессе организации специализированной психиатрической помощи на базе учебных заведений о деятельности психиатрических учреждений и качестве оказываемой в них помощи, что позволит отразить динамику их потребностей в меняющихся социально-экономических условиях.

Результаты опросов пациентов, их родственников, а также работников психиатрических учреждений предоставляют организаторам здравоохранения конкретный материал, который может быть использован для улучшения деятельности отдельных психиатрических служб или учреждения в целом, и который дает возможность судить об эффективности любых реорганизаций или нововведений, проводимых в них.

По результатам исследования можно сделать вывод о необходимости комплексного подхода к проблеме улучшения качества медицинской помощи в психиатрических учреждениях, с учетом выявленных претензий ее потребителей.

 

Список литературы

1. Балунов О.А., Лукина Л.В., Семенова Н.В., и др. Совершенствование полипрофессиональной модели оказания лечебно диагностической помощи при пограничных психических расстройстваху больных с органическими заболеваниями головного мозга. Психосоциальная реабилитация в психиатрии и неврологии. Методологические и организационные аспекты / сост. Н. М. Залуцкая ; под общ. ред. Н. Г. Незнанова. — СПб.: СпецЛит, 2017. 600 с.       

2. Бурковский Г. В., Коцюбинский А. П., Левченко Е. В., и др. Использование опросника качества жизни (версия ВОЗ) в психиатрической практике. Психосоциальная реабилитация в психиатрии и неврологии. Методологические и организационные аспекты / сост. Н. М. Залуцкая ; под общ. ред. Н. Г. Незнанова. — СПб.: СпецЛит, 2017. 600 с.

3. Воронков Б.В. Психиатрия детей и подростков. – СПб.: Наука и Техника, 2017. 288с.

4. Гончаренко А.Ю., Ляшковская С.В., Мартынюк К.Л. и др. Организационные вопросы популяционной профилактики. Диагностика и лечение психических и наркологических расстройств: современные подходы. Сборник методических рекомендаций/ сост. Н.В. Семенова под общ. ред. Н.Г. Незнанова. Выпуск 4. – СПб.: Издательско – полиграфическая компания «КОСТА», 2021. 488с.

5. Гринхальх Т. Основы доказательной медицины. Под ред. И.Н. Денисова, К.И. Сайткулова. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. 288 с.

6. Гусева О. В. Мультимодальная программа (с бригадным обслуживанием специалистов) для больных эндогенными психозами в условиях стационара. Психосоциальная реабилитация в психиатрии и неврологии. Методологические и организационные аспекты / сост. Н. М. Залуцкая ; под общ. ред. Н. Г. Незнанова. — СПб.: СпецЛит, 2017. 600 с.

7. Детская психиатрия: Учебник / Под ред. Э.Г. Эйдемиллера. – СПб.: Питер, 2005. 1120 с.

8. Добряков И.В., Защиринская О.В. Психология семьи и больной ребенок. Учебное пособие: Хрестоматия. – СПб.: Речь, 2007. 400 с.

9. Лутова Н. Б. Оптимизация работы бригады специалистов реабилитационного психиатрического учреждения на основе оценки отношения семьи больного к медикаментозной терапии.  Психосоциальная реабилитация в психиатрии и неврологии. Методологические и организационные аспекты / сост. Н. М. Залуцкая ; под общ. ред. Н. Г. Незнанова. — СПб.: СпецЛит, 2017. 600 с.

10.   Макаров И.В. Клиническая психиатрия детского и подросткового возраста. – СПб.: Наука и Техника, 2013. 416 с.

11.   Оганов Р.Г. Руководство по медицинской профилактике / Под редакцией Р.Г. Оганова, Р.А. Хальфина. М.: ГЭОТАР Медиа, 2007; 464 с.

12. Семенова Н.В. Современные подходы к формированию системы обеспечения качества психиатрической помощи: на примере Ленинградской области. – СПб., 2014; 50 с.

13. Флетчер Р., Флетчер С., Вагнер Э., Клиническая эпидемиология. Основы доказательной медицины. М.: Медиа Сфера, 2004; 347 с.

14. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. – Изд. 4-е. – СПб.: Питер, 2008. 672 с.

15. Rehm J., Shield K.D. Global burden of disease and the impact of mental and addictive disorders. Current psychiatry reports. 2019; 21 (2): 1-7. 

 

References

1. Balunov O. A., Lukina L. V., Semenova N. V., et al. Improving the multiprofessional model of providing medical and diagnostic care for borderline mental disorders in patients with organic brain diseases. Psychosocial rehabilitation in psychiatry and neurology. Methodological and organizational aspects / comp. N. M. Zalutskaya; under total ed. N. G. Neznanova. - St. Petersburg: SpecLit, 2017. 600 p.

2. Burkovsky G. V., Kotsyubinsky A. P., Levchenko E. V., et al. Use of the quality of life questionnaire (WHO version) in psychiatric practice. Psychosocial rehabilitation in psychiatry and neurology. Methodological and organizational aspects / comp. N. M. Zalutskaya; under total ed. N. G. Neznanova. - St. Petersburg: SpecLit, 2017. 600 p.3. Vlasov V.V. Introduction to evidence-based medicine. Moscow: Media Sphere, 2001. 392 p.

3. Voronkov B.V. Psychiatry of children and adolescents. – St. Petersburg: Science and Technology, 2017. 288s.

4. Goncharenko A.Yu., Lyashkovskaya S.V., Martynyuk K.L., etc. Organizational issues of population prevention. Diagnosis and treatment of mental and narcological disorders: modern approaches. Collection of methodological recommendations / comp. N.V. Semenova under the general editorship of N.G. Neznanov. Issue 4. – St. Petersburg: Publishing and Printing company "COSTA", 2021. 488s.

5. Greenhalgh T. Fundamentals of evidence–based medicine. Edited by I.N. Denisov, K.I. Saitkulov. M.: GEOTAR-Media, 2009; 288 p.

6. Guseva O. V. Multimodal program (with brigade service of specialists) for patients with endogenous psychoses in a hospital setting. Psychosocial rehabilitation in psychiatry and neurology. Methodological and organizational aspects / comp. N. M. Zalutskaya; under total ed. N. G. Neznanova. - St. Petersburg: SpecLit, 2017. 600 p.

7.  Child Psychiatry: Textbook / Edited by E.G. Eidemiller. – St. Petersburg: Peter, 2005. 1120 p.

8. Dobryakov I.V., Zaschirinskaya O.V. Psychology of the family and the sick child. Textbook: Textbook. – St. Petersburg: Speech, 2007. 400 p.

9. Lutova N. B. Optimization of the work of a team of specialists in a rehabilitation psychiatric institution based on an assessment of the attitude of the patient's family to drug therapy. Psychosocial rehabilitation in psychiatry and neurology. Methodological and organizational aspects / comp. N. M. Zalutskaya; under total ed. N. G. Neznanova. - St. Petersburg: SpecLit, 2017. 600 p.

10. Makarov I.V. Clinical psychiatry of childhood and adolescence. – St. Petersburg: Science and Technology, 2013. 416 p.

11. Oganov R.G. Guidelines for medical prevention / Edited by R.G. Oganov, R.A. Khalfin. M.: GEOTAR Media, 2007; 464 p.

12. Semenova N.V. Modern approaches to the formation of a quality assurance system for psychiatric care: on the example of the Leningrad region. – St. Petersburg, 2014; 50 p.

13. Fletcher R., Fletcher S., Wagner E., Clinical epidemiology. Fundamentals of evidence-based medicine. Moscow: Media Sphere, 2004; 347 p.

14. Eidemiller E.G., Justitskis V.V. Psychology and psychotherapy of the family. – Ed. 4-e. – St. Petersburg: Peter, 2008. 672 p.

15. Rehm J., Shield K.D. Global burden of disease and the impact of mental and addictive disorders. Current psychiatry reports. 2019; 21 (2): 1-7. 

 

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Acknowledgments. The study did not have no sponsorship.

Conflict of interests. The authors declare no conflict of interest.

 

Сведения об авторах

Набатов Игорь Федорович – главный врач КОГКБУЗ «Центр психиатрии и психического здоровья имени академика В.М. Бехтерева», 6100029, Россия, г. Киров, п. Ганино, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., ORCID 0000-0003-0279-7589

Ходакова Ольга Владимировна – доктор медицинских наук, доцент, начальник отдела научных основ организации здравоохранения ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения», 127254, Россия, Москва, ул. Добролюбова, д. 11, каб. 311, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., ORCID: 0000-0001-8288-939X. SPIN-код: 2314-6974

Мартовецкая Галина Александровна – заместитель главного врача по медицинской части КОГКБУЗ «Центр психиатрии и психического здоровья имени академика В.М. Бехтерева», 6100029, Россия, г. Киров, п. Ганино, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., ORCID 0000-0001-7111-373X

Краева Екатерина Сергеевна – заведующий организационно-методическим отделом, врач методист КОГКБУЗ «Центр психиатрии и психического здоровья имени академика В.М. Бехтерева», 6100029, Россия, г. Киров, п. Ганино, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., ORCID 0009-0007-7207-8009

Information about authors

Nabatov Igor Fedorovich – Chief Physician of the Center of Psychiatry and Mental Health named after Academician V.M. Bekhterev, 6100029, Russia, Kirov, P. Ganino, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., ORCID 0000-0003-0279-7589

Khodakova Olga Vladimirovna - Doctor of Medical Sciences, associate professor, head of the Department of scientific foundations of the health organization Federal Research Institute for Health Organization and Informatics of MH, Moscow, Dobrolubova st., 11, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., ORCID: 0000-0001-8288-939X. SPIN-код: 2314-6974

Martovetskaya Galina Aleksandrovna – Deputy Chief Physician for the medical part of the Center for Psychiatry and Mental Health named after Academician V.M. Bekhterev, 6100029, Russia, Kirov, P. Ganino, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.,

ORCID 0000-0001-7111-373X.

Kraeva Ekaterina Sergeevna – Head of the organizational and methodological Department, methodologist of the Center for Psychiatry and Mental Health named after Academician V.M. Bekhterev, 6100029, Russia, Kirov, P. Ganino, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., ORCID 0009-0007-7207-8009

Статья получена: 01.07.2023 г.

Принята к публикации: 28.09.2023 г.

Ключевые слова: здоровье, дети и подростки, психическое расстройство, психиатрия, медицинская помощь, дневные стационары, дестигматизация, качество и безопасность

Полнотекстовый файл PDF
И.Ф. Набатов, О.В. Ходакова, Г.А. Мартовецка, Е.С. Краева, РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОКАЗАНИЯ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТСКОМУ НАСЕЛЕНИЮ Г. КИРОВА: ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА ПАЦИЕНТОВ, ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ, ПЕДАГОГОВ, МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ // НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ РЕЦЕНЗИРУЕМЫЙ ЖУРНАЛ "СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И МЕДИЦИНСКОЙ СТАТИСТИКИ". - 2023. - №3;
URL: http://healthproblem.ru/magazines?text=1129 (дата обращения: 15.05.2024).

Код для вставки на сайт или в блог:

Просмотры статьи:
Сегодня: 1 | За неделю: 3 | Всего: 112