Научно-практический рецензируемый журнал
"Современные проблемы здравоохранения
и медицинской статистики"
Scientific journal «Current problems of health care and medical statistics»
Новости научно-практического рецензируемого журнала
Больше новостей

Диагностика и профилактика преждевременного старения

Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 30-летию создания института, «Современное здравоохранение: уроки прошлого и взгляд в будущее» (13-14 ноября 2019 г.)

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ СТУДЕНТОВ СЕЧЕНОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ПЕРЕД ПОСТУПЛЕНИЕМ В ОРДИНАТУРУ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ»

В.А. Решетников1, В.Н. Трегубов1
1. ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова» Министерства здравоохранения Российской Федерации (Сеченовский Университет), г.Москва
УДК 331.548

 

 ПрофориентАЦИЯ студентов Сеченовского Университета перед поступлением в ординатуру по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье»

В.А. Решетников, В.Н. Трегубов

ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова» Министерства здравоохранения Российской Федерации (Сеченовский Университет), г.Москва

 

CAREER GUIDANCE OF SECHENOV UNIVERSITY STUDENTS BEFORE ENTERING THE RESIDENCY IN THE SPECIALTY " HEALTH ORGANIZATION AND PUBLIC HEALTH»

V.A. Reshetnikov, V.N. Tregubov

Sechenov First Moscow State Medical University (Sechenov University), Moscow

 

Профессиональная ориентация (профориентация) - система мер, направленных на оказание помощи молодежи и взрослым в выборе профессии. Актуальность данного вопроса обусловлена тем, что по данным исследования Высшей школы экономики (https://tass.ru/obschestvo/4007168) до 30% россиян работают не по специальности, указанной в дипломе. Не является исключением и медицинская отрасль, в которой данная проблема стоит наиболее остро в связи с длительностью подготовки врачей-специалистов, на обучение которых, только в системе высшего образования, уходит 8 лет.

Учитывая данные обстоятельства, на кафедре общественного здоровья и здравоохранения имени Н.А. Семашко Института общественного здоровья Сеченовского Университета особое внимание уделяется профориентации студентов, изъявивших желание поступить после освоения программы специалитета в ординатуру по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье». Помимо общепринятых направлений, таких как индивидуальные беседы, размещение необходимой информации на стендах и интернет-ресурсах кафедры, издание буклета об организации занятий в ординатуре, использование практико-ориентированных и личностно-ориентированных технологий в образовательном процессе, с 2016 года наиболее активные студенты проходят дополнительную подготовку на кафедре в лаборатории мастерства «Фабрика лидеров здравоохранения». Основными мотивами их обучения, по данной программе, являются: желание сформировать у себя лидерские качества – 96,4%; стремление получить дополнительные знания и навыки по менеджменту – 72,9%; возглавить в последующем медицинскую организацию или структурное подразделение – 64,9%; увеличить рейтинг индивидуальных достижений для поступления в ординатуру – 62,2%; самореализоваться – 59,4%;  и др.

Данный образовательный проект был открыт в Сеченовском Университете в 2014 году и в настоящее время насчитывает 58 школ (лабораторий) мастерства по различным специальностям. Подготовка студентов осуществляется в течение 1 учебного года в объеме 144 академических часов. Численность каждой учебной группы составляет 10-15 человек, которые вначале должны успешно пройти конкурсный отбор, методом решения ситуационных задач. Обучение проводится под руководством наиболее опытного сотрудника кафедры из числа профессора или доцента. Студенты, успешно завершившие обучение и прошедшие итоговую аттестацию получают 15 баллов за индивидуальные достижения при поступлении в ординатуру Сеченовского Университета.

Отличительными особенностями подготовки студентов в лаборатории мастерства «Фабрика лидеров здравоохранения», позволяющими осуществлять профориентацию, являются:

- к обучению допускаются не только лица, успешно прошедшие конкурсный отбор, но и все желающие, в результате на занятия приходит до 30 студентов, в том числе и из других образовательных организаций, которые планируют стать руководителями здравоохранения;

- занятия проводятся в аудиториях кафедры общественного здоровья и здравоохранения имени Н.А. Семашко и в компьютерных залах Методического центра аккредитации специалистов Сеченовского Университета, что позволяет эффективно использовать электронное обучение и дистанционные образовательные технологии;

- из 17 учебных тем, предусмотренных образовательной программой, студентам читается только 1 лекция, остальные занятия проводятся с использованием методов активного обучения, таких как деловые игры, кейс-стади, тренинги, мастер-классы, выполнение индивидуальных проектов, перевернутый класс и др;

- для проведения плановых занятий и итоговой аттестации студентов используется симуляционно-коммуникативный метод, суть которого заключается в имитации условий, в которых работают специалисты административного аппарата медицинских организаций. Для этого учебный класс переоборудуется в рабочий кабинет руководителя здравоохранения, в котором студенты отрабатывают практические задания по четырем тематическим группам: выступление перед коллективом;  прием посетителя; постановка задач по телефону; проверка у исполнителя отработанного документа;

- с целью формирования у студентов лидерского потенциала, в учебной группе распределяются организационные обязанности: старосты, руководителя физического здоровья, ответственного за формирование корпоративной культуры, ответственного за организацию взаимодействие с другими школами мастерства и др;

-  в процессе обучения бережно поддерживается корпоративная культура взаимоотношений студентов и преподавателей, которая предусматривает следующие правила: главными участниками на занятии являются студенты, преподаватели выступают в роли тьюторов; посещение занятий добровольное, но освоение и отработка каждой пропущенной темы, выполнение проекта, участие в олимпиаде и студенческой научно-практической конференции, прохождение итоговой аттестации – обязательное условие образования; приветствуется любая разумная инициатива в обучении; чтобы получить результат нужно трудиться, уважительно относиться к окружающим и опыту предшественников.

Для своевременного доведения до студентов информации о работе лаборатории мастерства «Фабрика лидеров здравоохранения» и популяризации ее деятельности необходимые материалы размещены на интернет-странице  и стенде кафедры, в группе социальной сети «ВКонтакте» и «Instagram», а также в изданном буклете. Пакет учебно-методических материалов для подготовки студентов к занятиям и прохождения итоговой аттестации  размещен на Едином образовательном портале Сеченовского Университета.

В заключение следует подчеркнуть, что эффективность реализуемого на кафедре общественного здоровья и здравоохранения имени Н.А. Семашко комплексного подхода профориентации студентов во многом зависит от соблюдения единых взглядов на методы их реализации всего профессорско-преподавательского состава кафедры. Но именно такой подход позволяет в последующем осуществлять отбор и подготовку специалистов по организации здравоохранения и общественному здоровью, обладающих высокой профессиональной квалификацией, с инновационным типом мышления, творческим складом ума, современной мировоззренческой культурой и высокой социальной ответственностью.

Ключевые слова:

Полнотекстовый файл PDF
В.А. Решетников, В.Н. Трегубов, ПРОФОРИЕНТАЦИЯ СТУДЕНТОВ СЕЧЕНОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ПЕРЕД ПОСТУПЛЕНИЕМ В ОРДИНАТУРУ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ» // НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ РЕЦЕНЗИРУЕМЫЙ ЖУРНАЛ "СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И МЕДИЦИНСКОЙ СТАТИСТИКИ". - 2019. - №5;
URL: http://healthproblem.ru/magazines?text=393 (дата обращения: 26.04.2024).

Код для вставки на сайт или в блог:

Просмотры статьи:
Сегодня: 3 | За неделю: 11 | Всего: 4752