Научно-практический рецензируемый журнал
"Современные проблемы здравоохранения
и медицинской статистики"
Scientific journal «Current problems of health care and medical statistics»
Новости научно-практического рецензируемого журнала
Больше новостей

Диагностика и профилактика преждевременного старения

Организация здравоохранения

РЕАЛИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ЗДРАВООХРАНЕНИЕ» НА ТЕРРИТОРИИ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

В.Н. Мажаров1, Л.Н Блинкова1, А.А. Пучков1
1. ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Ставрополь
УДК 614.2

DOI10.24412/2312-2935-2022-3-594-612

 

 

РЕАЛИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ЗДРАВООХРАНЕНИЕ» НА ТЕРРИТОРИИ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

 

В.Н. Мажаров, Л.Н Блинкова, А.А. Пучков

 

ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Ставрополь

 

Актуальность. Проведен анализ реализацииНационального проекта «Здравоохранение» на территории Ставропольского края. Изучены и проанализированы региональные программы, принятые на территории субъекта Российской Федерации, для решения задач здравоохранения в условиях межведомственного взаимодействия.

Цель исследования – изучение и анализ темпов реализации региональных проектов и программ в рамках национального проекта «Здравоохранение», для осуществления контроля его выполнения.

Материалы и методы: контент-анализ региональных проектов и программ здравоохранения, а также других нормативно-правовых документов; использованы сведения базы данных Медицинского информационно-аналитического центра Ставропольского края.

Результаты. Проведен анализ региональных проектов, входящих в национальный проект «Здравоохранение» и федеральные проекты. Показана результативность региональных программ и проектов, реализуемых на территории субъекта Российской Федерации.

Заключение. Реализация региональных проектов позволяетулучшить качество идоступность медицинской помощи. Своевременная информация о ходе выполнения региональных проектов повышает уровень информированности общественности, в том числе медицинской, как о положительных результатах, так и о возникших в процессе работы проблемах, что даёт возможность принять адекватные решения для их устранения.

 

Ключевые слова: национальный проект, федеральный проект, региональный проект, региональная программа, доступность медицинской помощи.

 

 

IMPLEMENTATION OF THE NATIONAL PROJECT "HEALTHCARE" ON THE TERRITORY OF THE STAVROPOL TERRITORY

 

Mazharov V.N, Blinkova L.N., Puchkov A.A.

 

Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Stavropol State Medical University» of the Ministry of Health of the Russian Federation, Stavropol

 

Relevance. The analysis of the implementation of the National project "Healthcare" in the Stavropol Territory is carried out. The regional programs adopted on the territory of the subject of the Russian Federation for solving health problems in the conditions of interdepartmental interaction have been studied and analyzed.

Purpose - study and analysis of the pace of implementation of regional projects and programs within the framework of the national project "Healthcare", to monitor its implementation.

Methods: content analysis of regional health projects and programs, as well as other regulatory documents; information from the database of the Medical Information and Analytical Center of the Stavropol Territory was used.

Results. The analysis of regional projects included in the national project "Healthcare" and federal projects is carried out. The effectiveness of regional programs and projects implemented in the territory of the subject of the Russian Federation is shown.

Conclusion. The implementation of regional projects makes it possible to increase the availability of medical care and the level of awareness of the medical community about the progress of projects, timely identify problems and adequate solutions to eliminate them.

 

Key words: national project, federal project, regional project, regional program, accessibility of medical care, quality of medical care.

 

Введение. Концепция и программы стратегического развития Российской Федерации разрабатываются с начала ХХI века. С 2002 года в России начали принимать федеральные целевые программы, а в 2005 году Президент Российской Федерации В.В. Путин анонсировал начало реализации приоритетных национальных проектов. Цели и программы проектов были направлены на повышение качества жизни российских граждан посредствам концентрации государственных и административных ресурсов по основным направлениям социально экономического развития России. С первого января 2006 года началась реализация национального проекта «Здоровье», который предусматривал повышение доступности и качества медицинской помощи всему населению Российской Федерации, подготовку квалифицированных медицинских кадров, повышение заработной платы медицинским работникам, расширение сети медицинских организаций, модернизацию материально технической базы здравоохранения [1].

В 2006 году в Ставропольском крае также началась реализация национального проекта «Здоровье». Особое внимание было уделено решению кадровой проблемы, в том числе в сельской местности, специалисты первичного звена получили возможность повысить свою квалификацию. Также выросли выплаты врачам и среднему медицинскому персоналу в первичном звене здравоохранения. В рамках проекта проведено оснащение медицинских организаций новым, в том числе высокотехнологичным оборудованием. Приоритетной областью деятельности работников здравоохранения стало обеспечение информационной поддержки и управление проектом в рамках межсекторального взаимодействия [2].

Процесс реформирования здравоохранения в рамках национальных проектов, начавшийся в 2006 году, продолжается и сегодня. В частности, национальный проект «Здравоохранение», утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», является одним из приоритетных проектов [3-6].

Целью настоящего исследования является изучение и анализ темпов реализации региональных проектов и программ в рамках национального проекта «Здравоохранение», для осуществления контроля его выполнения.

Материалы и методы: контент-анализ региональных проектов и программ здравоохранения, а также других нормативно-правовых документов; анализ реализации региональных программ проведен на основе сведений базы данных ГБУЗ Ставропольского края "Медицинский информационно-аналитический центр".

Результаты и обсуждение. Для реализации поставленных национальным проектом задач Министерством здравоохранением Ставропольского края разработаны региональные программы по следующим направлениям:

  • ликвидация кадрового дефицита медицинских организаций,
  • развитие первичной медико-санитарной помощи,
  • профилактика болезней системы кровообращения и онкологических заболеваний,
  • развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры,
  • применение государственной информационной системы единого цифрового контура региона,
  • экспорт медицинских услуг международного уровня [7].

Ежегодный мониторинг показателей деятельности регионального здравоохранения, в том числе сравнение данных субъекта РФ и общероссийских, является объективным источником для выявления положительных и негативных тенденций.

Региональный проект «Обеспечение медицинских организаций государственной системы здравоохранения Ставропольского края квалифицированными кадрами»

В соответствии с реализацией программы активизирована профессионально-ориентационная работа среди выпускников школ, рассчитана реальная кадровая потребность здравоохранения во врачах и средних медицинских работниках, увеличено число целевых мест по программам специалитета и клинической ординатуры. На базе Ставропольского государственного медицинского университета открыты два аккредитационно-симуляционных центра, где врачи и медицинские сестры различных специальностей повышают практические навыки и готовятся к аккредитации в системе непрерывного медицинского образования. Взаимодействие вузов с медицинскими организациями Ставропольского края в «Дни открытых дверей» способствует реализации территориального трудоустройства выпускников медицинских университета и колледжей.

В Ставропольском крае с учетом геоинформационной системы развернуто поэтапное восстановление сельской медицины. Федеральные программы «Земский доктор», «Земский фельдшер», реализуемые в крае, способствуют устранению кадрового дефицита медицинских работников в сельской местности, за счет увеличения выплат медицинским работникам и улучшения их жилищных условий [8,9]. Как отметил в Послании Федеральному Собранию в 2019 году Президент Российской Федерации, доступность первичной медико-санитарной помощи должна быть обеспечена для всех граждан страны, независимо от их места жительства [4,5].

В настоящее время открыто шесть модульных фельдшерских пунктов в территориях края с малой численностью населения (100 - 2 тыс. человек). Начали работу и оснащены оборудованием врачебные амбулатории, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты. К функционирующим в Ставропольском крае десяти «Центрам здоровья», обеспеченным по стандарту оказания медицинской помощи, в 2021 году добавилось еще два городских и два районных «Центра здоровья» [7, 10].

Региональный проект «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи (Ставропольский край)»

В рамках проекта осуществляется формирование новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь, на основе применения инновационных технологий. При существующем кадровом дефиците в здравоохранении для повышения эффективности работы медицинской организации и удовлетворенности пациентов важнейшим условием является вовлеченность сотрудников в систему внутреннего контроля качества.

В целях улучшения доступности и качества первичной медико-санитарной помощи в 49 медицинских организациях Ставропольского края в повседневную практику интегрированы lean-технологии. Применение бережливых технологий создает благоприятную, комфортную среду предоставления медицинских услуг, улучшает эффективность работы медицинской организации. Повысилась удовлетворенность населения по сокращению времени дозвона в call-центры (с 20 до 4 минут), ожидания очереди в регистратуру (с 28 до 7 минут) и у кабинета врача (с 20 до 5 минут). Дистанционная запись на амбулаторный прием в поликлинику к специалистам в 60% (2021 г.) используется населением в электронном формате, в 2016 и 2018 годах электронный формат использовали 5% и 20% соответственно [7,10,11].

Последние два года коронавирусная инфекция COVID-19 внесла изменения в приоритеты здравоохранения. Для решения задачи быстрой диагностики коронавирусной инфекции, оказания своевременной и адекватной медицинской помощи было произведено перераспределение финансовых ресурсов. Увеличились затраты на социальную поддержку медицинских работников «красной зоны» при сохранении стимулирующих и компенсационных выплат работникам здравоохранения [10]. В условиях ужесточения санитарно-противоэпидемического режима, высокой летальности, массовых обращений и вызовов врачей-терапевтов участковых на дом, с учётом социально-экономических последствий пандемии COVID-19 перепрофилированы и переоснащены лаборатории и терапевтические отделения для проведения массового тестирования и всеобщей вакцинации. Тяжелое бремя пандемии показало высокий уровень устойчивости российского здравоохранения, сплоченность и готовность медицинских работников к командной работе [12].

Региональный проект «Борьба с онкологическими заболеваниями (Ставропольский край)»

В рамках выполнения проекта сформированы мероприятия для снижения смертности от новообразований. В 2019 году была утверждена проектно-сметная документация нового корпуса Ставропольского краевого онкологического диспансера. В 2020-2021 годах продолжилось дооснащение онкологических кабинетов современным оборудованием. Показатели смертности от новообразований (в том числе злокачественных) до 2020 г. составляли 170,0 случаев на 100000 населения, при среднем показателе по Российской Федерации - 170,5. На период 2020-2021 гг. смертность населения Ставропольского края от новообразований (в том числе злокачественных) была снижена до 168,8 на 100000 населения. К 2024 году запланировано снижение целевого показателя до 162,1 случая на 100000 населения, в том числе от злокачественных новообразований [4,7,10].

Одногодичная летальность пациентов со злокачественными новообразованиями в настоящее время составляет 20,2 % (при среднем показателе по России 21%) [5]. Удельный вес онкологических больных, состоящих на учете в течение пяти лет и более, сохраняется на уровне 53,8%. Новообразования на I-II стадиях выявлялись у 59,3% (при среднем показателе по России 57,9%) [10].

Общепризнано, что ведущими факторами риска развития онкологической патологии, болезней системы крови и целого рада других системных заболеваний является деструктивное поведение людей [13].

Поэтому, наряду с реализацией улучшения качества оказания первичной профилактической и медицинской помощи, социальные программы и межведомственные усилия сосредоточены на формировании в обществе санитарно-гигиенических навыков культуры здоровья и соблюдения здорового образа жизни [7]. С учетом повышения частоты выявления новообразований у населения, для улучшения качества и своевременной диагностики онкологических заболеваний, в структуре государственных бюджетных медицинских организациях дополнительно открыты региональные онкологические центры на базе ГБУЗ «Кисловодская городская клиническая больница» (2019 г.), в Буденновском краевом центре и Ставропольской краевой клинической больнице (2021 г.). В 2022 году планируется открыть региональный онкологический центр на базе ГБУЗ «Невинномысская городская клиническая больница», в 2023 году – на базе ГБУЗ «Ессентукская городская клиническая больница» [10].

Региональный проект «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями (Ставропольский край)»

В рамках выполнения проекта «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями» к 2021 году медицинским организациям представлены регистры по нозологиям, в том числе болезней системы кровообращения (БСК). В Ставропольском крае, как и в среднем по Российской Федерации, сохраняется смертность от БСК на уровне 55-57%, из них ишемическая болезнь сердца составляет 29,1%, цереброваскулярные болезни – 16,9%. К 2024 году ожидается снижение показателя смертности населения от БСК по Ставропольскому краю до 450 случаев на 100000 населения [7, 10].

Постановлением Правительства Ставропольского края в рамках краевого проекта до 2024 года запланированы:

-                     мониторинг первичной профилактики заболеваний БСК у пациентов высокого риска;

-                     переоснащение Регионального сосудистого центра ГБУЗ Ставропольского края «ККБ» и первичного сосудистого отделения Ессентукской ГКБ;

-                     ввод в эксплуатацию медицинского оборудования второго регионального сосудистого центра в городе Пятигорске и другие мероприятия [7,10].

Региональный проект «Развитие детского здравоохранения Ставропольского края, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям»

Реализация проекта является важной составляющей деятельности различных ведомств и организаций по улучшениюдемографической ситуации Ставропольского края. Показатель рождаемости в Ставропольском крае в 2019 году был ниже, чем по Северо-Кавказскому федеральному округу, но соответствовал среднему значению по России. Необходимо констатировать, что в крае за последний отчетный период абсолютное число умерших превысило число родившихся. Правительство и министерство здравоохранения Ставропольского края уделяют повышенное внимание модернизации инфраструктуры оказания медицинской помощи беременным женщинам, детям и подросткам [14].

Для расширения специализированной высокотехнологичной медицинской помощи детскому населению в Ставропольском крае продолжается начатое в 2019 году строительство нового корпуса ГБУЗ Ставропольского края Краевой детской клинической больницы [14]. В структуре нового перинатального центра города Ставрополя создан симуляционный центр, позволяющий отрабатывать практические навыки и проводить симуляционное обучение акушеров-гинекологов, анестезиологов-реаниматологов и, учитывая кадровый дефицит врачей-неонатологов, детских медицинских сестер родильных домов и перинатальных центров. Среди родоразрешенных в 2019 году в медицинских организациях Ставропольского края доля преждевременных родов (до 37 недель) составила 73,5%. Произошло снижение рождаемости на 9,0%, уровень рождаемости в 2019 году составил – 10,1 на 1000 населения, в 2018 году – 11,1 [10,14]. Проблемы младенческой смертности (6,9 на 1000 родившихся живыми в 2019 году) требовали детализации клинических случаев и немедленных решений [4,10,14]. Смертность детей в возрасте 0-4 лет составляет 8,5 на 1000 родившихся живыми, к 2024 году показатель должен составить не более 7,3 на 1000 родившихся живыми (в 2019 году - 7,6) [7, 10]. Показатель смертности детей в возрасте 0-17 лет в 2019 году составил 75,5 на 100 000 детей соответствующего возраста. К 2024 году поставлена задача уменьшения данного показателя до 63,9.

Долю посещений медицинских организаций детьми и подростками с профилактическими целями запланировано увеличить с 46,3% (2019 год) до 51,0% (2024 год) [7]. Своевременная постановка на учет для медицинского наблюдения детей в возрасте 0-17 лет с первичным диагнозом болезней соединительной ткани и костно-мышечной системы определяет тяжесть состояния и дальнейшую тактику лечения. В 2019 году этот показатель составил 46,5% [10]. К 2024 году для ранней постановки на учет данной патологии запланировано 90,0% охвата детей и подростков. В 2020 году на территории Ессентукской детской городской больницы организован центр репродуктивного детского здоровья. С 2020 года увеличен охват профилактическими медицинскими осмотрами девочек – врачами акушерами-гинекологами и мальчиков – детскими урологами-андрологами [10]. На базе Кисловодской и Ессентукской ДГБ, Ставропольской городской поликлиники № 3 для детского населения были открыты профилактические отделения [13]. Подготовка квалифицированных кадров реализуется в системе НМО 2019-2024 гг. в области перинатологии, неонатологии и педиатрии, аккредитация запланирована у 972 специалистов (в 2018 году – 213 человек, в 2019 году – 134, в 2020 году – 147) [6, 13].

Региональный проект «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ) (Ставропольский край)»

Более 800 структурных подразделений медицинских организаций Ставропольского края в практической работе используют интернет-ресурсы. Для населения активизированы электронные услуги с предоставлением расписания приема участковых врачей и узких специалистов, работы отделений лаборатории и функциональной диагностики. Интернет-сервис используется медицинскими организациями для автоматического формирования юридически значимых электронных регистров, хранения базы электронных медицинских карт пациентов, выписки электронных больничных листов, выгрузки счетов (реестров) в территориальный фонд обязательного медицинского страхования (ТФОМС).

Здравоохранением Ставропольского края используется ряд централизованных информационных систем в разном статусе региональных проектов:

  • по организации оказания профилактической медицинской помощи (диспансеризации и диспансерному наблюдению, профилактические осмотры выездными бригадами в отдаленные малонаселенные районы);
  • по управлению скорой и неотложной медицинской помощью;
  • по управлению потоками пациентов;
  • по организации оказания медицинской помощи больным онкологическими и сердечно-сосудистыми заболеваниями;
  • по улучшению оказания медицинской помощи по профилю «Акушерство и гинекология» и «Неонатология» (в рамках которых выполняется вакцинация, мониторинг и скрининг беременных и новорожденных);
  • по управлению льготным лекарственным обеспечением;
  • по проведению телемедицинских консультаций [3,7,10,14,15].

Региональный проект «Развитие экспорта медицинских услуг»

В рамках проекта «Развитие экспорта медицинских услуг» осуществляется сопровождение информационно-коммуникационных площадок в сети Интернет, что способствует повышению имиджа здравоохранения России на международном медицинском рынке. В 2019 году в медицинских организациях Ставропольского края были оказаны медицинские услуги 3471 иностранным гражданам (в том числе санаторно-курортного и реабилитационного лечения) [10]. Региональным здравоохранением в направлении расширения экспорта медицинских услуг проводятся мероприятия:

  • по созданию информационных материалов о ведущих медицинских организациях Ставропольского края и доступных медицинских услугах на русском и английском языках на портале Минздрава России (russiamedtravel.ru);
  • по размещению соответствующей информации на сайтах медицинских организаций;
  • по распространению печатных материалов справочного характера по вопросам организации и условиях оказания медицинской помощи иностранным гражданам.

Межсекторальное взаимодействие. Связь национальных проектов

«Здравоохранение» и «Безопасные качественные дороги»

Важнейшим фактором социально-экономического развития общества являются меры по предупреждению инвалидизации и смертности от дорожно-транспортных происшествий (ДТП), которые занимают одно из первых мест среди основных причин смерти населения трудоспособного возраста и детей [7,10]. На территории Российской Федерации в 2019 году произошло 164 358 единицы ДТП, количество погибших составило 16 981 человек, раненых и пострадавших с разной степенью тяжести – 210 877 человек [10,15].

В 2018 году правительством Ставропольского края была утверждена государственная программа «Повышение безопасности дорожного движения» [16]. Министерство здравоохранения края является соисполнителем данной программы. Целью программы является снижение смертности населения Ставропольского края в результате дорожно-транспортных происшествий. Программа сформирована исходя из принципов долгосрочных целей социально-экономического развития Ставропольского края и показателей (индикаторов) их достижения в соответствии с национальным проектом «Безопасные и качественные дороги». На основании приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 ноября 2012 г. N 927н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи пострадавшим с сочетанными, множественными и изолированными травмами, сопровождающимися шоком» (с изменениями и дополнениями) и приказа Министерства здравоохранения Ставропольского края № 01-09/1360 от 13 декабря 2019 года «О совершенствовании мер по организации в Ставропольском крае медицинской помощи пострадавшим с сочетанными, множественными и изолированными травмами, сопровождающиеся шоком, в том числе пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях» были определены зоны ответственности медицинских организаций региона, разработаны схемы эвакуации на участках федеральных трасс, автомобильных дорог территории края и приграничных зон. Медицинская помощь пострадавшим на догоспитальном и госпитальном этапах соответствует методическим рекомендациям Минздрава России и утвержденным стандартам лечения [13].

Краевым приказом было сформулировано положение о деятельности многоуровневой системы с перечнем медицинских организаций государственной системы здравоохранения Ставропольского края, на базе которых теперь осуществляется медицинская помощь пострадавшим при ДТП. В регионе действует единая система по управлению службами скорой медицинской помощи (СМП). На месте ДТП до приезда реанимобиля первая помощь оказывается сотрудниками патрульно-дорожной службы. Оказание медицинской помощи по остановке кровотечения, обезболиванию, фиксации повреждений и реанимационные мероприятия (при наличии комы, черепно-мозговой травмы и др.) проводятся бригадой СМП в составе врача-реаниматолога и двух фельдшеров. Число пострадавших, доставленных бригадами СМП в травмоцентр I уровня в 2020 году составило 711 пострадавших, из них 94 - дети.

В 2011 году в Ставропольском крае был организован травмоцентр I уровня города Ставрополя. При открытии первого травмоцентра в структуре МБУЗ Ставропольского края «Городская клиническая больница № 4» была проведена реструктуризация отделений и помещений. Дополнительно были укомплектованы два отделения. Оснащены операционное отделение для противошоковых мероприятий пострадавшим от ДТП и отделение сочетанной травмы на 30 коек, выделена дополнительная операционная, приобретено оборудование для проведения ультразвуковой диагностики, компьютерной томографии, магнитно-резонансной томографии, а также электронно-оптический преобразователь (ЭОП, C-дуга), установлена аппаратура для реанимации, соответствующим образом оснащена лаборатория.

На рисунке 1 представлено количество выездов бригады травмоцентра I уровня города Ставрополя на место ДТП. Отметим, что доля выездов СМП на федеральные автомобильные дороги ФАД из общего числа выездов варьируется от 7,7% (2014 г.) до 24,0 % (2011 г.). В среднем число выездов составляет 609,4 из них на ФАД - 74,6. Средний темп прироста выездов на ДТП ежегодно увеличивался на 18,6%, на ФАД на 8,1%. Таким образом, показано, что, несмотря на принятые меры по безопасности дорожного движения, количество вызовов СМП на место ДТП растет, что, возможно, говорит о недостаточности принятых мер безопасности дорожного движения [10].

                       Рисунок 1. Число выездов на место дорожно-транспортных происшествий, выполненных бригадой скорой медицинской помощи из травмоцентра I уровня города Ставрополя

В настоящее время в Ставропольском крае медицинская эвакуация пострадавших с травмами, требующих срочного - в течение 10-20 минут - хирургического вмешательства, осуществляется СМП круглосуточно в ближайшие медицинские организации края, в структуре которых сформированы травмоцентры I, II и III уровней. Министерством здравоохранения Ставропольского края постоянно проводится мониторинг индикаторов качества услуг травмоцентров любого уровня.

С 2021 года в структуре Пятигорской Городской клинической больницы и Буденновского Краевого центра специализированных видов медицинской помощи № 1 (Краевой центр СВМП № 1) были открыты травмоцентры I уровня для федеральной трассы М-29 «Кавказ» и территориально удаленных дорог.

Травмоцентр I уровня ГКБ СМП города Ставрополя в настоящее время является основным. Больница скорой медицинской помощи проводит коррекцию тактики лечения и координацию деятельности травмоцентров всех уровней. Оказывает консультативную помощь по принятию решения о переводе в травмоцентры другого уровня. Травмоцентры I уровня работают в тесном контакте со всеми медицинскими организациями края. В рамках данного регионального проекта сформированы четыре травмоцентра II уровня в городах Невинномысск, Кисловодск, Ессентуки, Светлоград). На базе районных больниц, расположенных рядом с автомобильными дорогами и подъездами к границам сопредельных республик открыты 15 травмоцентров III уровня. После проведения экстренного хирургического вмешательства, стабилизации гемодинамики и состояния, пострадавшие переводятся для дальнейшего лечения в травмоцентры зоны ответственности I уровня с возможностью оказания специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи: остеосинтеза пластинами с угловой стабильностью из двух-трех доступов, операций остеосинтеза внутрисуставных переломов под артроскопическим контролем.

С сентября 2020 года в рамках приоритетного проекта Российской Федерации «Здравоохранение» в Ставропольском крае для транспортировки и срочной госпитализации пострадавших при ДТП активно задействована санитарная авиация. На территории травмоцентра I уровня города Ставрополя функционирует вертолетная площадка. В 2020 году для срочной транспортировки пациентов в медицинские организации города Ставрополя было выполнено 66 вылетов. В 2021 году в Ставропольском крае и за его пределами санитарным вертолетом выполнено 148 медицинских эвакуаций. Благодаря небольшим размерам и массе санитарный вертолет «АНСАТ» способен приземляться и на место ДТП, и на неспециализированные площадки на территории районных больниц [17].

Заключение. Реализация региональных программ и проектов здравоохранения повышает доступность медицинской помощи. В процессе реализации программ и проектов увеличилось количество и улучшилось оснащение медицинских организаций разного типа. Использование инновационных технологий создает благоприятную среду оказания медицинских услуг и повышает эффективность работы медицинской организации. Также решается одна из самых сложных проблем здравоохранения - проблема медицинских кадров, в том числе в сельской местности. В рамках борьбы с хроническими неинфекционными заболеваниями сформированы мероприятия, направленные на снижение смертности от болезней системы кровообращения и онкологических заболеваний. Приняты меры для улучшения демографической ситуации посредством развития и модернизации инфраструктуры оказания медицинской помощи беременным женщинам, детям и подросткам. В рамках регионального проекта используется ряд централизованных информационных систем. Повышению имиджа здравоохранения России на международном медицинском рынке способствует региональный проект «Развитие экспорта медицинских услуг». Примером межсекторального взаимодействия являются мероприятия по предупреждению инвалидизации и смертности от ДТП. В рамках своей компетенции министерством здравоохранения Ставропольского края создана единая система по управлению службами скорой медицинской помощи; проводятся мероприятия по обучению оказания первой помощи сотрудников патрульно-дорожной службы; организованы травмоцентры I, II и III уровней, соответствующим образом оснащены и укомплектованы кадрами. Для срочной госпитализации при ДТП задействована санитарная авиация.

Выполнениерегиональных проектов позволяетинформировать медицинскую общественность о ходе реализации проектов и своевременно выявлять проблемы для их совместного решения.

 

Список литературы

  1. История нацпроектов Российской Федерации с 2006 года. Федеральное государственное унитарное предприятие «Информационное телеграфное агентство России (ИТАР-ТАСС)» URL: https://tass.ru/info/6101471 
  2. Вардосанидзе С.Л., Шикина И.Б., Девяткина Е.И. Реализация приоритетного национального проекта «Здоровье» в Ставропольском крае в амбулаторно-поликлиническом звене по итогам 2006 г. Главный врач Юга России.  2007;3 (11):4-5.
  3. Паспорт национального проекта "Здравоохранение" (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 N 16) URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72085920/
  4. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027
  5. Об итогах работы Министерства здравоохранения Российской Федерации в 2018 году и задачах на 2019 год (11 февраля 2020 г.). Доклад. URL: https://static-0.minzdrav.gov.ru/system/attachments/attaches/000/044/284/original/Доклад_об_итогах_работы_Министерства_здравоохранения_Российской_Федерации_в_2018_году_и_задачах_на_2019_год.pdf?1555703257
  6. Доклад Министерства здравоохранения Российской Федерации на заседании итоговой коллегии Министерства здравоохранения России (ред. от 13.08.2019) URL:https://minzdrav.gov.ru/news/2019/04/24/11389-vystuplenie-ministra-veroniki-skvortsovoy-na-zasedanii-itogovoy-kollegii-minzdrava-rossii
  7. О государственной программе Ставропольского края «Развитие здравоохранения». Постановление Правительства Ставропольского края от 24 декабря 2018 года № 582-п  URL:http://stavinvest.ru/work/sub19/sub93/the-state-program-in-stavropol-region-in-the-years-2019-2024
  8. Как реализуется нацпроект «Здравоохранение» в Ставропольском крае. Ставропольская Правда 2019;137:2 URL:https://stapravda.ru/20191210/kak_realizuetsya_natsproekt_zdravoohranenie_v_stavropolskom_krae_141994.html 
  9. На Ставрополье возрастёт количество врачей. Ставропольская Правда 2021;1:3 URL:https://stapravda.ru/20210107/na_stavropole_vozrastet_kolichestvo_vrachey_159330.html
  10. Отчет о деятельности здравоохранения Ставропольского края за 2020 год по данным Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ставропольского края «Медицинский информационно-аналитический центр» (МИАЦ) город Ставрополь. 2020:29-38
  11. Сененко А.Ш., Сон И.М., Дзюба Н.А., Захарченко О.О., Терентьева Д.С., Шелгунов В.А. Технологии бережливого производства в реформировании медицинских организаций, оказывающих ПМСП. Социальные аспекты здоровья населения [сетевое издание] 2020; 66(4):6.  http://vestnik.mednet.ru/content/view/1182/30/lang,ru/. DOI: 10.21045/2071-5021-2020-66-4-6
  12. Муравьева А.А., Михайлова Ю.В., Шикина И.Б. Организационные мероприятия при оказании медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией Сovid-19 в Ставропольском крае. Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2020; 4:382-396 DOI 10.24411/2312-2935-2020-00120  
  13. Захарченко О.О., Терентьева Д.С., Дзюба Н.А. Распространенность и темпы изменения поведенческих и алиментарно-поведенческих факторов риска развития хронических неинфекционных заболеваний, по данным диспансеризации за период 2013-2019 гг. Здоровье, демография, экология финно-угорских народов. 2020;1:7-11.
  14. Об утверждении краевой программы «Программа развития детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям, в Ставропольском крае. Постановление Правительства Ставропольского края от 17.06.2019 года № 267-п URL: https://tfomssk.ru/documents/detail.php?ID=5417
  15. О совершенствовании мер по организации в Ставропольском крае медицинской помощи пострадавшим с сочетанными, множественными и изолированными травмами, сопровождающиеся шоком, в том числе пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях. Приказ министерства здравоохранения Ставропольского края № 01-09/1360 от 13.12.2019 года URL: https://mz26.ru/upload/iblock/f64/f643f41e8a1bfe8a9af367877032fd66.pdf
  16. Об утверждении государственной программы Ставропольского края «Повышение безопасности дорожного движения» Постановление Правительства Ставропольского края от 28.12.2018 года №611-п (в ред. от 24.11.2021 N 599-п) URL: https://docs.cntd.ru/document/550308457
  17. Об утверждении Стратегии развития санитарной авиации в Ставропольском крае. Распоряжение Правительства Ставропольского края от 30.06.2020 года №331-рп URL: https://tfomssk.ru/documents/detail.php?ID=5770 

 

References

  1. Istoriya natsproektov Rossiyskoy Federatsii s 2006 goda.  Federal'noe gosudarstvennoe unitarnoe predpriyatie «Informatsionnoe telegrafnoe agentstvo Rossii (ITAR-TASS)» [History of national projects of the Russian Federation since 2006. Federal State Unitary Enterprise "Information Telegraph Agency of Russia (ITAR-TASS)"] https://tass.ru/info/6101471 (In Russian)
  2. Vardosanidze S.L., Shikina I.B., Devyatkina E.I. Realizatsiya prioritetnogo natsional'nogo proekta «Zdorov'e» v Stavropol'skom krae v ambulatorno-poliklinicheskom zvene po itogam 2006 g.  [Implementation of the priority national project "Health" in the Stavropol Territory in the outpatient polyclinic unit following the results of 2006] Glavnyy vrach Yuga Rossii [Chief physician of the South of Russia]  2007;3 (11):4-5 (In Russian)
  3. Pasport natsional'nogo proekta "Zdravookhranenie" (utv. prezidiumom Soveta pri Prezidente RF po strategicheskomu razvitiyu i natsional'nym proektam, protokol ot 24.12.2018 N 16) [Passport of the national project "Healthcare" (approved by the Presidium of the Presidential Council for Strategic Development and National Projects, Protocol No. 16 dated 12/24/2018) (In Russian)
  4. O natsional'nykh tselyakh i strategicheskikh zadachakh razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2024 goda [On the national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024] Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 7 maya 2018 g. № 204 [Decree of the President of the Russian Federation No. 204 dated May 7, 2018]  http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027 (In Russian)
  5. Ob itogakh raboty Ministerstva zdravookhraneniya Rossiyskoy Federatsii v 2018 godu i zadachakh na 2019 god (11 fevralya 2020 g.) [On the results of the work of the Ministry of Health of the Russian Federation in 2018 and tasks for 2019 (February 11, 2020)] Doklad [Report] https://minzdrav.gov.ru/news/2019/04/24/11389-vystuplenie-ministra-veroniki-skvortsovoy-na-zasedanii-itogovoy-kollegii-minzdrava-rossii (In Russian)
  6. Doklad Ministerstva zdravookhraneniya Rossiyskoy Federatsii na zasedanii itogovoy kollegii Ministerstva zdravookhraneniya Rossii (red. ot 13.08.2019) [Report of the Ministry of Health of the Russian Federation at the meeting of the final Board of the Ministry of Health of Russia (ed. dated 13.08.2019)]  https://minzdrav.gov.ru/news/2019/04/24/11389-vystuplenie-ministra-veroniki-skvortsovoy-na-zasedanii-itogovoy-kollegii-minzdrava-rossii  (In Russian)
  7. O gosudarstvennoy programme Stavropol'skogo kraya «Razvitie zdravookhraneniya» [About the state program of the Stavropol Territory "Development of healthcare"] Postanovlenie Pravitel'stva Stavropol'skogo kraya ot 24 dekabrya 2018 goda № 582 [Resolution of the Government of the Stavropol Territory dated December 24, 2018 No. 582-p] http://stavinvest.ru/work/sub19/sub93/the-state-program-in-stavropol-region-in-the-years-2019-2024 (In Russian)
  8. Kak realizuetsya natsproekt «Zdravookhranenie» v Stavropol'skom krae. [How the national project "Healthcare" is being implemented in the Stavropol Territory] Stavropol'skaya Pravda [Stavropol Truth]  2019;137:2 https://stapravda.ru/20191210/kak_realizuetsya_natsproekt_zdravoohranenie_v_stavropolskom_krae_141994.html   (In Russian)
  9.  Na Stavropol'e vozrastet kolichestvo vrachey [The number of doctors in Stavropol will increase] Stavropol'skaya Pravda [Stavropol Truth] 2021;1:3 https://stapravda.ru/20210107/na_stavropole_vozrastet_kolichestvo_vrachey_159330.html (In Russian)
  10. Otchet o deyatel'nosti zdravookhraneniya Stavropol'skogo kraya za 2020 god po dannym Gosudarstvennogo byudzhetnogo uchrezhdeniya zdravookhraneniya Stavropol'skogo kraya «Meditsinskiy informatsionno-analiticheskiy tsentr» (MIATs) gorod Stavropol' [Report on the health care activities of the Stavropol Territory for 2020 according to the data of the State Budgetary Healthcare Institution of the Stavropol Territory "Medical Information and Analytical Center" (MIAC) Stavropol city] 2020:29-38 (In Russian)
  11. Senenko A.Sh., Son I.M., Dzyuba N.A., Zakharchenko O.O., Terent'eva D.S., Shelgunov V.A. Tekhnologii berezhlivogo proizvodstva v reformirovanii meditsinskikh organizatsiy, okazyvayushchikh PMSP [Lean manufacturing technologies in the reform of medical organizations providing primary health care] Sotsial'nye aspekty zdorov'ya naseleniya [setevoe izdanie] [Social aspects of public health] 2020; 66(4):6.  http://vestnik.mednet.ru/content/view/1182/30/lang,ru/. DOI: 10.21045/2071-5021-2020-66-4-6 (In Russian)
  12. Murav'eva A.A., Mikhaylova Yu.V., Shikina I.B. Organizatsionnye meropriyatiya pri okazanii meditsinskoy pomoshchi patsientam s novoy koronavirusnoy infektsiey Sovid-19 v Stavropol'skom krae [Organizational measures for the provision of medical care to patients with a new coronavirus infection Covid-19 in the Stavropol Territory] Sovremennye problemy zdravookhraneniya i meditsinskoy statistiki [Modern problems of healthcare and medical statistics] 2020; 4:382-396  DOI 10.24411/2312-2935-2020-00120  (In Russian)
  13. Zakharchenko O.O., Terent'eva D.S., Dzyuba N.A. Rasprostranennost' i tempy izmeneniya povedencheskikh i alimentarno-povedencheskikh faktorov riska razvitiya khronicheskikh neinfektsionnykh zabolevaniy, po dannym dispanserizatsii za period 2013-2019 gg. [Prevalence and rate of change of behavioral and alimentary-behavioral risk factors for the development of chronic non-communicable diseases, according to medical examination data for the period 2013-2019] Zdorov'e, demografiya, ekologiya finno-ugorskikh narodov [Health, demography, ecology of the Finno-Ugric peoples] 2020; 1:7-11(In Russian)
  14. Ob utverzhdenii kraevoy programmy «Programma razvitiya detskogo zdravookhraneniya, vklyuchaya sozdanie sovremennoy infrastruktury okazaniya meditsinskoy pomoshchi detyam, v Stavropol'skom krae [On the approval of the regional program "The program for the development of children's healthcare, including the creation of a modern infrastructure for providing medical care to children, in the Stavropol Territory] Postanovlenie Pravitel'stva Stavropol'skogo kraya ot 17.06.2019 goda № 267-p [Resolution of the Government of the Stavropol Territory dated 17.06.2019 No. 267-p] https://tfomssk.ru/documents/detail.php?ID=5417 (In Russian)
  15. O sovershenstvovanii mer po organizatsii v Stavropol'skom krae meditsinskoy pomoshchi postradavshim s sochetannymi, mnozhestvennymi i izolirovannymi travmami, soprovozhdayushchiesya shokom, v tom chisle postradavshim pri dorozhno-transportnykh proisshestviyakh [On improving measures to organize medical care in the Stavropol Territory for victims with combined, multiple and isolated injuries accompanied by shock, including victims of road accidents] Prikaz ministerstva zdravookhraneniya Stavropol'skogo kraya № 01-09/1360 ot 13.12.2019 goda [Order of the Ministry of Health of the Stavropol Territory No. 01-09/1360 dated 13.12.2019] https://mz26.ru/upload/iblock/f64/f643f41e8a1bfe8a9af367877032fd66.pdf (In Russian)
  16. Ob utverzhdenii gosudarstvennoy programmy Stavropol'skogo kraya «Povyshenie bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya» [On the approval of the State program of the Stavropol Territory "Improving road safety"] Postanovlenie Pravitel'stva Stavropol'skogo kraya ot 28.12.2018 goda №611-p (v red. ot 24.11.2021 N 599-p)  [Resolution of the Government of the Stavropol Territory dated 12/28/2018 No. 611-p (as amended. from 11/24/2021 N 599-p)] https://docs.cntd.ru/document/550308457  (In Russian)
  17. Ob utverzhdenii Strategii razvitiya sanitarnoy aviatsii v Stavropol'skom krae [On the approval of the Strategy for the development of sanitary aviation in the Stavropol Territory] Rasporyazhenie Pravitel'stva Stavropol'skogo kraya ot 30.06.2020 goda №331-rp [Order of the Government of the Stavropol Territory dated 30.06.2020 No. 331-rp] https://tfomssk.ru/documents/detail.php?ID=5770   (In Russian)

 

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Acknowledgments. The study did not have sponsorship.

Conflict of interests. The authors declare no conflict of interest.

 

Сведения об авторах

Мажаров Виктор Николаевич - кандидат медицинских наук, доцент, заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения ИДПО ФГБОУ ВО «Ставропольский ГМУ» Минздрава России, 355017, Российская Федерация, город Ставрополь, ул. Пушкина, 8 E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., ORCID 0000-0003-3889-6271

Блинкова Любовь Николаевна - кандидат медицинских наук, доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения ИДПО ФГБОУ ВО «Ставропольский ГМУ» Минздрава России, 355017, Российская Федерация, город Ставрополь, ул. Пушкина, 8 E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.,  ORCID 0000-0003-1429-1278

Пучков Андрей Анатольевич - кандидат медицинских наук, ассистент кафедры общественного здоровья и здравоохранения ИДПО ФГБОУ ВО «Ставропольский ГМУ» Минздрава России. 355017, Российская Федерация, город Ставрополь, ул. Пушкина, 8, E-mail:Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

About the authors

Mazharov Viktor N. - candidate of medical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Public Health and Healthcare of the IDPO of the Stavropol State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation, 355017, Russian Federation, Stavropol city, Pushkin str., 8   E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., ORCID 0000-0003-3889-6271

Blinkova Luybov N. - candidate of medical Sciences, Associate Professor of the Department of Public Health and Healthcare of the IDPO of the Stavropol State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation, 355017, Russian Federation, Stavropol city, Pushkin str., 8  E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., ORCID 0000-0003-1429-1278

Puchkov Andreу A. - candidate of medical Sciences, Assistant of the Department of Public Health and Healthcare of the IDPO of the Stavropol State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation. 355017, Russian Federation, Stavropol city, Pushkin str., 8, E-mail:Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Статья получена: 07.02.2022 г.

Принята к публикации: 29.06.2022 г.

Ключевые слова: национальный проект, федеральный проект, региональный проект, региональная программа, доступность медицинской помощи.

Полнотекстовый файл PDF
В.Н. Мажаров, Л.Н Блинкова, А.А. Пучков, РЕАЛИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ЗДРАВООХРАНЕНИЕ» НА ТЕРРИТОРИИ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ // НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ РЕЦЕНЗИРУЕМЫЙ ЖУРНАЛ "СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И МЕДИЦИНСКОЙ СТАТИСТИКИ". - 2022. - №3;
URL: http://healthproblem.ru/magazines?text=840 (дата обращения: 25.04.2024).

Код для вставки на сайт или в блог:

Просмотры статьи:
Сегодня: 4 | За неделю: 8 | Всего: 435