Научно-практический рецензируемый журнал
"Современные проблемы здравоохранения
и медицинской статистики"
Scientific journal «Current problems of health care and medical statistics»
Новости научно-практического рецензируемого журнала
Больше новостей

Диагностика и профилактика преждевременного старения

Организация здравоохранения

НАРУШЕНИЯ ФУНКЦИЙ ОРГАНИЗМА У ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ ЗА 2015 ГОД В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ФОРМЕ 7Д (СОБЕС) «СВЕДЕНИЯ О МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ ДО 18 ЛЕТ»

Огрызко Е.В.1, Голубева Т.Ю.1
1. ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России, 127206 г. Москва, Россия
УДК 616-053.2-036.86:311

НАРУШЕНИЯ ФУНКЦИЙ ОРГАНИЗМА У ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ ЗА 2015 ГОД В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ФОРМЕ 7Д (СОБЕС) «СВЕДЕНИЯ О МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ ДО 18 ЛЕТ»

 

Огрызко Е.В., Голубева Т.Ю.

ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России, 127206 г. Москва, Россия

 

Детская инвалидность это актуальная медико-социальная проблема современного общества. Постепенно также происходит приведение годовых отчетных форм федерального статистического наблюдения к международным стандартам. Так в форму 7Д (собес) вводятся дополнительные таблицы «Распределение признанных инвалидами детей в возрасте до 18 лет по преимущественным основным видам стойких нарушений функций организма человека, возрасту, полу». Была проанализирована структура нарушений функций организма у впервые признанных инвалидами детей в возрасте до 18 лет, и структура нарушений функций организма (общей) у детей-инвалидов за 2015 год в Российской Федерации по данным годовой отчетной формы федерального статистического наблюдения 7д (собес). В 2015 году было зарегистрировано 307887 видов стойких нарушений функций у детей до 18 лет (общая инвалидность), что составило 108,6 на 10 тыс. детского населения соответствующего возраста. 

Ключевые слова: детская инвалидность, нарушений функций организма, форма 7Д (собес).

 

 

DISORDERS OF THE BODY  IN CHILDREN WITH DISABILITIES FOR 2015 IN THE RUSSIAN FEDERATION IN THE FORM NO 7-D (SOBES) «INFORMATION ABOUT THE MEDICAL AND SOCIAL EXAMINATION OF CHILDREN UNDER THE AGE OF 18 YEARS»

 

Ogrizko E.V., Golubeva T.U.

 FGBI "FPHI Russian Ministry of Health"

 

Children's disability is an actual medical and social problem of modern society. Gradually also happens to bring annual federal statistical observation forms to international standards. So 7D form (social security) introduced additional table «Distribution of recognized children with disabilities under the age of 18 years on the primary main types of persistent violations of the human body functions, age, sex,» the structure of disorders of the body was analyzed at the first time recognized as disabled children under the age of 18 years and the structure of disorders of the body (total) in children with disabilities for 2015 in the Russian Federation according to the annual reporting form of federal statistical observation 7d (social security). in 2015, 307887 kinds of persistent functional disorders in children under 18 years (total disability have been reported ), which accounted for 108.6 per 10 thousand. children of corresponding age population.

Keywords: children's disabilities, disorders of the body, form No 7-D (sobes).

 Актуальность: создание равных возможностей для инвалидов во всех сферах жизни общества путем обеспечения доступности физического, социального, экономического и культурного окружения, здравоохранения и образования, информации и связи -  важная социальная задача. Эти проблемы пытается решить Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ) [1], принятая ВОЗ в 2001 году, которая является классификацией «составляющих здоровья». «Составляющие здоровья» характеризуют его состояние, в то время как «последствия болезни» концентрируют внимание на негативных влияниях, которые могут оказывать заболевания и другие нарушения здоровья на конечный результат. МКФ является стандартом ВОЗ в области измерения состояния здоровья и инвалидности как на уровне индивида, так и на уровне населения.

C целью учета особенностей оценки функционирования в возрасте от рождения до 18 лет экспертами ВОЗ была разработана и принята в 2007 г. версия МКФ для детей и подростков – МКФ-ДП (International Classification of Functioning, Disability and Health, version for Children and Youth, ICF-CY) [2].

Цель: провести анализ нарушений функций организма у детей инвалидов.

Материалы и методы: был проведен анализ формы федерального статистического наблюдения 7-Д собес «Сведения о медико-социальной экспертизе детей в возрасте до 18 лет».

В 2015 году в годовую отчетную форму Федерального статистического наблюдения №7-Д (собес) «Сведения о медико-социальной экспертизе детей в возрасте до 18 лет» утвержденную приказом Росстата от 06.10.2015 №460 [3] впервые были внесены таблицы №1.2 «Распределение впервые признанных инвалидами детей в возрасте до 18 лет по преимущественным основным видам стойких нарушений функций организма человека, возрасту, полу» и №2,2 «Распределение повторно признанных инвалидами детей в возрасте до 18 лет по преимущественным основным видам стойких нарушений функций организма человека, возрасту, полу». Эти таблицы были разработаны на основе классификаций основных видов стойких расстройств функций организма человека, изложенных в приказе Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.12.2015 №1024н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы»[4]. Были использованы статистический и аналитический методы.

Результаты исследования

В 2015 году было зарегистрировано 307887 видов стойких нарушений функций у детей до 18 лет (общая инвалидность), что составило 108,6 на 10 тыс. детского населения соответствующего возраста. Самые максимальные показатели приходились на 4-7 лет (139,0 на 10 тыс.) и 8-14 лет (120,9 на 10 тыс.) У мальчиков показатели выше, чем у девочек (всего: муж-120,5, женщин-96,0; 0-3 года: мальч. -92,7, дев – 81,1; 4-7 лет: : мальч. -157,4, дев – 119,7; 8-14 лет: : мальч. -136,5, дев – 104,5; 15 лет и старше: : мальч. -70,5, дев – 62,8) (табл. 1).

Среди основных видов стойких нарушений функций организма у детей до 18 лет (общая инвалидность) первое место занимают нарушения функций органов и систем (32,1%), второе место – нарушение психических функций (30,4%), третье – нарушения нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций (21,5%) (табл. 1). Эти три вида нарушений функций занимают в структуре нарушений функций организма 84,0%.

 

Таблица 1

Показатели основных видов стойких нарушений функций организма у детей до 18 лет (общая инвалидность) по возрасту и полу в Российской Федерации в 2015 году.

Виды нарушений функций

Всего

В том числе по возрасту

абс. число

%

на 10 тыс. насе-ления

0-3 года

4-7 лет

8-14 лет

15 лет и старше

абс. число

%

на 10 тыс. насе-ления

абс. число

%

на 10 тыс. насе-ления

абс. число

%

на 10 тыс. насе-ления

абс. число

%

на 10 тыс. насе-ления

Оба пола

Всего

307887

100

108,6

65927

100

87,1

93364

100

139,0

122128

100

120,9

26468

100

66,7

Психические

93459

30,4

33,0

7814

11,9

10,3

27448

29,4

40,9

48921

40,1

48,4

9276

35,1

23,4

Языковые и речевые

16548

5,4

5,8

4140

6,3

5,5

8608

9,2

12,8

3496

2,9

3,5

304

1,1

0,8

Сенсорные

28947

9,4

10,2

5723

8,7

7,6

9322

10,0

13,9

11649

9,5

11,5

2253

8,5

5,7

Нейромышечные, скелетные и связанные с движением (статодинамические) функции

66345

21,5

23,4

23991

36,4

31,7

19936

21,3

29,7

17533

14,4

17,4

4885

18,5

12,3

Органов и систем

98737

32,1

34,8

23029

34,9

30,4

26849

28,8

40

39378

32,2

39,0

9481

35,8

23,9

Нарушения, обусловленные физическим внешним уродством

1503

0,5

0,5

624

0,9

0,8

384

0,4

0,6

388

0,3

0,4

107

0,4

0,3

Прочие нарушения

2348

0,7

0,8

606

0,9

0,8

817

0,9

1,2

763

0,6

0,8

162

0,6

0,4

Мальчики

Всего

175188

100

120,5

36069

100

92,7

54184

100

157,7

70613

100,0

136,5

14322

100

70,5

Психические

59940

34,2

41,2

4508

12,5

11,6

18004

33,2

52,3

31702

44,9

61,3

5726

40,0

28,2

Языковые и речевые

10618

6,1

7,3

2419

6,7

6,2

5660

10,5

16,4

2346

3,3

4,5

193

1,3

1,0

Сенсорные

15377

8,8

10,5

3019

8,4

7,8

5042

9,3

14,6

6176

8,8

11,9

1140

8,0

5,6

Нейромышечные, скелетные и связанные с движением (статодинамические) функции

35254

20,1

24,2

13040

36,1

33,5

10656

19,7

31,0

9257

13,1

17,9

2301

16,1

11,3

Органов и систем

51868

29,6

35,7

12427

34,5

31,9

14139

26,1

41,1

20490

29,0

39,6

4812

33,6

23,7

Нарушения, обусловленные физическим внешним уродством

751

0,4

0,5

321

0,9

0,8

186

0,3

0,5

186

0,3

0,4

58

0,4

0,3

Прочие нарушения

1380

0,8

0,9

335

0,9

0,9

497

0,9

1,4

456

0,6

0,9

92

0,6

0,5

Девочки

Всего

132699

100

96,0

29858

100

81,1

39180

100

119,7

51515

100

104,5

12146

100

62,8

Психические

33519

25,3

24,3

3306

11,1

9,0

9444

24,1

28,8

17219

33,4

34,9

3550

29,2

18,3

Языковые и речевые

5930

4,5

4,3

1721

5,8

4,7

2948

7,5

9,0

1150

2,2

2,3

111

0,9

0,6

Сенсорные

13570

10,2

9,8

2704

9,0

7,3

4280

10,9

13,1

5473

10,6

11,1

1113

9,2

5,8

Нейромышечные, скелетные и связанные с движением (статодинамические) функции

31091

23,4

22,5

10951

36,7

29,8

9280

23,7

28,3

8276

16,1

16,8

2584

21,3

13,4

Органов и систем

46869

35,3

33,9

10602

35,5

28,8

12710

32,5

38,8

18888

36,7

38,3

4669

38,4

24,1

Нарушения, обусловленные физическим внешним уродством

752

0,6

0,5

303

1,0

0,8

198

0,5

0,6

202

0,4

0,4

49

0,4

0,3

Прочие нарушения

968

0,7

0,7

271

0,9

0,7

320

0,8

1,0

307

0,6

0,6

70

0,6

0,4

В зависимости от возраста организма превалируют три вышеперечисленных видов стойких нарушений функций, что составляет в возрасте 0-3 года 83,2% от всех нарушений функций; 4-7 лет 79,5%; 8-14 лет 86,7%; 15-17 лет 89,4% соответственно.

Так, у детей в возрасте 0-3 года лидируют нарушения нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций (36,4%), второе место – нарушение функций органов и систем (34,9%), третье место – нарушения психических функций (11,9%).

Среди детей в возрасте 4-7 и 8-14 лет первое место занимают нарушения психических функций (29,4% и 40.1 % соответственно), второе место – нарушение функций органов и систем 28,8% и 32,2% соответственно), третье место – нарушения нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций (21,3% и 14,4% соответственно).

У детей в возрасте 15 лет и старше превалируют нарушения функций органов и систем (35,8%), на втором и третьем местах – нарушения психических и статодинамических функций (35,1% и 18,5 % соответственно).

В структуре нарушений функций органов и систем у детей до 18 лет (общая инвалидность) первое место занимают  нарушения функций эндокринной системы и метаболизма (25,2%), второе место – нарушения функций сердечно-сосудистой системы (21,9%) третье место нарушения – нарушения функций дыхательной системы (15,5%). На их долю приходится 62,6 % от всех нарушений функций органов и систем у детей этого возраста (табл. 2).

 

 

Таблица 2

Структура нарушений функций органов и систем у детей до 18 лет

 (общая инвалидность)  в Российской Федерации в 2015 году.

Наименование основных видов стойких нарушений функций организма ребенка 

Всего 

В том числе по возрасту:

абс. число

 

%

 

0-3 года

 

4-7 лет

 

8-14 лет

 

15 лет и старше

абс. число

%

абс. число

%

абс. число

%

абс. число

%

Нарушения функций органов и систем

98737

100

23029

100

26849

100

39378

100

9481

100

их них:

Сердечно-сосудистой системы

21572

21,9

8458

36,7

5738

21,4

6001

15,2

1375

14,5

Дыхательной системы

15265

15,5

2380

10,3

4608

17,2

6914

17,6

1363

14,4

Пищеварительной системы

9111

9,2

3494

15,2

2284

8,5

2659

6,8

674

7,1

Эндокринной системы и метаболизма

24922

25,2

2405

10,5

5690

21,2

13475

34,2

3352

35,4

Системы крови и иммунной системы

14527

14,7

3315

14,4

4276

15,9

5242

13,3

1694

17,9

Мочевыделительной системы

11260

11,4

2580

11,2

3583

13,3

4260

10,8

837

8,8

Кожи и связанной с ней систем

2080

2,1

397

1,7

670

2,5

827

2,1

186

1,9

 

В зависимости от возраста детей в структуре видов нарушений функций органов и систем первые три места занимают разные виды нарушений. Так, у детей в возрасте 0-3 года первое место занимают нарушения функций сердечно-сосудистой системы (36,7%), второе место – пищеварительной системы (15,2%), третье место – системы крови и иммунной системы (14,4%), что составляет 66,3 % от всех нарушений функций органов и систем у детей данного возраста.

Среди детей в возрасте 4-7 лет лидируют нарушения функций сердечно-сосудистой системы (21,4%), второе место – нарушения функции эндокринной системы и метаболизма (21,2%), третье место – нарушения функций дыхательной системы (17,2%). На их долю приходится 59,8% нарушений от всех нарушений функций органов и систем у детей этого возраста.

У детей в возрастах 8-14 лет и 15 лет и старше на первом месте стоят нарушения функций эндокринной системы и метаболизма (34,2% и 35,4% соответственно), на втором месте у детей в возрасте 8-14 лет – нарушения функций дыхательной системы (17,6%), а у детей в возрасте 15 лет и старше – нарушения функции системы крови и иммунной системы (17,9%), на третьем месте у детей в возрасте 8-14 лет – нарушение функции системы крови и иммунной системы (13,3%), а у детей а возрасте 15 лет и старше – нарушения функции сердечно-сосудистой системы (14,5%). На их долю приходится 65,1% и 67.8 % соответственно нарушений от всех нарушений функции органов и систем у детей данных возрастов.

Анализ статодинамических нарушений у детей разных возрастов (общая инвалидность) показал, что из них 12,5 % нарушений, вызывающие необходимость использования при передвижении кресла-коляски у детей-инвалидов в возрасте до 18 лет (0-3 года – 19.4%, 4-7 лет – 13,1 %; 8-14 лет – 4,6 %, 15 лет и старше – 3,6%) (табл. 3).

Таблица 3 

Структура нарушений нейромышечных, скелетный и связанных с движением (статодинамических) функций организма у детей до 18 лет

(общая инвалидность) в Российской Федерации в 2015 году

Наименование основных видов стойких нарушений функций организма ребенка.

 

Всего

В том числе по возрасту 

абс. число

 

%

 

0-3 года

 

4-7 лет

 

8-14 лет

 

15 лет и старше

абс. число

%

абс. число

%

абс. число

%

абс. число

%

Нарушение нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций

66345

100

23991

100

19936

100

17533

100

4885

100

из них:

нарушения, вызывающие необходимость использования при передвижении кресла-коляски

8262

12,5

4661

19,4

2621

13,1

805

4,6

175

3,6

 

Анализ структуры нарушений сенсорных функций показал, что у детей-инвалидов в возрасте 0-17 лет, 0-3 года, 4-7 лет на первом месте преобладали нарушение слуха (20,8%; 26,8% и 21,2 % соответственно), на втором месте нарушение зрения (19,0%; 14,8 % и 19,3 % соответственно). У детей-инвалидов в возрасте 8-14 лет, 15 лет и старше на первом месте превалировали нарушение зрения (19,9 и 26,0% соответственно), на втором месте – нарушение слуха (18,3% и 16.6% соответственно) (табл. 4).

Таблица 4

Структура нарушений сенсорных функций у детей до 18 лет

(общая инвалидность)  в Российской Федерации в 2015 году

Наименование основных видов стойких нарушений функций организма ребенка. 

Всего 

В том числе по возрасту

абс. число

 

%

 

0-3 года

 

4-7 лет

 

8-14 лет

 

15 лет и старше. 

абс. число

%

абс. число

%

абс. число

%

абс. число

%

Нарушение сенсорных функций

28947

100

5723

100

9322

100

11649

100

2253

100

из них:

Нарушение слуха

6018

20,8

1531

26,8

1979

21,2

2134

18,3

374

16,6

Нарушение зрения

5500

19,0

846

14,8

1800

19,3

2320

19,9

534

26,0

Одновременное нарушение слуха и зрения

8

0,03

3

0,05

3

0,03

2

0,02

0

0

 

В 2015 году было зарегистрировано 69805 стойких нарушений функций у впервые признанных инвалидами детей до 18 лет, что составило 24,6 на 10 тыс. детского населения соответствующего возраста. Самые максимальные показатели приходились на 0-3 года (39,9 на 10 тыс.) и 4-7 лет (27,2 на 10 тыс.). Отмечаются гендерные различия, у мальчиков показатели выше, чем у девочек (всего: мальчики – 27,6, девочки – 21,5; 0-3 года: мальчики – 42,7, девочки – 36,8; 4-7 лет: мальчики – 33,3, девочки – 20,8; 8-14 лет: мальчики – 18,4, девочки – 14,8; 15 лет и старше: мальчики – 12,2, девочки – 10,6) (табл. 5).

  

Таблица 5

Показатели основных видов стойких нарушений функций организма

у впервые признанных инвалидами детей до 18 лет по возрасту и полу

в Российской Федерации в 2015 г

Виды нарушений функций

Всего

В том числе по возрасту

абс. число

%

на 10 тыс. насе-ления

0-3 года

4-7 лет

8-14 лет

15 лет и старше

абс. число

%

на 10 тыс. насе-ления

абс. число

%

на 10 тыс. насе-ления

абс. число

%

на 10 тыс. насе-ления

абс. число

%

на 10 тыс. насе-ления

Оба пола

Всего

69805

100

24,6

30177

100

39,9

18289

100

27,2

16821

100

16,7

4518

100

11,4

Психические

19504

27,9

6,9

3619

12,0

4,8

7426

40,6

11,1

7151

42,5

7,1

1308

28,9

3,3

Языковые и речевые

3736

5,4

1,3

1268

4,2

1,7

2080

11,4

3,1

349

2,1

0,4

39

0,9

0,1

Сенсорные

6014

8,6

2,1

2810

9,3

3,7

1729

9,4

2,6

1168

7,0

1,2

307

6,8

0,8

Нейромышечные, скелетные и связанные с движением (статодинамические) функции

17042

24,4

6,0

11334

37,6

15,0

2097

11,5

3,1

2476

14,7

2,5

1135

25,1

2,9

Органов и систем

22618

32,4

8,0

10628

35,2

14,0

4751

26,0

7,1

5551

33,0

5,5

1688

37,4

4,3

Нарушения, обусловленные физическим внешним уродством

381

0,6

0,13

270

0,9

0,4

46

0,2

0,1

42

0,2

0,04

23

0,5

0,1

Прочие нарушения

510

0,7

0,18

248

0,8

0,3

160

0,9

0,2

84

0,5

0,08

18

0,4

0,05

Мальчики

Всего

40118

100

27,6

16630

100

42,7

11474

100

33,3

9538

100

18,4

2476

100

12,2

Психические

12837

32,0

8,8

2179

13,1

5,6

5237

45,6

15,2

4627

48,5

8,9

794

32,1

3,9

Языковые и речевые

2538

6,3

1,8

790

4,7

2,0

1491

13,0

4,3

234

2,5

0,5

23

0,9

0,1

Сенсорные

3175

7,9

2,2

1483

8,9

3,8

988

8,6

2,9

541

5,7

1,1

163

6,6

0,8

Нейромышечные, скелетные и связанные с движением (статодинамические) функции

9150

22,8

6,3

6199

37,3

15,9

1189

10,4

3,5

1196

12,5

2,3

566

22,8

2,8

Органов и систем

11892

29,7

8,2

5689

34,2

14,6

2429

21,2

7,1

2865

30,0

5,5

909

36,7

4,5

Нарушения, обусловленные физическим внешним уродством

211

0,5

0,15

147

0,9

0,4

26

0,2

0,1

24

0,3

0,05

14

0,6

0,1

Прочие нарушения

315

0,8

0,2

143

0,9

0,4

114

1,0

0,3

51

0,5

0,1

7

0,3

0,03

Девочки

Всего

29687

100

21,5

13547

100

36,8

6815

100

20,8

7283

100

14,8

2042

100

10,6

Психические

6667

22,5

4,8

1440

10,6

3,9

2189

32,1

6,7

2524

34,7

5,1

514

25,2

2,7

Языковые и речевые

1198

4,0

0,9

478

3,5

1,3

589

8,6

1,8

115

1,6

0,2

16

0,8

0,1

Сенсорные

2839

9,6

2,1

1327

9,8

3,6

741

10,9

2,3

627

8,6

1,3

144

7,1

0,7

Нейромышечные, скелетные и связанные с движением (статодинамические) функции

7892

26,6

5,7

5135

37,9

14,0

908

13,3

2,8

1280

17,5

2,6

569

27,9

2,9

Органов и систем

10726

36,1

7,8

4939

36,5

13,4

2322

34,1

7,1

2686

36,9

5,4

779

38,1

4,0

Нарушения, обусловленные физическим внешним уродством

170

0,6

0,12

123

0,9

0,3

20

0,3

0,1

18

0,3

0,04

9

0,4

0,05

Прочие нарушения

195

0,6

0,14

105

0,8

0,3

46

0,7

0,1

33

0,4

0,07

11

0,5

0,06

 

Среди основных видов стойких нарушений функций организма у впервые признанных инвалидами детей до 18 лет первое место занимают нарушения функций органов и систем (32,4%), второе место – нарушения психических функций (27,9%), третье – нарушения нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций (24,4%). (табл. 5). Эти три вида нарушений функций занимают в структуре нарушений функций организма – 84,7%.

В зависимости от возраста у впервые признанных инвалидами детей в структуре видов нарушений функций организма превалируют три вышеперечисленных видов стойких нарушений, что составляет в возрасте 0-3 года 84,8% от всех нарушений функций, 4-7 лет -78,1%; 8-14 лет– 90,2%; 15-17 лет и старше – 91,4% соответственно.

Так, у детей в возрасте 0-3 года лидируют нарушения нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций (37,6%), второе место – нарушения функций органов и систем (35,2%), третье место – нарушения психических функций (12,0%).

Среди, впервые признанными инвалидами, детей в возрасте 4-7 и 8-14 лет первое место занимают нарушения психических функций (40,6% и 42,5% соответственно), второе место – нарушения функций органов и систем (26,0% и 33,0% соответственно), третье место – нарушения нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций (11,5% и 14,7% соответственно).

У детей с впервые признанной инвалидностью в возрасте 15 лет и старше первое место занимают нарушения функции органов и систем (37,4%), второе – психические нарушения (28,9%), третье место – нарушения нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций (25,1%).

В структуре нарушений функций органов и систем у детей с впервые признанной инвалидностью в возрасте до 18 лет первое место занимают нарушения функций эндокринной системы и метаболизма (23,6%), второе место – нарушения функций сердечно-сосудистой системы (22,9%), третье место – нарушения функции системы крови и иммунной системы (21,3%). На их долю приходится 67,8% от всех нарушений функции органов и систем у впервые признанных инвалидами детей этого возраста (табл. 6).

Таблица 6

Структура нарушений функций органов и систем у впервые признанными инвалидами детей до 18 лет в Российской Федерации в 2015 году

Наименование основных видов стойких нарушений функций организма ребенка 

Всего 

В том числе по возрасту

абс. число

%

0-3 года 

4-7 лет 

8-14 лет 

15 лет и старше 

абс. число

%

абс. число

%

абс. число

%

абс. число

%

Нарушения функций органов и систем

22618

100

10628

100

4751

100

5551

100

1688

100

их них:

Сердечно-сосудистой системы

5182

22,9

3816

35,9

635

13,4

536

9,7

195

11,5

Дыхательной системы

2552

11,3

1226

11,5

690

14,5

486

8,8

150

8,9

Пищеварительной системы

2278

10,1

1480

13,9

277

5,8

376

6,8

145

8,6

Эндокринной системы и метаболизма

5336

23,6

1160

10,9

1400

29,5

2360

42,5

416

24,7

Системы крови и иммунной системы

4830

21,3

1727

16,3

1154

24,3

1302

23,4

647

38,3

Мочевыделительной системы

2011

8,9

1037

9,8

478

10,1

389

7,0

107

6,3

Кожи и связанной с ней систем

429

1,9

182

1,7

117

2,4

102

1,8

28

1,7

 

В зависимости от возраста детей в структуре видов нарушений функций органов и систем первые три места занимают разные виды нарушений. Так у детей в возрасте 0-3 года первое место занимают нарушения функций сердечно-сосудистой системы (35,9%), второе место – нарушения системы крови и иммунной системы (16,3%), третье место – пищеварительной системы (13,9%), что составляет 66,1 % от всех нарушений функций органов и систем у детей данного возраста.

Среди детей в возрасте 4-7 лет лидируют нарушения функций эндокринной системы и метаболизма (29,5%), второе место – нарушения функций системы крови и иммунной системы (24,3%), третье место – нарушения функций дыхательной системы (14,5%). На их долю приходится 68,3 % нарушений от всех нарушений функций органов и систем у детей этого возраста с впервые установленной инвалидностью.

У детей в возрасте 8-14 лет на первом месте находятся нарушения функций эндокринной системы и метаболизма (42,5%), второе место – нарушения функции системы крови и иммунной системы (23,4%), третье место – нарушения функций сердечно-сосудистой системы (9,7%). Ни их долю приходится 75,6% нарушений от всех нарушений органов и систем.

У детей в возрасте 15 лет и старше на первом месте – нарушения функций систем крови и иммунной системы (38,3%), на втором месте – нарушения функций эндокринной системы и метаболизма (24,7%), на третьем – нарушения функции сердечно-сосудистой системы (11,5%). На их долю приходится 74,5 % нарушений.

У впервые признанных инвалидами детей (0-18 лет) с нарушениями нейромышечных, скелетный и связанных с движением (статодинамических функций 10,3% этих детей используют при передвижении кресла-коляски (в возрасте 0-3 года 11,4%, 4-7 лет 9,4%, 8-14 лет 7,1 %, 15 лет 7,0 %) (табл. 7).

Таблица 7

Структура  нарушений нейромышечных, скелетный и связанных с движением (статодинамических) функций у впервые признанных инвалидами детей до 18 лет (общая инвалидность) в Российской Федерации в 2015 году

Наименование основных видов стойких нарушений функций организма ребенка 

Всего 

В том числе по возрасту

абс. число

 

%

 

0-3 года

 

4-7 лет

 

8-14 лет

 

15 лет и старше 

абс. число

%

абс. число

%

абс. число

%

абс. число

%

Нарушение нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций

17042

100

11334

100

2097

100

2476

100

1135

100

из них: нарушения, вызывающие необходимость использования при передвижении кресла-коляски

1747

10,3

1296

11,4

197

9,4

175

7,1

79

7,0

 

Анализ структуры нарушений сенсорный функций показал, что в возрасте 0-18 лет; 0-3 года преобладали нарушения слуха (23,1% и 27,2% соответственно), а в возрастах 4-7 лет; 8-14 лет и 15 лет и старше преобладали нарушения зрения (20,9%; 23,5% и 23.2 % соответственно) (табл. 8)/

Таблица 8

Структура нарушений сенсорных функций у впервые признанных инвалидами детей до 18 лет в Российской Федерации в 2015 году

Наименование основных видов стойких нарушений функций организма ребенка 

Всего 

В том числе по возрасту:

абс. число

 

%

 

0-3 года 

4-7 лет 

8-14 лет 

15 лет и старше 

абс. число

%

абс. число

%

абс. число

%

абс. число

%

Нарушение сенсорных функций

6014

100

2810

100

1729

100

1168

100

307

100

из них:

Нарушение слуха

1391

23,1

763

27,2

334

19,3

225

19,3

69

22,5

Нарушение зрения

1119

18,6

412

14,7

362

20,9

274

23,5

71

23,1

Одновременное нарушение слуха и зрения

3

0,1

2

0,1

1

0,1

0

0,0

0

0,0

 

Заключение:

Таким образом,детская инвалидность является актуальной медико-социальной проблемой современного общества. В 2015 году было зарегистрировано 307887 видов стойких нарушений функций у детей до 18 лет (общая инвалидность), что составило 108,6 на 10 тыс. детского населения соответствующего возраста.

Самые максимальные показатели приходились на 4-7 лет (139,0 на 10 тыс.) и 8-14 лет (120,9 на 10 тыс.) У мальчиков показатели выше, чем у девочек. В результате анализа структуры основных видов нарушений функций организма у детей до 18 лет (общая инвалидность) первое место занимают нарушения функций органов и систем (32,1%), второе место – нарушение психических функций (30,4%), третье – нарушения нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций (21,5%). Эти три вида нарушений функций занимают в структуре нарушений функций организма 84,0%.

В 2015 году было зарегистрировано 69805 стойких нарушений функций у впервые признанных инвалидами детей до 18 лет, что составило 24,6 на 10 тыс. детского населения соответствующего возраста. Самые максимальные показатели приходились на 0-3 года (39,9 на 10 тыс.) и 4-7 лет (27,2 на 10 тыс.). Отмечаются гендерные различия, у мальчиков показатели выше, чем у девочек.

Среди основных видов стойких нарушений функций организма у впервые признанных инвалидами детей до 18 лет первое место занимают нарушения функций органов и систем (32,4%), второе место – нарушения психических функций (27,9%), третье – нарушения нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций (24,4%). Эти три вида нарушений функций занимают в структуре нарушений функций организма – 84,7%.

 

Литература

 

  1. Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья. - ВОЗ Женева. 2001.-342с.

  2. Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья детей и подростков. - ВОЗ Женева. 2007

  3. Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации федерального статистического наблюдения за деятельностью федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы [Электронный ресурс]; приказ Росстата от 06 октября 2015 года № 460. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

  4. О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы [Электронный ресурс]; приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.12.2015 №1024н. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

    Literatura

 

1.  Mezhdunarodnaja klassifikacija funkcionirovanija, ogranichenij zhiznedejatel'nosti i zdorov'ja. - VOZ Zheneva. 2001.-342s.

 

2.  Mezhdunarodnaja klassifikacija funkcionirovanija, ogranichenij zhiznedejatel'nosti i zdorov'ja detej i podrostkov. - VOZ Zheneva. 2007

 

3.  Ob utverzhdenii statisticheskogo instrumentarija dlja organizacii Ministerstvom truda i social'noj zashhity Rossijskoj Federacii federal'nogo statisticheskogo nabljudenija za dejatel'nost'ju federal'nyh gosudarstvennyh uchrezhdenij mediko-social'noj jekspertizy [Jelektronnyj resurs]; prikaz Rosstata ot 06 oktjabrja 2015 goda № 460. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tantPljus».

 

4.  O klassifikacijah i kriterijah, ispol'zuemyh pri osushhestvlenii mediko-social'noj jekspertizy grazhdan federal'nymi gosudarstvennymi uchrezhdenijami mediko-social'noj jekspertizy [Jelektronnyj resurs]; prikaz Ministerstva truda i social'noj zashhity Rossijskoj Federacii ot 17.12.2015 №1024n. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tantPljus».

 

 

Сведения об авторах:

Е.В. Огрызко, доктор мед. наук, зав. отделением медицинской статистики ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России, г. Москва, Россия, тел.: 8(495)611-5133, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Т. Ю. Голубева, аспирантка ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России, г. Москва, Россия, тел.: 8(925)646-1567, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Ключевые слова: детская инвалидность, нарушений функций организма, форма 7Д (собес)

Полнотекстовый файл PDF
Огрызко Е.В., Голубева Т.Ю., НАРУШЕНИЯ ФУНКЦИЙ ОРГАНИЗМА У ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ ЗА 2015 ГОД В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ФОРМЕ 7Д (СОБЕС) «СВЕДЕНИЯ О МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ ДО 18 ЛЕТ» // НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ РЕЦЕНЗИРУЕМЫЙ ЖУРНАЛ "СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И МЕДИЦИНСКОЙ СТАТИСТИКИ". - 2016. - №2;
URL: http://healthproblem.ru/magazines?text=88 (дата обращения: 23.04.2024).

Код для вставки на сайт или в блог:

Просмотры статьи:
Сегодня: 1 | За неделю: 4 | Всего: 7396