Научно-практический рецензируемый журнал
"Современные проблемы здравоохранения
и медицинской статистики"
Scientific journal «Current problems of health care and medical statistics»
Новости научно-практического рецензируемого журнала
Больше новостей

Диагностика и профилактика преждевременного старения

Общественное здоровье

SOCIAL STRESS. IN SEARCH OF CLASSIFICATION

A.A. Khmel1
1. The State Budget Educational Institution of Higher Professional Education The "A.E. Evdokimov Moscow State University of Medicine and Dentistry" of Minzdrav of Russia. Moscow
Full file PDF (267 Kb)
УДК 614.2

DOI 10.24412/2312-2935-2023-3-206-220

 

 

Социальный стресс.  В поисках классификации

 

А.А. Хмель

 

ФГБОУ ВО «Московский медико-стоматологический университет им А.И. Евдокимова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Москва.

  

Введение. Стресс, порождаемый различными социальными факторами, является одним из поведенческих факторов риска здоровью. Исследование проблем воздействия на население социального стресса в течение нескольких последних десятилетий является актуальной темой и служит предметом изучения. Актуальной проблемой является концептуальная разработка классификации социального стресса.

Цель исследования. Сформулировать классификационные подходы к социальному стрессу и определить практическое значение данной классификации.

Материалы и методы. Были использованы аналитический и социологический методы и метод выкопировки необходимых данных из материалов научных исследований

Результаты. Социальные стрессы можно классифицировать как кратковременные (острые) и долгосрочные (хронические), физиологические и психологические, подразделяемые на информационные и эмоциональные; экзогенные социальные стрессы в зависимости от численности   населения, подвергшегося воздействию; прямые и косвенные, возникающие под воздействием конкретных причин, социальные стрессы, связанные с ограничениями реализации рефлекса цели, а также в зависимости от механизма психофизиологической дезадаптации: первичные и вторичные.

Обсуждение. Социальные стрессы могут проявляться в различных формах и сочетаниях в конкретных жизненных и общественных ситуациях.

Выводы. Разработка и обоснование классификации социальных стрессов позволит оптимизировать организацию медико-профилактических мероприятий, направленных на борьбу с факторами риска тем самым повысить уровень общественного здоровья, а также внести вклад в развитие других наук.

 

Ключевые слова: образ жизни, факторы риска, социальный стресс, дистресс, классификация, общественное здоровье

 

 

SOCIAL STRESS. IN SEARCH OF CLASSIFICATION

 

A.A. Khmel

 

The State Budget Educational Institution of Higher Professional Education The "A.E. Evdokimov Moscow State University of Medicine and Dentistry" of Minzdrav of Russia. Moscow

 

Introduction. Stress generated by various social factors is one of the behavioral health risk factors. The study of the problems of the impact of social stress on the population over the past few decades serves as a subject of study. An urgent problem is the conceptual development of the classification of social stress.

The purpose of the study. To formulate classification approaches to social stress and determine the practical significance of this classification.

Materials and methods. Analytical and sociological methods and the method of copying the necessary dates from the materials of scientific research were used

Results. Social stresses can be classified as short-term (acute) and long-term (chronic), physiological and psychological, subdivided into informational and emotional; exogenous social stresses depending on the population exposed; direct and indirect, arising under the influence of specific causes, social stresses associated with restrictions on the realization of the goal reflex, as well as in depending on the mechanism of psychophysiological maladaptation: primary and secondary.

Discussion. Social stresses can manifest themselves in various forms and combinations in specific life and social situations.

Conclusions. The development and justification of the classification of social stresses will optimize the organization of medical and preventive measures aimed at combating risk factors, thereby increasing the level of public health, as well as contributing to the development of other sciences.

 

Key words:  lifestyle, risk factors, social stress, distress, classification, public health

 

Введение. Актуальной задачей, стоящей перед медицинским научным сообществом, является анализ и разработка теоретических взглядов на проблемы обусловленности здоровья населения и причины возникновения заболеваний.   

Одной из наиболее распространенных теорий, рассматривающих влияние различных факторов на здоровье населения является теория воздействия на здоровье факторов риска или, как указывал основоположник теории о стрессе и общем адаптационном синдроме Г. Селье (см. ниже), стрессоров, способствующих возникновению и течению заболеваний и зачастую являющихся неотъемлемой частью образа жизни [1,2,3].

 Согласно теории факторов риска, существуют две группы данных факторов: первичные (поведенческие) фактор – курение, алкоголизм, психоэмоциональный стресс патологического типа (дистресс), несбалансированное питание, гиподинамия, избыточная масса тела и, а также вторичные факторы риска, нередко связанные с процессом   инволюции организма человека – аллергии, инсулинезависимый сахарный диабет, гиперхолистеринемия, иммунодефициты и др.  

 Психоэмоциональный стресс различного генеза на наш взгляд требует особого внимания. Актуальность изучения воздействия на индивидуальное и коллективное здоровье данного фактора обусловлена тем, что по данным клинических исследований за рубежом от 50 до 75% всех обращений к врачу происходит по причине развития патологических состояний и заболеваний, связанных со стрессом. Большинство препаратов (антидепрессантов, транквилизаторов, снотворных, антацидов и гипотензивных средств), часто используемых в западных странах, предназначены для устранения проблем, связанных со стрессом.  Отмечается, что, например во Франции, каждый седьмой житель принимает психотропные препараты, при этом их использование за последние 10 лет увеличилось вдвое [3].

 Патологическое воздействие стрессов многогранно.

Продолжительный стресс, как патогенный фактор способствует снижению сопротивляемости организма различным патологическим состояниям и заболеваниям, в том числе наиболее опасным, занимающим первое место в структуре смертности населения: сердечно – сосудистым [1-6].

В попытках преодолеть патогенное воздействие стресса, добиться восстановления нервно - психического и гуморального равновесия путем искусственного воздействия на биохимическую регуляцию, человек может прибегнуть к табакокурению и начать злоупотреблять алкоголем, а в ряде случаев и наркотиками.  

Стрессы представляют угрозу для регуляторной функции различных органов и систем организма, провоцируя тем самым развитие таких опасных патологических состояний, как гипертензии различного генеза, инсулиннезависимый диабет, иммунодефициты, нарушения секреторной функции желез, в том числе гипофиза, вследствие чего снижается количество вырабатываемого фолликулостимулирующего гормона и, как результат происходит остановка полового цикла [4] и т.д. Также, под воздействием сочетания негативных факторов стресса может нарушиться режим питания и двигательной активности.

Психические проблемы у определенных групп лиц, порожденные длительным психологическим стрессом, могут привести к непредсказуемым общественно опасным психическим реакциям, создать предпосылки для распространения экстремистских религиозных или политических течений и движений.

Таким образом, воздействие разнообразных факторов риска здоровью усиливается, комплексно ухудшаются параметры образа жизни, снижается ресурс и потенциал здоровья, что делает актуальным проведение исследований в области влияния на общественное здоровье такого фактора риска, как стресс, вызываемы различными причинами, в том числе, имеющими социальное происхождение. При этом представляется целесообразным разработать классификацию данных стрессов, учитывая, что она пока в полном объеме отсутствует [7].

Цель исследования. Сформулировать классификационные подходы к социальному стрессу и определить практическое значение данной классификации.

Материалы и методы. В процессе достижения поставленной целибыли использованы аналитический социологический методы и метод выкопировки необходимых данных из материалов научных исследований

Результаты. В 70-е годы ХХ века в ряде зарубежных исследований (B.S. Dohrenwend, B.P. Dohrenwend, S. Levine, N.A. Scotch, E. Gross, Н. Каplan и др.), отечественных ученых - Н.И. Наенко, Ф.Б. Березина, В.А. Бодрова было отмечено влияние социальных условий на распространения психического стресса и началось формирование
проблематики изучения социального стресса. В научный обиход вошли термины «социальный стресс» - стресс, порождаемый стимулами, исходящими со стороны общества. Источниками данного вида стресса – социальными стрессорами могли быть различные проблемы общества, негативные особенности социальной среды.

К социальным стрессорам относятся проблемы условий жизни, характерные для какой-либо конкретной страны или района проживания; особенности образа жизни, социального неравенства.

В дальнейшем проблема воздействия стресса на здоровье населения стала предметом исследования специалистов в различных сферах – психологии, педагогике, социологии, экономико-управленческих наук и др.  

С середины 90-х гг. ХХ века и до наших дней был опубликован ряд работ российских ученых, рассматривающих с различных сторон влияние многочисленных социальных факторов на развитие стресса и вызванных ими ухудшение состояния здоровья населения с учетом специфических особенностей нашей страны. В работах А.А. Андреевой, Ю.А. Александровского, А.А. Баранова, Е.А. Василенко, Б.Б. Величковского, И.А. Гундарова, В.И. Долговой, Д.Е. Есиповой, Т.В. Зариповой, О.В. Лозгачева, Г. В. Мигаль, Л.А. Русских, А.С. Штемберга и других исследовались различные причины возникновения социальных стрессов, пути повышения стрессоустойчивости, преодоления эмоциональных стрессов, в том числе в различных профессиях, проблемы воздействия социально-экономических факторов стресса на психологическое состояние населения, обзоры трудов зарубежных специалистов.

В работе Е.А. Василенко [7] отмечено, что социальный стресс, как и сам социум чрезвычайно разнообразен, поэтому можно разделить его на виды по разным критериям, например, по длительности, интенсивности, сферам жизнедеятельности человека, в которой он возникает. Автором рассмотрены отдельные виды социального стресса в зависимости от сфер социальной жизни, такие как: стресс, связанный с социально-экономическими условиями жизни;  стресс, связанный с политической жизнью общества; информационный стресс; профессиональный стресс; коммуникативный стресс; семейный стресс; военный стресс; стресс, связанный с миграцией и эмиграцией; стресс, связанный с террористической и криминальной угрозами; экологический стресс; стресс, связанный с проблемами самореализации личности. На наш взгляд можно выделить также стресс, связанный со сформировавшимся комплексом негативного социального мироощущения, в том числе, в следствие негативного общественного или личного исторического опыта. Также данные виды можно рассматривать не только как социальные стрессы в различных сферах жизнедеятельности человека, но и как результат воздействия однородных причин. Возможно также сочетанное воздействие данных видов стресса. Например, сочетанное воздействие военного стресса и миграционного.

Таким образом в различных работах были определены многочисленные причины факторы, способствующие развитию социального стресса и виды социальных стрессов. Отмечен эффект кумулятивного воздействия стрессов различной природы. Тем не менее устойчивая классификация социальных стрессов, как было указано выше, пока не сформирована [7], что ставит перед научным сообществом задачу по ее разработке и развитию. 

Особую актуальность исследование различных аспектов воздействия социального стресса, включая его влияние на общественное здоровье, имеет для нашей страны, учитывая сложную медико-демографическую ситуацию.  

Еще в 1990-е – начале 2000 гг. в разгар проводимых в РФ сложных и противоречивых по характеру и взглядам социально-экономических и политических реформ, был представлен ряд работ [8-11], в которых была предпринята попытка определить «цену» реформ в России с точки зрения прямых и косвенных человеческих потерь в виде роста заболеваемости и количества несчастных случаев, снижения рождаемости, причиной которых был определен стресс патологического типа (дистресс), имеющий преимущественно социальную природу или социальный стресс. Было отмечено, что … «сильное негативное влияние на здоровье оказывает патологический стресс (дистресс). Стрессогенным фактором стал резкий зигзаг в социально-экономическом положении большинства населения» [9-12].

В начале 2000 - х годов в нашей стране появился еще один взгляд на влияние на здоровье факторов стресса, связанный с оценкой воздействия на индивидуальное и коллективное здоровье проблем и трудностей самореализации, раскрытия своих способностей и возможностей. Данный взгляд можно рассматривать в единстве с реализацией индивидуального или группового «рефлекса цели», сформулированного выдающимся русским и советским физиологом И.П. Павловым [12]. Согласно его взглядам, рефлекс цели это — выражение стремления или потребности живого организма к обладанию чем-либо — пищей, различными предметами. Исследование видов и уровней потребностей человека проводилось рядом зарубежных ученых, таких как А. Маслоу, К. Роджерс. К. Альдельфер и др.  Можно предположить, что, если потребности, включая потребности самореализации по каким–либо причинам не удовлетворяются, человек может испытывать социально-психологический стресс [12]. 

 Перечисленные выше виды и причины социального стресса также могут оказывать негативное влияние на здоровье.

Представляется, что исследование воздействия социального стресса на состояние здоровья населения следует дифференцировать. Для этого требуется сформулировать классификационный подход к социальному стрессу, как к сложному, многоплановому явлению, действующему в совокупности различных реакций организма на коллективном и индивидуальном уровне, вследствие преимущественно внешних, экзогенных причин, имеющих социальную природу. Отдельной проблемой исследования следует считать проблему перехода социального эустресса в социальный дистресс.

Поскольку социальный стресс можно рассматривать, как   разновидность стресса (еще Г. Селье писал, что «механизм столкновения стресса внутри организма очень напоминает механизм встречи со стрессом в общественных отношениях между людьми» [2]), то первоначально можно предположить некоторую общность классификационных подходов к этим понятиям. В настоящее время применяется следующая классификация, относящаяся к стрессу.

Стрессы подразделяются на эмоционально положительные и эмоционально отрицательные; кратковременные и долгосрочные или, другими словами, острые и хронические; физиологические и психологические [15, 16].  Психологические стрессы, в свою очередь, подразделяются, как информационные и эмоциональные. Существует также подход, связанный с взаимоотношением и воздействием на организм неблагоприятных внутренних и внешних факторов – эндогенный и экзогенный стресс.

Необходимо отметить, что приведенная ниже попытка создания классификационного подхода к социальному стрессу представляет собой логическое построение или рабочую гипотезу, требующую обоснования, подтверждения и уточнения, а возможно и опровержения в ходе проведения необходимых для этого социологических и медико-социальных исследований различных по численности, а также по географическому, социально-экономическому и профессиональному положению групп населения. Также, представляется возможным внесение дополнительных подходов к разрабатываемой классификации.

 Социальные стрессы, вызываемые экзогенными (внешними) причинами (экзогенные социальные стрессы) можно рассматривать по объему и уровню охвата населения его патологическим воздействием.

Опыт исторического развития нашей страны и многих других государств  мира свидетельствует, что в определенные периоды истории значительные части социумов  оказывались под мощным воздействием различных негативных политических, экономических и социальных  факторов (войны, революции, экономический кризис и др.), имеющих, несмотря на сложные особенности каждого  исторического события, относительно однородный характер стрессорного психофизиологического воздействия на определенные части социумов, имеющего социальную природу – социально-политическая нестабильность, прямой и косвенный ущерб от военных действий, экономические трудности, вынужденные миграции и т.д.,  поэтому можно говорить о  существовании  социального стресса больших социальных групп (ССБСГ) – патологического воздействия сходных экзогенных и чрезвычайно многочисленных стрессорных факторов, на относительно однородные, объединенные рядом общих социальных признаков, значительные по численности группы населения (социальные слои, классы или даже практически все население страны, как например во время Великой отечественной войны).

Факторы экзогенного ССБСГ могут способствовать развитию социальных стрессов различной интенсивности и опасности, также на менее многочисленном коллективном (групповом) и индивидуальном уровнях в зависимости от социальных особенностей каждой   исследуемой группы. В этой связи, можно выделить групповой (ГСС) и индивидуальный социальные стрессы (ИСС), как отдельные формы. По виду воздействия можно отметить прямой социальный стресс, когда человек оказывается непосредственно под угрозой стрессорных факторов (прямая угроза в данный момент социальному благополучию, например, увольнение с работы) и косвенный (как правило, долговременный), когда продолжительное время не могут быть реализованы социально-экономические ожидания индивидуума (о проблемах нереализованного «рефлекса цели» – см. выше).

Как представляется можно отдельно выделить виды социальных стрессов рефлекса цели, связанные с проблемами реализации потребностей на основе пирамиды потребностей А. Маслоу (согласно это пирамиде потребности человека начинаются с физиологических, далее следуют потребности в безопасности и защищенности, принадлежности к какой-либо желаемой социальной группе, потребности в уважении и признании и наконец, потребности в самовыражении). В этой связи можно выделить социальный стресс, связанный с ограниченными возможностями удовлетворять физиологические потребности в пище, тепле, жилищных условиях и т.д., стресс, связанный с недостаточным ощущением безопасности, самореализации и т.п.

 Социальные стрессы также, как и «нормальные», компенсированные стрессы («эустрессы») можно классифицировать по времени воздействия – как кратковременные и долгосрочные (острые и хронические), физиологические и психологические (информационные и эмоциональные), эндогенные, порожденные внешней средой, например длительным периодом экономической нестабильности в стране, и экзогенные (порожденные особенностями внутренней среды организма индивидуума,  к примеру склонностью к алкоголизму из за психологических переживаний).

По продолжительности воздействия вероятно можно также выделить кумулятивные социальные стрессы (усиливающие с течением времени негативное воздействие на организм, например, длительная безработица и связанное с ней нарастающее социальное неблагополучие) и ослабевающие (отступающие) – снижающие вредное воздействие, когда   условия образа жизни для организма индивидуума улучшаются (например мигрант, адаптировавшийся к новой для него среде, может чувствовать себя лучше, чем до миграции и в процессе адаптации к новым условиям).   

Представляется, что социальный стресс можно классифицировать и по отдельным причинам, если характер воздействия этих причин относительно однороден (см. выше). Например, применительно к большим социальным группам можно выделить военный социальный стресс, связанный с особенностями воздействия на различные группы социума социальных последствий военных конфликтов; экономический, вызываемый экономическими проблемами или общим экономическим кризисом, посттравматическое стрессорное расстройство (ПТСР) у индивидуумов, а также собственно социальный – порожденный нерешенными социальными проблемами для отдельных групп населения. Возможен сочетанный социальный стресс и дистресс больших социальных групп, связанный с воздействием нескольких указанных причин, например, сочетание массовой инвалидизации в результате военных действий и, связанных с ней сходных социально-экономических проблем у пострадавших групп населения.

 Возможно сформулировать еще один подход к классификации, отражающий психофизиологические и биохимические проблемы воздействия стресса: первичный социальный стресс или дистресс, непосредственно связанный с дезадаптацией органов и систем организма, вследствие непосредственного воздействия факторов – стрессоров и вторичный, связанный с воздействием на нервную регуляцию измененных констант гуморальных сред организма человека по причине накопленных патологических изменений, вследствие социальных факторов стресса, воздействовавших ранее.    

Приведенные возможные варианты классификации способны оцениваться комплексно. Рассмотрим это на ряде примеров, отражающих определенные периоды исторического развития и особенности жизнедеятельности различных групп населения в эти периоды.

Обсуждение. Возможность применения различных аспектов классификации социальных стрессов можно оценить на конкретных примерах, отражающих определенные жизненные ситуации.

Например, у юноши или девушки с еще не сформировавшимся механизмами личностной психологической защиты, под воздействием информации о трагических событиях истории своей страны может сформироваться комплекс негативного мироощущения, периодически возникающие на этом фоне отрицательные эмоции и, таким образом, развиваться индивидуальный социальный стресс (ИСС).

 Научные сотрудники НИИ, работники оборонных предприятий и представители ряда других профессий, в ходе экономических реформ 90-х годов ХХ в., вынужденные, по причине задержек зарплаты или ее низкого уровня уйти к примеру торговать на рынок, могли испытывать групповой социальный стресс (ГСС), вследствие кардинально изменившихся условий труда, снижения в их глазах собственного социального статуса, а также сочетанный социальный и экономический социальный стресс, связанный с работой в принципиально отличающихся условиях новых и не ожидавшихся для них ранее экономических и культурных  коммуникаций. У этой группы людей можно также было выделить социальный стресс, связанный с ограничением многих потребностей по шкале пирамиды А. Маслоу (см. выше).

Молодой специалист, ограниченный по каким-либо причинам в возможностях профессионального карьерного и личностного роста, может начать испытывать эмоциональный долгосрочный первичный индивидуальный социальный стресс (ИСС) рефлекса цели, связанный с проблемами самореализации и самовыражении, который в дальнейшем может приобрести вторичный характер, если, к примеру этот человек начнет активно использовать стресс – стабилизаторы в виде алкоголя.

Представляется, что можно приводить и другие аналогичные примеры, показывающие воздействие различных видов социального стресса.

Выводы. Таким образом, классификацию социальных стрессов можно представить в следующих вариантах.

Социальные стрессы могут быть:

  1. Кратковременные (острые) и долгосрочные (хронические)
  2. Физиологические и психологические, подразделяемые на информационные и эмоциональные.
  3. Экзогенные социальные стрессы в зависимости от численности   населения, подвергшегося воздействию: а) социальный стресс больших социальных групп (ССБСГ); б) групповой социальный стресс (ГСС); в) индивидуальный социальный стресс (ИСС).
  4. Социальный стресс рефлекса цели, связанный с ограничением или невозможностью реализовать какие-либо индивидуальные потребности.
  5. Прямые, когда стресс, имеющий социальную природу, возникает вследствие непосредственной угрозы индивидууму и косвенные социальные стрессы, возникающие опосредованно.
  6. Социальные стрессы, возникающие под воздействием конкретных причин, включающих специфичные для данной причины стресс-факторы: военный, социальный, политический, экономический, экологический (см. выше), а также сочетанный, объединяющий несколько причин, создающих патогенные ситуации.
  7. В зависимости от механизма психофизиологической дезадаптации: первичные и вторичные.   

Какое может иметь практическое значение предлагаемая классификация!?

1.Актуализация внимания к стрессу, как фактору риска здоровья, формирование классификационных подходов к социальному стрессу создает возможность разработать методики изучения влияния патогенных ситуаций и, связанных с ними факторов риска на различные по численности и социальному составу группы населения, что позволит  дифференцировать организацию медико-профилактических мероприятий, направленных на борьбу со стрессом, снизить воздействие на здоровье факторов риска и в конечном итоге повысить уровень общественного здоровью. Также представляется целесообразным уделять большее внимание социальному стрессу, как фактору риск здоровью в процессе подготовки медицинских кадров на всех уровнях [12, 17, 18].

2. Учитывая, что социальный стресс порождается различными проблемами общества, классификация позволяет в большей степени учитывать, какие общественные (социальные) стресс-факторы являются наиболее актуальными на данный исторический момент.

3. Классификация социальных стрессов может способствовать развитию различных разделов психологии, социологии и конфликтологии, а также маркетинга (в аспекте изучения проблем удовлетворения потребностей на индивидуальном и коллективном уровне). Возможно применение данной классификации и в других общественных науках.

И в заключении следует отметить, что предлагаемая классификация может содействовать формированию и разработке концепции управления социальными стрессами. 

 

Список литературы

  1. Лисицын Ю.П. Теории медицины ХХ века. - М. Медицина, 1999. - 176 с  
  2. Социальная гигиена (медицина) и организация здравоохранения: Учебное руководство /Ю.П. Лисицын. Н.В. Полунина, К.А. Отдельнова и др. Под ред. Ю. П Лисицына – М. НПО Медикосервис. 1998. – 698 с
  3. Серван-Шрейбер Д. Антистресс Как победить стресс, тревогу и депрессию без лекарств и психоанализа. - М. РИПОЛ классик, 2012. – 352 с
  4. Безуглова М.С. Wellbeing. Управление стрессами и развитие креативности. Ростов Н/д. Феникс, 2020. - 271 с  
  5. Огрызко Е.В., Иванова М.А., Одинец А.В., Ваньков Д.В., Люцко В.В. Динамика заболеваемости взрослого населения острыми формами ишемической болезни сердца и смертности от них в Российской Федерации в 2012-2017 гг. Профилактическая медицина. 2019; 5(22):23-26.
  6. Шляфер С.И., Шикина И.Б. Оценка показателей, характеризующих оказания хирургической помощи пациентам старше трудоспособного возраста в Российской Федерации. Социальные аспекты здоровья населения [сетевое издание] 2021; 67(5):5. DOI: 10.21045/2071-5021-2021-67-5-5
  7. Василенко В.А. Социальный стресс и его влияние на социально-психологическую адаптацию личности. – Челябинск: Южно-Уральский научный центр РАО, 2019 – 272 с.
  8. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. М. Медгиз. 1960. – 254 с.  
  9. Долгова В.И., Василенко Е.А. Социальный стресс как фактор дезадаптации личности. Современные наукоемкие технологии. 2016; 8-2: 303-306.  
  10. Управление социально-экономическим развитием России. Концепции, цели, механизмы» Руководитель авторского коллектива: академик РАН Д.С. Львов, член-корр. РАН А.Г. Поршнев.  - М.: «Экономика» 2002. - 702 c.  
  11. Сергейко И.В., Немсцверидзе Э.Я., Трифонова Н.Ю., Пикалов С.М., Люцко В.В. Реформы законодательства в сфере здравоохранения: обзор нормативных документов и комментарии. Современные проблемы науки и образования. 2014; 2:280.
  12. Golubev N., Polikarpov A., Shikina I., Shelepova E. Impact of the Income Level of the Working- Age Population on Certain Mortality Indicators in Russian Federation. 2022 T. Antipova (Ed.): DSIC 2021, LNNS 381, pp. 467–476, 2022. https://doi.org/10.1007/978-3-030-93677-8_41
  13. Гундаров И.А. Демографическая катастрофа в России: причины и пути преодоления. В Сб. Почему вымирают русские. Последний шанс. М.: Эксмо, 2004. - 288 с.  
  14. Гасников В.К. О целевых механизмах развития демографических процессов в России в условиях социально-экономических кризисов. Менеджер здравоохранения. 2004; 4: 28-31.  
  15. Types of stress and stress hazards. https://spacioustherapy.com/3-types-stress-health-hazards. Ссылка активна на 30.03. 2023  
  16. Макарова Н.К., Зимина Э.В., Е.А. Корчуганова, Дерюшкин В.Г., Гацура О.А. и др.  Практикоориентированное обучение руководителей организации здравоохранения. Вестник последипломного медицинского образования. 2019; 3:25-35
  17. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник / под ред. К.Р. Амлаева. М. : ГЭОТАР-Медиа, 2019: 560 с. - DOI: 10.33029/9704-5237-0-OZZ-2019-1-560.
  18. Амлаев К.Р., Шикина И.Б., Бузин В.Н., Койчуева С.М., Блинкова Л.Н. Факторы, влияющие на мотивацию профессорско-преподавательского состава медицинского университета к эффективной трудовой деятельности. Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2020; 4 DOI 10.24411/2312-2935-2020-00131

 

References

  1. Lisicyn Ju. P. Teorii mediciny ХХ veka. [The theories of medicine in XX century] - M. Medicina [Medicine], 1999. - 176 s (In Russian).
  2. Social'naja gigiena (medicina) i organizacija zdravoohranenija: Uchebnoe rukovodstvo [Social hygiene and health protection] Ju.P Lisicyn. N.V. Polunina, K.A. Otdel'nova et al. Pod red. Ju. P.  Lisicyna – M. NPO Medikoservis [NPO Medservice.] 1998. – 698 s (In Russian).]
  3. Serwan-Shreiber D. Antistress. Kak pobiedit stress, trevogu i depressiju bez lekarstv I psichoanaliza [How to overcome stress, anxiety and depression without medication and psychoanalysis] М. РИПОЛ классик [RIPOL classic], 2012. – 352 s (In Russian)
  4. Bezuglova M.S. Wellbeing. Upravlenie stressami i razvitie kreativnosti. [Wellbeing. Stress management and creativity development] Rostov N/d. Feniks [Feniks], 2020.- 271 s (In Russian)
  5. Ogryzko E.V., Ivanova MA, Odinets A.V., Vankov D.V., Lyutsko V.V. Dinamika zabolevaemosti vzroslogo naseleniya ostrymi formami ishemicheskoj bolezni serdca i smertnosti ot nih v Rossijskoj Federacii v 2012-2017 gg. [Dynamics of adult morbidity with acute forms of coronary heart disease and mortality from them in the Russian Federation in 2012-2017]. Profilakticheskaya medicina.  [Preventive medicine]. 2019; 5 (22):23-26. (In Russian)
  6. Shlyafer S.I., Shikina I.B. Ocenka pokazatelej, harakterizuyushchih okazaniya hirurgicheskoj pomoshchi pacientam starshe trudosposobnogo vozrasta v Rossijskoj Federacii. [Evaluation of indicators characterizing inpatient surgical care delivery to older patients in the Russian Federation]. Social'nye aspekty zdorov'a naselenia [Social aspects of population health [serial online] 2021; 67(5):5. DOI: 10.21045/2071-5021-2021-67-5-5 (In Russian)
  7. Vasilenko V.A. Socialny stress i ego vlijanie na dezadaptaciu lichnosti [Social stress and its impact on the socio-psychological adaptation of the individual] . – Cheliabinsk. Juzno-Uralskij nauchnij centr RAO [South Ural Scientific Center of RAO] 2019 – 272 s (In Russian).]
  8. Sel'e G. Ocherki ob adaptacionnom sindrome. [The story of adaptation syndrome] M. Medgiz [Medical state publishing] 1960. – 254 s. (In Russian)
  9. Dolgova V.I., Vasilenko E.A. Social'nyj stress kak faktor dezadaptacii lichnosti. Sovremennye naukoemkie tehnologii. [Social stress as a factor of personality maladaptation]. Sovremenny naukojemkie tehnologii. [Modern high-tech technologies] 2016; 8 (2). 303-306 (In Russian)
  10. Upravlenie social'no-jekonomicheskim razvitiem Rossii. Koncepcii, celi, meha nizmy [Management of socio-economic development of Russia. Concepts, goals, mechanisms] Rukovoditel avtorskogo kollektiva: akademik RAN D.S. L'vov, chlen-korr. RAN A.G. Porshnev.  - M.: Jekonomika [Economy] 2002. - 702 s (In Russian)
  11. Sergeyko I.V., Nemtsveridze E.Ya., Trifonova N.Yu., Pikalov S.M., Lyutsko V.V. Reformy zakonodatel'stva v sfere zdravoohraneniya: obzor normativnyh dokumentov i kommentarii. [Healthcare law reforms: review of regulatory documents and comments]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. [Modern problems of science and education]. 2014; 2:280. (In Russian)
  12. Golubev N., Polikarpov A., Shikina I., Shelepova E. Impact of the Income Level of the Working- Age Population on Certain Mortality Indicators in Russian Federation. 2022 T. Antipova (Ed.): DSIC 2021, LNNS 381, pp. 467–476, 2022. https://doi.org/10.1007/978-3-030-93677-8_41
  13. Gundarov I.A. Demograficheskaja katastrofa v Rossii: prichiny i puti preodolenija v Sb. «Pochemu vymirajut russkie. Poslednij shans [Demographic catastrophe in Russia: Causes and Ways of overcoming in the Sb. Why Russians are dying out. Last chance]. M.EKSMO [EKSMO] 2004. - 288 s (In Russian)
  14. Gasnikov V.K. O celevyh mehanizmah razvitija demograficheskih processov v Rossii v uslovijah social'no-jekonomicheskih krizisov [On the target mechanisms of demographic processes development in Russia in the conditions of socio-economic crises]. Menedzher zdravoohranenija [Manager of health protection] 2004; 4: 28-31 (In Russian)
  15. Types of stress and stress hazards. https://spacioustherapy.com/3-types-stress-health-hazards. Ссылка активна на 30.03. 2023 
  16. Makarova N.K, Zimina E.V., Korchuganova E.A., Deryushkin V.G., Gazura O.A. et al.   Zimina E.V., Korchuganova E.A., Praktikoorientirovannoe obuchenie rukovoditelej organizacii zdravoohraneniya [Practice-oriented training of healthcare organization managers]  Vestnik poslediplomnogo medicinskogo obrazovaniya[Bulletin of postgraduate medical education]. 2019; 36: 6-8. (In Russian)
  17. Obshchestvennoe zdorov'e i zdravoohranenie : uchebnik [Public health and health: textbook] /ed. K.R. Amlaeva. M.: GEOTAR-Media, 2019: 560 р. (In Russian) DOI: 10.33029/9704-5237-0-OZZ-2019-1-560.
  18. Amlaev KR, Shikina IB, Buzin VN, Koichueva SM, Blinkova LN Faktory, vliyayushchie na motivaciyu professorsko-prepodavatel'skogo sostava medicinskogo universiteta k effektivnoj trudovoj deyatel'nosti. [Factors influencing the motivation of the faculty of the medical university to effective work activity]. Sovremennye problemy zdravoohraneniya i medicinskoj statistiki. [Current health and medical statistics issue]s. 2020; 4 (In Russian) DOI 10.24411/2312-2935-2020-00131 

 

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Acknowledgments. The study did not have sponsorship.

Conflict of interests. The author declares no conflict of interest. 

 

                                                         Сведения об авторах

Хмель Александр Анатольевич - кандидат медицинских наук, доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения, ФГБОУ ВО «Московский медико-стоматологический университет им А.И. Евдокимова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Москва. Милютинский пер 19, E-mail Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.. ORCID 0000-0002-4903-8611; ID 974544, SPIN:5072-8762 

 

Information about authors

Khmel Alexander Anatolievich - сandidate of medical sciences, associate professor of the Department of Public Health and Public Health of the State Budget Educational Institution of Higher Professional Education The "A.E. Evdokimov Moscow State University of Medicine and Dentistry" of Minzdrav of Russia. Moscow, E-mail Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.. ORCID 0000-0002-4903-8611; ID 974544, SPIN:5072-8762  

Статья получена: 09.06.2023 г.

Принята к публикации: 28.09.2023 г.

Keywords lifestyle, risk factors, social stress, distress, classification, public health

Full file PDF
A.A. Khmel, SOCIAL STRESS. IN SEARCH OF CLASSIFICATION // Scientific journal «Current problems of health care and medical statistics». - 2023. - №3;
URL: http://healthproblem.ru/magazines?textEn=1083 (date of access: 16.05.2024).

Code to embed on your website or blog:

Article views:
Today 4 | Week 5 | Total: 147