Научно-практический рецензируемый журнал
"Современные проблемы здравоохранения
и медицинской статистики"
Scientific journal «Current problems of health care and medical statistics»
Новости научно-практического рецензируемого журнала
Больше новостей

Диагностика и профилактика преждевременного старения

Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 30-летию создания института, «Современное здравоохранение: уроки прошлого и взгляд в будущее» (13-14 ноября 2019 г.)

RESULTS OF STUDYING THE OPINION OF PATIENTS ON THE QUALITY OF THE ORGANIZATION OF MEDICAL CARE WITHIN THE PROJECT “PATRONAGE AT HOME” IN THE CITY OF MOSCOW

Natalia K. Grishina1, Nina B. Ataeva2
1. Federal Scientific State Budgetary Institution «N.A. Semashko National Research Institute of Public Health», Moscow
2. Moscow State Government Institution “Directorate for the Coordination of Activities of Medical Organizations of the Moscow City Health Department”, Moscow
Full file PDF (500 Kb)
УДК 614.2

Результаты изучения мнения пациентов о качестве организации медицинской помощи в рамках проекта «Патронаж на дому» в городе Москве

Н.К. Гришина 1, Н.Б. Атаева 2

 

1 ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н.А. Семашко», г.Москва

2ГКУ города Москвы «Дирекция по координации деятельности медицинских организаций Департамента здравоохранения города Москвы», г. Москва

 

RESULTS OF STUDYING THE OPINION OF PATIENTS ON THE QUALITY OF THE ORGANIZATION OF MEDICAL CARE WITHIN THE PROJECT “PATRONAGE AT HOME” IN THE CITY OF MOSCOW

Natalia K. Grishina 1, Nina B. Ataeva2

1Federal Scientific State Budgetary Institution «N.A. Semashko National Research Institute of Public Health», Moscow

2Moscow State Government Institution “Directorate for the Coordination of Activities of Medical Organizations of the Moscow City Health Department”, Moscow

 

В настоящее время особо значимым направлением развития здравоохранения является совершенствование качества организации первичной медико-санитарной помощи населению; возрастает внимание к вопросам межведомственного взаимодействия, в частности в работе медицинских и социальных служб. В рамках действующего законодательства в области организации первичной медико-санитарной помощи, впервые представилось возможным выделить отдельные группы пациентов для организации адресной медицинской помощи.  Это не только улучшает доступность и качество  первичной медико-санитарной помощи, но и имеет положительное обоснование в части экономической эффективности и  оптимизации организации первичной медико-санитарной помощи.

Понятие «патронаж» (франц. le patronage, покровительство), получившее распространение в Европе еще в  начале ХХ века, означало  «форму работы медицинских учреждений, в первую очередь занятых в области охраны материнства и детства».

В настоящее время Департаментом здравоохранения города внедрен и реализуется проект «Патронаж на дому». В группу пациентов патронажной службы были включены лица старше 18 лет с ограничением или отсутствием способности к самостоятельному передвижению и/или самообслуживанию, первичная медико-санитарная помощь которым оказывается на дому. Определение пациентов к данной группе проводится по следующим критериям: способность к самообслуживанию, способность к самостоятельному передвижению, способность к ориентации в пространстве, способность контролировать свое состояние здоровья, нуждаемость в помощи других лиц, способность к общению.

Для оценки эффективности любой новации необходимо изучать общественное мнение и социальную удовлетворенность ею населения. Нами проведено исследование, в котором было изучено мнение пациентов о качестве организации медицинской помощи в рамках проекта «Патронаж на дому» в городе Москве (далее-Проект).

В анкетном опросе приняли участие пациенты, включенные в проект "Патронаж на дому". Большинство из них (60,2%) - инвалиды 2 группы и не могут самостоятельно посещать поликлинику. Пятая часть респондентов (20,9%) отметила проблему задержки вызовов врача-терапевта до включения в Проект и несвоевременность их исполнения, 8,9% столкнулись с отказом в их посещении на дому.

Респонденты, которые были не удовлетворены медицинским обслуживанием до включения в Проект, среди основных причин указали следующие: отсутствие одного врача, к которому прикреплен пациент (99,8 на 100 опрошенных) и редкие визиты врача-терапевта (81,8), низкая доступность консультаций врачей-специалистов и, в целом, невнимательное отношение врачей к пациентам (по 54,5).

В ходе анкетирования выяснено, что 28,6% опрошенных приходилось искать возможность самостоятельного визита в поликлинику и это доставляло им определенные трудности, среди которых наиболее значимыми являлись: как добраться до поликлиники (89,0%) и как записаться на прием к врачу (17,0%).

После включения в Проект большинство опрошенных  (66,3%) отметили, что врач-терапевт патронажной службы посещает их один раз в 2 месяца, 21,6% опрошенных указали на то, что врач приходит к ним 1 раз в месяц,  к  4,7% пациентов  врач  патронажной службы приходит несколько раз в месяц. Медицинская сестра/фельдшер патронажной службы посещает большинство (73,9%) респондентов 1 раз в месяц, 22,4% -  несколько раз в месяц  или один раз в 2 месяца.

Среди опрошенных 73,9% отметили, что к ним с целью консультации приезжали врачи-специалисты: врача-невролог, врач-хирург, врач-кардиолог и др. На вопрос о результатах медицинского обслуживания в проекте "Патронаж на дому" большинство (86,0%) респондентов сошлись на мнении, что удовлетворены ими, 13,4% - довольны отчасти. Также в настоящее время удельный вес пациентов, довольных льготным лекарственным обеспечением, вырос с 26,8% до 42,5%; 86,0% опрошенных указали на то, что стали реже вызывать скорую неотложную помощь; 78,1% опрошенных указали на то, что стали реже госпитализироваться в стационар.

Среди положительных сторон данного Проекта "Патронаж на дому" пациенты указали такие как:  приход врача и медицинской сестры на дом (21,4%); регулярная связь с врачом и медицинской сестрой по телефону (13,0%); регулярность наблюдений и обследований (11,5%); внимательное, доброжелательное отношение сотрудников патронажной службы (10,9%);  наличие постоянного врача (9,4%); взятие анализов на дому (6,3%); высокий профессионализм сотрудников патронажной службы (4,2%); доступность медицинской помощи (4,2%); своевременное оказание медицинской помощи (2,6%).

Наряду с положительными оценками Проекта был высказан целый ряд замечаний (редкие посещения доктора,  недостаточное обеспечение лекарствами, недостаток времени у врача и медсестры на общение с пациентами,  отсутствие постоянного врача, трудно дозвониться до врача, отсутствие у медицинского персонала переносных аппаратов УЗИ и др.) и  выдвинуты некоторые предложения (добавить узких специалистов, а также специалистов по ЛФК и массажу, включить в патронажную службу психологов).

Результаты исследования будут учтены при разработке управленческих решений и внесении соответствующих корректив в ходе реализации проекта «Патронаж на дому», а постоянный мониторинг общественного мнения будет способствовать совершенствованию информационного обеспечения управления данной новацией.

Keywords

Full file PDF
Natalia K. Grishina, Nina B. Ataeva, RESULTS OF STUDYING THE OPINION OF PATIENTS ON THE QUALITY OF THE ORGANIZATION OF MEDICAL CARE WITHIN THE PROJECT “PATRONAGE AT HOME” IN THE CITY OF MOSCOW // Scientific journal «Current problems of health care and medical statistics». - 2019. - №5;
URL: http://healthproblem.ru/magazines?textEn=343 (date of access: 20.04.2024).

Code to embed on your website or blog:

Article views:
Today 4 | Week 17 | Total: 4761