Научно-практический рецензируемый журнал
"Современные проблемы здравоохранения
и медицинской статистики"
Scientific journal «Current problems of health care and medical statistics»

Диагностика и профилактика преждевременного старения

Фтизиатрия

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА ЗА ТУБЕРКУЛЕЗОМ

Л.И. Русакова1, О.Б. Нечаева2, П.П. Сельцовский3,4
1. ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт туберкулеза», г. Москва
2. ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России, г. Москва
3. ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования», г. Москва
4. ГБУЗ «Московский научно-практический центр борьбы с туберкулёзом» Департамента здравоохранения Города Москвы, г. Москва
УДК 311.2, 311.3, 311.4

DOI 10.24411/2312-2935-2021-00005

 

 

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА ЗА ТУБЕРКУЛЕЗОМ

 

Л.И. Русакова 1, О.Б. Нечаева 2, П.П. Сельцовский 3, 4

 

1 ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт туберкулеза», г. Москва

2 ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России, г. Москва

ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования», г. Москва

4 ГБУЗ «Московский научно-практический центр борьбы с туберкулёзом» Департамента здравоохранения Города Москвы, г. Москва

 

Цель исследования. Определить и описать нормативные документы, которые формируют правовое поле для организации систем эпидемиологического мониторинга туберкулеза

Материалы и методы: Рассмотрены тексты 33 нормативных документов по здравоохранению, изданных на федеральном и региональном уровнях, в которых даны правовые основы для организации информационных систем в здравоохранении и противотуберкулезной работы.

Результаты: Приведены законодательные и правовые акты и документы, содержащие  положения,  которые необходимо учитывать при организации эпидемиологического мониторинга туберкулеза в Российской Федерации. Эти документы включают  Конституцию Российской Федерации, Федеральные законы и  Указы президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, нормативные акты и инструктивные материалы Минздрава России, Роспотребнадзора России и других заинтересованных министерств и ведомств, органов управления этих служб субъектов Российской Федерации. В документах приведены как общие требования к созданию информационных система, так и описание специфических задач фтизиатрической службы. Эти положения оказывают влияние на формирование систем эпидемиологического мониторинга туберкулеза и, прежде всего, ее информационной структуры, а также стоящих перед ней задач, которые определяют вопросы  сбора, обработки и анализа данных.

Заключение: Постоянное динамическое слежение за эпидемиологической ситуацией по туберкулезу  и результативностью противотуберкулезных мероприятий позволяет оперативно применять управленческие решения, что отражается в нормативных документах и постоянном совершенствовании законодательной базы эпидемиологического надзора за туберкулезом.

 

Ключевые слова: мониторинга туберкулеза, правовые основы мониторинга туберкулеза

 

  

LEGAL FRAMEWORK FOR EPIDEMIOLOGICAL SURVEILLANCE OF TUBERCULOSIS

 

Rusakova L.I. 1, Nechaeva O.B. 2, Seltsovskiy P.P. 3, 4

 

1 Central TB Research Institute, Moscow, Russian Federation

2 Federal Research Institute for Health Organization and Informatics of Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation

3 Russian Medical Academy of Continuous Professional Education, Moscow, Russian Federation

4 Moscow Research and Clinical Center for Tuberculosis Control, Moscow Health Department, Russian Federation

 

Aim. Define and describe the normative documents that form the legal framework for the organization of systems for epidemiological monitoring of tuberculosis.

Materials and methods: The texts of 33 normative documents on health care, published at the federal and regional levels, which provide the legal basis for organization of information systems in health care and TB control activities.

Results: The article contains legislative and legal acts and documents containing provisions that must be taken into account when organizing epidemiological monitoring of tuberculosis in the Russian Federation. These documents include the Constitution of the Russian Federation, Federal Laws and Decrees of the President of the Russian Federation, decrees and orders of the Government of the Russian Federation, regulations and instructional materials of the Ministry of Health of Russia, State Epidemiological Service of Russia and other interested ministries and departments, governing bodies of these services of the administrative regional units of the Russian Federation. The documents contain both general requirements for the creation of information systems and a description of the specific tasks of the phthisiatric service. These provisions have an impact on the formation of systems for epidemiological monitoring of tuberculosis and, first of all, its information structure, as well as the tasks facing it, which determine the issues of collection, processing and analysis of data.

Conclusion: Constant monitoring of the epidemiological situation of tuberculosis and the effectiveness of tuberculosis control measures allows for the prompt application of managerial decisions, which is reflected in the regulatory documents and the constant improvement of the legislative framework for epidemiological surveillance of tuberculosis.

 

Key words: monitoring of tuberculosis, legislation for tuberculosis surveillance.

 

Введение. Основу организации эпидемиологического надзора за туберкулезом составляет мониторинг и оценка эпидемиологической ситуации заболевания, мониторинг и оценка комплекса административно-правовых, санитарно-противоэпидемических и лечебно-профилактических мероприятий по предупреждению случаев заболевания и распространению туберкулеза, по снижению заболеваемости и смертности от туберкулеза среди населения Российской Федерации. Необходимая информация для проведения такого мониторинга содержится в федеральных регистрах и информационных системах.

Целью проведения мониторинга является получение оперативной информации о реализации мероприятий, направленных на совершенствование оказания медицинской помощи больным туберкулезом, анализ и оценка результатов их реализации, выявление возникающих проблем, с последующей разработкой предложений по их решению.

Мониторинг за туберкулезом напрямую связан с проведением мониторинга за другими заболеваниями, прежде всего - за ВИЧ-инфекцией, которая в настоящее время существенно влияет на эпидемиологию туберкулеза. Поэтому одновременно необходимо рассматривать, в том числе, нормативные и законодательные документы, принятые по поводу ВИЧ-инфекции.

Методика и источники данных. Рассмотрены тексты 33 нормативных документов по здравоохранению, изданных на федеральном и региональном уровнях, в которых даны правовые основы для организации информационных систем в здравоохранении и противотуберкулезной работы.  

Цель данного исследования - Определить и описать нормативные документы, которые формируют правовое поле для организации систем эпидемиологического мониторинга туберкулеза.

Результаты. Организация эпидемиологического мониторинга туберкулеза в Российской Федерации законодательно закреплена на всех уровнях власти.

  • в Конституции Российской Федерации;
  • Федеральных законах Российской Федерации;
  • Указах президента Российской Федерации;
  • Постановлениях и распоряжениях Правительства Российской Федерации;
  • Нормативных актах и инструктивных материалах Минздрава России, Роспотребнадзора России и других заинтересованных министерств и ведомств, органов управления этих служб субъектов Российской Федерации.

Законодательная и нормативная база эпидемиологического мониторинга туберкулеза основывается на Конституции Российской Федерации [1], которая определяет основу политики государства в сфере охраны здоровья и закрепляет права каждого гражданина на медицинскую помощь, определяя, таким образом, необходимость организации и проведения эпидемиологического мониторинга  туберкулеза.

Государственная политика в сфере охраны здоровья граждан реализуется посредством принятия программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения", пролонгированной до 2025 г., национальных проектов "Здравоохранение" и "Демография", ведомственных целевых программ, а также государственных программ субъектов Российской Федерации [2, 3, 4, 5, 6].

В настоящее время в Российской Федерации реализуется государственная программа «Развитие здравоохранения» на период до 2020 г., пролонгированная Указом президента до 2025 г. [7, 8, 9].

Принята ведомственная целевая программа «Предупреждение и борьба с социально значимыми инфекционными заболеваниями» приказом Минздрава России от 05.04.2019 г. № 199 [10]. Ожидаемые результаты реализации программы – улучшение эпидемических показателей по туберкулезу.

Принята новая Государственная стратегия противодействия распространению ВИЧ-инфекции в РФ на период до 2030 года (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 21.12.2020 г. №3468-р.) [11].

В Стратегии предусмотрены задачи по оказанию противотуберкулезной помощи инфицированным ВИЧ, в том числе: проведение профилактики и диагностики туберкулеза, и лечения лиц с ВИЧ-инфекцией в сочетании с туберкулезом в целях снижения смертности и увеличения продолжительности жизни лиц с ВИЧ-инфекцией. Стратегия предусматривает организацию эпидемиологического мониторинга с применением научно обоснованных методов.

Распоряжением Правительства РФ от 28.11.2020 г. № 3155-р [12] утвержден План мероприятий по реализации стратегии развития здравоохранения в РФ на период до 2025 г.

Политика стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 г., была утверждена Указом Президента Российской Федерации № 254 от 06.06.2019 г., в рамках которой планируется к 2023 г. завершить создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ) [8].  Особенности статистического мониторинга здравоохранения на настоящем этапе состоят именно в его «цифровизации», которая позволяет создавать и оперативно анализировать огромные базы медицинских данных, основанных на персональной документации пациентов.

Информационное обеспечение в сфере здравоохранения осуществляется посредством создания, развития и эксплуатации федеральных государственных информационных систем в сфере здравоохранения, информационных систем в сфере здравоохранения, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и территориальных фондов обязательного медицинского страхования, государственных информационных систем в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации, медицинских информационных систем медицинских организаций, информационных систем фармацевтических организаций.

Важными составляющими единой информационной системы здравоохранения будут служить федеральные регистры, сформированные по профилю и специальности оказания медицинской помощи, на основе которых проводится мониторинг числа медицинских организаций, пациентов, которым оказывается медицинская помощь, числа и видов медицинской помощи, медицинских вмешательств, включая обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения и т.д.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.04.2017 № 426 [13] были созданы: Федеральный регистр лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека и Федеральный регистр лиц, больных туберкулезом. Этим же постановлением были утверждены Положения о порядке ведения и заполнения указанных Федеральных регистров. В Федеральные регистры больных ВИЧ-инфекцией и больных туберкулезом (ФРБТ), реализованные в Российской Федерации согласно [13], должна передаваться полноценная электронная медицинская карта (ЭМК) пациента, содержащая не просто персональные паспортные данные, но и подробные медицинские сведения.

Обеспечение конфиденциальности персональных данных, а также меры по защите информации осуществляют организации, которые работают с Регистрами – федеральным Минздравом, региональными ОУЗ и медицинскими организациями [13].

Реализация государственных программ предусматривает в качестве обязательной их части наличие комплекса учетно-отчетной документации, являющейся основой единой государственной информационной системы здравоохранения [14, 15, 16, 17]. Указанная система обеспечивает информационно-аналитическое обеспечение выработки управленческих решений федеральными органами и субъектами Российской федерации в сфере охраны здоровья.  Предусматривается также обеспечение возможности доступа граждан к обобщенным материалам по показателям общественного здоровья и деятельности медицинских организаций в источниках Росстата РФ и его подразделений в субъектах РФ, а также доступ граждан к услугам в сфере здравоохранения и личным медицинским данным. Это доступ к амбулаторным картам в том числе в электронной форме, запись на прием к врачу и др. Важнейшим и первостепенным является также оперативный доступ лечащего врача к имеющимся данным о пациенте, его анамнезу, результатам обследований.

Требования к государственным информационным системам в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации, медицинским информационным системам медицинских организаций и информационным системам фармацевтических организаций устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. На региональном уровне могут быть приняты лишь дополнения к самим документам и порядку их использования решением региональных органов власти. Необходимо отметить, что обработка персональных данных в информационных системах в сфере здравоохранения осуществляется с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации в области персональных данных, и соблюдением врачебной тайны [2, 18].

Положение о единой системе, в том числе порядок доступа к информации, содержащейся в ней, порядок и сроки представления информации в единую систему, порядок обмена информацией с использованием единой системы, утверждается Правительством Российской Федерации [19].

Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - федеральный закон № З23-ФЗ) [2] устанавливает принцип взаимодействия между органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, и медицинскими организациями, которые в пределах своей компетенции взаимодействуют в сфере эпидемиологического надзора за туберкулезом.

Согласно данному закону федеральные органы государственной власти в сфере эпидемиологического надзора за туберкулезом контролируют: 1) организацию, обеспечение и осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора; 2) ведение федеральных информационных баз данных в сфере здравоохранения с обеспечением конфиденциальности содержащихся в них персональных данных; 3) организацию и осуществление контроля за достоверностью первичных статистических данных; 4)  организацию обеспечения лиц, больных туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью возбудителя, антибактериальными и противотуберкулезными лекарственными препаратами, включенными в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов и т.д.

При проведении эпидемиологического надзора учитываются положения клинических рекомендаций (статья 37 федерального закона № 323-ФЗ [3]).

Статья 36.2. федерального закона № 323-ФЗ с 25.12.2018, устанавливает регламент оказания медицинской помощи с использованием телемедицинских технологий с соблюдением требований в области персональных данных с использованием единой системы идентификации и аутентификации  и усиленной квалифицированной электронной подписи медицинского работника, с обязательным соблюдением врачебной тайны. Телемедицинские технологии позволяют в кратчайшие сроки поставить диагноз и назначить лечение больному, а в дальнейшем, осуществлять дистанционное наблюдение за состоянием здоровья пациента на основании данных о нем, внесенных в единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения Российской Федерации.

Туберкулез является заболеванием с выраженной социальной направленностью и входит в перечень социально значимых заболеваний и в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, определенных Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. № 715 [20], исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших. В связи с этим на национальном уровне был принят Федеральный закон «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» 77-ФЗ. [3], которым определяются правовые основы осуществления государственной политики в области предупреждения распространения туберкулеза в Российской Федерации в целях охраны здоровья граждан и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Этот закон объявляет основные понятия противотуберкулезной работы, определяет сферы ответственности в организации противотуберкулезных мероприятий, принципы оказания противотуберкулезной помощи больным этим заболеванием, диспансерного наблюдения за пациентами в связи с туберкулезом, профилактических осмотров на туберкулез, прав и обязанностей лиц, находящихся на диспансерном наблюдении в ПТО. Согласно данному закону, медицинские противотуберкулезные организации ведут государственное статистическое наблюдение в области предупреждения распространения туберкулеза (Статья 11), и, следовательно, и реализуют мониторинг данного заболевания.

На основе данного федерального закона функционирует ведомственная нормативная база системы противотуберкулезных мероприятий и соответственно эпидемиологического мониторинга туберкулеза. Ведомственная нормативная база системы противотуберкулезных мероприятий включает в себя Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.2.3.114-13 «Профилактика туберкулеза», регламентированными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22 октября 2013 года № 60 в редакции 2015 года [21] и вводимые с 1 сентября 29021 г. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней» [22], приказы Минздрава РФ и клинические рекомендации Российского общества фтизиатров [23, 24, 25, 26]. Клинические рекомендации общественных профессиональных рекомендаций принимаются к исполнению в соответствии статьей 37 федерального закона № 323-ФЗ [2], в которой определен их статус.

Санитарные нормы и правила СП 3.1.2.3.114-13 «Профилактика туберкулеза» и новые СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней» [21, 22], определяют следующие направления противотуберкулезной работы, которые должны быть учтены при организации информационных структур регистров систем мониторинга:

- выявление больных туберкулезом,

- организация раннего выявления туберкулеза у взрослого населения, где определяется кратность профилактических осмотров всего населения в зависимости от заболеваемости туберкулезом, выделяются группы населения, кратность осмотров которых может быть выше, чем всего населения. К таким группам относят декретированные профессии, где заболевание туберкулезом представляет повышенную эпидемиологическую опасность, а также группы населения, которые подвержены воздействию факторов риска заболевания туберкулезом (медицинские, социальные факторы риска и др.);

- организация раннего выявления туберкулеза у детей и подростков;

-регистрация, учет, и государственное статистическое наблюдение случаев туберкулеза;

- мероприятия в очагах туберкулезной инфекции, и другое.

Одной из важных составляющих эпидемиологического мониторинга  туберкулеза является мониторинг туберкулеза в системе мероприятий санитарно-эпидемиологический надзора в Российской Федерации. на основе требований законодательства в этой сфере с обязательным применением мониторинга и оценки  санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, ведением ведомственных регистров, построенных на основе учета всех случаев инфекционных заболеваний, в данном случае туберкулеза, оценки возникновения очага туберкулезной инфекции и наблюдения за ним. (федеральный закон №52-ФЗ, статья 44 [5]).

Так все случаи заболевания туберкулезом подлежат регистрации медицинскими организациями по месту их выявления и обязательному извещению об этих заболеваниях подразделений федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора на территории. Органы Роспотребнадзора РФ осуществляют государственный учет и отчетность по всем случаям заболевания туберкулезом. (Кроме того, как уже говорилось выше, ПТО, осуществляют регистрацию случаев заболевания туберкулезом в региональных регистрах больных туберкулезом и Федеральном регистре больных туберкулезом). 

Федеральное статистическое наблюдение в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения осуществляется в виде формирование открытых и общедоступных государственных информационных ресурсов в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения (статья 44 федерального закона №52-ФЗ, [5]).

Специализированные медицинские организации по профилактике и борьбе со СПИД совместно с противотуберкулезными учреждениями обеспечивают мероприятия по проведению химиопрофилактики ТБ у взрослых ВИЧ-инфицированных лиц [22, 27], требующие отдельного мониторинга эффективности и полноты охвата превентивной химиотерапией данного контингента, как и мониторинга мероприятий по раннему выявлению ТБ у больных ВИЧ-инфекцией [28].

Необходимо указать, что органы управления здравоохранением субъектов РФ имеют право вносить свои дополнения (но не изменения) к порядку мониторинга туберкулеза и объявленным статистическим формам. Возможность и правомерность таких мероприятий в региональных системах мониторинга туберкулеза может быть показана на примере Москвы.

Так в целях улучшения регистрации и учета инфекционных и паразитарных заболеваний в городе Москве, обеспечения достоверности федерального государственного статистического наблюдения и во исполнение СП 3.1.3/2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней" приказом Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве от 16 марта 2018 г за № 29 [29] утверждены инструкция о порядке регистрации случаев инфекционных и паразитарных заболеваний в г. Москве,  карта регистрации инфекционного больного, перечень инфекционных и паразитарных болезней и акт сверки инфекционной и паразитарной заболеваемости подлежащих индивидуальной регистрации в АИС "ОРУИБ" г. Москвы, порядок работы медицинских организаций по регистрации инфекционных и паразитарных заболеваний с определением лиц, ответственных  за регистрацию инфекционных и паразитарных заболеваний, определена необходимая документация. В столичном регионе дополнительно к федеральной нормативной базе создан целый ряд дополнительных документов, отчетных форм и извещений.  

В Приказе Минздрава РФ №932н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи больным туберкулезом» [23] объявляется логистика системы противотуберкулезных мероприятий, при этом в самом приказе эпидемиологический мониторинг не упоминается. Однако в 1 приложении к объявленному Порядку «Правилах организации деятельности противотуберкулезного диспансера» в пункте 9 среди основных функций этой медицинской организации указывается мониторирование и анализ основных медико-статистических показателей заболеваемости, инвалидности и смертности, летальности от туберкулеза.

Изменение эпидемиологической ситуации по туберкулезу, подходов к диагностике и лечению туберкулеза, правомерно заставляет вносить изменения в существующие законопроекты и совершенствовать нормативную базу, регламентирующую реализацию эпидемиологического надзора за туберкулезной инфекцией в РФ.

Так, приказ Минздрава России от 21.03.2003 г. № 109 «О совершенствовании противотуберкулезных мероприятий в Российской Федерации» [30], состоящий из 13 Приложений, и охватывающий основные направления стратегии и тактики организации противотуберкулезных мероприятий (профилактика, диагностика, лечение, противоэпидемическая работа в очаге туберкулеза), был дополнен во исполнение пункта 14 раздела III комплекса мер, направленных на совершенствование оказания медицинской помощи населению государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения»  приказом Минздрава России от 29 декабря 2014 г. № 951 “Об утверждении методических рекомендаций по совершенствованию диагностики и лечения туберкулеза органов дыхания [24].

Отметим, что в приказе Минздрава России от 21 марта 2003 года за № 109 [30] было введено кодирование случаев туберкула с применением МКБ-10, входящих в класс А15-А19, которое впоследствии распространилось на все позже вышедшие нормативные документы, касающиеся туберкулеза и должно быть использовано при создании регистров систем мониторинга туберкулеза.

В отдельную группу приказов Минздрава России необходимо выделить документы, регламентирующие собственно статистическое наблюдение и мониторинг туберкулеза в нашей стране. Это прежде всего приказ Минздрава РФ «О порядке организации мониторинга реализации мероприятий, направленных на совершенствование оказания медицинской помощи больным туберкулезом» от 5 февраля 2010 года №61 [16], приказы. объявившие формы экстренного извещения 058у и извещения о случае заболевания туберкулезом 089у-туб и порядок работы с ними [15], Приказ Минздравсоцразвития РФ от 13 февраля 2004 г. № 50 «О введении в действие учетной и отчетной документации мониторинга туберкулеза» [14].

Приказ Минздрава РФ от 5 февраля 2010 года № 61 [16] утвердил порядок организации органами здравоохранения субъектов РФ мониторинга реализации мероприятий, направленных на совершенствование системы противотуберкулезных мероприятий и обязал  ежемесячно направлять в Минздрав РФ данные о целевых показателях противотуберкулезной работы.  Эти данные представляют в соответствии с двумя формами Порядка организации мониторинга реализации мероприятий, направленных на совершенствование оказания медицинской помощи больным туберкулезом.

Среди приказов Минздрава России, объявляющих учетные формы мониторинга туберкулеза и порядок работы с ними необходимо отметить, прежде всего, приказ Минздрава РФ от 13.08.2003г. № 410 "Об утверждении учетной формы № 089/У-ТУБ "Извещение о больном с впервые в жизни установленным диагнозом активного туберкулеза, с рецидивом туберкулеза" [15]. Объявленная приказом форма является основой для регистра больных туберкулезом.

Форма извещения ф058у «Экстренное извещение об инфекционном заболевании, пищевом, остром профессиональном отравлении, необычной реакции на прививку» объявлена приказом Минздрава СССР «Об утверждении форм первичной медицинской документации учреждений здравоохранения» №1030 от 4.10. 1980. Порядок работы с данной формой определяется наряду с настоящим приказом Минздрава РФ разделом 7 (приводимом выше) санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.2.3.114-13 «Профилактика туберкулеза» [21], а с 01.09.2021 г. - в санитарно-эпидемиологических правилах и нормах СанПиН 3.3686-21 [22].

Форма №263/у-ТБ «Карта персонального учета больного туберкулезом, сочетанного с ВИЧ-инфекцией» объявлена Приказом Минздрава РФ от 13.10.2003 года №547 Об утверждении учетной формы №263/у-ТБ «Карта персонального учета больного туберкулезом, сочетанного с ВИЧ-инфекцией» [17]. Данная форма является учетным документом ведомственного статистического наблюдения. 

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 13 февраля 2004 г. № 50 «О введении в действие учетной и отчетной документации мониторинга туберкулеза» [14]в целях совершенствования системы эпидемиологического мониторинга туберкулеза, контроля за лечением больных туберкулезом и оценки его эффективности и обеспечения сопоставимости российской системы регистрации больных туберкулезом и оценки эффективности лечения с международными показателями, были утверждены учетно-отчетные формы отраслевой статистики. Широкое распространение МЛУ ТБ потребовало разработки форм единовременного наблюдения для регистрации сведений о случаях МЛУ/ШЛУ ТБ и результатах их лечения (формы №№ ВР-1Ф, ВР-4БЛ, ВР-5МЛУ). Начиная с IV квартала 2016 года, регистрация случаев туберкулеза для лечения, дополнительно регламентируется письмом Минздрава России 17-10-11893 от 22.09.2016 о необходимости включения в формы статистического наблюдения (новые случаи ТБ и рецидивы) лиц без определенного места жительства, иностранных граждан и лиц без гражданства, а также обязательной регистрации на V режим химиотерапии пациентов с ШЛУ ТБ [31].

В целом, национальная система мониторинга туберкулеза сформировалась, после создания приказом Минздрава России от 03.07.1997 № 193 Государственной системы мониторинга туберкулеза и организации Центра информационных медицинских технологий [32]. В дальнейшем в рамках развития системы мониторинга был организован Федеральный Центр мониторинга противодействия распространению туберкулеза в Российской Федерации 2 марта 2007 года, основной целью которого было обеспечение единого информационного пространства в Российской Федерации по проблеме туберкулеза [33].

Стабилизация эпидемиологической обстановки по ТБ в стране на фоне, в первую очередь, широкого распространения ВИЧ-ассоциированного туберкулеза, потребовало внести коррективы в порядок диспансерного наблюдения за больными туберкулезом.

В связи с этим, Минздравом России был утвержден приказ от 13 марта 2019 г. N 127н в котором был рассмотрен новый порядок диспансерного наблюдения за больными туберкулезом, лицами, находящимися или находившимися в контакте с источником туберкулеза, а также лицами с подозрением на туберкулез и излеченными от туберкулеза [26].

Диспансерное наблюдение осуществляют врачи-фтизиатры медицинских противотуберкулезных организаций, оказывающие противотуберкулезную помощь в амбулаторных условиях. Решение о диспансерном наблюдении пациента или его прекращении принимается врачебной комиссией медицинской противотуберкулезной организации и оформляется в медицинской документации с информированием пациента в письменной форме в течение 3 рабочих дней со дня принятия врачебной комиссией данного решения.

Диспансерное наблюдение пациента прекращается при истечении сроков диспансерного наблюдения, смерти пациента, при наличии письменного отказа пациента от диспансерного наблюдения, в случаях выезда за пределы территории субъекта Российской Федерации на срок более 6 месяцев, осуждение к лишению свободы, освобождение из мест отбывания наказания в виде лишения свободы и мест содержания под стражей.

Согласно приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31 октября 2018 года N 684н [34], утвержден профессиональный стандарт «Врач-фтизиатр», в котором за каждой трудовой функцией врача-фтизиатра законодательно закреплены трудовые (необходимые) действия, необходимые умения и необходимые знания с учетом уровня квалификации, в том числе среди трудовых действий выделены: проведение анализа медико-статистической информации.  Врач-фтизиатр должен обладать необходимыми знаниями по ведение медицинской документации, в том числе в форме электронного документа, по проведению анализа эпидемической ситуации по туберкулезу, показателей эффективности противотуберкулезных мероприятий, по использованию информационно-аналитических систем и информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", уметь пользоваться статистическими методами расчета и анализа показателей эпидемической ситуации по туберкулезу и эффективности противотуберкулезных мероприятий, использовать информационно-аналитические системы и информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет", проводить анализ медико-статистических показателей для оценки здоровья прикрепленного населения.

Одними из важнейших потребителей информации, собираемой в системах мониторинга и результатов ее обработки и анализа, являются национальные медицинские исследовательские центры (НМИЦ), которые организованы в рамках реализации федерального проекта «Развитие сети национальных медицинских исследовательских центров и внедрение инновационных медицинских технологий» приказом Минздрава России от 13 марта 2019 года № 125 [35].

В 2017 г. на базе НИИ фтизиопульмонологии ММА им. И.М. Сеченова и Уральского НИИ фтизиопульмонологии был создан ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр фтизиопульмонологии и инфекционных заболеваний» Минздрава России (НМИЦ ФПИ), в котором осуществляют контроль ведения ФРБТ.

Научные медицинские исследовательские центры созданы в целях повышения качества медицинской помощи путем развития инноваций в сфере здравоохранения, укрепления кадрового, в том числе научного, потенциала, создания условий для устойчивого спроса на инновационную продукцию и ее внедрения в практическое здравоохранение. Деятельность национальных медицинских исследовательских центров осуществляется по следующим основным направлениям: организационно-методическое руководство краевыми, республиканскими, областными, окружными медицинскими организациями субъектов Российской Федерации либо медицинскими организациями, выполняющими их функции и аналитическая деятельность в соответствии с профилями медицинской помощи, что создает основу для реализации эффективных систем эпидемиологического мониторинга в том числе и мониторинга туберкулеза.

Заключение. Постоянное динамическое слежение за эпидемиологической ситуацией по туберкулезу  и результативностью противотуберкулезных мероприятий позволяет оперативно применять управленческие решения, что отражается в нормативных документах и постоянном совершенствовании законодательной базы эпидемиологического надзора за туберкулезом.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ). http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399    (дата обращения 25.09.2019)

2. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 29.05.2019).  http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/ (дата обращения 25.09.2019)

3. О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации. Федеральный закон от 18.06.2001 N 77-ФЗ (ред. от 03.08.2018). http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_32131/ (дата обращения 25.09.2019)

4. Об иммунопрофилактике инфекционных болезней. Федеральный закон от 17.09.1998 N 157-ФЗ (ред. от 07.03.2018). /http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_20315/ (дата обращения 25.09.2019)

5. О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 26.07.2019). http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22481/  (дата обращения 25.09.2019)

6. О внесении изменений в Федеральный закон "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации. Федеральный закон от 03.08.2018 N 314-ФЗ.  http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_304051/  (дата обращения 25.09.2019)

7. Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" на 2018-2024гг. Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. N 1640

8. О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года. Указ Президента РФ от 06.06.2019 N 254.

 http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_326419/(дата обращения 25.09.2019)

9. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года. Указ Президента РФ от 07.05.2018 N 204 (ред. от 19.07.2018)

10. Об утверждении ведомственной целевой программы «Предупреждение и борьба с социально значимыми инфекционными заболеваниями». Приказ Министерства здравоохранения РФ от 5 апреля 2019 г. № 199  

https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72127892/  (дата обращения 25 января 2021 г.)

11. Государственная стратегия противодействия распространению ВИЧ-инфекции в Российской Федерации на период до 2030 года: утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.12.2020 г. №3468-р.

http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202012250074  (дата обращения 28 декабря 2020 г.)

12. План мероприятий по реализации Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года: утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.11.2020 г. № 3155-р.

http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202012010027  (дата обращения 10 декабря 2020 г.)

13. Об утверждении Правил ведения Федерального регистра лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, и Федерального регистра лиц, больных туберкулезом Постановление Правительства РФ от 08.04.2017 N 426. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215372/  (дата обращения 25.09.2019)

14. О введении в действие учетной и отчетной документации мониторинга туберкулеза. Приказ Минздрава РФ от 13.02.2004 N 50. https://base.garant.ru/12134728/  (дата обращения 25.09.2019)

15. Об утверждении учетной формы № 089/У-ТУБ «Извещение о больном с впервые в жизни установленным диагнозом активного туберкулеза, с рецидивом туберкулеза». Приказ Минздрава России от 13.08.2003г. № 410

16. О порядке организации мониторинга реализации мероприятий, направленных на совершенствование оказания медицинской помощи больным туберкулезом. Приказ Минздрава России от 05.02.2010 г. №61

17. Об утверждении учетной формы №263/у-ТБ «Карта персонального учета больного туберкулезом, сочетанного с ВИЧ-инфекцией». Приказ Минздрава РФ от 13.10.2003 года №547

18. О защите персональных данных. Федеральный закон от 27.07.2006 г. №  152-ФЗ

19. О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения (вместе с Положением о единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения). Постановление Правительства РФ от 05.05.2018 N 555 (ред. от 19.12.2020)

20. Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих. Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 N 715 (ред. от 13.07.2012).

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_50559/ (дата обращения 25.09.2019)

21. Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.2.3.114-13 «Профилактика туберкулеза». Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 22 октября 2013 г. №  60 (ред. от 14.09.2020), (зарегистрировано Минюстом России 8 мая 2003 года, регистрационный N 4523; зарегистрировано Минюстом РФ 6 мая 2014 г. регистрационный N 32182; зарегистрировано Минюстом России 5 октября 2020 года, регистрационный N 60239). https://base.garant.ru/70650614/ (дата обращения 13 января 2021 г.)

22. Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней». Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г. № 4 (зарегистрировано Минюстом России 15.02.2021 г., регистрационный N 62500)

23. Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи больным туберкулезом. Приказ Минздрава России от 15.11.2012 N 932н. (Зарегистрировано в Минюсте России 07.03.2013N 27557) https://base.garant.ru/70340750/ (дата обращения 25.09.2019)

24. Об утверждении методических рекомендаций по совершенствованию диагностики и лечения туберкулеза органов дыхания. Приказ Минздрава России от 29.12.2014 N 951. https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70749840/ (дата обращения 25.09.2019)

25. Об утверждении порядка и сроков проведения профилактических медицинских осмотров граждан в целях выявления туберкулеза. Приказ Минздрава России от 21.03.2017 N 124н. (Зарегистрировано в Минюсте России 31.05.2017 N 46909) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_217627/  (дата обращения 25.09.2019)

26. Об утверждении порядка диспансерного наблюдения за больными туберкулезом, лицами, находящимися или находившимися в контакте с источником туберкулеза, а также лицами с подозрением на туберкулез и излеченными от туберкулеза и признании утратившими силу пунктов 16 - 17 Порядка оказания медицинской помощи больным туберкулезом, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 ноября 2012 г. N 932н. Приказ Минздрава России от 13.03.2019 N 127н. (Зарегистрировано в Минюсте России 19.06.2019 N 54975) /http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_327333/ (дата обращения 25.09.2019)

27. Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.5.2826-10 «Профилактика ВИЧ-инфекции. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 11 января 2011 г. № 1. (Зарегистрировано в Минюсте России 24 марта 2011 г., регистрационный № 20263). http://ivo.garant.ru/#/document/12184824/paragraph/1:0 (Дата обращения 10 декабря 2020 г.)

28.  Богородская Е.М., Мазус А.И., Синицын М.В. и др. Эпидемиологическая эффективность организации профилактики и раннего выявления туберкулеза среди больных ВИЧ-инфекцией, Туберкулез и социально значимые заболевания. 2018;2:4-15

29. О порядке специального учета инфекционных и паразитарных заболеваний в Москве. Приказ Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве от 16 марта 2018 г., № 29

30. О совершенствовании противотуберкулезных мероприятий в Российской Федерации. Приказ Минздрава России от 21.03.2003 N 109 (ред. от 05.06.2017). http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_100829/(дата обращения 25.09.2019)

31. Разъяснения по вопросу регистрации впервые выявленных случаев заболевания туберкулёзом и порядке ведения учётной и отчётной документации мониторинга туберкулёза, утверждённой Приказом Минздрава России от 13.02.2004 № 50 «О введении в действие учётной и отчётной документации мониторинга туберкулёза». Письмо Минздрава России от 22.09.2016 г. № 17-10-11893

32. О создании Государственной системы эпидемиологического мониторинга туберкулёза. Приказ Минздрава России № 193 от 03.07.1997

33. О создании Федерального Центра мониторинга противодействия распространению туберкулеза в Российской Федерации. Приказ Минздравсоцразвития России от 2 марта 2007 года № 143. Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 28, ст. 2898; 2005, № 2, ст. 162; 2006, № 19, ст. 2080

34. Об утверждении профессионального стандарта «Врач-фтизиатр». Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31 октября 2018 года N 684н. (зарегистрирован в Минюсте 20.11.2018, регистрационный номер 52737)

35. Об утверждении Положения о формировании сети национальных медицинских исследовательских центров и об организации деятельности национальных медицинских исследовательских центров. Приказ Минздрава России  от 13 марта 2019 года № 125

 

References

1. Konstitutsiya Rossiyskoy Federatsii (prinyata vsenarodnym golosovaniyem 12.12.1993) (s uchetom popravok, vnesennykh Zakonami RF o popravkakh k Konstitutsii RF [The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12.12.1993) (taking into account the amendments introduced by the Laws of the Russian Federation on amendments to the Constitution of the Russian Federation], 30.12.2008 N 6-FKZ, ot 30.12.2008 N 7-FKZ, ot 05.02.2014 N 2-FKZ,  21.07.2014 N 11-FKZ). http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399 (cited 25.09.2019) (In Russian)

2. Ob osnovakh okhrany zdorov'ya grazhdan v Rossiyskoy Federatsii. Federal'nyy zakon [On the basics of protecting the health of citizens in the Russian Federation. the Federal Law] 21.11.2011 N 323-FZ (ed. 29.05.2019).

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/ (cited 25.09.2019) (In Russian)

3. O preduprezhdenii rasprostraneniya tuberkuleza v Rossiyskoy Federatsii. Federal'nyy zakon [On the prevention of the spread of tuberculosis in the Russian Federation. the Federal Law] 18.06.2001, N 77-FZ (edition 03.08.2018).

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_32131/ (cited 25.09.2019) (In Russian)

4. Ob immunoprofilaktike infektsionnykh bolezney. Federal'nyy zakon [About immunoprophylaxis of infectious diseases. the federal law]. 17.09.1998 N 157-FZ (red. ot 07.03.2018). http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_20315/ (cited 25.09.2019) (In Russian)

5. O sanitarno-epidemiologicheskom blagopoluchii naseleniya. Federal'nyy zakon [On the sanitary and epidemiological well-being of the population. the Federal law]. 30.03.1999, N 52-FZ (edition 26.07.2019), http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22481/ (cited 25.09.2019) (In Russian)

6. O vnesenii izmeneniy v Federal'nyy zakon "O preduprezhdenii rasprostraneniya tuberkuleza v Rossiyskoy Federatsii. Federal'nyy zakon [On amendments to the Federal Law "On the Prevention of the Spread of Tuberculosis in the Russian Federation. Federal Law], 03.08.2018, N 314-FZ, http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_304051/ (cited 25.09.2019) (In Russian)

7. Ob utverzhdenii gosudarstvennoy programmy Rossiyskoy Federatsii "Razvitiye zdravookhraneniya" na 2018-2024gg. Postanovleniye Pravitel'stva RF [On the approval of the state program of the Russian Federation "Healthcare Development" for 2018-2024. Resolution of the Government of the Russian Federation], 26.12.2017,. N 1640 (In Russian)

8. O Strategii razvitiya zdravookhraneniya v Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 goda. Ukaz Prezidenta RF [On the Strategy for the Development of Healthcare in the Russian Federation until 2025. Decree of the President of the Russian Federation], 06.06.2019, N 254. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_326419 (cited 25.09.2019) (In Russian)

9. O natsional'nykh tselyakh i strategicheskikh zadachakh razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2024 goda. Ukaz Prezidenta RF [On national goals and strategic objectives for the development of the Russian Federation for the period up to 2024. Decree of the President of the Russian Federation], 07.05.2018, N 204 (edition19.07.2018) (In Russian)

10. Ob utverzhdenii vedomstvennoy tselevoy programmy «Preduprezhdeniye i bor'ba s sotsial'no znachimymi infektsionnymi zabolevaniyami». Prikaz Ministerstva zdravookhraneniya RF [On the approval of the departmental target program
"Prevention and control of socially significant infectious diseases." Order of the Ministry of Health of the Russian Federation], 05.04.2019,. № 199. https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72127892/ (cited 25.01.2021) (In Russian)

11. Gosudarstvennaya strategiya protivodeystviya rasprostraneniyu VICH-infektsii v Rossiyskoy Federatsii na period do 2030 goda: utverzhdena rasporyazheniyem Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii [State strategy to combat the spread of HIV infection in the Russian Federation for the period up to 2030: approved by the order of the Government of the Russian Federation], 21.12.2020, №3468 (In Russian)

http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202012250074 (cited 28.12.2020) (In Russian)

12. Plan meropriyatiy po realizatsii Strategii razvitiya zdravookhraneniya v Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 goda: utverzhden rasporyazheniyem Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii [Action plan for the implementation of the Healthcare Development Strategy in the Russian Federation for the period up to 2025: approved by the order of the Government of the Russian Federation], 28.11.2020, № 3155-r.

http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202012010027 (cited 10.12.2020) (In Russian)

13. Ob utverzhdenii Pravil vedeniya Federal'nogo registra lits, infitsirovannykh virusom immunodefitsita cheloveka, i Federal'nogo registra lits, bol'nykh tuberkulezom Postanovleniye Pravitel'stva RF [On approval of the Rules for maintaining the Federal Register of Persons Infected with Human Immunodeficiency Virus and the Federal Register of Tuberculosis Patients. Resolution of the Government of the Russian Federation], 08.04.2017, N 426.  http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215372/ (cited 25.09.2019) (In Russian)

14. O vvedenii v deystviye uchetnoy i otchetnoy dokumentatsii monitoringa tuberkuleza. Prikaz Minzdrava RF ot 13.02.2004 N 50. [On the introduction of accounting and reporting documentation for monitoring tuberculosis. Order of the Ministry of Health of the Russian Federation of 13.02.2004 N 50], https://base.garant.ru/12134728/ (cited 25.09.2019) (In Russian)

15. Ob utverzhdenii uchetnoy formy № 089/U-TUB «Izveshcheniye o bol'nom s vpervyye v zhizni ustanovlennym diagnozom aktivnogo tuberkuleza, s retsidivom tuberkuleza». Prikaz Minzdrava Rossii [On the approval of the registration form No. 089 / U-TUB "Notification of a patient with a diagnosis of active tuberculosis for the first time in his life, with a relapse of tuberculosis." Order of the Ministry of Health of Russia], 13.08.2003, № 410 (In Russian)

16. O poryadke organizatsii monitoringa realizatsii meropriyatiy, napravlennykh na sovershenstvovaniye okazaniya meditsinskoy pomoshchi bol'nym tuberkulezom. Prikaz Minzdrava Rossii [On the procedure for organizing monitoring of the implementation of measures aimed at improving the provision of medical care to patients with tuberculosis. Order of the Ministry of Health of Russia], 05.02.2010, №61 (In Russian)

17. Ob utverzhdenii uchetnoy formy №263/u-TB «Karta personal'nogo ucheta bol'nogo tuberkulezom, sochetannogo s VICH-infektsiyey». Prikaz Minzdrava RF [On the approval of the registration form No. 263 / u-TB “Card of personal registration of a patient with tuberculosis combined with HIV”. Order of the Ministry of Health of the Russian Federation], 13.10.2003, №547 (In Russian)

18. O zashchite personal'nykh dannykh. Federal'nyy zakon [On the protection of personal data. the Federal law], 27.07.2006, № 152-FZ (In Russian)

19. O yedinoy gosudarstvennoy informatsionnoy sisteme v sfere zdravookhraneniya (vmeste s Polozheniyem o yedinoy gosudarstvennoy informatsionnoy sisteme v sfere zdravookhraneniya). Postanovleniye Pravitel'stva RF [On the unified state information system in the field of healthcare (together with the Regulations on the unified state information system in the field of healthcare). Resolution of the Government of the Russian Federation ], 05.05.2018, N 555 (edition 19.12.2020) (In Russian)

20. Ob utverzhdenii perechnya sotsial'no znachimykh zabolevaniy i perechnya zabolevaniy, predstavlyayushchikh opasnost' dlya okruzhayushchikh. Postanovleniye Pravitel'stva RF [On the approval of the list of socially significant diseases and the list of diseases that pose a danger to others. Resolution of the Government of the Russian Federation], 01.12.2004, N 715 (edition 13.07.2012). http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_50559/ (cited 25.09.2019) (In Russian)

21. Ob utverzhdenii sanitarno-epidemiologicheskikh pravil SP 3.1.2.3.114-13 «Profilaktika tuberkuleza». Postanovleniye Glavnogo gosudarstvennogo sanitarnogo vracha RF ot 22 oktyabrya 2013 g. № 60 (red. ot 14.09.2020), (zaregistrirovano Minyustom Rossii 8 maya 2003 goda, registratsionnyy N 4523; zaregistrirovano Minyustom RF 6 maya 2014 g. registratsionnyy N 32182; zaregistrirovano Minyustom Rossii 5 oktyabrya 2020 goda, registratsionnyy N 60239). [On the approval of the sanitary and epidemiological rules of the joint venture 3.1.2.3.114-13 "Prevention of tuberculosis". Resolution of the Chief State Sanitary Doctor of the Russian Federation of October 22, 2013 No. 60 (as amended on September 14, 2020), (registered by the Ministry of Justice of Russia on May 8, 2003, registration N 4523; registered by the Ministry of Justice of the Russian Federation on May 6, 2014, registration N 32182; registered by the Ministry of Justice Russia October 5, 2020, registration N 60239)]. 2020. https://base.garant.ru/70650614/ (cited 13.01.2021)  (In Russian)

22. Ob utverzhdenii sanitarno-epidemiologicheskikh pravil i norm SanPiN 3.3686-21 «Sanitarno-epidemiologicheskiye trebovaniya po profilaktike infektsionnykh bolezney». Postanovleniye Glavnogo gosudarstvennogo sanitarnogo vracha RF [On the approval of sanitary and epidemiological rules and norms SanPiN 3.3686-21 "Sanitary and epidemiological requirements for the prevention of infectious diseases." Resolution of the Chief State Sanitary Doctor of the Russian Federation] 28.01.2021 g. № 4 (zaregistrirovano Minyustom Rossii 15.02.2021 g., registratsionnyy N 62500 [registered by the Ministry of Justice of Russia on February 15, 2021, registration No. 62500])

23. Ob utverzhdenii Poryadka okazaniya meditsinskoy pomoshchi bol'nym tuberkulezom. Prikaz Minzdrava Rossii ot 15.11.2012 N 932n. (Zaregistrirovano v Minyuste Rossii 07.03.2013N 27557) [On approval of the Procedure for the provision of medical care to patients with tuberculosis. Order of the Ministry of Health of Russia dated 11/15/2012 N 932н. (Registered in the Ministry of Justice of Russia 07.03.2013N 27557)], https://base.garant.ru/70340750/  (cited 25.09.2019) (In Russian)

24. Ob utverzhdenii metodicheskikh rekomendatsiy po sovershenstvovaniyu diagnostiki i lecheniya tuberkuleza organov dykhaniya. Prikaz Minzdrava Rossii [On the approval of guidelines for improving the diagnosis and treatment of respiratory tuberculosis. Order of the Ministry of Health of Russia], 29.12.2014, N 951 https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70749840/ (cited 25.09.2019) (In Russian)

25. Ob utverzhdenii poryadka i srokov provedeniya profilakticheskikh meditsinskikh osmotrov grazhdan v tselyakh vyyavleniya tuberkuleza. Prikaz Minzdrava Rossii ot 21.03.2017 N 124n. (Zaregistrirovano v Minyuste Rossii 31.05.2017 N 46909) [On the approval of the procedure and terms for conducting preventive medical examinations of citizens in order to detect tuberculosis. Order of the Ministry of Health of Russia dated 03.21.2017 N 124n. (Registered in the Ministry of Justice of Russia on 31.05.2017 N 46909)]

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_217627/  (cited 25.09.2019) (In Russian)

26. Ob utverzhdenii poryadka dispansernogo nablyudeniya za bol'nymi tuberkulezom, litsami, nakhodyashchimisya ili nakhodivshimisya v kontakte s istochnikom tuberkuleza, a takzhe litsami s podozreniyem na tuberkulez i izlechennymi ot tuberkuleza i priznanii utrativshimi silu punktov 16 - 17 Poryadka okazaniya meditsinskoy pomoshchi bol'nym tuberkulezom, utverzhdennogo prikazom Ministerstva zdravookhraneniya Rossiyskoy Federatsii ot 15 noyabrya 2012 g. N 932n. Prikaz Minzdrava Rossii ot 13.03.2019 N 127n. (Zaregistrirovano v Minyuste Rossii 19.06.2019 N 54975) [On approval of the procedure for dispensary observation of tuberculosis patients, persons who are or were in contact with the source of tuberculosis, as well as persons with suspected tuberculosis and cured of tuberculosis, and the invalidation of paragraphs 16-17 of the Procedure for providing medical care to patients with tuberculosis, approved by order of the Ministry of Health Russian Federation of November 15, 2012 N 932n. Order of the Ministry of Health of Russia dated 03.13.2019 N 127n. (Registered in the Ministry of Justice of Russia on 19.06.2019 N 54975)], http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_327333/ (cited 25.09.2019) (In Russian)

27. Ob utverzhdenii sanitarno-epidemiologicheskikh pravil SP 3.1.5.2826-10 «Profilaktika VICH-infektsii. Postanovleniye Glavnogo gosudarstvennogo sanitarnogo vracha Rossiyskoy Federatsii ot 11 yanvarya 2011 g. № 1. (Zaregistrirovano v Minyuste Rossii 24 marta 2011 g., registratsionnyy № 20263). [On the approval of the sanitary and epidemiological rules SP 3.1.5.2826-10 “Prevention of HIV infection. Resolution of the Chief State Sanitary Doctor of the Russian Federation dated January 11, 2011 No. 1. (Registered with the Ministry of Justice of Russia on March 24, 2011, registration No. 20263).] (In Russian)

 http://ivo.garant.ru/#/document/12184824/paragraph/1:0 (Access data 10 dekabrya 2020 g.).

28. Bogorodskaya E.M., Mazus A.I., Sinitsyn M.V., et al. Epidemiologicheskaya effektivnost' organizatsii profilaktiki i rannego vyyavleniya tuberkuleza sredi bol'nykh VICH-infektsiyey, [Epidemiological efficiency of the organization of prevention and early detection of tuberculosis among HIV-infected patients] Tuberkulez i sotsial'no znachimyye zabolevaniya [Tuberculosis and socially significant diseases]. 2018;2:4-15 (In Russian)

29. O poryadke spetsial'nogo ucheta infektsionnykh i parazitarnykh zabolevaniy v Moskve. Prikaz Upravleniya federal'noy sluzhby po nadzoru v sfere zashchity prav potrebiteley i blagopoluchiya cheloveka po gorodu Moskve [On the procedure for special registration of infectious and parasitic diseases in Moscow. Order of the Office of the Federal Service for Supervision of Consumer Rights Protection and Human Welfare in Moscow], 16.03.2018, № 29 (In Russian)

30. O sovershenstvovanii protivotuberkuleznykh meropriyatiy v Rossiyskoy Federatsii. Prikaz Minzdrava Rossii [Improvement of anti-tuberculosis measures in the Russian Federation. Order of the Ministry of Health of Russia], 21.03.2003, N 109 (edition 05.06.2017). http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_100829/ (cited 25.09.2019) (In Russian)

31. Raz"yasneniya po voprosu registratsii vpervyye vyyavlennykh sluchayev zabolevaniya tuberkulozom i poryadke vedeniya uchotnoy i otchotnoy dokumentatsii monitoringa tuberkuloza, utverzhdonnoy Prikazom Minzdrava Rossii ot 13.02.2004 № 50 «O vvedenii v deystviye uchotnoy i otchotnoy dokumentatsii monitoringa tuberkuloza». Pis'mo Minzdrava Rossii [Clarifications on the registration of newly diagnosed cases of tuberculosis and the procedure for maintaining accounting and reporting documentation for monitoring tuberculosis, approved by Order of the Ministry of Health of Russia dated 13.02.2004 No. 50 "On the introduction of recording and reporting documentation for monitoring tuberculosis." Letter from the Ministry of Health of Russia], 22.09.2016, № 17-10-11893 (In Russian)

32. O sozdanii Gosudarstvennoy sistemy epidemiologicheskogo monitoringa tuberkuloza. Prikaz Minzdrava Rossii [About the creation of the State system of epidemiological monitoring of tuberculosis. Order of the Ministry of Health of Russia], 03.07.1997, № 193 (In Russian)

33. O sozdanii Federal'nogo Tsentra monitoringa protivodeystviya rasprostraneniyu tuberkuleza v Rossiyskoy Federatsii. Prikaz Minzdravsotsrazvitiya Rossii ot 2 marta 2007 goda № 143. Sobraniye zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii, [On the establishment of the Federal Center for Monitoring the Spread of Tuberculosis in the Russian Federation. Order of the Ministry of Health and Social Development of Russia dated March 2, 2007 No. 143. Collection of legislation of the Russian Federation], 2004, № 28, st. 2898; 2005, № 2, st. 162; 2006, № 19, st. 2080 (In Russian)

34. Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Vrach-ftiziatr». Prikaz Ministerstva truda i sotsial'noy zashchity Rossiyskoy Federatsii ot 31 oktyabrya 2018 goda N 684n. (zaregistrirovan v Minyuste 20.11.2018, registratsionnyy nomer 52737) [On the approval of the professional standard "Phthisiatrician". Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation of October 31, 2018 N 684n. (registered with the Ministry of Justice on 20.11.2018, registration number 52737)] (In Russian)

35. Ob utverzhdenii Polozheniya o formirovanii seti natsional'nykh meditsinskikh issledovatel'skikh tsentrov i ob organizatsii deyatel'nosti natsional'nykh meditsinskikh issledovatel'skikh tsentrov. Prikaz Minzdrava Rossii [On the approval of the Regulation on the formation of a network of national medical research centers and on the organization of the activities of national medical research centers. Order of the Ministry of Health of Russia], 13.03.2019, № 125 (In Russian)

 

 

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Acknowledgments. The study did not have sponsorship.

Conflict of interests. The authors declare no conflict of interest.

 

Работа выполнена в рамках тем НИР: № 0515-2019-0020 «Современные подходы к диагностике, эпидемиологии и лечению лекарственно-устойчивого туберкулеза органов дыхания, в том числе при его сочетании с ВИЧ-инфекцией и сахарным диабетом», № АААА-Ф18-118122690072-1 «Проведение оценки качества и доступности медицинской помощи по социально-значимым заболеваниям (СВ) в учреждениях исполнения наказания в субъектах Северо-Западного федерального округа России в сотрудничестве с другими странами, входящими в Партнерство «Северное измерение» в области общественного здравоохранения и социального благосостояния» и № АААА-А20-120062990040-1 «разработка программы расширенного доступа к противотуберкулезным мероприятиям населения города Москвы: медицинское, социальное и экономическое обоснование».

 

Сведения об авторах

Русакова Лариса Ивановна – доктор биологических наук, зав. научно-организационным отделом, главный научный сотрудник, ФГБНУ «Центральный научно-исследовательский институт туберкулеза», 107564, г. Москва, Яузская аллея, д. 2, e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it., ORCID: 0000-0003-4622-9484, SPIN: 7804-6468

Нечаева Ольга Брониславовна – доктор медицинских наук, профессор, руководитель Федерального центра мониторинга противодействия распространению туберкулёза в Российской Федерации ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России. 127254, Россия, Москва, ул. Добролюбова, д. 11, e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it. ORCID: 0000-0002-9651-2662 SPIN: 3482-6036

Сельцовский Петр Петрович – доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой фтизиатрии ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования», главный научный сотрудник научно-клиничеcкого отдела ГБУЗ «Московский научно-практический центр борьбы с туберкулёзом» Департамента здравоохранения г. Москвы, 107014, г. Москва, ул. Стромынка, д. 10, e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.  SPIN: 3199-2547

 

About the authors

Rusakova Larisa Ivanovna – Doctor of Medical Sciences, Head of the Scientific and Organizational Department, chief researcher, Central TB Research Institute, Moscow, Russia, 107564, Moscow, Yauzskaya Alleyа, 2, e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.,

ORCID: 0000-0003-4622-9484, SPIN: 7804-6468.

Nechayeva Olga Bronislavovna – Doctor of Medical Sciences, Professor, Head of the Federal Monitoring Center for Counteracting the Proliferation of Tuberculosis in the Russian Federation in Federal Research Institute for Health Organization and Informatics of Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation. Dobrolyubova str. 11, Moscow, 127254, Russia, e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it., ORCID: 0000-0002-9651-2662 SPIN: 3482-6036

Seltsovsky Petr Petrovich - Doctor of Medical Sciences, professor, Head of the Department of Phthisiology, "Russian Medical Academy of Continuous Professional Education", Chief Researcher of the Clinical Research Department, Moscow Research and Clinical Center for Tuberculosis Control, Moscow Health Department, Russian Federation, 107014, Moscow, Stromynka str.,

10, e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.  SPIN: 3199-2547

 

Статья получена: 18.02.2021 г.

Принята к публикации: 25.03.2021 г.

 

Ключевые слова: мониторинга туберкулеза, правовые основы мониторинга туберкулеза

Полнотекстовый файл PDF
Л.И. Русакова, О.Б. Нечаева, П.П. Сельцовский, ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА ЗА ТУБЕРКУЛЕЗОМ // НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ РЕЦЕНЗИРУЕМЫЙ ЖУРНАЛ "СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И МЕДИЦИНСКОЙ СТАТИСТИКИ". - 2021. - №1;
URL: http://healthproblem.ru/magazines?text=570 (дата обращения: 26.06.2024).

Код для вставки на сайт или в блог:

Просмотры статьи:
Сегодня: 1 | За неделю: 1 | Всего: 1440