АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИ ОКАЗАНИИ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
DOI 10.24412/2312-2935-2024-4-518-531
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИ ОКАЗАНИИ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
И.М. Фигурин1,2, В.С. Ступак1
1 ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России, г. Москва
2 ЗАО «МЦК», г. Москва
Актуальность. Одним из приоритетов государственной политики в сфере здравоохранения и основным принципом охраны здоровья, а также неотъемлемой частью права гражданина на охрану здоровья в Российской Федерации является обеспечение оказания доступной и качественной медицинской помощи. Обеспечение доступности медицинской помощи – важнейшая задача системы здравоохранения. Одним из путей ее повышения является развитие государственно-частное взаимодействие – привлечение к оказанию медицинской помощи в рамках Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи медицинских организаций частной системы здравоохранения. При этом обоснование мероприятий по повышению доступности специализированной медицинской помощи в условиях государственно-частного взаимодействия недостаточно изучено.
Цель работы. Изучить литературные данные и нормативно правовые акты, посвященные государственно-частному взаимодействию при оказании специализированной медицинской помощи населению.
Материалы и методы. Проведен контент - анализ литературы и нормативно-правовых актов за 7 лет, посвященных государственно-частному взаимодействию при оказании специализированной медицинской помощи населению. Всего проанализировано 65 источников литературы, нормативных документов, включающих обзоры, мнения экспертов и политиков, из которых отобрано 25 источников, по ключевым словам: частная система здравоохранения; государственно-частное взаимодействие; обязательное медицинское страхование; доступность специализированной медицинской помощи.
Результаты и обсуждения. Анализ нормативно-правовых актов, отечественных и зарубежных публикаций свидетельствует о заинтересованности государств в развитии государственно-частного взаимодействия в здравоохранении, а также о значимом внимании, которое уделяется ему в Российской Федерации. При этом авторы отмечают рост доступности и удовлетворенности граждан медицинской помощью в условиях государственно-частного взаимодействия. Несмотря на актуальность задач обеспечения доступности специализированной медицинской помощи, а также развитие института государственно-частного взаимодействия за последние годы вопрос научно обоснованной оценки реальной эффективности, той ожидаемой пользы для населения, системы здравоохранения и самих медицинских организаций частной системы здравоохранения, которую государственно-частное взаимодействие должно приносить при оказании дорогостоящей специализированной высокотехнологичной медицинской помощи, на сегодняшний день остается предметом интереса для изучения. Анализ системы государственно-частного взаимодействия требует проведения исследований направленных на оценку факторов, влияющих на доступность специализированной медицинской помощи населению в различных регионах страны, а также разработку и обоснование мероприятий по повышению доступности специализированной медицинской помощи в условиях государственно-частного взаимодействия.
Выводы. Изменчивость и многофакторность подходов к распределению объемов оказания медицинской помощи в рамках государственно-частного взаимодействия сдерживает возможность активно влиять на доступность специализированной медицинской помощи населению. При этом государство поощряет развитие конкуренции и устанавливает соответствующие целевые показатели для органов власти субъектов Российской Федерации. Очевидно, что интеграция медицинских организаций частной системы здравоохранения в реализацию территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи позволяет рационально использовать материальные и кадровые ресурсы государственной системы здравоохранения, оптимизировать работу сети государственных и муниципальных медицинских организаций и тем самым повысить доступность качественной специализированной медицинской помощи для населения.
Ключевые слова: обязательное медицинское страхование, частная система здравоохранения, государственно-частное взаимодействие, специализированная медицинская помощь, высокотехнологичная медицинская помощь
TOPICAL ISSUES OF PUBLIC-PRIVATE COOPERATION IN SPECIALIZED HEALTH CARE
I.M. Figurin1,2, V.S. Stupak1
1 Russian Research Institute of Health, Moscow, Russia
2 ZAO MCK, Moscow, Russia
Relevance. One of the priorities of the state policy in the field of healthcare and the basic principle of health protection, as well as an integral part of the citizen's right to health protection in the Russian Federation, is to ensure the provision of accessible and high-quality medical care. Ensuring the accessibility of medical care is the most important task of the healthcare system. One of the ways to increase it is the development of public-private cooperation – involving medical organizations of the private healthcare system in the provision of medical care within the framework of the Program of state guarantees of free medical care to citizens. At the same time, the rationale for measures to increase the availability of specialized medical care in the context of public-private interaction has not been sufficiently studied.
Purpose of the work. To study the literature data and regulatory legal acts on public-private interaction in the provision of specialized medical care to the population.
Materials and methods. A content analysis of the literature and normative legal acts for 7 years devoted to public-private interaction in the provision of specialized medical care to the population has been carried out. In total, 65 sources of literature and regulatory documents were analyzed, including reviews, opinions of experts and politicians, from which 25 sources were selected, according to keywords: private healthcare system; public-private interaction; compulsory medical insurance; availability of specialized medical care.
Results and discussions. The analysis of normative legal acts, domestic and foreign publications indicates the interest of states in the development of public-private cooperation in healthcare, as well as the significant attention paid to it in the Russian Federation. At the same time, the authors note an increase in the accessibility and satisfaction of citizens with medical care in conditions of public-private interaction. Despite the topicality of the tasks of ensuring the accessibility of specialized medical care, as well as the development of the institute of public-private interaction in recent years, the issue of a scientifically based assessment of the real effectiveness, the expected benefits for the population, the health care system and the medical organizations themselves of the private health care system, which public-private interaction should bring in the provision of expensive specialized high-tech medical care, today remains a subject of interest for study. The analysis of the system of public-private interaction requires research aimed at assessing the factors affecting the accessibility of specialized medical care to the population in various regions of the country, as well as the development and justification of measures to increase the accessibility of specialized medical care in conditions of public-private interaction.
Conclusions. The variability and multifactorial approaches to the distribution of medical care amounts within the framework of public-private interaction constrains the ability to actively influence the availability of specialized medical care to the population. At the same time, the state encourages the development of competition and sets appropriate targets for the authorities of the constituent entities of the Russian Federation. It is obvious that the integration of medical organizations of the private healthcare system into the implementation of the territorial programs of state guarantees of free medical care to citizens makes it possible to rationally use the material and human resources of the state healthcare system, optimize the operation of the network of state and municipal medical organizations and thereby increase the availability of high-quality specialized medical care for the population.
Keywords: compulsory medical insurance, private healthcare system, public-private cooperation, specialized medical care, high-tech medical care
Введение. Одним из приоритетов государственной политики в сфере здравоохранения, одним из основных принципов охраны здоровья и неотъемлемой частью права гражданина на охрану здоровья в Российской Федерации является обеспечение оказания доступной и качественной медицинской помощи [1, 2]. Доступность медицинской помощи обеспечивается в том числе приближенностью к месту нахождения пациента, наличием достаточного количества квалифицированных медицинских работников, мощностью и оснащенностью медицинских организаций. Критерии доступности медицинской помощи и их целевые значения являются составной частью программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи [2].
Термин «государственно-частное взаимодействие» в своей трактовке достаточно широк и охватывает целый пласт взаимоотношений публичных и частных структур: от государственно-частного партнерства и концессионных соглашений до государственных контрактов. В контексте настоящей работы под государственно-частным взаимодействием предлагается рассматривать взаимовыгодное сотрудничество органов государственной власти, органов местного самоуправления и медицинских организаций частной системы здравоохранения (частной формы собственности), позволяющее обеспечить эффективное выполнение задач публично-правовых образований в сфере здравоохранения путем привлечения частных ресурсов для предоставления специализированной медицинской помощи (медицинских услуг) [2] в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее – ПГГ).
При этом обоснование мероприятий по повышению доступности специализированной медицинской помощи в условиях государственно-частного взаимодействия недостаточно изучено.
Цель работы. Изучить литературные данные и нормативно правовые акты, посвященные государственно-частному взаимодействию при оказании специализированной медицинской помощи.
Материалы и методы. Проведен контент - анализ литературы и нормативно-правовых актов за 7 лет, посвященных государственно-частному взаимодействию при оказании специализированной медицинской помощи населению. Всего проанализировано 65 источников литературы, нормативных документов, включающих обзоры, мнения экспертов и политиков, из которых отобрано 25 источников, по ключевым словам: частная система здравоохранения; государственно-частное взаимодействие; обязательное медицинское страхование; доступность специализированной медицинской помощи.
Результаты исследования. В последние десятилетия государство прилагает целенаправленные усилия по обеспечению равного доступа к возможности оказания медицинской помощи в рамках ПГГ для организаций всех форм собственности, координации взаимодействия частной системы здравоохранения с государственной и муниципальной. Более того – активно поощряет развитие конкуренции и устанавливает соответствующие целевые показатели для органов власти субъектов Российской Федерации [3, 4, 5, 8].
C 2008 года цель государственной политики в области здравоохранения – «формирование системы, обеспечивающей доступность медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки». В качестве одной из задач по ее достижению была определена модернизация системы обязательного медицинского страхования, в том числе формирование конкурентной модели обязательного медицинского страхования с созданием условий для выбора застрахованным медицинской организации и для участия в обязательном медицинском страховании медицинских организаций различных организационно-правовых форм [6, 8].
При этом к середине 2019 года одним из наиболее значимых вызовов национальной безопасности в сфере охраны здоровья остается неудовлетворенность граждан доступностью и качеством медицинской помощи. При этом в качестве первой стратегической задачи определено создание условий для повышения доступности и качества медицинской помощи через обеспечение оптимальной доступности для граждан первичной медико-санитарной помощи, дальнейшее развитие высокотехнологичной медицинской помощи, совершенствование механизмов выявления и устранения угроз, связанных с коррупциогенными факторами и неоказанием либо несвоевременным оказанием медицинской помощи больным [9].
Вопросы повышения доступности медицинской помощи в условиях государственно-частного партнерства не уникальны для нашей страны и остаются актуальными в том числе для государств с различным уровнем экономического развития и системами здравоохранения, отличными от российской [19, 20, 21, 22, 23].
Стоит отметить, что задачи по достижению доли частных медицинских организаций в общем количестве медицинских организаций, участвующих в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, увеличению затрат на медицинскую помощь по обязательному медицинскому страхованию (далее - ОМС), оказанную негосударственными медицинскими организациями, совершенствованию системы распределения объемов оказания и финансового обеспечения медицинской помощи в рамках ОМС для негосударственных организаций здравоохранения, повышение доступности оказания медицинской помощи путем корректировки объемов оказания медицинской помощи, обеспечение недискриминационного распределения финансовых средств системы ОМС остаются актуальными для руководителей органов исполнительной власти субъектов РФ и в настоящее время [7, 10, 11, 12].
Ряд авторов показывает, что интеграция медицинских организаций частной системы здравоохранения в реализацию ПГГ позволяет рационализировать использование материальных и кадровых ресурсов государственной системы здравоохранения, оптимизировать работу сети государственных и муниципальных медицинских организаций и тем самым повысить доступность качественной медицинской помощи для населения. [14] Отмечается заметное превосходство частных медицинских организаций в оценках качества и доступности медицинской помощи для жителей регионов [15].
В течение последних лет меняются подходы к тарифной политике ОМС с переходом от восприятия ОМС просто в качестве способа финансового обеспечения деятельности медицинских организаций к стимулированию определенных направлений деятельности и эффективному достижению целей системы здравоохранения [16]. Также важно отметить, что высокая стоимость ряда медицинских услуг, особенно это касается высокотехнологичной медицинской помощи, формирует у медицинских организаций экономическую заинтересованность в наращивании объемов их оказания за счет государственных источников финансирования [17].
Ряд работ [18] показывает возможности и риски государственно-частного взаимодействия при оказании первичной медико-санитарной помощи и скорой медицинской помощи, там же отмечается отсутствие комплексных исследований участия частных медицинских организаций в территориальной программе ОМС.
Важно отметить, что работа и возможность фактического деятельного участия медицинских организаций в системе обязательного медицинского страхования, в том числе в рамках государственно-частного взаимодействия, регулируется не только законами и подзаконными актами, но и решениями Комиссия по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, создаваемой в каждом субъекте РФ и распределяющей на год и перераспределяющей в течение года объемы предоставления и финансового обеспечения медицинской помощи между медицинскими организациями, а также решениями и указаниями Федерального фонда ОМС и Территориальных фондов ОМС, ограничивающими возможность оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи, путем регламентации порядка маршрутизации пациентов [24, 25]. Подобное многофакторное и многовекторное влияние, зависящее не только от потребностей граждан в доступной медицинской помощи, но и от иных задач, стоящих перед органами исполнительной власти субъектов РФ и фонами ОМС, нивелирует возможность прямой оценки доступности и потребности в медицинской помощи в рамках государственно-частного взаимодействия путем анализа потоков пациентов, получающих данную помощь.
Несмотря на актуальность задач обеспечения доступности медицинской помощи, а также развитие института государственно-частного взаимодействия за последние годы вопрос научно обоснованной оценки реальной эффективности, той ожидаемой пользы для населения, системы здравоохранения и самих медицинских организаций частной системы здравоохранения, которую государственно-частное взаимодействие должно приносить при оказании дорогостоящей специализированной высокотехнологичной медицинской помощи, на сегодняшний день остается предметом интереса для изучения.
Заключение. Изменчивость и многофакторность подходов к распределению объемов оказания медицинской помощи в рамках государственно-частного взаимодействия сдерживает возможность активно влиять на доступность специализированной медицинской помощи населению. При этом государство поощряет развитие конкуренции и устанавливает соответствующие целевые показатели для органов власти субъектов Российской Федерации. Очевидно, что интеграция медицинских организаций частной системы здравоохранения в реализацию территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи позволяет рационально использовать материальные и кадровые ресурсы государственной системы здравоохранения, оптимизировать работу сети государственных и муниципальных медицинских организаций и тем самым дает возможность повысить доступность качественной специализированной медицинской помощи для населения.
Список литературы
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
- Методические рекомендации для органов государственной власти субъектов Российской Федерации по применению механизмов государственно-частного взаимодействия в сфере здравоохранения (одобрены на заседании Координационного совета Минздрава России по государственно-частному партнерству, протокол от 10.03.2015 № 73/23/9)
- Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 08.08.2024) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
- Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ (ред. от 29.10.2024) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»
- Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 08.08.2024) «О защите конкуренции»
- Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 28.09.2018) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»
- Распоряжение Правительства РФ от 10.04.2014 N 570-р (ред. от 18.10.2018) «Об утверждении перечней показателей оценки эффективности деятельности и методик определения целевых значений показателей оценки эффективности деятельности руководителей органов исполнительной власти по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности (до 2018 года)»
- Указ Президента РФ от 21.12.2017 N 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции»
- Указ Президента РФ от 06.06.2019 N 254 (ред. от 27.03.2023) «О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года»
- Распоряжение Правительства РФ от 02.09.2021 N 2424-р (ред. от 23.08.2023) «Об утверждении Национального плана («дорожной карты») развития конкуренции в Российской Федерации на 2021 - 2025 годы»
- Распоряжение Правительства Москвы от 30.12.2021 N 944-РП «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») по содействию развитию конкуренции в городе Москве на 2022 - 2025 годы»
- Постановление Правительства Московской области от 30.11.2021 N 1225/42 (ред. от 31.05.2023) «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») по содействию развитию конкуренции в Московской области на 2022-2025 годы и внесении изменений в постановление Правительства Московской области от 12.11.2019 N 817/39 «О внедрении на территории Московской области стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») по содействию развитию конкуренции в Московской области на 2019-2022 годы, Перечня товарных рынков для содействия развитию конкуренции в Московской области и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Московской области в сфере содействия развитию конкуренции»
- Постановление Правительства РФ от 29.12.2022 N 2497 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов»
- Калинин А.В., Кику П.Ф., Варавина Е.А. Участие частной медицинской организации в реализации базовой программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи как модель государственно-частного партнерства в здравоохранении. Общественное здоровье и здравоохранение. 2017;1(53):70-75. EDN YIXXGZ
- Калашников К.Н. Качество и доступность для населения медицинской помощи (региональный аспект). Проблемы развития территории. 2023;27(4):113-128. doi 10.15838/ptd.2023.4.126.7. EDN TCGJNR
- Стародубов В.И., Кадыров Ф.Н., Обухова О.В. Способы оплаты первичной медико-санитарной помощи, специализированной (в том числе, высокотехнологичной) медицинской помощи в системе ОМС: логика наиболее актуальных изменений тарифной политики 2023 года. Менеджер здравоохранения. 2023;6:4-13. doi 10.21045/1811-0185-2023-6-4-13. EDN MZISKS
- Перхов В.И., Набережная И.Б., Корхмазов В.Т. Квадрилемма высокотехнологичной медицинской помощи: научно-технический прогресс, финансирование, качество и пандемия COVID-19. Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2023;1:643-667. doi 10.24412/2312-2935-2023-1-643-667. EDN DRDLJR
- Бережков Д.В. Совершенствование деятельности медицинской организации частной системы здравоохранения, участвующей в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования. Автореф. дис. … канд. мед. наук: 14.02.03. Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н.А. Семашко. 2018.
- Murphy A, Bourke J, Turner B. A two-tiered public-private health system: Who Stays In (private) hospitals in Ireland? Health Policy. 2020;124(7):765-771. doi:10.1016/j.healthpol.2020.04.003
- Ferreira DC, Marques RC. Public-private partnerships in health care services: Do they outperform public hospitals regarding quality and access? evidence from Portugal. Socio-Economic Planning Sciences. 2021;73:100798. doi:10.1016/j.seps.2020.100798
- Riaz BK, Ali L, Ahmad SkA, Islam MdZ, Ahmed KR, Hossain S. Community clinics in Bangladesh: A unique example of public-private partnership. Heliyon. 2020;6(5). doi:10.1016/j.heliyon.2020.e03950
- Filc D, Rasooly A, Davidovitch N. From public vs. private to public/private mix in healthcare: Lessons from the Israeli and the Spanish cases. Israel Journal of Health Policy Research. 2020;9(1). doi:10.1186/s13584-020-00391-4
- Rybnicek R, Plakolm J, Baumgartner L. Risks in public–private partnerships: A systematic literature review of risk factors, their impact and risk mitigation strategies. Public Performance & Management Review. 2020;43(5):1174-1208. doi:10.1080/15309576.2020.1741406
- Приказ Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 158н (ред. от 11.01.2017) «Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования»
- Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н (ред. от 04.09.2024) «Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования»
References
- Konstitutsiya Rossiyskoy Federatsii [The Constitution of the Russian Federation] (In Russian)
- Metodicheskie rekomendatsii dlya organov gosudarstvennoy vlasti sub’ektov Rossiyskoy Federatsii po primeneniu mehanizmov gosudarstvenno-chastnogo vzaimodeystvoya v sfere zdravoohraneniya [Methodological recommendations for public authorities of the subjects of the Russian Federation on the use of mechanisms of public-private cooperation in the field of healthcare] (In Russian)
- Federal’nyi zakon ot 21.11.2011 N 323-FZ “Ob osnovah ohrany zdorov’ya grazhdan s Rossiyskoi Federatsii [Federal Law No. 323-FZ of 11/21/2011 "On the Basics of Public Health Protection in the Russian Federation] (In Russian)
- Federal’nyi zakon ot 29.11.2010 N 326-FZ “Ob obyazatel’nom meditsinskom strahovanii v Rossiyskoi Federatsii [Federal Law No. 326-FZ of 11/29/2010 "On Compulsory Medical Insurance in the Russian Federation"] (In Russian)
- Federal’nyi zakon ot 26.07.2006 N 135-FZ “O zashite konkurentsii” [Federal Law No. 135-FZ of July 26, 2006 "On Protection of Competition"] (In Russian)
- Rasporyazhenie Pravitel’stva Rossiyskoi Federatsii ot 17.11.2008 N 1662-r “O Kontseptsii dolgosrochnogo sotsial’no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoi Federatsii na period do 2020 goda” [Decree of the Government of the Russian Federation dated 11/17/2008 No. 1662-r "On the Concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period up to 2020"] (In Russian)
- Rasporyazhenie Pravitel’stva Rossiyskoi Federatsii ot 10.04.2014 N 570-r “Ob utverzhdenii perechnei pokazatelei otsenki effektivnostu deyatel’nosti i metodik opredeleniya tselevyh znacheniy pokazateley otsenki effektivnosti deyatel’nosti rukovoditeley organov ispolnitel’noi vlasti po sozdaniu blagopriyatnyh usloviy vedeniya predprinimatel’skoi deyatel’nosti (do 2018 goda)” [Decree of the Government of the Russian Federation dated 04/10/2014 No. 570-r "On approval of lists of performance assessment indicators and methods for determining target values of performance assessment indicators for heads of executive authorities to create favorable business conditions (until 2018)"] (In Russian)
- Ukaz Prezidenta Rossiyskoi Federatsii ot 21.12.2017 N 618 “Ob osnovnyh napravleniyah gosudarstvennoi politiki po razvitiu konkurentsii” [Decree of the President of the Russian Federation dated 12/21/2017 No. 618 "On the main directions of state policy for the development of competition"] (In Russian)
- Ukaz Prezidenta Rossiyskoi Federatsii ot 06.06.2019 N 254 “O Strategii razvitiya zdravoohraneniya v Rossiyskoi Federatsii na period do 2025 goda” [Decree of the President of the Russian Federation dated 06.06.2019 No. 254 "On the Strategy for the development of healthcare in the Russian Federation for the period up to 2025"] (In Russian)
- Rasporyazhenie Pravitel’stva Rossiyskoi Federatsii ot 02.09.2021 N 2424-r “Ob utverzhdenii Natsional’nogo plana (dorozhnoi karty) razvitiya konkurentsii v Rossiyskoi Federatsii na 2021 – 2025 gody” [Decree of the Government of the Russian Federation dated 09/02/2021 No. 2424-r "On approval of the National Plan (Roadmap) for the Development of Competition in the Russian Federation for 2021-2025"] (In Russian)
- Rasporyazhenie Pravitel’stva Moskvy ot 30.12.2021 N 944-RP “Ob utverzhdenii Plana meropriaytiy(dorozhnoi karty) po sodeistviu razvitiyu konkurentsii v gorode Moskve na 2021 – 2025 gody” [Order of the Government of Moscow dated 12/30/2021 No. 944-RP "On approval of the Action Plan ("Roadmap") to promote competition in the city of Moscow for 2022-2025"] (In Russian)
- Postanovlenie Pravitel’stva Moskovskoi oblasti ot 30.11.2021 N 1225/42 “Ob utverzhdenii Plana meropriyatiy (dorozhnoi karty) po sodeistviu razvitiyu konkurentsii v Moskovskoi oblasti na 2021 – 2025 gody i vnesenii izmeneniy v postanovlenie Pravitel’stva Moskovskoi oblasti ot 12.11.2019 N 817/39 “O vnedrenii na territorii Moskovskoi oblasti standarta razvitiya konkurentsii v sub’ektah Rossiyskoi Federatsii, utverzhdenii Plana meropriyatiy (dogozhnoi karty) po sodeistviuravitiu konkurentsii v Moskovskoi oblasti na 2019-2022 gody, Perechnya tovarnyh rynkov dlya sodeistviya razvitiu konkurentsii v Moskovskoi oblasti i priznanii utrativshimi silu nekotoryh postanovleniy Pravitel’stva Moskovskoi oblasti v sfre sodeistviya razvitiu konkurentsii” [Resolution of the Government of the Moscow Region dated 11/30/2021 No. 1225/42 "On approval of the Action Plan ("Roadmap") to promote Competition in the Moscow Region for 2022-2025 and Amendments to the Resolution of the Government of the Moscow Region dated 11/12/2019 No. 817/39 "On the introduction of the Competition Development Standard in the Subjects of the Russian Federation in the Moscow Region, Approval of the Action Plan ("roadmap") to promote competition in the Moscow Region for 2019-2022, The list of commodity markets for the promotion of competition in the Moscow region and the invalidation of certain resolutions of the Government of the Moscow Region in the field of competition promotion"] (In Russian)
- Postanovlenie Pravitel’stva Rossiyskoi Federatsii ot 29.12.2022 N 2497 “O Programme gosudarstvennyh garantiy besplatnogo okazaniya grazhdanam meditsinskoi pomoshi na 2023 god i na planovyi period 2024 i 2025 godov” [Decree of the Government of the Russian Federation dated 12/29/2022 No. 2497 "On the Program of state guarantees of free medical care to citizens for 2023 and for the planning period of 2024 and 2025"] (In Russian)
- Kaliin A.V., Kiku P.F., Varavina E.A. Uchastie chastnoi meditsinskoi organizacii v realizacii bazovoy programmy gosudarstvennyh garantiy besplatnogo okazaniya grazhdanam meditsinskoi pomoshi kak model’ gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v zdravoohranenii [Participation of a private medical organization in the implementation of the basic program of state guarantees of free medical care to citizens as a model of public-private partnership in healthcare]. Obshestvennoe zdorov’e i zdravoohranennie [Public health and healthcare]. 2017;(1 (53)):70-75. (In Russian)
- Kalashnikov K. Kachestvo i dostupnost’ dlya naseleniya meditsinskoi pomoshi (regional’nyi aspekt) [Quality and access to health care for population (regional aspect). Problems of Territory’s Development]. Problemy razvitiya territorii [Problems of territory development]. 2023;(4 (126)). doi:10.15838/ptd.2023.4.126.7 (In Russian)
- Starodubov VI, Kadyrov FN, Obukhova OV, Mitroshin PV, Chililov AM, Kobyakova OS. Sposoby oplaty pervichnoi mediko-sanitarnoi pomoshi, spetsializirovannoy (v tom chisle, vysokotehnologichnoi) meditsinskoi pomoshi v sisteme OMS: logika naibolee aktual’nyh izmeneniy tarifnoi politiki 2023 goda [Payment methods for primary health care, specialized (including high-tech) medical care in the compulsory health insurance system: The logic of the most urgent changes in the tariff policy of 2023]. Manager zdravookhranenia [Healthcare Manager]. 2023;6:4-13. doi:10.21045/1811-0185-2023-6-4-13 (In Russian)
- Perhov V.I., Naberezhnaya I.B., Korhmazov V.T. Kvadrilemma vysokotehnologichnoi meditsinskoi pomoshi: nauchno-tehnicheskiy progress, finansirovanie, kachestvo I pandemiya COVID-19 [The quadrilemma of high-tech medical care: scientific and technological progress, financing, quality and the COVID-19 pandemic]. Sovremennye problem zdravoohraneniya i meditsinskoi statistiki [Modern problems of healthcare and medical statistics]. 2023;1:643-667. doi:10.24412/2312-2935-2023-1-643-667 (In Russian)
- Berezhkov D.V. Sovershenstvovanie deyatel’nosti meditsinskoi ogranizatsii chastnoi sistemy zdravoohraeniya, uchastvuushei v realizatsii territorial'noi programmy obyazatel'’ogo meditsinskogo strahovaniya [Improving the activities of the medical organization of the private healthcare system involved in the implementation of the territorial compulsory health insurance program]. Natsional’nyi nauchno-issledovatel’skiy institute obshestvennogo zdorov’ya imeni N.A. Semashko [N.A. Semashko National Research Institute of Public Health]. 2018.
- Murphy A, Bourke J, Turner B. A two-tiered public-private health system: Who Stays In (private) hospitals in Ireland? Health Policy. 2020;124(7):765-771. doi:10.1016/j.healthpol.2020.04.003
- Ferreira DC, Marques RC. Public-private partnerships in health care services: Do they outperform public hospitals regarding quality and access? evidence from Portugal. Socio-Economic Planning Sciences. 2021;73:100798. doi:10.1016/j.seps.2020.100798
- Riaz BK, Ali L, Ahmad SkA, Islam MdZ, Ahmed KR, Hossain S. Community clinics in Bangladesh: A unique example of public-private partnership. Heliyon. 2020;6(5). doi:10.1016/j.heliyon.2020.e03950
- Filc D, Rasooly A, Davidovitch N. From public vs. private to public/private mix in healthcare: Lessons from the Israeli and the Spanish cases. Israel Journal of Health Policy Research. 2020;9(1). doi:10.1186/s13584-020-00391-4
- Rybnicek R, Plakolm J, Baumgartner L. Risks in public–private partnerships: A systematic literature review of risk factors, their impact and risk mitigation strategies. Public Performance & Management Review. 2020;43(5):1174-1208. doi:10.1080/15309576.2020.1741406
- Prikaz Minzdravsotsravitiya Rossii ot 28.02.2011 N 158n “Ob utverzhdenii Pravil obyazatel’nogo meditsinskogo strahovaniya” [Order of the Ministry of Health and Social Development of the Russian Federation dated 02/28/2011 No. 158n "On approval of the Rules of compulsory medical insurance"] (In Russian)
- Prikaz Minzdrava Rossii ot 28.02.2019 N 108n “Ob utverzhdenii Pravil obyazatel’nogo meditsinskogo strahovaniya” [Order of the Ministry of Health of the Russian Federation dated 02/28/2019 No. 108h "On approval of the Rules of compulsory medical insurance"] (In Russian)
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Acknowledgments. The study did not have sponsorship.
Conflict of interests. The authors declare no conflict of interest.
Сведения об авторах
Фигурин Иван Михайлович – аспирант ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России, 127254, Россия, Москва, ул. Добролюбова, 11; заместитель генерального директора по общим вопросам ЗАО «МЦК», 115533, г. Москва, ул. Высокая, 19, корп. 2, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., ORCID 0009-0008-3545-2724; SPIN: 7562-1017
Ступак Валерий Семенович – доктор медицинских наук, доцент, начальник отдела общественного здоровья и демографии ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 127254, Россия, Москва, ул. Добролюбова, 11, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.; ORCID 0000-0002-8722-1142; SPIN: 3720-1479
Сведения об авторах
Figurin Ivan Mikhailovich – Postgraduate student Russian Research Institute of Health, Moscow, 127254, Moscow, Dobrolyubova str., 11; Deputy Director General for General Affairs ZAO MCK, Moscow, 115533, Moscow, Vysokaya str., 19, bld. 2, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., ORCID 0009-0008-3545-2724; SPIN: 7562-1017
Stupak Valery S. – Doctor of Medical Sciences, Associate Professor Head of the Department of Public Health and Demography of Russian Research Institute of Health, 127254, Russia, Moscow, Dobrolyubova str., 11, E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.; ORCID 0000-0002-8722-1142; SPIN: 3720-1479
Статья получена: 01.10.05.2024 г.
Принята к публикации: 28.11.2024 г.
URL: http://healthproblem.ru/magazines?text=1449 (дата обращения: 22.12.2024).