DEVELOPMENT OF HUMAN RESOURCES AS A FACTOR OF ACCESSIBILITY OF MEDICAL CARE TO THE POPULATION OF THE ZAPOROZHYE REGION
DOI 10.24412/2312-2935-2024-5-602-616
РАЗВИТИЕ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА КАК ФАКТОР ДОСТУПНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ ЗАПОРОЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Б.А. Александров, Д.В.Гафуров, И.В. Склянная
Министерство здравоохранения Запорожской области, г Мелитополь
Введение. Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами – неотъемлемая часть развития и трансформации отрасли. Доступность и качество медицинской помощи напрямую зависит от уровня профессионализма медицинского сообщества.
Цель. Рассмотреть опыт обеспечения медицинскими кадрами в освобождённых регионах Российской Федерации на примере Запорожской области.
Материалы и методы. Аналитической и статистической базой исследования служат данный полученные от Минздрава Запорожской области, Росстата, а также данный из проведенного нами социологического исследования на территории Запорожской области.
Результаты. Проанализирована информация о штатной численности медицинских работников, размере заработной платы, мерах социальной поддержки врачей и среднего медицинского персонала, данные об обучении и привлечении кадров в разрезе Запорожской области. Также проанализирован уровень заработной платы для медицинских работников Запорожской области в разрезе Российской Федерации.
Обсуждение. После начала Специальной военной операции (СВО) многие специалисты покинули территорию Запорожской области создав дефицит профессиональных медицинских кадров в регионе. Реализуемые меры поддержки направлены на устранения возникшего дефицита кадров в запорожском здравоохранении. Анализ штатной численности, размера заработной платы и меры социальной поддержки способствуют к анализу сложившийся ситуации в регионе.
Выводы. Проанализировав полученную информацию и статистические данные, сделаны выводы об эффективности реализуемых мер поддержки для формирования устойчивого кадрового потенциала медицинских организация Запорожской области.
Ключевые слова: медицинские кадры, кадровая обеспеченность, здравоохранение, новые субъекты Российской Федерации, меры социальной поддержки.
DEVELOPMENT OF HUMAN RESOURCES AS A FACTOR OF ACCESSIBILITY OF MEDICAL CARE TO THE POPULATION OF THE ZAPOROZHYE REGION
B.A. Alexandrov, D.V. Gafurov, I.V. Sklyannaya
Ministry of Health of the Zaporizhia region, Melitopol
Significance. Providing healthcare organizations with qualified personnel is an integral part of the development and transformation of the industry. The availability and quality of medical care directly depends on the level of professionalism of the medical community.
The purpose of the study. To consider the experience of providing medical personnel in the liberated regions of the Russian Federation on the example of the Zaporozhye region.
Materials and methods. The analytical and statistical basis of the study is the data received from the Ministry of Health of the Zaporozhye region, Rosstat, as well as data from a sociological study conducted by us on the territory of the Zaporozhye region.
Results. The information on the staffing of medical workers, the amount of wages, measures of social support for doctors and nursing staff, data on training and recruitment of personnel in the context of the Zaporozhye region is analyzed. The salary level for medical workers of the Zaporozhye region in the context of the Russian Federation is also analyzed.
Discussion. After the start of the Special Military Operation, many specialists left the territory of the Zaporozhye region, creating a shortage of professional medical personnel in the region. The implemented support measures are aimed at eliminating the shortage of personnel in Zaporozhye healthcare. The analysis of staff numbers, wages and social support measures contribute to the analysis of the current situation in the region.
Conclusions. Having analyzed the received information and statistical data, conclusions are drawn about the effectiveness of the implemented support measures for the formation of a sustainable human resource potential of medical organizations in the Zaporozhye region.
Keywords: medical personnel, staffing, healthcare, new subjects of the Russian Federation, social support measures.
Введение. Под медицинскими кадрами стоит понимать работников здравоохранения (врачи, средний и младший медицинский персонал), которые обеспечивают работу отрасли с целью сохранения жизни и здоровья граждан, а также проведение профилактических мероприятий для предотвращения развития различных заболеваний.
В «Стратегии развития кадровых ресурсов здравоохранения до 2030 года», опубликованного ВОЗ, отмечено, что «эффективность системы здравоохранения зависит от качества трудовых ресурсов, которые способны реагировать на вызовы и приоритеты XXI века» [1].
Медицинские кадры являются ценным и значимым ресурсом, обеспечивающим результативность и эффективность деятельности целостной системы здравоохранения [2].
Минимизация кадрового дефицита и развитие кадрового потенциала в здравоохранении, особенно в новых субъектах Российской Федерации, является одной из форм гарантирования конституционного права на охрану здоровья граждан и оказания им медицинской помощи, закрепленного в ст. 41 Конституции Российской Федерации [3].
Главными проблемными зонами в обеспечении кадрами отрасли здравоохранения Российской Федерации являются: дефицит квалифицированных медицинских кадров; неравномерный уровень оплаты труда, приводящий к неравномерному распределению медицинских работников по социально-экономическому признаку между субъектами России; дефицит региональных мер поддержки; недостаточное финансирование медицинских учебных заведений, в том числе научно-практических кафедр [4].
Особенно остро данные проблемные зоны отражаются на развитии кадровой обеспеченности в освобожденных регионах Российской Федерации из-за военного положения и нестабильной социально-политической ситуации в регионе.
Для определения основных шагов к решению проблемных зон в области обеспеченности медицинскими кадрами в освобождённых регионах, обратимся к опыту Запорожской области.
Цель. Рассмотреть опыт обеспечения медицинскими кадрами в освобождённых регионах Российской Федерации на примере Запорожской области.
Материалы и методы. Аналитической и статистической базой исследования служат данный полученные от Минздрава Запорожской области, Росстата, а также данный из проведенного нами социологического исследования на территории Запорожской области.
Результаты. Особенности кадрового потенциала в Запорожской области
После начала Специальной военной операции (СВО) не менее 50% специалистов-врачей покинули территорию Запорожской области. Тем самым, на фоне ведущихся боевых действий и недостаточного уровня медицинского образования на Украине, запорожское здравоохранение столкнулось с резким дефицитом медицинских кадров.
Тем не менее, на сегодняшний день необходимо отметить важные положительные сдвиги в этой области. В медицинских организациях, подведомственных Минздраву Запорожской области, по состоянию на 1 июля 2024 г. осуществляют трудовую деятельность 1013 врачей и 3650 представителей среднего медицинского персонала, которые оказывают первичную, специализированную (в т.ч. высокотехнологичную) и скорую медицинскую помощь в медицинских организациях разного уровня.
Сравнительный анализ 2024 и 2022 гг. демонстрирует, что количество врачей, работающих в больницах, увеличилось на 5,5 % и составляет 608 человек; рост численности среднего медицинского персонала составил 20,2% (рисунок 1).
Рисунок 1. Число медицинских работников в больницах Запорожской области, в абс. числах
Таким образом, обеспеченность населения врачами, оказывающими специализированную медицинскую помощь за 2023 г. составляет 11,1 на 10000 населения, что на четверть ниже среднего показателя по Российской Федерации (14,6 на 10 000 населения)
Также важно рассмотреть изменение численности медицинских специалистов, работающих в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь.
Рисунок 2. Число медицинских сотрудников, работающих в Центрах первичной медико-санитарной помощи, в абс. числах
При рассмотрении динамики с 2022 по 2024 год отмечаем, что количество врачей, работающих в ЦПМСП, увеличилось на 5,2 % и составляет 238 человек, в то же время численность среднего медицинского персонала увеличилась на 44,1 % и составила 788 сотрудников (рисунок 2).
Несмотря на это, обеспеченность населения врачами, оказывающими первичную медико-санитарную помощь по итогу 2023 года составила 4,5 на 10000 населения, более чем в пять раз ниже среднероссийского показателя (23,2 на 10000 населения). Разница регионального показателя со среднероссийским демонстрирует значительный дефицит медицинских работников в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь.
В целом тенденция к увеличению численности кадров с 2022 года по настоящее время характеризует заинтересованность медицинских работников осуществлять трудовую деятельность в медицинских организациях Запорожской области. Также прирост связан с тем, что специалисты, покинувшие область в начале СВО, начинают возвращаться и восстанавливаться на своих рабочих местах.
Однако в Запорожской области, как и в целом по Российской Федерации, отмечается ежегодное увеличение кадрового дефицита. Ежегодный приток молодых специалистов, окончивших медицинские ВУЗы и ССУЗы, не устраняет имеющийся дефицит в связи с большой долей медиков предпенсионного и пенсионного возраста.
Острую проблему дефицита кадров подтверждает проведенное нами социологическое исследование. В ходе исследования опрошено 1630 респондентов (жителей Запорожской области) путем анонимного анкетирования через Яндекс формы.
Опрос охватил 13 муниципальных образований Запорожской области и 3 города областного значения. Основные вопросы: «С какими проблемами сталкивались при посещении медицинской организации Запорожской области?» и «Как Вы считаете, что нужно улучшить в сфере здравоохранения Запорожской области?».
На первый вопрос необходимо было выбрать несколько вариантов ответов из предложенных. Результаты оказались следующими.
Большинство респондентов отмечают нехватку медицинских кадров в здравоохранении (24 %). Вторым выбором по значимости является сложность записи на прием (17%) (рисунок 3). Отметим, что этот показатель напрямую зависит от насыщенности медицинских организаций кадрами, тем самым первые два индикатора можно считать взаимодополняющими.
Рисунок 3. Результаты опроса на вопрос «С какими проблемами сталкивались при посещении медицинской организации Запорожской области?», в абс. числах
Второй вопрос являлся открытым, где респонденту давалась возможность ответить самостоятельно (или не отвечать).
Из 1630 на этот вопрос ответили 1100 человек.
Рисунок 4. Результаты опроса на вопрос «Как Вы считаете, что нужно улучшить в сфере здравоохранения Запорожской области?», в абс. числах
Большинство респондентов (32 %) считают приоритетным решение вопроса с нехваткой специалистов в сфере здравоохранения (рисунок 4).
Таким образом, опираясь на данные социологического исследования, можно констатировать, что дефицит медицинских кадров в здравоохранении существует и замечается населением Запорожской области.
Меры социальной поддержки для развития кадрового потенциала
С целью устранения дефицита медицинских работников Правительством Российской Федерации и Правительством Запорожской области реализуются необходимые меры.
В первую очередь, стоит обратиться к части 2 статьи 72 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», в которой содержится дефиниция, согласно которой органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам за счет, соответственно, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов [5].
На территории Российской Федерации не первый год реализуется государственная программа «Развитие здравоохранения», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 № 1640, которая включает в себя программу «Земский доктор/Земский фельдшер» [6].
С целью реализации программы «Земский доктор/Земский фельдшер» на территории Запорожской области принято постановление Правительства Запорожской области от 30.08.2023 № 245 «Об утверждении Порядка предоставления в 2024 году и в плановом периоде 2025, 2026 годов единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам, а также акушеркам и медицинским сестрам фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий, центров (отделений) общей врачебной практики (семейной медицины), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек» [7].
Оценивая особенности работы медицинского персонала в условиях военного положения, проработан порядок и определен механизм предоставления единовременных компенсационных выплат на территории Запорожской области.
Так, врачам предусмотрена выплата в размере 2 млн рублей, а фельдшерам, акушеркам и медицинским сестрам фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий, центров (отделений) общей врачебной практики (семейной медицины) - в размере 1 млн рублей. В 2024 году такие выплаты получат 25 врачей и 20 специалистов из числа среднего медицинского персонала.
Также органами исполнительной власти Запорожской области прорабатывается вопрос о частичной компенсации арендной платы по договору аренды (найма) жилья медицинским работникам.
Уровень заработной платы медицинских работников Запорожской области.
Престиж медицинской деятельности и эффективность работы медиков во многом зависит от уровня оплаты труда в медицинских организациях. Сам уровень оплаты труда определяется согласно функционалу и среде, где осуществляет свою трудовую деятельность медицинский работник [8].
Отметим, что достойная заработная плата является основополагающим фактором привлечения медицинских кадров в регион.
На сегодняшний день средняя заработная плата в медицинских организациях, подведомственных Министерству здравоохранения Запорожской области, имеет тенденцию к постоянному увеличению.
Рисунок 5. Средняя заработная плата медицинских работников в Запорожской области, в руб.
В 2022 году средняя заработная плата врачей составляла 73083 рублей, в 2023 году - 88787 рублей (рост на 21,5%), в 2024 году по результатам 8 месяцев – 93484 (рост на 5,3% к 2023 году) (рисунок 5).
Средний уровень заработной платы среднего медицинского персонала в 2022 году составлял 45251 рублей, в 2023 году – 55276 рублей (рост на 22,2%), в 2024 году по результатам 8 месяцев - 58141 рубль (рост на 5,2%) (рисунок 5).
Такая же тенденция наблюдается у медицинских работников, оказывающих помощь в стационарных условиях (рисунок 6).
Рисунок 6. Средняя заработная плата медицинских работников, оказывающие медицинскую помощь в стационарных условиях, в руб.
Заработная плата врачей, оказывающих специализированную помощь, в 2024 году превышает среднюю заработную плату врачей в Запорожской области на 3,3%. Для среднего медицинского персонала эта разница составляет уже 17%.
Заработная плата медицинских работников, оказывающих первичную медико-санитарную помощь в Запорожской области хоть и ниже средней заработной платы по региону, но также имеет неуклонный рост (рисунок 7).
Рассматривая в контексте общероссийского значения заработную плату врачей
в 2022 г. – 98909 руб., в 2023 г. – 108961 руб., за 6 месяцев 2024 г. – 116663 руб., [9] можно сделать вывод, что показатель значительно ниже. Так, разница между Российской Федерацией и Запорожской областью в 2022 году составляла 26%, в 2023 году - 14,4%, за 6 месяцев 2024 года - 19,8%.
Рисунок 7. Средняя заработная плата медицинских работников, оказывающих первичную медико-санитарную помощь в Запорожской области, в руб.
Таким образом, по данным Росстата и оперативную информацию регионального Минздрава, Запорожская область в 2023 году располагалась на 39 месте в сравнении с другими регионами Российской Федерации, а по состоянию на июль 2024 года - на 42 месте.
Рассматривая в контексте общероссийского значения заработную плату среднего медицинского персонала: в 2022 г. – 48551 руб., в 2023 г. – 53084 руб., за 6 месяцев 2024 г.
– 59152 руб., [9] можно сделать вывод, что показатель соответствует общероссийскому.
Так, по данным Росстата и оперативную информацию регионального Минздрава, Запорожская область в 2023 году располагалась на 21 месте в сравнении с другими регионами Российской Федерации. По состоянию на июль 2024 года Запорожская область располагается на 24 месте.
Работа с учебными заведениями для развития кадрового потенциала
Одним из важных индикаторов повышения удовлетворённости и доступности медицинской помощи остается обучение и привлечение в медицинские организации молодых специалистов [10].
На сегодняшний день на подконтрольной России территории Запорожской области отсутствует собственный медицинский ВУЗ, что отрицательно сказывается на подготовке специалистов в области здравоохранения. Абитуриенты Запорожской области в рамках целевого набора поступают в ВУЗы других регионов: Республику Крым, Москву, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Курск, Воронеж и другие города Российской Федерации.
В период 2023 - 2024 года 98 специалистов направлено на обучение на основании договоров о целевом обучении по программам специалитета и 28 специалистов - по программам ординатуры.
Также важно уделять внимание подготовке медицинских сестер, фельдшеров и других работников здравоохранения на базе среднего профессионального образования.
Подготовка среднего медицинского персонала проводится на базе двух колледжей, расположенных в гг. Мелитополь и Бердянск Запорожской области. По состоянию на 2024 год, в колледжах обучается свыше 1500 человек на бюджетной основе по разным профилям медицинской и фармацевтической деятельности.
Таким образом, в Запорожской области формируется потенциальный кадровый резерв для медицинских организаций.
Заключение. Анализируя меры по привлечению и стимулированию медицинских работников на территории Запорожской области, можно констатировать следующее.
- В Запорожской области активно привлекаются медицинские кадры, в том числе в рамках программы Земский доктор/Земский фельдшер. Данный подход помогает устранить кадровый дефицит в центральных районных больницах Запорожской области, тем самым повышая доступность для населения в получении медицинской помощи первого и второго уровня.
- К сожалению, дотационный характер бюджета региона препятствует формированию региональных мер социальной поддержки медиков. Тем не менее, прорабатываются меры для предоставления жилья нуждающимся сотрудникам медицинских организаций с целью базовой поддержке.
3. Заработная плата врачей региона заметно ниже среднероссийского уровня, что в условиях военного положения препятствует притоку медицинских кадров в регион.
4. Ведется активная работа по формированию кадрового резерва среди студентов и выпускников высших медицинских учебных заведений, а также абитуриентов, направленных на обучение в рамках целевого приема.
5. Действующие средние специальные учебные заведения, а также существующий уровень заработной платы позволяют в достаточной мере обеспечить область средним медицинским и фармацевтическим персоналом.
6. Благодаря развитию специализированных видов медицинской помощи наблюдается приток кадров в медицинские организации, оказывающие помощь в стационарных условиях, но сохраняется значительный дефицит кадров в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь.
Список литературы
1. Куделина О.В., Киллякова Е.Ю. Проблемы управления и развития кадровых ресурсов системы здравоохранения. Международный опыт. Экология человека. 2018;8
2. Чесноков П.Е., Сеченых А. Н., Антоненков Ю. Е. Медицинские кадры региона и их подготовка в вузе. Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья имени Н. А. Семашко. 2012;4
3. Гафуров Д.В. Минимизация кадрового дефицита медицинских кадров в субъектах России как гарантия конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь. Право и государство в современном мире: состояние, проблемы, тенденции развития : Материалы международной научно-теоретической конференции – X Международные «Мальцевские чтения» – памяти заслуженного деятеля науки Российской Федерации, члена-корреспондента РАН, доктора юридических наук, профессора Мальцева Г.В., – Белгород: ООО ГиК, 2023:153-159
4. Бурдастова Ю.В. Проблемы развития кадрового потенциала в сфере здравоохранения. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2020;S2.
5. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (посл. ред.). Консультант Плюс: сайт [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/
6. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1640 (ред. от 13.07.2024) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» Консультант Плюс: сайт [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/
7. Постановление Правительства Запорожской области от 30.08.2023 № 245 «Об утверждении Порядка предоставления в 2024 году и в плановом периоде 2025, 2026 годов единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам, а также акушеркам и медицинским сестрам фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий, центров (отделений) общей врачебной практики (семейной медицины), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек» Администрация Губернатора и Правительство Запорожской области: сайт [Электронный ресурс]. – URL: https://zo.gov.ru/docs/download/1613
8. Улумбекова Г.Э. Анализ численности, структуры и квалификации медицинских кадров в Российской Федерации и ключевые задачи кадровой политики на период до 2020 г. Медицинское образование и профессиональное развитие. 2010;1 (1)
9. Итоги федерального статистического наблюдения в сфере оплаты труда отдельных категорий работников социальной сферы и науки в 2022 – 2024 гг. Федеральная служба государственной статистики: сайт [Электронный ресурс]. – URL: https://rosstat.gov.ru/labor_market_employment_salaries
10. Кучеренко В.З., Эккерт Н.В. Основные направления совершенствования подготовки врачебных кадров. Общественное здоровье и здравоохранение. 2013;4
References
1. Kudelina O.V., Killyakova E.Yu. Problemy` upravleniya i razvitiya kadrovy`x resursov sistemy` zdravooxraneniya [Problems of management and development of human resources of the healthcare system]. Mezhdunarodny`j opy`t. E`kologiya cheloveka [International experience. Human ecology]. 2018;8
2. Chesnokov P.E., Secheny`x A. N., Antonenkov Yu. E. Medicinskie kadry` regiona i ix podgotovka v vuze [Medical personnel of the region and their training at the university]. Byulleten` Nacional`nogo nauchno-issledovatel`skogo instituta obshhestvennogo zdorov`ya imeni N. A. Semashko [Bulletin of the National Research Institute of Public Health named after N. A. Semashko]. 2012;4
3. Gafurov D.V. Minimizaciya kadrovogo deficita medicinskix kadrov v sub``ektax Rossii kak garantiya konstitucionnogo prava na oxranu zdorov`ya i medicinskuyu pomoshh`. Pravo i gosudarstvo v sovremennom mire: sostoyanie, problemy`, tendencii razvitiya[Minimizing the shortage of medical personnel in the subjects of Russia as a guarantee of the constitutional right to health protection and medical care. Law and the state in the modern world: state, problems, development trends]: Materialy` mezhdunarodnoj nauchno-teoreticheskoj konferencii – X Mezhdunarodny`e «Mal`cevskie chteniya» – pamyati zasluzhennogo deyatelya nauki Rossijskoj Federacii, chlena-korrespondenta RAN, doktora yuridicheskix nauk, professora Mal`ceva G.V., – Belgorod: OOO GiK, 2023:153-159
4. Burdastova Yu.V. Problemy` razvitiya kadrovogo potenciala v sfere zdravooxraneniya [ Problems of human resource development in the field of healthcare]. Problemy` social`noj gigieny`, zdravooxraneniya i istorii mediciny`[Problems of social hygiene, health care and the history of medicine]. 2020;S2.
5. Federal`ny`j zakon ot 21.11.2011 № 323-FZ «Ob osnovax oxrany` zdorov`ya grazhdan v Rossijskoj Federacii» (posl. red.) {Federal Law No. 323-FZ dated 11/21/2011 "On the basics of protecting the health of citizens in the Russian Federation" (post. ed.)]. Konsul`tant Plyus: sajt [E`lektronny`j resurs]– URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/
6. Postanovlenie Pravitel`stva RF ot 26.12.2017 № 1640 (red. ot 13.07.2024) «Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy` Rossijskoj Federacii «Razvitie zdravooxraneniya» [Decree of the Government of the Russian Federation dated 12/26/2017 No. 1640 (ed. dated 07/13/2024) "On approval of the State program of the Russian Federation "Development of healthcare"] Konsul`tant Plyus: sajt [E`lektronny`j resurs]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/
7. Postanovlenie Pravitel`stva Zaporozhskoj oblasti ot 30.08.2023 № 245 «Ob utverzhdenii Poryadka predostavleniya v 2024 godu i v planovom periode 2025, 2026 godov edinovremenny`x kompensacionny`x vy`plat medicinskim rabotnikam (vracham, fel`dsheram, a takzhe akusherkam i medicinskim sestram fel`dsherskix i fel`dshersko-akusherskix punktov, vrachebny`x ambulatorij, centrov (otdelenij) obshhej vrachebnoj praktiki (semejnoj mediciny`), priby`vshim (pereexavshim) na rabotu v sel`skie naselenny`e punkty`, libo rabochie poselki, libo poselki gorodskogo tipa, libo goroda s naseleniem do 50 ty`syach chelovek» Administraciya Gubernatora i Pravitel`stvo Zaporozhskoj oblasti: sajt [E`lektronny`j resurs]– URL: https://zo.gov.ru/docs/download/1613
8. Ulumbekova G.E`. Analiz chislennosti, struktury` i kvalifikacii medicinskix kadrov v Rossijskoj Federacii i klyuchevy`e zadachi kadrovoj politiki na period do 2020 g.[Analysis of the number, structure and qualifications of medical personnel in the Russian Federation and key tasks of personnel policy for the period up to 2020]. Medicinskoe obrazovanie i professional`noe razvitie [Medical education and professional development]. 2010;1 (1)
9. Itogi federal`nogo statisticheskogo nablyudeniya v sfere oplaty` truda otdel`ny`x kategorij rabotnikov social`noj sfery` i nauki v 2022 – 2024 gg.[The results of the federal statistical observation in the field of remuneration of certain categories of workers in the social sphere and science in 2022-2024].Federal`naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki: sajt [E`lektronny`j resurs].– URL: https://rosstat.gov.ru/labor_market_employment_salaries.
10. Kucherenko V.Z., E`kkert N.V. Osnovny`e napravleniya sovershenstvovaniya podgotovki vrachebny`x kadrov[The main directions of improving the training of medical personnel].Obshhestvennoe zdorov`e i zdravooxranenie[Public health and healthcare]. 2013;4
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Acknowledgments. The study had no sponsorship.
Conflict of interest. The author declares that there is no conflict of interest.
Сведения об авторах
Александров Борис Александрович – кандидат медицинских наук,
Министр здравоохранения Запорожской области, 272319, Запорожская область,
г. Мелитополь, пр-кт Богдана Хмельницкого, д. 46
Гафуров Денис Витальевич – Помощник министра здравоохранения Запорожской области, 272319, Запорожская область, г. Мелитополь, пр-кт Богдана Хмельницкого, д. 46
Склянная Ирина Владимировна – заместитель министра здравоохранения Запорожской области, 272319, Запорожская область, г. Мелитополь, пр-кт Богдана Хмельницкого, д. 46
About the authors
Alexandrov Boris Alexandrovich - PhD of Medical Sciences, Minister of Health of the Zaporozhye region, 272319, Zaporozhye region, Melitopol, Bogdan Khmelnitsky ave., 46
Denis Vitalievich Gafurov – Assistant to the Minister of Health of the Zaporozhye region, 272319, Zaporozhye region, Melitopol, Bogdan Khmelnitsky ave., 46
Sklyannaya Irina Vladimirovna - Deputy Minister of Health of the Zaporozhye region, 272319, Zaporozhye region, Melitopol, Bogdan Khmelnitsky ave., 46
Статья получена: 06.08.2024 г.
Принята к публикации: 20.12.2024 г.
URL: http://healthproblem.ru/magazines?textEn=1488 (date of access: 28.12.2024).